КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева.


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Коробочка


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Мастер


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Порфирий Петрович


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Алёна Ивановна


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Катя Локтева

Роман “Отцы и дети” Тургенева – один из самых знаменитых произведений русской литературы XIX века.

В этой статье представлена характеристика героев романа “Отцы и дети” в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Отцы и дети”

Екатерина Сергеевна Локтева — героиня романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Небогатая 20-летняя дворянка, младшая сестра Анны Одинцовой (в девичестве — Локтевой). Добрая, умная девушка с сильным характером. Не красавица, но безумно обаятельная особа. Любит музыку и природу. Возлюбленная, а в последствии — жена Аркадия Кирсанова.

Катя Локтева – яркий персонаж второго плана в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В повествовании она – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Из всей галереи женских образов, эта молодая двадцатилетняя девушка производит впечатление самой светлой и привлекательной героини.

Описание героя

Римма Коростелёва в роли Кати. Х/ф “отцы и дети”, 1983

Представление о внешности Кати при ее первом появлении в романе можно составить из описания И. С. Тургенева: «Черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи. Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». Углубление в детали – маленькая ножка, упрямый локон, полудетская пугливость – помогает представить образ милой, застенчивой девушки, задумчивой и романтичной.

Неброская внешность Кати делает ее еще больше непохожей на красавицу сестру. Ее юное обаяние прямо противоположно холодной надменности Анны Сергеевны. « Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно сурово, снизу вверх».

В отличие от сестры, Катя очень любит природу, зачитывается Гейне и не отказывается от участия в задушевных беседах. Весь ее облик пронизан  каким-то особым романтическим спокойствием. Девушка обладает аналитическим умом, ее рассуждения и наблюдательность говорят о ее образованности и начитанности. У нее хороший слух и она часто музицирует на фортепиано. В общении она очень открыта и естественна, в ее манерах нет ни намека на жеманность или кокетство.

По мере развития сюжета героиня меняется. В начале романа складывается впечатление, что Катя, будучи скромной, непритязательной девушкой, не способна отстаивать свои интересы и выражать мнение, отличное от мнения сестры. Но от главы к главе читатель убеждается, что героиня не так проста, как кажется. В ее характере начинают проявляться такие качества, как благоразумие, сдержанность, устойчивость к стрессам. Она умеет скрывать свои чувства и никогда не признается в них первой. Можно сделать вывод, что Катя была не подавлена сестрой, а скорее, запугана, но в итоге так и осталась непокоренной: « Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала».

Стойкость ее характера наиболее полно проявилась в отношениях с Аркадием, которые сначала носили характер доверительной дружбы. Молодой человек, отвергнутый Анной Сергеевной, пребывал в душевном смятении и поначалу не обращал внимания на младшую сестру своей возлюбленной. Но постепенно, все больше общаясь с девушкой, он начал привязываться к ней, пока еще до конца не осознавая, что это та женщина, которая может сделать его счастливым. Если Анна Сергеевна привлекала Аркадия своей красивой оболочкой, то в Кате ему удалось рассмотреть внутреннюю красоту.

Эта духовная красота настолько отражалась на внешности девушки, что она стала казаться Аркадию настоящей красавицей. Катя все больше покоряла его своей открытостью, простотой, мудрыми рассуждениями. Он привык к ней настолько, что стал ощущать ее частью себя. Катя быстро поняла, что Аркадий находится в глубокой зависимости от Базарова, поэтому прямо заявила, что будет бороться за него. Она почувствовала, что Аркадий для нее – не просто друг, а что-то большее, близкая родственная душа. А поскольку девушке была чужда философия Базарова, впрочем, как и сама его личность, она решила помочь Аркадию избавиться от его гнетущего влияния. « Он хищный, а мы с вами ручные» – этими словами она поставила точку в отношениях двух бывших друзей. Аркадий расстался со своими нигилистическими убеждениями и еще больше сблизился с Катей.

Их частые встречи, совместные прогулки, разговоры о музыке, книгах, природе – все это стало началом их большой взаимной любви. Вскоре последовало признание Аркадия: «Я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас», а за ним предложение руки и сердца. История их любви подкупает своей искренностью и чистотой. В ней не было ни малейшего намека на фальшь или ложь, они просто любили друг друга и не желали расставаться с тем, что было создано их собственными сердцами. « Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». Через некоторое время молодожены стали родителями – Катя подарила Аркадию прекрасного сына Николая.

Роль героя в произведении

Катя Локтева – одна из тех героинь, которых сам И. С. Тургенев считал самыми любимыми. Он наделил ее образ чертами тех девушек, которых впоследствии стали называть «тургеневскими»: духовной красотой, женственностью, скромностью, естественностью, умом и силой воли. Это доброжелательное отношение ощущается во всех сценах, связанных с этой героиней.

Катя, благодаря своему внутреннему стержню, смогла не только освободиться от давления сестры, но и помочь Аркадию проявить стойкость и отказаться от своей ложной теории. Благодаря Кате, Аркадий в конце романа предстает перед читателем тем человеком, которым он является на самом деле. Ее влияние помогло ему вновь обрести семью и не повторить судьбу своего друга Базарова.

  • Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
  • Л. М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982
  • Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А. Н., Пак Д. П., Шкловский Е. А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  • Стахорский С. В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997

Первый вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева поднимает множество идей и проблем своего времени, а именно 60-х гг. 19 века. Одной из важнейших тем произведения является тема любви.

Любовь – это испытание героев, показывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, способность чувствовать любовь – основное в человеке.

Любовь Базарова

Главная любовная линия связна с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров изначально отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, привычкой, сексуальным влечение – чем угодно, только не романтическим бредом. Жизнь главного героя протекала по зову рассудка. Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил девушку, не в силах сдерживать все неистовство своей страсти.

Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. И это ее выбор.

Любовь противников Базарова

Противник Базарова также неудачен в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.

Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, они способны вместе мечтать, понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.

Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он счастлив. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.

Тема любви

Тема любви – главная в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.

Второй вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» затрагивает вопросы, которые волновали общественность во второй половине XIX века. Помимо разных взглядов на жизнь, автор поднимает и тему любви. Именно она показывает нам настоящую сущность героев и проверяет их. Способность любить для писателя – это одно из важных человеческих качеств.

Любовь Базарова и Одинцовой

Главная любовная линия романа связана с взаимоотношениями Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он сразу замечает, что она не похожа на других женщин. После того как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова тоже увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает уехать в дом родителей и во время своих опытов заражается тифом.

Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу влюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью. Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма. Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной показала, что он может искренне любить, но их отношения с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Аркадия и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что с самого детства перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Именно поэтому Аркадий не мог не возмутиться, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной.

Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Любовь в жизни Николая Петровича Кирсанова

Как же раскрывается тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло много лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло десять лет, прежде чем его сердце смогло открыться для новой любви.

Фенечка не была равной Николаю Петровичу ни по общественному положению, ни по возрасту. Однако это не остановило его. Возлюбленная родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить его жизнь на склоне лет.

История любви Павла Петровича Кирсанова

Кирсанов Павел Петрович ‒ еще один герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он является братом Николая Петровича Кирсанова, и главным оппонентом друга его сына, Евгения Базарова.

Павел Петрович, на время повествования, уже долгое время живет в деревне у брата. Раньше его жизнь была совсем другой. Павел Петрович окончил Пажеский корпус и поступил на службу в гвардию. С тех пор он стал повесой, светским человеком, известным в высшем обществе Петербурга. Ему прочили блестящую военную карьеру, он хорошо служил и быстро продвигался по карьерной лестнице. Но однажды Павел Петрович влюбляется в княгиню Р. Она в то время была замужем. В свете она была известна как личность непредсказуемая, от которой не знали, чего ожидать. Она была весела, кокетлива в свете, а вечера проводила в слезах.

У Кирсанова и княгини начинается роман. Княгиня ведет себя эксцентрично, нелогично, то любя без ума, то тяготясь отношениями. Этим она пленила и привязала к себе юношу. Когда княгиня Р. стала остывать к Кирсанову, она сбежала от него за границу. Павел Петрович ради этой женщины оставил карьеру и отправился искать ее. Заграницей влюбленные возобновляют свои отношения, но, спустя некоторое время, они расстаются. Кирсанов попросту надоел княгине, поэтому она стала избегать его, а вскоре и вовсе исчезла. Раздавленный, разбитый разлукой, Кирсанов уехал в деревню к брату. Он оставил карьеру, свет, остался без семьи и любви, стал одиноким и больше не заводил других отношений.

Тема любви в романе

Еще в самом начале романа раскрывается перед читателем глубина родительской любви Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию. Трогательна сцена встречи отца и сына после долгой разлуки: радость, легкое смущение, волнение и тепло сквозит в каждом слове и действии старшего Кирсанова. Аркадий отвечает отцу таким же чувством, но демонстрирует его более сдержанно, по привычке равняясь на своего друга и наставника — нигилиста Базарова. Причем скрывает он не только сыновнюю любовь, но и любовь к своей малой родиной, восхищение ее природой. Аркадий начинает восторженно говорить о чудесных запахах, о небе — и вдруг, бросив «косвенный взгляд» в сторону Базарова, осекается и переводит разговор из «романтического» в обыденное русло. Ведь тот презирает всякий романтизм!

Родительская любовь, принявшая форму восхищения и благоговения, показана автором на примере родителей Базарова. Арина Власьевна и Василий Иванович безумно любят своего Енюшеньку, но в страхе надоесть ему сдерживают свою нежность.

Образы Аркадия и Базарова удачно раскрывают тему любви в произведении. Развитие действия романа иллюстрирует борьбу в их душах любви и холодной рассудочности. Тонко чувствующий, отзывчивый по своей природе Аркадий в глубине души изначально стоит на стороне любви, просто стесняется это признать, желая быть последователем нигилизма. Но, даже глубоко восхищаясь Базаровым, не подвергая сомнению его авторитет, Аркадий чурается его цинизма в высказываниях о самом сокровенном.

Победа же любви над Базаровым становится для него не радостью, а мукой и болезненным потрясением: вместо того, чтобы открыться чувству, он старательно гонит его от себя, как заразу, как нечто негодное, способное смутить его чистый ум, его трезвость и хладнокровие. Воспринимая нахлынувшую любовь к Анне Сергеевне Одинцовой не как благо, а как врага, он все душевные силы бросает на сопротивление этой любви — и самому себе. Это трагическое самобичевание отравляет и изматывает Базарова, делая каждый миг его существования болезненным. Превыше всего ценя свой разум, он старательно топчет в себе чувства, думая, что это правильно, и не понимая, что топчет и уродует самого себя. И только на смертном одре Базаров, хоть и говорит, что его любовь к Одинцовой не имела смысла, тем не менее, сам зовет Анну Сергеевну, чтобы еще раз увидеть, сам просит о прощальном поцелуе, видя в ней отражение своей не случившейся жизни.

Заключение

Любовь в романе «Отцы и дети» предстает во множестве своих проявлений: бесконечная любовь родительская и сыновняя; восторженная любовь к родине и к природе; кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу; безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине; нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии, любовь Аркадия к Кате. И всю неповторимость каждой из этих любови отобразил И. С. Тургенев в своем бессмертном романе.

Третий вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» принято считать, прежде всего, социальным. На его станицах разворачивается череда самых разнообразных конфликтов: молодости и старости, аристократии и разночинцев, западников и славянофилов и т.д. Целый ряд персонажей передает те или иные характерные типажи эпохи. Но Тургенев не был бы великим писателем, если бы не наделил своих персонажей выразительными человеческими чертами, показал их через человеческие взаимоотношения, в том числе через любовь.

В произведении присутствует четыре любовных линии, которые раскрывают проблему любви с разных сторон:

Любовь в романе – особая сила. Каждый персонаж, выполняющий в произведении важную функцию, проходит испытание любовью

Базаров и Одинцова

Базаров и Одинцова – это одна из самых загадочных любовных линий в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Отношения этих двух сильных и независимых личностей с самого начала были обречены на провал.

Впервые герои романа встретились на балу. Тогда Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, вследствие чего Евгений впервые в жизни смутился. Первоначальное поведение уже говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина.

Далее Анна приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в неё, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер. Спустя время Базаров решается признаться возлюбленной в своих чувствах, однако он был не понят ею и отвержен. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, которая приносит ему облегчение в любовных делах.

Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять сущность главного героя, и он это очень ценил. Однако она не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни, она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым и страстным Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последнее. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, а значит, мешающих жизни чувств.

Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, ей стало и страшно и жалко его. Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком как Базаров. После его смерти она выходит замуж по расчету.

Чувства Базарова

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным.

Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Он отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Автор пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способны подобные Аркадию и Николаю Петровичу.  Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Аркадий и Катя

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. Аркадий интересуется Анной Сергеевной не меньше своего друга, но сама хозяйка предпочла основную часть времени проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати – кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова – нетерпимое, резкое безапелляционное.

И больше всего радует Аркадия то, что она, Катя, не богата – ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия. Ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство между собой и Катей. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой.

Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова

Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве.

Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако полюбив, вдруг изменились. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что у него ничего не выйдет с Анной Сергеевной, однако не смог не думать о ней.

И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и еще мучительнее к ней привязался. Эта история любви в романе проходит через всю его жизнь. Базарова тоже мучила и злила любовь, от которой его спасла только смерть. И в этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович так и не смог разлюбить княгиню, поэтому жизнь потеряла для него смысл после того, как его возлюбленная скончалась. Базаров, полюбив Анну Сергеевну, тоже умирает, но не так, как Павел Петрович, а физически.

Роль темы любви в романе «Отцы и дети»

И. С. Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литературы значении. Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт разума и сердца. Любовь у Тургенева в романе «Отцы и дети» опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя. Базаров как герой самобытный, как сильная личность, остается верен своим идеалам до самой смерти. Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но также Тургенев прекрасно понимает несостоятельность образа Базарова тенденциям времени, называя его лишним, указывая на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя любовь как довольно изощренный способ развенчания теорий Базарова.

Кроме того, на примере взаимоотношений Евгения Базарова и его родителей И. С. Тургенев показывает взаимоотношения отцов и детей непростого в историческом срезе времени середины 19 века. Хотя умы «отцов» полны консерватизма и упования на волю божию, как мы это видим по образу жизни родителей Базарова, а мысли «детей» заражены безверием, высокомерием, духом революции и необходимостью назревших перемен, что находит свое отражение в образе центрального героя романа, автор находит вневременные и внеидейные точки соприкосновения поколений. Этим объединением с точки зрения Тургенева выступает всеобъемлющая любовь и привязанность между родителями и детьми. Только эта любовь выступила единственной любовью в романе, которая позволяет раскрыть, обогатить и дополнить образ главного героя, придавая ему завершенность и целостность.

Герои произведения

Текст: Ирина Зарицкая, 2.7k 👀

Второй приезд в Никольское

Вскоре, найдя предлог, Аркадий в тайне от всех вновь едет в имение Одинцовой. Он говорит всем, что едет в город по делам, но Базаров намекает, что понимает, куда тот едет. Одинцова и ее сестра с радостью принимают Аркадия у себя.

Во время второго прибывания в Никольском, Аркадий больше времени проводит с Катей:

«Аркадий вдруг почувствовал, что он, по крайней мере, столько же желал видеть Катю, сколько и самое Анну Сергеевну.»— Глава XXII

Постепенно дружеские отношения молодых людей перерастают в любовь. Они сильно сблизились, но долгое время держали свои чувства в тайне:

«Они молчали оба; но именно в том, как они молчали, как они сидели рядом, сказывалось доверчивое сближение; каждый из них как будто и не думал о своем соседе, а втайне радовался его близости. И лица их изменились с тех пор, как мы их видели в последний раз: Аркадий казался спокойнее, Катя оживленнее, смелей.»— Глава XXV

Любовь к Кате помогла Аркадию понять себя. Он осознает несостоятельность идей нигилизма: они ограничивают восприятие мира во всей его полноте, не дают возможности личности развиваться в полную силу. Аркадий понял и признал, что просто играл в нигилиста:

Влюбленность в Одинцову

Поехав «поболтаться» в город, Аркадий Кирсанов и его старший друг Евгений Базаров получают приглашение на бал, где знакомятся с 28-летней вдовой Анной Сергеевной Одинцовой

. Девушка приглашает друзей в Никольское, в свое имение, и те охотно принимают ее предложение.

— А все-таки она прелесть, — промолвил Аркадий.— Этакое богатое тело! — продолжал Базаров, — хоть сейчас в анатомический театр.— Перестань, ради Бога, Евгений! Это ни на что не похоже.— Ну, не сердись, неженка. Сказано — первый сорт. Надо будет поехать к ней.— Глава XV

Через три дня Базаров и Кирсанов приезжают в имение Одинцовой. Здесь они знакомятся с ее младшей сестрой — Катей Локтевой. Оба друга влюбляются в Анну Сергеевну, но она уделяет больше внимания Базарову, а к Аркадию относится скорее как к младшему брату

«Одинцова снисходительно усмехнулась. — Извольте, — сказал она и посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев.»— Глава XIV

Позже она расскажет Базарову, что считала Аркадия «незначительным», но со временем она оценила его ум:

Тем не менее он все равно был для нее слишком юным. Да и Аркадий робел и терялся в её присутствии. Оставаясь наедине они оба не могли найти тем для разговора:

«Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод.»— Глава XVII

Отношения с Аркадием Кирсановым

Катя познакомилась с Аркадием когда тот, вместе с Евгением Базаровым, прибыли погостить к ее сестре. Оба друга влюбились в Анну, но она обращала внимание только на более взрослого Базарова, а к Аркадию относилась как к младшему брату. Юноша переживал по этому поводу и впадая в уныние коротал время в сопровождении Кати, с которой ему было легко и просто:

Постепенно он осознает, что на самом деле любит не Анну, а Катю. Он делает ей предложение руки и сердца, и девушка отвечает согласием:

Спустя полгода они сыграли свадьбу, в один день с отцом Аркадия и Фенечкой:

Молодые поселились в имении Кирсановых, и через некоторое время у Аркадия и Кати рождается сын Коля:

Подробнее об отношениях Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой

Внешность

В начале романа возраст Кати Локтевой около 20 лет, но внешне она выглядит на 18 лет. У нее темные волосы и глаза. Лицо несколько круглое, но приятное:

«Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.»— Глава XVI

«Глядя на нее, он только подумал: „А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна“.»— Глава XVI. Мысли Аркадия

У нее «прелестные ножки» и «большие, прекрасные руки» с белоснежными ладонями:

Автор не почти нечего не говорит о ее красоте, но несколько раз упоминает, что она была молода, застенчива и мила:

«Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь.»— Глава XVI

«Понемногу алая краска чуть-чуть выступила на ее щеки; но губы не улыбались, и темные глаза выражали недоумение и какое-то другое, пока еще безымянное чувство.»— Глава XXV

Также в романе упоминается, что у нее смуглая кожа:


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Дарья Белоусова в роли Кати ЛоктевойСериал «Отцы и дети», 2008 г.

Происхождение

Катя осталась на воспитании у своей старшей сестры, которая ее любила, но в силу характера была строга и холодна:

«Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала.»— Глава XVI

Вскоре Анна вышла за богатого человека по фамилии Одинцов, но спустя шесть лет он умер, оставив Анне большую часть своего состояния. Девушки проживали в достатке в имении Одинцовой, но в отличии от сестры, Катя была небогата:

«Да ведь я не богатая. Аркадий изумился и не сразу понял Катю. „ И в самом деле, имение-то все сестрино!“ — пришло ему в голову; эта мысль ему не была неприятна.»— Глава XXV

Сближение с Катей

Впадая в уныние от неразделенной любви к Одинцовой Аркадий все больше времени проводил с ее младшей сестрой Катей, которая «смутно понимала, что он искал какого-то утешения», и поддерживала его.:

В обществе Кати ему было легко и просто:

«Напротив, с Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал ей высказывать впечатления, возбужденные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали. С своей стороны, Катя не мешала ему грустить. Аркадию было хорошо с Катей, Одинцовой — с Базаровым, а потому обыкновенно случалось так: обе парочки, побыв немного вместе, расходились каждая в свою сторону, особенно во время прогулок.»— Глава XVII

Друзья прожили у Одинцовой более двух недель, и, после того как Базаров объяснился с Анной Сергеевной (они остались друзьями), молодые люди уехали.


КАТЯ ЛОКТЕВА АССОЦИАЦИИ

Аркадий Кирсанов и Катя Локтева

Свадьба

Спустя полгода после смерти Базарова Аркадий и Катя сыграли свадьбу:

Молодые поселились в имении Кирсановых. Фенечка и Павел Петрович полюбили невестку без памяти:

«Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович успел уже полюбить ее без памяти.»— Глава XXVIII

«Фенечка, Федосья Николаевна, после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку, и когда та садится за фортепьяно, рада целый день не отходить от нее.»— Глава XXVIII

Теперь жизненные идеалы Аркадия стали ближе к реальной жизни. Создав семью, Аркадий постепенно вошёл в дела имения, и благодаря его усилиям недавно построенная отцом «ферма» стала приносить доход:

«Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьине. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и ‚ферма‘ уже приносит довольно значительный доход.»— Глава XXVIII

Через некоторое время у Аркадия и Кати рождается сын Коля:

Все материалы по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Характеристика

Катя — скромная застенчивая девушка, но при этом у нее твердый характер:

«Иная барышня только от того и слывет умною, что умно вздыхает, а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет, — ну, да это так и следует.»— Глава XXVI

Она упряма и наблюдательна:

— О! я знаю: вы очень упрямы.— Упряма.— И наблюдательны.— Глава XXV

По мнению Аркадия она также умна, сильна и самостоятельна как и ее старшая сестра, но при этом более скрытна и скромна:

В тоже время Аркадий считает, что она пуглива и недоверчива:

Хотя автор упоминает, что Катя не робкая девушка, а скорее недоверчивая, хотя она и побаивается строгости воспитавшей ее сестры:

Также Аркадий отмечает некоторое тщеславие девушки искусно замаскированное под скромность:

Иногда Катя уходит в себя:

«Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое»— Глава XVI

Она любит музыку и играет на фортепиано, хотя не любит делать это публично:

Она также «обожает» природу:

«Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом; Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров.»— Глава XVII

У Кати Локтевой есть домашний питомец — борзая собака по кличке Фифи:

«Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку.»— Глава XVI

«В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием; на земле возле них поместилась Фифи, придав своему длинному телу тот изящный поворот, который у охотников слывет „русачьей полежкой“.»— Глава XXV

«Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед, и по темной дорожке, и по желтой спине Фифи, бледно-золотые пятна света»— Глава XXV

Помолвка

Окончательно осознав, что на самом деле он любит Катю, а не Одинцову, Аркадий признается ей в любви, и делает предложение:

Катя принимает предложение Аркадия быть его женой:

Аркадий также попросил благословения их брака у Анны Сергеевны, передав ей письмо:

«На следующий день, рано поутру, Анна Сергеевна велела позвать Базарова к себе в кабинет и с принужденным смехом подала ему сложенный листок почтовой бумаги. Это было письмо от Аркадия: он в нем просил руки ее сестры.»— Глава XXVI

Анна Сергеевна согласна выдать Катю замуж, но прежде она хочет узнать мнение отца Аркадия:

История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе “Отцы и дети”

Однажды на балу Аркадий Кирсанов знакомится с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Она приглашает Аркадия и его друга Евгения Базарова к себе в гости в имение. Друзья охотно принимают предложение и вскоре приезжают к ней в деревню.

Несколько недель Аркадий и Базаров проводят в деревне у Одинцовой. Оба приятеля влюбляются в Анну Сергеевну.

Одинцова проводит много времени с Базаровым. Аркадию она уделяет мало времени, потому что воспринимает его как младшего брата:

Из-за этого любовного треугольника Аркадий и Базаров отдаляются друг от друга:

Тем временем Аркадий сближается с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой. Аркадий много времени проводит с Катей. Ему легко и просто рядом с ней:

В конце концов влюбленность Аркадия к Одинцовой проходит. Он влюбляется в Катю и признается ей в любви. Он просит ее руки:

Спустя полгода после смерти Базарова Аркадий и Катя женятся, у них рождается сын Коля:

Это была история любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе “Отцы и дети” Тургенева: описание отношений героев в цитатах.

История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой является одной из любовных линий романа “Отцы и дети” Тургенева.

В этой статье представлена история любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе “Отцы и дети”: описание отношений героев в цитатах. Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Отцы и дети”

Характеристика героев романа “Отцы и дети” в таблице

Это была характеристика героев романа “Отцы и дети” Тургенева в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *