МБДОУ «Каменский детский сад»
Консультация для педагогов
Календарное планирование как форма организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
воспитатель Мигунова Н. В.
С. Каменки, 2017 год
Планирование – заблаговременное определение системы и последовательности осуществления образовательной работы в ДОО с указанием необходимых условий , средств, форм и методов.
Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программыВоспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми включает отрезки времени:
Планирование каждого конкретного отрезка времени в режиме дня имеет свои особенности.
– это спокойный режимный момент.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Утренний прием – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется работа с детьми по различным видам деятельности.
Распределение видов деятельности с детьми в утренние отрезки времени
Кроме представленных в циклограмме видов деятельности с детьми в утренние отрезки во все дни обязательно планируется
В младшей и средней группе достаточно планировать 3-4 вида деятельности, в старшей и подготовительной группе -4-6 видов в зависимости от детей группы.
В утренние отрезки планировать надо только знакомые для детей виды деятельности; нельзя планировать деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов; нежелательно планировать деятельность, предполагающую большую подготовку.
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская ФЕМП
планируется два раза в день (утром и вечером) с целью обеспечения высокой активной, содержательной, разнообразной, интересной деятельности и снятия утомления после занятий,
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. • Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Распределение видов деятельности на прогулке
Содержание прогулки включает в себя следующие формы работы:
На одной прогулке нет необходимости планировать все формы работы, но в то же время есть виды деятельности, требующие ежедневного внимания: наблюдения, подвижные игры, игровые упражнения на закрепление основных видов движений. Остальные формы работы с детьми можно планировать периодически. В циклограмме представлен примерный алгоритм планирования прогулки. Наблюдения планируются ежедневно на прогулке в первую половину дня, допускается планирование наблюдений и на прогулке во вторую половину дня, если в этом возникает необходимость. Программное содержание наблюдений ритмично чередуется: экскурсия (целевая прогулка) природоведческая, наблюдение за бытовыми объектами, наблюдение за природоведческими объектами, наблюдения за общественными явлениями, трудом взрослых. На прогулках планируется 3-4 новых подвижных игры в месяц. При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений: желательно, чтобы в течение месяца дети знакомились с подвижными играми на разные виды движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. В вечернюю прогулку не следует планировать игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. В этот отрезок времени целесообразно планировать игры средней и малой подвижности, игровые упражнения на закрепление основных видов движения, творческие игры детей и т.д. При планировании подвижных игр следует учитывать, что в дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание, ловля мяча и т.д.).в основных видах движения желательно организовывать индивидуально или по подгруппам ( с детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений), разной степени интенсивности, в зависимости от степени подвижности детей. При планировании игровых упражнений надо учитывать основные виды движений, которые использовались в подвижных играх: если подвижная игра была с бегом, то игровые упражнения можно планировать с метанием, прыжками, лазанием. В течение одного дня на прогулках желательно чтобы фигурировали различные виды основных движений. Остальные формы работы с детьми планируются на прогулках периодически, с учетом времени года и погодных условий, а также деятельности детей в течение дня. Если в содержании других режимных моментов уже присутствуют игры на развитие мелкой моторики, то на прогулке целесообразно взять тот вид деятельности, который еще не имеет своего места в календарном плане на этот день. В то же время имеется некоторая особенность планирования отдельных видов деятельности в режимные отрезки: например, трудовую деятельность с детьми желательно планировать на прогулке в первую половину дня, а творческие игры – на вечерней прогулке.
второй половины дня В вечернем отрезке времени Этот отрезок времени предполагает более спокойную деятельность, способствующую развитию творческих способностей детей, навыков взаимодействия со сверстниками. Программные задачи решаются через такие формы работы как: ознакомление с художественной литературой; разучивание рифмованных правил безопасного поведения; рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов; экскурсии, целевые прогулки; продуктивные виды детской деятельности (изготовление плакатов, макетов и т.д.); беседы с детьми (по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах); игровые тренинги (вызов по телефону необходимой службы помощи и т.д.).
Большое место в календарном плане в этот отрезок времени отводится
Распределение видов деятельности после сна
Распределение видов деятельности в вечерний отрезок времени
Обозначаются те виды деятельности, в которых ребенок испытывает трудности Поддержка индивидуальности заключается не только в поддержке ребенка в трудных ситуациях его развития, а так же выстраивается взаимодействие с ребенком в «зоне его ближайшего развития», создается его ситуация успеха в освоении культурных практик и видов деятельности.
Такие данные можно получить исходя из индивидуальной диагностики ребенка, она собственно и нужна, что бы в этой колонке простраивать индивидуальную программу каждого ребенка.
воспитание культурно-гигиенических навыков
ФЭМП и др.
Создание/организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы
Создать условия для развития детей в различных центрах
(указывается , чем дополняется среда для реализации запланировнного
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
• родительские собрания,
• консультации (индивидуальные, групповые),
• тематические выставки,
• эпизодические беседы с родителями,
• клубы по интересам,
• совместные праздники,
• развлечения и досуги,
• родительские посиделки,
• туристические походы
Итак, календарное планирование помогает педагогу равномерно распределить программный материал в течение месяца, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу, позволяет сосредоточить внимание на главных задачах реализации образовательной программы.
1. Савченко В. И. Новый подход к проверке календарного плана.//Методист.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА
Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования
Календарно-тематический план (далее – КТП) – это учебно-методический документ, составленный на основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, учебного плана и календарного учебного графика.
составления календарно-тематического плана являются:
– определение места каждой темы в годовом курсе и каждого занятия в теме;
– определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами годового курса.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Календарно-тематический план является обязательным документом педагога дополнительного образования и составляется на учебный год в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
КТП составляется педагогом самостоятельно с учётом часов, определенных учебным планом учреждения для освоения программного курса обучающимися объединения и утвержденной в установленном порядке дополнительной общеобразовательной
Календарно-тематический план составил педагог дополнительного образования
Дата ______________ Подпись _________________
общеразвивающей программой на бумажном и электронном носителях, и прилагается к рабочей программе педагога дополнительного образования. Корректировка календарно-тематического плана проводится по необходимости.
Утверждение КТП проходит следующие этапы:
1. Для согласования КТП педагоги в срок до 27 августа текущего года предоставляют методисту.
2. Методист совместно с заведующим отделом осуществляет проверку соответствия КТП установленным требованиям.
3. Общий контроль над подготовкой и окончательное согласование КТП осуществляет заместитель директора по УВР.
4. Утверждение КТП осуществляется приказом директора Центра от 01 сентября после рассмотрения на заседании Методического совета 30 или 31 августа.
КТП может быть скорректирован в течение учебного года в случае изменения расписания занятий или производственной необходимости образовательного учреждения. Изменения в КТП вносятся в соответствии с приказом директора об изменении расписания.
Структура и порядок оформления календарно-тематического планирования
КТП включает в себя следующие структурные элементы:
– титульный лист;
– пояснительная записка;
– календарно-тематический план;
– лист согласования.
(приложение 1) указывается образовательное учреждение, учебный год, название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, название объединения, год обучения, фамилия, имя, отчество педагога (полностью), реквизиты согласования и утверждения календарно-тематического плана.
(приложение 2) включает в себя:
– реквизиты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, на основе которой составлен КТП (название, направленность программы, дата утверждения, дата переутверждения, срок реализации);
– год обучения;
– количество учебных часов на группу в год, в неделю, на 1 занятие.
Календарный учебный график включает в себя:
– место проведения занятий (с указанием кабинета);
– время проведения занятий;
– дата начала и окончания учебных занятий.
В случае реализации программы в полном объёме до , в дни проведения занятий по расписанию проводятся мероприятия воспитательного характера, которые записываются в журнал учёта работы объединения на странице «Учёт массовой работы».
календарно-тематического плана (приложение 3):
– номер занятия;
– раздел, тема;
– количество часов: теория, практика, общее;
1. Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3. Дата утверждения________________
4. Дата переутверждения_____________
5. Срок реализации___________
6. Год обучения ______________
7. Количество учебных часов на группу в год__________
8. Количество учебных часов на группу в неделю______
9. Количество учебных часов на 1 занятие___________
Место проведения занятий (с указанием кабинета) ____________________________________________
Дата начала занятий: _________________
Дата окончания занятий: ______________
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Рассмотрен Согласован с Утвержден
на Методическом совете зам. директора по УВР приказом директора
и рекомендован к «_____»________20 г. от «____»________20 г. № __
утверждению _________ Н. С. Горохова ________Е. А. Лагутина
протокол № ___
от «_____»_______20 г.
на 2018-2019 учебный год
_____ года обучения
Педагог дополнительного образования –
– дата (число, месяц, год) по плану и дата по факту.
в КТП проставляется по порядку от 1 до номера, обозначающего общее количество занятий, запланированных на учебный год в данной группе из расчёта 36 учебных недель.
Например, 144 часов в год – 2 часа на одно занятие – 72 занятия; 216 часов в год – 2 часа на одно занятие – 108 занятий, а если 3 часа на одно занятие – 72 занятия и т.д.
планируется строго по учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Если количество часов на тему составляет более 4 часов, то темы занятий расписываются строго по содержанию программы. Темы занятий бывают теоретические и практические.
Если темы занятий планируются из разных разделов, то перед каждой темой прописывается номер раздела.
Темы занятий не должны быть сокращены, переименованы, увеличены. Они должны соответствовать учебно-тематическому плану и содержанию программы.
После планирования тем занятий необходимо установить даты их проведения по плану. Чтобы установить даты, необходимо строго пользоваться календарём, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Даты печатаются с сентября по май. Недопустимо проставление дат, не входящих в рамки расписания занятий, пропуск дат, проставление нерабочих праздничных дней. Если в течение года был факт переноса занятия по каким-либо причинам, больничный лист, то в КТП вносятся коррективы в виде уплотнения тем (объединение содержания пропущенных тем в одно или несколько занятий) и проставляется дата проведения занятия в графе
Все листы КТП должны быть пронумерованы.
На последнем листе (приложение 4) педагог проставляет свою подпись с расшифровкой и дату составления КТП, а методист, зав.отделом и зам.директора по УВР пишут свои замечания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
разделов и тем
Натуральные числа. Действия с
Знакомиться с историей развития арифметики;
сравнивать натуральные числа;
предлагать и обсуждать способы
Исследовать свойства натурального ряда; чисели
сложении и умножении;
Натуральные числа на
Изображать координатную прямую;
отмечать числа точками
на прямой; находить координаты точки;
Использовать правило округления натуральных чисел;
Выполнять арифметические действия с
числами; вычислять значения числовых выражений со
скобками и без скобок;
Свойства нуля при
свойства единицы при
сложения и умножения,
вычислениях переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения;
распределительное свойство умножения.
Формулировать и применять правила преобразования
числовых выражений основе свойств арифметических
Формулировать и применять правила преобразования;
Формулировать определения делителя и кратного;
называть делители и
разложения числа на простые множители; находить
от деления и
называть делители и кратные числа; применять алгоритм
остатки от деления и
распознавать простые и составные числа;
10, 3, 9.
делители и кратные числа; распознавать простые и
составные числа; формулировать и применять признаки
формулировать и применять признаки делимости
формулировать и применять признаки делимости на 3;
формулировать и применять признаки делимости на 9;
применять алгоритм разложения числа на простые
множители; находить остатки от деления и
Записывать произведение в виде степени; читать степени;
использовать терминологию (основание;
вычислять значения степеней;
Выполнять арифметические действия с натуральными;
вычислять значения числовых выражений со;
Выполнять прикидку и оценку значений числовых
выражений; предлагать и применять приёмы проверки
движение и покупки
Решать текстовые задачи арифметическим способом,
использовать зависимости между величинами (скорость,
время, расстояние; цена, количество, стоимость и
анализировать и осмысливать текст задачи,
переформулировать условие, извлекать необходимые
данные, устанавливать зависимости между величинами,
строить логическую цепочку рассуждений;
Наглядная геометрия. Линии
Распознавать чертежах; рисунках;
используя терминологию;
и изображать с помощью
прямую; отрезок; луч;
угол; ломаную;
окружность; Распознавать;
примеры объектов реального мира; имеющих форму
Распознавать чертежах;
и изображать с
примеры объектов реального мира;
Вычислять длины отрезков; ломаных;
Использовать линейку и транспортир как инструменты для
построения и измерения: измерять длину от резка;
величину угла; строить отрезок заданной длины;
отрезки; строить окружность заданного радиуса;;
Изображать конфигурации геометрических фигур
клетчатой бумаге; предлагать; описывать и обсуждать
Распознавать и изображать нелинованной
сравнивать углы; Вычислять длины отрезков; ломаных;
для построения и измерения: измерять длину от резка;
прямую; отрезок; луч; угол;
величины; откладывать циркулем
Понимать и использовать при решении задач
между единицами метрической системы мер; знакомиться
с неметрическими системами мер; выражать длину в
различных единицах измерения;
конфигурации; используя цифровые ресурсы;
«Линии на плоскости»
Моделировать в графической;
помощью компьютера понятия и свойства;
сравнивать обыкновенные дроби;
дроби точками координатной
координатную прямую для сравнения
Распознавать истинные и ложные высказывания о дробях;
приводить примеры и контрпримеры;
аписывать с помощью букв
свойство обыкновенной дроби; использовать основное;
свойство дроби для сокращения дробей и
дробями; применять свойства арифметических действий
для рационализации вычислений;
оценку результата вычислений; предлагать и
приёмы проверки вычислений;
том числе с
Представлять смешанную дробь в виде неправильной и
выделять целую часть числа неправильной дроби;;
Решать текстовые задачи; содержащие дробные данные;
и задачи нахождение части целого и целого его
части; выявлять сходства и различия;
ход решения задачи с помощью
оценивать различные решения; записи
Критически оценивать полученный результат;
задачи нахождение части целого и целого его части;
решения задачи с помощью рисунка;
записи решений текстовых задач; Критически оценивать
проверяя ответ на
Знакомиться с историей развития арифметики;;
Наглядная геометрия. Многоугольники
помощью чертёжных инструментов и
моделировать бумаги многоугольники;
Конструировать математические предложения с
Приводить примеры объектов реального мира;
форму многоугольника; прямоугольника;
оценивать их линейные размеры; Вычислять: периметр
Строить нелинованной и клетчатой бумаге квадрат и
прямоугольник с заданными длинами сторон;
Исследовать свойства прямоугольника;
эксперимента; наблюдения; измерения; моделирования;
сравнивать свойства квадрата и прямоугольника
Использовать свойства квадратной сетки для построения;
фигур; разбивать прямоугольник на квадраты;
треугольники; составлять фигуры из квадратов и
фигуры прямоугольники и квадраты и
Выражать величину площади в
единицах; измерения метрической системы мер;
метрическими единицами измерения площади;
Знакомиться с примерами применения
Вычислять: периметр треугольника;
многоугольника; площадь прямоугольника;
Проводить исследования свойств десятичных дробей;
опираясь числовые эксперименты том числе с
выдвигать гипотезы и приводить их;
Выполнять арифметические действия с десятичными
дробями; выполнять прикидку и оценку результата
вычислений;; Применять свойства арифметических
действий для; рационализации вычислений;
Применять правило округления десятичных дробей;;
нахождение части целого и целого его части; выявлять
их сходства и различия;
Моделировать ход решения задачи с
ошибки; Знакомиться с историей развития арифметики;
Раздел Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве
используя терминологию; оценивать линейные размеры;
форму многогранник прямоугольного параллелепипеда;
Распознавать и изображать развёртки куба и
параллелепипеда; Решать задачи реальной жизни;
форму многогранника; прямоугольного параллелепипеда;
Распознавать чертежах; рисунках; в
прямоугольный параллелепипед; куб;
Изображать куб клетчатой бумаге; Исследовать
свойства куба; прямоугольного параллелепипеда;
Моделировать куб и параллелепипед бумаги и
объяснять способ моделирования;
вычислять площадь поверхности;
объём куба; прямоугольного параллелепипеда;
исследовать; зависимость объёма куба от длины его ребра;
выдвигать и обосновывать гипотезу;
Наблюдать и проводить аналогии
строить высказывания и отрицания высказываний;
«Тела и фигуры в
Повторение и обобщение
курса 5 класса,
Вычислять значения выражений; содержащих
натуральные числа; обыкновенные и десятичные дроби;
Выбирать способ сравнения чисел;
свойства арифметических действий для
вычислений; Осуществлять самоконтроль выполняемых
действий и; самопроверку результата вычислений;
применять математические знания для решения задач
других учебных предметов; Решать задачи разными
способами; сравнивать способы решения задачи;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
округление натуральных
Свойства нуля при сложении
единицы при умножении.
Признаки делимости на 2,
Делители и кратные числа,
разложение числа на
делимости на 2, 5, 10, 3, 9».
Степень с натуральным
Решение текстовых задач
действия, на движение и
задач на все арифметические
Точка, прямая, отрезок,
Измерение длины отрезка,
«Построение узора из
Прямой, острый, тупой и
Правильные и неправильные
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Решение текстовых задач,
КР №8 «
Применение букв для записи
прямоугольника с заданными
Площадь и периметр
Объём куба, прямоугольного
КР №13 «Тела и фигуры в
понятий и методов курса 5
Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится
Кратным натуральному числуназывают натуральное число, которое делится без
Определение простого числа: Простым числом называется такое натуральное число,
которое имеет только два делителя единицу и само это число.
Определение составного числа: Составным числом называется такое натуральное
число, которое имеет более двух делителей.
Число 1 имеет только один делитель: единицу. Поэтому не является ни простым, ни
Делител натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.; под редакцией Подольского В. Е. Математика, 5 класс,
Общество с ограниченной ответственностью “Издательский центр
общество “Издательство Просвещение”;
1. Автор Буцко Е. В., Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Серия Линия УМК Мерзляка. Математика
(5-6) Класс 5 класс Предмет Математика Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация “Российский
учебник” Вид продукции Методическое пособие
2. Автор Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Серия Линия УМК А. Г. Мерзляка. Математика (5
6) Класс 5 класс Предмет Математика Издательство ВЕНТАНАГРАФ, корпорация “Российский
учебник” Вид продукции Рабочая тетрадь
3. Автор Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Серия Линия УМК А. Г. Мерзляка. Математика (5
4. Автор Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М. Серия Линия УМК А. Г. Мерзляка.
Математика
Класс 5 класс Предмет Математика Издательство ВЕНТАНАГРАФ, корпорация
“Российский учебник” Название: Дидактические материалы
5. Автор Буцко Е. В. Серия Линия УМК А. Г. Мерзляка. Математика -6) Класскласс
Математика Издательство ВЕНТАНАГРАФ, корпорация “Российский учебник” Название:
6. Электронное учебное пособие к учебнику математики для 5 класса А. Г. Мерзляка и др.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
1. Министерство образования РФ: http://www.infonnika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.;
3. . Новые технологии в
4. Путеводитель «В мире науки» для
5. Мегаэнциклопедия Кирилла и
6. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI ; http://www.encyclopedia.ru1.
Диапроектор или графопроектор (оверхэд)
Экран (на штативе или навесной)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений