КЛАССНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДРУЗЕЙ

Классный час «Поговорим о дружбе»

Подготовила Клименко В. В.

способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.

: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

1. Организационный момент.

Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.

2. Сообщение темы классного часа.

–  Тема классного часа «Поговорим о дружбе».

– На занятии мы должны ответить на следующие вопросы:

3. Обсуждение основных вопросов классного часа.

1) Знакомство с понятием «дружба».

Чтение и обсуждение стихотворения.

– Послушайте, как о дружбе пишут поэты.

« Что такое дружба?»

Спросила я у птицы.

-Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

– Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

– Это что-то огромное,

Это, когда ребята все сразу,

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

Вопросы для обсуждения:

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

– А кто это все на свете?

– Почему должны дружить все на свете?

-Действительно, как сказал древний философ Цицерон «Без истинной дружбы жизнь – ничто».

Обсуждение пословиц о дружбе.
– Прочитать пословицу и объяснить её значение.

• Нет друга – ищи, а нашёл – береги. 
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 
• Дружбу помни, а злобу забывай.

– Чему же учат нас эти пословицы?

Обсуждение понятие «дружба».

–  Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»? А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

– Вот какое определение слову «дружба» предлагает С. И. Ожегов в Толклвом словаре русского языка. Д РУЖБА –  близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ( С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка)

Игра «Расшифруй слово».

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р – радость

У – уважение, ум, уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

– Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.) Знакомство с понятием «друг»

Игра «Кто с кем дружит?»
– В книгах, в мультфильмах мы очень часто встречаем верных друзей. Посмотрим, знаете ли вы их.  Послушайте, отгадайте загадку и назовите его друга.

Был раньше он игрушкой

Теперь герои сказок завидуют ему.

И Винни-Пух, и Джерри,

Ведь талисманом сборной

В подъезде повстречались Успенского герои,

И с той поры все знают о них, кого не спросим.

Работают на грядках, корове сено косят,

И нет дружней в деревне, чем Федор

Герой другого фильма

Не Нюша и не Лунтик.

Спас поросенка клоун,

Он к ней прибежит

Он с Шариком дружит,

От грома дрожит.

Заснет, о сосиске

Он любит шары,

Но может и лопнуть,

Сорвавшись с горы.

Веселые глазки и хвостик – крючок.

– Кто же такой друг? Какими качествами  должен обладать настоящий друг?
– Перед вами перечень качеств человека, вам надо определить, какие качества можно отнести к настоящему другу, а какие – нет.

– Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.

Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, терпеливый, льстивый, ленивый, строгий, общительный,бескорыстный.

– Так какой же он, настоящий друг?

1. Настоящие друзья всегда рады вашим успехам

2. Настоящие друзья никогда не соперничают

3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу

4. Настоящие друзья не навязчивы

5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь

6. Настоящие друзья умеют слушать

7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть

– Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.

6. Продолжение обсуждений основных вопросов классного часа

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

– Послушайте притчу о дружбе.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».

Выполнение теста и анализ его результатов.

– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

3) Составление законов дружбы

–  Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
– Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.

Обучающиеся делятся на группы, вырабатывают законы дружбы.

–  Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы я предлагаю вам поместить в классном уголке.

– Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.

Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. ( Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

– О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

– Когда дружбу можно считать настоящей?

– Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

– Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Возьмите  листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.

– Подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки в урну, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

– Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если  все вокруг будут дружить. ( Дети по цепочке отвечают.)

– Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом –  даже злая слабость

Вмиг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал,

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

–  Итак, если мы с вами всегда будем добрыми, честными, вежливыми, внимательными, отзывчивыми, будем уважать друг друга, то в классе у вас будут царить мир и согласие, вы будете жить дружно. 
– Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших Вам друзей!

  • Классный час в системе духовно-нравственного воспитания школьников / Сост. Несчанская О. Д. – Пенза, 2011.
  • Лунина Е. И., Щепурева Н. С. Классное руководство.– Ростов на Дону: Феникс, 2002.

3. Определение темы и целей  классного часа

Мы выяснили тему нашего занятия.  А теперь попробуем сформулировать цели.

Как вы думаете, что нового о дружбе мы должны будем узнать сегодня, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Сегодня вы будете часто высказывать свое мнение, поэтому следует повторить правила общения в группе.

4. Работа по теме классного часа.

1. Определение понятия «Дружба»

Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну, а всё же, что обозначает.                                                                                                          Это слово? Значит что оно? Л. Измайлов

– Что, по-вашему, обозначает слово «Дружба»? Попробуйте это сказать друг другу в паре.

Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.

Ожегов «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»

-Как вы понимаете слова «взаимное доверие», «привязанность», «общность интересов»? (ответы детей).

-Возьмите бережно дружбу в ладошки и передайте друг другу.

-Почувствуйте какая дружба на ощупь?

-С какой погодой можно сравнить?

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

2. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

В детской песне поется: Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Какое значение вы вкладываете в слово «друг»?

Какими качествами он должен обладать?

Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

Распределим слова, записанные на доске в два столбика  (Корзина дружбы и контейнер для мусора)

надежность                                       равнодушие

уважение друг к другу                 высокомерие

У каждого на парте лежит листочек. Напишите на ней имя своего друга и назовите качества, какие вы у него цените.

Прикрепим листочки на «дерево Дружбы». Ваши друзья класса смогут прочитать, за что вы их цените.

3. Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

-Каждый ли человек может быть другом?

-Может ли дружба распасться?

Я предлагаю прослушать сценку и ответить на  эти вопросы.

Сценка: «Урок дружбы».

Ведущий: Жили – были два воробья: Чик и Чирик. Но однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал ни слова своему приятелю.

Чик: Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется.

Ведущий: Склевал он все зернышки, стал выбрасывать ящик, а из него на землю высыпались несколько зёрнышек. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.

Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек зерна. Давай их поровну поделим и склюём.

Чик: Не надо! Зачем! Ты их нашёл, ты их и ешь!

Чирик: Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?

Ведущий: Чику стало стыдно очень! Ведь он сам склевал все зёрнышки и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказался от подарка приятеля – значит обидеть его. Он взял пять зёрнышек.

-Как урок назывался?

-Кто из героев был настоящим другом?

4. Правила дружбы. Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса?

Давайте попробуем с вами открыть секреты дружбы. Обсудите это в парах.

Выберем правила дружбы: уступать, врать, не бояться просить прощения, если обидел друга, обижать, обзывать обидными словами, не грубить, не жадничать, не доверять, быть честным, помогать другу

5. Практическое задание «Собери пословицу».

Человек без друзей, что сокол без крыльев. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Отвечают на вопросы, наблюдают, приводят примеры

С уважением относитесь к мнению другого человека.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

Уважайте мнение любого человека.

Придерживайтесь дружелюбного тона.

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему

Подбирают определения для слова «друг».

Работают в группе, высказывают своё мнение.

Распределяют термины либо в корзину, либо в контейнер

(объясняют свой выбор)

Объяснение значений непонятных слов

Оформление «Дерева дружбы»

Показывают сценку «Урок дружбы»

Обсуждают сначала в парах, затем-выбирают нужные правила дружбы на слайде.

Работают в парах.

На слайдах презентации выбираются правила дружбы.

Работают в группах, собирают пословицы.

Классный час «Добрые руки человеческой помощи» (2 – а класс)

: создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений, формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших добрых поступках и их роли в жизни каждого человека.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

Добрый день, дорогие участники нашего мероприятия!

В день декабрьский рада

Вас увидеть я!

Я рада видеть ваши лица, улыбки и надеюсь, что этот час принесет нам радость общения друг с другом.

II. Определение темы. Целеполагание.

Сегодня мы поговорим о важном качестве, которое присуще каждому человеку. А о чем пойдет речь, вы должны догадаться сами.

Слово это серьёзное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Итак, сегодня мы будем говорить о доброте. Тема нашего классного часа «Спешите делать добро!»

III. Работа по теме:

: Ребята, сегодня нам предстоит обсудить очень важные вопросы: Что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? Где можно проявить это качество?

Так что же такое доброта?

Как вы считаете сами, ребята?

А теперь обратимся к толковому словарю. « Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Работа в группах

: Многие известные люди тоже говорили о доброте. Прочтите данные вам высказывания, обсудите и объясните, как вы их понимаете: (по группам)

Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

Максим Горький: «Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым».

Эзоп: « Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром».

(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослым. Он старается помочь другим людям в трудную минуту, в каких-то делах. Не грубит, не делает того, что обидит окружающих, жалеет животных, помогает ими).

-Доброта в человеке – это солнце (макет солнца – круг на доску).

Посмотрите, чего не хватает в нашем солнышке?

-Солнышко есть, но оно у нас не сияет.

Сделаем так, чтобы солнце засияло ярко – ярко.

Выберите только те черты, которые относятся  к добрым людям и добавьте к нашему солнышку.

Включить музыку (песню о добре кота Леопольда), дети выполняют задание.

Черты: аккуратный, вежливый, грубый, драчливый, отзывчивый, умеет прощать обиды, помогает в беде, ласковый, веселый, заботливый, жадный, нетерпеливый, внимательный,

Посмотрите, как засияло солнышко, таким же солнечным, светлым бывает добрый человек.

Но добрым важно быть не на словах, а на деле.

Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает? Чувствует ли он себя счастливымРебята, расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.

: Ребята, из ваших рассказов я поняла, какие у вас добрые сердца, которые вмещают много любви. Возьмите сердечки, напишите на них свои имена. Давайте прикрепим «сердечки» на большое «сердце». Сколько маленьких сердец собралось в одно большое «сердце». Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам своё тепло, желать добра и помогать в работе.

6. Составление правил доброты.

Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

(Звучит музыка, и они составляют)

*Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

*Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

*Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

*Делать добро для близких и друзей.

*Прощать ошибки другим.

Помните, что доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

7. Моделирование добрых дел.

А какие добрые дела мы можем совершить всем классом? Кому нужна наша помощь?

(Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)

Давайте мы разработаем и воплотим в жизнь классный социальный проект. Ребята, я предлагала дома подумать над темой проекта. Назовите темы, которые вы выбрали.

(Дети предлагают темы: «Покорми зимой птиц», «Первоклассникам о безопасности» «Подарочки для мамочки» и объясняют свой выбор.)

Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед. Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я дарю вам свою любовь, тепло и доброту. Прими его Алена, добавь свое и передай остальным.

Заключительное слово учителя.

А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку.

На этом наш классный час окончен. До свидания!

Классный час в 6 классе на тему “Поговорим о дружбе”

Данный сценарий поможет классному руководителю в организации классного часа на тему “Дружба”.

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания учащихся о том, что такое дружба .
2. Развивать у учащихся речь, логическую, мыслительную деятельность
3. Воспитывать стремление быть доброжелательными, понимающими друг друга.

3.
Давайте вместе попробуем вспомнить пословицы о дружбе.
(пословицы написаны учителем на доске, одна часть пословицы слева, другая часть справа)
Пример пословиц:
Старый друг лучше новых двух.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друга ищи, а найдешь – береги.

Учитель: Молодцы, ребята. Отлично справились. Видите как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
Учитель: А теперь предлагаю Вам послушать поговорки о дружбе. Попробуйте объяснить их смысл:
– Дружба, что стекло: расколешь – не соберешь.
(Разбитое стекло уже не вставить в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
– Трусливый друг опаснее врага.
( Врага опасаешься, а на друга полагаешься, трусливый друг в трудную минуту может испугаться и подвести.)
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

4.
Разбор проблемных ситуаций.
Учитель: Ребята, друзья часто попадают в такие ситуации, когда нужно выбрать, как себя вести правильно. Сейчас вы попробуете разобраться в нескольких таких ситуациях. Поднимайте руку, если знаете как решить эту ситуацию.
• Твой друг совершил плохой поступок, об этом узнали все, в том числе и ты. Как ты поступишь?
• Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты. Твои действия?
• Твой друг стал хуже учится, его не отпускают гулять. Что ты будешь делать?
• Твой друг занял 1е место в соревнованиях, а ты проиграл, как ты себя поведёшь?
– Ребята, а у вас бывают проблемы в общении? Какие?
– Отчего они возникают? Как их избежать? (Выслушать ответы детей, затем обобщить).
– Правильно, нужно уметь уступать, быть сдержанным, честным, не помнить обиду.

5.
Учитель: Ребята, давайте вместе назовем основные «Правила дружбы»:
(повторяют хором)
Не ссориться;
Уступать;
Не бояться просить прощение, если обидел друга.
Быть вежливым;
Не злиться;
Не жадничать;
Помогать друг другу;
Быть честным;
Быть внимательным;
Хранить секреты:
Радоваться вместе с другом успехам;
Никогда не сплетничать;

6.
Учитель: в завершении нашей встречи послушайте небольшую притчу о дружбе.

Притча о дружбе которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне.
Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: -Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

7.
Заключительное слово:
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше, чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в привычку.

Рекомендуем посмотреть

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»

Классный час «Хлеб – всему голова», 5-7 класс

Классный час «Урок мужества», 6 класс

Классный час на сплочение коллектива в игровой форме, 6 класс

Классный час «Мать Тереза», 6 класс

Классный час, 6-7 класс. Природа России

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Конспект классного часа для старшеклассников

Тема: Берегите друзей

Задачи: раскрыть явление «дружбы» как формы межличностных отношений; обсудить роль дружбы в жизни человека; ознакомить с факторами, которые влияют на зарождение чувства дружбы; выработать правила, которые помогают сохранить дружбу; развивать творческие и дискуссионные навыки.

Подготовительная работа: подбор литературы, задания учащимся; творческие задания, консультации; подготовка теста, тренинга; предварительная работа с членами драмкружка, психологом; распечатка теста, заданий, «Правил дружбы».

Участники: классный руководитель; учащиеся; члены драмкружка; психолог.

Ход мероприятия

Без друга в жизни туго.

Русская народная пословица

Звучит стихотворение Р. Рождественского «Друг».

Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим.

Порою — из пижонства, порою — без причин.

На клятвы в дружбе крупные глядим, как на чуму.

Взираем незнакомо с придуманных высот,

Считая, что другому отчаянно везет.

Ошибок не прощаем, себя во всем виним.

Звонить не обещаем. И все ж таки звоним!

Бывает: в полдень хрупкий мне злость моя нужна.

Я поднимаю трубку: «Ты дома, старина?»

И продолжает томно и вяло, и темно:

Потом швыряю трубку и говорю: «Пижон!»

А я обиду помню. Я спрашиваю: «Ты?»

И отвечаю вяло. Уныло, свысока.

Так мы живем и можем, ругаемся зазря.

И лоб в раздумьях морщим, тоскуя и остря.

Листы бумаги чистыми четвертый день живут, —

Я знаю: он прочтет их и не простит мне лжи!

Классный руководитель. Вот такая она, дружба, притягательная и непонятная, строгая и необходимая. Так что же это все-таки такое – дружба? Если говорить языком психологии, то это — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью. Впервые же ввел понятие «дружба» Аристотель. И говорил он о дружбе как о высококвалифицированном и свободном от эротического компонента отношении.

Я воспринимаю дружбу как феномен нашей жизни. Ведь друзья не являются нашими кровными родственниками. А жить без них бывает порой просто невозможно. Они сами становятся частицей нашей жизни. Значит, не зря говорят: «Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься». А какое определение дружбы дали бы вы?

1) уникальное явление нашей жизни, в основе которого лежат все лучшие моральные принципы;

2) система межличностных отношений;

3) то, чем дорожат иногда больше, чем любовью;

4) очень сильное и важное для человека чувство;

5) эмоциональная привязанность;

6) нравственная ценность;

7) эмоциональное тепло и контакт с другим человеком.

— Человек не может жить в одиночестве. Это неоспоримый факт жизни. Для человеческого существа дружба – одно из необходимых условий комфортного существования. Всегда приятно думать, что есть кто-то, к кому можно обратиться в любой ситуации. Думаю, что дружба – это чувство защищенности в жизни.

— Моя мама говорит, что дружба, пронесенная через всю жизнь, — самое большое богатство.

— Дружба — это когда хорошо знаешь человека и даже думаешь так, как он. Может, у меня слишком большие требования и поэтому у меня еще нет настоящего друга.

Классный руководитель. А вот иногда наоборот можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так ли это на самом деле?

— Думаю, что люди, говорящие это, имеют в виду, скорее всего, широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. Считаю, что друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

– Мои родные, особенно бабушка, мне часто говорят, что все члены нашей семьи – мои друзья. Да, я согласна с ними в том смысле, что все они желают мне только добра. Но ведь в жизни каждого из нас есть что-то такое, что не всегда можно доверить даже родственникам. Родственной дружбы для этого уже недостаточно. И потом эти частые (во благо!) напоминания (ровнее спинку, держись увереннее, займись серьезнее английским и т.д.). Считаю, что правильно все понять и поддержать меня может только моя подруга. И она у меня одна такая.

– Приятели и приятельницы хороши на вечеринке. Поговорили на интересные темы, пошутили, потанцевали, мило пообщались (обо всем и ни о чем) и разошлись. А то, что глубоко в моей душе, что требует совета и поддержки, я могу доверить только подруге.

Классный руководитель. Так кто же он такой, друг? Составьте свое определение (3—5 предложений) этого, по моему мнению, необыкновенного человека.

– человек, в котором ты очень нуждаешься, потому что он сопереживает и содействует тебе;

– тот, кто тебе верен и в счастье, и в беде;

– человек, которого тревожит даже твоя грусть, не говоря уже о других твоих печалях;

– тот, кто без лишних слов и раздумий приходит к тебе на помощь;

– кто поймет тебя в любой ситуации, кому, не задумываясь, ты можешь открыть свои самые сокровенные мысли и желания;

– тот, кто скажет в глаза правду, осудит твой поступок, но и вместе с тобой будет искать выход из создавшегося положения;

– тот человек, с которым и помолчать бывает в удовольствие, само присутствие которого уже успокаивает (ведь недаром в горе мы чувствуем себя более защищенными, когда рядом с тобой сидит друг и просто держит тебя за руку);

– тот, кто не предаст, поэтому я все свои беды и проблемы предпочитаю делить с «Телефоном доверия».

— А я считаю, что открывать все свои сокровенные мысли нельзя даже самой близкой подруге. Рассказать все? Нет становится страшно, потому что это как часть себя потерять. И еще я уверена, что глубоко в душе у каждого человека есть небольшой тайный уголок, куда мы и сами заглядываем редко, да и то с опаской.

Классный руководитель. Хотя «Телефон доверия» – это тоже неплохо, я с сожалением думаю о том, что тебя мог кто-то подвести и у тебя до сих пор нет настоящего друга. Или ты просто еще не нашел его? Давайте послушаем, что по этому поводу сказал Расул Гамзатов:

Ты счастлив тем, что многие года

Живешь спокойно, с бурями не споря.

Друзей не знаешь, то есть никогда

Ни с кем не делишь радости и горя.

Но если даже прожил ты сто лет

И голова, как мудрость поседела,

Тебе при людях говорю я смело,

Что не родился ты еще на свет.

Я искренне желаю тебе найти хорошего друга. Когда такой человек будет с тобой рядом, ты это поймешь. Но я согласна еще и с той мыслью, что настоящая дружба и друзья проверяются временем и поступками. Как говорится: «Будь друг, да не вдруг». А какие качества в друзьях вы цените больше всего?

Классный руководитель (после завершения работы). Нам всем нужны друзья. Даже в больших городах, где с вами рядом множество людей, можно чувствовать себя совершенно одиноким, если у вас нет хорошего друга. Кто считает, что у него есть настоящий друг? (Ребята поднимают карточку.) А кто отдал первые места словам надежный, преданный, внимательный? (Поднимают карточку.) Я вижу, что таких достаточно много. Скажите, а вы когда-нибудь задумывались над тем, какие качества ценят в вас ваши друзья? Такие ли вы, какими вас хотят видеть?

Дружба, как и другие формы человеческих отношений, имеет свои правила. И хотя эти правила не прописаны в законах, их надо придерживаться, если вы хотите сохранить дружбу. Вы хотите узнать, можете ли вы быть настоящим другом? Этот тест поможет вам. В нем 25 утверждений. Если вы с чем-то полностью согласны, напишите «да» в бланке ответов рядом с соответствующей утверждению цифре. Если нет — «нет», если вы четко не определились — «не знаю».

Тест «Настоящий друг»

Я считаю, что настоящий друг:

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Вовремя возвращает долги.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает-внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремится переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).

24. Помнит о друге, когда его нет рядом.

25. Ни в чем и никогда не завидует другу.

Бланк для ответов

Фамилия, имя (пожеланию)

Общая сумма баллов = _______

За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 очка; за ответ «не знаю» — по одному очку, а за ответ «нет» — 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

От 0 до 14 очков. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 37 очков. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 очков. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Классный руководитель. Как бы ни хороши были отношения в коллективе, нам все равно хочется иметь рядом человека, к которому мы испытываем более сильную, чем к другим, эмоциональную привязанность. Скажите, почему вам хочется иметь друга (подругу)?

— Во мне живет извечная человеческая потребность «излить душу» кому-то очень близкому, слушающему, понимающему-

– Я ищу общение, взаимопонимание и «родство душ».

– Моя мама говорит, что хорошие друзья выполняют роль психотерапевтов. Им можно выплеснуть все свои сомнения, тревоги, притязания и надежды. Главное, что тебя не будут укорять, а выслушают, поддержат, дадут совет. Я согласна с таким мнением.

Классный руководитель. В последнее время все чаще говорят о том, что на современные отношения молодых людей все больше влияет и современный ритм жизни, и все более расширяющийся круг общения, и все чаще встречающееся потребительское отношение к жизни. Общение становится больше приятельским и развлекательным, чем по-настоящему дружеским. Чаще все решают выгода и деньги. Что вы об этом думаете?

– Думаю, что жалобы на молодежь — тема не новая. Во все времена можно было услышать, что молодежь уже не та и чувства у нее не те. Хорошая, крепкая дружба — это проявление высоких нравственных чувств. Вы же не хотите сказать, что молодежи нашего времени не свойственно проявление нравственности (и она уже смогла это не раз доказать в науке, труде, повседневной жизни, спорте и даже военных действиях). Я согласен, что исключения из правил всегда были, есть и будут. Но подавляющей части молодежи свойственны все положительные человеческие чувства и отношения, в том числе и дружба.

– Я считаю, что если люди разные (я имею в виду эпохи, политическую и экономическую обстановку, которая так влияет на наши взгляды и поведение), то у них и дружеские отношения складываются по-разному. А юность, она во все времена юность. И ей свойственен и нигилизм, и максимализм. Но потребность в глубоких искренних человеческих чувствах — тоже.

Классный руководитель. Как же зарождается это чувство симпатии, расположения, эмоционального влечения одного человека к другому? Что помогает осуществить эту высокую духовную потребность?

Психолог. Психологи говорят, что зарождению глубоких симпатий способствует близкое знакомство, которое дает возможность часто видеться и узнать как можно больше друг о друге. Помогает этому умение общаться. Общение будет приятным и полезным, если вы будете соблюдать определенные правила.

Не осуждайте людей, беседуя с ними, лучше постарайтесь понять мотивы их поведения и поступков. Не Льстите, а признавайте их достоинства. Высказывайте искреннюю заинтересованность к их проблемам и чувствам. Улыбайтесь и умейте сказать приятное собеседнику. Внимательно выслушивайте человека, если вы хотите, чтобы он впоследствии стал вашим другом. Говорите с ним о том, что для него важно и интересно.

С некоторыми людьми мы общаемся из-за сложившихся жизненных обстоятельств (соседи, родственники, одноклассники, коллеги). Чаще всего у нас возникает предчувствие приятного общения. Мы надеемся, что с этими людьми можно будет найти общий язык, настраиваемся на положительный результат, стараемся найти в этих людях что-то хорошее, сами становимся милыми и приятными в общении. Так возникают симпатии, а впоследствии и дружеские отношения.

Если мы понимаем, что кому-то нравимся, то и сами невольно начинаем симпатизировать этим людям. Мы с ними более приветливы и общительны, чем с другими, более внимательны к ним. Все это тоже помогает зарождению дружеских отношений.

Чаще всего мы находим друзей среди тех, кто учится рядом с нами, работает, отдыхает. Нам помогает постоянное взаимодействие с ними. При этом большое значение имеют общие интересы и увлечения. Если вы далеки от мира под названием «Хобби», то темы разговоров могут иссякнуть. Именно мир увлечений делает нас интересными собеседниками. Ищите хобби — найдете друзей! Есть такая пословица: «Всякий избирает друга по своему нраву», что, я думаю, включает и род каких-то занятий. А какие пословицы о дружбе знаете вы?

Учащиеся (зачитывают, предлагают обсудить):

— Без друга на сердце вьюга. ( Неуютно в жизни, мучает одиночество.)

— В недруге стрела — что во пне, а в друге — что во мне. ( Боль друга — это и моя боль, потому что я воспринимаю его как близкого, родного человека.)

— Дерево живет корнями, а человек — друзьями. ( Потому что «один в поле не воин».)

— Для друга — все не туго. ( Помощь другу — это святой долг и радость, ради этого и себя можно в чем-то ущемить.)

— Для дружбы нет расстояний. ( Если тебе человек дорог и близок, то ты его не забываешь, а редкие встречи становятся счастьем, подарком судьбы, настоящим друзьям расстояние — не помеха для помощи.)

— Друзья познаются в беде. ( Приятели отсеиваются, а настоящие друзья остаются рядом.)

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей. ( Хоть один да сможет помочь, а уж если все вместе, то не страшны никакие беды.)

— Недруг поддакивает, а друг спорит. ( Недругу чем хуже, тем лучше; а кто как не друг скажет о тебе все откровенно, именно благодаря друзьям мы можем исправлять свои промахи и недостатки.)

— Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты. ( Вольно или невольно мы становимся отражением своих друзей, их мыслей, привычек, даже поступков.)

Ребята предлагают пословицы, которые составили сами:

— Друзей не иметь — на мир хмуро глядеть.

— В жизни есть пророчество: без друга — одиночество.

— Судьба послала дружбу — служи ей верну службу.

— Другом надо быть — не слыть.

Классный руководитель. Случалось ли так, что друзья подводили (предавали) вас?

— Все в нашем классе знают, что у меня с подругой были разногласия. Но, хорошо все обдумав, я решила разобраться в сложившейся ситуации до конца. Часто, обвиняя друзей, мы не хотим замечать свои промахи, не хотим думать о том, что заставило человека поступить тем или иным образом. Я все проанализировала и поняла, где допустила ошибку в наших отношениях. Вот так мы и помирились.

Я первой сделала шаг навстречу, хотя считала себя потерпевшей стороной. Советую и вам поступать так же. Ведь недаром говорят, что «старый друг — лучше новых двух». Классный руководитель. Мы, конечно, не можем знать всех обстоятельств и обсуждать правильность ваших решений. Но все же это решение. Да и трудно давать советы в таком вопросе. Но какие-то общие правила дружбы все-таки существуют. Их еще называют неписаными. Но, соблюдая их, вы можете сохранить свою дружбу (если, конечно, ею дорожите). Литературная команда нашего класса вызвалась сформулировать их и записать.

— О своем друге никогда не забывай

И правила все свято выполняй!

— Друга выслушай всегда,

Чтоб быть с ним «не разлей вода».

— Кто-то о друге сплетню рассказал?

Ты хорошо его, надеюсь, защищал?

— Друга ты не критикуй

При людях, публично.

Ведь такие разговоры —

Что-то очень личное.

— Не будь слишком назойливым,

Как жить не поучай,

Какой он есть по жизни,

Таким и принимай.

На друге не срывай.

— Тайну доверили — молчи и сохраняй,

В корыстных целях для себя не применяй.

— Прости ошибки другу,

Сменяет солнце даже вьюгу!

— Будь честным, искренним в общении —

Не омрачит дружбу затмение.

— Успех у друга — поздравляй!

В досаде губы не кусай.

— Несчастья в жизни друга, виражи?

Не жди, а сразу помощь предложи.

— И последний вам совет

Мы даем, друзья,

Как собственное «Я»!

Классный руководитель. Почему же люди так бережно должны относиться к своим друзьям (я уверена, что многие из вас так и поступают)?

– В дружбе проявляются и закаляются самые лучшие человеческие чувства: отзывчивость, сострадание, бескорыстность, терпимость.

– Дружба — это счастье, которое посылает нам судьба.

– Дружба превращает растерянность в уверенность, отчаяние — в надежду, неудачу – в успех.

– Дружба делает жизнь интересной, полной смысла.

– Дружба — особенное явление нашей жизни. Оно делает счастье более ярким, а боль — не такой острой.

– Дружба – это врач, который лечит нас от невзгод и потрясений.

– Дружба — это мост, переброшенный между одиночеством и жизнью.

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *