Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина — Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
А. Н. Островский использует в этом произведении:
Проблематика
В пьесе поднимается множество важных проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни.
Критика
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов.
Н. А. Добролюбов
Публицист Н. А. Добролюбова в 1860 году написал статью «Тёмное царство», в которой назвал «лучом света» Катерину. Для него пьеса стала отражением житейских и экономических отношений того времени. Добролюбов уловил дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнётом. Протест героини «Грозы» был для критика прямым доказательством обречённости «тёмного царства». « Известно, – утверждал Добролюбов, – что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых». Образ Катерины у критика получил обобщающее значение – как утверждение той скрытой силы, которая не может не пробудиться в естественном стремлении народа к свободе.
Д. И. Писарев
Знаменитый публицист Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» критически отнесся к драматизму и лиричности произведения. В поступках Катерины он нашёл безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Критик задаёт читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда? Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности? По его мнению, драма просто обличает народную глупость. Писарев называет Катерину не «лучом света в тёмном царстве», а «бесплодным» явлением. Критик считает, что она не сделала ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих.
А. А. Григорьев
В критической работе «После «Грозы» Островского» А. А. Григорьев положительно отзывается о произведении и обращает внимание на точно переданный дух народа. По его мнению, Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех её проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства в пьесе определяется словом «народность». Трагизм «Грозы» он отодвигает на второй план, на первый план выносится красота и поэтичность русской природы, провинциальный быт. « Гроза» для Григорьева – это поэтическое царство народной жизни.
Общая оценка в русской критике
После авторских чтений «Грозы», её первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками. Особое внимание приковывает тот факт, что пьеса вышла за несколько лет до отмены крепостного права. Видимо, возникшие в преддверии этого события волнения обострили внимание критиков и литературоведов к произведению Островского. Равнодушным пьеса не оставила никого. Каждый нашёл в драме что-то близкое себе, своим принципам и пониманию жизненного уклада.
Значение произведения
В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Писатель показал, что сильный и смелый человек не может счастливо существовать в обществе, где всё основано на страхе, обмане и подчинении. А. Н. Островский обратил внимание на обречённость патриархального мира. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Самое главное – Островский познакомил нас с психологией русского человека.
Уже на протяжении более ста лет пьеса пользуется успехом у читателей и театральных зрителей. Пьеса нашла своё воплощение и кинематографе. Произведение входит в обязательную школьную программу по русской литературе.
Анализ произведения “Гроза” А. Островского
Существуют некоторые трудности в определении жанра пьесы «Гроза». Выбор точки зрения зависит от того, как рассматривать основной конфликт произведения. Если в центр поставить конфликт Катерины с деспотичной свекровью (семейно-бытовой конфликт), то «Гроза» – драма. События происходят в современный автору период, воспроизводится частная жизнь, герои – обычные люди. Если поставить в центр конфликт патриархальных устоев и новой морали, ориентированной на ценность человеческой личности, то пьеса приобретает характер трагедии. Главный конфликт происходит в душе героя. Исход трагедии – гибель героя. Сам драматург определял жанр своего произведения как драму. Определённо можно сказать, что в пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Направление: реализм.
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский отобразил быт и нравы провинциального городка, а созданные им характеры героев максимально приближены к реальным.
В произведении нашли воплощение черты реализма, такие как зависимость при изображении характера человека:
Важнейшие черты реализма пьесы «Гроза»: историзм, народность и психологизм – точное воссоздание конфликта эпохи (столкновение старого и нового миров), отражение демократических идеалов, изображение сложного внутреннего мира человека.
Действие разворачивается в провинциальном городке Калинове. Катерина страдает в браке со слабовольным Тихоном и тайно мечтает о Борисе, с которым они только перебрасываются взглядами на улице и в церкви. Варвара организует влюбленным свидания во время двухнедельного отъезда Тихона. После приезда мужа раскаявшаяся Катерина признается ему во всем. Не выдержав общественного порицания и не находя смысла в дальнейшей жизни, главная героиня бросается в Волгу.
Ниже приведено краткое содержание по действиям.
Действие 1
Из беседы между Кудряшом, Кулигиным, мещанином Шапкиным, а затем Борисом вырисовывается образ города Калинова и нравы его обитателей.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе!» — удрученно восклицает Кулигин.
Купец Дикой грубо отчитывает племянника. Борис рассказывает Кулигину, что дядя делает это нарочно, чтобы не отдавать ему часть наследства. Бабушка прописала в наследственной грамоте условие, что он и его сестра получат свои доли, только если будут к дяде почтительны.
На набережной Волги появляется семейство Кабановых. Из разговора становится понятно, какие тяжелые царят в семье отношения. После ухода Кабанихи и Тихона, Варя жалеет Катерину. Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой.
Действие 2
Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки. Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия.
Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом.
Действие 3
Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова. Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто».
Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей. Варя, не задумываясь, обманывает мать и бегает через калитку на свидания с человеком, которого едва ли любит — скорее проводит с ним время от скуки.
Совсем другое отношение к любви у Катерины. Она бросается в любовь как в омут и вся отдается этому чувству. На протяжении десяти дней она встречается с Борисом и это время ей кажется самым счастливым в жизни.
Действие 4
В крытой полуразрушенной галерее от приближающейся грозы прячутся люди. Кулигин подходит к купцу Дикому и предлагает ему свои идеи по улучшению благосостояния города. Тот раздраженно его прогоняет.
Под своды заходит семейство Кабановых. Катерина дрожит, опасаясь грозы. Варвара пытается ее успокоить. Ситуация усугубляется тем, что снова появляется полусумасшедшая барыня и угрожает Катерине омутом и предстоящим адом. Главная героиня пытается молиться, но видит на стене галереи полуистлевший образ геенны огненной. Все эти совпадения поражают ее воображение и она не в силах больше скрывать свой грех. Катерина признается в измене мужу прямо на публике. Тихон пытается удержать ее от признания. Кабаниха злорадствует.
Действие 5
Тихон беседует с Кулигиным. Он признается, что ему жаль жену, хотя и пришлось ее «побить немножко», так как на этом настаивала «маменька». Также из беседы выясняется, что Варенька, не выдержав упреков со стороны матери, сбежала из дома с Кудряшом.
Катерина в последний раз встречается с Борисом. Он рассказывает ей о том, что дядя отправляет его на работу в Тяхту (Сибирь).
После ухода Бориса Катерина произносит свой прощальный монолог. Многие критики и литературоведы считают его вторым кульминационным моментом в книге. Первый — это сцена признания в измене.
Встревоженный Тихон бросается на поиски жены, в этом ему помогают местные жители. Тело находит Кулигин. Он приносит Катерину на руках со словами, что теперь душа ее находится перед судьей, «который милосерднее вас».
Тихон упрекает мать в том, что это она погубила Катерину и в отчаянии падает на труп супруги.
История создания
Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована. Она имела необычайный успех на публике и вызвала широкую общественную дискуссию.
Александр Николаевич Островский (1823—1886) — известный во всем мире драматург. Оказал сильнейшее влияние на развитие русского национального театра. Написал около 50 пьес, многие из которых неоднократно ставились на сцене и экранизировались.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Долгое время считалось, что «Гроза» была написана на основе реальных событий. 10 ноября 1859 года мещанка из Костромы Александра Клыкова была найдена утопленной в Волге. История ее жизни очень походила на судьбу Катерины. Она также была набожной православной, мучилась от деспотизма свекрови и тайно от мужа любила другого человека. Поскольку «Гроза» была напечатана в 1860 году, то многие критики связали историю несчастной Клыковой с сюжетом только что вышедшей пьесы.
Позднейшие исследования доказали, что Александра Клыкова не могла быть прототипом Катерины. « Гроза» была начата драматургом в июле 1859 года и окончена к 9 октября 1859. Некоторое время пьеса проходила цензуру и была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в первом номере за 1860 год. Почти буквальное совпадение событий пьесы с реальной историей из жизни доказывает, что автор сумел угадать характерные социальные явления и процессы, которые происходили в то время в российском обществе.
На написание пьесы Островского вдохновили следующие события:
Впервые «Гроза» была поставлена на сцене Малого театра в Москве. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. Роль Катерины исполнила та самая Косицкая, в которую был влюблен автор пьесы.

Александр Островский приступил к написанию пьесы «Гроза» в июле 1859 года. Писатель окончил работу над произведением уже 9 октября. Идея написания пьесы родилась под впечатлением от путешествия по Волге. Эта экспедиция была организована морским министерством. Цель поездки – изучение быта и обычаев жителей России. Островский, посещая разные приволжские города, наблюдал за укладом жизни и характером людей, собирал интересные истории.
Прототипы
Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы». Писатель совместил несколько похожих историй и положил их в основу пьесы, в результате чего получилась истинно народная реалистичная драма.
Публикация и постановки
Литературная и сценическая судьбы пьесы сложились удачно. Так, 14 октября 1859 года Островский отправил рукопись на суд критиков. Пьеса благополучно прошла цензуру и была поставлена в Малом академическом театре в Москве уже 16 ноября 1859 года. В Петербурге спектакль впервые прошёл на сцене Александринского театра 2 декабря 1859 года. Премьеры «Грозы» в столичных театрах прошли с огромным успехом.
В печатном варианте пьеса появилась в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения» и сразу же после выхода вызвала широкий общественный резонанс. Тема, которая была затронута в пьесе, произвела на современников огромное впечатление и вызвала нешуточную дискуссию. Пьесу отнесли к разряду наиболее злободневных явлений театрального искусства и литературы.
Город Калинов. Иллюстрация С. Герасимова
Купец Дикой – самодур, злобный и жадный – отчитывает своего племянника Бориса на глазах у жителей города. Дикой – единственный родственник Бориса и его сестры, и по уговору он отпишет им свое имущество, если те будут послушны и во всем угодливы.
Когда Дикой уходит, Борис признается знакомым Кулигину и Кудряшу, что ему трудно жить в городе Калинове, так как он совершенно не понимает здешних традиций.
Кулигин убежден, что честное дело не принесет тут прибыли. Он мечтает о том, что изобретет для человечества нечто полезное, например, громоотвод. Проходящая мимо странница Феклуша уверяет всех, что их город – это земля обетованная.
Борис явно осознает, что мечты об изобретении механизмов несбыточны. Он понимает также, что не хочет провести всю свою молодость в этом богом забытом месте.
Наедине с собой Борис вспоминает девушку, в которую влюбился, – Екатерину Кабанову. Беда в том, что она замужем.
Дикой. Кадр из фильма “Гроза”. 1933
Появляются Катерина, ее муж Тихон, его мать купчиха Кабанова и сестра Варвара. Мать упрекает Тихона в том, что она ему надоела, что жена для него важнее, что вскоре он забудет о почтении к ней. Тихона утомили эти нравоучения, но он продолжает унижаться перед матерью. Катерина также убеждает свекровь в обратном. Но Кабаниха откровенно сожалеет, что ее сын мямля и такого мужа жена бояться не будет. Таковы ее взгляды на то, какой должна быть семья.
Тихон нехотя соглашается с ней. Когда она отходит, жалуется на свою жизнь и в расстройстве отправляется пить к Дикому.
Варвара и Катерина откровенны друг с другом. Катерина вспоминает детство и юность, как она была счастлива, признается, что уже не любит мужа, что чувствует близость окончания жизни.
Варвара, желая успокоить Катерину, намекает ей на связь с Борисом.
На площади появляется безумная Барыня, кричащая о том, что красота тянет в омут. Слова старухи встревожили Катерину. Впоследствии они оказались пророческими.
Возвращается Кабанов, и семья идет домой.
Тихону необходимо отправиться в другой город на две недели. Семье предстоит церемония прощания, которой руководит Кабаниха. Кабанов повторяет за матерью наставления для жены: не прекословь, почитай свекровь как мать свою, не сиди без дела, не заглядывайся на парней. Эти слова унижают как Тихона, так и его жену. Катю не оставляет предчувствие приближающейся трагедии. Она умоляет мужа не уезжать или же взять ее с собой. Но он твердо решил погулять на воле, вырвавшись из-под гнета матери.
Катерина обнимает мужа на прощанье, но Кабанова заставляет ее кланяться ему в ноги. Свекровь сетует на то, что современная молодежь совершенно забыла о правилах и традициях жизни в их уездном городе. Она ругает Катю за то, что та не плачет об отъезде мужа. Купчиха рада, что в доме есть старшее поколение, которое научит как надо жить.
Одинокую Катерину настораживает тишина. Она скучает. Метает о детях, о самореализации в каком-нибудь труде.
Варя отправляется на вечернюю прогулку и тихонько говорит Кате, что не закрыла калитку, намекая ей на возможность встречи с Борисом. Девушка сомневается, она хочет оставаться верной женой.
Борис тоже понимает аморальность своих чувств к замужней женщине, но хочет увидеться с ней.
Для пожилых людей дом Кабанихи – рай, только здесь соблюдены все старинные устои. Москва для них – греховный город, делающий людей несчастными.
Появляется Дикой. Он пьян и хочет поговорить по душам. Он жалуется, что всем от него нужны деньги, что он очень недоволен племянником. В поисках дяди к дому подходит Борис. Они с Кулигиным видят целующихся Варю и Кудряша. Девушка намекает Борису, что у оврага его ждет Катерина.
Влюбленные встречаются, признаются друг другу в чувствах, назначают новую встречу.
Прошло 10 дней. Возвращается Тихон.
На городской площади гуляют люди. Видно, как на город движется гроза. Дикой ругает Кулигина за глупое, по его мнению, стремление изобрести громоотвод.
Толпа расходится. Сцена пустеет. Прогремел гром.
Катерина задумчива и грустна. Тихон, видя, что с женой происходит что-то страшное, просит ее рассказать обо всем. К ним подходит Борис, кланяется. Катя бледнеет и чуть не падает в обморок. Варя жестом просит Бориса уйти, боясь, что все может открыться матери.
Люди бурно обсуждают приближающуюся бурю. Катя шепчет Тихону, что эта стихия погубит ее. Никто не понимает ее состояния. Варя предлагает помолиться, а Кабанов зовет жену домой.
Сумасшедшая Барыня кричит, обращаясь к Катерине, что от Бога не уйти, что пора в омут. Девушка в порыве безумства во всем признается мужу и свекрови – пока мужа не было полторы недели, она гуляла с Борисом.
Иллюстрация А. Парамонова
Тихон признается Кулигину, что мог бы простить Катерину, если бы не поучения маменьки. Он считает, что отчасти его мать виновата в измене Кати – она съедала ее поедом. Семья окончательно распадается. Варвара сбегает с Кудряшом.
Катерина исчезает, все бросаются ее искать.
Катя одна на берегу реки. Она уверена, что вместе с собой погубила и возлюбленного. Она зовет Бориса, тот приходит на ее зов. Он утешает ее, но говорит, что вынужден ехать в Сибирь и взять ее с собой не может. Катя просит его молиться за нее. Когда Борис уходит, она бросается в реку.
Слышны крики, что кто-то бросился в воду. Тихон, понимая, что это его жена, пытается броситься за ней, но Кабаниха останавливает сына. Тело приносит Кулигин. Он кричит Кабановым, что теперь они могут делать с ней, что им вздумается, но ее душа свободна. Бог будет милосерднее к ней.
Тихон обнимает мертвую жену, причитает. Ему больно, что она обрела покой, а ему еще предстоит жить и маяться.
Интересные факты
Гроза для главной героини – не научно объяснимое явление природы, а состояние души, страх за собственные грехи. Катерина боится не смерти, а самой себя:
Однако Катерину покарает не безличная гроза. Героиня накажет себя сама. Для Тихона Кабанова гроза – это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка Кулигин уверен, что гроза – это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой считает, что гроза – это наказание Божье, которое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть любого.
Первые слова пьесы.
Кабанова жалуется на свой возраст:
«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».
В пьесе не говорится о возрасте Кабанихи. Можно предположить, что героиня – женщина средних лет. Тихон, сын Марфы Игнатьевны, ещё молодой человек. А купеческие дочери выходили замуж очень рано. Если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.
Прошлая жизнь Катерины.
Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:
«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».
В девичестве Катерина жила согласно традиционному укладу купечества, то есть делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха. В семье Марфы Игнатьевны девушка продолжает соблюдать традиции – причем не «из-под неволи», а искренне. Как ни странно, у Катерины и Кабанихи близкие взгляды на жизнь. Конфликт между героинями возникает из-за различия в отношении к моральным нормам: Кабаниха хочет, чтобы люди следовали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.
Прототип главной героини.
Исследователи считают, что образ Катерины был списан с театральной актрисы Любови Косицкой. С этой женщиной А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. Жизненный путь женщины, её рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины. Сама Косицкая была родом с Поволжья. Биографы Островского писали, что «Сон Катерины» записан с её слов. Любовь Косицкая, как и главная героиня пьесы «Гроза», была верующей и очень любила церковь.
Пьеса «Гроза» получила грандиозный успех у публики. Ее с восторгом воспринимали как современники, так и потомки. Она неоднократно ставилась на сценах лучших театров и много раз экранизировалась.
Роль Катерины играли многие выдающиеся актрисы — например, Мария Ермолова, Алла Тарасова, Вера Пашенная.
Отношение критиков к пьесе было разным и не всегда однозначным. Один из самых известных критиков XIX века Николай Добролюбов увидел в образе Катерины «Луч света в темном царстве» (1860), о чем написал одноименную статью. Его трактовка пьесы получила широко распространение и была популяризирована в советское время. Но были и критические взгляды как на саму пьесу, так и на ее главную героиню.
Большую известность получила критическая статья Дмитрия Писарева «Мотивы русской драмы» (1864). Молодой, но очень одаренный публицист упрекал Катерину в инфантилизме и бесплодной мечтательности, а ее самоубийство называл глупым и бессмысленным поступком.
Сюжет и конфликт пьесы «Гроза» — традиция и особенности
Сюжетно пьеса развивается стандартно:
Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза» — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.
Тематика пьесы и ее герои в решении конфликта
Представители старого мира — Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. Н.А. Добролюбов называет этот старый мир в пьесах Островского
Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины
«Это вы ее убили, маменька!».
Апофеозом протеста становится образ Катерины. Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение
«Отчего люди не летают, как птицы?»
сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.
Развитие конфликтной линии пьесы «Гроза»
Развитие конфликта в драме идет по нескольким сюжетным линиям, это позволяет сделать вывод об универсальности происходящих процессов: стремлении молодого поколения вырваться из-под гнетущей власти старших и зажить своей жизнью, которая изменилась и соответственно требует изменения отношений между людьми.
В решении противостояния участвуют не только главные герои, но и второстепенные, которые подчеркивают косность старого мира, так, например, образ Феклуши воплощает в себе абсурдность.
Внешний конфликт поколений, старого и нового, усиливается внутренним столкновением в душе Катерины. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу. Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Сознание греховности такой любви ясно и для Катерины, и для окружающих. Религиозность героини не позволяет ей скрывать свое чувство и обманывать
«обманывать-то я не умею».
Но и жить после признания в грехе, в семье, где ее бьет по приказанию матери муж, где свекровь вечно будет попрекать и мучить ее, для Катерины невозможно. С точки зрения христианской морали, самоубийство — это грех, поэтому так мучительны ее размышления перед смертью
Сама героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Да и для других персонажей это не грех, а вызов миру Кабанихи и Дикого. Добролюбов назвал самоубийство Катерины
«протестом, доведенным до конца».
Конфликт поколений, решенный в пьесе Островского с такой остротой, раскрывает стремление всех сословий России к изменению жизни, возникшее в пореформенную для страны эпоху.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А. Мазневой (см.»Наша библиотека»)
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие — завязка конфликта
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);
(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),
(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);
(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);
(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);
(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);
Второе действие — развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
В) сведения о характере Катерины
Г) сведения о характере Варвары
(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);
Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).
Четвертое действие — кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);
Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие — развязка
А) безвольное поведение Тихона
«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),
в Катерине зреет решение
(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,
«Маменька, вы ее погубили! «
«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,
по словам Добролюбова, композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А. Мазневой (см. « Наша библиотека»)
Смысл названия
Название пьесы многозначно и символично. Помимо изображения природного явления, образ грозы определяет то состояние, в котором пребывает жизнь в Калинове. Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение. Именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: всенародное покаяние Катерины. Гроза – это душевный переворот, который испытывает героиня пьесы, страх греха, наказания, людского суда. Это символ грядущего очищения и обновления жизни. Такой грозы боятся представители старого поколения, «тёмного царства».
Языковые особенности
Островский хорошо знал язык, на котором говорят его герои. Драматург всегда придавал большое значение речи персонажей. В речи действующих лиц писатель раскрывал их переживания, душевное состояние, отношение к происходящему. Все герои «Грозы» говорят на общенародном языке. Но в речи многих из них есть элементы купеческого, мещанского и церковного жаргона. Это делает каждого персонажа неповторимым.
Свои пьесы Островский создавал для сцены, поэтому он внимательно относился к речевым интонациям своих персонажей. Заботясь о правильном тоне, он использовал ремарки, показывая, как надо произнести те или иные слова. Например, ремарки, сопровождающие реплики Дикого во II явлении 4-го действия: «с сердцем», «гордо», «с гневом», «сердясь все более и более», «сердито».
Также являются средством дополнительной характеристики персонажей «Грозы» имена, отчества и фамилии. Но и отсутствие имён у Островского служит характеристикой. Например, «барыню с двумя лакеями» автор лишает имени и фамилии. Так писатель показывает, что его интересует социальное лицо этого персонажа. Интересно, что слово «помещица» Островский заменяет словом «барыня». Драматургу важно показать её влияние на жизнь калиновцев, в восприятии которых она была именно «барыня».
Жанр, композиция
Жанр пьесы — социально-бытовая драма.
Литературное направление — реализм.
Реализм — это направление в литературе, для которого характерно стремление воспроизводить жизнь в ее наиболее типичных проявлениях.
Пьеса состоит из 5 действий, каждое из которых разбито на 5—10 явлений. Сюжет строится на классическом любовном треугольнике (Тихон— Катерина—Борис).
Анализ композиции произведения:
Система образов
Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в пьесе далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой прямого отношения к Катерине не имеет. Но и он, и другие несюжетные персонажи необходимы драматургу, чтобы понять истоки и характер трагедии Катерины. Также Островский делит всех действующих лиц на две основные группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утеснители – это Дикой и Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова). К утесняемым относятся все остальные герои. Самый яркий персонаж – Катерина Кабанова. Девушка воплотила в себе протест против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.
Образы хозяев жизни (утеснители) – Дикого и Кабанихи:
Образы утесняемых (Катерина, Тихон, Борис, Варвара и т.д.), одни из которых смирились с положением дел, другие – пытаются противостоять самодурам:
Пороки героев как олицетворение глобальной социальной проблемы
Многим героям пьесы «Гроза» присущи пороки, олицетворяющие глобальную социальную проблему человечества:
Главные герои
Перечень главных персонажей с кратким описанием:

В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.
Конфликт произведения
Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Он разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на различных уровнях. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой. В реализме он будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Конфликт разрешается в финале произведения. В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Наиболее остро в произведении развивается внешний (социальный) конфликт:
Внутренний (индивидуально-личностный) конфликт наблюдается в сознании Катерины:
Основной конфликт пьесы кроется в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов (Кабаниха и Дикой), и новых прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности (Катерина). В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы.
Островский показывает, насколько сильно общество разъедает само себя только из-за того, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклонство уничтожают человеческое начало. Это хорошо видно на примере изобретателя-самоучки Кулигина и купца Дикого. Вся власть в городе сосредоточена в руках Савела Прокофьевича. Он думает только лишь о приумножении капитала. Купец обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Он не считает людьми тех, кто ниже его по статусу. Кулигин же стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе, но противостоять этому не может.
К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью – внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!». Смерть Катерины является чертой трагедии.
Литературные приёмы
Поскольку в пьесе мало художественных средств, автор раскрывает события и героев через речь.