КЛАССНЫЙ ЧАС ЕДИНЫЙ УРОК ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 3 КЛАСС

Единый урок прав человека

Единый урок прав человека Единый урок прав человека

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ: 20 ноября – День прав ребенка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции РФ

СЛОВАРЬ Права человека – это обеспеченная государством возможность делать всё, что соответствует вашим потребностям и не противоречит желанию других людей

Из истории 10 декабря1948г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека Наша страна подписала этот документ в 1988 г. О ОН – это организация объединенных наций, призванная обеспечивать мир и защиту прав человека

Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства

Декларация – (рекомендация), международный договор, не имеющий обязательной силы. Пакт – международный договор, имеющий обязательную силу для стран, его подписавших. С ЛОВАРЬ

12 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РФ Конституция РФ – основной закон нашего государства. Высший нормативный правовой акт Российской Федерации принятый 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие.

ГРУППЫ ПРАВА ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Задание: Распределите по группам права человека . Право на жизнь, право на труд, право на образование, право на свободу, право на честь и достоинство, право на социальную защиту, право избирать и быть избранным, право на участие в культурной жизни,, право на жилище, право на имущество, свобода творчества

«Уважай всякого, но во сто крат больше уважай ребёнка» Л. Н. Толстой

Принята Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Ст.1. Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раньше.

Каждый ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей право на их заботу и совместное проживание.

Каждый ребенок имеет право на образование

на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья:

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, а также на участие в играх , в культурной и творческой жизни.

Ст.8 Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи.

Государство должно предоставить детям инвалидам возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, жить полноценной жизнью.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам или коренным народам, имеют право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию

Государство должно -защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, -помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых .

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Необходимо международное сотрудничество для улучшения условий жизни детей в каждой стране

Права и свободы человека согласно Конституции РФ защищаются любыми способами, не запрещенными законом Кто защищает наши права?

ОМБУДСМЕН «поверенный», «доверенное лицо». Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАВОЗАЩИТНИК УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» официально вступил в силу 4 марта 1997 года . Уполномоченным может быть лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, а одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (с 9 сентября 2016 г.) Анна Юрьевна Кузнецова

22 апреля 2016 года на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была назначена Татьяна Николаевна Москалькова Имеет высшее юридическое образование, звания Заслуженного юриста Российской Федерации и Генерал-майора милиции, является доктором юридических и философских наук.

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (ХМАО) омбудсмен Тел. : (3467) 33-13-70 Татьяна Дмитриевна Моховикова

«Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях». ( английский политик Э. Берк )

Вечером в 18 ноября в подмосковном аэропорту Жуковский приземлился спецборт МЧС из Ирака , который доставил в Россию 32 ребенка в возрасте от года до девяти лет. В их числе трехлетняя девочка, чья мама, уроженка ХМАО , находится в тюрьме Ирака . Накануне с бабушкой прилетела в регион, где ей помогут с оформлением всех документов и адаптацией. Сообщение от детского омбудсмена в Югре Т. Д. Моховиковой

В Международный день прав человека, который отмечается 10 декабря, в Москве открылась новая штаб-квартира федерального омбудсмена Татьяны Москальковой . Дом прав человека оборудован по-современному: в приемной для граждан будет работать электронная очередь и справочная система. В здании имеется специальная комната для граждан с детьми. А для людей с ограниченными возможностями предусмотрена доступная среда. Дом прав человека в Москве

Нет прав без обязанностей!

: Права человека.

:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с

Декларацией а правах ребенка; развивать чувство человеческого достоинства;

воспитание толерантности, взаимопонимания и равенства.

: компьютер;  «Ваши права». Книга для учащихся  начальных классов.    Шабельников Е. С., Каширцева Е. Г. – М.: Вита-Пресс, 2007; памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».

– Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.

Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть немного, но стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш пройдет интересно, слажено, с пользой для всех.

Сообщение темы урока.

На экране – изображение Незнайки и кроссворд.

– Давайте поможем Незнайке стать настоящим учеником – напомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности

Антоним существительному  неряшливость (

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (

Качество человека с высоко развитым чувством долга (

– Какое слово выделилось? (

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

10 декабря – День прав человека.

– Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

3. Работа  с толковым словарем.

–  Что такое права человека?

– Давайте прочитаем, как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.

4. Вводная беседа учителя.

– Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь.  Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

– В США, в городе Нью –Йорке(показываю на глобусе), высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб – квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Эта Международная организация основана в 1945 году союзными державами – победительницами (СССР, США, Великобритания и Китай) после окончания Второй мировой войны. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180.

– Вспомните, какие права  человека вам известны?

1.право пользоваться благами научного прогресса.

2. право на защиту от посягательств на честь и репутацию.

3. право на свободу передвижения.

4. право на жизнь и личную неприкосновенность.

5. справедливый суд.

6. право на образование.

7. свобода мысли, слова.

8. неприкосновенность имущества.

9. обоюдное согласие на вступление в брак.

5. Игра «Права литературных героев».

(по статьям «Всеобщей декларации прав человека»).

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

Героиня  какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

Лягушка – путешественница.

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Золушка», «Сказка о попе и его работнике Балде».

Беседа о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка.

–    Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.

(высказывание) – это рекомендации, не имеет обязательной силы.

(договор, соглашение) – это  соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что  «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей.

В 1989 году ассамблея единодушно проголосовала за принятие  о правах ребенка.

7. Сценка «Чужой телефон».

Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.

: Ты не пойдешь на физкультуру?

Нет, я освобождена. ( Ира уходит, Оля начинает рисовать.)

: Ой, мне нужен ластик,  а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. В это время входит Ира).

: Почему ты открыла мой портфель и  играешь моим телефоном?

: А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?

– На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?

– Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

8. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

Игра «Знатоки прав человека».

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1)

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать  в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).

Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст.16, право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию).

Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Ст. 11, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы;

Ст. 16, право на личную жизнь, семейную жизнь).

10. Заполнение таблицы.

Кроме перечисленных прав, государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 37).

– Давайте определим, какого человека мы называем злым, жестоким,  а какого – добрым.

11. Игра «Ладошки»

Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.

12. Итог урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас заставило задуматься?

Раздаю памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».

Памятка для учащихся.

У меня есть:

Право на имя, отчество и фамилию;

Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

Право на заботу и воспитание;

Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;

Право на защиту и воспитании;

Право выражать свое мнение;

Право на уважение человеческого достоинства;

Право на защиту своих прав и законных интересов;

Право на личное имущество, на получения содержания от родителей.

Тема урока: «Права человека и их закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г.»

: формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны, продвижение идей Всеобщей  прав человека и Конституции Российской Федерации, воспитание личности, которую отличают устойчивые нравственные качества, осознание достоинства человека.

– рассмотрение основных положений Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, закрепляющих права и свободы человека;

– содействие формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, убеждения в необходимости их соблюдения, понимания ценности человеческой жизни, а также необходимости регулирования отношений между людьми правовыми средствами;

– формирование восприятия  и ее роли в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, их защиты – обязанностью органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц;

– содействие формированию у учащихся демократических правовых ценностей.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (история принятия и содержание).

Урок необходимо начать с ознакомления учащихся с основными положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. Учитывая, что лекция является наиболее информативным видом учебных занятий, очевидно, что при изучении прав человека невозможно обойтись без данной формы передачи информации. ( См. Приложение 1 – Лекция 1, вопрос 1.).

В ходе урока необходимо обратить внимание учеников на актуальность положений Всеобщей декларации прав человека, несмотря на то, что она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 70 лет назад. Для подтверждения данного тезиса учащимся  попробовать исключить какую-либо статью из Декларации, подставив частицу «не» (например, «не каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»; «не каждый человек имеет право на гражданство»; «не каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях» и т.д.).

После этого учащиеся должны проанализировать, какие последствия возможны в случае исключения того или иного права из текста Декларации, осуществление каких прав станет невозможным после подобного ограничения. На основе проведенного анализа учащиеся делают вывод об универсальности, неделимости, и взаимосвязи прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Выполнение данного задания подтверждает, что права человека:

• универсальны – принадлежат всем людям во всех ситуациях;

• естественны – принадлежат людям от рождения только потому, что они люди;

• неотчуждаемы – нельзя произвольно лишить этих прав;

• могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимы для обеспечения безопасности общества, защиты нравственности, здоровья, прав других людей.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что, согласно современному международному праву, государства обязаны соблюдать его общепризнанные принципы и нормы, в том числе и в сфере прав человека, а также свои международные обязательства в этой области.

Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации.

Обращаясь к вопросу закрепления прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации 1993 г., необходимо отметить, что она установила принципиально новую систему взаимоотношений человека и государства, основанную на признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. ( См. Приложение 1 – Лекция 1, вопрос 2.)

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на конституционные принципы осуществления прав и свобод в Российской Федерации, дать классификацию прав, свобод и обязанностей, содержащихся в Конституции РФ.

Изучая права человека и их закрепление в международных актах и российской Конституции, было бы эффективно использовать  дающий возможность сопоставлять определения, понятия, выявлять противоречия и пробелы правового регулирования сферы прав человека.

В ходе проведения Всероссийского Единого урока «Права человека» предлагается провести сравнительный анализ статей Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, воспользовавшись таблицей (См. Приложение 3).

После проведения сравнения, учащиеся смогут сделать вывод о полноте отражения положений Всеобщей декларации прав человека в Основном Законе нашей страны, обсудить, какие формулировки, с их точки зрения, являются более удачными.

Подводя итоги урока, можно сформулировать следующие

– права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов;

– государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах;

– Всеобщая декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Процесс становления развитого гражданского общества невозможен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Всеобщей декларации прав человека и последующих нормативных актов, развивающих ее положения.

Вопрос 1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (история принятия и содержание).

Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла достаточно давно. Основным стимулом к ее развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесенные многими народами, были настолько велики, что всерьез заставили задуматься о будущем человечества. По окончании Второй мировой войны, с целью содействия выявлению путей предотвращения подобных катастроф в будущем, была образована Организация Объединенных Наций. В Уставе ООН закрепляется, что основная задача новой организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека».

В Уставе отсутствует определение прав человека и не устанавливается какой-либо конкретный механизм обеспечения их осуществления в государствах-членах ООН.

В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН. Под председательством вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта Элеоноры Рузвельт Комиссия занялась определением основных прав и свобод.

В работе комиссии принимали активное участие представители таких стран, как Франция, Ливан, Китай, Чили, Великобритания, Австралия, Канада, а также два представителя от СССР – Александр Богомолов и Алексей Павлов.

Принятие этого эпохального документа проходило в условиях сложнейшей дипломатической борьбы. Западные страны, руководствуясь в первую очередь положениями французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а также Конституцией США 1787 г., исходили из необходимости признания естественного характера основных прав человека. Учитывая тот факт, что эти документы содержали перечень гражданских (личных) и политических прав, делегаты западных стран возражали против включения в проект документа экономических и социальных прав. С ССР же напротив, опираясь на свой основной закон — Конституцию 1936 г., выступал за включение в Декларацию именно этой категории прав человека. Более того, советская делегация выступала против признания естественного характера прав человека, исходя из позитивистского подхода о том, что права человек получает от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательном порядке. Кроме этого, спорным вполне ожидаемо оказался и вопрос о праве на частную собственность, разногласия, по поводу которого базировались не только на положениях внутригосударственных нормативно-правовых актов, но и были продиктованы идеологическими соображениями. Обсуждение проекта Всеобщей декларации прав человека прошло более 1400 раундов, голосование проводилось практически по каждому слову. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН Декларация была принята.

Каким же образом удалось найти компромисс и согласовать окончательный текст Всеобщей декларации прав человека, несмотря на прямо противоположные трактовки и принципиально различные оценки социально-политических категорий со стороны противоборствующих блоков?

Это стало возможно благодаря тому, что при разработке и принятии Всеобщей декларации, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержание многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений, в их определение вкладывался общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех.

Всеобщая декларация прав человека содержит перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В Декларации провозглашается, что правительства обязуются отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Иными словами, национальные границы не являются препятствием в оказании помощи другим людям в борьбе за признание их прав.

Учитывая тот факт, что Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, она носит не обязательный, а рекомендательный характер, она лишь провозглашает «общие достижения всех народов и наций», поэтому не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Однако необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что документ разрабатывался и принимался в период, когда идеалы демократии, гуманизма и уважения прав человека не были достоянием всего мирового сообщества, в связи с чем, Декларация предлагалась как некий стандарт для развития внутригосударственного законодательства государств в сфере обеспечения прав человека. Содержащийся же в ней каталог основных прав и свобод человека призван играть роль образца для конкретного перечня прав, реализацию которых должны обеспечивать государства в рамках национальной юрисдикции. И, несмотря на то, что за это время государства присоединились к внушительному числу международных договоров в области прав человека и таким образом связали себя договорными обязательствами, Декларация остается основным международным документом, представляющим собой своего рода ориентир, моральный авторитет которого не вызывает сомнений.

Всеобщая декларация прав человека имеет прямое действие, т.е. на нее можно ссылаться при защите своих прав и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Коротко остановимся на содержании Всеобщей декларации прав человека:

1) в Декларации устанавливается непосредственная связь между достижением справедливости и всеобщего мира в международных отношениях и признанием равных и неотъемлемых прав человека. Пренебрежение к правам человека уже привело к варварским актам, оно возмущает совесть человечества. Нарушения прав человека дестабилизируют международную обстановку, создают угрозу безопасности государств. Уважение прав содействует дружественным отношениям между народами;

2) определяется, что непременным условием обеспечения прав человека является власть закона, т. е. установление такого законодательного режима, который гарантирует права человека, «чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»;

3) проводится идея о тесной связи содержания Декларации с обязательством государств — членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права

Исходя из положений ст. 1, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласно Декларации к неотъемлемым  правам и свободам человека относятся: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3). В ст. 4 устанавливается свобода от рабства — «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». Статья 5 запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание. Декларация провозглашает равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7). « Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию» (ст. 12). В первую группу прав и свобод входят также положения, касающиеся гарантий правосудия: право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). « Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9). Каждый человек для установления обоснованности -предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, чтобы его дело было рассмотрено гласно независимым беспристрастным судом (ст. 10). Человек имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).

К гражданским правам Декларация относит также право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 6). Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13). Он имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это касается преследования за политические убеждения и действия (ст. 14) Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15). К гражданским правам относятся также право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (ст. 17). Каждый человек пользуется свободой мысли, совести и религии (ст. 18).

прав, провозглашаемых Декларацией входят: свобода мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), свобода убеждений и выражения их (ст. 19). Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21).

В Декларации нашли отражение также экономические, социальные и культурные права. К ним относят право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы. Каждый работающий человек имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Декларация фиксирует право на отдых, на образование, право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе (ст. 24, 26, 27). Составной частью этих прав является право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Человек имеет также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25). Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Всеобщая декларация прав человека обращает внимание и на то, что каждый человек должен нести обязанности перед обществом. Кроме того, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

а) должного признания и уважения прав и свобод других;

б) удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).

Декларация получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Всеобщая декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств мира.

В 1950 году Организация Объединенных Наций учредила праздник – День прав человека, отмечаемый ежегодно в день принятия Всеобщей декларации прав человека.

В дальнейшем на основе Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

Вопрос 2. Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации.

Приоритет прав человека – основополагающий принцип конституционного строя России. Конституция России, как конституции большинства развитых демократических государств, признает естественный и неотчуждаемый характер прав человека.

Необходимо ориентироваться в основных терминах, используемых в Конституции Российской Федерации, в частности, в главе, посвященной правам и свободам.

понимается гарантированная конституцией и законодательством государства возможность каждого избирать вид и меру своего поведения.

обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Свобода очерчивает сферу самостоятельности личности, защищает от вмешательства в ее внутренний мир (свобода совести, мысли, творчества).

Конституция разграничивает все права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина.

– это права, принадлежащие людям независимо от наличия или отсутствия гражданства, они обеспечивают свободу и безопасность личности.

– это права личности, обусловленные принадлежностью к гражданству, эти права обычно предполагают возможность участия человека в управлении делами государства.

Конституционные права и свободы человека и гражданина – это наиболее важные права и свободы, закрепленные во 2-ой главе Конституции РФ, реализация которых обеспечивает достойное, свободное и безопасное существование личности, участие в управление делами общества и государства, удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Хотя в названии 2-ой главы Конституции России отсутствует упоминание об обязанностях, тем не менее, в этой главе есть несколько статей, посвященных обязанностям.

– это установленные Конституцией вид и мера должного поведения личности.

Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина образует конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации.

Особое внимание следует обратить на конституционные принципы осуществления прав и свобод в Российской Федерации, имеющие универсальное значение и определяющие главные черты правового положения всех членов общества.

Всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод человека. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции, «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Это означает, что все люди от рождения обладают определенными правами (естественными), которые сохраняются за ними при любом общественном строе, при любом государственном порядке. Государство не вправе изъять основные права и свободы или ввести запрет на их реализацию человеком.

Признание прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международным правом. Согласно современному международному праву государства обязаны соблюдать его общепризнанные принципы и нормы, в том числе и в сфере прав человека, а также свои международные обязательства в этой области.

Рассматривая данный принцип, необходимо еще раз обратить внимание, что Конституция России признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с международными стандартами прав человека, закрепленными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Эти стандарты носят всеобщий характер и отступление от них недопустимо.

Непосредственное действие прав и свобод. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Возможность ограничения прав и свобод только в целях, установленных Конституцией РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

. Права, свободы и обязанности человека и гражданина подкрепляются гарантиями.

Обладание не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип находит свое выражение в том, что у каждого человека и гражданина есть, не только права, но и обязанности. Каждый человек имеет определенные обязанности перед обществом, в котором и возможно свободное и полное развитие его личности.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

В зависимости от сферы жизнедеятельности индивида, в которой они используются, права и свободы классифицируются на:

Личные (гражданские) права и свободы – это основополагающие, неотъемлемые права человека. Они принадлежат каждому от рождения. Эти права определяют соотношение личной свободы и государственной власти. Личные права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить человека от произвола со стороны государства и других людей. К этой группе прав обычно относят право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения и выбор места жительства и др. (ст. 20-30,45-54 Конституции РФ).

– обеспечивают участие гражданина в осуществлении государственной власти.

К политическим правам относятся следующие: право избирать и быть избранным, право на создание общественных объединений, право на участие в отправлении правосудия, право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 31-33 Конституции РФ).

– обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида, и гарантирует ему свободу участия в хозяйственно-экономической сфере жизни общества. К этим правам относятся: право на труд, на занятие предпринимательской деятельностью и др. (ст. 34-37 Конституции РФ).

– обеспечивают нуждающимся поддержку со стороны государства (право на пенсионное обеспечение, на охрану здоровья и др. (ст. 38-43 Конституции РФ).

Культурные права и свободы – гарантируют удовлетворение духовных потребностей человека (право на доступ к культурным ценностям, свобода творчества и др. (ст. 44 Конституции РФ)).

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что правовое положение личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер; 2) направлены на охрану, защиту важнейших социальных ценностей.

В заключении, необходимо еще раз обратить внимание на основные выводы:

– Всеобщая декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле;

– Конституция Российской Федерации закрепляет права и свободы в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Извлечения из текста Всеобщей Декларации прав человека для проведения сравнительного анализа статей Декларации и Конституции Российской Федерации. Номера статей Конституции вписываются учащимися.

На основе анализа статей главы 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, учащимся предлагается классифицировать права и свободы по группам. Номера статей Конституции вписываются учащимися.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *