Урок русского языка в 1 классе.
изучение нового материала.
Согласные звуки и буквы.
дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.
– расширить и уточнить знания обучающихся об основных признаках согласных звуков и букв
-создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Согласные звуки и буквы.
Цель: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.
– расширить и уточнить знания обучающихся об основных признаках согласных звуков и букв;
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск ФИ студента: Бархатова Анна
Класс: 1 ФИО методиста: Галиуллина Н. К.
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Согласные звуки»
Цели деятельности учителя: умения различать согласные звуки и буквы, их классификации.
– уметь правильно произносить согласные звуки давать характеристику согласному звуку;
образование согласных звуков;
различать в слове согласные звуки по их признакам;
определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
– проявлять интерес к учебной деятельности;
– иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.
урок «открытия» нового знания
учебник В. П. Канакина 1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь В. П. Канакина 1 класс 4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.
Урок русского языка для 1 класса «Согласные звуки»
Тема урока: Согласные звуки
: создать условия для знакомства с основными признаками согласных звуков и букв.
– содействовать усвоению отличительных признаков согласных и гласных звуков;
– способствовать обогащению словаря учащихся; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике
– формировать графический навык и каллиграфический почерк;
: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности
содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
принимать участие в работе парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки и различать согласные звуки по их признакам.
учебник русского языка, тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки букв.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Вы друг к другу повернитесь, вы друг другу улыбнитесь!
– Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.
– А теперь все дружно сели
На меня все посмотрели.
Ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по улицам города Алфавитинска.
– Как вы думаете, кто жители этого необычного города?
-Правильно, это буквы и звуки. Каждый из них живет на своей улице и строго в своем домике.
Но пока вы ребята сходили в столовую, к нам в класс пришла баба-Яга и решила запутать вас! Она подняла сильный ветер, и буквы из нашего города не могут найти дорогу домой! Поможете им вернуться в свои родные домики?
(на доске карточки букв)
Б Л А Е Ж З И Г Ю
– Что вы видите на доске? (буквы)
– Чем отличаются звуки и буквы?
– Разделите эти буквы на 2 группы: Б Л Ж З Г и А Е И Ю
-Прежде чем отправить эти буквы на улицу гласных, скажите, пожалуйста, что вы знаете о гласных звуках?
-Как же отличить гласный звук от согласного? Какие признаки мы называли?
– первый признак : из чего состоит гласный звук?(из голоса)
– Как произносится гласный звук? (при произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград)
– Третий признак: что образует гласный звук? (слог в слове)
– Благодаря этим признакам, мы знаем, как отличить гласный звук от согласного звука.
-Следующая задача – Правильно обозначать гласные звуки на письме.
– Как называются оставшиеся буквы? (согласные)
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Чему мы научимся на уроке?
– Будем учиться отличать согласный звук от гласного.
– Выделим признаки согласных букв.
– Еще какие задачи будут перед нами? Будем учиться слышать согласные звуки,
– Правильно их произносить
– Правильно обозначать звуки буквами.
А теперь угадайте, какие буквы мы очень красиво напишем на минутке чистописания?
Выделите общий элемент (наклонная с клюшкой и перевернутая клюшка)
– Допишем эти буквы красиво и правильно, сначала подготовим пальчики
-Ребята, давайте понаблюдаем за произнесением согласных звуков.
– Произнесите звук «б»
– Какую преграду встречает струя воздуха? (губы)
– Произнесите звук «с»
– Какая преграда есть при произнесение этого звука? (зубы)
– А теперь попробуйте произнести звук «р»
– Что вам мешает? (язык)
– Так значит, по каким признакам мы отличим согласный звук от гласного звука?
– Прочитайте вывод на стр.32
– Давайте вернем наши согласные буквы в их домики, но надо правильно угадать из какого они домика!
– На какие группы можно разделить согласные звуки?
1. Парные звонкие и глухие б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш.
– Какие особые звуки есть в этой группе? ( ж-ш – всегда твердые звуки)
2. Звонкие непарные: Н М Л Р Й
– Среди этих звуков какой особый звук есть? (Й – всегда мягкий)
3. Глухие непарные : Х Ч Щ Ц
– что за особенные буквы есть в этой группе? ( Ч, Щ – всегда мягкие звуки, Ц – всегда твердый)
– Может кто-то вспомнит, как можно назвать одним словом согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ? (шипящие)
– Упражнение: На доске картинки
КАПЛЯ – ЦАПЛЯ
ГРОМ – ГНОМ
СОК – СОН
? – Что в них общего?
? – Чем различаются эти слова?
? – Какие звуки обозначают буквы, с помощью которых вы образовали новые слова? Какой вывод можете сделать? (замена одной буквы согласного звука меняет значение слова)
– Давайте выпишем буквы, которыми эти слова различаются.
К Ц Р М К Н
– Попробуйте составить из них любое слово. Получилось? Почему?
– Значит, согласный звук может образовать слог? (без гласного звука – нет)
Назови слова, которые начинаются с согласного звука
МАЯК, КЛАСС, ЙОГУРТ
– Сделаем для них звукобуквенный анализ.
МАЯК – 4б., 5зв., 2 гл 2 с.,
КЛАСС -5б., 4зв., 1г.4с.,
ЙОГУРТ – 6б, 6зв., 2г.4 с.,
– О чем говорили на уроке?
– Чем отличаются согласные звуки от гласных звуков?
– Согласных букв или звуков больше?
– назовите парные согласные.
-Оцените свою работу.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП
Распределите слова в две группы по первой букве:
Абрикос, лимон, апельсин, мандарин, киви, инжир.
Вставьте буквы, чтобы получились новые слова:
Подчеркни согласные буквы:
Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом.
направленные на достижение- предметных результатов:
– метапредметных результатов:
– личностных результатов:
проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки для работы в парах, карточки с буквами, карточки для рефлексии «Светофор»
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология сотрудничества.
Долгожданный дан звонок.
Сядем прямо! Не согнёмся!
За работу мы возьмёмся!
Приготовьте ваши ручки,Разомните пальчики. ( Физминутка «Замок»)
Откройте тетради и запишите дату.
Какое число? Какой месяц? Кто напомнит, как правильно оформить эту запись в тетради?
-Ребята, какой язык мы изучаем? (русский)
-Он для нас родной или иностранный? (родной)
-Как вы думаете, человек должен хорошо знать свой родной язык? Для чего?
-Но каждый язык хранит много тайн, загадок. И мы с вами на каждом уроке узнаём что-то новое о своём родном языке.
3. Актуализация знаний и определение темы урока (слайд)
В ней не хватает какого-то слова. Вы узнаете это слово, если выполните задание:
Найдите «лишнюю» букву в каждом ряду и обоснуйте свой выбор.
О Ю В А
Ш С П З
Е Я У Ю
М Н Р К
И А О Э
Дети анализируют и выбирают буквы В, З, У, К , И.
– Что же получилось? Ещё одна загадка?
– Составьте из этих букв слово.
Правильно это слово «звуки».
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Закончите мои высказывания:
-Назовите гласные в слове «звуки».
-К какой группе относятся остальные звуки?
-Именно с согласными мы и будем работать на уроке.
-Какие задачи поставим на урок?
-Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
4. Каллиграфическая минутка (слайд)
– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?
– Кто сегодня у вас в гостях? (Гномы.)
– Что у них в руках? (Подзорная труба.)
– Назовите первые звуки слов: гном, подзорная, труба
– Какими буквами на письме они обозначены?
– Написание каких букв мы повторим сегодня?
– Прочитайте слоги на доске.
– В написании каких слогов используем нижнее соединение?
– Напишите по образцу, соблюдая наклон, параллельность элементов.
– Как вы думаете, куда и зачем смотрят гномы?
На ваши буквы смотрят гномы,
Я прошу вас указать,
Где им лучшие искать.
5. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 42. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так появились буквы.
Как-то в прекрасную страну пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи.
стала походить на а, Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.
– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.
– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.
Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Вспомните волшебные слова.
Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.
6. Работа со словами с безударными гласными (слайд)
Уд*рение, з*ма, к*рова.
– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв?
-Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударение не в силах помочь. Такие слова живут в книге – в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова.
7. Работа по теме урока
Итак, с гласными жителями страны вы уже знакомы. Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).
Остальные жители тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
А согласные согласны,Шелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
-Чем гласные звуки отличаются от согласных?
2)Чтение правила по учебнику
Ну-ка, детки, встаньте в ряд
Звуки пусть заговорят.
с-с-с- змеиный слышен свист (руки)
ш-ш-ш – шуршит опавший лист ( ходьба)
ж-ж-ж – шмели в саду жужжат (присели)
р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)
Мчится поезд – чух-чух-чух.
Плачет филин – ух-ух-ух.
А теперь такая штука:
Сесть вы можете без звука.
3)Работа по учебнику(слайд)
Упр.4, с.75 (записать 5 слов, подчеркнуть согласные; взаимопроверка)
4)Работа со скороговоркой (слайд)
От топота копыт пыль по полю летит.
Физминутка для глаз (слайд)
8. Работа в парах. Игра «Путаница». (слайд)
-Если спутать хоть одну фонему (звук), то может перепутаться всё на свете. Найдите и исправьте ошибки в стихах на карточках.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Мы собирали васильки,
На головах у нас щенки.
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
-Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы. Какие? (Гласные и согласные.)
-Назовите признаки согласных.
-В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?
10. Рефлексия «Светофор» (слайд)
-Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
Всё, что вы о звуках знали, мне сейчас вы рассказали. Что о буквах помнили, – тоже мне напомнили. И с фонетикой дружили, и ошибки устранили. И словарные слова не страшны для вас, друзья! И, надеюсь, что в тетрадках я не встречу неполадки! Занимались вы отлично! Каждому в награду лично Даю слово: молодец! Здесь уроку и конец!
Повторение – мать учения. Гласные и согласные звуки. 1 класс (обучение грамоте)
открытие новых знаний
повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные в добукварный период.
Формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности.
Познакомить с правила поведения при угрозе террористических актов
– повторить и закрепить понятия о предложении, слове, слоге, звуках речи, гласных и согласных звуках, роли гласных в образовании слогов, слоге-слиянии, согласных вне слияния;
– тренироваться в составлении схем, в подборе слов в соответствии со схемами;
– совершенствовать диалогическую форму устной речи в ходе дискуссии и монологическую в ходе пересказа сказок.
1. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
1. Умение извлекать информация из иллюстраций и схем.
1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.
2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.
1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.
2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.
3. Умение слышать и слушать партнёра по общению не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник
наглядные таблицы, сконструированные на компьютере
Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В. А Кирюшкин). – М.: Просвещение 2021. – С. 18-19
Организационный момент (проверка готовности к уроку, психологический
Прозвенел уже звонок, Садитесь. Руки? На месте! Начинается урок. Ноги? На месте! В путешествие пойдем, Локти? У края? В страну сказок попадем. Спинка? Прямая! Улыбнитесь друг другу
Скажите, какая тема урока была на прошлом уроке?
Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи – век учись»?
А чему мы учились на прошлом уроке?
По какому учебнику мы учимся на уроках чтения?
Почему азбука так называется?
2 Определение темы урока:
Прочитайте пословицу, попробуйте объяснить ее смысл.
(процесс обучения не возможен без повторения, Ведь когда нужно что-то выучить или запомнить, то обязательно нужно что-то повторить. Это облегчит учение. Главное в учебе является повторение. Без повторения учение бесполезно. Чтобы что-то запомнить, нужно повторить материал несколько раз. Так информация надежно закрепится в памяти).
– Значит наша цель: вспомнить сегодня все, что мы изучили на первых уроках чтения.
– Какая бывает речь? (Устная и письменная) – Назовите их отличия. ( Письменную речь мы читаем и пишем ,а устную слышим и произносим)
-Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений).
За горами, за лесами, За широкими морями, В чудном домике своем Живут гномы всемером. – Откройте учебник на странице 18. Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Белоснежка и 7семь гномов». Составьте по ней предложения.
-Кто на ней изображен? колько гномов вы насчитали? (Художник нарисовал 7 гномов)
-Что увидела Белоснежка, когда заглянула в дверь? (Гномы убирают в доме)
– Рассмотри рисунок. Кто что делает? ( Девочка заходит в дом, в то время как гномы наводят в нем порядок. Два гномика расставляют на полки подносы. Другие два гнома стелют скатерть и ставят на нее кувшин. Пятый гном подметаем пол, пока шестой несет на стол испеченный торт. Девочка заходит к ним в гости с цветами, а седьмой гном открывает ей дверь.)
-Из чего состоят предложения? ( Предложения состоят из слов)
-Составьте предложение по схеме (Белоснежка открывает дверь. Гномы наводят порядок. Белоснежка принесла цветы.)
-Составьте предложение по вопросам. Посчитайте в них слова при помощи ХЛОПКОВ.
-Как Белоснежка одета? Во что обута? Что она держит в руках? Можно ли ее назвать вежливой и воспитанной девочкой? Как называется сказка?
-Для чего люди дарят друг другу цветы?
-Сделайте вывод – сколько слов может быть в предложении?
Предложение может состоять из одного слова – Заблудилась. Встреча.
Предложение может состоять из 2 слов – Белоснежка вошла. Девочка открыла. Гном подметает.
Предложение может состоять из 3 слов – Гном несет кувшин. Девочка открыла дверь. Белоснежка принесла цветы. Гномы убирают дом. Гном подметает пол.
Предложение может состоять из 4 слов – Два гнома стелют скатерть. Гномы положили книги в шкаф. Белоснежка надела нарядное платье. Гном несет праздничный торт . Сделаем вывод:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ.
– Из чего состоят слова (слова состоят из слогов).
-Разделите слова на слоги, приложив кисть руки к подбородку, и посчитайте сколько раз вы коснетесь подбородком руки «веник», «гномик», «кувшин», «букет».(веник- коснулись 2 раз – 2слога, гномик-2 слога, кувшин – 2слога, букет – 2слога).
СЛОГОВ В СЛОВЕ СТОЛЬКО ,СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
-Из чего состоят слоги? (слоги состоят из звуков)
Тысяча разных звуков окружает человека, завывание ветра, журчание ветерка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома и опять нас окружают звуки.(шуршание шин по асфальту, скрип снега или шум дождя) Из потока уличных звуков мы улавливаем те ,которые передают информацию – это звуки речи.
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ГОВОРИМ. Жили в одной волшебной стране звуки. Страна была совсем маленькой. Жителей всего в ней было 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. Однажды в той стране появилась волшебница АЗБУКА. Она очень огорчилась , когда узнала , что звуки нельзя увидеть . АЗБУКА была доброй волшебницей и решила каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать.
Давайте повторим и запомним БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШИМ,
33 родные сестрицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
– О каких сестрицах идет речь в стихотворении? (Это буквы.)
Что вы знаете о буквах? (Мы их видим и пишем) Буква – это одежда для звуков
-Ребята, расскажите что вы знаете о гласных и согласных звуках?(дети рассказывают).
10 звуков были певцами А, У, Ы, И, Э, О, Я, Е, Ю, Е . За певучесть и голосистость прозвали их гласными.
ГЛАСНЫЕ тянутся в песенке звонкой
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Согласные звуки состоят из шума. Чтобы произнести их , нужно рот закрыть(хоть чуточку, но нужно)
-Давайте рассмотрим, как гласные и согласные обозначают на схеме слов.
– Что вы знаете о слоге слияния?
-Какой слог называется ударным?
— Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева. Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка — молоток —
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
— О чём это стихотворение? (Об ударном слоге.)
-Укажите ударный слог в словах.( Муха, паук, оса, пчела, бабочка, жук )
– На следующих уроках мы узнаем, о том какие гласные обозначают твердость согласного, а какие мягкость согласного и что согласные бывают звонкие и глухие
-Откройте учебник на стр.19. Рассмотрите иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха- Цокотуха».
-Что обозначает слово Цокотуха? Цокотуха – образовано от глагола «цокотать» — издавать цокот, цокающие звуки. Ц О-ЦО-ЦО. )
Посмотрите, какая муха – цокотуха –красавица, какая гостеприимная хозяйка . Пригласила к себе на именины гостей.
-Составьте рассказ по этой иллюстрации?
-Как должны себя вести вежливые люди ,когда приходят в гости?
Где поселился паук? Как называются нити ,которые он сплел над шкафом ?(Паук сплел- ПАУТИНУ)
-Определите количество слогов в слове паутина? (4 слога, т.к. 4 гласных звука)
-Назовите гласные и согласные звуки в этом слоге. Какой слог ударный?
-Перечислите всех, кто пришел к имениннице? ( К мухе пришли кузнечик, клоп, букашка, сороконожка, тараканы, пчела)
-Составьте к этим словам схемы слов и найдем ударный слог.
Как их можно назвать одним словом? ( Это насекомые)
– Что стоит в центре стола? Какой предмет в наше время используется вместо самовара? (Электрический чайник)
-Кто явился в гости без приглашения?( Паук явился в гости без приглашения) Как он себя вел?
– Что с Мухой – Цокотухой приключилось на празднике?
– Мухе – Цокотухе было страшно? Как она кричала?
– А что же гости?
– Кто же все-таки спас героиню?
Можно ли сравнить поведение паука с поведение террористов?
Рассмотрите коллаж «Дети против терроризма»
Что такое терроризм? (Терроризм – это совершение взрыва, поджога, захват заложников или иных действий создающих опасность гибели людей, имущества или других опасных последствий.)
-Кто такие террористы? Люди, которых называют террористами, совершают взрывы, захватывают заложников, не щадя ни женщин, ни детей.
Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта.
1. Помните – ваша цель остаться в живых.
2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.
3. Сообщите взрослым или в полицию по телефону 02.
4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия. Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхам очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными.
-Чему учит сказка К. Чуковского?
Сказка “Муха-Цокотуха” учит тому, что добро всегда побеждает зло, а также мужеству и отваге. Отважный комарик не побоялся сразиться с пауком за красавицу Муху, а наградой за победу ему стало признание Мухи-Цокотухи и их свадьба.
Еще одно поучение автора сказки “Муха-Цокотуха”, Корнея Ивановича Чуковского, состоит в том, что друзья проверяются в беде. К сожалению, практически все гости Мухи испугались оказать ей помощь в трудную минуту, хотя, если бы они выступили все вместе против злодея-Паука, то все вместе с легкостью бы одержали победу.
Подведение итогов урока.
-На уроке мы занимались обобщением, повторением. Почему говорят « Повторение – мать учения?»
-Как определить сколько слогов в слове? Прочитайте правило на стр.19 учебника.
-Кто доволен своей работой на уроке? А кто не очень доволен? Почему?
Урок русского языка для 1 класса на тему «Согласные звуки»
Цели: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв, обозначающих их; формировать умение записывать слова, диктуя их себе по слогам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки; различать в слове согласные звуки по их признакам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Учитель может использовать задания из пособий (см. К ИМы, тест 7 на с. 32—35; ТТ, тест 5 на с. 35—41; ПКР, задания на с. 46—50.))
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.)
А, В, Е, И, Ю, У.
— Найдите лишнюю букву. ( В.)
— Почему? (Буква обозначает согласные звуки.)
— Приведите примеры букв, обозначающих согласные звуки.
— Что вы знаете о согласных звуках?
— Приведите примеры слов, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. ( О буквах, обозначающих согласные звуки.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над согласными звуками
(На доске запись.)
— Чем похожи остальные звуки? (При произнесении этих звуков воздух во рту встречает преграду. Это согласные звуки.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 74)
— Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые нарисованы.
— Пусть ваш товарищ по парте произнесёт слова — названия предметов, четко выделяя каждый звук, а вы постарайтесь понять, что вы слышите: голос, шум или и то и другое. А теперь поменяйтесь.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его в парах.
— Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Какие звуки они обозначают? (Согласные звуки.)
Упр. 2 (с. 74)
— Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро.
— Что означает слово сени? Где можно посмотреть значение этого слова, если вы не знаете? (В толковом словаре.)
— Выучите скороговорку.
— Прочитайте сведения о языке на с. 75.
— Из чего состоит согласный звук? Приведите примеры.
— Назовите второй отличительный признак согласного звука.
— Может ли согласный звук образовывать слог? (Только вместе с гласным звуком.)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять —
Не сидится им опять.
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
А другой давненько спит.
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите (шёпотом),
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придёт (погромче),
Солнце красное взойдёт,
Станут птички распевать (громко),
Станут пальчики вставать.
(Все поднимают руки с раскрытыми ладонями.)
В школу пальчикам пора.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 75)
— Какие три отличительных признака согласных звуков вы знаете? Назовите их.
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
Упр. 4 (с. 75)
— Составьте слова. Посоветуйтесь с товарищем по парте.
— Что общего у слов первой и второй групп? Что общего у слов третьей и четвёртой групп?
— Объясните значение слов.
— Запишите любые пять слов.
2. Звуковой анализ слов
— Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите, гласный он или согласный.
(Ученик, отгадавший загадку, записывает отгадку на доске.)
1) Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. ( Дым.)
2) Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. ( Мыло.)
3) Что за чудо-красота!
Показались на пути,
4) Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома —
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. ( Аист.)
5) Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит — вмиг
Подымает стрёкот-крик. ( Сорока.)
— Разделите слова-отгадки на слоги. Сколько слогов в каждом слове?
— В каком слове гласный звук образует целый слог? (Аист.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 39)
— Прочитайте. Объясните смысл этого предложения. ( Грани и скворцы самыми первыми прилетают в наши края.)
— Выполните задание.
Упр. 2 (с. 39)
— Какие звуки обозначают эти буквы?
(Учитель может использовать задания из пособий (см. Р Т, задания 1,2 на с. 33, 34; СУ, задания на с. 36; Тр., задания на с. 35, 36).)
— Как отличить согласный звук от гласного?
— Назовите три признака согласных звуков.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.
1. Согласные звуки
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
1) Я на том берегу
И на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу. ( Мост.)
2) Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро, в час любой
Провезу вас под землёй. ( Метро.)
3) Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт. ( Спутник.)
4) Не корабль, не лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт — не тонет. ( Плот.)
— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?
(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)
— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?
(На доске записаны слова.)
— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. К ИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)
Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.
— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. ( Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)
— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. ( О твёрдых и мягких согласных звуках.)
Упр. 1 (с. 81)
— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.
— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.
— Что вы заметили?
— Какие звуки мягкие?
— Какой звук твёрдый?
— Выполните последнее задание.
— Назовите слова, которые выписали.
Упр. 2 (с. 81)
— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)
— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)
— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)
— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)
— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет пёсик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке.
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
VI. Продолжение работы по теме урока
Упр. 3 (с. 82)
— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?
— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)
— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет на наборном полотне во второй ряд. В результате должна получиться следующая запись.)
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.
— Прочитайте сведения о языке.
— Как обозначается мягкость согласных на письме?
— Как обозначается твёрдость согласных на письме?
Упр. 4 (с. 82)
— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.
— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 42)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 2 (с. 42)
— Назовите слова, которые вы записали.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. Р Т, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)
— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.
— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?
— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания вызвали затруднения?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!