КЕЙС ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Мария Николаевна Какора,

учитель информатики, муниципального
бюджетного  общеобразовательного учреждения гимназии №2,

г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область, РФ.

Кейс-технологии на уроках информатики

Кейс-технология относится к интерактивным методам обучения
и представляет собой группу образовательных технологий, методов и приемов,
основанных на решении конкретных проблем, задач. Это позволяет
взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Использование
кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на
овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении
сложных вопросов.

Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем,
возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У детей развивается умение логически мыслить, формулировать
вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое
мнение, слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс-технология предоставляет больше возможностей для
работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в
настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков,
освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

Достоинством кейс-технологии является ее гибкость,
вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.

Работа с кейсом, в котором содержится разнообразная
информация, в том числе и противоречивая, позволяет развивать универсальные
учебные действия учащихся, обозначенные требованиями Федерального
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Отличия
кейс-технологии от традиционных методов обучения

Кейс-технология работает за счет ориентации учебных целей
на обучение через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и
которые решают специалисты очень многих сфер деятельности. Использование
кейстехнологии не ограничивается только обучением, но и активно используется
как исследовательская методика.

Методы кейс-технологии

Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в
которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят
моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент,
методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейсметоде
свои роли.

Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в
кейсметоде- моделирование, построение модели ситуации).

Системный
анализ (системное представление и анализ ситуации).

Мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации
посредством её мыслительного преобразования).

Методы
описания (создание описание ситуации).

Проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе
ситуации).

Метод классификации (создание упорядоченных перечней, свойств,
сторон, составляющих ситуации).

Игровые
методы (представление вариантов поведения героев ситуации).

«Мозговая
атака» (генерирование идей относительно ситуации).

Дискуссия
(обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения).

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на
основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально
сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке
учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс
выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные
разновидности) и как эффективное средство обучения.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно
проста, и включает в себя следующие этапы:

индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами
кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение
решения или рекомендуемого действия);

работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы
и ее решений;

презентация и экспертиза результатов малых групп на общей
дискуссии (в рамках учебной группы).

Примеры кейс-метода на уроках информатики

Тема: «Текстовый редактор». Вставка символов, которых нет
на клавиатуре.

Цель: систематизировать и усовершенствовать умение работать
с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре.

Описание ситуации: работник типографии должен набрать текст
статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование
таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки
символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определённых временных затрат на
поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро
вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и
знак умножения?

Вопрос кейса: Какая специальная таблица предусмотрена в
офисных программах для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре? Можно ли
символы в Word вставить, используя кодировку Unicode? В каких текстовых
редакторах возможно использовать кодировку Unicode?

Тема: «Создание диаграмм в
табличном процессоре MS Excel».

Цель: систематизировать знания вводить данные в электронные
таблицы; совершенствовать умение работать с функциями; формировать навыки
выбора и построения диаграмм по заданным данным; развивать навыки поиска
решения проблем.

Описание ситуации: вашим заданием было в течение одной
недели измерять и записать температуру воздуха. Итак, вам нужно выступить в
роли метеорологов и, используя табличный процессор, создать таблицу с
температурными режимами, которые вы фиксировали. На основе данных таблицы
построить диаграмму, определить самый тёплый день, самый холодный день и
среднюю температуру недели.

Вопрос кейса: Какие функции используют для нахождения
максимального или минимального значения? Каким способом можно создать диаграмму
к данным числовым значениям? Будет ли каждая диаграмма отображать температурный
режим воздуха?

Заключение

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять
кейстехнологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную
литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения
данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных
технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и
задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня
компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности
внедрения кейс -технологий, их подготовки и проведения.

Подводя итог использования кейс-технологии в обучении,
необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию
познавательных возможностей и творческих способностей, обучающихся на уроках
информатики.

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное и образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)

«Использование кейс – технологий на уроках информатики»

преподаватель информатики и ИКТ

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

первой квалификационной категории

Энгельс, 2018 г.

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной  из  наиболее  важных  в  теории  и  практике  обучения.  Сегодня  решение  этой  проблемы  становится  как  никогда  актуальной,  так  как  современный  рынок  труда,  характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к  рабочим и специалистам. Опросы работодателей показывают, что рынку труда нужны не  только  профессионально  подготовленные  кадры,  обладающие  необходимыми  компетенциями, но кадры, способные к «командной» работе, сотрудничеству, обладающие  навыками  решения  разнообразных  проблем  в  типовых  и  нестандартных  ситуациях,  способные к непрерывному самообразованию, работе с информацией и т.д.

Таким  образом,  речь  идет  об  особых  образовательных  результатах  системы  профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но  не  достаточным  условием  достижения  требуемого  качества  профессионального  образования, – о профессиональных компетенциях: специальных и ключевых.

В феврале 2011 года Президент РФ утвердил  Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, одной из целью, которой,  является обеспечение инновационного характера базового образования, важнейшим условием которого является ориентация на новые образовательные стандарты.

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь преподаватель идет рядом со студентом, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность студента, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной проблемы применяются многочисленные инновационные технологии,   включающие активные методы обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Новые  государственные  образовательные  стандарты  третьего  поколения  провозглашают  сегодня  принцип  вариативности,  который  дает  возможность  учебным  заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом  направлении  идет  и  процесс  образования:  разработка  различных  вариантов  его  содержания,  использование  возможностей  современной  дидактики  в  повышении эффективности  образовательных  структур,  научная  разработка  и  практическое обоснование  новых  идей  и  технологий.  При  этом  важная  роль  отводится  «диалогу» различных  педагогических  систем  и  технологий  обучения,  их  использованию  и  сотрудничеству в практике образования. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в  широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые  отвечают  требованиям  времени  и  способствуют  формированию  как  профессиональных,  так и надпрофессиональных компетенций будущего специалиста.

Обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если:

-обучающиеся  активно  включаются  в  процесс  обучения  и  сотрудничество  с  другими  участниками образовательного процесса;

-получают  возможность  для  анализа  своей  деятельность  и  оценки  своего потенциала;

-могут  подготовиться  к  тем  проблемам,  с  которыми  им  предстоит  столкнуться  в реальной жизни;

-могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.

Всему  выше  перечисленному  способствует  кейс-метод  –  техника  обучения, использующая  описание  реальных  экономических  и  социальных  ситуаций  и предполагающая разрешение этих ситуаций коллективным методом.

Кейс-технология может использоваться при изучении отдельных разделов курса  информатики и информационных технологий.

Использование  в  последнее  время  кейс-технологий  показывает,  что  эффективность  усвоения  учебного  материала  обучающимися  на  уроках  значительно  увеличивается,  если приходится  решать  нестандартные  ситуации,  требующие  не  только  знания  учебного  материала,  но  и  жизненного  опыта,  и  рассуждения,  и  коллективного  анализа  предложенной ситуации, и умения «добывать» необходимую информацию.

Кейс-метод  (метод  «кейс-стади»)  впервые  был  применен  в  Гарвардском университете  в  1924  году.  Выступая  способом  коллективного  обучения,  важнейшими составляющими  которого  являются  работа  в  группе  и  подгруппах  и  взаимный  обмен информацией,  кейс-метод  представляет  собой  специфическую  разновидность исследовательской  аналитической  технологии,  т.е.  включает  в  себя  операции исследовательского  процесса,  аналитические  процедуры.

Обучающиеся  анализируют ситуацию,  разбираются  в  сути  проблемы,  предлагают  возможные  варианты  решения  и выбирают  лучший  из  них.  По  сути,  кейс-метод  представляет  собой  специфическую  разновидность проектной технологии с той разницей, что в проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит  на  основании  кейса,  который  является  одновременно  и  техническим  заданием,  и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Возможность  оптимально сочетать теорию и практику является преимуществом кейсов.

Метод кейс-стадий – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании.   Метод  направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.

История метода кейс-стадий в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методу кейс-стадий было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.

Использование кейс – метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стадий используется как исследовательская методика.

Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании,  кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск  способов её решения. А также  по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках  получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-метод используют не только в виде  педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования.

Создание кейса и вопросов для его анализа включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность педагога.

Создание  проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни является отличительной особенностью этого метода. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы, а также выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступать в качестве носителя сформулированной проблемы. Конкретная ситуация должна:

– соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;

– отличаться проблемностью, выразительно определять “сердцевину” проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;

– должна быть по силам обучающимся, но и не очень простой;

– разработку кейсов необходимо  вести на местном материале и “встраивать” их в текущий учебный процесс;

– показывать как положительные, так и отрицательные примеры;

– не должна содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;

– должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком;

– также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.

Целью кейс-технологий является:

научить обучащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

На кейсовый метод обучения возлагаются следующие дидактические задачи:

На уроках  информатики   кейс выступает и как объект изучения (ученики сами разрабатывают их  разновидности) и как эффективное средство обучения.

При  обучении информатике и информационным технологиям внедрение кейс-метода позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Рассмотрим  методику  использования  кейс-технологий  на  уроках  информатики и информационных технологиях в профессиональной деятельности.  Данную технологию можно использовать как для закрепления изученного ранее учебного  материала,  так  и  для  усвоения  только  что  изученного  нового  материала,  что  делает использование этого метода еще более ценным и актуальным.

Пример технологической карты при использовании кейсового метода:

К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

– метод инцидента;

– метод разбора деловой корреспонденции;

– метод ситуационного анализа.

Кейс-метод часто лучше всего использовать совместно с деловой игрой, так как он учит навыкам выработки стратегии поведения, а деловая игра вырабатывает навыки тактики поведения.

Деловая игра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации;

В деловую игру обязательно включена ситуация или даже несколько ситуаций. В процессе её разыгрывания возникает необходимость формирования описания ситуации, т.е., по сути дела, создания кейс-метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловую игру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игре.

Рассмотрим две игры для обучающихся 1 курса: «Секретарь» по теме «Свойства информации» и «Сбор сведений» по теме «Информационная модель объекта».

«Директор кондитерской фирмы «Форне» задерживается в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров предприятий пищевой промышленности на тему «Оценка нашей продукции СМИ». Все материалы лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией».

Студентам нужно разделиться на три группы и каждой группе придумать название.

Каждой группе нужно выбрать одного обучающегося, который собственно и будет секретарем. Остальные студенты группа поддержки.

Обучающимся раздаётся комплект источников информации. Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора информации.

Затем секретарю и группе по этим критериям нужно отобрать материалы.

Далее в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие документы и почему надо отобрать для доклада директора.

Затем ученик-секретарь защищает решение своей группы.

Кейс-метод используется во время проведения деловой игры «Сбор сведений».

Преподаватель обращается к студентам: «Сейчас у нас в техникуме проходит сбор сведений об успеваемости обучающихся, сбор сведений для куратора, сбор сведений для школьного медицинского кабинета. Директор техникума обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашей группе».

Обучающиеся должны ориентироваться в теме «Информационная модель объекта» и заблаговременно собрать сведения о своих одногруппниках.  Студенты делятся на три группы. На уроке желательно присутствовать  экспертам – зам по УМР техникума, куратор, медицинская сестра. Информационные модели должны быть представлены в табличной форме. Преподаватель раздаёт комплекты материалов. Каждой команде нужно собрать сведения и об успеваемости студентов, и для медицинского кабинета и для куратора.

Затем каждая команда   доказывает правильность содержания информации в таблице. Далее эксперты выбирают те информационные модели, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят итоги игры.

Работа над кейсом в группе ведется по следующим этапам:

1) Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.

Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до урока или на самом уроке. На ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знаний обучающимися содержания кейса.

2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах).

Требование  – укладывать в установленное время. Обучающиеся выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций.

3) Этап презентации решений по кейсам.

Представление  результатов анализа кейса и его составляющих или презентация  выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой группы.

4) Этап общей дискуссии.

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение.

5) Этап подведения итогов, завершающего выступления педагога.

Итак, суть  кейс-метода в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

Таким образом, кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть на уроках информатики можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения.

При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение проектных технологий.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть,  “осязаемыми”.   Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в техникуме, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Когда студенты работают над проектами можно предложить им готовые учебно-методические разработки, кейсы.

Суть  «кейс» – технологии заключается  в создании и комплектации  специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов,  разработанных на основе производственных ситуаций. Эти ситуации формируют у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач  (Приложение 1. Разработка технологической карты урока с применением кейс-технологии).

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие. В  жизни студентам пригодится умение формулировать вопрос, логически мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение.

Применение  кейс технологий   способствует развитию креативности у  студентов и преподавателей.

Использование «кейсового» подхода имеет явные преимущества перед простым изложением лекционного материала.

Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями.

Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными документами, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией – ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.

При всех преимуществах кейс технологий их использование   в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Список использованной литературы

  • Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода /  Под ред . Ю. П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2013.
  • Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании.- М.: ВПО, 2013.

урока с применением кейс технологии

Урок  в группе ПКД-110/17 на тему: «Обобщение по разделу Информация и Информационные процессы по учебной дисциплине информатика»

Черясова Е. В. преподаватель информатики  ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» первой квалификационной категории.

: обобщение знаний, умений, навыков по пройденному разделу курса информатики «Информация и информационные процессы»;

: развитие логического мышления, интуиции, внимания;

: сформировать навыки самостоятельной работы.

Формируемые УУД и ОК:

способность к самооценке, в том числе самоанализ, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

– регулятивные: принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

сформировать умения работать с единицами измерения информации, разбираться с устройствами системного блока, с блоками ПЭВМ, работа со стандартными программами.

Тип учебного занятия: урок обобщения знаний.

Вид учебного занятия: нетрадиционный (урок — игра с применением кейс – технологии).

: компьютер, мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока

За последние годы кейсы довольно широко распространились в практике обучения.
Однако эффективность этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Конечно, все имеет свои причины, и для результативности применения кейсов в
учебном процессе пока не хватает опыта. Вторая причина кроется в самом
содержании кейсов. Российские кейсы чаще всего представляют собой истории для
ознакомления, в то время как написание кейсов превратилось во всем мире в
особый жанр учебно-методического творчества. И еще. Российских кейсов просто не
хватает. Третья причина- недостаток учебного времени на уроке.

Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу,
ситуационный анализ – вот важнейшие характеристики кейс-метода. Однако главное
его предназначение – развивать способность прорабатывать различные проблемы и
находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой
методы анализа.

К кейс-технологиям относятся:

Итак кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения
менеджеров, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не
столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и
умений.

Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

Данный метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году и прочно
вошел в нашу жизнь.

Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций

придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных
ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть
данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех
полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто. Первая
проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный
фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или
менее удачная ситуация?

Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего
фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации
непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или
целенаправленного сбора информации.

Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации,
“рассыпанной” в средствах массовой информации, специализированных журналах и
изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках,
презентациях и т.д.

Третий вариант, по всей видимости наименее распространенный, вариант — описание
вымышленной ситуации.

Приведу пример двух методов кейс-технологии, используемых мною на уроках
информатики.

1. Метод инцидентов

Цель — поиск информации для принятия решения самим слушателем, и – как следствие
– обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и
анализу.

Цель игры: формирование умения вырабатывать критерии отбора информации в
соответствии с потребностью.

Время проведения игры 5 минут.

Полный сценарий. Вы готовите оперативную справку (достоверную и фактическую
информацию) о защите от компьютерного вируса. Вы подписчик почтовых сервисов Hotmail и MSN в течение некоторого времени не имеете возможности получать
электронную корреспонденцию от клиентов компании и пользователей услуг ряда
других Интернет-провайдеров. Трудности с доставкой почты вызваны значительным
увеличением объемов корреспонденции, в котором частично виновен компьютерный
вирус Sober. Вам известно, что каждое 22-е письмо, посылаемое сегодня по
электронной почте, содержит последнюю версию “червя” Sober! В частности, для
распространения он использует два вида писем: первое – сообщение на английском
языке с темой “Ваш новый пароль”. Письмо замаскировано под уведомление об
изменении пароля, содержащее во вложенном файле данные для ознакомления –
pword_change.zip. Во втором случае это письмо на немецком, якобы с фотографиями
старых школьных друзей в файле KlassenFoto.zip. Оба сжатых файла включают в себя
исполняемый файл PW_Klass. Pic.packed-bitmap.exe, который и является копией
самого червя.

Вы должны учесть эту информацию при подготовке справки.

После прочтения
сценария ученик переходит к следующему экрану, состоящему из двух частей:
«Краткий сценарий» и «Рабочее поле».

Краткий сценарий. На ленте новостей вы видите 4 информационных сообщения,
описывающих ситуацию с компьютерным вирусом Sober. Выберите несколько сообщений,
которые вы включите в свою справку.

Рабочее поле. (на новостной ленте выбор нужного сообщения осуществляется кликом
мыши в окошке около этого сообщения)

Критерии оценивания этого задания

Замечание. Учащийся должен выработать критерии оценки информации в соответствии
с заданной целью. Его цель – составить оперативную справку о защите от
компьютерного вируса. Критериями выбора информации являются: независимость,
достоверность и фактическая ценность информации.

2. Метод ситуационно-ролевых игр

Ролевая игра «Магазин «Источник»».

Цель игры: формирование умения «интегрирование информации».

Подготовительная часть игры:

Время проведения игры не более 5 минут (на каждую игру).

Инструкция менеджера по продажам.(Приложение1)

Инструкция человека, покупающего аквафильтр.

Инструкция старшего менеджера.

Правило проведения игры. Игра с разными участниками может проводиться несколько
раз. Но всегда информация (буклеты) остается одной той же. Может меняться
«легенда» клиента и менеджера.

Замечание. Каждый участник должен четко сформулировать цель беседы.

Например, клиент должен купить аквафильтр, который будет для него максимально
комфортным; или он выберет фильтр исходя из своего финансового состояния. Именно
это и входит в «легенду». Менеджеры должны сравнивать требования клиента и
информацию из буклетов с целью выбора наиболее подходящего фильтра. Для этого
они должны уметь на основе сравнения 6 источников сопоставить содержание
буклетов, выявить основные параметры объектов «возможная модель аквафильтра»,
оценить информацию на ее полноту, актуальность и полезность.

Например, в буклете Фильтр AQUAPHOR “Ультра” нет данных по ресурсу, цене и
удаляемым загрязнениям в воде, а в буклете Фильтр AQUAPHOR “Модерн” исп.1-
необходимо обратить внимание на достоверность информации.

Понаблюдайте, как учащиеся справятся с этой проблемой.

Государственное бюджетное образовательное учреждениеначального профессионального образованияИжорский политехнический профессиональный лицейСанкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Доклад преподавателя информатики и ИКТ – Заводчиковой Е. В.

Современное обучение использует различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение этого метода.

Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающимся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающиеся должны накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.         Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых “один на один” с реальными ситуациями.

Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией – ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.

Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание образовательной дисциплины. В рамках предмета информатики кейс-технологии могут быть применены касательно таких тем как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Эстетика текста. Шрифты», «Табличные информационные модели», «Информационная модель объекта», «Вирусы и антивирусные программы» и пр.

Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией.

Подводя итог использования  кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 сентября 2020 года; проверки требуют 5 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Case (значения).

Основной целью CASE-технологии является разграничение процесса проектирования программных продуктов от процесса кодирования и последующих этапов разработки, максимально автоматизировать процесс разработки. Для выполнения поставленной цели CASE-технологии используют два принципиально разных подхода к проектированию: структурный и объектно-ориентированный.

Структурный подход предполагает декомпозицию (разделение) поставленной задачи на функции, которые необходимо автоматизировать. В свою очередь, функции также разбиваются на подфункции, задачи, процедуры. В результате получается упорядоченная иерархия функций и передаваемой информацией между функциями.

Структурный подход подразумевает использование определённых общепринятых методологий при моделировании различных информационных систем:

Существует три основных типа моделей, используемых при структурном подходе: функциональные, информационные и структурные.

В объектно-ориентированном подходе основная категория объектной модели – класс – объединяет в себе на элементарном уровне как данные, так и операции, которые над ними выполняются (методы). Основным инструментом объектно-ориентированного подхода является язык UML — унифицированный язык моделирования, который предназначен для визуализации и документирования объектно-ориентированных систем с ориентацией их на разработку программного обеспечения. Данный язык включает в себя систему различных диаграмм, на основании которых может быть построено представление о проектируемой системе.

CASE-инструменты классифицируются по типам и категориям.

Классификация по типам отражает функциональную ориентацию средств на те или иные процессы жизненного цикла разработки программного обеспечения, и, в основном, совпадают с компонентным составом крупных интегрированных CASE-систем, и включает следующие типы:

Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включают — отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи, набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла и полностью интегрированных средств, охватывающий весь жизненный цикл информационной системы и связанных общим репозиторием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *