КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ДУХОВНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ольга Кузнецова «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.   Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Духовность. Нравственность. Милосердие.

Рождество на Руси

Поговорим о доброте

Святой праздник – Ильин день

Спешите делать добро

Под чистым небом  Рождества

Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий

В душе сохраняется свет

Духовных книг божественная мудрость (книга «Апостол»)

Бога прошение – души исцеление

Вспоминая библейские истории

Жизнь великих людей – Сергий  Радонежский

Спешите творить добро

Подарим каждому частицу добра

Дарить другим тепло своей души

Выставка – экспозиция

Традиции русской духовности

Рождества святая ночь

Рекомендательный список литературы

Прекрасная страна – Любовь

Дорого яичко к Христово Дню

Чужого горя не бывает

Чудный праздник Рождества

Путешествие в прошлое христианских праздников

Твори добро на благо людям

Добрые и вежливые слова

Душу исцелит добро

Великая тайна любви

Светлое Христово Воскресенье

Приключения в стране доброты

Какой ты друг

Праздник добра и света

Праздник праздников – Пасха

И лик святой нам душу греет

композиция к 700-летию со дня рождения Сергия

В гости Пасха к нам пришла

Путешествие в страну вежливости

Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского

Житие и подвиги преподобного

Кирилл и Мефодий – создатели

Великий подвижник Земли

Сергий Радонежский. Личность и  эпоха

«С именем преподобного Сергия»

Если  добрый ты – это хорошо

«Сергий Радонежский – заступник и собиратель Русской земли»

Личность в истории православия

За окнами август: праздничные  Спасы

Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»?

Милосердие не от милости –

Духовный суверенитет России

Значение преподобного Сергия для русского народа и государства

Игумен Земли русской

Великий подвижник и собиратель земли русской

Час исторической памяти

Исторический портрет Сергия

Собиратель русских душ

Православные святые и их роль в истории России

Образ русского  православного  святого в художественной  литературе и живописи

Радонежский – учитель и

Покров – Батюшка

Все согрето теплом ваших глаз

Вечер – чествование

Милосердие – зеркало души человека

Подарим лучики тепла

Мы ходим в гости, гости –

Этикету все верны – и крестьяне

Дорога к Храму

Ты не одинок в этом мире

Казанская икона Божьей Матери

Совесть – внутренний судья у человека

Этикет сквозь века

Директор МБУК  «Смоленская МЦБС» МО «Смоленский район» Смоленской области

Положение
о районном конкурсе среди библиотек района
на лучшую организацию работы  по духовно-нравственному воспитанию населения Смоленского района

Общие положения.
1. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок организации и проведения конкурса  на лучшую работу по духовно-нравственному воспитанию населения Смоленского района.
2. Организаторами   конкурса являются Центральная  и Центральная детская библиотеки МБУК «Смоленская МЦБС» МО «Смоленский район» Смоленской области.

Цель: популяризация православных духовно-нравственных ценностей средствами библиотечных мероприятий среди населения Смоленского района.
Задачи:
• активизация деятельности библиотек Смоленского района, направленной на популяризацию духовно-нравственных ценностей;
• выявление лучшего опыта работы библиотек по  духовно-нравственному воспитанию и просвещению, распространение его среди библиотек района; поиск наиболее эффективных форм работы с читателями в данном направлении.
• раскрытие творческого потенциала библиотечных специалистов.

Организация и условия конкурса:
Сроки проведения: февраль 2016 г.- февраль 2017г.
Подведение итогов состоится: в марте  2017 года в рамках Дня православной книги

Участники конкурса:
К участию в конкурсе приглашаются сельские библиотеки- филиалы, школьные библиотеки  Смоленского района и библиотеки других ведомств, находящиеся на территории Смоленского района.

Порядок предоставления работ на конкурс:
Конкурсные материалы предоставляются не позднее 1 февраля  2017 года по адресу: 214525 д. Новые Батеки, ул. Чуркиных, д.10а, методический отдел

Материалы на конкурс предоставляются в виде папок-отчетов, оформленных произвольно, а также на электронном носителе. Лучшие конкурсные работы будут включены в методический сборник. Материалы, представленные на конкурс, не возвращаются и не рецензируются.

Приложения:
• сценарии  лучших  мероприятий;
• статьи в местных газетах, тексты передач по местному радио, телевидению;
• библиотечные издания духовно-нравственного содержания;
• методические материалы, библиографические списки и т.д.;
• обзор  деятельности  клубов по интересам;
• рекламная продукция библиотеки любых форм и видов (фотографии стендов и книжных выставок, закладки, пригласительные билеты, видеозаписи и т.д.).

При оценке работ учитывается:
• соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и задачам;
• актуальность и оригинальность постановки проблемы; самостоятельный подход к ее решению;
• глубина анализа и полнота отражения изучаемой проблемы; умение делать выводы; научность, логичность и стиль изложения;
• количество и качество использованных материалов;

Подведение итогов конкурса и награждение победителей:
• Победители конкурса получают  специальные призы и дипломы.

«Жизнь дана на добрые дела»

помочь учащимся осмыслить нравственные христианские  основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

формирование представлений  о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное;

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

– воспитание у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, сочувствия, внимания к близким людям.

бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры

I. Организационный момент.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

– Добрый день, ребята! Каждый день мы слышим «Доброе утро»,  «Добрый день», «Добрый вечер». Как вы думаете, почему люди, приветствуя друг друга, желают добра?  (Ответы детей)                                                                               II.   Основная часть

-Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, добрых словах и поступках.

-Что же такое доброта, как вы считаете?  (Ответы детей)

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям.

-Каким делает человека доброта?

-Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, уметь прощать)

-Ребята, а что такое зло? (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.)

– Мы живем с вами на планете Земля. Так как существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

– Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Посмотрим на значение этого слова с другой стороны – стороны верующих людей. Заглянем в  Детскую Библию. Притча –это рассказ с нравоучением  А теперь прослушайте притчу

Притча о Добре и Зле.

– Ребята ,а  какого волка вы кормите и чем  ?                                                      Расскажите о добром поступке ,который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце ,или видели ,или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок»                                                                               -Добрый человек подобен волшебнику. Он творит добро, и оно сторицей возвращается к нему.                                                                                                                      – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?   Правильно ли ждать похвалы или благодарности за совершенный добрый поступок?   Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи из библии.   Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – топайте ногами.  (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка,  Дюймовочка,  Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса,  Морозко,  Мальвина.)

– А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

-Кроме сказок, народ составил много пословиц о добре. Что такое пословица?  (Это краткое изречение, содержащее мудрую мысль.) Сейчас вам нужно будет из частей составить пословицы о добре.

*За добро добром платят.

*Добра желаешь- добро и делай.

*Доброе дело два века живёт.

*Добрый человек добру учит.

*Жизнь дана на добрые дела.

-Как вы понимаете значение этих пословиц?    (человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым)

-Настоящее добро должно быть бескорыстным. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина.                                                                                                                        «Сердце чьё смягчил,                                                                                                                    Кому подал руку?                                                                                                                                 Кому облегчил душевную муку?                                                                                                Чью старость утешил?                                                                                                                   Кого осчастливил?                                                                                                                      Кого на дорогу на торную вывел?»                                                                                         -Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.                                                                                                 Как бы жизнь не летела-                                                                                                             Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.                                                                                                                         Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живём на Земле.

-А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «На берегу реки» и подумайте, какими качествами обладают герои этого рассказа.

Юра и Толя   шли неподалёку от берега реки.

-Интересно,- сказал Толя,- как это совершаются подвиги? Я очень бы хотел совершить какой-либо подвиг!

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал  по берегу и кричал:

-Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

-Ах, вот он! Вот кто кричал!- обрадовался Толя.- Живой?  Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы было!

На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.

поступки, добрый человек?

-Наше занятие подошло к концу. Давайте будем учиться любви, пониманию и

доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только

захотеть этого очень сильно. Марина Цветаева говорила, что есть круговая

порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой

поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по

Давайте  поклоняться  доброте!

Давайте  с  думой жить  о  доброте.

Вся  в  голубой  и  звёздной  красоте

Земля  добра:  она  дарит  нас  хлебом,

Живой  водой  и  деревом  в  цвету.

Под  этим  вечно  неспокойным  небом

Давайте  воевать  за  доброту.

ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Барановской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей  с                       ограниченными возможностями здоровья «Мечта»

Разработка внеклассного  мероприятия

по духовно- нравственному воспитанию

«Жизнь дана на добрые дела».

Учитель начальных классов

Мартышова Елена Александровна

Разработка классного часа во 2 классе по духовно-нравственному воспитанию.

Тема: «Доброта и отзывчивость»

Подготовила и провела Мальцева Дарья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Репинская СОШ», Гайского ГО, Оренбургской области

-ознакомление обучающихся с понятиями «доброта» и «отзывчивость».

– воспитывать у школьников желание совершать добрые поступки, доброту, сочувствие, сопереживание;

– учить детей давать нравственную оценку жизненных явлений и поступков.

1. Организационный момент:

– Добрый день, ребята! Я хочу, чтобы вы посмотрели друг на друга и улыбнулись, сказали «Добрый день!». Нет ничего лучше, чем пожелать друг другу добра, ведь когда мы это делаем, всем становится теплее и радостнее на душе.

2. Вводная беседа:

– Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о доброте и отзывчивости. Тема нашего классного часа «Доброта и отзывчивость»

– Наше занятие хочу начать такими словами:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека (слайд)

(Объяснение детей, как они понимают это слово)

– Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

– А в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать такое определение:

отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( Слайд)

Можно отметить качества, которые определяют доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Добрый человек обладает всеми этими качествами.(слайд)

– Были ли у вас такие случаи, когда с вами поступали плохо?

– Какие чувства были у вас в этот момент? (Боль, горечь, обида, досада, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)

Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

– А было ли такое, что вы сами обидели кого-то, поступили с кем-то плохо?

Представьте себя на месте то, с кем вы так поступили и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

Мы не раз уже слышали такое выражение: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» (слайд)

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало этого только хотеть. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки обижали кого-то.

3. Рассмотрите ситуацию.

Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.

– Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня – так звали одну из девочек – прибежала домой и похвасталась маме:

– Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

– Я? – удивилась Соня.

– Но ведь тройку-то получила не я!

– Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.

– Можно ли Соню считать хорошей подругой?

– За что её осудила мама?

– Можно ли отношение Сони к подруге считать добрым?

– Как нужно было поступить девочке?

– С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

4. Выполнение теста.

Тест «Добрый ли я»

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой – какой он?

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На слайде будет появляться сказочный герой, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Дюймовочка, Соловей – Разбойник, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

6. Работа с пословицами (слайд)

– А сейчас мы попробуем объяснить пословицы о доброте:

Даёшь другому – приобретаешь себе.

Доброго человека в красный угол сажают.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Доброе братство лучше богатства.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

За доброго человека сто рук.

– Какой вывод можно сделать из услышанного? (Нужно поступать всегда по совести, не обижать людей, быть добрыми, помогать в трудную минуту и т.д.)

– Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Игра «вежливо – невежливо» (слайд)

Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами).

Поздороваться при встрече.

Толкнул, не извинился.

Помочь поднять упавшую вещь.

Громко разговаривать в общественных местах.

Обозвать обидным словом одноклассника.

Не уступить место пожилому человеку.

Не снять шапку, когда заходишь в школу?

Говорить “Спасибо” за подарок?

Поздороваться при встрече?

Перебивать во время разговора?

Извиниться за вынужденное опоздание?

Уйти и не попрощаться?

Не уступить место старшим в автобусе?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног

Молодцы ребята! Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.

Много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Подведение итогов (слайд)

-Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей. Перед вами лежат карточки со словами.

Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их, как лучи, к солнцу.

– Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много хороших дел. Вы сможете сделать нашу планету красивой. Но сначала вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Ваши добрые дела будут согревать ваших близких, как это солнце.

Всего вам доброго!

Разработка классного часа во 2-х классах по духовно-нравственному воспитанию.

Тема: «О доброте и бессердечии»

Подготовила и провела Фишер Оксана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №25 г. Старая Купавна, Московская область

– Добрый день, дети! Добрый день, гости!

– Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

У. – Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда  у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

У. – Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

У. – А в толковом словаре можно прочитать такое определение:

это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( Слайд 2)

Можно отметить такие качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.( слайд 3)

– Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?

У. – Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

У. – А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Есть два человека. У каждого – десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

У. – Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я” (слайд 5). Каждый из вас сможет проверить, какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

У. – давайте рассмотрим бланк ответов (слайд 6) Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

У. – А теперь вопросы (слайд 7)

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным? 2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику? 3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре? 4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение? 5. Часто ли ты используешь злые шутки? 6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность? 7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует? 8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей? 9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл? 10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека? 11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)? 12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

У. – Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы (слайд 8) Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

У. – Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

6. Работа со словами (слайд 10)

– А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо – хорошо Зло – добро Война – мир Жадность- щедрость Грубость – вежливость Жестокость – ласка Ложь – правда Предательство – преданность

У. – Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка” Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

У. – Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах (слайд 11)

У. – Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти, Услышать каждый очень рад; Добреют взрослые и дети И улыбнуться всем спешат.

Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

8. Работа в малых группах.

– это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

Теперь проверим (слайд 12)

9. Заключение (слайд 13)

-Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей. Перед вами лежат карточки со словами: аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый,

помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, внимательный, жадный.

Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их, как лучи, к солнышку.

10. Подведение итогов.

У. – Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Ваши добрые дела будут согревать ваших близких, как это солнце.

Всего вам доброго! О доброте PPT / 977 Кб

Классный час «Что такое хорошо!»

Формирование  у учащихся понятия о добре и зле, предназначении совести, значении раскаяния.

: беседа,  самостоятельная работа обучающихся, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной дискуссии.

Основные термины и понятия: добро, зло, совесть.

мультимедиа проектор, компьютеры.

Аркадий Гайдар «Совесть», Владимир Маяковский «Что такое хорошо»

1. Формулирование тема и целей.

– Мы приходим в мир маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям. Совершая поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили. Ты рожден человеком, но человеком надо стать.

– У известного русского поэта Владимира Маяковского есть стихотворение, которое он написал для детей и называется «Что такое хорошо, а что такое плохою».(слайд 1)

Начинается оно такими строчками:

Крошка –сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

– Что такое хорошо,

– И что такое плохо?

– На эти вопросы мы попытаемся ответить к концу нашего занятия. Сформулируйте тему нашего часа нравственности.

«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

–  А теперь вместе подумаем,  какая  цель  нашего занятия?

На слайде слова-подсказки:

–  Молодцы, вы правильно определили.

– Сегодня мы попытаемся оценить человеческие поступки, рассуждать, сделать правильные выводы. Нам помогут родители. Они взрослые, имеют определённый жизненный опыт, могут дать верный совет

– Для работы у вас на столах лежат карточки 3 цветов. Если вы захотите вступить в диалог, поднимите карточку определённого цвета.

Красная – осудить поступок   человека.

Зелёная – защитить человека.

Синяя – вы знаете верное решение и можете его озвучить.

Запомнили, будьте внимательны.

Вашему вниманию я предлагаю рассказ русского писателя А. Гайдара. Называется рассказ «Совесть».

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

–  Я остановлюсь, чтобы спросить у вас, как вы оцениваете поступок Нины?

Осудить(красная карточка)                защитить(зелёная карточка)

-не пошла в школу;                        – боялась, что поставят двойку;

– не сделала уроки;                        – будет ругать учитель;

– обманула родителей;                – осудят одноклассники;

– Спасибо за высказывания. Я продолжу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

– Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

-не сказала малышу, что прогуляла;                -пожалела малыша;

– шутила над ним;                                – помогла ему добраться до школы;

– бросила учебники;                                – не испугалась собаки;

Нашли верное решение (Синяя карточка)

1. Хорошо, что она помогла малышу, не бросила его в беде.

2. Ей нужно было пойти в школу вместе с мальчиком, попросить извинения у учителя и ребят.

3. Честно признаться, что не сделала домашнее задание.

4. Остаться после урока, чтобы выполнить не сделанное домашнее задание.

5. Предупредить об опасности в лесу младших ребят.

– А теперь особенно внимательно послушайте, как Аркадий Гайдар закончил этот рассказ. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

– Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же словом. Какое это слово, кто скажет?

– Как вы думаете, что же такое  (ответы детей, родителей).  Карточки здесь не надо использовать.

3. Работа над понятием СОВЕСТЬ

– Найдите в толковом словаре С. И. Ожегова,   значение слова СОВЕСТЬ (слайд 4, 5).

– Различать добро и зло в человеке помогает СОВЕСТЬ.

– Какие слова, имеющие такой же смысл можно подобрать к слову СОВЕСТЬ?

4. Пословицы о совести.

– Издавна, ещё наши предки придавали чувству совести огромное значение.

– Прочитаем пословицы на слайде. Попытаемся объяснить их смысл (слайд 6).

– Выражения, где звучит слово совесть делают нашу речь наполненной смысла, заставляют нас задуматься  (слайд 7).

– Вчера на классном часе я попросила вас подумать и назвать ваш поступок, за который вам было стыдно, горько, совестно.

– Я не буду называть все поступки. Остановлюсь на некоторых. Имена называть не будем, оставим в тайне, но кто-то из вас узнает здесь себя и сделает определённые выводы.

5. Поступки (работают карточки)

Драки. Один маленький человек обидел другого, ударил специально, потекли слёзы, даже появилась кровь. Как быть?

– доставил боль другому человеку                – его обидели словом, он решил обидеть кулаком

– огорчил учителя, воспитателя                – его учат так поступать родители, старшие братья

– переживали родители                        – бьют самого, а он поэтому бьёт других

– хочет, чтобы таким образом на него обратили внимание

– берёт с кого – то пример

1.  Мы не имеем право поднимать руку на другого человека.

2.  Если возник конфликт, стараться решить его словами.

Товарищи решили сыграть в игру. Им понадобилось помещение, куда нельзя было заходить. Там лежали чужие вещи, опасные для здоровья предметы. Когда их там обнаружили, каждый винил  своего товарища, что именно он позвал туда всех играть в игру, а сам он не виноват.

– не послушался запрета                – испугался, что будут ругать

– выдал товарища                        – игра была очень интересной

– не хватило смелости сказать правду         -для него помещение не было опасным

– рисковал своей жизнью                – ребята угрожали. Что не будут с ним больше играть

– поставил под угрозу взрослых, отвечающих за негоДумал, что никто из взрослых не заметит.

1. Извиниться за свой поступок перед  взрослым и товарищем.

2. Послушать взрослых, по какой причине не разрешают им это делать.

3.  Не нарушать запреты, законы.

4.  Соблюдать правила поведения в общественных местах, в школе.

Я думаю, что все внимательно выслушали замечания, одобрения, и особенно верно принятые решения. Слушайте всегда голос вашей совести.

– Но хороших поступков  всегда больше, нежели чем плохих. Благодаря этому живёт человечество.

– Люди спасают других из огня, воды, рискуя своей жизнью.

– Охраняют Родину и её граждан от врага.

– Перечисляют деньги на лечение  детей.

– Строят дома, больницы, храмы для других людей.

– Да просто не думают и не говорят плохо о своих соседях,  знакомых.

Такие люди живут в ладу со своей совестью. С ними хочется дружить, быть похожими на них, брать пример.

– И вы не исключения. Я так же попросила назвать поступки, которыми вы гордитесь, помните о них.

– Помощь вашим родителям помыть посуду, подмести, помочь в огороде.

– Помощь другу в починке велосипеда, принести лёд, чтобы приложить к ушибу.

– За день ни с кем не подраться.

– Хорошо работать на уроке.

– Поделиться с другом пластилином, бумагой.

5. Работа над качествами личности. Итог занятия.

– Вы послушали рассказ, проанализировали понятия совести, раскрыли смысл пословиц и поговорок о совести, подумали  над выражениями. А сейчас попытайтесь ответить на вопрос « Что такое ХОРОШО?» «Что такое ПЛОХО?  (слайд 8)

Учащиеся читают по цепочке и хором выводы.

– Дома подумайте и с помощью рисунка выразите, что такое совесть?

Я совесть представляю таким  рисунком! (слайд 9)

Прочитать стихотворение  В. Маяковского.

Публикация «„Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей“ (сообщение к педагогическому совету)» размещена в разделах

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.  Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему у миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.

Наши цели с родителями

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры,

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями использует следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения воспитателем рассказов;

экскурсий в картинную галерею;

показа сказок (воспитателем, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы воспитателя, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

разбора житейских ситуаций;

проведения спортивных досугов, конкурсов;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить для кукол одежду

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздники, провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основное внимание в подготовительной к школе группе №1уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями :

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

индивидуальные консультации специалистов;(психолог)

наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

визиты домой; (Айла Д.)

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные нужды)

. Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

совместные с родителями досуги

Беседы о русских композиторах

Изготовление игрушек на елку

«Богатырская сила» 1. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Совместно с родителями духовно-нравственного воспитания мы ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком открытости его к добру,

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому, же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Для более удобного рассмотрения психологических особенностей следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т. д., психология рассматривает два основных блока: психология познавательной сферы ( познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация). Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. При этом непроизвольность в большей степени присуща всем познавательным процессам, что, конечно же, создает определенные проблемы в обучении.

Не только познавательная сфера детей 6-го возраста создает дополнительные трудности в обучении, но и особенности личности. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям воспитателя. Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки.

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель, говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть воспитанников, становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. Воспитатель должен учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в группе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Занятие из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения — требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т. п.

Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т. к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятие элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен — он недопустим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *