Наталья Алыкова Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся
создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.
Вера Партина Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в образовательной (учебной) деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает того факта, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в образовательной деятельности. Но в педагогике, как, впрочем, и в медицине, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и образовательную ситуацию успеха нужно применять продуманно, с учетом многих факторов.
Надежда Латкина Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе
Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Публикация «Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе» размещена в разделах
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к уче-нию. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеятся на его светлое будущее.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Ра-дость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник его внутренних сил и энергии.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологиче-ский фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. ” Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. ” Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совер-шения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с. ”
“Выполняя работу, не забудьте о. ”
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятель-ность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться. ”
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы. ”
“Только тебе я и могу доверить. ”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. ”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу. .” “Так хочется поскорее увидеть. ”
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось. ”
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).
Образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения знаний. Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, коллектив нашей школы разработал генеральную цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.
Над этой проблемой мы будем работать в экспериментальной деятель-ности. Эксперимент прошел экспертизу на краевом уровне и с января 2008 года школа стала экспериментальной площадкой по теме «Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха в образовательном про-цессе». Целью эксперимента является совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика, его позитивное отношение к школе, а также возможность полноценного участия в общественной и профес-сиональной жизни в процессе обучения и после окончания школы.
ШКОЛА, ГДЕ ДЕТИ С РАДОСТЬЮ ОТДАЮТСЯ ТВОРЧЕСТВУ, ИССЛЕДОВАНИЮ, ПОЗНАНИЮ. Ш КОЛА, ГДЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ АКТИВНО И ДОСТОЙНО, РАЗВИ-ВАЮТ И РЕАЛИЗУЮТ СВОИ СПОСОБНОСТИ.
УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК
Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые разрешающие условия для самореализа-ции и самоутверждения подростка в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т. е. состояния успеха. Оно в свою очередь, оказывает стимулирующее влияние на потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы его личности, вызывая к жизни всё новые и новые потребности в позитивном успехе в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, увеличивая стремление самореализовать себя в классном коллективе и окружающей социальной среде. Достижение подростком успеха, радости способствует формированию аналогичного состояния и у педагога, как результата его профессионально-творческой деятельности. Осознание учителем реального успеха своего воспитанника в ходе анализа педагогических ситуаций – важное условие повышение мотивации к успеху в его профессиональной ра-боте.
Если представить нашу школу в образе яхты, паруса будут надуваться 3 ветрами:
• успех ученика;
• успех учителя;
• успех семьи ученика и семьи учителя.
Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха.
Поощрение успехов осуществляется на всех мероприятиях, а в конце года на празднике «Восхождение к успеху» подводятся итоги деятельности за год, награждаются учащиеся, добившиеся успехов в различных номина-циях, а также «Самый успешный дом и город» (класс)
Все классы становятся участниками конкурса «Самый успешный класс» ( для которого разработаны критерии: успеваемость, общественная деятельность, творчество, спорт, интересный досуг, трудовые акции, а на информационном стенде ШДР «ШАНС» вывешен экран «Дорога к успеху», куда заносятся достижения каждого класса по рейтингу участия.
Мы гордимся своими успехами, они даются нам нелегко. Но каждый раз, когда мы видим, как на сцене восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя, сердце наполняется радостью.
Педагогический коллектив серьезно задумался над вопросом: обязательно ли участие всех классных коллективов в общешкольных делах? Позиция всего корпуса классных руководителей: обязательно! Наша школьная традиция: ак-тивно участвуем в классных и общешкольных делах, акциях, событиях. Богатство и насыщенность школьной жизни зависят от активности ее классных коллективов, поэтому необходимость вложить свою лепту в общешкольное бытие есть нравственный долг каждого – это с одной стороны, и с другой: система общешкольных мероприятий обогащает содержание воспитательного процесса в классном коллективе, расширяет поле межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплачивает в единый школьный коллектив.
Огромное значение в создании условий ситуации успеха имеет сло-жившаяся в школе воспитательная система, богатая традициями, многообразием содержания и форм воспитательной работы.
В этом году вся воспитательная работа в нашей школе строится на основе реализации программы развития воспитательной системы «Путь к успеху». Цель данной программы – воспитание модели успешного ученика.
Деятельность по совершенствованию воспитательной системы разделена на 3 этапа:
1. 2007/2008 учебный год – проектно-мобилизационный этап, задачей которого явилось формирование модельных представлений о совершенствовании воспитательной системы и обеспечение готовности школьного сообщества к их реализации.
На первом этапе формировались новые школьные традиции; развивалось ученическое самоуправление, проводилась диагностика мотивации достижений, на основе которой разрабатывались воспитательные программы.
Для формирования нового качества воспитательной системы необходимо повышать качество и уровень воспитательной деятельности, а для этого важным становится переосмысление каждым педагогом школы своей роли и места в воспитании подрастающего поколения. В связи с чем, в школе регу-лярно проводятся семинары для классных руководителей и учителей-предметников «Технология создания психолого-педагогических условий ситуации успеха», методическая мастерская «Ситуация успеха : как её создать?» проходят методические недели классного руководителя,
2. 2008/2009 учебный год – экспериментально-поисковый этап, задачей которого является апробация программ «Путь к успеху»
Школьное правительство, совершенствует свою деятельность, с этой целью в школе разработана программа школьного актива «Академия успеха».
3. 2009/2010 учебный год – III этап, рефлексивно-обобщающий этап, приоритетными направлениями которого являются:
осуществление коллективной рефлексии в сообществах педагогов, учащихся и родителей на процесс и результаты реализации инноваций воспитательной системы и программы ее развития;
обобщение и презентация опыта и результатов воспитательной деятельности за инновационный период;
внешняя экспертиза воспитательной системы и жизнедеятельности в учебном заведении;
определение перспектив развития воспитательной системы.
1. Создание комплекса психолого-педагогических условий, способст-вующих успешной деятельности в образовательном процессе школы.
2. Практическая реализация модели успешности образовательного процесса в школе.
3. Стабилизация уровня социальной устойчивости школы по отношению как к внутренней общественности, так и внешней на районном и краевом уровнях.
4. Разработка научно-методических и практических рекомендаций по адапта-ции создания модели успешной деятельности в образовательном процессе школы.
Что же помогает нам создавать ситуации успеха.
I блок. Традиции гимназии.
Ключевые дела – это самые глобальные мероприятия школы, и глобальность их состоит в том, что появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учеников школы. В этом случае все взрослые, направляющие детей при подготовке к мероприятию дают понять детям, что каждый из них неповторимый и талантливый, и пусть это выступление всего лишь на школьной сцене перед учащимися, но ребёнок осознаёт, что при его желании он может быть успешен в своём увлечении.
В школе, согласно общешкольному плану, проводятся внеклассные меро-приятия интеллектуального, спортивного, патриотического, культурно-массового и валеологического направлений. По мнению учащихся, родителей и учителей, наиболее яркими и запоминающимися являются: Осенний бал, День самоуправления, посвящение в Ученики (пятиклассники, старшеклассники); новогодний калейдоскоп, Ученик года, выставка «Мир моих увлечений», трудовые десанты, Фестиваль дружбы народов, Дни Здоровья, Вечер «Отблеск юности в сердце храни», КТД «Весна. Улыбки и цветы», Благотворительный концерт. К ТД проводятся для всех классов, они направ-лены на выявление индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, установление и улучшение межличностных отношений, т. е. на создание условий для успешной социализации личности, самораскрытия каждого ребенка; создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика, стимулирование позитивного поведения учащихся, на координацию взаимодействия учителей, учащихся и родителей.
Школьный праздник – путь к успеху в развитии личности подростка. В нашей школе работает высокопрофессиональный, неравнодушный коллектив единомышленников. Когда готовится общешкольный праздник, педагогический коллектив просто бурлит и горит, и это состояние передается детям.
В зрительном зале вместе с учащимися всегда присутствуют воспитатели и учителя, которые принимают самое активное участие в происходящем: поют вместе с участниками, отвечают на вопросы, поддерживают выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале. Традиционным стало и непосредственное участие педагогов в концертах и мероприятиях. Мы как бы говорим детям: мы с вами вместе, мы также волнуемся, боимся забыть текст, но вместе мы преодолеем все трудности. И действительно преодолеваем. Интересно и радостно наблюдать, как во время репетиций меняются подростки, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, учатся взаимопониманию и взаимоуважению, стараются помочь тем, у кого не все еще хорошо получается.
Яркий пример тому – Благотворительный концерт, фестиваль «Народов дружная семья», где каждый класс представлял культуру, обычаи, достижения и особенности народов Кавказа. Фестиваль получился очень ярким, зрелищным, познавательным и вызвал огромный интерес.
II блок. Кружки и спортивные секции:
Этому также способствует работа школьных кружков и секций различной на-правленности, а также кружков ДДТ, которые охватывают до 80% учащихся школы. Один из существенных признаков дополнительного образования – свободный выбор деятельности. Учитывая желания детей, школа обращает внимание на развитие тех личностных качеств, важность которых для своей будущей жизни ученик сознаёт сам. Но самое главное для кружковцев – это продемонстрировать то, чему он научился (на конкурсах, концертах, в музыкальных гостиных, на выставках, в спортивных соревнованиях). План деятельности коллектива насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя, каждому ребенку. Далеко не все они отличены высокими наградами, грамотами. Иногда это вообще и не конкурс, а просто фестиваль. Пусть ребёнок спел песню на классном часе, и все его слушали и кричали: «Браво!» – это уже его маленький успех, это награда и одобрение его одноклассников, единомышленников.
III блок. Органы самоуправления.
Неотъемлемой составляющей школьной жизни в наши дни является учени-ческое самоуправление. Очевидно, что именно эта сфера деятельности учащихся получила широкую популярность. Сам факт быть избранным в орган ученического самоуправления – это уже большое достижение, а побывать в роли президента, мэра класса стремятся все – значит, все хотят стать лучше, ведь, основа органов самоуправления – развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности.
IV блок. Часы общения, конференции, интеллектуальные игры, круглые столы.
В этом направлении деятельности самым главным является научить учащихся отстаивать свою точку зрения, которое может в корне отличаться от мнения учителя, от мнения товарищей.
V блок. Деятельность классных коллективов.
Развитие личности и её самореализация являются главными объектами вни-мания в работе классных руководителей. Ведь именно ему в первую очередь дано разглядеть личность, все её скрытые возможности и направить всё своё умение, применить различные методы и приёмы воспитания с целью правильной организации жизни класса, чтобы постулат «Ребёнок – это неповторимая индивидуальность» стал бы для педагога, как главным девизом в повседневной работе. И вот наступает момент истины для педагога-воспитателя : он включает всевозможные рычаги для создания ситуации успеха для вех членов коллектива, несмотря на рейтинг успеваемости.
VI блок. Реализация программ каникулярного отдыха «Ступени к успеху», профильных смен пришкольного оздоровительного лагеря, где воспитанники могут найти себе дело по душе, реализовать себя и самосовершенствовать.
Конечно, не все учащиеся школы достигли уровня успешной самоактуали-зации, есть недостатки и трудности в плане организации и проведения отдельных коллективных дел, не все ещё классные руководители и учителя – предметники достигли высокого уровня профессионализма в плане воспитательной работы, и наконец, не все дети испытывают потребность в проявлении своего «Я», в реализации своего потенциала. Здесь нам оказывает помощь социально-психологическая служба. Результаты психологических исследований учащихся становятся объектом приватной беседы психологов и педагогов, психологов и родителей. Очень часто эти исследования и помогают найти педагогу и родителям ниточки, за которые следует подёргать, чтобы ребёнок начал бы совершенствоваться там, где были бесконечные неудачи. Выступая перед пед. коллективом, родителями наши психологи постоянно произносят следующую фразу: «Любите и принимайте личность ребёнка такой, какой она есть; найдите что-то хорошее в ней и научите поверить в себя, в свою успешность, даже если в данный момент до этого ещё очень далеко».
Подводя общий итог надо отметить составляющие позитивной роли успеха :
• повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и более широком социуме;
• улучшение социального самочувствия подростков и приобретение опыта целесообразного саморегулирования
Сейчас мы находимся на втором этапе эксперимента, апробируем программу «Дорога к успеху».
Цель программы: воспитание успешного современного человека, обладаю-щего развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.
• Сформировать образ успешного современного человека.
• Научить ребят анализировать собственную личность, свой коллектив и различные социально-психологические ситуации.
• Создать условия, позволяющие накопить конструктивный опыт ситуации успеха.
• Формировать активную гражданскую позицию.
• Формировать стремление к здоровому образу жизни.
• Раскрытие личностного потенциала детей и подростков через работу ОУС, социальных проектов, творческих конкурсов, участие в ролевых играх, КТД.
Содержание и механизм реализации программы
Программа “Дорога к успеху” рассчитана на учащихся трех возрастных звеньев (старшее, среднее и младшее).
В каждом звене запускается конкурс или игра, рассчитанные на учебный год. Основной принцип программы создание “ ситуации успеха”.
В начальной школе – это игра «Сказочный дом»
В среднем звене – игра «Успешный город»
Принцип соревновательности, на котором основана игра, сделает ее увлека-тельной, интересной для ребят данного возраста. Каждый класс – это город, имеющий свое название, свой герб, свой гимн (песня). Городом управляет мэрия во главе с мэром. Мэрия является органом детского самоуправления в классе. В классе имеются отделы по аналогии с городскими отделами
Многообразие отделов – это различные виды и направления деятельно-сти, где ребята могут раскрыть свой личностный потенциал, реализовать себя в интересном и полезном деле.
Все мэры “Успешных городов” объединяются в совет мэров, который является органом самоуправления в среднем звене. Совет мэров собирается 1 раз в неделю.
На сборе – запуске городам – классам выдается сертификат, свидетельст-вующий о том, что данный город имеет право на существование в нашей школе, а все его жители становятся членами ШДР «Статус». Это название состоит из начальных букв двух слов: стать успешными, а также символизирует стремление городов получить звание (статус) “Успешный город”.
Старшее звено – молодежный Молодежный союз “Дорога к успеху”
В молодежном союзе каждый класс – это город, возглавляемый мэром, имеющий свою программу развития, определяющую содержание и на-правление деятельности.
В начале года объявляется конкурс “Все в твоих руках!” на лучшую про-грамму развития города. Соревнование, конкурс всегда является стимулом к развитию, к совершенствованию.
Система самоуправления позволяет создать ситуацию успеха для большего количества старшеклассников (в классе раскрыться легче, легче преодолеть какой-либо психологический барьер). Она делает возможность большего количества ребят стать лидером.
Публикация «Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельности» размещена в разделах
На первый взгляд кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой ребёнок испытает успех, удовлетворение, и высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности ему обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха чревато противоположным результатом: постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не столько активное, сколько привычное и даже индифферентное отношение к обучению. Кроме того, постоянное ожидание только лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств личности: уклонение от преодоления трудностей, отказ от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях, преобладание мотива «избегания неудач» и пр.
В связи с этим, обращаясь к ситуации успеха в образовательной деятельности, необходимо понимать те психолого-педагогические механизмы, которые лежат в ее основе.
Чем привлекают психологов и педагогов исследования в области влияний переживания успеха/ неуспеха на различную деятельность человека?
Как, несомненно, позитивные моменты можно отметить следующее:
переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Однако опытные психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс?
Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей.
Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая.
В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.
Так, достигнутый успех «в главных» и «неглавных» занятиях ребенком переживается одинаково интенсивно, особенно в начале образования. Но часто отношение взрослых снижает эту радость: «Ты хорошо справился с заданием по математике? Лучше бы по обучению грамоте.». Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему образовательному процессу.
Успех как мотивационный регулятор отношения к учебной деятельности необходим в учении. Однако переживания по поводу результатов могут быть вызваны различными обстоятельствами. И здесь возникает необходимость в соотнесении таких понятий как «успех в учении» и «успешность учения».
Если успех – это эмоциональное переживание, то успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Успех может переживаться как разово, так и многократно, а успешность всегда имеет протяженность во времени. Успешность той или иной деятельности зависит от многих обстоятельств: благоприятных условий, готовности самого субъекта, общественных ожиданий и установок. В итоге, успех может быть специально организован для кого-то, но может быть создан субъектом для самого себя. Успех сугубо индивидуален. Значимость его часто определяется нормами, заданными извне, и ребёнок каждый раз сверяет свои достижения с предложенным уровнем. Однако стоит помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное «сильным» в обучении ребёнком и неуспевающим, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые. Есть и такие дети, которые, разуверившись в себе, заранее отказываются от возможности достигнуть успеха, не прилагают особых усилий в учебной деятельности, предпочитая пассивную позицию в образовании.
Ситуация успеха создается педагогом в образовательной деятельности. Но, как и любую деятельность, обучение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
– установка на деятельность (эмоциональная подготовка ребёнка на решение учебной задачи);
– обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
– сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Следовательно, и ситуация успеха как вариант педагогической поддержки должна учитывать все перечисленные компоненты.
Рассмотрим психолого-педагогическую ситуацию успеха поэтапно.
1. Мотивационно-целевой этап. Педагог ставит задачу сформировать у дошкольника установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут появиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения.
Но здесь педагог встречается с различной реакцией детей: кто-то уже выполнял подобное задание, результаты его оказались неудачными и у этой категории учащихся уже сформировано отрицательное отношение к предлагаемому заданию. Вторая группа дошкольников не сталкивалась с такой работой, поэтому не знает, чего можно ожидать от будущей деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению учебной задачи.
Опираясь на эмоциональную память эмоций успеха/ неуспеха, на данном этапе педагогу проще всего будет работать с третьей группой, в которой необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы детей нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали радость, успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего, необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой, более успешной деятельности.
Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится», но лучше, если эмоции буду иметь и деятельное основание. Можно напомнить, что дошкольник уже поработал над своими ошибками и результат будет лучше, чем в прошлый раз, или что задание носит иной характер по сравнению с предыдущим и пр.
Формируя мотив достижения (успеха, результата, педагог может предложить различные мотивационные варианты:
стремление самостоятельно решить интересные задачи;
попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;
установить новые контакты в ходе выполнения деятельности и т. д.
Другими словами, педагог, опираясь на эмоциональную память дошкольников, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.
2. Организационный этап. Задача воспитателя: обеспечить ребёнка условиями для успешного выполнения задания (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств, заинтересовать его самим познавательным процессом.
На этом этапе у некоторых детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе приходит состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. Психологи и педагоги к таким условиям относят четыре аспекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствие везения, слабость волевых усилий. Первые два условия могут быть учтены педагогом заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности) в отличие от способностей, везения и трудности задания.
Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, становится важным фактором в стремлении улучшить результат деятельности. Здесь особо нужна помощь воспитателя, а точнее, методически продуманная тактика, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.
Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся: эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию ребёнка, «помощь клуба» (группы, «скорая помощь» (обращение к воспитателю, к более «сильному» ребёнку и пр., «подсказка» (работа с тетрадью) и т. п.
Не стоит забывать и о таких «простых» педагогических приемах, как контроль времени: педагог без нажима напоминает учащимся (особенно тем, кто с трудом включается в работу, часто отвлекается от нее, что до конца работы осталось 7, 5, 2 минуты; подходит к отдельным дошкольникам, уточняет все ли в порядке, нет ли затруднений и т. д. Для тех, кто так и не выполнил задание, можно время от времени использовать прием «даю шанс» : ребёнку объясняют, что сейчас нужно сдать работу, даже если она не окончена, но после занятий можно закончить (однако, дошкольники должны быть готовы к тому, что педагог может заменить или предложить дополнительное задание, поскольку возникает возможность уточнить нужные решения у других детей из группы).
3. Итоговый этап. Ориентируясь на поддерживающее обучение, педагог должен организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.
Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог образовательной работы обычно сводится к оценке. Известно, что мнения воспитателя и ребёнка в данном вопросе чаще всего расходятся. Почему? Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности : грамотность, аккуратность, правильность и пр., а учащийся помнит об эмоциональном напряжении, концентрации внимания, переживаниях в процессе выполнения и т. д. Другими словами, дошкольник ждет, что оценят не только результаты, но и его усилия в течение деятельности.
Существуют два общих варианта соотнесения усилий, затраченных дошкольником, и результата его учебной деятельности :
– когда затраченные дошкольником на выполнение учебной задачи, соответствуют полученной оценке (У = Р);
– когда оценка учителя и усилия ученика неравнозначны (У Р) :
1) Первый, наиболее оптимальный для обеих сторон – степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит, и оценке. В этом случае педагогу достаточно похвалить ребёнка, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.
2) Второй вариант напоминает первый – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат – неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ребёнка. Теперь педагогу придется начинать все сначала.
На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит дошкольника в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребенка родилась радость не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины. Произойдет же это только в том случае, если дошкольник приложит усилия, преодолеет определенные трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.
4) И наконец, четвертый вариант, наиболее болезненный для обеих сторон – ребёнок уверен, что «выложился», но оценка педагога не соответствует ожиданиям дошкольника. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение дошкольника ко всему образовательному процессу в целом. В данном случае требуется глубокая индивидуальная работа со стороны педагога. Следует предложить ребёнку попытаться найти свои ошибки, а затем с помощью воспитателя, распределить их по видам: механические, на внимание, на логику вычисления, грамматические, орфографические и т. п. Не стоит стремиться исправить все ошибки сразу. Сначала можно предложить дошкольнику поработать над определенным видом.
Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у ребёнка пропала боязнь ошибиться. Педагог должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении знаний. И только после ряда тренировочных работ и при эмоциональной поддержке воспитателя проводится контрольный срез, результаты которого должны убедить дошкольника в преодолении им данного рода трудностей. Очень важно в качестве педагогической поддержки отметить достижения ребёнка, показать свое уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание проявить себя в образовательной деятельности.
Таким образом, результативный этап деятельности педагога является диагностирующим в работе, определяющим проектирование его педагогической деятельности. Дошкольник также корректирует свою деятельность с помощью педагога : его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов организационного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие дети, к которым можно применить завышенную, или авансированную, оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ребёнок не переоценил свои способности.
В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством педагогической поддержки, когда она:
организуется на всех этапах учебного процесса;
усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
реализуется с учетом индивидуальных особенностей детей, что находит
свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным дош-
формирует у субъекта деятельности : положительные эмоции в деятельности чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления трудностей формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Как показала практика, в силу индивидуальных различий дошкольники по-разному реагируют на предложенные педагогом ситуации. Для некоторых групп детей ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ребёнок испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.
Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предс
оящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к обучению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
Ситуация успеха «перерастает» из приема в фактор педагогической поддержки в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, осознать себя как развивающуюся личность. Пережив заслуженное чувство успеха, дошкольник желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения успехов в образовании, так как это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими. Эффективность ситуации успеха в образовательной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к деятельности, но и умением самого дошкольника создавать себе условия для успешной деятельности.
Это составляет еще одну особенность ситуации успеха в учебной деятельности : формируется активность дошкольника как субъекта, выражающаяся в стойкой потребности в самообразовании. Педагог не столько «учит», сколько раскрывает возможности, помогает найти сферы, необходимые для развития личности ученика.