Сапият Ипиева Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей»
Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений
Тема : «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Кондратенко Анатолий Мастер-класс «Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства»
Кондратенко Анатолий Дмитриевич
МОУ «Школа №21 г. Донецка»
Мастер-класс «Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства»
Цель: Раскрытие возможностей уроков музыки в развитии творческих способностей детей.
Задачи: познакомить с музыкально-творческими приёмами, педагогическими технологиями, которые помогут развивать жизнетворческие компетенции на уроках искусства.
Мастер – класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Учитель года 2022»
Номинация «Воспитатель года»
Мастер – класс предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов ФК.
Цель: трансляция опыта работы по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий через развивающие игры и упражнения.
(слайд 1) Мастер-класс учителя музыки МБОУ СОШ №29 Стецуренко Натальи Ивановны на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки».
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!
С древности и до наших дней, каждый решает проблему построения урока по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности 21 века, недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации? Процесс образования – это как приготовление хлеба. Существует множество рецептов, каждый учитель выбирает свой, тот самый вкусный на его счёт и пытается именно его разрекламировать и дать попробовать другим, но при этом, неизменно что-то добавляет самобытное, пикантное
-Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?
(Урок музыки: восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкальная грамотность).
(Слайд 2)Все основные разделы урока музыки : слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность. И я сегодня хочу остановиться подробнее на развитии творческих способностей детей.
В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б. Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. « Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.
Попрошу рассказать о своих ощущениях. Вы сейчас волновались? По-моему Вы эмоционально немного скованны , это так?
От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике). Спасибо, можете вернуться на своё место.
Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.
Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных , но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. (слайд 3) Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.
В помощь учителю множество разновидностей театральных кукол, разновидностей кукольного театра – от самого простого настольного до сложного театра марионеток и кукол в полный рост.
Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)
Приём переноса внимания публики на куклу ребенку позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.
Вопрос в зал: Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)
Необходимость исполнять выразительно при использовании театральной куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно.
Я применяю кукольный театр и игру на шумовых инструментах при работе над отдельными песнями, а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные спектакли, исполняем песни с танцевальными движениями.
Также гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. ((Я думаю, будет не плохо, если некоторые упражнения сделаем и мы.
проведение элементов вместе с участниками мастер-класса (танец ёжики?)
После работы над дыханием, дикцией, обычно идет работа над выразительным исполнением. Поэтому данный этап проходит быстрее, удачнее. Это еще один плюс использования кукольного театра в исполнительской деятельности на уроке музыки.
-Скажите, представляется ли вам возможным использование кукольного театра или основ театральной педагогики на своих уроках? (Ответы участников мастер-класса)
(слайд 5) Кроме исполнения песен на уроках мы обязательно слушаем музыку, музыку разных эпох, стилей. Особенно детям запоминаются занятия, на которых они сами рисуют красками во время слушания музыкальных произведений. (слайд 6) Нужно изобразить на бумаге движение звучащей музыки, её настроение, характер. Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность.
(слайд 12) Так же на уроках есть система творческих заданий, вопросов, которые помогают раскрыть образную сущность искусства. К примеру:
-Можно ли по музыке определить время, судьбу композитора, его характер.
(слайд 13) Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами и историками.
Творческие задания на моих уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично развитую личность, развивает умение взаимодействовать с разными видами искусств и наук. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания. Своеобразным ярким итогом нашей работы стал Новогодний спектакль, подготовленный моим 8«А»классом для учащихся начальной школы.(слайд 14).
убедиться в том, что каждый ученик и умеет воспринимать материал, не стесняется высказывать своё мнение, свои мысли и чувства.
Основной результат: развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий-
Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Цель – обучить самостоятельному решению проблемСредство – открытие знаний вместе с детьми.
-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
«Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать –
Истину откроешь для себя!
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель – обучить самостоятельному решению проблемСредство – открытие знаний вместе с детьми
для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме развитие музыкальности детей нетрадиционными способами.
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом, действием.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития у них музыкальных и творческих способностей.
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
У меня есть сундучок,
Что же в нем скрывается?
Руку только протяни,
Что лежит, ты в нем возьми.
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. Для начала я предлагаю прослушать две, знакомые нам с детства песни, а затем, наши участники исполнят ритмический рисунок одной из них, а вы, должны угадать, какая именно песня прозвучала.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.
А вот еще одно упражнение Игра на шариках»
Раздаются воздушные шары и барабанные палочки. Надо повторить заданный ритм. (бум-бум- тук, тук, тук)
Необходимо, слушая музыкальное произведение, не дать шарику коснуться пола. Но делать это надо соответственно характеру музыкального произведения.
Такие упражнения развивают у детей координацию движения, развивают слух, помогают скооперировать движения под музыку.
Упражнение с трубочками
Выстукивают ритм палочками, а муз. рук. подыгрывает на фортепиано.
Это упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, а так же учит ребят играть ансамблем.
Переходим к следующим играм
Зазвучали жесты наши, А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а) хлопок;
б) шлепок по коленям;
в) притоп;
г) два пальчика над головой.
В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
(оркестр шумовых инструментов) (
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками
1. Поздней ночью пели, песню долгую скрипели,
– «Нам не спится, нам не спится!».
черные дрожали и
4. И забравшись в уголок, печке песню пел
Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой). Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Сказка из моего откр. Просмотра
7. Или стихотворение под металофон
Очень важно, наличие во всех видах таких упражнениях элементов творчества.
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе
Совсем как огуречик.
А теперь еще раз, только теперь свое пение мы сопровождаем ритмическими хлопками
: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
(задание для участников с голубыми нотками)
Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
, как Буратино двигают руками, ногами – на шарнирах;
– идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
– расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
.: Игротренинги – помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
(для всех участников)
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам – зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.
. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
На последок я хочу предложить Вам небольшое видео, которое, надеюсь еще больше поднимет ваше настроение.
Улыбка придает уверенность в собственных силах, это самый простой и быстрый способ выглядеть более привлекательно. Искренняя улыбка настроит нас на позитивный лад, помогая преодолевать жизненные трудности.
Искренняя улыбка зарождается в самом сердце. Она способна творить чудеса, она помогает налаживать контакты и дружеские отношения между людьми. Да и вообще людям жизнерадостным и щедрым на улыбку, живется гораздо легче и веселее.
Пусть мир улыбнётся солнышком ясным, пусть каждый ваш день будет самым прекрасным!
Всего лишь одна улыбка способна изменить мир вокруг тебя, но никогда не позволяй и целому миру изменить твою улыбку!
В грозы, в бури, в житейскую стынь, при утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство.
Красивая улыбка интригует, скромная умиляет, добрая радует, счастливая очаровывает, искренняя вдохновляет. Улыбка не оставляет равнодушным. Улыбайтесь!
«Улыбка – солнце. Она прогоняет с человеческого лица зиму».
Чтобы жить и не болеть,
Каждый день старайся петь!
Прогони подальше лень,
Улыбайся каждый день!
Веселись, пляши и пой –
Будь здоровый – вот такой!
А пригодится ли в вашей педагогической работе предложенные мною игры, упражнения, нестандартные пособия и атрибуты которые я использую в работе решать вам.
Спасибо всем за внимание!
«Мир музыки, отраженный в творчестве».
Повышение профессиональной компетенции и мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера, расширение методического мышления, освоение современных педагогических технологий, формирование рефлексии и умения создавать условия для успешного современного образования.
– Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;
– Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;
– Разработка модели урока в режиме педагогической технологии развития музыкальных и творческих способностей как предпосылки к самоутверждению через активные виды и формы музыкального творчества;
Я на собственном опыте убедилась, что в досуге сегодняшнего подростка музыкальная классика занимает немного места, то есть интерес к классической музыке у подростков заметно снижается. Как больно слышать, что музыка стала звуковой ширмой, которая не зажигает сердца, не пробуждает чувства, не заставляет душу трудиться. Надо научить ребенка понимать услышанное, сделать так, чтобы ребенок, слушая музыку, включал свое воображение, творчески мыслил, а на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов развивал память, фантазию. Только при этом условии он научиться ценить это древнее искусство, и, смею надеяться, обретет способность и желание заниматься творчеством, украшая свою жизнь, делая ее более интересной. Не секрет, что в любой созидательной сфере человеческой деятельности, необходим творческий подход. Без умения творить нет ни хорошего музыканта, ни инженера, ни врача. И тем более, учителя.
Постановка целей и задач
Приветствие. Вступительное слово мастера, объявление темы.
Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность)
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
«Я – поэт, литератор, художник»
Содержание мастер- класса, его основная часть
План действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих приемов с комментариями.
Представление опыта педагога-мастера, как системы, путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов его работы практического занятия с участниками мастер-класса, путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуально, в группах.
Демонстрация-представление выполненных работ.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию. Опрос участников мастер- класса.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
« Мир музыки, отраженный в творчестве».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что вы настроены на общение со мной.
Предлагаю начать наш разговор. Свой урок я начинаю с вокального приветствия.
Введение в творчество
Звучит вступление к песне.
Вы видите стихи на экране, но это не просто стихи – это песня, вступление которой сейчас прозвучало.
Кто попробует? (участники по одному пропевают строки, так набирается активная группа)
Сочиняются окончания предложенных строчек стихотворения, затем – общее исполнение с музыкальным сопровождением.
Кем вы себя чувствовали? Кто делал это впервые? Вы сделали это! Вы – творцы!
Сейчас я предлагаю вам обратиться к творцу молодого жанра в искусстве. Зримая музыка! Чудесные классические мелодии ожили благодаря волшебному искусству анимации. Прекрасная коллекция ярких и выразительных произведений, смотреть которые и слушать можно бесконечно. Польский режиссер Казимеж Урбаньски создал сборник мультфильмов «Волшебная флейта», в котором бессмертные шедевры великих композиторов нашли свое кинематографическое воплощение в самых разнообразных техниках, стилях и жанрах.
Вашему вниманию предоставляется один из 48 его мультфильмов №35.
Просмотр мультфильма без звука
Как вы думаете, какое задание вы получите? Музыка – язык чувств и эмоций. Задание: Что вы почувствовали при просмотре мультфильма? (возможные ответы: движение к свету, борьба света и тьмы, страх, нежность, грусть, печаль, смятение, утрату)
А теперь – музыка.
(прослушивание фрагмента произведения К. Сен-Санса «Лебедь», оно же является звуком к мультфильму К. Урьбански № 35)
Какие эмоции рождала эта музыка в вашей душе? (возможные ответы: красоту, нежность, великолепие, чистоту, хрупкость, светлую лирику, царственное величие)
Соединим эти фрагменты
Просмотр мультфильма с музыкой Сен-Санса «Лебедь».
Изменились ли ваши чувства, эмоции?
Согласитесь, образ стал более цельным: ушёл дискомфорт, грусть стала светлой, в душе вы ощутили гармонию, красоту мира.
Вы обратили внимание, что если и были элементы негативного переживания, то они ушли. Что позволяет назвать увиденное приемом арттерапии. ( Арттерапия – исцеление души искусством)
Как вы заметили, я использовала различные каналы восприятия: аудиальный и визуальный.
Мир прекрасен во всех его проявлениях! В этой красоте, ее вечности – загадка, светлая тайна заключена. Изумленный великолепием мира человек пытался уловить неуловимое, запечатлеть хрупкие мгновения, выразить свои чувства, познать вечность. Композиторы отражают красоту в музыке, художники – в картинах, поэты и писатели – в слове, скульпторы – в своих творениях.
Сейчас я разделю вас на группы и попрошу перевести музыкальный язык произведения в некую иную знаковую систему, для того чтобы эта музыка породила фактически новые произведения искусства.
Задания по группам:
1-я группа – «Художники» рисуют;
2-я группа – «Скульпторы» создают рельеф;
3-я группа – «Поэты» составляют синквейн.
(Во время работы групп звучит мелодия произведения, каждой группе выдается план работы, материалы для работы)
Время вышло. Приступаем к защите проектов.
Демонстрация результатов творчества
Я уверена, вы знаете это произведение. ( Камиль Сен-Санс «Лебедь»)
Известны ли вам, версии воплощения «Лебедя» в других жанрах искусства? (возможные ответы: балетный спектакль, вокальные версии сольные и хоровые)
Названия и содержание других версий подтверждают, что каждый чувствует и творит по-своему.
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на приемы, которые я использовала. Мы ушли от музыкальной специфики, мы ушли во внемузыкальные сферы. Чтобы выстроить ассоциативный ряд, сравнить, предположить, провести аналогию, смоделировать. Обычно разбирается характер, средства выразительности и только потом эмоции.
Мои приемы на уроке:
(Н-р: визуалам даётся задание, направленное на аудиальное или кинестетическое восприятие, и наоборот.)
Как вы думаете, слушая, понимая музыку, создавая собственные шедевры, наши дети станут добрее, чувственнее, отзывчивее, захотят ли они творить и видеть себя творцом собственной жизни?
Можно ли научить творчеству? Творческое мышление – это не способность присущая избранным, это навык, который люди осваивают в учебной деятельности.
По результатам диагностики творческих способностей обучающихся, проведенной школьным психологом, отмечена положительная динамика развития качеств творческой личности, в чем несомненно есть и моя заслуга. Свидетельством тому являются и результаты моей работы.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Мастер-класс «Детский шумовой оркестр быстро, весело, легко»
«ШУМОВОЙ ОРКЕСТР – БЫСТРО, ЛЕГКО, ВЕСЕЛО»
Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и не о фортепьяно, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.
Вокал и анатомия
Идея проведения мастер-класса родилась в связи с недостаточными знаниями по анатомии человека педагогов, преподающих вокал. В нашу эпоху развития технологий появилась возможность посмотреть видео-материал, снятый во время сканирования магнитно-резонансным томографом, увидеть как устроено и работает наше тело изнутри, что очень важно для педагогов, работающих с вокалом.
Презентация опыта работы
Презентация содержит описание форм, методов, которые можно применить на уроках музыки в 1-8 классах
„Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей“» размещена в разделах
Музыкальный рук. : Здравствуйте уважаемые коллеги!
Меня зовут Ипиева Сапият Изамутдиновна.
Я музыкальный руководитель ЦРР –Детский сад №8.
Много интересного вам расскажу.
Музыка – могучий источник мысли.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», – говорил В. А. Сухомлинский.
На сегодняшний день в практике музыкального образования имеют инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка :
– Коммуникативные игры и танцы;
– Музыкальная импровизация;
– Логоритмические упражнения;
– Ритмодекламации под музыку;
Коммуникативные игры и танцы – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант, педагог, дирижер ЖАК ЭМИЛЬ ДАЛЬКРОЗ (1865 – 1956). На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь. Дмитрий Кабалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время в разных точках мира. Но все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.
Звучащие жесты- это первые инструменты человека.
Инструменты которые всегда под рукой, инструменты которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов.
Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента -огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами.
Я приглашаю желающих поучаствовать в мастер классе.
С крыши падают слезинки.
Тают белые снежинки.
Солнышко по крыше скачет.
А зима сидит и плачет.
Музыкальный руководитель :
Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и
Я предлагаю вам четную строку пропевать а нечетную про себя.
Другой вариант: Пение четной строки а нечетной можно заменить хлопками, еще можно заменить игрой.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, поем про себя,
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. поем про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. поем про себя
Зелененький он был. поем про себя.
Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
А вот игры с голосом, это, игры когда мы начинаем использовать в речевых играх фонопедические звуки. Это известный прием который помогает детям представить звучание окружающего нас мира вокруг.
Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»
(стучат палочками или кубиками в ритм стихам)
Дятел сел на толстый сук –
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг –
Телеграммы срочно шлёт –
Что весна уже идёт –
Что растаял снег вокруг –
Что подснежники цветут –
Музыкальный руководитель : А сейчас мы поиграем в игру,
«Найди свое дерево» возьмите лоскутки в руки и встаньте по парам спиной друг другу.
Вы деревья, а лоскуточки, ваши листочки.
А какое вы дерево?
Как называется ваше дерево?
Итак, ветерок качается
в лево в право
раз и два, раз и два,
зашумела вся листва.
лист от ветки оторвался
разбежались кто куда,
закружились и помчался
ты попробуй догони.
Раз,два три дерево свое найди.
Это была игра на ориентировку в пространстве один из приемов, деткам это очень нравиться.
Следующий прием еще легче и интересен для детей и для нас педагогов.
Встаньте в кружочек и положите ваши лоскуточки на лоскуток побольше и держите руками лоскуток по его периметру.
Это игра, на развитие звуковысотного звука. Деткам очень сложно перейти от низких звучаний нот в головное звучания.
И есть такой прием, как глиссандо голосом, деткам мы этого не говорим, мы просто играем.
Итак: Ветер с тучкою играет,
Ветер тучку подгоняет.
Поднимая нашу тучку на верх мы голосом произносим звук в данном случае звук У. Договорились?
(Все участники поднимают ткань наверх на звук У, затем вниз на одном дыхании, и раздельно)
Таким образом, детям легче справиться с высотой звуков и переходить из одного регистра в другой, и таких игр очень много, но, рамки мастер класса, не позволяет все показать.
Музыкальный руководитель : Спасибо!
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке».
Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем нам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).
Музыкальный руководитель : Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).
Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).
Самолет, салют, карусель, машины: (Улица).
Музыка, достаточно абстрактный вид искусства. И каждый видит и слышит в музыке что то свое, но в этом есть своя изюминка, потому что, вы сможете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас, ваш жизненный, музыкальный опыт.
Сейчас мы послушаем с вами, мало знакомое музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я специально не даю вам названия, чтобы не загонять вас в рамки программности. Мы послушаем эту музыку, и посмотрим, и вы выскажите слово ассоциацию, то есть чувство, переживание которое вызвало у вас эта музыка.
Пожалуйста, слова- ассоциация. ( Радость, игривость, пробуждение, солнышко как будто и т д.)
Понимаете, вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой.
Сегодня в нашем мастер классе будут работать две лаборатории. Прошу выйти коллеги вас сюда, вы садитесь за этот стол первый лаборатории.
Перед вами гуашь, перед вами листы бумаги, мне нужно чтобы это произведение вы передали цветом. Передали так называемыми цветовыми пятнами. Можно сказать что это может быть и мазня, но, красивая и колоритная. Мне не нужен образ,зайчик, самолетик, мне нужны ваши эмоции, ваше настроение на бумаге.
Я попрошу сесть коллеги вас и за этот стол.
Это будет вторая лаборатория
А у вас задание будет такое; Вы должны линиями передать настроение, эмоции музыки. Вы понимаете, линии бывают волнообразные, зигзагообразные, вверх, вниз, разных цветов. Можно даже, как дети в детском саду рисуют, сразу двумя карандашами.
Сейчас, мы еще раз послушаем эту композицию и в конце эксперимента я вам скажу кто по рисунку был наиболее близок к названию произведения.
Охарактеризуйте ваши рисунки пожалуйста. Посмотрите какая глубина, Малевич с Вангогом вам просто завидует.
А знаете как называется произведение? Игра воды. Мориса Ровеля.
Ну, что ж, спасибо вам. Вы можете занимать свои места.
Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка, самоутверждении им стать личностью.
Который способствует раскрепощению и избавлению от всяких фобий, а так же поможет стать полноценным членом общества.
Что позволит к быстрой адаптации в социуме.
Сегодня, я вам продемонстрировала только небольшие количества методов которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это- что мы делаем, а методы как мы делаем.
В конце своего мастер класса я бы хотела сказать;
Человеку при рождении даются бесценные дары.
Это- душа, воля, и умение творить. Ни одно живое существо, ни на земле, ни на небе, ни в горнем мире, это делать не умеют. Только мы и наш ТВОРЕЦ. Знайте это, помните это, не закапываете свои таланты а давайте их людям. Если вы, получили новые знания, стали чуть лучше музыкантами, у вас хорошее настроение, вам стало комфортно, я приготовила вам ленточки. Повяжите их пожалуйста на ручку. Спасибо вам большое мне было интересно с вами работать.
Сценарий мастер-класса для педагогов школы в работе с детьми 3-4 классов, 5 классов
Нашей деятельностью будет знакомство с музыкальными играми, которые можно проводить на своих уроках с целью развития универсальных учебных действий у детей.
Почему, именно, игру я стала использовать на своих уроках, как средство формирования личностных и познавательных УУД?
Работая в классах коррекционно-развивающего обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых низкий уровень развития восприятия, неустойчивое внимание, слабое развитие интеллектуальной активности, затруднения в развитии навыков и умений самоконтроля, ограниченная в объеме память
Мастер-классы по музыке
Популярные Добавить материал
Публикация «Мастер-класс „Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства“» размещена в разделах
Мне хотелось бы задать вам вопрос: Как вы понимаете творчество? Что такое творчество?
А вот варианты, которые нам предлагают словари
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности (Большой энц. словарь).
Творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской (психологический глоссарий)
Прочитанные определения говорят о творчестве, как о деятельности, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей.
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Эта задача решается не столько через объяснение и приобщение к музыке, сколько через процесс активного ее восприятия на основе собственной творческой деятельности детей в доступной для них форме.
Вот примеры некоторых музыкально-творческих приемов и технологий, которые я использую на своих уроках.
Игровые технологии – музыкальные игры и викторины, кроссворды, загадки.
Пластическая импровизация – музыкальный звук-музыкальный образ- способ его воплощения.
Вокальная импровизация – сочинение мелодии на заданный текст, её исполнение.
Иллюстрации к музыкальным произведениям – воплощение музыкальных образов в художественные («Зримая музыка»).
Сочинение-миниатюра (эссе) – сочинение истории, которую поведала музыка.
Перевод музыки на язык другого вида искусства – сочинение рассказа, перевод на язык красок, движения, пантомимы
Инструментальное исполнительство – игра на простейших ритмических инструментах (ритмическая партии, сочетание вокальной группы и инструментальной при исполнении произведений, совместная творческая деятельность учителя и учащихся.
Давайте остановимся на некоторых из них и поработаем в группах.
Угадай мелодию. Работа в группах.
1. Звучат фрагменты детских песен (без слов.) Ученики. слушая фонограмму должны узнать и пропеть фрагмент песни :
Вместе весело шагать, Песня мамонтёнка, Во поле береза стояла, В лесу родилась елочка и др.
2. Угадай мелодию (иллюстрация к песне)
Ученики. должны узнать название песни по иллюстрации (рисунки детей)
Подведение итогов работы в группах.
Поаплодируем друг другу. Всё здорово получилось! Молодцы!
Узнай инструмент (иллюстрация) :
Звучат фрагменты исполнения на различных инструментах.
Ученики определяют тембр музыкального инструмента. который звучит и после этого демонстрируется рисунок инструмента (слайд)
Пластическая импровизация. Работа в группах.
Каждой группе включается определённая композиция, а вы должны изобразить песню без слов.
Пример: Во поле береза стояла (в центре человек с вытянутыми руками, вокруг него водится хоровод)
Пример: «Веселый музыкант» А. Филиппенко (от покачивания корпусом, до радостного танца)
Ученики быстро создают пластическую импровизацию, время на обдумывание не более 2 минут.
Выводы: «Пластическая импровизация»- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания
Создадим оркестр – игра на простейших ритмических инструментах (ритмическая партии, сочетание фонограммы произведения и инструментальной импровизации учащихся, совместная творческая деятельность учителя и учащихся
Звучит фонограмма: Полюшко-поле (ученики, используя предложенные ритмические инструменты, исполняют ритмическую импровизацию, «Полюшко-поле» вместе с оркестром и хором). При отсутствии ритмических инструментов можно предложить использовать учащимся обычный карандаш.
Звучит фонограмма: Русская народная песня «Калинка» (ученикам предлагается выбрать ритмические инструменты, которые они будут использовать при исполнении ритмической импровизации «Калинки» вместе с оркестром).
Что же вам помогло справиться с этим заданием?
Давайте выясним, что должно быть у хорошего музыканта?
Выводы
При применении данных приемов и методов музыкально-творческой деятельности на уроках музыкального искусства реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».
Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность учеников : в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации.