Гульнар Ильясова «Путешествие в страну музыки». Открытое занятие в старшей группе
Конспект занятия для старшей группы «Путешествие в страну музыки»
Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Публикация «„Путешествие в страну музыки“, Открытое занятие в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные: способствовать дальнейшему овладению детьми игрой на разных музыкальных инструментах; способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений; закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения.
Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать у детей интерес к музыке композиторов – классиков и современных авторов, узнавать портрет и называть имя композитора.
Знакомить детей с элементарными музыкально – теоретическими знаниями. Развивать память, внимание и мышление. Закреплять навыки выполнения музыкально – ритмических движений. Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память, различать регистры, вслушиваться в музыкальные звуки, петь естественным голосом. Приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.
Оборудование: Телеграмма, мешочек с цветочками, металлофон, платочки, портрет П. И. Чайковского, проектор.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
Музыкальное приветствие : «Музыка здравствуй!»
Музыкальный руководитель : Мы отправимся с вами в страну Музыки, где нас ждёт встреча с любимыми композиторами, знакомыми песнями. А сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.
Музыкально-ритмические движения :
«Марш». Муз. Н. Богословского.
«Кто лучше скачет». Муз. Т. Ломовой.
Танцевальное движение «Полуприседание с выставлением ноги» Русская народная мелодия.
Теперь отдохните и послушайте, что же дарит нам музыка?
Музыкальный руководитель : (читаю на фоне музыки)
Что только есть прекрасного на свете –
Всё музыка нам может передать :
И шум волны, и пенье птиц и ветер.
Про всё она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит.
Дождём весенним радостно прольётся,
Листвою золотою закружит.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!
(Раздаётся стук в дверь, приносят письмо, музыкальный руководитель читает)
Интересно от кого же это письмо?
«Дорогие ребята, посылаю вам «Музыкальное лото» и надеюсь, что вы выполните все задания, чтобы отгадать слово, которое я зашифровала в этих цифрах. Удачи вам!» Фея Музыки.
Ну, что, ребята, постараемся отгадать, какое слово зашифровала для нас Фея Музыки?
Предлагается кому-нибудь из детей вытянуть конверт и назвать цифру на конверте. После выполнения задания, воспитателю даётся цветок с такой же цифрой, как на конверте.
Получится в итоге – 1 2 3 4 5 6 7
М О Л О Д Ц Ы
Музыкальный руководитель : Итак, выбираем задание!
(предлагается кому-то из детей вытащить конверт с номером)
Музыкальный руководитель : Здесь такое задание – внимательно прослушать музыку, вспомнить её название и композитора, рассказать о ней.
Воспитанники слушают «Утреннюю молитву» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Что мы с вами прослушали? Давайте вспомним название этого замечательного произведения.
Воспитанники: Утренняя молитва.
А какой характер был у этого произведения?
Воспитанники: Теплый, спокойный, нежный характер.
Музыкальный руководитель : А как она звучала, Тихо (р) или громко (F?
Воспитанники: В начале тихо, а в конце громко.
Музыкальный руководитель : А где звучала музыка? Наверху или внизу?
Воспитанники: Сначала наверху, а потом внизу.
Музыкальный руководитель : А какой композитор написал эту музыку?
Воспитанники: П. И. Чайковский.
Музыкальный руководитель : (показываю портрет П. И. Чайковского, молодцы)
Во втором конверте такое задание: «Песенка-загадка». Я сейчас вам спою песенку, но без последней фразы, последнюю фразу «это белка так и знай!» можно спеть по-разному. Сначала пропеваем фразу, предложенную музыкальным руководителем, затем дети проигрывают свои варианты на металлофоне.
Разучить песенку «Про козлика» Муз. Г Струве.
Знакомимся с новой песней, беседуем о ней, разучиваем.
Теперь узнайте песню по музыкальному вступлению. Звучит вступление к песне «Бравые солдаты» Сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко затем дети исполняют ее.
Музыкальный руководитель : Ну, а здесь «Озорная пляска» муз. Н. Вересокиной.
Дети стоят в кругу.
Такты 1-2 дети хлопают в ладоши ритм.
Такты 3-4. Машут рукой детям, стоящим напротив, и так далее на всю первую часть музыки.
Дети двигаются боковым галопом по кругу.
Музыкальный руководитель : А теперь настало время игры!
Играют в игру «Чей кружок скорее соберется?». « Как под яблонькой» русская народная мелодия.
Дети образуют два кружка. В середине каждого круга стоит ребенок – ведущий, в руках у него платочек (у каждого свой цвет)
Такты 1-8. Дети легко идут по кругу, ведущие помахивают платочком. В конце такта 20 приседают и закрывают глаза.
Ведущие перебегают (без музыки в другие уголки, меняясь местами, и поднимают вверх платочки.
Такты 21-24. Дети бегут к своему ведущему и становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, кто быстрее собрался. Музыкальный руководитель :
– ответить на вопросы:
-Как называется музыка, которую мы сегодня с вами слушали? (Утренняя молитва) .
Какой композитор ее написал? (П. И. Чайковский) .
Давайте подумаем, со всеми и заданиями справились? (дети перечисляют все то, чем занимались на занятии : слушали музыку, сочинили окончание к песенке, станцевали озорную пляску и поиграли в игру) .
Осталось самое последнее,
Выложить цветы по порядку.
(Дети выкладывают цветы на ковре)
Музыкальный руководитель. И теперь мы сможем отгадать слово, которое зашифровала для нас Фея Музыки, я переверну цветы, а вы читайте!
И я с ней согласна, вы действительно, молодцы!
Я желаю вам всего доброго! Чаще слушайте музыку, и вы станете лучше, добрее, умнее!
Светлана Шишова Использование ИКТ на занятиях в детском саду
В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Публикация «Использование ИКТ на занятиях в детском саду» размещена в разделах
Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
В работе с детьми информационно-компьютерные технологии нами используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Я считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Она способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми я использую мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
– предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
– ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
– поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
– развивать у дошкольников исследовательское поведение;
– расширять творческие возможности самого педагога.
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия : математику, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.
Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой ор-ганизации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Бота Бидашовна Еремина Конспект открытого занятия по музыке в подготовительной группе
Тема: Путешествие в страну Музыки.
Составил музыкальный руководитель Государственного казенного дошкольного учреждения детский сад 12 “Жемчужинка”
Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре, закрепление ранее разученного материала.
Задачи приоритетной образовательной области:
закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;
формировать музыкальный вкус;
Публикация «Конспект открытого занятия по музыке в подготовительной группе» размещена в разделах
способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку;
развивать звуковысотный, музыкальный слух и правильное дыхание;
учить самостоятельно придумывать ритмический рисунок на заданную тему;
совершенствовать навык различения музыкальных жанров;
развивать навык соотносить ритмический рисунок с текстом под музыкальное сопровождение;
приобщение детей к основам элементарной музыкальной грамоты;
закреплять навык игры на детских музыкальных инструментах, умение работать в коллективе;
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: развивать познавательный интерес, формировать образно-ассоциативное мышление;
Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательные отношения между детьми;
Речевое развитие: развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать отчетливое произношение слов, обогащать словарь;
Физическое развитие: воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Предпосылки учебной деятельности:
формировать умение следовать словесным инструкциям педагога, отвечать на вопросы полным ответом.
Виды детской деятельности:
музыкальная, двигательная, игровая, творческая, коммуникативная.
информационно-коммуникационные технологии (наглядный материал в виде слайдов, анимаций и мнемотаблицы);
здоровьесберегающие технологии: создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;
повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;
элементы программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной (движения под музыку);
игровые технологии (музыкально-дидактические, коммуникативные игры);
личностно-ориентированная технология (педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха);
методика «Музыка для детей» Карла Орфа (игра на музыкальных инструментах);
программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Методы и приемы:
организационные: эмоциональная завязка;
мотивационные: создание ситуации занимательности, эффект удивления, игровые упражнения;
наглядно-слуховое (исполнение и слушание музыки);
наглядно-зрительный: показ иллюстраций, слайдов, мнемотаблицы, совместное исполнение движений);
практический: ритмический рисунок, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, имитационные упражнения, распевки, пение, творческие задания;
словесный: рассказ, беседа, пояснения, указания с целью предупреждения ошибок, вопросы к детям.
1. Наглядно-демонстрационный материал:
ТСО (синтезатор, ноутбук, диапроектор, интерактивная доска);
видео-, аудио- материалы;
иллюстрация к игровому распеванию, схема песни;
ИКТ-презентация: портреты композиторов, иллюстрация «ромашкового поля», иллюстрации фруктов;
«Придумай свой ритм»
2. Музыкальный материал :
Распевка: «С добрым утром!», «Колобок»;
«Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков;
«Ромашковая Русь» Ю. М. Чичков;
«9 мая и в небо взлетают шары» З. Роот;
«Полька» Ю. Чичков;
«Белые гуси к ручейку идут»
Игровое распевание «Колобок»;
Творческая дидактическая игра «Придумай свой ритм»;
Музыкальная игра «Кадриль»;
3. Раздаточный материал:
бумажные пианино по количеству детей;
детские музыкальные инструменты.
словарная работа (музыкальные жанры, дикция, мимика, жест);
разучивание коммуникативной игры, песни, польки, распевок;
индивидуальное разучивание музыкально-ритмических упражнений;
разучивание партий на музыкальных инструментах в оркестре;
прослушивание музыкальных произведений;
разучивание элементов простейшей музыкальной грамоты (названия нот, расположение нот на бумажном пианино, названий музыкальных терминов «форте», «пиано», «стаккато», «легато»);
План образовательной деятельности
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей не простым «здравствуйте», а ритмичным прохлопыванием этого слова. Дети прохлопывают ритмический рисунок слова «здравствуйте».
И я спою вам: «С добрым утром!» дети поют:
«С добрым утром, встречаем новый день,
Петь, плясать, смеяться сегодня нам не лень!»
Музыкальный руководитель Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Музыки, где нас ждет встреча с любимыми композиторами, знакомыми песнями, музыкальными инструментами. А на чем мы отправимся, угадайте-ка (Слайд 2слышен стук колес, правильно, на паровозе, надо добраться до железнодорожного вокзала. Предлагаю отправиться не просто, а играя.
Упражнение: «приставной шаг»
Упражнение: «боковой галоп», ускоряемся
Упражнение: «ковырялочка» испачкали ноги, надо отчистить.
Музыкальный руководитель Вот и добрались, давайте выберем с вами паровоз (Слайд 3, выбор паровоза). Теперь нам нужен машинист (назначаем машиниста и надевают фуражку). Занимаем места в вагончиках. (звук поезда)
Музыкальный руководитель Поглядите в окошко, как красиво за окном! Ромашковое поле проезжаем. Предлагаю – познакомиться с новым произведением «Ромашковая Русь». Композитор Юрий Михайлович Чичков. Показ фото Слайд 4 (фото Чичкова). Слайд 5 (видео-песня)
• Слушание произведения
Кто композитор (Юрий Михайлович Чичков). Какая по характеру песня? (ласковая, нежная). Композитор указал темп «Анданте» (спокойно, не спеша).
Слайд 6 (музыка) Звучит («Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»)
– Как называется произведение? Кто композитор? (Николай Андреевич Римский-Корсаков). Слайд 7 (фото Н. А. Римского-Корсакова) Какие музыкальные инструменты слышатся в произведении? (скрипка, гобой). Определите характер произведения (легкая мелодия, быстрая, ритмичная, стремительная).
– Когда вы слушали произведение, какие эмоции она у вас вызывала? (ощущение скорости, быстрый ритм, погони) Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого.
Музыкальный руководитель Представьте себя маленьким росточком, который сидит глубоко в земле. Вот солнышко пригрело и вы потянулись к нему. Расправьте лепестки и вдохните глубоко носом, выдохните ртом. Какой чудесный аромат, молодцы.
Слайд 8 (звук прихода письма). Вы догадались что это? Дайте вспомним, что это. (показ конверта, а в нем схема песни). Демонстрация на мольберте.
Слайд 9. Звук паровоза. А вот и новая станция, а какая она, нам поможет в этом разобраться загадка:
«Он от дедушки ушел,
и от бабушки ушел»
показ на мольберте иллюстрации фрагмента сказки «Колобок». Пропевают вместе партию медведя, колобка, лисы. После, пропевают по отдельности мальчики и девочки.
Слайд 10. (слайд с вопросительным знаком). Станция эта необычная, здесь живут музыкальные жанры. А какие, послушайте.
• Слайд 11. Звучит марш (дети имитируют движения). Какой жанр произведения (марш)
• Звучит песня (муз. рук играет на инструменте песню «Вечный огонь» А. Филиппенко). Давайте исполним. Какой жанр этого произведения? (песня)
• Слайд 12. Звучит полька («Парная полька» Ю. Чичкова). Дети выстраиваются в круг парами.
Музыкальный руководитель. Прибыли на станцию «Фруктовая». Слайд 13 (изображения банана, мандарина, лимона, апельсина). Предлагаю поиграть в ритмическую игру «Придумай свой ритм».
(МР играет на музыкальном инструменте мелодию в умеренном темпе, детям предлагает самостоятельно придумать ритмический рисунок.).
Музыкальный руководитель. ( Звук паровоза). Слайд 14 (с гусями). Ребята, мы проезжаем мимо деревни. Какие замечательные птицы здесь обитают. Под стульчиками лежат бумажные пианино. Мы с вами попробуем спеть песенку «Белые гуси к ручейку идут». Дети подходят к заранее разложенным инструментам.
Коммуникативная игра «Кадриль». Предлагаю поиграть, вместе поплясать.
Музыкальный руководитель Давайте мы с вами отдохнем, на пенечке посидим.
– Понравилась наша прогулка?
– Что нового узнали? («Ромашковая Русь» Ю. М. Чичков)
– Что вы хотели бы повторить?
– Пора нам в сад возвращаться, выстраиваемся паровозиком и отправляемся в группу!
Уходят прощаются музыкально.
МБДОУ «Детский сад «Пчелка»»
Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе
«Поем, стучим, играем – музыкальность развиваем!».
Интеграция образовательных областей:
развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК-технологий.
– совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;
– познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику;
– поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности.
– развивать чувство ритма, слуховое внимание;
– способствовать развитию памяти, воображения;- совершенствовать речедвигательные навыки;
– развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
– воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
– побуждать детей к двигательным импровизациям;
– развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.
– создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;
– повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;
– формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;
– снижение зрительного напряжения;
– снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.
Оборудование и материалы:
– музыкальный центр;
– музыкальные инструменты.
– установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);
– создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
– разучивание новой песни с последующим исполнением;
– овладение навыками самомассажа.
I. Вводная часть
– Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Становитесь все сюда. Все на месте?
: Да, да, да.
Звучит музыка дети заходят.
“Музыкальное приветствие” – текст (сл. Е.Кошкаровой).
исполняется по ролям: взрослый – дети
– Ну, здравствуйте, ребята!
– Как ваше настроение?
-Пора нам заниматься!
-Мы будем все стараться!
-Так же, как всегда!
(вместе: взрослый, дети)
И песни распевать.
Прошу, ребята вас,
За мною повторять!
Сегодня к нам на занятие пришли гости, они очень любят , и поэтому я предлагаю поздороваться с ними по – и пожелаем всем доброго утра попевкой – приветствием «Утром солнышко встаёт» (на мотив песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»)
Утром солнышко встаёт (поднимают вверх руки),
Вместе с птицами поёт. ( Взмахивают руками как крыльями.)
С добрым утром, с ясным днём! (Выставляют вперёд сначала правую, а затем левую руку)
Вот как друж
но мы живём!
А встретились мы с вами не случайно. Как вы думаете, чем мы можем заняться на музыкальном занятии? (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах). Ребятки а теперь давайте повернемся на право, и сделаем с вами разминку . Если вы услышите марш, то вы будете высоко поднимать ножки и работать ручками. А когда будет играть легкая музыка будете бегать на носочках. Будьте внимательны! Двигайтесь так, как подсказывает вам музыка.
Звучит «Марш и бег»-Е. Тиличеевой.
II. Основная часть
Молодцы ребята, проходим на места.
А давайте мы сегодня вместе побудем артистами, покажем нашим гостям как мы можем красиво петь и танцевать? Ну что, артисты, сели прямо,спина прямая, ножки вместе Обращаю внимание на осанку.
Чтобы научиться красиво петь, необходимо прогреть и подготовить наши голоса.
Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е. Плахова)
Наш голосок готов для пения, а какую песню мы будем петь, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Утро начинает, Лучиком встречает.
А теперь ласково назовите его.
Давайте прослушаем песню «Солнышко»
Ребята, так о чём эта песня?
Правильно, мы в этой песне зовём солнышко. Покажите, как мы можем его позвать?
Вспомните, что мы просим сделать солнышко? (глазками погляди, лучиком посвети)
А есть слова в песне, которые повторяются несколько раз? (солнышко, глазками, лучиком)
Как вы думаете, по характеру эта песня какая?
Я предлагаю вам сегодня разучить эту песню, а помогут нам картинки на экране.
Экспресс-разучивание песни «Солнышко» с использование мнемотехники.
(слова и музыка А. Ярановой)
Разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя.
Вместе с детьми поем песню по картинкам.
Песню спели вы прекрасно!
Постарались не напрасно!
А пока вы все трудились,
Глазки наши утомились.
Давайте сделаем гимнастику для глаз, повторяйте за мной.
Зрительная гимнастика «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик, покружись, Делают круговые движения глазами.
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу, Отводят взгляд влево.
Лучик солнца я найду.
Взгляд я вправо отведу, Отводят взгляд вправо.
Снова лучик я найду.
Закрываем мы глаза, Закрывают глаза, расслабляют веки.
Открываем мы глаза,
Вот какие чудеса.
Ну вот, наши глаза и отдохнули
Мы пели все вместе, значит, мы пели как?
Молодцы ребята! А теперь нструменты нужно взятьСказку ими обыграть. Я сейчас расскажу сказку, а вы будете озвучивать её. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
Заяц в лесу (Е. Железнова, С. Железнов «Музыка с мамой»)Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах
Испугался заяц и бежать. Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(Стучим палочкой по деревяшке)
Бросился заяц бежать(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(Натягиваем руками ткань)
Побежал заяц из леса к речке(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца – и скок в воду.
(Проводим палочкой по ксилофону)
Тут заяц остановился и говорит:
– А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!Сказал так и смело поскакал обратно в лес(Стучим деревянными ложками по барабану (медленно)
Молодцы! Мы поиграли на инструментах. Вам понравилось? (ответы детей)Песню мы спели, на инструментах мы играли. Хотите еще потанцевать все вместе ? (ответы детей) Тогда я вас приглашаю на веселый танец
Танец «Улыбнись» сл. и муз. А.Евтодьевой.
III. Заключительный этап.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (ответ) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и подарим наше хорошее настроение другим.
Дети сдувают хорошее настроение с ладошки
Понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? Я говорю вам «спасибо» ,вы настоящие артисты: которые умеют петь, танцевать и играть на инструментах! Мне очень приятно было сегодня встретиться с вами. До свидания, ребята!!!
Планы – конспекты занятий по художественно-эстетическому направлению
Занятие № 1
«Знакомство с детьми»
Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека
1. Игра «Давайте познакомимся» (Щеткин А. В. стр.13)
2. Беседа о театре и театр студии
3. Игра «Радио» (Махнеева М. Д. « Занятие по театр деятельности в д/с» стр.46)
Занятие № 2
«Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?»
, наблюдательность, воображение детей; учить проговаривать фразы с различной силой голоса; развивать подражательные навыки.
1. Игра «Измени голос» ( Щеткин А. В. стр.15)
2. Чистоговорка «Ша-ша-ша, ша-ша-ша и наша каша хороша!» (Петрова стр.33)
3. Упражнения «В лесу на прогулке» (Петрова стр33)
4. Этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?»
(русские народные потешки) (Сорокина Н. Ф. стр.92)
ОХ, ох, что за гром? (руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону.)
Муха строит новый дом (кулачок стучит об кулачок.)
Молоток: стук-стук, помогать идет петух (взмахи руками.)
Занятие № 3
развивать внимание, память, образное мышление детей; развивать пантомические и имитационные навыки: побуждать детей к активному участию в театрализованной деятельности.
1. Отгадывание загадок.
2. Беседа. Щеткин А. В. стр.15
3. Игровые упражнения
4. Игра «Волшебные превращения» (Петрова стр.34)
5. Этюд на сопоставление различных эмоций «Скачет галка»,
(русские народные прибаутки) ( Сорокина Н. Ф. стр.96)
Занятие № 4
Развивать внимание, память, образное мышление детей.
1. Игра «Где мы были, мы не скажем»
2. Беседа Щеткин А. В.стр.16
3. П/и «Смелые мышки»
4. Загадывание загадок о животных (Петрова стр36)
5. Упражнение на развитие внимания «Давайте потанцуем» (Сорокина стр89)
6. Этюд с верхними куклами «У медведя во бору» (р.н.л. Сорокина стр.88)
Занятие № 5
«Игры с бабушкой забавой»
Развивать внимание, память, образное мышление; развивать желание с интересом слушать сказку.
1. Создание игровой мотивации (Маханева стр.49)
2. Игры и упражнения «Диктор», и «Изобрази героя» (Маханева стр.49)
3. Мини-сценка по стихотворению (Корчагина Л.) «Ёж» (Петрова стр.34)
4. Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»
Занятие № 6
«Колобок наш удалой»
Приучать детей исполнять в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.
1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок колючий бок» (Маханева стр.50)
2. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей
3. Вопросы по содержанию.
4. Этюд на развитие внимания «Прогулка в лес» (Сорокина стр.91)
5. Этюд на выразительность жеста «Тише!», «Уходи».
6. Этюд на воспроизведение отдельных черт характера «За деревней я гуляла»
(русские народные частушки) ( Сорокина стр.97)
Занятие № 7
Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; развитие правильного речевого дыхания; развивать пантомические навыки и мелкую моторику рук, учить сочетать движения и речь; продолжать заучивание сказки «Репка»
1. Игра «Воображаемое путешествие» (Щеткин А. В. стр.27)
2. Игра «Мыльные пузыри» (Щеткин А. В. стр23)
3. Игры на пальцах (Рудина М. С., АфонькинС. А.), (Петрова стр.38)
4. Репетиция пьесы «Репка»
Занятие № 8
«Животные во дворе»
Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных; формировать эстетическое восприятие природы и воспитать бережное отношение к ней; поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Знакомство со скороговоркой.
3. Игра « Животные во дворе» (Щеткин А. В. стр28)
4. Игра с движениями «Художница Осень» (Петрова стр.39)
5. Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля» (Петрова стр. 40)
Занятие № 9
Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас детей.
1. Игра «Дедушка молчок» (Щеткин стр.28)
2. Этюд с верховыми куклами «Большие ноги»
(русские народные прибаутки )( Сорокина стр.88)
3. Упражнение на развитие внимания «Вспомни свою игрушку» (Сорокина с.91)
4. Этюд на выразительность жеста «Чему, чему волосыньки»
(русские нар. потешка )(Сорокина стр.92)
Занятие № 10
«Репетиция пьесы Репка»
Развивать диапазон и силу звучания голоса; внимание, наблюдательность, память детей.
1. Игра «Птичий двор»
2. Репетиция пьесы «Репка» (Щеткин стр.30)
3. Этюд на выражение основных эмоций «Девочки и мальчики»
(потешки Сорокина стр.95)
Занятие № 11
«Вот как я умею»
Развивать фантазию, инициативу, творческое отношение к театральной игре , желание в ней участвовать; работать над артикуляцией и дыханием.
1. Упражнение на дыхание «Насос» (Щеткин стр.32)
2. Игра «Путешествие на воздушном шаре», «Представьте себе»
3. Игра «Что я умею?» (Маханева стр.57)
4. Этюд на воспроизведение отдельных черт характера «Цок, цок»
(русские народные прибаутки, Сорокина стр.97)
Занятие № 12
1. Этюд на выразительность жеста «Изобрази жестом»
2. Этюд «Глухая бабушка» ( Маханева стр.60)
3. Этюд «Тише»
4. Этюд «Ласка»
5. Этюд «Вкусная конфета»
Занятие № 13
«Репетиция пьесы «Репка»
Расширять диапазон и силы звучания голоса; развивать внимание, память, наблюдательность.
1. Игра «Эхо» (Щеткин стр.33)
2. Репетиция пьесы «Репка» (Щеткин стр.33)
3. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу?» (Маханева стр.61)
4. Инсценировка спектакля А. Татарскиной «Воробей» (Петрова стр.44)
Занятие № 14
расширять диапазон голоса, работать над артикуляцией; продолжать заучивать текст пьесы «Репка»
1. Игра «Чудо-лесенка» (Щеткин стр.35)
3. Игра «Назови вежливое слово» (Маханева стр.64)
4. Игра с движениями «Летает – не летает» (Петрова стр.43)
Занятие № 15
Развивать речевое дыхание; закреплять текст пьесы «Репка»; учить сочетать движения и речь; совершать четкое произношение гласных и согласных.
1. Игра «Самолет» (Щеткин стр.36)
3. Проговаривать потешки с движениями (Петрова стр.44)
4. Игра «Веселые стихи» (Щеткин стр.38)
Занятие № 16
«Театральная игра «Семь сыновей»
Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами; развивать имитационные навыки.
1. Игра «Семь сыновей» (Щеткин стр.41)
2. Игра «Ходим кругом» (Щеткин стр.42)
3. Игра «Продолжи фразу и покажи» (Петрова стр.45)
4. Этюд с верхними куклами «Бегал заяц по болоту» (Сорокина стр.88)
Занятие № 17
«Театральная игра «Ходим кругом»
Учить детей «зажатость и скованность»; согласовывать свои действия с другими ребятами.
1. Игра «Ходим кругом» (Щеткин стр.42)
2. Разминка для пальцев рук (В. Цвынтарный, Петрова стр.46)
3. П/и «Дождь» (Маханева стр.71)
4. Мини-сценка по стихотворению (В. И. Мирясовой), «Таня и мячик»
5. Чтение пьесы «Теремок» (Л. Поляк)
Занятие № 18
Развивать память, внимание, воображение детей.
1. Игра «Испорченный телефон» (Щеткин стр.44)
2. Репетиция пьесы «Теремок»
3. Игра «Снежинки» (Петрова стр.49)
4. Игра-имитация «Угадай, кто попроситься под грибок» (Маханева стр.73)
Развивать память, внимание, воображение детей; развивать пантомические навыки; знакомство с теневым театром.
1. Загадывание загадок (Маханева стр.73)
3. Игра «Веселые загадки» (Петрова стр.50)
4. Знакомство с теневым театром.
Занятие № 20
«Репетиция пьесы «Теремок»
Продолжать работу над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы.
1. Игра «Узнай на слух» (Петрова стр.50)
3. Игра «Тень» (Щеткин стр.48)
4. Этюд с верхними куклами «Я рыжая лисица»
(русская народная шутка, Сорокина стр.89)
Занятие № 21
Развивать внимание, эмоции, память, наблюдательность; добиваться четкого произношения слов.
1. Игра «Море волнуется» (Петрова стр.53)
3. Игра «Узнай по носу» (Щеткин стр.50)
4. Игра, «Из какой сказки?» (Петрова стр.52)
Занятие № 22
Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.
1. Упражнение на гласные и согласные звуки.
2. Игра «Зеркало» (Щеткин стр.52)
3. Упражнение «Изобрази эмоции»
Занятие № 23
Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
1. Рассмотрение репродукций картин, фотографий.
2. Игра «Угадай эмоцию» (Щеткин стр.53)
3. Игра «Испорченный телефон»
Занятие № 24
«Репетиция спектакля «Теремок»
Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей; продолжать работу над техникой речи.
1. Повторение состояний человека в тех или иных обстоятельствах (эмоции)
2. Репетиция спектакля «Теремок» (Щеткин стр.54)
3. Упражнение «Новости нашего двора» (Щеткин стр.55)
4. Игра «Снеговик» (Щеткин стр.62)
Занятие № 25
Совершенствовать элементы актерского мастерства. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.
1. Зарядка для шеи и челюсти. Зарядка для языка (Щеткин стр.64)
2. Упражнение на дикцию. Игра «Свинки»
3. Репетиция спектакля «Теремок»
Занятие № 26
«Чей голосок, угадай»
Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу; развивать интуитивные навыки, мимику, жесты; формировать умения; развивать воображение, фантазию.
1. Игра «Угадай, чей голосок»
2. Игры с воображаемыми предметами (Петрова стр.55)
3. Игра с движениями и проговариванием «Мама спит» (Петрова стр.54)
4. Игра «Ворона» (Щеткин стр.71)
5. Чтение пьесы «Колобок»
Занятие № 27
«Репетиция спектакля «Колобок
Развивать воображение, фантазию, память детей; развивать пантомимические навыки . учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки
1. Упражнение «Радист» (Щеткин стр.70)
2. Репетиция спектакля «Колобок»
3. Пантомима «Утка» (Петрова стр.59)
4. Мини-сценка «Великан и мышь» (А. Фрондерберг – бибабо) (Петрова стр.60)
Занятие № 28
«Репетиция спектакля «Колобок»
Развивать воображение, память детей; учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки
1. Игра «Насос и надувная кукла» (Щеткин стр.84)
3. Мини-сценка «Хозяйка и Кот» (Петрова стр62)
4. Игра-пантомима «Муравейник» (Петрова стр.63)
Занятие № 29
Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми.
1. Упражнения на дыхание «Прямой маятник», «Боковой маятник»,
«Цветочный магазин», «Ручной мяч».
3. Упражнения на развитие воображения «Ковер-самолет» (Сорокина стр.91)
4. Этюд на выражение основных эмоций «Девица, девица»
(русские народные потешки, Сорокина стр.95)
Занятие № 30
Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками.
1. Упражнение «Буратино и Пьеро» (Щеткин стр.92)
3. Игра «Цирк зверей» (Щеткин стр.93)
Занятие № 31
Театрализованная игра «Цирк зверей»
Совершенствовать пластичность, выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.
1. Игра «Дрессированные обезьяны» (Щеткин стр.93)
2. Игра «Дрессированные медведи и зайчики» (Щеткин стр.94)
3. Игра «Пальма»
4. Игра кошки и попугай»
Занятие № 32
Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля.
1. Этюд на выразительность жеста «Как петух в печи пироги печет»
(русская народная шутка), (Сорокина стр.93)
3. Упражнения на развитие памяти «Вспомни свою игрушку» (Сорокина стр.91)
Занятие № 33
Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп.
1. Подготовка участников спектакля к выступлению (костюмы, реквизит)
2. Встреча зрителей.
3. Спектакль «Колобок» (Щеткин стр.90)
4. Подведение итога спектакля.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Заведующая МДОУ ЦРР
детским садом №15
_________ /О. А. Галкина/.
Протокол №1 от _______г.
«ТЕАТР. Т ВОРЧЕСТВО. Д ЕТИ»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 1 ГОД
Программа разработана на основе учебно-методических программ:
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр (Программа «Театр – Творчество – Дети). – М.: АРКТИ, 2004;
- Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007;
- Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Т. Ц Сфера, 2007;
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004;
Воспитатель второй квалификационной категории Лопухова Любовь Васильевна
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – ролевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования или воспитатель.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшей группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам:
- Сорокина Н. Ф. « Играем в кукольный театр» (Программа «Театр – Творчество – Дети). – М.: АРКТИ, 2004;
- Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007;
- Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Т. Ц Сфера, 2007;
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004;
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут. Общее количество учебных занятий в год 33.
Педагогический анализ ЗУН детей (диагностика), проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
Содержание программы включает восемь основных блоков. Перечислим их.
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на 1-2 занятия в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки3,4, – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по 3 занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
(Сентябрь – май)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ