Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
– федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 19.02.10Технология продукции общественного питания, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014 года № 383;
– рабочей программы воспитания по специальности 19.02.10Технология продукции общественного питания, утвержденной приказом по техникуму №541 от 24.08.2021 г
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Политехнический техникум»
Разработчик: Бурлакова Татьяна Михайловна – преподаватель.
Экологические основы природопользования
1.1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Дисциплина входит в состав Математический и общий естественнонаучный учебный цикл, реализуется на году обучения (4 семестр) с общей трудоемкостью освоения –
Теоретической базой для освоения дисциплины являются УПВ 02. Биология, УПВ 01 Химия , ОУП 05 История, ОУП.07 ОБЖ, ОУП.08 Астрономия
Элементы компетенций, сформированные в результате освоения содержания дисциплины необходимы при изучении Основы философии ОП.09 , ОП. 01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве, ОП 08 Охрана труда, ОП.02 Физиология питания
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
2.3. Последовательность изучения тем учебной дисциплины_ Экологические основы природопользования в профессиональной деятельности
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебные кабинет Экологических основ природопользования,
указывается наименование кабинета согласно ФГОС СПО или ПООП СПО
Оборудование кабинета и рабочих мест:
– компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедийный проектор, экран;
– доска аудиторная;
3.2. Информационное обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Электронные издания
3.2.2. Электронные ресурсы
Интернет – ресурсы
– Официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ;
– Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере
– Департамент природопользования и охраны окружающей
среды г. Москвы;
– Портал национального информационного агентств «Природные
– Официальный сайт ООН;
– Всемирный фонд дикой природы: за живую планету!;
– РИАН Экология;
– Greenpeace России;
– Информационный портал «Эковики»;
-Общероссийская общественная организация «Зеленый
– КЛИКР – интерактивный портал по проблемам изменения
климата в России;
– Межрегиональное общественное экологическое Движение «ЭКА»;
– Эколого-просветительский центр «Воробьевы горы» (г.
– Официальный сайт редакции журнала «Устойчивое развитие.
Наука и практика»;
– Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и
– Всероссийский экологический портал;
– Экология производства – научно-практический журнал;
– Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы»;
– Экологический портал «Российский экологический проект»
4. К ОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Система контроля по дисциплине разработана в соответствии со следующими локальными нормативными документами:
− Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.
При реализации программы учебной дисциплины предусмотрен текущий контроль и промежуточная аттестация. Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан фонд оценочных средств (ФОС). Ф ОС включают в себя оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Измерению и оценке подлежат результаты обучения по всем видам учебной деятельности. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, тестирования, проведения практических занятий и самостоятельных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий .
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
КАРЬКОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Ф. И. О., звание, должность
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 108403 «Судовождение».
Программа учебной дисциплины может быть использована:
в дополнительном профессиональном образовании для студентов инженерных специальностей техникума «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Сварочное производство» после изучения ими общеобразовательных дисциплин по своей специальности: «Материаловедение», «Электротехника и электроника», «Инженерная графика», «Охрана труда»;
– в дополнительном профессиональном образовании для студентов других специальностей техникума после изучения ими дисциплин «Материаловедение», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Чтение чертежей», «Электротехника», «Охрана труда», согласно учебного плана профессиональной подготовки новых рабочих по профессии “Слесарь по ремонту автомобилей”;
– в профессиональной подготовке работников водного и автомобильного транспорта в области технической эксплуатации транспортных средств, при наличии среднего (полного) общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является вариативной частью ОПОП Математического и общего естественнонаучного цикла.
Программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению основами рационального природопользования в повседневном общении и профессиональной деятельности, направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования. Учебная дисциплина учитывает межпредметные связи с другими естественнонаучными и экономическими дисциплинами.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 48 часа, в том числе:
2. С ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, биологии или географии.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
«____»_____________20__г. ___________/
аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы «____»_____________20__г.
студентов гр. №____________ 2013 – 2014 уч. год
____________ 20 – 20 уч. год
_ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ_______________
_________________КАРЬКОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ__________________________________
Общее количество часов по учебному плану: лекций мак. кол-во часов
(выставляется в зачётную книжку I сем.
Вид аттестации (зачёт, экзамен) I сем.
Календарно-тематический план составлен на основании рабочей программы, утверждённой зам.директора по УПР
Календарно- тематический план рассмотрен и утверждён предметно-цикловой комиссией
20 г ________________ ______________
20 г ________________ ______________
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана окружающей среды – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисциплины достигается формирование у выпускников представления о эффективной профессиональной деятельности, экологической компетентности, связи между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда и рационального использования природных ресурсов.
Основная цель учебной дисциплины ” Охрана и окружающей среды ” – вооружить будущих выпускников средних специальных образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для:
Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников средних специальных учебных заведений в области охраны окружающей среды. Она базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 16 часов аудиторных занятий .
Итоговый контроль – зачет
Основные понятия и терминология по охране окружающей среды. Биосфера как среда жизни и деятельности людей . Экологические кризисы и катастрофы. Природные ресурсы, Охрана природы при природопользовании.
РАЗДЕЛ 1. И СТОРИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Тема 1.1. Этапы охраны природы
РАЗДЕЛ 2. И СПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА АТМОСФЕРЫ
Тема 2.1. Строение и газовый состав атмосферы
– влияние деятельности человека на газовый состав
Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения и нарушение газового баланса. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферы. Правовые основы охраны атмосферы.
. Р АЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Тема 3.1. Природная вода
– вода и ее распространение
– круговорот воды в природе
Роль воды в природе и деятельности людей. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Определение степени загрязнения. Очистные сооружения. Рациональное использование водных ресурсов. Правовые основы охраны водных ресурсов.
. И СПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР
Тема 4.1. Недра. Полезные ископаемые.
– использование недр человеком
– распределение и запасы сырья в мире и в России
Направления рационального использования и охраны недр. Охрана природных комплексов при разработке ресурсов. Правовые рационального использования и охраны недр.
. И СПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Тема 5.1. Земельные ресурсы.
– почва ,ее состав и строение
– роль почвы в круговороте веществ в природе
Хозяйственное значение почв. Эрозия почв . Виды эрозий. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Правовые основы охраны почв.
. И СПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Тема 6.1. Растительные ресурсы.
– использование роль растений в природе и жизни человека
– лес как важнейший растительный ресурс
Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. Лесные ресурсы России. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России. Охрана растительности, лугов и пастбищ. Использование и охрана ценных и редких видов растений. Правовые основы охраны растительности.
. И СПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА
Тема 4.1. Животный мир. го роль в жизни человека
– воздействие человека на животных
– причины вымирания животных
Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Охрана редких и вымирающих видов. Охрана важнейших групп животных. Правовые основы охраны животного мира.
- Алексеев С. В Введение в агроэкологию / С. В Алексеев, Б. Б Карыев, – СПб., 2009
- Ашихмина Т. Я Школьный экологический мониторинг – М., 2009
- Боголюбов С. А Экологическое право. – М., 2008
- Экологические основы природопользования / В. М Константинов, Ю. Б Челидзе М АКАДЕМИЯ., 2013
- Красная книга России: Правовые акты – М., 2000
- Красная книга России: Животные М., 2001
- Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы / В. М Константинов, В. М Галушин, И. А Жигарев, Ю. Б Челидзе. – М., 2009
- Юфит С. С Яды вокруг нас. – М., 2002
Основные законодательные и нормативные правовые акты по безопасности
(по состоянию на 1.06.2002 г.)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». М., 2005
Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. №279
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12.
Основные нормативные правовые акты
ГН 2.1.5.689—98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы. – Минздрав России, 1998.
ГН 2.2.4/2.1.8.582—96. Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. Гигиенические нормативы. – Минздрав России, 1996.
ГН 2.2.5.686—98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. – Минздрав России, 1998.
ГН 2.2.5.687—98. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. – Минздрав России, 1998.
ОНД—86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.—Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
ОНД—90. Методика расчета рассеивания газообразных выбросов в атмосфере.—Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
СанПиН 2.1.4.544—96. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарные правила и нормы. М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.
СанПиН 2.1.4.559—96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.— М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.
по предмету «окружающей среды»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Директор ЗМТ И. И Тузовская
«___» ___________________ 20 __ г.
на 20__ 20__ учебный год, курс
Протокол № ________ от «___» ___________ 200 __ г.