КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Классный час по теме;

«Безопасность в сети интернет»

профилактика правонарушений в интернете,

правовой защищенности в глобальной сети

систематизировать знания в области использования интернета;

сформировать общее представление о безопасной работе в сети

сформировать у учащихся навыки безопасной работы в интернет;

привить навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде; сформировать критическое отношение к сообщениям; : воспитание информационной культуры.

: компьютер, проектор, карточки-задания,

Классный час ориентирован на обучающихся 9 класса

, сообщение темы урока, краткий план деятельности.

Тест на знание правил поведения в интернете.

Создание и быстрое распространение новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, привело к возникновению новых способов удаленного общения. Развитие социальных Интернет-сетей способствуют оперативному общению и обмену информацией между большими группами людей, в том числе из разных стран. Все эти факторы делают использование Интернета очень привлекательными для несовершеннолетних. В виртуальном пространстве дети вступают в такие же взаимодействия, как и в реальном мире: знакомства, общение с друзьями и сверстниками, обмен информацией, зачастую личного и интимного содержания, обсуждение возникших проблем и кризисных ситуаций. Сегодня на уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию.

Посмотрите, какой интересный стих я нашла:

Ночь. Компьютер. Интернет.

Три часа – а сна всё нет.

Стук по клавишам и ввод.

Из окна в окно проход.

Слово. Фраза. И совет.

Был вопрос – и есть ответ.

ICQ, e-mail’ы сайт,

Память в сотни гигабайт.

Диалог. Письмо. Рассылка.

Форум. Чат. Запрос. И ссылка.

Слово. Поиск. Сохранить.

Ввод. Запрос. Ответ системы.

Ящик. Список. Файл «Без темы».

На данный момент интернет стал частью нашей жизни. Мы ищем там нужную нам информацию, слушаем музыку, смотрим фильмы, общаемся с друзьями, совершаем различные покупки, учимся, работаем. Практически часть нашей жизни уже проходит в Интернете.

Безопасность в Интернете является важным аспектом реальной жизни. Основные правила в интернете надо знать и понимать так же как то, что нельзя переходить улицу на красный цвет, разговаривать с незнакомыми людьми. Сегодня мы вспомним что необходимо знать пользователю Интернета, на что обращать внимание, к чему относиться с осторожностью.

Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, который покажет нам ваши знания по безопасности в сети интернет.

ТЕСТ на знание правил поведения в Интернете

Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

A. Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

Б. Посоветуюсь с родителями.

В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A. Скажу в ответ: «Сам такой».

Б. Прекращу разговор с этим человеком.

Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

A. Потребую доказательств, что она плохая.

Б. Сразу откажусь.

Б. Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

4 «А» – Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «Б» – Внимательно прочитай эту памятку.

2 «А» и 2 «Б» – Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «Б» – Ты почти справился, но есть слабые места.

4 «Б» – Молодец! К Интернету готов!

Я хочу подарить вам памятки, которыми, надеюсь, вы будите пользоваться и которые вам пригодятся.

Памятка «Безопасное использование сети интернет»

Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?

Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;

Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;

Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;

Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;

Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

Защищай свою репутацию – держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;

При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;

Наш классный час подошел к завершению. Мне понравилось, что вы умеете дружно работать в коллективе. Умеете работать с раздаточным материалом. Я уверена, что каждый из вас сможет защитить себя в социальной сети и свой мобильный телефон. Другие правила безопасности мы рассмотрим на следующих наши классных часах.

Я рада, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета. Спасибо за активное участие!

Вырезанные квадраты 2*2 из красного и зеленого картона по количеству детей

(слайд 1)Наверняка каждый из вас уже пользовался интернетом, чтобы смотреть там мультики или картинки. Ведь так? Как вы думаете, зачем еще нужен интернет? Правильно, там мы можем узнать очень много информации: полезной и вредной, интересной и не очень. Открывая свой компьютер, включая телефон либо планшет, вы попадаете в особый мир – мир интернета, который называется киберпространство, где как-раз и содержится вся эта информация. Расскажите, а у вас уже есть телефон с интернетом? Как вы его используете?

Хорошо, а чтобы проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в интернете, давайте с вами поиграем в игру!

(слайд 2) Знаешь ли ты, что такое интернет?

(слайд 3)У тебя есть страничка в интернете? (слайд 4)Знают ли твой пароль от странички друзья?(слайд 5)А знаешь ли ты, что такое ссылка?(слайд 6)Отвечаешь ли ты незнакомцам в интернете?(слайд 7)Рассказываешь кому-то в интернете, где ты живешь?(слайд 8)Слышал ли ты, что-нибудь про компьютерные вирусы?(на 8 слайде игра заканчивается, по ответам детей можно понять насколько хорошо они знают данную тему)

(После 8-го слайда сразу не переключаем дальше, изначально задаем вопрос)- Как вы понимаете, что такое интернет? Что он из себя представляет?

(слайд 9)- Вы когда-нибудь видели, как пауки плетут свои сети? Так вот Интернет чем-то похож на такую сеть. Интернет – это большая площадка, безграничный мир информации, где ты можешь найти много интересного и полезного для учёбы.  В интернете можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей. Но не забывай о плохой стороне, неправильное поведение в мире интернета может принести вред не только тебе, но и твоим близким.(слайд 10)- Все кто пользуются интернетом точно должны знать, что же такое профиль, именно  профиль помогает нам общаться в интернете не видя друг-друга, профиль содержит наши фото и видео, и информацию о нас.- Кто-нибудь заполнял свой профиль и как?Никогда не пересылай пароли по почте в мессенджерах типа Skype, Viber, WhatsApp и других программ, даже если об этом просит «сотрудник» социальной сети или игрового сервиса. Ни один настоящий работник уважаемого веб-сервиса никогда не попросит твой пароль — это совершенно точно.3. Постарайся использовать длинные сложные пароли. Надежный пароль должен состоять из цифр, маленьких и больших букв и знаков прпеинания. Имя домашнего любимца, дата рождения брата или простая комбинация типа «12345» не подойдут. Их легко вычислят даже знакомые, а ведь киберпреступники могут еще использовать специальные программы для взлома. Давайте с вами вместе попробуем придумать надежный пароль. 4.Не записывай пароли на листе бумаги и не храни их в документе на компьютере. Именно там киберпреступник проверит в первую очередь. Самый надежный способ — запомнить их наизусть.5.

– Про пароли и профили мы с вами поговорили, но как вы думаете, может ли компьютер заболеть? А чем? Может быть он может простыть?- Дети ответили (слайд 12)- Сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм, про то, что же такое вирусы и как компьютер может ими заразиться. * Посмотрели мульт*

(слайд 13-14)Повторим все правила кибербезопасности, про которые мы сегодня с вами поговорили1. Не рассказывай незнакомцам в интернете подробности о своей жизни, адрес или информацию о семье.2. Не открывай доступ к своим постам и фотографиям в соцсетях для кого-то, кроме твоих друзей, чтобы их не могли увидеть разбойники.3. Не подтверждай запрос на добавление в друзья от незнакомцев.4. Не переходи на различные ссылки из сообщений. За ними может скрываться опасность.5. Не отвечай незнакомцам в социальных сетях, лучше покажи родителям, что они тебе пишут.6. Не скачивай файлы с неизвестных ресурсов, лучше загрузи их с сайта разработчика. 7. Если незнакомец прислал тебе программу, не запускай ее, не проверив.8. Не рассказывай в интернете о своём местоположении.

(слайд 15)- Все правила запомнили?

– Как думаете что нужно делать, когда вас обижают в интернете? Или же присылают плохие картинки?*дети думают, отвечают**дальше рассказываем про крутой сайт* (слайд 16)- Если вдруг в интернете кто-то присылает вам оскорбления или неприятные картинки, прежде всего расскажите об этом родителям. После этого, вы можете ввести в поисковике, это может быть как яндекс, гугл или маил, название полезного сайта «экстремизма НЕТ» и нажать поиск.(слайд 17)- В правом углу на данном сайте существует онлайн-чат с помощником, которому вы можете смело рассказать о своей проблеме.(слайд 18)- Вот в этом окошке вы можете написать, что у вас случилось. Помощник ответит вам в течение нескольких минут.(слайд 19-20)- Если же случай очень серьезный, то чатом не обойтись и вам нужно перейти в другое окно (всё показано на слайдах), где максимально подробно заполнить то, что с вами произошло и предоставить дополнительные материалы. Данная форма полностью сохраняет всю вашу анонимность.(слайд 21)- Когда вы видите подозрительные действия на аккаунте вашего друга либо члена семьи, либо же с вашим профилем творится что-то странное, вы всегда его можете проверить

(слайд 22)- Будь внимателен всегда и везде!

А чтобы вы всегда помнили о своей безопасности, мы выдаем вам небольшие подарки:Брошюры – в них прописана самая нужная информация, обязательно прочитайте её вместе с родителямиСветоотражающий браслет – носите его на левой ручке, каждый раз когда выходите на улицу Свистки – свистки вам пригодятся, если вы окажетесь в опасной ситуации, только помни, никогда не свисти просто такСертификаты – это то, что вы молодцы!

Словарь для волонтера:

Экстремизм – приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в ). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические и религиозные. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию . Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарные политические режимы с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, внешней интервенцией.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11

Классный час – практикум

Кряжевских Ольга Владиславовна

В век компьютерных технологий проблема защиты информации стоит так остро, как никогда ранее. Безусловно, всемирная сеть привнесла множество позитивных моментов в жизнь миллионов людей, однако, теперь все труднее сохранить какие-либо личные данные втайне от других. Особенно трудной является защита информации в интернете, где все данные в той или иной степени доступны пользователям. Ни один человек не может быть застрахован от того, что в его личное пространство не вторгнется посторонний, который воспользуется полученными сведениями по своему усмотрению.

Защита данных в сети – это в первую очередь обеспечение собственной безопасности! Проблема сохранности данных является актуальной темой, поэтому было решено раскрыть данную тему для обучающихся 9-11х классов в период проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» на территории Пермского края в период с 15 октября по 5 ноября.

познакомить с приемами безопасной работы с файлами в сети Интернет.

компьютер, проектор, презентация

Презентация к классному часу – pdfPDF / 989.92 Кб

/data/files/u1604786826.pdf (Презентация к классному часу – pdf) , раздаточный материал для практических работ (ссылки на работы ниже)

обучающиеся 9-11х классов.

Ход классного часа – практикума:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классном часу хотелось бы затронуть очень важную тему для каждого из нас. Нет такого человека, который бы не слышал словосочетания «Всемирная паутина» . Услышав данное словосочетание, Вы уже поняли, что речь сегодня будет идти о глобальной информационной сети «Интернет».

Интернет недаром назвали всемирной паутиной. Он проник во все сферы жизни человека и присутствует не только дома и на работе, но и в кафе в обеденный перерыв и даже на отдыхе. Многие люди уже не представляют свою жизнь без виртуальной сети

Если в 1992 году, когда интернет только появился, количество пользователей насчитывало всего лишь сто человек, то сегодня их число измеряется миллиардами. Ежедневно интернетом пользуется 30% населения Земли.

Конечно же, некоторым людям интернет необходим для работы или учебы. Здесь можно найти абсолютно любую информацию, просмотреть статьи газет, новости, статистику. Электронная почта и программы для мгновенных сообщений позволяют быть на связи с клиентами, коллегами и партнерами 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

В интернете можно совершать покупки, не выходя из дома, оплачивать услуги, заказывать еду и продукты на дом.

Огромное количество социальных сетей позволяет общаться людям не только из разных городов, но даже из разных стран. Есть сети для одноклассников, одногруппников, сослуживцев. Если вы предпочитаете общению фотографии, для вас тоже найдется своя социальная сеть .

Интернет позволяет сэкономить на услугах телефонной связи, что особенно радует при наличии друзей или родственников за границей. Если у вас есть веб-камера и микрофон – можете общаться хоть целый день абсолютно бесплатно

Виртуальная паутина ежедневно ловит в свои сети новых игроков, способных сутками напролет участвовать в виртуальных сражениях, гонках или выполнять фантастические квесты .

В интернете можно выучить иностранный язык, прослушивая и запоминая новые слова. Попрактиковаться в письме и произношении можно, общаясь с носителями языка на специальных сайтах. Популярное увлечение посткроссинг позволяет обмениваться открытками с людьми из разных стран.

Но, несмотря на все плюсы использования сети Интернет в, есть ряд недостатков, которые могут обернуться против пользователя.

Подавляющее большинство современных пользователей совершенно не заботится о своей безопасности в Интернете.

Люди просто безудержно делятся личной информацией, доверяют сохранение паролей браузерам и ошибочно полагают, что Интернет — это нечто белое и пушистое.

Современный Интернет – это некая темная улица, где вы можете столкнуться не только со случайными прохожими, но и с настоящими преступниками, которые без особого труда будут следить за вами на протяжении длительного времени, собирая личную информацию для последующей кражи или обмана.

Интернет сегодня – это гораздо больше, чем просто общение с друзьями, социальные сети, игры, онлайн-покупки. Это открытая система информации, и если кажется, что вам нечего скрывать или ваша информация никому не нужна, вы глубоко заблуждаетесь. Любая информация о вас может быть использована не теми, кому она предназначалась.

Вы когда-нибудь замечали такую интересную особенность: если вчера обсуждали на форуме котиков, то сегодня у вас обязательно промелькнет информация о новых видах корма, если обсуждали новые девайсы, то ждите рекламы с предложениями купить новый смартфон и так далее, а ведь это самый безобидный пример слежки за вами со стороны маркетинговых агентств.

Гораздо страшнее то, что абсолютно любая информация, которой мы ежедневно делимся с друзьями и близкими, может в любой момент оказаться у злоумышленников. Это не паранойя, это суровая реальность или скорее дань Интернету, и однажды она может обойтись слишком дорого.

Сегодня хотелось бы познакомить Вас с новыми понятиями, такими как «Цифровая грамотность», «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность».

Начнем по порядку. Как Вы думаете, что же такое «Цифровая грамотность?

– ответы обучающихся. Молодцы, Вы были близки к истине, давайте теперь подведем итог и познакомимся с точным определением данного понятия:

Теперь предлагаю обратиться ко второму понятию «Цифровая безопасность», как вы думаете, что оно значит?

– ответы обучающихся. Молодцы, и в этот раз Вы были правы, подведем итог:

– основы безопасности в Сети

Цифровая безопасность включает в себя:

Выделяют три аспекта информационной безопасности:

Так как сегодня у нас классный час – практикум, предлагаю  увеличить Вашу цифровую грамотность посредством выполнения практического задания – тренировке в организации защиты личных данных и файлов.

Для Вас приготовлены практические задания по организации  защиты данных средствами различных программ пакета

Просмотрите список практических заданий по организации защиты:

Практическая работа 1. Организация защиты данных средствами MS Word

Практическая работа 1. PDF / 502.68 Кб

Практическая работа 2. Организация защиты файлов средствами MS Excel

Практическая работа 2PDF / 553.15 Кб

Практическая работа 3. Криптографические преобразования.

Практическая работа 3. PDF / 229.66 Кб

Практическая работа(дополнение) Включение защиты в документе Ворд

Практическая работа(дополнение)PDF / 303.48 Кб

Подробные инструкции по выполнению практических заданий написаны в самих работах. После выполнения практикума, его необходимо показать учителю.

Тексты практических работ прилагаются.

Список используемой литературы:

Классный час “Кибербезопасность”

Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.
Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.
Задачи:
Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.
Выработать правила безопасного поведения в сети.
Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.

Классный час “Кибербезопасность в сети Интернет”

Вступительное слово воспитателя

2. Основная часть

20 шокирующих фактов о социальных сетях.

Угрозы в сети. ( Сообщения детей. Домашнее задание)

Спам и фишинг

Грубость в Интернете

Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете.

Рефлексия. Игровая ситуация. « Я взрослый». Представьте ситуацию, вы даете своим детям советы по безопасному и этичному поведению в сети. Ваши предложения?

Создание памятки по безопасному поведению в интернете

Приложение. Памятка по безопасному поведению в интернете

Это упражнение позволило презентовать себя. Это не совсем просто. Виртуальное пространство социальных сетей дает возможность личности действовать анонимно или дискутировать под выдуманным именем. Дискуссия может быть частью игры и положительным элементом в общении, но она одновременно может быть опасным инструментом манипулирования сознанием и нести для человека угрозу.

Поскольку, сегодня наш классный час о виртуальном мире, давайте придумаем себе никнейм. ( Дети записывают никнейм на своем бейджике).

Ник пользователя – это виртуальное имя, которое он выбирает при регистрации на ресурсе. Ник может быть совершенно любым – от вашего имени-фамилии до названия любимого цветка.

Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как “кличка” или “прозвище”.

Для чего пользователи придумывают ники? (Ответы детей)

20 шокирующих фактов о социальных сетях (1ученик)

1. Причиной каждого третьего в мире развода являются социальные сети.

2. Приблизительно пятнадцатью процентами пользователей социальные сети применяются для организации слежки. Это большей частью практикуется спецслужбами.

3. Среди пользователей соцсетей 37% публикуют в них малоинтересные сведения о собственной личной жизни.

4. Исследованиями установлено, что нахождение в соцсетях ведет к увеличению риска самоубийства, так как человек до минимума сводит свое общение с окружающими и отрешается от действительности.

5. В соответствии со статистикой количество преступлений на сексуальной почве, направленных на несовершеннолетних, выросло из-за соцсетей в 26 раз.

6. Ежегодно около 100 человек лишаются жизни из-за сообщения, оставленного в соцсетях, и эта цифра возрастает.

7. Социальные службы используют для вербовки своих агентов не только спецслужбы, но и различные группировки, в том числе террористической направленности.

8. Социальные сети сужают кругозор человека: он становится зависим от пустых и ненужных сообщений.

9. Чрезмерная увлеченность соцсетями, по данным исследований, ведет к снижению иммунитета, сердечно-сосудистым болезням и душевной дисгармонии. Активные, но не дающие развития мыслительные процессы наряду с малой подвижностью способствуют развитию заболеваний эндокринной системы.

10. В соцсетях знакомится каждая пятая семья в мире.

11. Средний пользователь посещает аккаунт дважды в день.

12. У среднего пользователя друзьями числится 195 человек.

13. К 2010 году доступ к соцсетям имело уже 96% населения всей планеты.

14. Наиболее активна Интернет-аудитория в России: средний пользователь проводит в нем 6,6 часов в неделю, просматривая 1307 Интернет-страниц.

30. 80% компаний мира подбирают сотрудников с помощью соцсетей.

15. У Бритни Спирс и Эштона Катчера фолловеров столько же, сколько населения в Ирландии, Панаме или Норвегии.

16. Популярные соцсервисы продолжают хранить удаленные пользователями изображения.

19. Еженедельно в социальных сетях дети проводят: от 7 до 14 часов – 23%, 14-21 час – 57% и больше 21 часа – 20%.

Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами и недостатками. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят государственные структуры, а также и сотрудники Интернет сервисов, администраторы сайтов, модераторы. Однако ежедневно появляются новые жертвы, пострадавшие чаще всего из-за отсутствия грамотности в вопросах безопасности.

Угрозы в Сети. ( Сообщения подготовлены учащимися в качестве домашнего задания)

Спам и фишинг ( 2 ученик)

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.

Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками. Как защитить себя от спама и фишинга?

Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»Заведите себе несколько адресов электронной почты .

Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

Личный адрес электронной почты.

Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.

«Публичный» электронный адрес.

Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

Никогда не отвечайте на спам.

Грубость в интернете. Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» (3 ученик)

Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете.

Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента. По причине как неизвестности, так и недосягаемости, «травить», оскорблять и провоцировать людей, кажется им забавным занятием. Как показывает практика, больше половины сетевых грубиянов являются детьми, скучающими в Интернете или не ладящими со сверстниками. Однако случаются и вполне взрослые профессиональные Интернет-скандалисты, для которых довести виртуального собеседника является своего рода искусством. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте. Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую. Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.

Спасибо, все верно. Психологи утверждают, что агрессия другого человека – это просьба о любви. Возможно, этому человеку не хватает друзей, теплых отношений, быть может он одинок, или у него неприятности. Будьте внимательны, не торопитесь отвечать на грубость.

Игровая ситуация «Невербальное общение» (Игровое упражнение в парах)

Кибер-буллинг. (4 ученик)

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать Итак, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга. Исследователи выделили восемь основных типов буллинга:

1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.

2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву

3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации.

4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо— преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, ведет переписку.

5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение— получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.

6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть.

7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.

Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Несколько советов, для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3. Храни подтверждения фактов нападений.

4. Игнорируй единичный негатив

5. Блокируй агрессоров.

Интернет-зависимость. (5 ученик)

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам— большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.

Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)

Защитите свой компьютер Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)

Установите законное антивирусное программное обеспечение

Брандмауэр должен быть всегда включен.

Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.

Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)

Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

Обеспечьте защиту секретной личной информации

Прежде чем вводить секретные сведения в веб-форме или на веб-странице, обратите внимание на наличие таких признаков, как адрес веб-страницы, начинающийся с префикса https и значка в виде закрытого замка () рядом с адресной строкой, который обозначает безопасное соединение.

Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.

Используйте надежные пароли и храните их в секрете. Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. Используйте на разных сайтах разные пароли.

Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете

Узнайте, какая информация о вас существует в Интернете, а также периодически производите оценку найденных сведений. Создавайте себе положительную репутацию.

Более безопасное использование социальных сетей

3. Рефлексия. « Я – взрослый!»

Ребята, представьте себя на месте ваших родителей.

Создание памятки по безопасному поведению в интернете.

Дети выписывают на стикеры самые главные советы по безопасности в сети и прикрепляют на баннер – памятку по безопасному и этичному поведению в сети Интернет.

Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491014-klassnyj-chas-kiberbezopasnost

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Классный час “Кибербезопасность детей в сети”

педагог дополнительного образования

Классный час на тему “Кибербезопасность детей в сети”

Подготовила и провела

педагог доп.образования Осипова О. Г.

Интернет тебе не враг,

Если знаешь что и как!

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».

Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет  уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.

В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

Цель:мотивация учащихся на соблюдение правил безопасного Интернета

Задачи: * Познакомить с правилами поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности

* Способствовать расширению кругозора учащихся

Оснащение и методическое обеспечение: учительский компьютер, интерактивная доска, памятки по правилам безопасности в интернете.

Возрастная аудитория: учащиеся 3 классов, начальной школы

Содержание классного часа:

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас на классном часе.

Прежде чем начать занятие я предлагаю вам сделать друг другу небольшие подарки. Подарком будет улыбка, дарим её своему соседу.

II. Мотивация. Игра “Угадай-ка” (Загадки)

– А вы любите загадки? На мониторе демонстрируются загадки, вы должны отгадать, что это. / Картинки: компьютер, монитор, мышь, клавиатура, системный блок.)

Уточнение знаний о компьютере.

Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.

-Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?

-А как вы используете компьютер? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).

Каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.

-Ребята, где вы видели компьютер? (В авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей, школе).

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Именно об Интернет-безопасности мы сегодня с вами поговорим.

– Ребята, скажите, кто может пользоваться сетью Интернет? А с какой целью?

– Как вы считаете, есть ли какие-либо опасности при использовании сети Интернет?

Сегодня мы выясним с вами выясним – что такое Интернет, узнаем какие опасности подстерегают нас в Интернете и составим правила безопасного пользования Интернетом.

I I. Что мы знаем об Интернете.

1. Что же такое Интернет? (Ответы детей)

это очень важное изобретение человечества.

это сеть, которая опутала весь земной шар. которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети

при помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке

в интернете хранится очень много различной информации. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим об интернете, точнее о безопасности в интернете.

А как вы думаете, какая опасность может подстерегать пользователей интернета?(ответы детей).

Мы можем найти в интернете любую информацию, но некоторые сайты могут быть заражены, и наш компьютер может «заболеть».

Поэтому постарайтесь запомнить основные правила безопасного интернета.

Сегодня я постараюсь немного рассказать об основах кибербезопасности. Почему это так важно, и зачем это нужно?

Н о сначала я предлагаю вам посмотреть мультфильм “Безопасный интернет”.

Мы живём в эпоху Интернета, без которого, увы, сейчас трудно справиться. Интернет заменил у нас многое. Это нам облегчило жизнь. Сейчас всего лишь при помощи одного небольшого устройства мы можем обмениваться мгновенными сообщениями, покупать книги или музыку, получать любую необходимую информацию и многое другое. Интернет ворвался в нашу жизнь.

Несмотря на то что интернет это виртуальная среда которую невозможно не потрогать, не понюхать не попробовать на вкус и на первый взгляд она выглядит крайне дружелюбно и безопасно, – но действительно, что может со мной случиться? ведь я просто сижу и общаюсь с моим другом, или смотрю как провели каникулы мои одноклассники.

Но на самом деле интернет предъявляет свои требования к каждому своему пользователю. И безопасность в интернете является важным аспектом в реальной жизни.

Основные правила безопасности в интернете необходимо знать, и понимать как то, что нельзя переходить улицу на красный свет, разговаривать с незнакомыми людьми, играть с электричеством.

Давайте поговорим об этих правилах поведения, это сделать я предлагаю в виде викторины. На экране мониторы вы увидите вопросы – ситуации с тремя ответами, надо выбрать правильный ответ и после этого составить правило.

. Викторина. Правила безопасности в Интернете.

Вопросы викторины и ответы. ( На экране монитора вопросы)

Учащимся задаются вопросы и даются ряд ответов. Дети выбирают ответ. И составляют правило. На экран выводят каждое правило.

1. Ученик 3-го класса Вася Паутинкин зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные Васе сообщения. Что Васе предпринять?

Обратиться к родителям за помощью

С амому устранить неисправность

Если что-то непонятно

страшно или неприятно, Быстро к взрослым поспеши, Расскажи и покажи.

/Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет./

2. Вася Паутинкин, бывая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая “лезет со всех сторон”, она мешает ему работать в Интернете. Как Васе избавиться от ненужной информации, чтобы пользоваться только интересными ему страничками.

Установить антивирусную программу

Установить на свой браузер фильтр

Установить новый браузер

Как и всюду на планете, Есть опасность в интернете. Мы опасность исключаем, Если фильтры подключаем

А кто знает что такое фильтр? (Фильтры это программное обеспечение, которое ограничивает Интернет содержание по различным категориям)

/Чтобы не сталкиваться с неприятной и агрессивной информацией в Интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в Интернете/.

3. Вася Паутинкин на уроке информатики создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Васе?

Не открывать файл.

Отправить файл своим друзьям.

Не хочу попасть в беду — Антивирус заведу! Всем, кто ходит в интернет, Пригодится наш совет.

/Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлен брандмауэр и  антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать.

Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться./

Отправить SMS на указанный номер в Интернете.

Проверить этот номер в Интернете.

Не скачивать больше картинки.

Иногда тебе в сети Вдруг встречаются вруны.

Ты мошенникам не верь, Информацию проверь!

5. Вася Паутинкин познакомился в Интернете с учеником 3 класса Иваном Неизвестным. Иван не учится с Васей в одной школе, и вообще Вася его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил Васю, встретится с ним в парке.

Что делать Васе?

Пойти на встречу.

Пойти на встречу вместе с мамой или папой.

Не ходить на встречу.

Злые люди в Интернете Расставляют свои сети. С незнакомыми людьми Ты на встречу не иди!

/Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду./

6. У Васи Паутинкина много друзей в Интернете, он каждый день добавляет новых друзей. Вдруг Васе стали приходить сообщения с неприятным, грубым содержанием. Что Вася должен сделать?

Не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение.

Сообщить взрослым об этом.

С грубиянами в сети Разговор не заводи. Ну и сам не оплошай – Никого не обижай.

/Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов!

Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать./

7. Новый друг Васи Паутинкина, с которым Вася познакомился вчера в Интернете, Иван Неизвестный попросил Васю срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители Васи. Вася должен:

Сообщить Ивану нужные сведения.

Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече.

Посоветоваться с родителями.

Чтобы вор к нам не пришёл, И чужой нас не нашёл, Телефон свой, адрес, фото В интернет не помещай И другим не сообщай.

/Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!/

8. Васе купили компьютер. Вася теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать Васе?

Продолжать проводить время за компьютером.

Соблюдать правила работы на компьютере.

Больше никогда не работать на компьютере.

Соблюдай правила работы на компьютере:

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

Продолжительность одного занятия – не более 60 минут.

После 10–15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.

А теперь подведём итоги нашей беседы.

Помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Желаю, чтобы и в жизни, и на просторах Интернета у вас было всё просто отлично! Все большое спасибо за внимание и работу!

В конце беседы детям раздаются памятки “Правила пользования интернетом и мобильной связью”.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/324885-klassnyj-chas-kiberbezopasnost-detej-v-seti