1) Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки любого организма?
Дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ, раздражение.
2) В процессе обмена веществ через клетку осуществляется постоянный ток веществ и энергии, сопровождающийся их превращениями. Что произойдёт, если этот процесс будет нарушен?
3. Рассмотрите в учебнике рисунок 20 «Рост растительной клетки».
1) Опишите, что происходит с растительной клеткой по мере её роста и развития. Увеличиваются её размеры и размеры вакуолей.2) За счёт чего происходит увеличение объёма клетки, если известно, что количество цитоплазмы остаётся неизменным?Увеличиваются вакуоли – органоиды, в которых накапливается клеточный сок.
4) Рассмотрите рисунок, на котором изображены молодая и старая растительные клетки. Определите и подпишите на рисунке названия основных структурных элементов данных клеток.
Ответьте на вопросы:
1) В чем заключается различие этих клеток?
2) Какое значение имеют поры (поровые каналы) для растительной клетки?
Обмен веществ со средой и другими клетками, связь с другими клетками
3) Какую роль играют хлоропласты и вакуоли в жизни растительной клетки?
В вакуоле хранится клеточнй сок, хлоропласты синтезируют органику из неорганики, т.е. питают клетку
5) Поведите наблюдения за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи. Сделайте выводы о влиянии изменений условий среды на клетку (описание опытов см. в учебнике, с. 38).
В зависимости от условий цитоплазма может двигаться либо быстрее, либо медленнее.
1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки любого организма?Рост, обмен веществ, деление.
2. В процессе обмена веществ через клетку осуществляется постоянный ток веществ и энергии, сопровождающийся их превращениями. Что произойдет, если этот процесс будет нарушен?
Клетка лишится питательных веществ и умрет.
1) Опишите, что происходит с растительной клеткой по мере ее роста и развития. Клетка увеличивается.2) За счет чего происходит увеличение объема клетки, если известно, что количество цитоплазмы остается неизменным?Увеличивается размер вакуолей, поскольку увеличивается количество клеточного сока, хранящегося в них.
4. Рассмотрите рисунок, на котором изображены молодая и старая растительная клетки. Определите и подпишите на рисунке названия основных структурных элементов данных клеток.
Ответьте на вопросы:1) В чем заключается различие в строении этих клеток?В старой клетке вакуоль большая, в молодой много небольших. В старой клетке ядро смещено к мембране, в молодой расположено ближе к центру.2) Какое значение имеют поры (поровые каналы) для растительной клетки?Благодаря им клетка дышит и взаимодействует с другими клетками.3) Какую роль играют хлоропласты и вакуоли в жизни растительной клетки?Хлоропласты обеспечивают фотосинтез, а вакуоли содержат клеточный сок. В нем хранится запас питательных веществ для клетки.
5. Проведите наблюдения за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи. Сделайте выводы о влиянии изменений условий среды на клетку (описание опытов см. в учебнике, с. 38).
На движение цитоплазмы в клетках влияют факторы окружающей среды.
Вопрос 1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки любого организма?
Для любого организма характерно питание, рост и развитие, дыхание, размножение, выделение, обмен веществ и энергией.
Вопрос 2. В процессе обмена веществ через клетку осуществляется постоянный ток веществ и энергии, сопровождающийся их превращениями. Что произойдёт, если этот процесс будет нарушен?
В процессе обмена веществ нужные клетке вещества поступают в нее, а продукты метаболизма (ненужные вещества) выводятся из клетки. Если этот процесс будет нарушен, то существование клетки будет под угрозой. Она будет отравлять саму себя продуктами своей жизнедеятельности, а вместе с этим в клетку не будут поступать питательные вещества.
Вопрос 3. Рассмотрите в учебнике рисунок 20 «Рост растительной клетки».
1) Опишите, что происходит с растительной клеткой по мере её роста и развития.
По мере роста растительной клетки происходи ее увеличение в размерах и слияние вакуолей в одну большую.
*2) За счёт чего происходит увеличение объёма клетки, если известно, что количество цитоплазмы остаётся неизменным?
Происходит увеличение органоидов клетке, что в свою очередь ведёт к увеличению объёма. Например увеличение вакуоли.
Вопрос 3. Рассмотрите рисунок, на котором изображены молодая и старая растительные клетки. Определите и подпишите на рисунке названия основных структурных элементов данных клеток.
Структурные элементы клетки:
– клеточная стенка
1) В чём заключается различие в строении этих клеток?
В молодой растительной клетке присутствует одна большая вакуоль с клеточным соком, а в старой много маленьких.
2) Какое значение имеют поры (поровые каналы) для растительной клетки?
Именно через поры из растительной клетки выделяется вода, что не допускает перегрева листовой пластины.
В хлоропластах на солнечном свету происходит процесс фотосинтеза, в результате которого образуются питательные вещества и кислород. Вакуоли являются кладовыми питательных веществ, так как в них содержится клеточный сок.
Вопросы после параграфа
1. Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетке?
Во всех клетках протекают такие процессы жизнедеятельности, как: дыхание и питание, рост и размножение, обмен веществ.
В каждой живой клетке постоянно протекают сложные и многообразные процессы и реакции, которые необходимы для ее полноценной жизнедеятельности и обеспечения функционирования всего организма.
2. Что такое раздражимость?
Раздражимость – это способность живых организмов к реакциям в ответ на воздействия факторов внутренней или внешней среды. Реакции происходят в виде изменения физико-химических и физиологических свойств. Например, одноклеточные организмы в ответ на изменения окружающей среды могут менять форму своего тела, покидать места с неблагоприятными для их обитания условиями, менять направление движения и т.д.
3. Как происходит деление клеток?
Деление клетки представляет собой сложный процесс образования из одной родительской клетки двух и более дочерних клеток, который является частью большого клеточного цикла.
У эукариот различают два типа деления клеток: вегетативное (каждая дочерняя клетка генетически идентична родительской клетке – митоз) и репродуктивное (количество хромосом в дочерней клетки вдове снижено для производства гаметы – мейоз).
Клетки у прокариот делятся надвое. Сначала в клетке увеличивается ядро, в котором становятся хорошо заметными хромосомы, содержащие и передающие наследственные признаки от родительского организма дочерним. Сама клетка начинает увеличиваться в размерах, происходит синтез белка, образование одномембранных органоид и рибосом. В результате каждая хромосома копирует себя, за счет чего образуются хроматиды, которые расходятся в разные полюса клетки. Таким образом, в ядре каждой новой клетки оказывается столько хромосом, сколько их было в материнской клетке.
Далее в центре материнской клетки образуется перегородка из клеточной мембраны. Все содержимое цитоплазмы также равномерно делится между двумя новыми клетками. Так образуется две дочерние клетки с полным набором органоид.
Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?
Наличие в двух новых клетках такого же количества хромосом, сколько и в материнской клетке, обеспечивает наследственное сходство между собой путем сохранения исходного генетического материала.
№ 1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
Клеточная мембрана выполняет несколько функций:
№ 2. Для каких клеток характерна оболочка (клеточная стенка)? Какова её роль?
Оболочка или клеточная стенка характерна для строения клеток бактерий, грибов, растений. Она располагается снаружи от цитоплазматической мембраны, является своеобразным скелетом клетки и выполняет защитную, структурную (определяет форму), транспортную (проницаема для воды, солей и большинства органических веществ) функции.
№ 3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
Генетический аппарат является в клетке важной составляющей, которая контролирует все процессы жизнедеятельности, а также определяет ее способность к самовоспроизведению.
№ 4. Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?
Клетки растут, дышат и питаются, способны к размножению. В них происходят активные процессы обмена веществ: образование, поглощение, расщепление и выделение.
№ 5. В чём заключается принципиальное отличие в строении клеток бактерий и клеток других организмов?
Клетки бактерий по сравнению с клетками других организмов имеют наиболее простое строение. Также они меньше по размерам – около 0,001 мм, а потому трудно различимы даже через световой микроскоп.
Клетку окружает капсула, которая защищает ее внутренность от внешней среды. Для свободноживущих бактериальных клеток характерно наличие жгутиков и ворсинок, которые нужны для передвижения.
Клеточная стенка у бактерий содержит пептидогликан, а по химическому составу их клеточные мембраны разнообразнее мембран эукариотических клеток. В отличие от последних бактериальные клетки не имеют ограниченного оболочкой ядра и каких-либо мембранных органелл. Но вместе с тем у некоторых бактерий есть клеточные структуры, которые не имеют аналогов в других доменах.
№ 6. Какие организмы относят к доядерным, а какие — к ядерным? Объясните почему. Приведите примеры.
К доядерным или прокариотам относят организмы, клетки у которых не имеют ядра. Это микоплазмы, бактерии (цианобактерии), сине-зеленые водоросли. К ядерным или эукариотам относят организмы, клетки у которых имеют ядро. Это такие живые организмы, как грибы (лисички), растения (роза), животные (волк).
О чём свидетельствует сходство в строении и жизнедеятельности всех клеток?
Сходство в строении (общий план строения, наличие органелл и т.д.) и жизнедеятельность всех клеток у разных организмов может свидетельствовать только о единстве происхождения живых организмов на нашей планете.
№ 1. Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?
Жизнедеятельность – это совокупность процессов, которые протекают в живых организмах, служат для поддержания в них жизни и являются проявлениями жизни. Проявлением или результатом их являются свойства жизни.
К процессам жизнедеятельности относятся: дыхание и питание, развитие и рост, выделение и раздражение, и прочее. Несмотря на то, что общие принципы протекания всех процессов едины для разных организмов, все-таки есть отличия, которые связаны, в первую очередь, с особенностями строения и образом жизни того или иного организма.
№ 2. В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?
Процесс питания является значимым для жизнедеятельности организмов. Благодаря ему организмы получают питательные и полезные вещества, которые необходимы им для движения, роста и развития, размножения, а также других процессов жизнедеятельности. Поступая в организм, продукты питания в процессе пищеварения перерабатываются. Из них образуются новые вещества, которые живые организмы и используют для построения своего тела в процессе его роста и развития.
Например, животные поглощают органические и небольшое количество неорганических веществ. Отдельно различают растительноядных (те, которые питаются только растениями), хищников (те, которые питаются только животными) и всеядных (те, которые питаются и животной, и растительной пищей) животных.
Человек питается разнообразной пищей, в состав которой входит большое количество углеводов, белков, жиров, воды и минеральных солей, необходимых для поддержания здорового состояния и функционирования его организма.
Питание растений отличается от питания животных и человека. Они поглощают только воду, растворенные в ней минеральные вещества и углекислый газ. А вот органические вещества, используя энергию солнца, вырабатывают сами.
№ 3. Какую роль играет дыхание в жизни организмов?
Дыхание является основной формой диссимиляции у растений, животных и многих микроорганизмов. Это физиологический процесс, который позволяет обеспечить нормальное течение метаболизма у живых организмов и способствует поддержанию постоянства внутренней среды (гомеостаза), поглощая из окружающей среды кислород, а выводя в нее часть продуктов метаболизма в газообразном состоянии.
№ 4. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ или метаболизм – это химическая реакция, которая возникает и протекает в живом организме и необходима для поддержания жизни в нем. Она включает дыхание, питание и выделение продуктов обмена во внешнюю среду. Обмен веществ у одноклеточных организмов протекает в одной-единственной клетке. У многоклеточных – в структурах практически всех уровней организации их организма (от клетки до системы органов).
№ 5. Какое значение имеет размножение?
Размножение – это способность всех живых организмов к воспроизведению себе подобных (рождение потомства). Существует два способа размножения – половое (происходит при участии двух родительских особей и с образованием гамет) и бесполое (происходит без образования гамет и при участии только одной родительской особи).
Главное значение размножения заключается в обеспечении самовоспроизведения живых организмов, которое необходимо для существования вида. В его основе лежит генетическая информация, которая зашифрована в ДНК.
Вопрос 1. Каково строение животной клетки?
По форме, строению и функциям клетки чрезвычайно разнообразны, но по структуре они сходны. Каждая клетка обособлена от других клеточной мембраной. Подавляющее число клеток имеют цитоплазму и ядро.
Вопрос 2. Какую функцию выполняют хромосомы?
В ядре находятся хромосомы, основа которых — молекулы ДНК. В этих молекулах закодирована вся наследственная информация организма.
Вопрос 3. Как происходит деление клетки?
Деление клетки — сложный процесс. При подготовке к делению каждая молекула ДНК удваивается. В результате в хромосоме оказывается рядом пара одинаковых молекул ДНК, которые потом станут самостоятельными хромосомами дочерних клеток.
Перед делением ядро разбухает и увеличивается в размерах. Хромосомы скручиваются в спираль и становятся различимыми в оптический микроскоп. Ядерная оболочка исчезает. Центриоли клеточного центра удваиваются, расходятся к противоположным полюсам клетки, и между ними формируются нити веретена деления.
В следующей фазе деления хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки. Парные молекулы ДНК каждой хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления. Вскоре нити веретена деления начинают оттягивать парные молекулы ДНК к противоположным полюсам. Образуется два новых набора, состоящих из одинаковых хромосом и, следовательно, одинаковых генов. Хромосомы дочерних клеток образуют клубки. Вокруг них синтезируется ядерная оболочка, образуется ядро. Скрученные ранее в спираль хромосомы полностью раскручиваются и перестают быть видимыми. Одновременно с расхождением хромосом органоиды приблизительно равномерно распределяются по двум полюсам. Затем клеточная мембрана впячивается внутрь, и цитоплазма клетки делится путём перетяжки. Образуются две дочерние клетки.
Вопрос 1. Какие функции выполняет клеточная мембрана?
Наружная клеточная мембрана легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Такая избирательная проницаемость клеточной мембраны носит название полупроницаемости. Через клеточную мембрану клетка получает воду, питательные вещества, кислород, ионы, через неё удаляются продукты клеточного обмена. Клеточная мембрана обеспечивает также взаимодействие клетки с окружающей средой и с другими клетками.
Вопрос 2. Каковы функции ядра и ядрышка?
Ядро отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой. В нём можно обнаружить ядрышко — место сборки рибосом, важнейших органоидов клетки.
Вопрос 3. Сколько хромосом имеют половые клетки человека — сперматозоид и яйцеклетка? Как вы думаете, почему число хромосом в половых клетках вдвое меньше, чем в клетках тела?
В половых клетках (яйцеклетках и сперматозоидах) по 23 хромосомы (половинный набор). При слиянии женской и мужской клетки получается полный набор хромосом – 46 хромосом.
Вопрос 4. Назовите основные органоиды клетки.
К основным органоидам клетки относятся ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, эндоплазматическая сеть, лизосомы, клеточный центр.
Вопрос 5. Какие процессы жизнедеятельности характерны для большинства клеток человеческого организма?
Для большинства клеток человеческого организма характерны процессы питания, выделения, рост и развитие, дыхания и размножения путем деления.
Вопрос 6. Какие органоиды, характерные для клеток других организмов, отсутствуют в клетках человека? С чем связаны эти отличия?
В клетках человека отсутствуют пластиды – хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Это связано с тем, что клетки человека не могут участвовать в процессе фотосинтеза.
Вопрос 7. Объясните, чем отличаются рост и развитие клеток.
Ростом называют увеличение размеров и массы клетки, а развитием клетки — её возрастные изменения, в том числе и достижение ею способности полностью выполнять свои функции.
1. Сравните внешнюю и внутреннюю среду организма человека. В чём их сходство и отличия?
Внутренняя среда организма человека характеризуется постоянством химического состава и физическими свойствами. А внешняя среда человека очень изменчива и непостоянна.
2. В стиральные порошки иногда добавляют ферменты. Будут ли они действовать при кипячении белья и после него? Ответ поясните.
Ферменты – это белки по своей природе. При нагревании белок разрушается, поэтому порошок с ферментами не будет эффективно действовать как во время кипячения, так и после него.
3. Составьте и заполните таблицу «Основные органоиды и структуры клетки: строение и функции».