Тема: Учимся дружить.
формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
воспитательная: воспитание в детях представлений о том, что такое дружба и каким должен быть друг, содействовать формированию дружного коллектива;
развивающая: развивать умение учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, творческую активность, стремление быть лучше.
Организация класса. Эмоциональный настрой
Добрый день, друзья! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
желаем всем вам хорошего настроения/.
Ребята в знак нашей дружбы пожмем, друг другу руку и займем свои места.
Пришло время представиться нашим уважаемым гостям.
/Тренировочное упражнение «Клубочек»
Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рада, Марат, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
/исполняем песню «Настоящий друг»/
Актуализация знаний.
А чему, посвящен наш сегодняшний классный час, я надеюсь, вы мне подскажете сами, когда разгадаете кроссворд:
– Какое слово получилось из выделенных букв?
Итак, тема нашей сегодняшней встречи“ Учимся дружить ”.
– Сейчас Полина расскажет нам стихотворение «А что такое дружба?»
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?- Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях
Ролевое моделирование.
– Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.
Кто кого обидел первым?Он меня!Нет, он меня!Кто кого ударил первым?Он меня!Нет, он меня!Вы же раньше так дружили!Я дружил!И я дружил!Что же вы не поделили?Я забыл!И я забыл!
– Из-за чего поссорились два друга?
– Верно, они и сами не поняли, из-за чего поругались. Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
-Мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
– Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
– А какие пословицы и поговорки о дружбе, добре вы ещё знаете?
III. Изучение нового материала.
-Ребята, я сейчас расскажу вам историю про одного мальчика, которого зовут Алёша.
Однажды Алеша приехал в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.
– Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами?
(Дети высказывают свои мнения.)
– Верно, сначала надо познакомиться.
– А как?
– Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.
– А если познакомились, значит – уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)
– А если начали играть и вдруг поссорились?
– Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать – получится дружба?
– А как сделать, чтобы она получилась?
– Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?
– И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.
– Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.
Давайте научим Алёшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.
– Чего в дружбе нельзя?
( Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать. )
– А что в дружбе обязательно нужно?Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.
– Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Алёше.
2. Тренинг по определению положительных качеств.
– А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.
– Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.
– А вы будете показывать сигнальные карточки.
– Карточка зеленого цвета – это положительный ответ, т.е. согласие.
– Карточка красного цвета – это отрицательный ответ несогласие.
– Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.
Физминутка (дети выполняют в парах).
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Работа с пословицами
А сейчас мы проверим, умеете ли вы дружно работать. – Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
«Друзья познаются в беде»
«Умей дружбой дорожить»
«Человек без друзей, что дерево без корней»
Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами.
– Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:
– Какая общая тема пословиц?
4. Игра «Дерево дружбы»
– Дорогие, ребята! Мы сегодня говорим о том, что такое дружба. А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? /ответы детей: который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.
Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами два дерева, на одном написано «Друзья нужны», а на другом – «Друзья не нужны». На столе у вас лежат листочки, прикрепите их к тому дереву, высказывание на котором вы поддерживаете.
Верный черствый
Добрый враждебный
Душевный лживый
Справедливый грубый
Решительный трусливый
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
5. ИГРА «Кто с кем дружит»
Давайте поиграем в игру «Кто с кем дружит?» Внимание на экран!
Составить пары друзей Имена героев записаны на карточках)
Молодцы! Вы дружно поработали!
: Кто в дружбу верит горячо,Кто рядом чувствует плечо,Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт!
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно! Всё цветёт!
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт!
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать!
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел,
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, добрых дел!
Какие замечательные слова. Нельзя быть равнодушным к чужому несчастью. Надо помнить, что мы живем на свете только один раз, поэтому надо спешить делать добро. Кто из вас захочет быть другом герою следующего стихотворения?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт.
: Почему никто из вас не захотел подружиться с данным героем?
: Каким, по-вашему, должен быть друг?
Я согласна с вашими ответами и рада, что вы так думаете. Если у людей одинаковые интересы, вкусы, если им нравятся одни и те же игры, занятия, если они добры и внимательны, то и дружба бывает настоящей. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и целым классом. Тогда самое трудное дело будет по плечу. А мы с вами продолжим учиться общению, учиться сотрудничать.
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
6. Основные законы дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
IV. Итог занятия.
– Вот и подошёл к концу наш классный час.
– Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
– Что вам понравилось больше всего?
– Я надеюсь, что вы станете самым дружным классом в нашей школе.
А теперь давайте встанем в круг. Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту. Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!».
И мне хочется верить, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы пронесём через всю школьную жизнь.
А закончить классный час хочется песней Если с другом вышел в путь
“Кто себе друзей не ищет,
самому себе он враг”
1. Вступительное слово
– Мы связаны по жизни со многими людьми: с
одними учимся в классе, с другими проводим
свободное время, с третьими встречаемся в кружке,
секции.
Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И
если у вас общие интересы, симпатия, то можно
назвать этих ребят – товарищами.
Дружба же это высшая степень товарищества.
Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное
доверие единство взглядов и интересов и
преданность, доходящая до самопожертвования. Она
приносит радость и удовлетворение от общения.
2. Стихотворение В. Шекспира (рассказывает
ученик)
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
3. Работа над произведением Короленко “Дети
подземелья”.
– Какое произведение о настоящей дружбе мы
недавно читали?
– В чем заключается “настоящая дружба?
Вывод: способность к дружбе, умение
дружить, выбор друга, сохранение дружбы –
важнейшие качества человека.
– Давайте же вырастим цветок дружбы!
(Сбор цветка по лепесткам.)
4. Стихотворение Расула Гамзатова “Берегите
друзей” (рассказывает ученик)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйся доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
5. Работа над статьей “Вещества организма”
В фантастическом рассказе американского
писателя Артура Порджесса крошечный божок Йип
хотел отблагодарить героя рассказа за оказанную
услугу, выполнив любую его просьбу. Но божок был
очень мал, и стоимость награды не могла превышать
двух долларов. В конце концов, Йип помог герою
покорить сердце любимой девушки. Причем главное
условие не было нарушено – ведь, как утверждает
писатель, “стоимость всех химических веществ в
состав организма человека весом около 70 кг.,
составляет 1 доллар 98 центов”.
В организме человека, весящего 70 кг., – 45,5 кг.
Кислорода, 12,6 кг. Углерода, 7 кг. Водорода, 2,1 кг.
Азота, 1,4 кг. Кальция, 700 г. Фосфора. Всех остальных
элементов, вместе взятых (в основном калия, серы,
натрия, хлора, магния, железа и цинка), – около 700г.
Вот все это “богатство” и стоило по
подсчетам писателя, 1 доллар 98 центов.
Самый важный из перечисленных “элементов
жизни” – углерод. Углерод – основа жизни.
Органические вещества – это всегда соединения
углерода. Атомы углерода обладают уникальной
способностью образовывать с другими атомами
углерода цепи и кольца различной длинны. Отсюда
бесконечное разнообразие соединений углерода.
А всего в живых клетках можно найти около 70
химических элементов таблицы Менделеева. Среди
них имеются даже такие ядовитые и экзотические,
как олово, свинец, мышьяк, золото.
Элементы, которые содержатся в организме в
количестве нескольких граммов или долей грамма,
называют микроэлементами. К примеру, железа в
организме человека всего 4–5 г. Этого количества
металла хватило бы разве что на один гвоздь
среднего размера. Но благодаря железу работает,
например, гемоглобин крови, переносящий кислород,
йода в организме содержится еще меньше – сотые
доли грамма. Но при его отсутствии у человека
развивается серьезное заболевание – зоб.
Для наших читателей, кому “стоимость человека”,
подсчитанная американским писателем, показалась
возмутительно низкой, мы можем привести
возражение профессора Йельского университета Г.
Моровица против такого подсчета. Он заметил, что
подсчитывать надо стоимость не элементов,
входящих в состав организма (углерода, кислорода
и т.д.), а сложных органических соединений (белков,
углеводов и др.). При таком подсчете стоимость уже
одних только гормонов человека (о которых
рассказано ниже) составят миллионы долларов –
целое состояние.
– Значит, цена человека 1 доллар 98 центов.
Переведем на наши деньги. Это примерно 56 рублей.
– Согласны ли вы? Ваше мнение?
– А в чем же состоит настоящая ценность
человека?
6 . Работа над пословицами
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
– Объясните смысл пословицы.
7. Мысли мудрых людей
“Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими
обманутым” Ф. Ларошфуко
– При каких условиях может возникнуть
настоящая дружба?
Быть интересным человеком. ( К нему тянутся, с
ним интересно общаться, с ним интересно
поговорить.)
– А когда дружба не состоится?
“Себялюбие – яд для дружбы” (О. Бальзак)
“Трусливый друг – страшнее врага, ибо врага
опасаешься, а на друга надеешься” (Л. Н. Толстой)
– А как вы поступите, если друг попросит
солгать, пропустить уроки, совершить недостойный
поступок?
8. Работа в дневниках
самосовершенствования
– Какой я друг?
– Над чем мне надо поработать?
9. Проверка домашнего задания
(Дети показывают рисунок, на котором они
изобразили портрет своего друга и рассказывают о
нем.)
10. Итог урока
– На вашей парте лежит картинка с изображением
сердечка. Возьмите его и приклейте на наш
термометр рядом с тем словом, которое
характеризует ваше чувство, состояние на
сегодняшнем уроке. ( Если детям непонятно какое-то
слово, то им в помощь лежит на столе толковый
словарь, разбирается коллективно)
Форма проведения – деловая игра.
В результате занятия участники смогут:
– сформулировать понятие “дружба”,
– практиковать навыки взаимопомощи при решении
различных проблем,
– приобретут навыки работы в сотрудничестве,
– поймут, что для решения многих проблем
необходимо обратиться за помощью к другу и уметь
доверять ему.
Оборудование: Компьютерные слайды, выполненные
в программе Power Point, в
виде презентации ,компьютер, экран,
музыкальный центр, клипы на песню“Дружба
крепкая”, “О дружбе”.
На столах у детей: Конверт №1 (в конверте лежит
разрезанная пословица)
Конверт №2 (в конверте находится проблемная
ситуации).
Ход классного часа
– Ребята, сегодня у нас очень интересная и
серьёзная тема классного часа.
Слайд 2-3 (Звучит музыка, рассказывается
сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и
обратилась она к старому, седому, прожившему сто
лет волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я
могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом
жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Вот выбирай, – сказал волшебник. – одну зовут
Радость, другую – Доброта, третью – Красота,
четвертую – Печаль, пятую –. Дружба.
– Твоя правда. – ответил волшебник, – они все
хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а
может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она
и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела
в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и
протянула ей руку.
– Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
– Итак, тема нашего классного часа “Дружба –
чудесное слово”
– Какое прекрасное слово – “дружба”!
– О дружбе говорили во все времена, о ней
письменно и устно излагали свои мысли поэты и
писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне.
Например, философ Сократ писал так: “Никакое
общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба,
каким должен быть настоящий друг и постараемся
сформулировать правила дружбы.
При подготовке к классному часу вы:
Этап осмысления. Фронтальная работа
Учитель: – Представьте себе весы. На одной чаше
– дружба, а на другой – богатство. Какая чаша
перевесит? Что важнее?
– Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому
что деньги рано или поздно закончатся, а дружба
остается навсегда.
Как вы, ребята, понимаете что такое дружба
“ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям?(высказывания
детей).
В Толковом словаре приводится такое
определение дружбы: Дружба – это близкие
отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
В словаре В. Даля Дружба – это
“бескорыстная стойкая приязнь”.
Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что
такое дружба.
Отрывок из стихотворения Л. Измайлова “Монолог
о дружбе”.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо
поступиться своими личными интересами.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком
важном понятии, как порядочность. Порядочность
лежит в основе многих человеческих поступков.
Заступиться за младшего, которого обижают,
уступить место в автобусе, прийти на помощь
старому человеку – все это проявления
порядочности. Лишь у доброжелательного человека
могут быть настоящие, верные, надежные друзья.
Друзья на всю жизнь.
Другом может быть кто угодно, но друг должен
быть настоящий.
– А что значит – настоящий друг?
(выслушиваются ответы детей).
Слайд – 11-12
– Представьте себе, что ваш друг (или подруга)
получил плохую оценку и очень расстроился из-за
этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем
успокаивать, утешать).
– Другими словами вы будете сочувствовать
своему другу.
– У слова “сочувствие” есть очень близкое по
значению слово. (“Толерантность”).
– Понятие “толерантность” более широкое. Что
оно означает?
Учитель: У каждой группы на столе лежат 5
ладошек.
– Выберите на доске и запишите на ладошках,
которые лежат у вас на столе, пять самых важных
слов, которыми можно охарактеризовать
настоящего друга. (на каждой ладошке одно
качество). Каждый предлагает своё качества, но
прежде чем записать прислушивается к оценке
товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое
качество для дружбы.
Учитель: Итак , какими качествами должен
обладать человек, умеющий дружить?
(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют
свою ладошку к дереву Дружбы и называют качества
необходимые для дружбы.)
– А сейчас вы будите зачитывать эти качества и
прикреплять их к дереву Дружбы.
– А какие качества есть в вас, которыми вы
можете охарактеризовать себя.
Я приглашаю Лобачеву Ольгу, Коваленко Арину и
Марабаева Мансура, которые прочитают стихи о
настоящем друге.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой,
поймет ваше настроение, ваши переживания,
разделит радость и огорчения, проявит
сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит,
окажет помощь.
– Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим
другом?(Мама)
Мама- самый лучший и надежный друг, который
никогда не придаст и не оставит в беде. Об этом
нам прочитают стих Викторкин Денис и Яцукова
Лиза.
Предлагаю всем спеть песню “Настоящий друг”.
– Люди сложили о дружбе много пословиц и
поговорок.
1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в
конверте, составьте пословицу и объясните, как вы
её понимаете.
Заслушивание ответов групп.( Прокомментировать
пословицу.)
– Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы
детей)
– Умению дружить, общаться с людьми, надо
учиться с детства.
Человек счастлив по настоящему только тогда,
когда у него есть друг, с которым он может
поделиться самым сокровенным, рассказать ему о
своих печалях и горестях, И очень важно – уметь
сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло,
разобьёшь – не склеишь” .
– Предлагаю вам принять участие в обсуждении
рассказа.
Обсуждение рассказа. (у каждой
группы на столе рассказ)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили
друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые
платьица, обе учились только на пятерки.
– Мы во всём, во всём одинаковые, – с гордостью
говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек)
прибежала домой и похвасталась маме:
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом
сказала грустно:
– Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила
не я!
– Тройку получила Вера, но она получила её,
потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а
это значительно хуже!
Учитель: У меня нет друзей, потому что они
дразнятся . Я обижаюсь, плачу, злюсь, когда меня
дразнят, слышу я от ребят нашего класса.
– Ребята, приятно будет человеку, когда его
дразнят? Почему?
Задание: Напишите на лепестках ромашки слова-
качества или слова-действия, которые мешают
дружно жить в коллективе.
Стихотворение “Давай мириться”, читают Иванов
Данил, Васильев Иван.
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
– Ты мне друг!
– И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде, будем!
Многие ребята нашего класса написали сочинение
о своем друге. Давайте их послушаем. (несколько
ребят читают сочинения)
– Все мы разные, но все мы живём в одном
коллективе.
– Можно ли коллектив нашего класса назвать
дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх
красные карточки, лежащие перед вами, если же вы
считаете класс не дружным, поднимите вверх
жёлтые карточки.
– Каких карточек больше?
– На каких принципах строится настоящая дружба? (я
согласна)
Сейчас я вам предлагаю карточки с законами
дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их
внимательно и постарайтесь всегда
придерживаться этих правил.
Составление “Правил дружбы”.
– Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого
можно назвать настоящим другом, обсудили
пословицы, разобрали проблемную ситуацию,
послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте
сформулировать “Правила дружбы”, которые
помогут вам построить отношения с вашим другом.
Правила Друзей. ( Памятка)
Если вы будете соблюдать эти правила, будете
радоваться успехам других людей, будете не
стесняться признавать свои ошибки, то я уверена,
что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с
ним сохраните не только в школе, но и перенесёте
во взрослую жизнь.
Ребята читают стихи о дружбе.
Поют песню “Дружба” (клип)
Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?
О чём заставил задуматься?
Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной
бумаги сердечки.
Подарите сердечки своему лучшему другу в
классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем
находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
Подведение итогов (рефлексия)
– Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш
класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в
нашей семье всегда царили доброта, уважение,
любовь, взаимопонимание.
«Учимся дружить». Беседа – игра.
Цели и задачи:
– показать значение дружбы на конкретных примерах;
– формировать умение находить способы примирения;
– развивать мышление, внимание.
Оборудование: таблица с пословицей.
Сегодня на классном часе мы поговорим о дружбе, о том, как нужно дружить, чтоб не терять друзей.
Послушайте притчу, которая называется «О дружбе»
В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю. Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда задрали их.
Пришло время стае снова идти на охоту, и повел ее молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивленно спросил: «Но ведь в первую охоту стая задрала семерых вооруженных охотников, и вернулись целыми и с добычей?».
На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».
Вопросы для обсуждения:
– Почему в первый раз стая волков смогла справиться с семерыми охотниками?
– Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?
– В чем сила этих троих охотников?
– Чему учит нас эта притча?
Выполнение развивающего задания
Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль этой притчи.
Ответ ; Дружба дороже денег.
– Объясните смысл этой пословицы.
Игра «Колечко красоты»
– Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком любого человека, как в нем сразу же становится видно самое красивое.
– Всаньте в круг 1 ряд, вытянуть сложенные ладошки вперед. Я вкладываю незаметно колечко кому-нибудь. Затем все хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот кто больше всех увидит, тот и победитель.
– Вам понравилась игра?
– Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
– Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?
Чтение стихов о дружбе.
– К сожалению, даже самые хорошие друзья иногда ссорятся. С кем не бывает! Главное – вовремя помириться, простить обиду./ Читают дети/
Я поссорился с дружком,
Мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем,
Мы с ним больше не вдвоем.
Каждый со своей обидой
Целый день один сидит.
Без умолку говорит.
Но обида вдруг пропала,
Видно, все слова сказала,
Стали мы с дружком опять
Прыгать, бегать и играть.
Проигрывание ситуаций по примирению
– Можно ли ни разу не поссориться с другом?
– Что вы делаете, чтобы помириться?
Я знаю совершенно волшебный способ примирения, и сейчас мы с вами попробуем их продемонстрировать. Поссоривших в классе нет? Значит, придется проиграть ситуации, вообразив их.
Поссорились Кирилл с Максимом. Они хотят помириться, но не знают, как. Кирилл, поговори со своей обидой, напомни, как хорошо вы с ним дружили, и попроси обиду уйти.(Кирилл проигрывает ситуацию). Обида ушла? А теперь смело иди к другу и просто скажи ему: «Привет!» (Проигрывается ситуация с продолжением)
/Обсуждаются еще раз рассмотренные ситуации, делаются выводы:
важно примириться и прислушиваться к партнеру/
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Благоевская средняя общеобразовательная школа»
«Как научиться жить дружно»
Методическая разработка классного часа
формировать у учащихся правильное понимание понятия дружба.
1. Развивать разговорную речь, память, сообразительность, умения анализировать различные ситуации.
2. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважения к одноклассникам.
3. Учить стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Плакат «Дружба – какое чудесное слово»; аудиозапись песни «Улыбка»; карточки с набором слов для самостоятельной работы; глобус, волшебный клубок, мяч, заготовки домика, карточки с буквами слова «дружба».
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите какой сегодня ясный солнечный день. Солнечные лучи скользят по стенам нашего класса, по вашим лицам, создавая уютную, обстановку и я думаю, у вас у всех хорошее настроение. Так давайте постараемся сохранить это настроение, а для этого посмотрим, друг другу в глаза улыбнёмся и споём песню «Улыбка».
– Пока мы с вами пели песню, к нам в гости пришли солнечные зайчики. Они в лапках держать интересный шарик. Скажите, на что похож шар?(глобус).
Показывая это шар, они как бы говорят вам, что в этом году, в сентябре, в школьной галактике нашего посёлка появились ещё две новые планеты: «Один А» и «Один Б». Смотрите, у меня на столе стоит макет планеты «Один Б».
-Как вы думаете, она обитаема? Кто поселился на ней?(ученики 1 «б» класса)
Да, ребята, вы правильно угадали, это мы с вами.
2. Работа по определению темы классного часа.
-Ребята, а чтобы нам было интересно жить на этой планете, мы должны научиться дружить. Согласны?
– Так какой теме будет посвящён наш классный час?(дети высказывают свои предположения)
– Жители планеты «Один Б»! Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться дружить и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.
Кто поможет мне и прочитает тему нашего классного часа: «Как научиться жить дружно».
3. Актуализация знаний.
Посмотрите, солнечные зайчики опять приготовили нам задания. У каждого в лапках буква. Давайте попробуем составить из них слово.
– Как вы понимаете слово «дружба»?(высказывания детей)
Послушайте стихотворение о дружбе:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
-Поднимите руку те, кто уже нашёл друга. Как хорошо: многие ребята нашли друзей.
– А как быть тем ребятам, кто хочет найти друга, но не знает, как это сделать.
Давайте вместе подумаем, как начать дружить таким ребятам(высказывания учащихся).
– Конечно, я с вами согласна, сначала надо познакомиться.
4. Практические упражнения, направленные на развитие коммуникативных возможностей учащихся.
Упражнение на знакомство.
) Игра «Давай-ка познакомимся!»
Ребята, встанем в круг и немножко поиграем. У меня в руках мячик. Я его сейчас брошу кому-то из вас и произнесу вот такие слова:
Задание повторяется для каждого учащегося. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.
б) Игра «Комплимент»
У меня в руках волшебный клубок. Он поможет вам сделать комплемент друг другу. Прежде, чем начать играть, скажите, вам понятно новое слово «комплимент»?
Вы должны подумать и сказать, что вам нравиться во внешности, характере, поведении ученика, которому бросили клубок. Затем клубок бросает тот, кто его получил. Играем до тех пор пока, каждый из вас не получит волшебный клубок.
Посмотрите, что у нас с вами получилось?(паутина) Да, это паутинка, состоящая из нитей. В настоящей жизни мы этих нитей не видим, но они существуют. Они как бы связывают нас друг с другом добрыми словами, поступками.
в) Игра «Мы похожи».
-Ребята, я вам предлагаю сидя за партами, повернуться к друг другу и поговорить на тему «Чем мы отличаемся», а потом поговорить на тему «Чем мы похожи».
По окончанию проводиться обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что каждый человек индивидуален, но есть и очень много общего у ребят.(Например: живут в одном посёлке, учатся в одной и той же школе, в одном классе, ходят в одинаковые кружки, любят одни и те же мультфильмы и т.д.)
– А если познакомились, значит уже- друзья?
Тогда что мы должны посоветовать ребятам, которые ещё не нашли друга?(надо предложить вместе поиграть, сходить в кино, выучить уроки)
– Я согласна с вашими ответами, т.е. как можно больше находиться с тем, кто вам интересен, кто вас может выслушать, когда вам плохо, может предложить свою помощь. Тогда вам захочется чаще встречаться с ним, вы станете скучать друг без друга. И уже теперь можно сказать, что вы стали друзьями.
6. Работа в группах.
а) Построение дома «Дружбы»
А теперь я вам предлагаю построить дом «Дружбы», в котором мы будем жить и который будет находиться на планете «Один Б». Для этого мы разделимся на три группы(по количеству рядов в классе).
-На ваших партах лежат заготовки-кирпичики для дома. Вы должны посоветоваться и выбрать те заготовки, которые, по вашему мнению, подойдут для строительства дома «Дружбы». Но помните, что каждый кирпичик-это черта характера, которой должен обладать настоящий друг.
Если группы выполнили задания. Я прошу взять выбранные заготовки-кирпичики и построиться в колонну по одному.
– Мы с вами одна дружная семья. Я буду бригадиром, а вы рабочими-строителями нашего дома.(дети выходят к доске по очереди, передают заготовки, озвучивая качество, которое они бы хотели видеть в друге)
На заготовках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу, доброта,честность, открытость, остроумие, умение договариваться, чуткость, толерантность, внимательность, надёжность, преданность.
– А какие заготовки-кирпичики остались у вас на партах? Почему вы их не взяли?
Дети называют: грубость, жадность, жестокость, раздражительность, болтливость, невежество, эгоизмЭти качества и черты характера, которые способны разрушить дружбу)
– Посмотрите, какой яркий и большой получился наш дом. Какого цвета заготовки-кирпичики вы в основном выбрали? Почему?(дети называют цвета и говорят, что это тёплые цвета. Они несут тепло, свет, добро и т.д. Эти качества помогают делать дружбу крепкой.)
Выведение законов дружбы
Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась? Давайте попробуем составить правила дружбы.(дети предлагают свои версии, обсуждают и после всеобщего одобрения учитель записывает их на доске)
6. Не бояться просить прощения, если обидел друга.
7. Уметь договориться.
– Я думаю, если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то вы не когда не потеряете друга.
) Практические упражнения
А сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Сладкая проблема». И посмотрим, кто из вас научился договариваться друг с другом.
Игра «Сладкая проблема»
: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путём переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра-хороший повод поговорить о справедливости.
Салфетки и печенья.
– В начале игры вы должны, ребята, выбрать себе партнёра. С ним вы должны сесть за одну парту и решить одну проблему. Между обоими партнёрами я положу одну салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока никто из партнёров не трогает печенье.
– А теперь перейдём к проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш сосед по парте по доброй воле отдаст его вам.
– И так вы можете начинать договариваться, но помните, что вы не имеете права просто взять печенье без согласия своего соседа по парте.(учитель должен подождать, пока все пары примут какое-то решение)
Разбор различных вариантов решения проблемы.
1. В первой группе один партнёр(мальчик) отдал печенье девочке, она его поблагодарила и съела печенье.
2. Вторая пара решила разделить печенье поровну, разломив его на две равные половины.
– А теперь ребята, я вам дам ещё по одному печенью. Подумайте, как вы поступите сейчас.
1. Там, где партнёр отдал всё печенье и не получив ни кусочка, ожидал, что теперь ему отдадут второе печенье.
2. Были пары, где и второе печенье партнёр опять отдал всё полностью, не оставив себе опять ничего.
3. Пары, которые разделили печенье поровну, опять повторили эту операцию.
-Ребята, посмотрите, сколько путей решения проблемы мы нашли. Я смело могу сказать, что многие из вас уже научились договариваться со своим другом.
– А значит, нам будет комфортно жить в нашем доме «Дружбы».
Упражнение «Оживи волшебный сад»
– Встанем в большой круг, опуститесь на корточки. Закройте глаза, представьте себе солнечный осенний день, дует тёплый ветерок, вы сидите на поляне, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок, назовите его своим именем. Сделайте глубокий вздох, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших друзей, поднимите руки вверх, постарайтесь встать, не опуская рук. Откройте глаза, посмотрите, какой у нас получился большой сад.
– Вот видите, взявшись за руки, вы передали часть тепла своего сердца, друг другу и оживили наш сад. И если в жизни мы будем дарить друг другу тепло, то всем станет уютнее, а дружба будет верной и крепкой.
7. Итог занятия.
– Наш с вами классный час я хочу закончить стихотворением М. Пляцковского.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живёшь ты не зря!
– Ребята, я надеюсь, что сегодня наш классный час даст начало той большой дружбе, которую вы пронесёте через всю школьную жизнь. А сейчас, кто сегодня нашёл себе друга и хочет поселиться на нашей планете, в доме «Дружбы», может нарисовать и повесить свою визитную карточку на макет нашей планеты.
– Спасибо всем за работу и хорошего вам настроения!
1. В.И. Ковалько Школа физминуток, «ВАКО», Москва 2005
2. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000.
3. Т.Н. Максимова. Классные часы: 1 класс -М.: ВАКО, 2011