КАКОЙ КРИТЕРИЙ НЕ ОТНОСИТСЯ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ

В
технико-эстетических видах спорта
Зрелищность упражнения определяется
его оригинальностью, широтой движений,
сменой темпа, характера движений, эмоциональных 
нюансов, согласованностью работы и 
высоким индивидуальным мастерством.

Зрелищность
спортивного выступления формируется 
в процессе двигательной деятельности
спортсмена и актуализируется в 
ситуациях, предполагающих наличие 
источника эстетической информации
(т.е. спортсмена) и воспринимающего 
субъекта (судьей, зрителей).

Значительный 
зрелищный эффект создают увеличение
амплитуды движений, замена статических 
элементов скоростно-силовыми, включение 
в упражнение большого количества прыжков.

Зрелищность
во многом зависит от соблюдения требований
к основным закономерностям построения
композиций, т.е. от содержания упражнения.
Однако исполнение композиции, составленной
на высоком качественном уровне, может
быть недостаточно технически совершенным,
что мешает созданию зрелищности.

Эффектность,
производящая значительное
впечатление, эффект.

Представляется,
что по своему смыслу это понятие 
близко к понятию зрелищности. Однако
если зрелищность является характеристикой 
всего упражнения, то эффектность 
чаще всего характеризует отдельные 
моменты выступлений.

Гармоничность,
характеризующаяся стройным сочетанием,
согласованностью, слаженностью, взаимным
соответствием разных качеств, предметов,
явлений, частей целого.

Гармония 
входит в состав наиболее общих эстетических
категорий, является одним из существенных
признаков прекрасного и имеет 
объективные основы. В искусстве 
под гармонией понимают органическую
взаимосвязь всех компонентов художественного 
произведения.

В
спорте под гармонией движений понимают
особенности двигательного акта,
обусловленные наилучшим соотношением,
установленным между его составными
элементами, и характеризующиеся 
эстетическим эффектом. Гармония исполнительского
мастерства связана с уровнем 
техничности спортсмена и индивидуальными 
особенностями его личности. Она 
определяет красоту, художественность
исполнения упражнений и является связующим 
звеном всех компонентов красоты 
движений.

Естественность,
которая определяется через такие характеристики,
как легкость, непринужденность, отсутствие
натянутости, непосредственность, простота.

В
искусстве хореографии естественными 
считаются движения, совершающиеся 
по законам естественной природы 
человека. Чтобы выполнять движения
естественно, необходимо всегда оста­ваться 
самим собой, не допускать чрезмерных
эмоционально-пластических акцентов,
напыщенности (вычурности).

В
физической культуре естественными 
называют движения, произвольно реализуемые 
человеком в повседневной жизни,
— ходьбу, бег и т.п., которые 
являются основой, фундаментом для 
развития более сложных двигательных
функций.

Естественность 
исполнения упражнения в художественной
гимнастике определяется проявлением 
истинных черт спортсменки, ее индивидуальности,
раскрепощенностью в движениях. Отсутствие
излишнего напряжения в движениях характеризует
естественность исполнения в спортивной
гимнастике.

Естественность 
как качество исполнительского мастерства
в гимнастике связана с выполнением 
достаточно сложных двигательных действий
без видимых усилий, на высоком 
уровне техничности, естественности в 
проявлении индивидуальных особенностей
и выражении эмоций движениями.

Художественность.
Художественным является то, что очень
искусно, красиво, изящно, выполнено в
соответствии с требованиями искусства,
артистически, эстетически,

В
искусстве художественность в узком 
смысле слова определяет степень 
эмоционально-эстетического воздействия 
произведения на людей и представляет
собой совокупность доведенных автором 
до совершенства качеств, присущих данному 
произведению. Истинно художественное
произведение характеризуется глубиной,
оригинальностью замысла и совершенством 
формы его выражения, четкостью 
построения. Художественность в конечном
счете определяет такие качественные
характеристики произведения искусства,
как красота, гармония, выразительность,
целостность, точность, законченность.
В спорте под художественными 
движениями понимается си­стема физических
упражнений, преимущественно танцевального 
характера, отличающихся ритмичностью,
пластичностью, выразительностью, особой
утонченностью движений, органической
связью с музыкой.

Яркий
— выделяющийся среди других по силе,
воздействию и т.п., выдающийся в каком-либо
отношении, производящий сильное впечатление
своей убедительностью, выразительностью
и т.п.

По 
своему содержанию данное понятие приближается
к таким рассмотренным выше характеристикам 
исполнительского мастерства, как зрелищность 
и эффектность. В связи с этим
яркость рассматривается как 
адекватное им.

Техничность.
Как известно, техническое совершенство
движений является основным компонентом
исполнительского мастерства в гимнастике.

Техника
упражнений в гимнастике определяется
как вариант решения двигательной
задачи, выбранный исполнителем произвольно 
или вынужденно, как способ реализации
механизма движения, как определенная
рациональная структура, последовательность
и подчиненность отдельных признаков 
движений.

Под
техничностью как качеством исполнительского
мастерства понимается система действий
спортсмена, соответствующая современным 
представлениям об образцовой технике
исполнения, обеспечивающая максимальную
эффективность его движений, уровень владения
совокупностью необходимых двигательных
навыков.

В
силу особых требований, предъявляемых 
к форме движений, в гимнастике
качество техники во многом зависит 
от уровня хореографической подготовленности,
культуры движений, рациональности, точности
и чистоты.

В
качестве критерия технической подготовленности
гимнастов может выступать умение
легко и красиво двигаться, поскольку 
отсутствие эстетичности в реализованной 
технике упражнения обычно свидетельствует 
о наличии двигательных ошибок.

Выразительность.
В общепринятом смысле под выразительностью
понимают способность выражать мысль,
чувство, настроение. Иногда выразительность
движения определяется как выполнение
упражнения с эмоциональным отражением
замысла и особенностей движений.

Понимание
сущности выразительности требует 
выявления ее структуры, природы 
образующих ее элементов, раскрытия 
связей между этими элементами. Выделяют
следующие компоненты выразительности 
исполнения в художественной гимнастике:
соответствие движений характеру музыки,
логическую правдивость поз, эмоциональную 
насыщенность упражнения. Основными 
предпосылками обеспечения эмоциональной 
выразительности в технико-эстетических
видах спорта являются музыкальное 
сопровождение и его субъективное
эмоциональное переживание исполнителем.
Последнее связано с двигательной
интерпретацией музыки, нюансами движений
(торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно 
и т. п.), достигаемыми соответствующей 
регуляцией движений и дозировкой усилий.

Проявление 
выразительности движений возможно
на основе правильного подбора музыки,
соответствующей движениям, техническим 
возможностям и индивидуальности гимнасток.
Выразительность должна гармонично
сочетаться с действиями, решающими 
спортивно-техническую часть двигательной
задачи. Более того, выразительность 
движений невозможна без высокого уровня
техники и культуры движений, а 
в соответствии с характером аккомпанемента
усложняет дви­гательную задачу
спортсмена. Однако технически грамотное 
выполнение не всегда бывает выразительным.

Таким
образом, выразительность исполнения
достигается отражением в движениях 
эмоциональных особенностей и характера 
музыкального аккомпанемента, что совпадает 
с мнениями большинства специалистов
по технико-эстетическим видам спорта.

Музыкальность
как качество исполнения упражнения в
технико-эстетических видах спорта, связанная
с проявлением определенных способностей
спортсменов в этой области.

Как
известно, музыкальный человек — 
это способный к музыке, тонко 
понимающий ее. Основным признаком 
музыкальности является переживание 
музыки как выражение ее содержания.

Определяя
музыкальность в художественной
гимнастике, специалисты выделяют ее
основные компоненты: соответствие движений
характеру музыки, соблюдение темпа,
заданного композитором, и ритма 
произведения.

Важнейшими 
ориентирами для изменения характера 
движений служат основные средства музыкальной 
выразительности (мелодия, гармония, полифония,
композиция) и нюансы музыкальных 
произведений (его динамические оттенки,
ритмический рисунок, темп).

Хореографичность,
представляющая собой характеристику
исполнительского мастерства, связанную
с соответствием движений рук, ног, туловища
и осанки принятым внешним нормам.

Как
известно, в основе вольных упражнений
гимнастики лежат движения, базирующиеся
на системе классического танца,
которая складывалась в течение 
многих лет путем отбора определенных
положений и движений, обладающих
законченностью, выразительностью и 
представляющих эстетическую ценность.
Эти движения связаны с разработкой 
основных позиций ног, рук, корпуса,
головы и должны соответствовать 
вполне определенным требованиям: сохранению
вертикального положения туловища,
умению «держать спину», опустить плечи,
сомкнуть лопатки, подобрать живот,
сохранять выворотность в положениях
ног.

Высокий
уровень развития этого качества
позволяет демонстрировать в 
упражнении культуру движений в соответствии
с канонами классического, народного 
и характерного танцев и достигается 
в процессе хореографической подготовки.
Последняя в гимнастике представляет
собой систему упражнений и методов 
воздействия, направленных на воспитание
двигательной культуры гимнасток, на расширение
арсенала их выразительных средств.
Занятия хореографией формируют 
правильную постановку частей тела, учат
выразительно работать ими, помогают развить 
двигательные спо­собности, пластичность,
музыкальность, ритмичность и многие
другие качества.

Артистичность.
В общепринятом понимании артистичный
— это отличающийся искусством исполнения,
художественным вкусом.

В
искусстве под артистичностью подразумевают 
способность непосредственно воздействовать
и заражать своим искусством других
людей. Основными ее компонентами считаются 
внешняя выразительность (тело и 
голос), заразительность эмоций, чувство 
такта, «художественное чутье».

Специфика
проявления артистичности в технико-эстетических
видах спорта имеет свои особенности.
Например, в художественной гимнастике
артистизм понимается как совершенство,
законченность, выразительность, изящество,
самобытность выполнения движений и 
упражнения в целом.

В
соответствии с правилами соревнований
по художественной гимнастике ошибками
в проявлении артистичности являются:
недостаток легкости, уверенности, элегантности,
неловкие, угловатые движения, незаконченное,
натянутое исполнение, оставляющее 
плохое впечатление.

Культура 
движений. Данное понятие является
специфическим для технико-эстетических
видов спорта. Ряд авторов понимают культуру
движения в широком смысле слова. Компонентами
этого понятия они считают технику и школу
исполнения упражнений, манеру держаться,
осанку, музыкальность, выразительность,
точность, умение в нужный момент изменять
направление, амплитуду, скорость, темп,
ритм движений, динамичность, элегантность,
пластичность, легкость.

Другие 
считают культуру движений более 
узким понятием, определяющимся правильной
осанкой, точностью в положениях
рук, головы, туловища, оттянутыми носками 
и выпрямленными коленями.

В
определении данной характеристики
интересно мнение В. Б. Коренберга, который 
отмечает, что культура движений — 
комплексная характеристика исполнительского
мастерства, отражающаяся на оценке внешнего
рисунка движений и взаимосвязанная 
с техническим мастерством. По его 
мнению, культура движений включает в 
себя характеристики отдельных деталей,
целесообразности движений, эстетической
стороны выступления, осанку, «чистоту»,
выразительность и достигается 
выполнением таких деталей, которые 
лишь украшают упражнение, не определяя 
его технического совершенства. Эти 
детали автор называет фоновыми двигательными 
действиями, которые по сравнению 
с техническими действиями существенно 
не влияют на энергетику выполнения упражнений,
на управление движениями и на работоспособность 
спортсменов. Они значимы только
с точки зрения эстетики и включают
особенности позы, ориентации тела
в пространстве, телодвижений, передвижений,
тонизации мышц, ритма.

Эстетическое 
начало присуще всем видам спорта
как проявление совершенства физической
природы человека, однако в таких 
видах спорта, как фигурное катание 
на коньках, спортивная и художественная
гимнастика, прыжки в воду и акробатика,
прыжки на батуте, и в более молодых,
таких, как фигурное катание на водных
лыжах, синхронное плавание, фристайл,
мера эстетичности максимальна уже 
в силу определенной направленности
правил.

В
этих видах оценка совершенства исполнения
упражнений не ставится в зависимость 
от объективно измеряемых физических
величин — метров, секунд, килограммов,
а производится субъективно — 
судьями-арбитрами, оценивающими спортивные
выступления визуально, не опираясь
на показания измерительных приборов.

Повышение
трудностей произвольных композиций в 
технико-эстетических видах спорта
все чаще ставит судей-оценщиков 
в затруднительное положение. Все 
большее число  спортсменов включают
в свою произвольную программу максимум
элементов высшей трудности и 
выполняют их технически совершенно.
При такой ситуации лишь эстетическая
сторона может служить тем 
трудноуловимым моментом, который дает
возможность качественного различения
выступления спортсменов. Однако проблема
оценки качества и исполнительского
мастерства в технико-эстетических
видах спорта недостаточно решена и 
освещена в научных исследованиях.
В то же время в последние годы
интенсивно развивается новое направление 
исследований, связанное с количественным
описанием качества предметов или 
процессов, которое получило название
«квалиметрия». Использование квалиметрических
положений в оценке эстетичности
исполнительского мастерства спортсменов 
позволяет по-новому осветить некоторые
старые проблемы, выявить возникшие на
стыках этих наук новые аспекты исследований.

Под
исполнительским мастерством в 
технико-эстетических видах спорта
понимается высокий уровень умений
и достижений искусного выполнения
соревновательных упражнений (композиций,
комбинаций).

Принципом
исполнительского мастерства является
единство функции и формы, а эстетическим
критерием — общественная и биологическая 
целесообразность.

По 
существу исполнительское мастерство
— умение показать физические, спортивно-технические 
возможности спортсмена и передать
их в художественном оформлении при 
выполнении композиции в целом.

В
понятие исполнительского мастерства
входит спортивная подготовка на уровне
кандидата в мастера, мастера 
спорта и мастера спорта международного
класса. Таким образом, исполнительское
мастерство, согласно имеющимся в спортивной
классификации указанным градациям, имеет
три уровня. Кроме того, в спортивной практике
сформировалось устойчивое понятие —
высшее исполнительское мастерство. К
нему относят спортсменов наиболее высокого
класса — чемпионов и призеров страны,
Европы, мира, олимпийских игр.

Совершенствование
исполнительского мастерства в практике
спортивной тренировки осуществляется
по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется
качество исполнения соревновательных
упражнений в рамках ранее освоенных 
технических элементов без принципиального 
изменения композиционного и 
эстетического содержания. Во-вторых,
создаются новые оригинальные элементы,
соединения и каскады, основанные на
использовании новых композиционных
и био­механических идей, на применении
педагогических приемов обучения (тренажеры 
и т.п.).

Эстетический 
аспект обязывает изучать исполнительское 
мастерство с точки зрения модели
эстетического отношения человека
к действительности,

В
ее основе лежит теоретическая концепция 
о ценностной природе эстетического 
в двигательных проявлениях спортсменов.
Модель включает в себя четыре взаимно 
дополняющих друг друга компонента:
структуру изучаемого явления, его 
ценность или соответствие назначению,
красоту внешней формы, художественную
выразительность, раскрывающую эстетически 
значимое содержание.

Определенные 
требования к эстетическим показателям 
соревновательных упражнений отражены
в правилах соревнований многих видов 
спорта. Если соединить эти требования,
то обнаружится различие подходов к их
выбору. Для большей наглядности все сопоставимые
показатели можно разделить на две группы:
основные (общие для видов спорта со сложной
координацией движений) и особо выделяемые.
К основным относятся как спортивно-технические,
так и показатели стиля исполнения. Причем
различия в требованиях основных показателей
сводятся, как правило, к их различным
группировкам. Например, в перечне требований
правил состязаний по спортивной гимнастике
все показатели основной группы выступают
в нерасчлененном виде, а такой показатель,
как виртуозность исполнения упражнений,
попадает в группу особых признаков. В
требованиях правил фигуристов, напротив,
группа основных разделяется на ряд составляющих,
заполняя почти все строки таблицы.

Во 
всех случаях так и остается неясным,
почему выделялось разное число требований:
3 в акробатике, 10 в спортивной и 
художественной гимнастике, 17 в фигурном
катании.

По-видимому,
ни один из представленных, в общем-то
достаточно содержательных перечней,
не может быть признан оптимальным 
без детального анализа его обоснований.

Из 
сказанного следует, что эстетические
показатели спортивно-технического мастерства
в группе видов спорта со сложной 
координацией движений, во-первых, должны
быть выведены на основе анализа; во-вторых,
простые перечни требований даже
при сведении в отдельные группы
не могут составить целостной 
системы, если не будет установлена 
их четкая внутренняя связь.

Все
формулировки понятий эстетических
показателей спортивно-технического
мастерства могут быть объединены в 
четыре совокупности, связанные с 
проявлением таких сторон исполнения
упражнений, как:

соподчиненность
элементов и их целостность;

Таблица
1. Эстетические показатели спортивно-технического
мастерства

В
табл. 1 для каждой из перечисленных выше
характеристик подгрупп эстетических
показателей дается перечень единичных
эстетических показателей.

Оценка 
эстетических показателей проводится
в два этапа:

За 
критерий эстетической оценки принимается 
ранжированный ряд спортсменов 
одинакового класса, составляемый на
основе действующих требований ЕВСК
и условных модельных (идеальных) характеристик,
утвержденных спортивными федерациями
и (или) отобранных специалистами.

Процесс
оценки эстетических показателей включает
выбор модельных характеристик,
проведение сравнительного анализа 
оцениваемого спортсмена и определение 
численных значений эстетических показателей 
в баллах с использованием экспертных
методов.

Можно
отметить еще два принципа, которые 
могут служить исходными при 
анализе эстетических показателей 
спортивно-технического мастерства в 
группе видов спорта со сложной координацией
движений.

1.
Предполагается, что исполняемые 
упражнения (композиция), достаточно 
полно и всесторонне отвечающие 
комплексу предъявляемых к ним 
требований, регламентированных правилами 
соревнований, т.е. такие упражнения,
все характеристики которых (кроме 
собственно эстетических) уже получили 
высокую оценку, имеют объективные 
предпосылки быть полноценными 
и в эстетическом плане. Напротив,
технически несовершенные, с недостаточной 
безукоризненностью выполненные 
упражнения оказываются в конечном 
счете и эстетически неполноценными.

2.
Основные понятия, характеризующие
качество исполнительского
мастерства

Качество 
какого-либо предмета или явления 
характеризуется совокупностью 
его отдельных свойств, через 
которые раскрываются смысл и 
содержание этого качества. Для оценки
уровня проявления любого качества необходимо
прежде всего установление перечня 
и количества элементов, составляющих
данный предмет или явление.

С
позиций квалиметрии исполнительское 
мастерство в спорте также может 
быть представлено как некоторая 
иерархическая упорядоченная совокупность
его свойств, которая рассматривается 
в одновременной целостности 
и дифференцированности, что позволяет 
выявить внутренние специфические 
отношения между ее элементами. При 
этом, как следует из принципа квалиметрии,
качество элементов каждого предыдущего 
иерархического уровня является основой 
для формирования элементов последующего
уровня.

Выявлено
34 наименования качественных характеристик,
определяющих уровень исполнительского
мастерства в технико-эстетических
видах спорта.

Рассмотрим 
содержание этих понятий с учетом
мнений специалистов, отраженных в 
научно-методической литературе.

Красота
— одна из важнейших категорий 
эстетики, которая служит для определения 
и оценки отдельных свойств предметов 
и явлений действительности: совершенства,
гармоничности, выразительности, завершенности.
Красота является одной из сторон
прекрасного и характеризуется 
многообразными признаками: соразмерностью,
пропорциональностью, гармонией, яркостью,
целесообразностью, целостностью и 
т.п. Основными разновидностями красоты 
считаются изящность и грация.

В
технико-эстетических видах спорта
красота исполнения движений определяется
их внешними характеристиками: положением
тела в пространстве, скоростью перемещений,
амплитудой и специфическими свойствами
— легкостью, выразительностью, пластической
четкостью, геометрической точностью,
согласованностью, ритмичностью движений.
В состав этого понятия различные 
авторы включают характеристики как 
содержания упражнения (оригинальность,
удачную последовательность движений
и т.п.), так и его исполнения
(чистоту линий, гармоничность сочетания 
движений и музыки).

Очевидно,
что красота как свойство исполнительского
мастерства представляет собой комплексную 
характеристику и состоит из многих
компонентов.


КАКОЙ КРИТЕРИЙ НЕ ОТНОСИТСЯ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Спортивная аэробика — это молодой, но уже довольно популярный вид спорта. Несмотря на «молодость», он имеет свою историю, в которой можно выделить несколько этапов развития: от одной из форм общей физической тренировки (К. Купер, 1960 г.) – к танцевально-силовой (Дж. Фонда, 1964 г.) и современной соревновательной. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэробике прошли в 1984 г. в Нью-Орлеане в рамках международной выставки «Физкультура и спорт»; организаторами их были Ховард и К. Шварц.

На протяжении последующего десятилетия происходило становление нового вида спорта, создавались различные федерации и ассоциации аэробики.

В мае 1994 г. Конгресс Международной федерации гимнастики образовал комиссию по спортивной аэробике и признал ее одним из видов гимнастики, полномочия которой подтвердил Международный олимпийский комитет. С 1955 г. проводятся официальные чемпионаты мира; в 1998 г. в Москве состоялся 1-й студенческий чемпионат России, собравший 76 участников из разных районов страны.
Возрастной ценз участников соревнований по спортивной аэробике — не моложе 18 лет, поэтому заниматься ею, как правило, начинают спортсмены, завершающие спортивные тренировки в спортивной гимнастике и акробатике, и к началу «новых» специализированных занятий уже обладающие высокими уровнями общей физической и специальной двигательной подготовленности. В то же время в спортивную аэробику приходят и из массового спорта те, кто освоил азы спортивной специализации и имеют хорошие физические кондиции.

Упражнения спортивной аэробики напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, подобных гимнастическим или акробатическим. Они выполняются в довольно высоком темпе на фоне четкого музыкального ритма. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью и законченностью отдельных действий и соединений.
Как и в любом виде спорта, специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, которые устанавливают специальные требования к композиции и условия ее выполнения.

Соревнования по спортивной аэробике обычно проходят в течение трех дней (два — отборочные соревнования, третий — финальные) по четырем видам программы: индивидуальные мужские и женские, смешанные и среди троек, длительность выполнения композиции составляет 115 ± 10 с.

Композиция представляет собой сочетания и чередования упражнений стоя и в партере, перемещений (бег, шаги); подскоки и прыжки, гимнастические и акробатические элементы — сбалансированы в связках и частях упражнения, оформленного различными «фоновыми» движениями руками.

Циклические действия в спортивной аэробике характеризуются околопредельной мобилизацией сердечно-сосудистой системы и выраженным участием в работе аэробных источников энергообеспечения. В связи с этим для спортсмена является важным удерживание высокого качественного уровня исполнения действий на протяжении всего выступления в условиях мышечной работы, близких к экстремальным.

Выполнение соревновательных упражнений протекает на фоне аэробного обеспечения при частоте сердечных сокращений в пределах 186—190 уд/мин. Причем, в данном случае отсутствует типичный момент врабатывания (разгона) функций, с самого начала упражнения происходит скачок мощности работы и приближение ее к максимальному уровню, а это требует предельной мобилизации физических усилий.

Выполнение упражнений сопровождается глубокими функциональными сдвигами в организме спортсмена, аритмичным дыханием, его задержками и натуживанием. По своему характеру такую работу сравнивают с бегом на 800 м (В. Е. Борискевич и др.,1998 г.).

Поскольку деятельность спортсмена отличается сложой координацией и точностью действий, то для выполнеия ее отрицательную роль играет накопление и повышенное содержание в мышечных тканях побочных продуков энергетик (лактата). Поэтому качество выполнения упражнения сохраняется при потреблении кислорода в пределах 75 % максимального. Это значит, что необходим определенный функциональный запас, с появлением которого и ростом технического мастерства снижается пульсовая стоимость упражнения, удешевляются энергозатраты и повышается эффективность физиологической работы при одновременном улучшении ее качества и надежности.

В связи с этим традиционное тестирование частоты сердечных сокращений спортсмена может быть эффективным способом контроля за состоянием тренированности. Целесообразны рекомендации по использованию, помимо собственно соревновательных упражнений, дополнительных средств тренировки, например: беговые кроссы, плавание, работа на тренажерах циклического типа в зоне «аэробного порога».

Содержание программы. Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе семи базовых движений аэробики оздоровительной, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме.
Такая система циклических действий, объединенных в композицию и выполняемых в высоком темпе под музыку (в среднем, 150 двигательных акцентов в минуту, или 2,5 движения в секунду), несет в себе значительный эмоциональный заряд и воспринимается зрительно как виртуозное двигательное действо.

Весь набор элементов, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в которых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость.
Анализируя составные элементы композиции спортивной аэробики можно выделить такие группы движений:
1) силовые элементы динамического и статического характера, например, падения, отжимания, подъемы туловища, медленные силовые переходы из одного положения в другое, разновидности упоров и т.п.;
2) прыжки и подскоки (скачки), например, прыжок в шпагате, перекидной, прыжки с различными телодвижениями и разной частотой повторений;
3) равновесия, например, боковое, переднее с захватом ноги и т.п.;
4) собственно гимнастические элементы, например, в упоре лежа отталкивания руками, смена простых и смешанных упоров, круги ногами;
5) собственно акробатические элементы, например: перекаты, поддержки, подхваты и др.;
6) танцевально-хореографические и маховые движения, например, маховые движения руками и ногами, элементы народного танца, классического и современных танцев, сочетания действий звеньями тела и поворотов и других различных телодвижений;
7) вспомогательные, или связующие элементы, например, разновидности шагов, подскоков, подниманий колена, выпадов, дорожек и т.п.

Обязательным требованием правил является включение в композицию не менее чем по одному элементу из каждой группы. Помимо этого в нее включаются до десяти дополнительных элементов, которые не являются обязательными и выбираются самим спортсменом. Каждая группа элементов разделена на четыре категории трудности – от низшей к высшей (А, В, С, D) – что позволяет определить степень сложности упражнения в целом.

Кроме того, композиция в спортивной аэробике должна включать две серии движений, называемые «восьмерка» и «дорожка шагов». « Восьмерка» — это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положений стоя в течение четырех музыкальных тактов. Требующееся для выполнения соединение включает две восьмерки, которые отличаются только направлением движения. При этом перемещения по площадке допускаются в любом направлении, но восьмерки должны быть зеркальны, «дорожка шагов» — это соединение разновидностей последовательных шагов на 16 счетов, которое начинается с приставного шага вперед с последующим чередованием подобных действий. Например, поднимание колена, мах ногой, прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе, выпад. Три базовых движения: шаг, бег, скип — используются только как связующие элементы. При этом возможны различные вариации таких действий и выполнение их с поворотами в любом направлении, но смена направлений не должна превышать 360°.

Условия выполнения упражнений. Упражнения выполняются на ровной жесткой опоре — помосте, высотой 100 — 150 см и площадью «9×9». На помосте размечается квадратная соревновательная площадка, размером 7 х 7, а внутри нее обозначается квадрат со сторонами 6 м. Разметка этих двух площадок дополняется линиями, соединяющими вершины углов, образуя четыре сектора — «коридора». При выполнении упражнения должны быть задействованы все четыре «коридора» и вся площадка.

Требования к выполнению упражнения довольно жесткие и выражены тремя показателями-критериями: по исполнительскому мастерству, сложности и артистичности.
Исполнительское мастерство определяется по следующим критериям:
а) «координация», под которой здесь понимают активность действий в различных частях композиции и участие в них различных звеньев тела, наличие перемещений и смены направлений движения и асимметрии действий различными частями тела, смена темпа, ритма, плоскостей движений и их смыслового содержания (сгибаний, разгибаний, удержаний и т.п.);
б) соотношение «сила—скорость» — соотношение быстроты движений (перемещений) и степени напряженности их амплитуды и длины силовых движений и сопротивление утомлению;
в) «техника» — точность взаиморасположения звеньев тела, правильность поз, рациональность смены движений, оптимальность и оправданность затрат мышечных усилий, сохранение равновесий;
г) «синхронность» — сочетание движений по времени и темпу, пространственному перемещению, сменам направлений и амплитудным сочетаниям, а также согласованности действий партнеров.
Артистичность оценивается по таким показателям:
а) «хореографичность», т.е. стилистика движений, сбалансированность движений в отдельных частях композиции, объем и разнообразие движений, эмоциональность и четкость исполнения;
б) «презентация» — уверенность и выразительность выполнения программы, представительность и контактность со зрителем, «заразительность»;
в) «музыкальность» — ритмичность и гармония движений, их соответствие характеру музыкального произведения, образность действий.

Сложность упражнения определяется в соответствии с принадлежностью каждого выполненного элемента к табличным или экспертным значениям трудности. Это относится как к обязательным элементам, так и к новым или дополнительным. Традиционное шкалирование трудности (от А до С) позволяет дать каждому элементу балловое значение — от 0,1 балла до 0,4 — и таким образом определить суммарную оценку сложности шести обязательных и десяти наиболее сложных дополнительных элементов.

Для базовой подготовки спортсменов в спортивной аэробике характерны следующие особенности:
– техническая подготовка строится по принципу составления и освоения конкретных соревновательных композиций и постепенного расширения двигательного запаса за счет освоения новых элементов;
– развитие физических качеств планируется и осуществляется на основе предварительного тестирования и определения сильных и слабых мест в физической подготовленности; в полной мере проявляется принцип индивидуального подхода;
– музыкально-ритмическая подготовка направлена на совершенствование музыкальных способностей занимающегося, точности двигательно-ритмических действий различной сложности и объема в соответствии с вариантами ритмических рисунков и условиями выполнения (заданиями). Эти задачи решаются за счет расширения музыкальной эрудиции на основе прослушивания, аналитического восприятия и оценки характера произведения, размеров, стилей, акцентов;
– решение задач технического совершенствования предусматривает использование дополнительных занятий с привлечением средств хореографии силовой тренировки, танцевальных элементов, общей физической подготовки (плавания, кроссов, игр и т.п.), парно-групповых упражнений.
Перечисленные особенности тренировки в спортивной аэробике в то же время базируются на типичной и широко известной методике подготовки в сложно-координационных видах спорта: спортивной, художественной, акробатической гимнастике.

Поскольку спортивная аэробика считается одним из оздоровительных видов гимнастики, необходимо отметить, что в занятиях имеется возможность весьма широко варьировать нагрузку. Пульсовая стоимость ее в различных частях занятия может колебаться в пределах 90—200 уд/мин, а продолжительность работы с такой нагрузкой составляет 2—2,5 мин при разном чередовании обучающей, силовой, ударной и танцевальной частей. По всей вероятности, именно варьирование характера и величин нагрузки при положительной эмоциональной окраске занятий и делает их доступными для широкого контингента и весьма эффективными. Например, за 12—14 месяцев занятий наблюдается довольно существенная динамика компонентов состава тела: мышечный компонент возрастает у мужчин на 2,6 %, у женщин – более 5 %, при уменьшении жирового компонента соответственно на 2—4 % и 5 % (К. Б. Андреасян, 1996 г.).

Список использованной литературы:

Оценочные подходы к исполнительскому творчеству

Оценочные подходы к исполнительскому творчеству

Как видно, рецензирование исполнительского творчества во всем его современном многообразии, возможных смешениях и пересечениях направлений, в новых открытиях или тиражировании найденного требует от музыкального критика серьезной оснащенности и непременного сотворчества. Постижение и оценка исполнительских достижений предполагает комплексную работу, направленную на одновременное восприятие разных художественных миров в их сложных связях и взаимодействии.

1. Мир исполняемой музыки. На этом уровне непременно пульсирует оценочное отношение, давно сложившееся, если звучит известная музыка, или формируемое «на ходу». Оценочное отношение рождается путем погружения звучащей музыки в музыкально-исторический контекст, включающий и творчество данного композитора, и культуру эпохи возникновения сочинения, и историю развития предлагаемых вниманию стиля и жанра. Мир исполняемой музыки, взаимодействуя с личностью слушателя, намечает в его воображении мерцающий эталон ее возможных прочтений, исполнительских интерпретаций, что становится базой для ценностного восприятия другого мира.

2. Мир исполнения данной музыки, исполнительская интерпретация, которая является главной составляющей оцениваемого художественного события. Уровень уникальности предлагаемого исполнения осознается благодаря погружению его в контекст известных прочтений этого произведения, истории исполнительских стилей, направлений, манер, школ, равно как и сравнения с мысленным эталоном идеальной интерпретации данной музыки, моделируемым в воображении слушателя, исходя из собственных ценностных представлений.

Однако в исполнительстве есть особая сфера – прочтение новой музыки, интерпретация «новых смыслов». Музыкант-исполнитель в этом случае является первопроходцем, он не обременен исполнительским каноном, с которым надо взаимодействовать – соблюдать или противостоять. Его творческий процесс наиболее приближен к сочинению, взаимодействие двух художественных личностей (композитора и исполнителя) для слушателя практически неразличимо. Не случайно подобные премьеры очень часто готовятся исполнителем в тесном контакте с автором, а последний нередко корректирует детали в соответствии с индивидуальностью исполнителя, результат же следует считать авторизованным исполнением.

В интервью, посвященном первому прочтению новой музыки, Ю. Башмет очень точно определил это творческое состояние музыканта, дающего жизнь новому произведению:

Вообще принцип вхождения в новое произведение – это попытка представить себе, примитивным языком, как будто я сам его сочинил. Когда я чувствую, что каждая нота и каждая фраза получают свое, оправданное уже мной значение, тогда я понимаю, что я готов15.

3. Мир технического мастерства исполнителя являет собой самостоятельное измерение, которое исторически привлекает к себе повышенное внимание слушателя. Причины этому разные. С одной стороны, композиторский поиск новых звуковых идей «подогревает» постоянное развитие инструментария, процесс расширения его технических возможностей, в который включены не только сами музыканты, но и мастера, создающие инструменты. С другой стороны, прогрессирует и сама исполнительская техника, зачастую уже ученики музыкальных школ выступают как поразительные виртуозы (хотя подобное усложнение образования в сторону наращивания технических достижений чревато опасными последствиями: если техника обгоняет духовное развитие личности, искусство обязательно окажется в проигрыше). В равной мере сказанное относится и к аутентичному исполнению – музицирование на старинных инструментах или, что еще сложнее, на современных с историческим звукоизвлечением сообразно музыке, равно как и пение, требуют от исполнителя особых навыков, школы, получаемой в рамках специального образования, то есть особого технического мастерства, которое также может являться предметом оценки.

Виртуозное владение инструментом (голосом, оркестром и т. п.) как знак совершенства само по себе тоже способно нести художественное наслаждение. Обладая самоценной значимостью, оно, одновременно, в чем-то смыкается с одной из самых развитых сфер мировой массовой культуры XX, а теперь и XXI столетия – с большим спортом. Не случайно в современной музыкальной культуре столь важное место занимают разнообразные исполнительские конкурсы – без технического аспекта осмысление художественного результата уже невозможно. ( Как и наоборот: в целом ряде видов большого спорта – художественной гимнастике, фигурном катании, спортивных танцах – оценку технического результата обязательно дополняет оценка уровня художественности.)

Подобные параллели не должны шокировать ревнителей высокого искусства, они имеют под собой исторические корни: у древних греков состязания инструменталистов также воспринимались как музыкальный спорт. Обстановка джазовых jam session, конкурсов импровизации также насыщена наслаждением как художественным, так и техническим мастерством. Оценочная работа музыкального критика требует непременных знаний о технических возможностях используемого инструмента (голоса, ансамбля, оркестра, хора и т. п.). Мысленное погружение оцениваемого исполнения в этот контекст позволяет точнее судить об уровне профессионального мастерства.

4. Атмосфера зала – одна из важнейших составляющих живой концертной практики. Этот «виртуальный» мир очень сильно воздействует на восприятие исполнительского творчества. Умение овладеть залом, магнетически подчинить себе, повести за собой слушателя – бесценный дар. Собственно ради этого чуда единения художника и слушателя в совместном погружении в музыку прежде всего совершается акт публичного исполнительского творчества. Характерно, что в мировой коллекции звукозаписей наряду со студийно выполненными образцами не менее (если не более!) ценятся записи, сделанные на концертах. В них живет это «четвертое» измерение, рожденное непосредственным контактом исполнителя и слушателя, которое непременно вносит свои коррективы в оцениваемый критикой художественный результат.

Как видим, исполнительское рецензирование также нуждается в профессиональном владении объектом, то есть в разносторонних знаниях в этой области музыкального творчества. Конечный же вывод определяется главным критерием, о котором говорил И. Стравинский применительно к сочинению, а именно: качеством вызываемых ощущений. Даже если автор этих слов интерпретацию не признает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

40. Основные теоретические подходы в определении классов. Немарксистские подходы
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. По суждениям Маркса, класс – это

Подходы
Исследователи русского модернизма часто настаивают на существовании отчетливых границ между декадентами, символистами и реалистами, которых не существовало. С одной стороны, в этом проявлялся научный интерес к литературной таксономии, с другой — явные

Оценочные определения, необходимые для эмпирического подтверждения или опровержения мифических общих положений

3. Оценочные определения, необходимые для эмпирического подтверждения или опровержения мифических общих положений
Что касается вопросов эмпирического подтверждения или опровержения общих положений, то неважно, являются ли эти общие положения мифическими или научными.

Подходы и выводы

6. Подходы и выводы
Опыт полемики с друзьямиТЕКСТ

Противоположные подходы ко злу [1]

10. «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина» (Литературно-художественная композиция по творчеству А. С. Пушкина)
ЦЕЛИ:1) расширение и углубление знаний о творчестве А. С. Пушкина;2) развитие навыков сценической игры и художественного чтения, воспитание чувства красоты

Цикл занятий по художественному творчеству «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» на основе традиций русского народного искусства

Оценочные параметры
Оценочные подходы музыкального критика движутся по нескольким направлениям, исходя из того, какой признак положен в основу оценочной характеристики в качестве доминирующего. Игорь Стравинский, много размышлявший о проблемах музыкально-оценочной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *