Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
Не отстанем мы нигде:
Ни в учёбе, ни в труде!
Меня зовут, Виктория Вениаминовна и сегодня классный час у вас проведу я. С вами я познакомлюсь во время путешествия, потому что сегодня у нас необыкновенный день. День
Закройте глаза, мы отправляемся в путь на машине времени в прошлое!
(Дети закрывают глаза и слушают космическую музыку)
И так мы приземляемся, и я разрешаю вам открыть глаза.
Скажите, какие изменения произошли во мне?
(у учителя на шее появился пионерский галстук, на голове пилотка)
Путешествие в страну,
Где весело, где дружно,
Где ссориться не нужно,
Где интересно всем играть,
Друг другу помогать.
В стране той жители живут,
Их пионерами зовут.
А знаете ли вы кто такие пионеры? (ответы детей)
П – путешественники
И – изобретатели
О – организаторы
Н – наблюдатели
Е – единомышленники
Р – и просто классные ребята
появляются буквы по порядку на слайде, а дети зачитывают к каждой букве слова)
В пионеры принимали самых лучших самых достойных ребят вашего возраста.
Есть одна романтическая легенда, которая повествует о том, кто такие пионеры и откуда они появились. Послушайте её.
Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем радость и дарили добро. Они всегда первыми приходили туда, где случалось несчастье. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливее, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям. А чтоб их повсюду узнавали, символом добра и счастья они выбрали алые паруса. Каждое утро на горизонте появлялся парус надежды.
Но однажды на море разразился страшный шторм. Корабль, как щепку, носило по волнам. А на утро, когда шторм утих, и появилось солнце, жители, как обычно, вышли на берег встречать Алые паруса. Но горизонт был чист. И только волны вынесли на берег сорванные с мачт косынки, и люди стали носить их на шее, как символ надежды, счастья, веры и добра. Люди в красных галстуках стали как бы частью этого корабля и повсюду, где они появлялись, помогали окружающим, приносили добро и справедливость.
Такой же галстук стали носить дети он стал символом пионеров. Галстук красного цвета.
На что он похож?
Пионерский галстук – символ дружбы между старшими и младшими.
Даже приветствие у ребят пионеров было своё необычное.
А как приветствуют пионеры друг друга?
Салют — жест-символ, пионерское приветствие: пять плотно сжатых пальцев руки, поднимаются над головой, когда произносится девиз. Открытая ладонь означает, что пионер открытый, честный, всегда готов придти на помощь. А пять пальцев, сжатых вместе – пионеры дружны между собой. Пионеры, которые всё знают, умеют и могут повести за собой других, считаются лидерами. Такими лидерами сможете, стать и вы, если очень этого захотите. А чтобы стать лидером, нужно сначала исследовать все дела пионеров, выполнять поручения, познакомиться ближе с организацией, сделать много полезных, добрых дел. Ну, совсем как это делал герой книги А. П. Гайдара.
Вы догадались, о ком я говорю?
Кто такой Тимур?
Кому он помогал?
Зачем он это делал?
Бескорыстно помогать пожилым людям было почетно, поэтому понятие “тимуровец” прочно вошло в повседневный обиход. Сейчас такое движение возрождается по всей России
(современные тимуровцы их дела)
Очень весело и интересно живётся пионерам в дружной семье.
У них был свой девиз «Будь готов!» на который все дружно отвечали
Был и свой гимн. Послушайте его
МАРШ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
Музыка: С. Дёшкин Слова: А. ЖаровВзвейтесь кострами, синие ночи!Мы, пионеры, дети рабочих.
Припев (после каждого куплета):Близится эраСветлых годов,Клич пионера -“Всегда будь готов!”
Радостным шагом, с песней весёлой,Мы выступаем за комсомолом.
Мы поднимаем алое знамя,Дети рабочих, смело за нами!
Грянем мы дружно песнь удалуюЗа пионеров семью мировую
Помогали пионерам в их дружной семье пионерские законы:
1. Пионер предан Родине.
2. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
3. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
4. Пионер- настойчив в учении, труде и спорте.
5. Пионер – надёжный товарищ, уважает старших, заботится
о младших, всегда поступает по совести.
Важнейшими пионерскими атрибутами были знамя, отрядные флажки, красный галстук, пионерский значок, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские сборы и линейки.
(звук горна, учимся бить барабанную дробь)
У каждого пионерского отряда была своя речёвка.
Раз-два, три-четыреТри-четыре, раз-дваКто шагает дружно в ряд?Пионерский наш отряд!Кто шагает дружно в ногу?Пионерам дать дорогу!Дружные, веселые, всегда мы любим труд. Смелые надёжные, на помощь к вам идут!
Приближается 19 мая. А 19 мая 1922 г- считается днём рождения пионерской организации.
В этом году пионерская организация отмечает свой юбилей.
Сколько же ей исполняется лет? (90)
У пионеров была не только своя символика, но и своя газета, которая называлась Пионерская правда. И были свои места отдыха. Так в 1929 году открывается самый главный и красивый пионерский лагерь «Артек». Туда едут отдыхать лучшие из лучших. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». Находясь в летних лагерях, пионеры не только отдыхали, но и активно работали.
А сейчас для вас задание: подумайте, какие добрые и полезные дела вы могли бы сделать для школы, ветеранов, для вашего посёлка. ( Составление списка добрых дел).
Наше путешествие подходит к концу.
А теперь давайте вспомним, что узнали.
2. Назовите главные символы пионерской организации? (красное знамя и галстук.)
3. Назовите дату рождения Пионерской организации? (19 мая)
У: Спасибо за помощь, за интересное путешествие.
Пионер — это яркая светящаяся энергия, от которой отходят лучи, как солнце.
Я хочу подарить вам это солнышко, на лучах которого мы устно напишем качества, которыми должен обладать пионер.
(честный, трудолюбивый, дружелюбный, взаимопомощь, заботливый правдивый, добросовестный, уверенный в себе, веселый, общительный, активный, самостоятельный, серьезный, бодрый, смелый.)
мальчик: Интересно, а у меня получится стать пионером?
учитель: Для этого нужно много трудиться, а вы готовы?
Дети: ВСЕГДА ГОТОВЫ!!!
Сценарий классного часа “Пионеры-герои”
Учитель английского языка
Классный час о пионерах-героях
Сценарий классного часа «Пионеры-герои»
познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период;
развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;
воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры – и тысячи их,
Кто погиб за страну, за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь,
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где – то рядом пройдешь,
То сними свою шапку, товарищ!
Кл. руководитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы почтить память юных героев-антифашистов, на чью судьбу легла недетская доля военных лишений и тягот, для которых война была не игрой, а жестокой суровой болью. Вам, бесстрашные, вам бессмертные, вам, юные пионеры-герои посвящается наше мероприятие. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая юных героев, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.
Ученик: Дети военных лет! Вы рано и быстро повзрослели. Вы провожали на фронт отцов и старших братьев. Родина делала все, чтобы оградить, спасти, уберечь вас от беды. Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда, вас выносили из развалин, с вами делились последним кусочком хлеба бойцы, уходившие на фронт. Вы делили со страной радости побед и горечь поражений.
Звучит песня «Священная война»
1. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних. « Сыновья полка», пионеры-герои – они сражались и гибли наравне с взрослыми. За боевые заслуги их награждали орденами и медалями.
Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды – звания «Герой СССР». Все – посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками.
2. Марат Казей, 14 лет. Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.
3. Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. До войны его родители были арестованы по обвинению во вредительстве и «троцкизме». Многочисленных детей «разбросали» по бабушкам-дедушкам. Но семья Казей не обозлилась на советскую власть.
4. В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена «врага народа» и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была казнена немцами. Брат с сестрой ушли в партизаны. Ариадну впоследствии эвакуировали, но Марат остался в отряде.
5. Наравне со старшими товарищами Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, герой получил медаль «За отвагу».
6. В мае 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было – подросток был тяжело ранен в руку.
7. Пока были патроны, Марат держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие – две гранаты. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал. Когда враги подошли совсем близко, герой взорвал себя вместе с ними.
В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.
8. Валя Котик, 14 лет. Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.
Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.
9. С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.
10. Рев моторов становился громче – машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды, затем поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты.
11. В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.
12. 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через 5 пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.
В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.
13. Леня Голиков, 16 лет. Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.
Родился в 1926 году в деревне Лукино Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны.
14. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.
15. В 1942 году он вступил в отряд. Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами.
16. «12 августа 1942 года в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу», – такие данные содержатся в его наградном листке.
17. За боевые заслуги Леня был представлен к высшей правительственной награде – медали «Золотая звезда» и званию «Герой Советского Союза». Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения.
18. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было. Он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.
19. Саша Чекалин, 16 лет. Родился в 1925 году в селе Песковатское Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд «Передовой», где успел прослужить всего чуть больше месяца.
20. К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули.
21. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроила засаду у дороги на город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла минута, и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.
22. В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашелся предатель, который выдал его. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась.
23. Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.
Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году.
24. Зина Портнова, 17 лет. Член подпольной комсомольско-молодежной организации «Юные мстители», разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белорусской ССР.
Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии. Там ее и застала война.
25. В 1942 году Зина вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.
26. С августа 1943 года Зина – разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации «Юные мстители» и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали. Во время допроса девочка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.
27. Из книги «Зина Портнова» советского писателя Василия Смирнова: «Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась «советской бандиткой».
29. 10 января 1944 года в деревне Горяны Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.
Звание Героя Советского Союза Портновой Зинаиде было присвоено в 1958 году.
30. За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
31. Их теперь не обнять, не пожать им ладонь, Но восстал из земли негасимый огонь Скорбный огонь, Гордый огонь, Светлый огонь. Это павших сердца отдают до конца Своё яркое пламя живущим.
Ученик: Дети военных лет познали тяжелую науку войны. Она звала их в бой. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Много юных героев погибло в борьбе за свободу нашей Родины. У них разные имена, но народ дал им общее – отважные, смелые, бесстрашные.
Гремели «К бою!» фронтовые трубы,
Военный гром катился над страной,
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они сумели,
Не отставать, не отступать и побеждать.
Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне,
Валились с ног в минуты передышки,
На той далекой от всех нас войне.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по-взрослому сильны,
Не все дошли с победой до рейхстага,
Но помнить всех сегодня мы должны.
Звучит песня о пионерах героях
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Шли они сквозь бурю, Шли они сквозь ветер, И ветер песню, песню их сберег: “У нас один, один лишь путь – к победе! И нету других дорог!”
Шагают они на параде, Равняя невидимый ряд, Правофланговыми в каждом отряде Ребята – герои стоят!
Мы в жизни, мой друг и ровесник, Дорогой героев пойдем. Подвиги их мы запомним, как песню, И сами ее допоем!
Кл. руководитель: Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось четыре долгих года. А сейчас, в наше время, голос прошлого проявляет себя в лице фашистских организаций и группировок, которые вовлекают в свою деятельность молодёжь и подростков. Так что и в наше время имеет место борьба с фашизмом. И если на вашем пути встретится это зло, я надеюсь, что вы выберете верный путь и пойдёте правильной дорогой.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/193587-scenarij-klassnogo-chasa-pionery-geroi
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Классный час по теме
учитель истории и обществознания
Тема: История пионерии – это краткое повествование о создании пионерской организации, о задачах и целях юных пионеров. Материал содержит фотографии первых пионерских организаций, пионеров – героев, закон и гимн пионерии. Материал можно использовать классным руководителям, а также на уроках истории.
Классный час по теме: « ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ»
Подготовил и провёл:
Учитель истории и обществознания 2 кв.к. Добрынина Валентина Михайловна МОУ Казачинская СОШ,
Казачинско-Ленский район, Иркутская область
Цель: познакомить учащихся с историей развития пионерской
организации, её ролью в жизни не только ребят, но и всей
Методы проведения: презентация материала с показом
Материал рассчитан на 20 минут, на оставшиеся 10 минут с ребятами можно обсудить вопрос: Как вы считаете, можно ли создать подобную организацию в настоящее время? Какие задачи она будет носить сегодня?
«Не нужно бросать наших младших
товарищей. Вне союза они могут
попасть под чуждое пролетариату
влияние и вина за это будет лежать
Резолюция 1 съезда комсомола.
К моменту распада СССР Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина была самой огромной массовой коммунистической организацией детей и подростков в стране, она играла одну из главных ролей в идейном воспитании советской молодёжи наряду с комсомолом (ВЛКСМ), школой, творческими, спортивными и другими общественными организациями.
Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 года. Одной из задач, ставившейся при создании организации, выдвигалась следующая: вырастить человека нового типа. Пионеры – тот материал, у которого ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. « Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним».
До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака (спросить у ребят: как вы думаете, почему именно это имя было взято в качестве первоначального названия?), а 23 января 1924 г. было принято решение «переименовать детские коммунистические группы им. Спартака в Пионерскую организацию им. товарища Ленина». Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию (что это за организация?), позже «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.
Первые отряды пионеров создавались при заводах, фабриках, детских домах, сельсоветах, комсомольских или профсоюзных клубах. Одной из первых таких организаций считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне.
Первоначально в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) пионерские отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры стали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитать. В июне 1936 года открылся Московский городской дом пионеров на Стопани.
Перед пионерами было поставлено немало задач: борьба с беспризорностью, за грамотность, восстановление народного хозяйства, оказание помощи людям. Пионеры собирали книги, устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали коней, служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, работали в колхозах, на полях и т. д.
Рисунок 1Пионерский лагерь
Рисунок 2Юные пионеры
Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, обязанности и права пионеров, даны законы и обещания юного пионера. Закон пионеров:
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер – лучший в учёбе, труде и спорте.
Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер – товарищ и вожатый октябрят.
Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Ещё в 1922 году пианистом Сергеем Кайдан – Дешкиным и поэтом Александром Жаровым был написан «Марш юных пионеров», ставший Гимном пионерии:
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры – дети рабочих!
Близится время светлых годов,
Клич пионеров – всегда будь готов!
Мы выступаем за Комсомолом,
Мы поднимаем Красное знамя,
Дети рабочих – смело за нами!
Взвейтесь кострами , синие ночи,
В конце 30 –х г. юные ленинцы готовились к военно – оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулемётчиков и пр. Во время Великой Отечественной войны пионеры вязали вещи, собирали посылки в армию, деньги на танки, дежурили в госпиталях, рыли траншеи, помогали строить укрепления. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку. Делали «всё для фронта, всё для победы»
В 1942 г. пионеры Москвы передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер»(18 танков), построенную на заработанные пионерами Москвы деньги (5 млн. руб.). Колонна принимала участие в боях под Ржевом, Орлом. В настоящее время в Кубинском танковом музее хранится одна из машин «Московский пионер», найденная в начале 2000 – х г. в болоте под Псковом.
Рисунок 3Пионер – Герой Валя Котик
Рисунок 4Пионер-Герой Зина Портнова
Рисунок 5Пионер-Герой Лёня Голиков
Рисунок 6Пионер-Герой Марат Козей
Рисунок 7 Принятие в пионеры
В пионерской организации сложились свои символы и ритуалы:
1/Пионерский галстук – символ принадлежности к пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.
2/Значок пионеров: был введён в 1923 году. В 1962 году – в центре пятиконечной звезды – профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени.
3/Салют – приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.
4/Пионерское знамя – красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». Знамёна были и у пионерских отрядов на уровне класса.
5/Отрядный флаг – символ чести и сплочённости пионеров, знак принадлежности к конкретному пионерскому коллективу.
6/Горн. Горнист нёс ответственное пионерское поручение, должен был уметь выполнять строевые приёмы с горном и подавать сигналы: Слушайте все, сбор, на знамя, на линейку и т. д.
7/Барабан сопровождал строй во время походов, парадов и т. д.
Рисунок 8 Пионерский значок
Рисунок 9 Барабанщик и горнисты
Рисунок 10 Знамя
К моменту распада СССР в 1991 году в пионеры принимали детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рождённого до 1980 года, который не был бы пионером.
В 1991 году пионерская организация была официально распущена (почему это произошло?). Сейчас для многих это история, некоторые вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, как интересные события вроде походов.
В конце классного часа подводится итог: что такое пионерская организация, какие она выполняла задачи, какую играла роль для страны и молодого поколения. Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в самом начале классного часа.
Классный час “Пионеры – герои ВОВ””
учитель биологии и географии
Классный час «Пионеры-герои» (слайд №1)
Цели:
– познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
– развивать интерес к истории своей родины;
– воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу; уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
Оборудование:
-в качестве сопровождения используется компьютерная презентация (использованы материалы Интернет; видеофрагменты из фильмов «Тимур и его команда», «Начало войны», «Песня о пионерах героях».
-выставка книг «Пионеры-герои».
Предварительная подготовка:
-чтение и обсуждение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»;
-просмотр худ.фильмов («Орлёнок», «Сын полка» и др.)
– к уроку учащиеся готовят сообщения о пионерах-героях.
– воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу; уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
Сегодня наш классный час посвящается пионерам-героям.
– Знакомы ли вы с этими словами? Объясните их значение.
Знакомство с лексическим значением слов.
1) Герой – Главное действующее литературного произведения
2)Герой – Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности
3) Герой – Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)
– Какое определение мы выберем сегодня, если речь пойдет о героях ВОВ?
(Слайд №3) Слово Пионер также имеет несколько значений.
В пионерскую организацию принимались дети начиная с 9-летнего до 13-14 летнего возраста. Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.
Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка.
Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть честным, старательным в труде и учебе.
Пионерский салют — третий обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие – пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Призыв звучит так: «Будь готов!» Ответ «Всегда готов!»
Пионерская организация имела свой гимн. И как положено, когда звучал гимн, его слушали стоя, отдавая честь.
У пионеров была своя форма.
2. Просмотр фрагмента фильма «Тимур и его команда»
– Как вы думаете, ребята из команды Тимура – пионеры? Почему? Можно ли их назвать героями?
(Слайд №4) Книга Аркадия Гайдара была напечатана в 1940 году. Читая книгу, мы познакомились, как жили мальчишки и девчонки в предвоенные годы.
– Чем они занимались?
3. Просмотр фрагмента фильма «Начало войны»
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину.
От бескрайней равнины сибирской До полеских лесов и болот Подымался народ богатырский Наш великий советский народ, Выходил он свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну.
Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.
4.- Чем занимались девчонки и мальчишки (мы можем назвать их и пионерами) в годы войны? (высказывания детей)
Их детство прервалось 22 июня 1941 года. В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх дети: (слайд №6)
– работали на полях,
-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,
-ухаживали за ранеными,
-собирали металлолом для постройки танков и самолетов,
-собирали лекарственные растения,
– отправляли подарки на фронт,
– В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кто в 41-м на груди с гордостью носил пионерский галстук и пионерский значок, совершили бессмертные подвиги.
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями .
5. ( Слайд № 8) Давайте вспомним их имена.
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
(Слайд № 9-11) Марат Казей
. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
(Слайд № 12-14) Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг.
Пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.
(Слайд №15-18) Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, – это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация “Юные мстители”. Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.
Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.
(Слайд № 19-21) Валя Котик
Когда началась война Вале Котик было 11 лет. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом переправляли в отряд партизан.
Валя был связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен памятник.
(Слайд № 22) – Звание Герой Советского Союза — почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а позже, и в мирное время.
– Какие имена пионеров-героев вам еще знакомы?
(Слайд № 23-25) Надя Богданова
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.
Надя Богданова, награждёна орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
(Слайд № 26-28) Аркадий Каманин
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.
Мы познакомились лишь с немногими из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.
(Слайд № 30) – Минутой молчания почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины.
6. – Когда вы слышите слово «ВОЙНА», о чем вы думаете, какие чувства вызывает это слово? (высказывания детей)
– А может нам стоит забыть об этой страшной войне и не вспоминать этих ужасов? (высказывания детей)
– О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы эти страшные события не повторялись никогда. Чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир.
Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Люди хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам. Помнят и пионеров-героев. ( Слайд № 31)
(Слайд № 32) – В честь юных героев назывались пионерские дружины, лагеря отдыха, школы, улицы, корабли. О них писали книги, снимали фильмы и ставили спектакли.
(Слайд № 32) Прочтите книги о пионерах –героях, узнайте о их подвигах и сохраните в своем сердце их имена (Выставка книг)
7. ( Слайд № 34)
Учащийся: Помните! Через века, через года – Помните! О тех, кто уже не придет никогда, – Помните!
Учащийся: Не плачьте! В горле сдержите стоны, Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!
Учащийся: Встречайте трепетную весну, Люди Земли. Убейте войну, Прокляните войну, Люди Земли!
Учащийся: Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда, – Заклинаю, – помните!
Звучит песня «Песня о пионерах героях», видеофильм.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/538591-klassnyj-chas-pionerygeroi-vov