КЛАССНЫЙ ЧАС ЯЗЫК МОСТ ДРУЖБЫ

Екатерина Шустерова Классный час для 2 класса «Что такое дружба?»

Классный час на тему : «Что такое дружба?»

Цель: сплочение классного коллектива младших школьников.

1. Осмысление школьниками понятий «настоящая дружба», «верный друг» с помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок, (загадок) и литературных образов (притча о дружбе).

Публикация «Классный час для 2 класса „Что такое дружба?“» размещена в разделах

2. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе совместной деятельности: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

3. Воспитание дружеских отношений, доброжелательности, уважения друг к другу.

Форма проведения: классный час

Продолжительность: 40 минут.

Участники: младшие школьники 2-го класса.

Оборудование: пословицы о дружбе, загадки и картинки про сказочных героев, солнышки с буквами Д Р У Ж Б А, яблочки с секретами дружбы, дерево Дружбы, карточки с качествами, памятка «Законы дружбы»).

Клименко Наталья Классный час для 10–11 классов «Дружба, любовь, семья»

Классный час на тему «Дружба. Любовь. Семья.»

Цели и задачи:

1. Расширить представления о понятиях дружбы, преданности, любви как важнейшей нравственной ценности.

2. Продолжать воспитание нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, толерантность.

3. Развивать умения вести суждения, аргументировать свою точку зрения.

4. Содействовать сплочению коллектива, осознанию своих обязанностей перед друзьями и близкими.

Форма проведения: откровенный разговор.

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДЕНЬ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА»

«Язык – мост дружбы.»

Цель: Ознакомить учащихся с тем, что каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Расширить знания о языках, традициях разных национальностей.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку и своей стране.

Прививать  интерес к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.

Ресурсы: Карточки с заданиями

Ход классного часа

Наш Президент Н. Назарбаев выступает за знание нескольких языков. Прочитайте слова на казахском и русском языках:

«Тіл-достық көпірі», «Язык-мост дружбы».

—         Как вы их понимаете?

— Ответы детей

Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.

Ана тілім? Ана сүті-жүрегім,

Қадір тұтып оны әркез жүремін.

Бойымдағы өнерімді аздаған,

Өз тілімнің қасиеті деп білімін.

Ана тілім-ең асылым, ардағым,

Ана тілім-бар байлығым, бар бағым

Халқым үшін арнасам ән-жырымды,

Ана тілі-өз тілімді арнадым.

В основном законе государства — Конституции РК- записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех  школах дети изучают кроме родного языка ещё и русский.

Русский язык — один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском,  татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

— Давайте попробуем поздороваться друг с другом на разных языках.

А теперь мы расскажем пословмцы про языки.

Семен: Думай дважды, говори раз.

Алтынай: Слово держать – не по ветру бежать.

Айару: Кто слово не ценит, сам себя не ценит.

Александра: Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Муратали:От доброго слова язык не усохнет.

Нурақын: Каков разум, таковы и речи.

Адель: Живое слово дороже мертвой буквы.

Әдемі: По речи узнают человека.

Дарья: Умей вовсем сказать, умей и вовремя промолчать.

Дария: языком не спеши, а делом не ленись.

Нурислам: Язык мой – враг мой.

Бакдаулет: Каждый язык – это целый мир.

Нуртілек: Язвк –живая душа народа.

Мы изучаем 3 языка – это казахский родной язык, русский и англиский языки. Так давайте сейчас назовем слова на трех языках.

Мой край родной, Республика свободныхВеликих наций, разных языков,Оценят здесь обычаи народовСоветы мудрых стариков. Я прошлым Родины горжусь,Истоки языков познать стремлюсь. Узнай родной язык.

В нем сила и свобода!Узнай родной язык,В нем государства гордость.

Действительно, языки все они прекрасные, берегите его, гордитесь им!

Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальности. Счастья вам и добра, на этом наш классный час закончен.

Классный час на тему «Дружба? Любовь?»

Цель: Формирование умений анализировать отношения между людьми, расширить знания учащихся по теме «Любовь и Дружба».

1. Научить учащийся анализировать ситуации, которые они разыгрывают, знать различия между любовью и дружбой и их сходство.

2. Создать условия для активизации творческих способностей.

3. Повышение уровня нравственного потенциала.

4. Воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружелюбия, внимательности.

1. Организационный момент. приветствие. Сообщение темы классного часа.

2. Определение цели и задач, раскрывающих тему . Вступление.

Любовь и дружба, где различье? Где провести меж ним черту?

Любовь, где ревность, безразличье. И дружба, вера в красоту.

Любовь, она пройдет сквозь годы. Всегда останется внутри

Любовь, как солнце в непогоду Тебя лучами озарит.

А дружба – это лишь привычка. Хотя не стоит утверждать,

3. Активизация жизненного опыта учащихся с помощью вопросов учителя (например: подберите синонимыантонимы к словам темы, какие ассоциации возникают , когда они слышать эти слова и пр.) и обобщение ответов.

4. Практические задания: написать анонимно «Что такое дружба», “Что такое любовь” в понимании каждого; “Испытывал ли ты когда-нибудь эти чувства?”, “Какие эмоции тебе довелось испытать в связи с этими чувствами?”

( листочки с ответами собираются и зачитываются всему классу, затем идет обсуждение услышанного)

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

6. Практическое задание: написать качества, которыми должен обладать настоящий друг (ответы обсуждаются), подводя учащихся к выводу : настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту,– тот, кто не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках, тот, кто помогает бескорыстно, тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным, тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде, тот, кто умеет хранить тайны.

Учащимся предлагается подумать, что бы они изменили в себе – в своём характере, привычках, увлечениях, чтобы и с каждым из них захотелось дружить.

7. Практическое задание: класс условно разбивается на 2 группы, одна группа подбирает аргументы в защиту любви, другая – против неё. ( Что хорошего и что плохого, по-вашему, может принести любовь человеку?). Ответы обобщаются и учитель подводит детей к выводу, что любовь – это многоликое чувство, а чтобы она дарила радость, нужно не только быть любимым, но и самому уметь любить. Скорее всего, умение любить зависит не от возраста, а от воспитания, мировосприятия и ума. Некоторые люди и в тридцать не осознают того, что другие понимают в пятнадцать лет. И на это не всегда влияет социальный статус и взаимоотношения с родителями. Тут речь идёт о понятии ответственности.

В подтверждение учитель зачитывает афоризмы по теме:

Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь. Жан-Жак Руссо

Любить – это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. Готфрид Лейбниц

Любовь и дружба – это понятия круглосуточные.

Любовь и дружба – это взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

Далее важно обсудить извечный вопрос “Что такое любовь?”, акцентируя внимание учащихся на практической стороне чувства – “Любовь – это не слова, любовь – это поступки”.

8. Практическое занятие: анонимный опрос “Как бы вы повели себя на месте своих родителей, если б узнали, что ваш ребенок влюбился” или “Дайте несколько советов родителям, как нужно вести себя с влюбленным подростком”

(ответы зачитываются, обсуждаются). Здесь важно, чтобы учащиеся почувствовали себя родителями и посмотрели на ситуацию с другой стороны. Это упражнение призвано помочь сгладить противоречия конфликта “отцы-дети”, который так часть встречается в семьях, где есть дети подросткового возраста.

Надеюсь, сегодняшнее наше занятие было интересным, нужным и полезным. Мы рассмотрели очень важные вопросы, которые всегда волновали, привлекали внимание, были, остаются и будут основными нравственными ценностями людей. Вот подходит к концу наш путь длиною всего-то 30 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья и любимые , чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием, заботой. Напоследок напишите записки своему однокласснику, соседу по парте, в которых попробуйте высказать главную мысль нашего классного часа.

Список источников и литературы.

Кл. руководитель Новых Е. В.

Цель классного часа: раскрыть личностную и
социальную значимость дружбы как высшего
человеческого чувства.

Оформление: Плакат “Дружба – это сила”,
ромашка, сердечки, правила работы в группе, цветы.

Ход классного часа

Все присутствующие сидят в кругу.

Слово классного руководителя:

Добрый день уважаемые участники классного
часа, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что
человек без друзей – как дерево без корней, друг
– это одна душа, живущая в двух телах. ( Аристотель)
Что дружба – это любовь без крыльев, что в жизни
чаще встречается беззаветная любовь, нежели
истинная дружба. ( Жан де Лабрюйер). А что для нас
значит это слово? Какое значение мы придаем
дружбе? Умеем ли мы дружить?

Стих Е. Евтушенко

Людей не интересных в мире нет

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Классный рук. Сегодня мы проведем
тренинговые упражнения. Хочу напомнить правила
работы в группе (правило круга).

Правила работы в группе

А сейчас давайте представимся.

Проведем упражнение 1 “Твое имя”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам
необходимо назвать качества личности,
помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы
передаете клубок ниток друг другу, разматывая
его. В конце концов, все участники окажутся
связанными между собой. ( Получилась
переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так
же связаны между собой все люди – деятельностью,
поступками желаниями, событиями.

Классный рук.: А сейчас потяните каждый нить
на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить
рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый
тянет одеяло на себя). Так и в коллективе, нужно
уметь договариваться, выполнять общие правила,
работать сообща, понимать, друг друга.

Внимание на экран. Знакомьтесь наш 10А класс
(фильм о классе).

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому
каждый из нас не только должен ценить истинных
друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не
всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти.
Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет
играть в ней главную роль, кто не умеет искренне,
бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете
назвать себя хорошим другом?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним
небольшой тест, который подготовила и проведет
Ира Древаль. ( Выполнение теста и анализ его
результатов). Приложение 1

Учитель: Я надеюсь, что этот тест поможет
каждому из вас понять, что быть другом – это
сложный и кропотливый труд, это работа, прежде
всего, над собой. Дружба – это не только великий
дар, но и великий труд.

Упражнение 3

Учитель: Скажите, в каком положении вам
общаться было комфортнее, удобнее, легче. Почему?
(Дружба предполагает равенство, поэтому
большинство людей, чувствуют себя комфортно,
когда общаются сидя лицом друг к другу, глядя в
глаза.)

Стих “Друзья” читает ведущий 1

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.

Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.

Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.

Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.

Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

Классный руководитель: Какие качества и
навыки потребуются для того, чтобы постоянно
поддерживать теплые отношения? Давайте и мы с
вами попытаемся составить универсальный кодекс
дружбы для нашего класса.

Коллективное обсуждение и составление кодекса
дружбы. Я давала задание группе ребят
поработать над этим вопросом. Посмотрите, что они
предлагают. ( На экране первый вариант). Скажите,
какие пункты нужно добавить на ваш взгляд? Или
убрать.

Ученик читает пункты кодекса дружбы, и
предлагают свои пункты.

Кодекс дружбы. Если хочешь быть
хорошим и верным другом:

Все ваши предложения будут учтены и ребята
доработают наш кодекс дружбы.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам
стать лучше. Надо быть добрым, справедливым
честным и отзывчивым, надо стремиться, больше
узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно
с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и
обязательно найдется тот, который станет тебе
настоящим, верным другом. Настоящие друзья
помогают друг другу, понимают и поддерживают
друг друга, дорожат дружбой.

Внимание на экран. Настя представляет
видеоролик о дружбе.

Ведущий 2: А сейчас послушайте одну притчу:

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел
множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл
живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он
порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он
царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши
верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок
продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц,
считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг
он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я
сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я
тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он
непременно должен поделиться частью своей
добычи с птицами, живущими по соседству. На такой
высоте они не в силах найти себе пропитание, и им
следует помогать.

Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть
добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим
нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а
великодушием и готовностью поделиться с
нуждающимся последним куском. Ведь дружба – это
не только великий дар, но и великий труд. Дружба –
это сила!

Друзья – это редкое богатство!
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

Классный руководитель: Покажите своим
друзьям, как они вам дороги. Возьмите сердечки,
которые находятся на столе, и подарите теплоту
своего сердца, тому, кому подскажет вам ваше
сердце.

Звучит песня “Друг” О. Газманова

  • Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и
    упражнения.– Екатеринбург. 1997.
  • Гребень Н. Ф. Психологические тесты. Мн.:
    Современная школа 2007.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада всех вас видеть.

– Садитесь, пожалуйста.

– Сегодня классный час у вас проведу я. Зовут меня Екатерина Сергеевна.

– Сегодня на улице светит солнышко. Оно всех нас любит и греет. Так пусть же его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и добавит хорошего настроения. А для этого нужно сесть ровно, улыбнуться соседу по парте, улыбнуться учителю и с улыбкой начать классный час.

II. Вводная часть

-Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.

– У вас на парте лежат солнышки. Переверните их.

– У кого солнышко досталось с буквой возьмите его и подойдите ко мне.

– Назовите ваши буквы.

– Посовещайтесь друг с другом и постарайтесь из этих букв составить слово. ( Дети составляют слово «Дружба».)

– Какое слово получилось?

– Правильно, это дружба.

– Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.

– Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.

-Наш классный час так и называется «Что такое дружба?»

-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг)

-А как по вашему, что такое дружба?

(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание).

– А теперь послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» В. Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?

-А кого можно назвать другом? (Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)

– Поднимите руку у кого уже есть друг.

-А кто еще не имеет друга?

-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.

-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.

– На доске изображена картинка мальчика и девочки, давайте поможем им подружиться.

– У меня подготовлены для вас карточки, на которых написаны качества дружбы, ваша задача выбрать те качества, которые помогут ребятам дружить. А плохие качества убрать в сторону.

(Дети выходят, выбирают карточку и вешают ее на доску, если она подходит, не подходящие карточки убирают, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)

– Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др. ?

-А какими качествами обладаете вы?

– Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.

IV. Работа с пословицами.

-Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

– Сейчас мы поиграем с вами в пословицы.

– У некоторых из вас на парте лежат разноцветные листочки со словами.

-Подойдите ко мне те, у кого оранжевые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. ( Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)

– Подойдите те, у кого синие листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. ( Нет друга – ищи, а нашёл – береги).

– Подойдите те, у кого зеленые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. ( Человек без друзей, как сокол без крыльев)

– По моему сигналу, вы должны будете составить из слов, написанных на ваших листочках, пословицу и встать по порядку.

Как только вы составили, встали по порядку, командир поднимает руку вверх.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Молодцы, садитесь. Вы очень дружно работаете в команде.

-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными)

-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.

-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?

– Скажите, благодаря чему они выдернули репку?

-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.

Игра «Кто с кем дружит?»

-Но есть ведь и другие сказки и мультфильмы, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга.

– А сейчас, давайте поможем героям наших любимых мультфильмов найти друг друга.

– Я буду загадывать вам загадки, а вы должны отгадать о ком идет речь.

– Тот, кто отгадал загадку, должен выйти к доске и взять картинку, с загаданным героем.

Он сыграет на гармошке

У прохожих на дорожке.

Не возьму я как-то в толк,

Заяц это или.

Ответ: Крокодил Гена Была она актрисой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Взяв для подкрепления

Отправляется в полет

Ответ: Карлсон Раньше был он – безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это – друг Гены.

Кожа белая как снег,

Губки как кораллы.

Что она красивей всех,

Гномам в доме помогала,

Но колдунья разузнала,

С ядом яблоко дала,

И принцесса умерла.

Только принца поцелуй

К жизни вновь её вернул.

Ответ: Белоснежка Он носит вместо шапки

И ростом он всего лишь

С ребячий бошмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: – Это.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?

Они везде вдвоём всегда,

Зверята — «неразлейвода» :

Он и его пушистый друг,

Шутник, медведик Винни-Пух.

И если это не секрет,

Скорее дайте мне ответ:

Кто этот милый толстячок?

Сын мамы-хрюшки —.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Мишка решил стать похожим на тучку:

С шариком мишки, ну, очень летучи.

Мёда отведать толстяк захотел,

Только он пчёл обмануть не сумел.

Это весёлый медведь

-А теперь наши герои должны встать в пары и обнять друг друга.

V. Чтение притчи.

– А сейчас я хочу прочитать вам одну притчу о настоящей дружбе. Послушайте.

Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. Он снова заплакал. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

– О чем говориться в притче?

– Просил ли хозяин помощи у своих друзей?

– Почему хозяин плакал?

VI. Дерево Дружбы.

-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.

-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы :

-Посмотрите, у нас в классе есть чудо-дерево, а давайте мы подарим ему секреты дружбы и назовём Дерево Дружбы. Вы согласны?

(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют яблоко к дереву.)

1. Доверять другу;

2. Делиться новостями, успехами или неудачами;

3. Уметь хранить чужие тайны;

4. Радоваться с другом его успехам;

5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;

7. Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);

8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

10. Всегда выполнять свои обещания.

– Какие из этих правил вы уже выполняете?

-А каким бы вы хотели научиться?

-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно).

-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)

-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться.

-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. ( Ответы детей)

– Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».

-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». ( Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)

VII. Подведение итогов (Рефлексия).

А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам раскраску сказочных друзей и памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах.

-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.

Публикация «Классный час для 10–11 классов „Дружба, любовь, семья“» размещена в разделах

Мы не случайно выбрали эту тему для нашего откровенного разговора. Ведь вы находитесь на интересном жизненном этапе – этапе взросления. И нам важно знать, что означают эти знакомые для каждого слова.

Евдокова Н. А. :

Бывает дружба так же вечной.

Но всё ж их надо различать.

Когда ты любишь, ты мечтаешь,

Ты спишь и видишь лишь его.

Про всё на свете забываешь

Не мыслишь жизни без него.

А дружба – это лишь общенье,

Здесь нету чувств, здесь нет любви

В ней нет такого притяженья

Нет ласки, нежности, мечты.

Но сколько б мы не говорили,

И к дружбе ревнуем опять.

Педагог: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.

А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

Педагог: Разные люди в разное время задумывались над понятием «дружба». Если мы заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем, что:

“Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их. В добром смысле бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном – тесная связь, основанная на взаимных выгодах».

Педагог: Все мы помним с детства рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит!

Педагог: Что значит сказанное отцом выражение «жить в согласии»? Можете ли вы привести пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-то деле?

Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Размышляли о том, что такое дружба, и многие великие люди. Теме дружбы посвящали свои произведения известные в мировой литературе поэты и писатели. У Расула Гамзатова есть красивые строки посвященные друзьям.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

(Пер. Н. Гребнева)

Педагог: Ребята, а вы можете своим друзьям прощать обиды?

Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

Тест «Хороший ли ты друг?»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Педагог: Подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Мы надеемся, что результаты теста заставят каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

Педагог:Давайте мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не критикуй друга публично.

7. Не будь назойливым и не поучай.

8. Не обсуждай друга в его отсутствие.

9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.

10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

11. Возвращай долги.

12. Радуйся успехам своего друга.

(Обсуждение составленного кодекса дружбы)

Педагог: С понятием дружба разобрались. Давайте перейдем к следующему понятию – преданность.

Слово означает получение человеком своеобразного заряда от чего-то. Чтобы понять преданность, нужно усилить в себе ощущение природы реальности. Не только разумом, но и всеми внутренностями мы должны осознавать, кем являемся. Мы можем считать, что уже преданы особой работе или человеку, однако истинная преданность глубже.

В день свадьбы одного человека подошел к счастливцу старец и сказал: “Я должен омрачить твое счастье. Падут камни с неба и сделают тебя уродом, и пойдешь ты по этой земле гонимый людьми, как ветром. Это судьба твоя, ее не обойдешь, ее не переступишь. За грехи твои прошлые быть тебе изгоем и нести кару Судьбы до последних дней твоей жизни”. Страшно счастливцу было слышать такие слова, но он знал Великий Закон Судьбы и безропотно принял горькую весть. Только беспокоила его судьба любимой женщины, ставшей его женой, и он остановил старца вопросом:

– Скажи, провидец, не коснется ли несчастье жены моей?

Старец внимательно посмотрел на человека и сказал:

– Я вижу искренность в глазах твоих и хотел бы тебя утешить, что у жены твоей завидная судьба.

И старец исчез. И вздохнул облегченно человек, и сказал жене своей, доброчестивой красавице: “Из чистой и большой любви к тебе я отрекаюсь от тебя первым, чтобы не причинить тебе боль, не обречь на страдания и несчастье. Я хочу, чтобы горе не коснулось острым ножом прекрасного лица твоего и не изрыло его безобразными морщинами. Я хочу, чтобы печаль не вошла в сердце твое и не породила в нем боли. Я хочу, чтобы ты всегда была так же красива и счастлива, как сегодня”. Ничего не ответила ему жена. И, простившись, он покинул ее. Не долго пришлось ждать карающего меча Судьбы. В одну из ночей разыгралась буря, и посыпались камни с неба, и обрушился этот камнепад на человека. Такой страшной боли он еще никогда не испытывал. Когда ураган стих, оказался человек засыпанным камнями, из-под которых не мог даже выбраться. Сколько он пролежал под ними и что с ним потом было, он не помнил, но когда открыл глаза, то увидел перед собой свою жену в простом платье и с потухшими от горя глазами: “Ты пришел в себя, значит, будешь жить. Не гони меня более, я все равно не уйду, потому что связаны мы Судьбой и быть нам вместе до последних дней наших и в горе, и в радости”. Не мог противиться человек, ибо был он привязан к ложу своему слабостью израненного тела, но когда раны зажили, он украдкой вышел из лачуги и ушел, чтобы не обременять любимую женщину уродством своим.

Пройдя не так много, он наклонился к ручью напиться и увидел в дрожащем зеркале ручья до боли знакомый образ. ” Я проклят Судьбой за грехи свои, и это – мой крест, и нести его мне без стенаний и ропота. Я не могу обрекать тебя на эти страшные муки, потому что любовь моя выше жалости к себе, – обратился он к той, чье отражение дрожало в воде. Оставь меня, чтобы в тиши мирской жизни свить себе гнездо, завести в нем детей и жить, как живут все, в довольстве и счастье. Я же не могу дать тебе ничего, кроме страданий, но любовь моя к тебе так велика, что, причиняя тебе боль, я буду мучаться сам еще больше. Оставь меня, чтобы облегчить мои страдания, и я буду более спокоен от счастья твоего”. И ушел несчастный, волоча за собой ногу и опираясь на палку изуродованной единственной рукой. В одном селении, куда зашел человек попросить хлеба, он заступился за ободранную, больную кошку, которую таскали на веревке мальчишки, но баловни судьбы, увидев новую жертву, в порыве тупого безумия накинулись на него. Страшной жестокости они подвергли несчастного, и лежал он на земле растерзанный и избитый. И вдруг чья-то тень заслонила палящее солнце, безжалостно обжигающее свежие раны. Открыл глаза свои человек и увидел жену. Тогда он заплакал от бессилия, умоляя ее покинуть его, потому что он страдает вдвое больше, когда видит любимое лицо, изменяющееся от страданий и боли. И снова он ушел, и так убегал от нее всегда, но после каждой неудачной встречи с людьми или страшными явлениями природы, приносившими ему новую боль и новые страдания, он видел возле себя женщину, которая была его женой. И сказала она ему однажды: “Я – жена твоя перед Богом. Он связал наши судьбы, и я не могу нарушить то, что разрушить невозможно. Не из страха за грехи я хожу за тобой, а из любви человеческой. Я не в силах покинуть тебя, ибо это не в силах моих. Твоя судьба – моя судьба, и ничто не остановит меня, ибо долг мой быть рядом с тем, с кем связана я невидимой нитью Великой Судьбы Жизни. И не могу я быть счастлива при виде несчастья. И не могу быть спокойна при виде горя. И не могу быть равнодушна при виде страдания. Нет у меня иного пути, чем путь милосердия. Нет иного смысла жизни, чем ниспослание любви своей, которая залечивает и телесные, и душевные раны, и ниспослание добра своего, которое дает силу в преодолении трудностей. И не смогу я быть счастливой, помня о несчастье. И не могу не помнить, потому что нельзя забыть. Не из жалости, из любви я с тобою. Не из милости, а из милосердия. Не для сострадания, а для воодушевления. Не принимай меня как жертву, прими как Бога, которого ты не можешь отвергнуть и изгнать из сердца своего”. И смирился человек, и пошел он дальше по своему трудному пути вместе с той, которая была теперь для него не женой, а спасительницей. И стала легче дорога, и слабее боль, и меньше печаль. А женщина, шедшая рядом, наполняла живительными силами не только близкого ее сердцу человека, но всех тех, кто нуждался в поддержке. И, не скупясь, раздавала она свою любовь и свет своей души всем, кому они были нужны. И чем больше света она давала, тем светлее сама становилась. И принимали ее люди в сердце свое как Бога, и слушали ее как Бога, и верили ей как Богу, и становились сами светлее и чище, и понимали смысл судьбы и жизни, и принимали их как должное, дабы пройти по трудному пути, пронести тяжелую ношу и измениться. И стала она божественным Светочем, и мудростью житейской, и благочестием мирским, не только для мужа своего, но и для всех людей. И живет она и поныне, и кто видит ее, тот полнится светом, который очищает, тот получает мудрость, которая помогает жить, тот имеет благо, которое делает счастливым. Тот, кто безропотно сносит удары Судьбы, тот растет, кто величием Души живет, тот возвышается. И пошли они вместе неся бремя судьбы.

Педагог: Что такое по – Вашему преданность?

Педагог: Мы обманываем себя и других, полагая, что преданности можно добиться, дав несколько обещаний.

Преданности невозможно добиться с помощью ворчания, гнева, насилия, жалости, крика однако мы упорно пытаемся использовать все эти методы. Преданности вообще невозможно добиться. Чтобы углубить преданность, мы должны стать свидетелями всех своих маневров и уловок, свидетелями осторожных и неосторожных попыток получить желаемое — собственное спокойствие и безопасность. В действительности, преданность всегда является смесью природы Будды — той части нас, которая может сказать: «Что бы ты ни делал, я люблю тебя и желаю тебе добра» — и другой нашей части, твердящей: «Я стану предан тебе, если.» Как же ядовиты эти «если»! В истинной преданности и в истинной любви нет места для «если». Их не способны потрясти никакие обстоятельства. Как писал Шекспир: «Нет перемен, способных изменить любовь».

Педагог: Преданность и истинная любовь — сестры близнецы. Следующий вопрос нашего откровенного разговора – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.

Кто мог бы до конца тебя понять,

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

Или обогащенье без конца?

Горячий день, иль тень заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слияние

И вечный мировой круговорот.

А что такое любовь?

Бывает ли любовь с первого взгляда?

Сколько раз в жизни может любить человек?

Педагог: Может ли быть любовь длиною в жизнь?

Можно ли простить измену?

Поэт сказал: «Обманом сердце платит за обман». Так ли это?

Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?

Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

Что для человека более значимо: любить или быть любимым?

Свободная любовь – признак прогресса или упадка общества?

Практическое задание: (Клип)

Педагог: Вашему вниманию предлагаю высказывания о любви. Вы должны выбрать то, которое, по вашему мнению, наиболее точно выражает чувство любви.

• Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. ( И. С. Тургенев)

• Любить – значит делать добро. ( Л. Н. Толстой)

• Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. ( Л. Н. Толстой)

• Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. ( А. В. Вампилов)

• Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека. ( Г. Лейбниц)

• Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства. ( Д. Лихачев)

• В душе померк бы день И тьма настала б вновь, Когда бы из нее изгнали мы любовь. ( Мольер)

• Любовь – это встреча навсегда. ( В. Кротов)

• Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. ( М. Пришвин)

• Способность любить – ощущать, переживать и проявлять любовь – различна у разных людей. Не всем она – любовь – под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей. ( В. Зацепин)

Наш откровенный разговор подходит к завершению. Мы надеемся, что классный час прошел не напрасно.

Какие впечатления остались у вас после сегодняшнего разговора?

Можно ли вас назвать дружными (ответы и рассуждения детей)

Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье, горе. Из дружбы рождается преданность и любовь, а в дальнейшем счастливая и крепкая семья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *