КОГДА В КЛАССЕ ПРОВОДЯТСЯ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Публикация «Консультация „Физминутка — важнейший элемент учебного процесса“» размещена в разделах

Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.

Физминутки в 1– 4 классах помогают:

• переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);

• настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);

• дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования, глазам (на занятиях чтению, а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);

• расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);

• поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).

Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке, в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.

С этой целью на уроках можно использовать физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику).

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации.

На уроках, очень интересно использовать рифмованные упражнения. Проговаривание рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения. Рифмованные физминутки не только отвлекают детей от усвоения информации, но и тренируют их память и речь. Такие минутки обычно предполагают шуточный стишок, который может сопровождаться элементарными действиями (сгибанием-разгибанием пальчиков, движением глаз по кругу, приседаниями и т. д).

Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физминутки позволяют заниматься профилактикой, и не допустить зрительного утомления. В презентации несколько тем с сюжетами детских мультфильмов. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. В физминутки добавляются и двигательные упражнения, которые помогают расслабить и костно-мышечный аппарат ребенка, укрепляют осанку

Утомление на уроке обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. Проведение физминуток помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

В состав упражнений для физминуток входят :

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению зрения,

• укреплению мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

• дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для профилактики близорукости.

И. п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вcе Сказки – зарядки.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз,

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

“Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

Упражнения для снятия зрительного утомления:

Капля первая упала «кап – кап» – пальцем стучать

И вторая побежала «кап – кап» – по ладошке

Мы на небо посмотрели – смотреть вверх

Капельки «кап – кап» запели – постучать по голове

Намочились лица, – вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли – посмотрите – посмотреть на туфли

Мокрыми стали – показать руками

Плечами дружно поведем – трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим – бег на месте

Под кусточком посидим – присесть

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

Творческий подход учителя к планированию урока реализуется не только в выборе учебного материала, но и в систематизации, отработке физминуток. Главное, чтобы такие паузы были вовремя, то есть не прерывали сосредоточенную работу детей, а становились своего рода переходным элементом от одного этапа занятия к другому.

Физминутки в начальной школы крайне важны не только для того, чтобы дети меньше утомлялись, не теряли интерес к уроку, но и для сохранения здоровья подрастающего поколения. Педагог может воспользоваться имеющимися разработками или придумать свои, основываясь на интересах и увлечениях младших школьников. Ведь малыши с удовольствием декламируют рифмовки, поют песни и играют, особенно если учитель не просто наблюдает за ними, а столь же азартно и весело участвует.

Васюк Евгения Витальевна

учитель начальных классов

КГУ «Банновская средняя школа

отдела образования акимата

Публикация «Организация и проведение физкультминуток» размещена в разделах

Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по математике, развитию речи, окружающему миру, способствовать их отдыху во время занятий.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. В результате у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, плохо сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к образовательной деятельности. Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин. ; проводить их рекомендуется, начиная с младшей группы.

Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, подтягивания, наклоны, повороты, а также прыжки, подскоки, ходьба или бег на месте. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера (как птички летают, как зайчики прыгают,как едет машина) В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. (например, «По ровненькой дорожке.», «Сова» и др.)

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки рекомендуется проводить на занятиях по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике. («Найди свой домик», «Кто быстрее?»)

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись или пение. Лучше подходят мелодии умеренного ритма, тихие.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. Текст стихотворения (потешки, загадки, считалки.) должен быть высокохудожественным. Содержание текста должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений: животных (лиса, медведь, заяц,спортсменов (лыжник, конькобежец, трудовые действия (рубим капусту, едем на поезде).

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.

Физминутки проводятся примерно в середине занятия, так как именно в это время дети начинают утомляться.

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками, связанными с темой и содержанием деятельности, желательно сопровождающиеся стихами. Но физкультминутка может сопровождаться текстом, не связанным с содержанием занятия, так как не все занятия можно «подогнать» под тематическое планирование.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем заранее. (чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или посмотрев на картинку).

Различных физминуток множество. В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками. Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего.

Надо учитывать и то, что при большом интересе детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Значит, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь, работают над ней до конца занятия.

Все физкультминутки условно можно разделить на несколько групп:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения для снятия общего и локального утомления т. п. ,. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, кот, хомячок, кузнечик, зайка, петух, ворона и т. п.

2. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как : «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Ветер», «Часы», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие

3. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как : «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики» и другие. На физкультминутках можно широко использовать различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия: «Балерина»» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах). « Цапля»(ходьба на носках, спина прямая.) «Медвежонок» (ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней, руки на поясе).

5. Упражнения, корректирующие осанку. Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. « Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая. « Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая). « Равновесие» (выполняется как сидя, так и стоя ;дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь ;стараются удержать предмет на голове, считают до 10).

Рекомендации по проведению физкультминуток

1. Перед знакомством с физкультминуткой следует обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты и движения. Это позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению, охватывать в основном крупные мышечные группы. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки.

3. Выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, при этом показывая собственную увлеченность игрой.

4. Проговаривать тексты физкультминуток воспитатель должен выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, выделяя отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При произнесении текста детьми надо следить за тем, чтобы вдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.

6. Не рекомендуется ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст).

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, поощряйте успехи.

8. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию детей.

9. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

10. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

11. Если дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при
ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой
движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные
мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив
мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на
счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем
открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и
зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть
вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда
влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо
вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6;
затем налево вверх направо вниз и посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на
счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом
перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать
медленно круговые движения глазами
вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону:
вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с
фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо;
после чего аналогичным образом вниз-прямо)
вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по
диагонали в одну и другую стороны с переводом
глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не
напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с
закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4,
затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять
глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и
перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от
глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом
перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения
в правую сторону, столько же в левую сторону и,
расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на
счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Приложение 8 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое).

Комплексы упражнений физкультурных
минуток

Физкультминутка общего воздействия

ФМ общего воздействия комплектуются из
упражнений для разных групп мышц с учетом их
напряжения в процессе деятельности. В комплекс
упражнений общего воздействия можно также
включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с
глаз.

ФМ общего воздействия (вариант 1)

1. И.п – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу,
потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны
руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью,
голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп
быстрый.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед., 1 – поворот
туловища направо, мах левой рукой вправо, правой
назад за спину. 2 и.п. 3-4 – то же в другую сторону.
Упражнения выполняются размашисто, динамично.
Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1- согнуть правую ногу вперед и, обхватив
голень руками, притянуть ногу к животу. 2 –
приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4
– то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.

ФМ общего воздействия (вариант 2)

1. И.п. – о.с. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в
лицевой плоскости. 3-4 – то же, но круги наружу.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед,
левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в
боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4
– заканчивая круг, правую руку на пояс, левую
вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два
пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и.п.
1-4-то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
Темп средний.

ФМ общего воздействия (вариант 3)

1. И.п. – стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в
стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя
плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном
вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед,
кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево
” удар ” правой рукой вперед. 2 – и.п. 3-4 -то же в
другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не
задерживать.

ФМ общего воздействия (вариант 4)

1. И.п – руки в стороны. 1-4 – восьмеркообразные
движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону.
Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три
пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п.
плечевого пояса. 4 и.п. Повторить 4-6 раз в каждую
сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п.- о.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову
повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову.
4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп
медленный.

Физкультминутка для улучшения
мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают
механическое воздействие на стенки шейных
кровеносных сосудов, повышают их эластичность,
раздражают вестибулярный аппарат вызывают
расширение кровеносных сосудов головного мозга.
Дыхательные упражнения, особенно дыхание через
нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это
усиливает мозговое кровообращение, повышает его
интенсивность и облегчает умственную
деятельность.

ФМ для улучшения мозгового
кровообращения (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести
пошире, голову наклонить назад . 2 – локти вперед.
3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить
вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах
левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 –
встречными махами переменить положение рук. Махи
заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8
раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и
плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить
вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.

ФМ для улучшения мозгового
кровообращения (вариант 2)

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг
правой рукой назад с поворотом туловища и головы
направо. 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз.
Темп медленный.
2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони
вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за
плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и.п. То
же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть
голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8
раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления
с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием
напряжения и расслабления отдельных мышечных
групп плечевого пояса и рук, улучшают
кровоснабжение, снижают напряжение.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить
плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с,
расслабить мышцы плечевого пояса. Темп
медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два
пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 –
то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре
последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же
вперед. Руки не напрягать, туловище не
поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить
расслаблением. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 2)

1. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи
руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх,
одновременно делая ими небольшие
воронкообразные движения. 5-8 – дугами в стороны
руки расслабленно вниз и потрясти кистями.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести
вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад,
прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и
потрясти расслабленно. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 3)

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони
кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку
влево с хлопками в ладони, одновременно туловище
повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4
зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 –
руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны,
слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого
пояса, “уронить” руки и приподнять их
скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 4)

1. И.п. – о.с. 1 -дугами внутрь, руки вверх – в
стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за
голову, голову наклонить вперед. 3 – “уронить”
руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 –
напряженно повернуть руки предплечьями и
выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной
вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п.
Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и
встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 –
переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления
с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и
спины усиливают венозное кровообращение в этих
частях тела и способствуют предотвращению
застойных явлений крово- и лимфообращения,
отечности в нижних конечностях.

ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам,
прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3-
наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п . Повторить 6-8
раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 –
круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 -то же в
другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно
потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 2)

1. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь,
вверх в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу,
дугами внутрь руки вниз. 3-4 -то же в другую
сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки
вперед – в стороны. 3 – встать на правую, мах левой
назад, руки вверх. 4 – приставить левую, руки
свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8-то же с
махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед,
правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая,
сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8-то же в
другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 3)

1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах
правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в
стороны. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в
стороны. 1- полуприсед на правой, левую ногу
повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п.
3-4-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
3. И.п. – выпад левой вперед. 1 – мах руками направо с
поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево
с поворотом туловища налево. Упражнения
выполнять размашисто расслабленными руками. То
же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и
ног (вариант 4)

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 –
полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз.
Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и
передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками
влево. 2-то же в другую сторону. Упражнения
выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе,
руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед,
руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз.
Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко
по вернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз
налево. Во время поворотов плечевой пояс
оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.

Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое)

Комплексы упражнений физкультурных
пауз

Физкультурная пауза (ФП) – повышает
двигательную активность, стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и мышечной систем, снимает общее
утомление, повышает умственную
работоспособность.

Физкультурная пауза (вариант 1)

1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1.
Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) 1
-руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны,
ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх,
прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон
назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
3. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову,
поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки
в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 –
выпрямиться, руки за голову, поворот туловища
налево.4- и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6
раз. Темп средний.
4. И.п.- руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в
стороны. 2- и.п. 3
– присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую
сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Физкультурная пауза (вариант 2)

1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. – о.с.
Руки за голову. 1-2 – встать на носки, прогнуться,
отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни,
слегка наклониться вперед, локти вперед.
Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 –
повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить
левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и
вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 –
то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон
вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – и.п. 3-4 то
же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
4. И.п. – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в
стороны или на поясе. 1-3 – три пружинистых
полуприседа на левой ноге. 4 – переменить
положение ног. 5-7 – то же, но правая нога впереди
левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с.
Темп средний.
5. И.п. – стойка ноги врозь пошире. 1 – с поворотом
туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 –
сохраняя положение туловища в повороте,
пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 – и.п. 5-8 –
то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6
раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. – придерживаясь за опору, согнуть правую
ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на
левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в
сторону – назад. 2 – и.п. 3-4 – то же, но согнуть левую
ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. – о.с. 1 – руки назад в стороны, ладони наружу,
голову наклонить назад. 2 – руки вниз, голову
наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп
медленный.

Физкультурная пауза (вариант 3)

1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. – о.с.
Правой рукой дугой внутрь. 2-то же левой и руки
вверх, встать на носки. 3-4 -руки дугами в стороны.
И.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны, ладони
кверху. 2 – с поворотом туловища направо дугой
кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 –
выпрямиться. 4 – и.п. 5-8 -то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-3 – руки в стороны,
наклон вперед и три размашистых поворота
туловища в стороны. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.
4. И.п. – о.с. 1-2 – присед, колени врозь, руки вперед.
3-4- встать, правую руку вверх, левую за голову. 5-8 –
то же, но правую за голову. Повторить 6-10 раз. Темп
медленный.
5. И.п.-o.c. 1- выпад влево, руки в стороны. 2-3 – руки
вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 ~ и.п. 5-8-то
же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
6. И.п.- правую руку на пояс, левой поддерживаться
за опору. 1 -мах правой ногой вперед. 2 – мах правой
ногой назад, захлестывая голень. То же проделать
левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой.
Темп средний.
7. И.п. – o.c. 1-2 -правую ногу назад на носок, руки
слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову
наклонить назад. 3-4 ногу приставить, руки
расслабленно опустить, голову наклонить вперед.
5-8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6-8
раз. Темп медленный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *