События третьего действия являются кульминационными, которые подтверждают, что Чацкий стал жертвой фамусовского общества. Виной тому стала случайная обмолвка Софьи о безумстве молодого человека. Ее фразу можно было воспринять как шутку, но господин N решил воспользоваться удобным моментом, и постарался сделать все возможное, чтобы повсюду разнести весь о сумасшествии Чацкого.
Местное общество с большим удовольствием подхватило эту сплетню, поскольку Чацкий к тому времени уже успел всем изрядно «насолить» своими рассуждениями о насущных проблемах. Теперь можно было открыто признать его социальным безумцем, и игнорировать опасные речи, в которых он так рьяно критиковал столичный социум.
В третьем действии автор мастерски продемонстрировал механизм зарождения сплетни – ее формирование, распространение и уничижение личности. Среди героев началась своего рода игра – взглядами, словами, недомолвками, где каждый из них ловко сыграл свою партию. Слух о сумасшествии Чацкого начался с Софьи, которая обронила фразу о безумии молодого человека. С ее молчаливого согласия эта фраза моментально превратилась в заведомую ложь. Ее с большим удовольствием стал распространять Загорецкий, добавив от себя убедительные подробности. Завершающим аккордом стало обвинение глухой графини. Так с легкой руки представителей фамусовского общества Чацкий был признан сумасшедшим.
Благодаря этому обвинению люди оправдали себя в собственных глазах, не желая слышать и признавать правду, которую пытался донести до них Чацкий. В ней они видели серьезную угрозу своему спокойствию, привычной размеренной жизни. Внутренняя глухота, нежелание принимать действительность, духовная ограниченность – типичные черты дворянского общества образца начала 19 века.
Опубликовано 20 декабря, 2018
Краткое содержание 3 действия комедии «Горе от ума» по явлениям.
Чацкий признается Софье в своих чувствах. Девушке не симпатичен Чацкий. К Молчалину она не испытывает ничего особенного, но отмечает его уступчивость. Чацкий уверен – Молчалин тоже не мил Софье.
Лиза говорит Софье, что к ней идет Молчалин.
Молчалин и Чацкий разговаривают о службе. Молчалин упрекает Чацкого за отказ от службы. Он говорит, что нужно иметь полезные знакомства, чтобы добиться успеха. Чацкий убежден – Софья умна и не может полюбить такого человека.
Гости приезжают на ужин к Фамусову.
Чацкий встречается с давним другом, Платоном Михайловичем.
Чацкий видит, что из его давнего друга жена сделала подкаблучника и больного старика.
Приезжают князь Тугоуховский и 6 его дочерей. Княгиня видит в Чацком жениха для дочки, но узнав, что Чацкий не служит, оставляет эту затею.
Бабушке и внучке Хрюмиными Чацкий говорит, что русские модницы – копиея парижских.
Платон Михайлович о Загорецком говорит Чацкому как о плуте и мошеннике.
Хлестова, тетя Софьи, рассказала, что Загорецкий ловко отыскал ей работницу для дома. Смех Чацкого над ситуацией Хлестова воспринимает на свой счет.
Фамусов ждет Скалозуба.
Скалозуб и Фамусов идут сыграть в вист. Молчалин заискивает перед Хлестовой.
Чацкий в порыве злобы говорит Софье всю правду о Молчалине.
Софья из злости пускает сплетню, говоря гостю N. что Чацкий – сумасшедший.
N сообщает об этом D.
Загорецкий подтверждает диагноз Чацкого.
Загореций рассказывает новость Хлестовой-внучке.
Внучка Хлестова рассказывает о Чацком бабушке.
Загорецкий говорит, что Чацкий сошел с ума от раны в голову.
Сплетничают о болезни Чацкого глухие: Тугоухов и Хлестова-бабушка.
В зале начинают размышлять о причинах сумасшествия молодого Чацкого.
От Чацкого все шарахаются. Он говорит Софье, что недоволен Москвой – здесь всё как пародия Франции, та тихо убегает, чтобы не слушать.
Опубликовано 27 апреля, 2019
Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации
Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)
Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри
Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники
Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга
Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
#9 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Методист #Учитель-предметник #Студент-практикант #Школьное образование
Комедия А. С. Грибоедова ” Горе от ума”. Анализ III действия. PPTX / 5.54 Мб
Ахметшина Наталья Юрьевна, 14.08.21 в 13:18Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ирина Владимировна!
Ирина Владимировна Казарцева, 14.08.21 в 14:03Ответить Пожаловаться
Вам, Наталья Юрьевна, большое спасибо за внимание к моим работам!
Юлия Воробьева, 14.08.21 в 16:46Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна Казарцева, 14.08.21 в 17:02Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, благодарю вас за отзыв!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 14.08.21 в 17:42Ответить Пожаловаться
Благодарна Вам за качественную помощь в работе всем коллегам – филологам, Ирина Владимировна!
Ирина Владимировна Казарцева, 14.08.21 в 17:50Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, а я благодарна вам за внимание к моим работам и оцениванию их. Спасибо большое!
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.08.21 в 20:44Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную помощь,Ирина Владимировна!
Ирина Владимировна Казарцева, 14.08.21 в 23:18Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, вам большое спасибо за внимание к моим работам!
Сидорова Ольга Юрьевна, 30.11.22 в 23:46Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, спасибо за профессионализм.
В начале 3 действия комедии “Горе от ума” Чацкий пытается выяснить у Софьи, кого она любит. Девушка отвечает на вопросы старого друга уклончиво. Однако в разговоре выясняется, что Софье нравится Молчалин за его кроткий нрав, услужливость и скромность. Далее идет диалог Чацкого и Молчалина. Секретарь Фамусова говорит о чинах и умении прислуживать, чтобы сделать карьеру. Чацкий решает, что Софья его обманула. По его мнению, такая умная рассудительная девушка, как Фамусова, не может любить человека, чьи желания и средства их достижения столь низменны.
Наступает вечер. На балу в доме Фамусовых собираются знатные дворяне Москвы. Первыми приезжает чета Горичей. Платон Михайлович Горич является бывшим сослуживцем Чацкого. Следом появляются князь Тугоуховский с княгиней и шестью дочерьми, графини Хрюмины, Загорецкий, Хлестова – тетка Софьи и другие гости. Молчалин ведет себя услужливо и любезно с гостями Фамусова, что замечает Чацкий. Его едкое замечание Чацкого в сторону Молчалина слышит Софья. Влюбленная девушка решает отомстить старому другу. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого.
Почему гости Фамусова поверили, что Чацкий не в своем уме? Вольные речи героя вызывают недоумение дворянства, принадлежащего к “веку минувшему”. Фамусов и его гости приверженцы старых традиций и устоев, в то время как Чацкий видит неминуемость общественных перемен. Социальный конфликт достигает своей кульминации в конце 3 действия. Становится очевидным не принятие идей “века настоящего” “веком минувшим”. Чацкий для дворянства Москвы является человеком лишним и даже опасным. Мнимое сумасшествие главного героя становится его оправданием в глазах фамусовского общества, которое не приемлет все то, что противоречит его идеалам.
Третье действие комедии заканчивается монологом Чацкого. Неприветливо встретила Москва молодого человека, он чувствует себя неуютно среди столичного дворянства. Чацкий рассказывает о случайной встречи на балу с французом, который приехав с Россию, боялся найти здесь варваров с суровыми обычаями. Но не встретил ни русских лиц, не русской речи. Чацкий осуждает моду на все иностранное, которая губит родную культуру. Произнося монолог, главный герой и не заметил, как от него все разошлись.
МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема: «Анализ III действия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»»
русского языка и литературы
Тема: Анализ III действие.
обучение анализу сцены из комедии, определить кульминационный момент конфликтов.
Мы с вами на предыдущем уроке обозначили, что в комедии два конфликта: между Чацким и фамусовским обществом – общественный, между Чацким, Молчалиным и Софьей. Завязка общественного конфликта начинается во 2-м действии – разговор о женитьбе на Софье перерастает в политический спор.
Домашним заданием вашим было: выучить монолог, прочитать III действие. Монолог Чацкого и Фамусова является доказательством завязки общественного конфликта.
Чтение наизусть монологов (если дети не выучили, то выразительное чтение)
– В каком действии завязывается любовный конфликт?
– Продолжает ли он развиваться в третьем действии?
– Что хочет узнать Чацкий от Софьи?
– Говорит ли ему об этом Софья открыто?
– удается ли ей обмануть Чацкого?
Софья, сама того не замечая, в своем разговоре с Чацким открытым текстом говорит, что ей нравится Молчалин. (с.127, 129)
– Что держит Чацкого в доме Фамусова, ведь общение с людьми, которые здесь живут, ему не по сердцу, тяготит?
– Какое событие должно произойти в доме Фамусовых?
– На балу много гостей. Кто близок Чацкому, и кто не приятен?
– Что узнаем о Платоне Михайловиче?
– Чему удивляется Чацкий в результате общения с ним? (с.138)
московские нравы делают людей одинаковыми, живущими по одному «уставу», принципу, стирается индивидуальность.
– Кто разносит сплетню о сумасшествии Чацкого?
– Почему фамусовское общество так быстро поверило сплетни о сумасшествии Чацкого? (он не такой, как все, общество его не приняло, оно отторгает его за ум, за любовь к родине, за его не похожесть на других, изоляция Чацкого от общества, ему нет здесь места, ему не комфортно здесь).
Софья – девушка, которую любит Чацкий, участница любовного конфликта, человек, который разглашает сплетню – кульминация конфликтов
– В чем, по мнению фамусовского общества, причина сумасшествия Чацкого? ( в уме, книгах, с.154).
– Чем Чацкий отличается от фамусовкого общества?
– Чем заканчивается III действие? (монологом Чацкого, он одинок, его никто не слушает, все отворачиваются от него).
IV. Домашнее задание. Прочитать 4 действие, ответить на вопрос: Как разрешаются конфликты в 4 действии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
станицы Ленинградской Краснодарского края
Анализ 3 действия, сцена «Чацкий и Молчалин» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
(урок литературы в 9 классе)
учитель русского языка и литературы
Андросова Светлана Владимировна
Анализ 3 действия, сцена «Чацкий и Молчалин» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
«Молчалины блаженствуют на свете»
(действие 3, сцена «Чацкий и Молчалин»)
– Кратко перескажите содержание явлений 7-14
-В чем значение явлений 7-14?
(Чацкий должен был понять, увидеть, что Софья его не любит. Но он уходит печальным, омраченным, но не подозревавшим о любви Софьи к Молчалину)
Личная драма Чацкого.
– Почему же обморок Софьи, вызванный падением Молчалина с лошади, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин – избранник её сердца?
(Дело в том, что Чацкий забывает о Молчалине, он занят лишь спасением Софьи. Сосредоточенность чувства, волнения не позволяют Чацкому трезво воспринять происходящее, хотя он старается остро всё подметить. Даже несмотря на то, что Софья смеется над его участливостью, прямо говорит ему: «На что вы мне?» Чацкий не подозревает.)
-Почему Чацкий так настойчиво ищет встречи с Софьей?
(Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Чацкий не может понять, как можно любить ничтожество).
3. Чтение разговора Чацкого с Софьей (д.3, явл. 1-2)
-Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей и почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит!»
(Чацкий расспрашивает Софью и пытается заново открыть для себя Молчалина. А может он имеет достоинства? Это последние встречи Чацкого, они продиктованы надеждой, что его последняя попытка увидеть в людях человеческое, прежде чем окончательно отвергнуть их. Софья откровенна, она отважилась сказать « истины 2 слова», что отталкивает её в Чацком. Оказывается, его непохожесть на других. Чацкий хочет узнать те достоинства, которые заставили её выбрать Молчалина? Вот почему он чувствует себя на грани катастрофы.
Итак, любовь к Софье приводит его на грань безумия. ( «Вот нехотя с ума свела»- Софья). Она пытается его образумить, перечисляя ему достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого загадкой, хотя он понимает, что любовь к ней потеряна навсегда.
Вопросы после чтения.
-По каким жизненным принципам живет Молчалин?
(«умеренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от людей»)
– Какие средства его натуры позволяют причислить его к людям «века минувшего»?
Уже в этом столкновении Чацкого с Молчалиным слышится предвестие расхождения Чацкого со всей фамусовской Москвой. Пока Чацкий озабочен загадками любви, откровенность Молчалина заставляет его сделать вывод, обратный реальному:
С такими чувствами, с такой душою любим!
Обманщица смеялась надо мною!
Всё то, что он презирает, в барской Москве возвышает человека.
-Почему же фамусовской Москве нужен Молчалин?
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Почему неискореними Молчалины?»
Литература: В мире литературы 9. Учебник-хрестоматия для общеоб. учреждений. Часть 1-2. Под ред. А.Г. Кутузова. Дрофа. М.:2007г.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Общая характеристика. Анализ IV действия
Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Комедия Грибоедова «Горе от ума» завершается четвёртым действием, роль его велика. Это развязка произведения. Гости после бала начинают разъезжаться. Чацкий тоже. Он понимает, что его надежды не оправдались, и произносит свой последний монолог , пока его лакей ищет кучера
«Дом Фамусова» (Римского – Корсакова)
Композиция комедии «Горе от ума»
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Экспозиция – действие I, явление 1-5
Завязка – приезд Чацкого, действие I, явление 7
Развитие действия: а) начало общественного конфликта, действие II, явление 2
б) различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина, действие III, явление 3
3. Кульминация- известие о безумии Чацкого, действие III, явление 21
4. Развязка – прозрение Софьи, действие IV, явление 12.
Монолог Чацкого
Анализ IV действия комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»
ДЕЙСТВИЕ 4. Действие происходит в парадных сенях дома Фамусова.
Гости, недовольные балом, собираются разъехаться по домам.
Другие только приезжают.
ЯВЛЕНИЯ 1–2. Первыми уезжают графини Хрюмины (бабушка и внучка), они жалеют, что приехали на бал. А последняя фраза одной из них метко характеризует то, что происходило в доме Фамусова: «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие – то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»
ЯВЛЕНИЯ 1–2. Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи уезжают в числе первых. Горич жалуется жене, что ему вообще не хочется ходить на балы. В это время с крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе.
Репетилов на первый взгляд производит мнение образованного человека, он как и Чацкий олицетворяет собой современность. Он рассказывает о том, что вернулся из Английского клуба, но объяснить предназначение этого сообщества он не может.
Репетилов не понимает ни о чем там разговаривают, ни какие проблемы решают. Из его «доклада» становится понятно, что он находится там потому, что это в данный момент очень модное заведение. Репетилов с легкостью верит в слухи о сумасшествии своего «товарища». Ведь это мнения большинства, а люди не могут ошибаться!
Явление 10. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской.
Когда все разошлись, Чацкий
размышляет о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. В это время появилась Софья со свечкой и окликнула Молчалина, думая,
что это внизу он.
Чацкий спрятался за колонну
Софья несчастна потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Она становится свидетельницей разговора Молчалина со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что она полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку. Молчалин, увидев Софью, бросается перед ней на колени, но девушка не слушает его оправданий. Чацкий укоряет Софью, что она его забыла ради такого ничтожного человека
ЯВЛЕНИЯ 14–15
Входит Фамусов со слугами и ругает Софью, что она тут с Чацким, которого сама же назвала безумным. Тот понимает, что слухом о сумасшествии обязан Софье. Разъярённый Фамусов распорядился послать работать на поселение швейцара, который не запер сеней, Лизу определил в птичницы,
а Софью решил послать к тётке в Саратов. Чацкому он говорит, что перед ним будут закрыты двери всех московских дворян. Он упрекает и дочь за то, что из-за её поведения будут осуждать и его. Фамусова беспокоит именно то, что будут говорить
о нём знатные люди
4- е действие – финал отношений Чацкого и Софьи. Они оба оказываются в сходных ситуациях: обманывается Софья – обманывается Чацкий. В результате и герой, и героиня переживают крах своих идеалов. Чацкий упрекает Софью, что она предпочла его этому низкопоклоннику и дельцу. Он оскорблен, досадует, что приехал сюда, где толпа недостойных людей прославила его безумным. Чацкий говорит, что общаясь с ними, трудно не потерять рассудок и что сейчас же он покинет Москву.
Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше. А лжец, хитрец – и тут «вывернется»
Человеческие образы, которые создал Грибоедов, типичные для общественно-политической ситуации того времени. Незадолго до того, как декабристы осуществили восстание, фамусовщина ещё занимала прочные позиции, однако было ясно, что подобный уклад жизни обречён на вымирание. Люди, подобные Чацкому, были редкостью, однако именно в них заключалась сила народа. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже почти два века. Современному обществу характерны многие проблемы, которые были присущи и «веку минувшему». Книга раздвигает границы ваших познаний и дополняет их.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество»
Продолжить формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»
Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок
Формировать умение определять отношение автора к событиям , героям, на основании развития действия, поступков героев , их речи, ремарок
Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы урока.
– Попробуйте сформулировать цель урока.
Знать содержание 3 действия комедии;
Знать развитие любовного конфликта;
Знать развитие общественного конфликта;
Уметь анализировать, давать оценку героям;
Выяснить позицию автора.
3. Актуализация знаний. Беседа с учащимися:
– Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?
(узнать причину холодности Софьи)
-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?
– Чего же он добился?
(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз приедет в дом Фамусова)
Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.
– Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.
(Читают заранее подготовленные ученики)
-Об этой сцене существуют противоречивые мнения. Прочитаем их (с.110-111 учебника).
Таким образом, режиссер говорит о правдивости сцены, в которой развертывается диалог между Чацким и Софьей.
Иного мнения придерживался В. Г. Белинский: «Чацкий решается допытаться от Софьи, кого она любит, Молчалина или Скалозуба. Странное решение – к чему оно! Что ему за радость узнать от нее, что она любит не Молчалина, а Скалозуба или что она любит не Скалозуба, а Молчалина? Не все ли равно для него? Да и стоит ли какого-нибудь внимания, каких-либо хлопот девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина? Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к самому себе? Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? Буря в стакане воды! Все слова, выражающие его чувство к Софье, так обыкновенны, чтобы не сказать пошлы!»
-Теперь слово за вами. Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование? С чьим истолкованием этих явлений вы согласны? С какими мыслями готовы спорить?
(Чацкий изображен правдиво. Ведет себя естественно, натурально. Он очень влюблен. Влюбленные слышат только себя. Воистину «ум с сердцем не в ладу». Нам его очень жалко.)
-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?
Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
Беседа с учащимися после чтения диалога:
– О ком размышляет Чацкий в начале сцены?
(О Молчалине как возможном муже Софьи)
-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?
-Что скрывается за этими вопросами?
(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)
-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?
(Смиренно и даже прибавляет почти к каждому слову частичку «с»)
-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)
(Перелом наступает в середине. Чацкий его не замечает. Молчалин ни в грош не ставит Чацкого. Он отбрасывает частичку «с». Куда девалась его смиренность?1 Молчалин перешел в атаку: ставит вопросы, советует).
-Оказывается, что Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, свои «таланты». Какие?
(Это позиция человека, успешно делающего карьеру. Знаменитый талант: умеренность и аккуратность. Молчалин – защитник рутины, чинопочитания, подхалимства, но защитник тихий, обходительный, неглупый. В нем не сразу распознаешь эти отвратительные качества. Молчалины – рыцари лжи и всего, что приводит к личному, эгоистическому благополучию. Его идеал жизни, в которой можно «и награжденья брать» недвусмысленен: заискивание перед сильными, власть имущими, рабское самоуничижение, расчетливое отрицание своего права на самостоятельное суждение. Он реальный претендент на руку Софьи, реальный противник Чацкого.)
-Разные мнения сложились и о монологе Чацкого, в котором он признается в любви Софье.
-Каково ваше мнение об этом монологе?
(Мне кажется, что Чацкий объясняется в любви Софье. Об этом говорит та страсть, с которой он произносит этот монолог.)
-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?
(ум бойкий, гений смелый, смирение)
-Каких достоинств он не находит в Молчалине?
(Страсть, чувство, пылкость)
-За что же тогда Софья любит Молчалина?
-Все достоинства Молчалина словно фокусируются в одном – в его особой «тихости». Недаром ему и фамилия дана такая бессловесная.
-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?
(Молчалин за других себя забыть готов
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит)
-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека
-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:
«она его не уважает»; «она не ставит в грош его»; «шалит – она его не любит».
-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).
-Что, кто изображается в 4-14 явл?
(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)
-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.
-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.
-Для чего же нужны гости в «Горе от ума»?
(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).
-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,
В вражде неутомимых,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдуманным вздором».
-Как рождается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто автор этой сплетни?
(Софья. Она сделала это нарочно. Она обижена и наносит Чацкому самый сильный удар:
Анализ явл. 15-21
-Выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега»; никто не верит, но все повторяют. Сцена эта представляет собой сплошной многоголосый хор, говорят все; сплетня переходит из уст в уста. Почему все подхватывают сплетню?
(Сплетня связывает любовный и общественный конфликты).
-Какие приметы Чацкого как сумасшедшего называют гости?
(1. Скалозуб: «он не в своем уме», т.к. ранее Чацкий сказал «от сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее – простыть, охолодеть», т.е. в том смысле, что Чацкий без ума от любви.
2. Господин N. придал прямой смысл: «С ума сошел».
3. Загорецкий: «Он сумасшедший».
-Какова 1 причина сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?
(«Чай, пил не по летам» (Хлестова)
«Шампанское тянул стаканами»
-Как мы видим, эта причина доводится до абсурда.
-А вторая причина?
(Фамусов: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина)
-Таким образом, главная примета Чацкого как сумасшедшего, в понимании Фамусова и его гостей,- это его свободомыслие.
– Что делал Чацкий, где он находился, пока росла сплетня о его сумасшествии?
(В соседней комнате с французиком из Бордо и княжнами, Чтение явл.22)
-Развитие сплетни достигло кульминации, когда Чацкий появляется в гостиной. Его противники в своей неприязни тоже дошли до высшей точки кипения. Они напуганы его появлением и пятятся от него в « противную сторону».
_ О чем монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча»?
(О рабском подражании русского дворянства всему иностранному).
-В чем комизм создавшейся ситуации?
(Все кружатся в вальсе, никто не слушает Чацкого. Нет у Чацкого слушателей, способных понять его).
– Можно ли психологически оправдать поведение Чацкого?
(Да, во-первых, он произносит монолог потому, что отвечает на вопрос Софьи; во-вторых, в той комнате он не все сказал французику и княжнам и здесь, в гостиной, пытается договорить то, что он не успел).
-Смешно ли нам? Это самая комическая ситуация.
(Нет. Раньше, если Чацкий оказывался в комической ситуации, мы ему сочувствовали, то теперь мы сострадаем ему. Его положение в данной ситуации воспринимаем как трагическое.)
Какую роль играет 3 д-е в комедии?
(Это кульминация в развитии любовного и общественного конфликтов).
Каково отношение автора, зрителя, читателя к Чацкому?
Каково отношение автора, зрителя, читателя к Софье?
Каково отношение автора, зрителя, читателя к фамусовскому миру?
(Негодование, так как этот мир выставил против Чацкого всё, что имел: сплетню, клевету. Этот мир игнорирует Чацкого как личность – умному человеку отказал в уме).
Домашнее задание. Читать 4 действие. С помощью учебника ответить на вопрос: «Какую роль играет 4 действие в развитии любовного и общественного конфликтов?»
Инд. задание. Подготовить сообщение о Репетилове.
Приложение (материал для сообщений учащихся)
Сообщение о Хлёстовой
Хлёстова – один из самых колоритных женских персонажей среди гостей Фамусова. Старая московская барыня, знающая себе цену, властно и раздражённо покрикивающая на родственников, деспотичная с крепостными, беапелляционная в высказывании своих оценок, владеющая грубоватым, но весьма красочны языком. Её формулировки сродни афоризмам Фамусова – звучат выразительно, точно.
Час битый ехала с Покровки, силы нет;
Ночь – светопреставленье!
Какая у меня арапка для услуг,
Курчавая! Горбом лопатки, всё кошачьи ухватки.
Лгунишка он, картёжник, вор;
Я от него и двери на запор.
Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала.
Я за уши его дирала, только мало.
Ведь полоумный твой отец:
Дался ему трёх сажень удалец.
А спор Хлёстовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого! Тут всё знаменательно! И точное знание состояние другого человека («уж чужих имений мне не знать») и знаменитое хлёстовское «Всё врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней. Она находит в себе какие-то душевные струны, чтобы по-своему пожалеть Чацкого:
Отцы мои, уж кто в уме расстроен,
Так всё равно, от книг ли, от питья ль,
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так, он жалости достоин.
Сообщение о Загорецком
9 явление представляет нам Антона Антоновича Загорецкого. « Лгунишка он, картёжник, вор», а также «отъявленный мошенник, плут». Загорецкий – фигура более масштабная, чем, те, кто пришёл на бал до него, хотя он не князь и не граф. Он вроде того «черномазенького, на ножках журавлиных», тоже «куда ни сунься: тут как тут». Всем умеет услужить. Загорецкий похож на Молчалина, только иного качества и масштаба. Недаром же Чацкий, говоря о подхалимстве Молчалина, считает: «В нём Загорецкий не умрёт».
Но Загорецкий сам по себе. Он более независим и, скорее всего, ни у кого не служит. Он даже в одном случае возразит Фамусову. То на слова Скалозуба о сохранении книг «для больших оказий» предлагает «зло» образования пресечь по-другому: «Забрать все книги бы да сжечь». А Загорецкий, оказывается, с этим не согласен: «Нет-с, книги книгам рознь» Вот на басни он бы и «налёг». Больше всего он боится именно басен:
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.
Грибоедов неспроста рисует фигуру Загорецкого крупным планом. Это в высшей степени типичный для дворянско – бюрократической среды характер, с весьма живучими качествами угодничества, подличанья, страстью приврать, обмануть доверчивого, а при случае оболгать, донести на него. А.А. Загорецкий припас для Софьиной тётки Хлёстовой арапку-девку. Он разносит сплетню о сумасшествии Ча
Рассуждение 2
Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А. С. и произвело фурор в мире литературы. Сегодня, как и много лет назад комедия не утратила своей актуальности, так как писатель поднял проблемы, характерные для любой эпохи и времени.
III действие «Горе от Ума» является своего рода кульминацией всего произведения. Общество начала XIX века — люди, пытающиеся огородиться от реалий современного мира, на каждом, кто мыслит иначе, появляется клеймо безумца. Автор погружает читателя в конфликт между поколениями, благодаря которому образы героев раскрываются глубже.
Фамусовское общество. Присутствующие на танцевальном вечере люди — типичные представители высшего общества того времени:
– Скалозуб с его вечными плоскими шутками — военный, чьи мечты ограничиваются получением генеральского чина. Что занимательно, он и не думает заслужить чин, совершив подвиг. Мужчина надеется, получить звание, не подвергая себя опасности.
– Молчалин. Данный герой всячески потакает хозяину вечере и окружающим его людям, за что те закрывают глаза на незнатное происхождение.
– Князь Тугоуховский с семейством. Главная цель в жизни князя и его супруги — найти подходящую партию для своих шести дочерей. Они с легкостью закрывают двери своего дома перед людьми, не имеющими большого состояния.
– Репетилов. Противоположность Чадского. Молодой человек придерживается либеральных идей, но не потому что они ему импонируют, а потому что это модно.
– Остальные гости. Их образы помогают читателю лучше проникнуться атмосферой вечера.
Бал в самом разгаре. Гости танцуют и общаются между собой. Но отнюдь не желание повеселиться собрало их всех под крышей дома Фамусова, людьми движет корысть. Кто-то старается обзавестись нужными знакомствами или найти покровителя, другие пришли сюда в надежде подыскать удачную партию.
Лицемерие и личная выгода выходят на первый план, тогда как искренность и бескорыстность приравнивается к безумию. Правда для всех этих людей — угроза для их привычной жизни и они всячески стараются, чтобы их спокойствие ничто не нарушило.
Чадский высмеивает нравы высшего общества, а в особенности стремление дворян подражать иностранцам. Но молодой человек еще не знает, что его принимают за умалишенного и все, что он говорит, окружающие пропускают мимо ушей. Никто не желает прислушиваться к мнению Чадского, куда важнее и интереснее вести беседу с «французиком из Бордо», ведь он умнее многих, потому что является иностранцем.
А. С. Грибоедов в своем произведении показывают все грани убогого внутреннего мира высшего общества. Он тонко высмеивает их страх перед переменами и желание жить по законам уходящей эпохи.
Популярные сочинения