“Твои друзья на планете Земля”
Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости.
Учить доброте, без чего невозможна дружба, да и вообще, истинные человеческие отношения.
Организационный момент. Сообщение темы.
Шире круг. Слова В. Викторова, музыка Д. Львова Компанейца
1. Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Припев: Шире круг, Шире круг,
Всех друзей, Всех подруг
В шумный хоровод!
2. Дружат птицы а вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
3. Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
Беседа по теме.
Обыкновенный школьный глобус – вещь необыкновенная. Волшебная! Повернем его тихонько и сквозь сетку меридианов и параллелей увидим все, что захотим увидеть. Ребристые просторы раскаленных пустынь, прохладные рощи, созвездие огромных городов. И всюду дети, дети. При виде одних – сердце радуется, при виде других – обжигается болью. Ребенок, склоненный над книгой, рисующий, поющий – это прекрасно! А ребенок, просящий подаяние, плачущий ребенок – кто останется спокойным при встрече с такими детьми?
Мы крутим наш глобус с желтоземными островками материков, и всюду дети – белокурые, желтые, иссиня-черные, смуглые, говорящие певуче и гортанно – это дети планеты ЗЕМЛЯ, наши с вами друзья! Половину населения ЗЕМЛИ составляют дети, но скольким из них выпадает счастье стать взрослыми?
В слаборазвитых странах, где живет более миллиарда детей, каждый пятый ребенок умирает, не дожив до пятилетнего возраста. А что такое погибший ребенок?
Это значит, что человечество не получит нового Пушкина, Моцарта, Эйнштейна. Это значит, что на поля не придет новый пахарь, в море не выйдет рыбак. К детям не придет учитель. Любой погибший ребенок – укол в сердце человечества.
Четыре страшных врага есть у детства – война, голод, нищета, болезни.
ВОЙНА – по данным Детского фонда ООН, вооруженные конфликты после второй мировой войны унесли на нашей планете 21 миллион человек, и среди них очень велик процент женщин и детей.
ГОЛОД – в Африке от недоедания и даже легкоизлечимых болезней ежедневно умирает 13 тысяч детей. В Южно – Африканской Республике, которая вывозит продовольствие за рубеж, 1/3 живущих там африканцев в возрасте до 14 лет голодают.
НИЩЕТА – в Латинской Америке, по оценке ООН, 130 миллионов латиноамериканцев прозябают в нищете, т.е. живут в лачугах, плохо питаются.
БОЛЕЗНИ – они уносят миллионы жизней, потому что во многих странах не хватает детских врачей, лекарств, детских больниц, санаториев.
Ваши слова подтверждает и дополняет узбекский поэт стихотворением “Самое – самое”.(читает наизусть один из учащихся)
После прослушивания ответьте:
– Что слаще всего?
– Что горче всего?
– Что слаще всего? – я спросил у ребят.
– Всласть выспаться! – сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат: – Леденец!
– Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального –
Сердечное, доброе слово.
– Что горче всего? – у ребят я спросил.
Один утверждает: – Неспелый кизил!
– Микстура! – какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут, наконец.
Но горче горчицы – поверьте мне снова,
Обидное, грубое слово.
Ответы детей на вопросы:
– Что слаще всего? Что горче всего?
Мы назвали только четырех главных врагов детства. Но есть и другие:
Заботясь о будущем человечестве, ООН 20 ноября 1959 года приняла очень важный международный документ – Декларацию прав ребенка. Декларировать – значит провозглашать. Этот важный документ был составлен взрослыми.
А если бы его писали сами ребята, то десять основных принципов Декларации звучали бы примерно так:
(прикрепляют к солнышку лучики с надписями)
Это лишь добрые пожелания, значит, нужно огромное усилие взрослых, чтобы пожелания превратились в реальность.
Все о чем на свете,
Везде мечтают дети,
Друзья, мы видим каждый день,
Проснувшись на рассвете:
Мы видим площадь Красную,
На башнях звезды ясные,
Никто не сможет погасить
Родные звезды эти.
Будут дружить дети сегодня – значит, завтра будут дружить народы. Если каждая детское сердце построит мост дружбы к другому, значит, мы сможем назвать нашу Планету детей – ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ.
(читают учащиеся класса).
Дрожит от бомб земля,
Горят ее поля,
Глаза детей ее полны слез,
Но через Африку, Европу, Азию,
Через Америку стоит мост.
Как похож ты на радугу, мост!
Через сердца идешь ты до звезд.
Это высота, это простота,
Давняя мечта –
Дружбы большой мост.
Чтоб дети всей земли
Среди друзей росли,
Чтоб шар земной не знал гроз,
Мы от тебя ко мне
И от зимы к весне
Руками сильными строим мост.
1. ” Я рисую дом своей мечты”
– О чем вы мечтаете? О фантастических домах будущего, о небоскребах и замках? Попробуйте нарисовать дом своей мечты.
2. В заключение читают стихотворение учащиеся класса:
По-разному зовутся дети, –
Нас очень много на планете:
Есть Вани, Гансы, Пьеры, Джоны, –
Детей повсюду миллионы!
Для нас – все лучшее на свете!
Нужны нам яркие игрушки –
И Буратино и Петрушки!
Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки,
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники!
Хотим под мирным небом жить
И радоваться, и дружить,
Чтоб всюду на планете,
Войны совсем не знали дети!
«Мы живём по закону»
– упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;
– развивать представления о последствиях противоправных деяний;
– воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
– С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
– А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
– Что будет, если нить запутана? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
– Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “От сумы и до тюрьмы не зарекайся ”.
– Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
– И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3. Основная часть:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
– Жители стали жить по законам.
– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
– Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. ( Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Жить и воспитываться в семье.
Получить паспорт гражданина РБ.
Работать в свободное от учебы время.
Право на охрану здоровья.
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить базовое образование (9 классов).
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ИДН в специальные учреждения.
Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».
Рассмотрим понятие нарушений:
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
– Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)
– Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?
– Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
– Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).
– Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
– Представьте себе следующую ситуацию:
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(Эти ребята совершили преступление).
– Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом РБ.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс РБ»).
– В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
– Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность:
– умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
– похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
– уничтожение или повреждение имущества,
– захват заложника,
– заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
– хищение либо вымогательство наркотических веществ.
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
– За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Поработаем с «Уголовным кодексом» и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.
(прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор).
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
– Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.
– Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК – побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? – может ответить ученик
– В этом случае действует «Гражданский кодекс», ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи – ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу. А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК штраф либо лишение свободы до двух лет.
В классе идет спор двух учащихся:
Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный кодекс РБ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
6. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P. S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
– Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это
значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?
6. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». ( Конфуций)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». ( Л. Н. Толстой)
– Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем,
понимать друг друга.)
Учитель: толерантность – это способность терпеть чтото или когото.
толерантность означает «терпимость», то есть способность и умение терпеть,
быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Если ты возмущен чемто сохраняй спокойствие.
Владей собой, будь уравновешенным и сдержанным.
Умей спокойно выслушать товарища.
Терпеливо отстаивай свою точку зрения.
Подумай, изза чего начался спор.
7. Чтение учащимися стихотворений
Толерантность. Что это такое?
Коли спросит ктонибудь меня,
Я отвечу: “Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся”.
Толерантность это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Выявляют чтото, гдето,
Веселятся дружно. Нет нужды
Остерегаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Щемиться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность слово для живых!
10. Обобщающая беседа.
– Бывало ли такое, что кто-то осуждал вас за какой-то неправильный поступок?
– Как вы реагировали на это?
– А вы когда-нибудь осуждали кого-то за ошибки или может плохо отзывались
– Как вы думаете, что испытывал тот человек в тот момент?
– Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает
желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними
Цели и задачи:
формировать у учащихся понятия «друг», «дружба»;
показать ценность и необходимость дружбы;
научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
воспитать вежливое отношение друг к другу
выявить психологические особенности восприятия детьми окружающих людей.
— Тема нашего классного часа – «Настоящий друг». Во время классного часа мы поговорим о дружбе, взаимовыручке, о том, как себя вести, узнаем, хорошо ли вы знаете друг друга. Вам будут предложены разные жизненные ситуации, а также песни о дружбе, конечно конкурсы.
— Ребята, какого человека мы называем другом? (Друг — это человек,
которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно
Давайте вспомним и споём песню «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
С чего же все началось? Как возникло само слово «друг»?
Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Ученицы читает стихотворение
Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих!
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей-людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:«Дурак»,
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
— Зачем человеку понадобился друг?
— Что делают вместе люди, которые дружат?
— Какие качества вы цените в друге?
Дети по очереди называют главные качества и записывают их на доске
А как мы можем выразить своё отношение к другу? (Сделать ему подарок на день рождения
Проведём конкурс с названием «Подарок»
В конкурсе участвуют 4 человека.
Для конкурса необходимы 2 игрушки, 2 красивых банта, 2 ленты, бумага для оформления подарка, 2 стула.
Участники распределяются по парам, берут друг друга за руку и свободными руками заворачивают подарок, затем его оформляют. Главное требование к играющим: разъединять руки нельзя.
Кто лучше оформил подарок, решают присутствующие
Послушайте рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».
Жили два воробья Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
“Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его.
Взял Чик пять зернышек и сказал:
1. Кто из двух воробьев — настоящий друг? Почему?
2. Исправился ли Чик? Из каких слов это видно?
Давайте поговорим о том, как вы относитесь к своим друзьям.
1. Коллекционируешь ли ты что-нибудь?
2. Защитишь ли ты своего друга, если в твоем присутствии о нем говорят плохо?
3. Какого бы ты хотел иметь друга?
4. Может ли дружить девочка с мальчиком?
5. Что ты любишь больше — получать или дарить подарки?
6. Может ли другом быть кошка или собака?
7. Можешь ли ты рассказать о своей тайне девочке (мальчику)?
8. Нравятся ли родителям твои друзья?
Далее идёт подведение итогов по тематике вопросов (своего рода – социологический опрос)
Игра «Собери пословицу»
На каждую парту учитель кладет конверт с разрезанной на части пословицей. Учащиеся должны собрать пословицу и объяснить ее смысл
Нет друга —ищи, а найдешь — береги
Друг не испытанный — что орех несколотый
С другом Веселее при удаче, легче В беде
Дружба — что стекло: сломаешь — не починишь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Друг до поры — тот же не друг
Друг познается в беде
Дружба не гриб—в лесу не найдешь
: Внимание! Игра!
Сначала я задам вопрос,
А вы над ним затем всерьез
Подумайте. Одно из двух —
«Да» или «нет» — ответьте вслух.
Коль вы находчивы, сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Скажи: приветствуя рассвет, поет ли сом усатый
А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать
А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным
Ответь, а может резеда цвести в саду зимою
А крокодил собрать букет из белых лилий может
Верблюд способен, дай ответ, идти три для без пищи
Тех, кто трудится всегда, в народе уважают
В конце спросить пришла пора: а вам понравилась игра
: А теперь ещё игра на внимательность. Настоящие друзья всегда и работают и играют вместе. Покажите мне, как вы можете работать слаженным дружным коллективом. Я буду называть слоги, а вы, не ошибаясь, повторяете за мной.
За-зо-зо-зи, на-ма-на-не, чу-чи-че-чу, па-ба-па-бу, ши-шу-ша-ше
Педагог отмечает наиболее внимательных.
— Ребята, а как вы считаете наш класс можно назвать дружным?
— Я предлагаю вам сыграть в игру, которая поможет нам сблизиться,
развить чувство доверия к одноклассникам.
1. Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?
• Сходить в цирк.
• Познакомиться с хорошим другом.
• Купить, красивую куклу.
2. Тебя обидел мальчик. Что ты сделаешь?
• Попросишь помощи у кого-то.
• Заплачешь от обиды.
• Объяснишь, что так с девочками не поступают.
3. Мальчик пригласил тебя к себе на день рождения. Как ты будешь выбирать подарок?
• Что нравится тебе.
• Что нравится ему.
• Что предложат родители.
1. Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней еще поиграть, но мама зовет домой. Как ты поступишь?
• Сделаешь вид, что не услышал маму.
• Попросишь девочку прийти еще.
2. Девочку, которая тебе нравится, вызвали к доске решать задачу, а у нее не получается.
• Ты будешь ей подсказывать.
• Поможешь разобраться после урока.
• Ничего не предпримешь.
3. Девочке в столовой не хватило стула.
• Ты откуда-то принесешь ей стул.
• Отдашь ей свой.
• Оставишь без внимания.
Далее идёт коллективное обсуждение вариантов ответов.
В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Послушайте стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Ученица читает стихотворение.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
«Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».
Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям? Как вы поступите в следующих ситуациях?
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
З. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
б. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
7. Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.
Учитель: Много мнений мы сейчас услышали, но главное — это то, что вы дружбу считаете важнее всего. А когда рядом друг, разве можно быть одиноким и несчастным?
Я хочу рассказать вам сказку услышав которую, вы уже точно будете знать, что лучше — друзья или, например, деньги.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.
Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким- то неизвестным норам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал:
ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с пустыми руками — каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались и подарили другу своих овец, у него снова получилось стадо, даже большее, чем прежде
Вот такая история произошла давным-давно. Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком, если бы у него не было таких друзей? (Он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а если бы и работу не нашел потом, то мог бы умереть от голода.
: Очень важно, как мы общаемся с людьми и в особенности с друзьями.
Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги.
— искренне интересуйтесь другими людьми;
— помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
— будьте хорошим слушателем;
— говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
—внушайте Вашему собеседнику сознание его значимости.
И ещё: жить дружно можно при условии, если знаешь правила честной дружбы.
1. Не нарушай прав своего друга.
2. Не дерись, не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
3. Если друг не прав, объясни ему его ошибки.
4. Не злорадствуй, если у друга неприятность.
5. Не задавайся, не хвастайся. Научи друга тому, что умеешь сам.
6. Не огорчайся при неудачах. Учись тому, что умеет друг.
7. Будь терпеливее — и добьешься успеха.
8. Радуйся вместе с другом его успехам.
Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
А теперь споём песню «Дружат дети всей земли» (Сл. В. Викторова, муз. Д. Львова – Компанейца
Дружат птицы в вышине,
В шумный хоровод.
Ребята, послушайте стихотворение Л. Квитко «Два друга».
Ученик читает стихотворение.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Их двое, а кажется –
К сраженью идет.
Сидят у реки
И очень охотно
Вздохнет и другой,
Один зачихает –
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Ведь драка – не спорт,
Вот борьба – это да!
И оба ныряют
В горячую пыль,
Что вылезут двое ребят,
А видите двух
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
— Как вы думаете, можно двух этих мальчишек назвать настоящими
— У кого из вас есть настоящий друг?
В этом стихотворении один мальчик повторяет то, что делает другой. Я предлагаю вам тоже поиграть в подобную игру.
Поиграем в игру «Зеркало»
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает учитель, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:
— замереть на месте;
— повернуться вправо, влево;
— постоять на пальчиках;
— постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
— постоять на пальчиках и поморгать глазами;
— покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются
— постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
— постоять, обнимал себя за шею то левой, то правой рукой.
Поиграем ещё в одну игру. Она называется «Жмурки «наоборот».
Играющие становятся в круг, в центре которого находятся два игрока: водящий и убегающий. Игра проходит как в обычные жмурки, но глаза завязывают не только водящему, но и убегающему. Игроков разводят в разные стороны. По команде «Раз, два, три!» водящий начинает ловить убегающего.
Стоящие в кругу могут подсказывать словами «холодно» или «горячо», не называл имен играющих.
Если водящий не поймал убегающего в течение 1 мин, то он проиграл. Затем из круга выбираются новые убегающий и водящий.
Поиграем в «Чепуху»
игроки садятся по местам (удобнее всего — в круг) и записывают свои ответы на такие вопросы
2. И кто?
3. Что делали?
6. Кто при этом присутствовал?
7. Чем все это кончилось?
После ответа на первый вопрос каждый заворачивает свой листок так, чтобы не было видно написанного, и передает его соседу справа, а сам получает листок слева. Записав на этом листке ответ на второй вопрос, он снова передает его направо, и так далее. В конце игры все по очереди читают то, что написано на листке, оказавшемся у них в руках.
Что-то мы с вами засиделись, не пора ли и побегать.
Затем игра усложняется: водящий, как мартышка, подражает тому, кого преследует в ходе игры. Преследуемый может неожиданно поскакать на одной ножке, присесть на корточки, пойти «гусиным» шагом, остановиться, приплясывая, – водящий обязан точно повторять все его движения.
Коммуникативная игра «Небоскреб»
Для этой игры понадобятся:
— по два — три деревянных кубика для каждого ребенка;
— один складной метр.
Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился, Один из вас может начать строительство, положив в центр один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. даже если. свалится один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Время от времени я буду измерять, на какую высоту поднялась башня.
Это упражнение нам показало, что если действовать дружно, сплоченно, можно достичь высоких результатов. Посмотрите, на какую высоту нам удалось поднять небоскреб. Так и в жизни: чем больше у тебя друзей, тем легче, а, главное, интереснее живется.
1. Анисимова Т. Б., Дьяченко Л. П. Продлёнка: Игры и занятия для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С.149.
2. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. С.89.
3. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов/ М. П. Осипова, С. И. Козлович, Е. Д. Король и др.; Под общ. ред. М.П. Осиповой. Мн. : Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002. С. 122, 123.
4. Георгиевский В. А., Шитикова Л. Н. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
С. 133 – 134.
5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. – М.: ВАКО, 2004. С. 19.
6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.
1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2003. С 153, 154
7. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов/ Н. Ф. Дик. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 307 – 308.
8. Иванова Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», К.: ФГУИППВ, 2004.
9. Классные часы. 1 класс./ Сост. Васильева О. В. – Изд. 2-е, переработанное. Волгоград: ИТД «Корифей». С. 4 – 8.
10. Козак О. Н. Волшебная книга для детей и их родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 9.
11. Осипенко И. Л. « Классные» праздники, или Как научить школьников жить весело. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. С. 126.
12. Настольная книга учителя начальных классов. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. – н/Д: Феникс, 2002. С. 153, 155 – 156.
13. Спутник классного руководителя, 1983/84 учебный год: Пособие для учителей/ Сост. Л. Я. Олиференко: Под. ред. Л.Ю. Гордина. – М. Просвещение. 1983. С. 54.
14. Спутник классного руководителя, 1984/85 учебный год: Пособие для учителей/ Сост. Л. Я. Олиференко: Под. ред. Л.Ю. Гордина. – М. Просвещение. 1984. С. 128.
МКОУ БГО Третьяковская СОШ
Подготовил и провёл
учитель начальных классов
Борисоглебский городской округ
-Могут ли дружить целые страны?
-В какой стране мы живем?
Ответы детей: Россия, Мы Россияне
В. Посмотрите, как много разных государств окружают нашу страну. И со
всеми странами мы стараемся дружить.
-Как называется столица России?
Ответы детей: Москва.
-А как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей: Наш город – Оренбург.
В.- Это наша малая Родина.
-В нашем городе Оренбург проживают много разных народов. Может ктото
встречал на улицах нашего города людей из других государств? А как вы
В. В России всегда жило много разных народов или еще говорят,
национальностей. Все они хорошо говорят на русском языке, но у них есть и
свой национальный язык.
– ли вы, что есть дети разных национальностей? Их имена отличаются
от русских: Джан из Азербайджана, Сандро и Давид из Грузии, Сирануш,
Хамзат, Арсен из Армении, Амина, Юсуп, Петимат, Ясмина из Чеченской
В. Все народы в России живут в мире, дружат. А вы знаете, что в некоторых
странах сейчас идет война? Как вы думаете, людям там хорошо или плохо?
В. Мы должны посочувствовать этим людям и пожелать им мира.
И все дети должны жить в дружбе. А в нашей группе все дети дружные? В чем
заключается дружба между детьми в нашей группе?
В. Дети, помогите мне вспомнить пословицы разных народов о дружбе.
Ответы детей: Человек без друга, что дерево без корней.
Дружба и братство, дороже богатства.
Друзья, познаются в беде.
Новых друзей наживай ,а старых не забывай
Вот видите, сколько есть пословиц о дружбе.
В. Наше путешествие с вами подходит к концу, я вам предлагаю поиграть в
игру « Колечко». Тот, кому попадется колечко говорит родственные слова в
словам: дружба, мир.
Звучит музыка Шаинского о дружбе.
В. А теперь давайте встанем в наш дружный хоровод закроем глаза и вернемся
назад в наш детский сад. Молодцы ребята. Вам понравилось наше
Ответы детей: Да
В. А на прощание я могу сказать так « ребята цените друзе и дружбу с детства».
Классный час «Я и закон»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».
Ход проведения классного часа
Классный руководитель: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)
К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
-Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека – совершенное преступление.
-Что называется преступлением?
Преступление- запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления – совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)
– Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.
В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. У К РФ)
-Что такое ответственность?
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
– Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Классный руководитель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание в школу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Классный руководитель: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№5. Подростки разрисовали остановку общественного пользования. Какое наказание им грозит?
Классный руководитель: Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
Классный руководитель: -А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
1. Нарушение правил дорожного движения
2. Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3. Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
– А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
Д – дисциплинарная
1. Порвал учебник одноклассника (Г).
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).
3. Избил одноклассника (У).
4. Совершил кражу мобильного телефона (У).
5. Совершил прогул в школе (Д).
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А).
7. Разбил мячом окно (Г).
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:
Просмотр фильма «Такая жизнь!» (о жизни несовершеннолетних преступников в исправительной колонии)
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!