КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ОТ СОВРЕМЕННЫХ ДО КЛАССИЧЕСКИХ

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов – суждений:

– Как доказать?

– Чем объяснить?

– Вследствие чего?

– В каком случае?

– Каким образом?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть учащиеся для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание. Технология проведения:

: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.

: на парте — чистый лист и ручка. По команде учащиеся приступают к работе. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.

: работы сдаются преподавателю или применяется   вариант самопроверки:

а) преподаватель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Учащиеся отмечают знаками “+” и “—” свои результаты;

б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся;

в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 “плюсиков” — отметка “5”, 5 “плюсиков” — “4”, не менее трех — отметка “3”;

«РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно.  Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач   нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.

Преподаватель проверяет работы учащихся выборочно.

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – “возможно” и “вероятно” ( количество “ветвей” не ограничено), и, наконец, “листья” – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры – плакаты на  стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие:

Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.

«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.         Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ»

Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.

Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:

Что такое приёмы обучения и какими они бывают

Разбираем, как соотносятся между собой приёмы и методы обучения — и какие приёмы помогают сделать обучение эффективнее и интереснее.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

Советские педагоги Николай Верзилин и Вера Корсунская ещё в шестидесятых предложили такое определение приёмов обучения в своём пособии «Общая методика преподавания биологии»:

«Методические приёмы — элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения».

А в учебнике «Современная дидактика» Андрея Хуторского отмечается, что приёмы обучения — это «элементы, которые позволяют составленному из них методу обучения происходить уникально».

Но чтобы не запутаться, для начала стоит определить, что такое метод обучения. Определения, сформулированные разными учёными, сходятся в том, что метод — это способ организованной деятельности учителя и учащегося для достижения целей обучения. Лекция, самостоятельная работа, разбор кейса, деловая игра — это методы обучения, и их существует много.

И как уже упоминалось выше, методы состоят из элементов — методических или дидактических, как их ещё называют, приёмов. Например, метод мозгового штурма составляют такие приёмы: придумывание идей за определённое время, их анализ и выбор самой подходящей под заданные критерии.

В пособии «Педагогика» под редакцией Виталия Сластёнина авторы отмечают, что если метод решает определённую образовательную задачу, то отдельный приём отвечает лишь за часть или этап этого решения. Также авторы учебника добавляют, что один и тот же способ деятельности в разных учебных контекстах может быть как приёмом, так и методом. Например, беседа способна играть роль самостоятельного эвристического метода — учитель, задавая ученику определённые вопросы, помогает ему самостоятельно добыть знание. Но также беседа может быть одним из приёмов в кейс-методе, деловой игре и так далее.

Как отмечают авторы «Российской педагогической энциклопедии» под редакцией Виктора Панова, одни приёмы могут входить в самые разные методы, а другие — быть специфичными для конкретного метода. Вообще, наборы приёмов очень вариативны — они зависят от предмета, содержания учебного материала, предполагаемого уровня его усвоения и так далее. Например, приёмы, составляющие методы обучения иностранному языку, могут быть совсем не похожими на те, с помощью которых преподают физику.

Верзилин и Корсунская рассматривали в первую очередь методику обучения биологии, однако предложенная ими классификация приёмов обучения выглядит цельной и достаточно универсальной. Так, педагоги разделили все методические приёмы на три группы:

Творческий подход к работе помогает учителям, преподавателям и методистам создавать и применять самые разнообразные и уникальные приёмы, способствующие решению образовательных задач.

Андрей Хуторской в своём пособии «Современная дидактика» собрал перечень полезных практических приёмов — с пометкой, что часть из них предложили педагоги Вячеслав Букатов, Анатолий Гин и Александр Колеченко. Приведём для примера некоторые из них.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Подходящий вариант найдётся для большинства дисциплин, и источники вдохновения подчас неожиданные.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media


КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ОТ СОВРЕМЕННЫХ ДО КЛАССИЧЕСКИХ

«Им бы только развлекаться!» — так и хочется сказать иногда о современных школьниках. Действительно, за внимание детей и подростков сейчас приходится конкурировать с мощной индустрией развлечений. Почему бы вместо возмущения по этому поводу не использовать их любовь к играм и разным активностям в образовательных целях? Проще признать тот факт, что традиционные методы обучения вроде «учитель рассказывает — все сидят и слушают» или «теперь пусть каждый перескажет заданный на дом параграф учебника» для современного поколения работают не очень.

«Ну а какие варианты есть у обычного учителя?» — спросите вы. Вот несколько идей, которые реально работают.


КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ОТ СОВРЕМЕННЫХ ДО КЛАССИЧЕСКИХ

Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны. Именно поэтому миллионы людей, которые не очень-то охотно учились в школе, могут до утра читать детективы, чтобы узнать разгадку головоломки.

Этот феномен можно использовать и в обучении. Например, американский педагог Кевин Роутон сам когда-то считал ворон на уроках, а когда стал преподавать — решил, что не даст детям скучать. И придумал «Лабораторию исторических загадок»: серию занятий, на которых школьники становятся детективами. Они распутывают дела прошлого: например, убийство Цезаря или покушение на главу флорентийской династии Медичи. Это, конечно, куда увлекательнее уроков в стандартном формате, к тому же в процессе дети, помимо погружения в тему занятия, осваивают полезные навыки. Например, учатся критически оценивать информацию и использовать разные источники её получения.

Такой формат можно использовать не только на истории, но и в других дисциплинах. Как и где применять этот метод обучения — мы рассказывали в отдельной статье.

Один учитель географии как-то решил использовать детский интерес к теме зомби, чтобы заинтересовать своим предметом, — так родилась оригинальная программа «выживания в зомби-апокалипсисе».

Школьники продолжали проходить серьёзные темы — как устроены страны и города, как там распределяются ресурсы, как меняется климат и на что он влияет. Эти знания они использовали, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившейся катастрофы. Ребята втянулись в занятия с азартом, потому что их увлекал контекст, схожий с их любыми зомби-играми.


КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ОТ СОВРЕМЕННЫХ ДО КЛАССИЧЕСКИХ

Скриншот: игра The Walking Dead / Telltale Games

Кстати, хотя сам учебный план программы не особенно отличается от классического, Дэвид Хантер, автор этого метода, выпустил несколько учебных пособий-комиксов, чтобы детям было ещё интереснее. Вот здесь можно узнать подробнее, как всё это выглядит.

Исследователи и практики уже давно говорят, что «публичные» рейтинги лучших учеников (например, в виде списка на доске в классе) когда-то считались довольно действенной мерой для мотивации, но на деле не так уж хороши. А иногда могут и навредить — например, ребятам с заниженной самооценкой это добавит не стремления к учёбе, а поводов усомниться в себе. Есть чуть более сложный, но интересный способ подстегнуть у ребят учебный азарт.

Придумал его учитель математики Бенджамин Сигел, основываясь на модели «». Уроки стали своеобразным квестом: есть несколько тем, которые должен пройти каждый ученик. При этом школьники могут двигаться в своём темпе, помогать друг другу, а учитель выступает наставником и консультантом. На стенах класса развешены специальные листы с названием этих тем. И когда кто-то освоил очередную тему, он прикрепляет рядом стикер со своим именем. Так весь класс может следить за прогрессом друг друга, и каждый сам замечает, если где-то отстаёт. А за решение некоторых задач или особенно хорошую работу ребята получают бонусы, которыми могут воспользоваться в классе (обычно это какое-нибудь лакомство).


КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ОТ СОВРЕМЕННЫХ ДО КЛАССИЧЕСКИХ

Подобный метод можно адаптировать и для подростков, и для младшеклассников. О том, как устроены такие системы, — мы подробно рассказывали.

Учителя всё активнее прибегают к приёмам, позволяющим погрузить учеников в определённую атмосферу или контекст. Например, московский учитель истории Александр Оджо проводит занятие по истории Древней Греции в хитоне, а британский педагог Нил Бейтс переодевается то в капитана невольничьего судна, то в знаменитых английских политиков. Но это только вершина айсберга. В некоторых школах и вузах проводят реконструкции исторических событий или организовывают необычные ролевые игры.

Так, преподаватель Стивен Волк придумал простую игру, действие которой происходит в Чили во времена правления Аугусто Пиночета. Студенты Волка примеряли на себя роль жителей страны — кто-то был военным, кто-то журналистом, а кто-то простым рабочим. Каждому преподаватель давал карточку с аспектами биографии их персонажей, а вот подробности студенты должны были придумать сами. Не раскрывая своих настоящих имён, они делали записи в отдельном блоге от лица своих героев. Такой метод обучения позволил ребятам взглянуть на одно историческое событие с разных точек зрения и проявить эмпатию даже к самым, казалось бы, отталкивающим его участникам.

Стоит отметить, что у такой формы занятий есть обратная сторона: слишком глубокое погружение в контекст может привести к психологическим травмам. Мы писали про плюсы и минусы этого метода подробнее.

Учителя физики и химии и правда немножко волшебники. Они могут заставить предметы левитировать или, например, создать настоящие ледяные усы. И эти трюки педагоги активно используют на уроках — чем больше восхищения у школьников, тем сильнее хочется узнать разгадку и приобщиться к опытам. Поле для учебных и творческих экспериментов здесь огромное.

Есть педагоги, которые не просто показывают «магию», но и одеваются соответственно — в мантии. Именно так поступает учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков. Он решил, что это хороший способ конкурировать с мобильными телефонами — мантия и классные фокусы действительно побеждают в нелёгкой борьбе.

Ещё больше интересных примеров использования магии (и хороших книг о ней) — в нашем материале.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Описание методических приемов

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»

Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.

Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.

«ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.

«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в “Толковом словаре”.

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: “Почему имеют такие признаки?” будет задачей урока.

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема “Яркое пятно”, но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

Предлагается тема урока и слова “помощники”: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим.  С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.

Преподаватель чертит на доске  линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “ Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

«ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.

Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»

Формула: преподаватель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, – там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.

«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»

Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.

Объясняя  материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.        Поощряйте внимание и готовность вмешаться!                Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК)

«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

«ВОПРС К ТЕКСТУ»

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно,  если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: “да”, “нет”, “и да и нет”.

Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, и т. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.

«РАБОТА В ГРУППАХ»

Группы получают одно и то же задание.         В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«ИГРА – ТРЕНИНГ»

1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

«ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»»

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или “-“. На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»

Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.

«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ»

«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся.  вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из  6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).

«РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.

Устный «Круглый стол» — метод обучения сообща, сходный с предыдущим, только проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал,        «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»

Я                                           П

МЫ                       ДЕЛ

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих силах

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

«ХОРОШО – ПЛОХО»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.

Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь?  О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

– фантастической (учащийся выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); – экспериментальной;- изобретательской;- теоретической.

«РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ»

Учащиеся решают учебные задачи с использованием ТСО.

«В СВОЁМ ТЕМПЕ»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

«ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»»

Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

«РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся направляется на .усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий.