Как выставляются итоговые оценки за год? Этот вопрос волнует не только самих школьников, но и их родителей. Поговорим о тех нормативных документах, которые используют в своей работе российские педагоги.
Узнать вероятную оценку в аттестате можно до того, как учитель ее поставит.
Средний балл оценки за четверть, триместр, полугодие или год рассчитывается на основе полученных отметок. Но в одних школах 4,5 означает, что итоговой будет пятерка, а в других четверку ставят даже при среднем значении 4,6. Разбираемся почему.
Что вы узнаете
В последнее время увеличилось число школьников, которые обучаются по индивидуальным программам. Фиксация их универсальных учебных навыков осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретного ребенка. Если у школьника есть серьезные проблемы со здоровьем, для него организуется инклюзивное обучение. Например, с помощью Skype педагог общается с ребенком, проводит для него учебные занятия, проверяет выполнение домашних заданий.
У педагога есть право продумывать собственный вариант оценок для текущего контроля, но итоговые отметки выставляются по тем же правилам, что и для других школьников. В случае спорных отметок за четверть, полугодие или год определяется средняя величина между всеми оценками, а конечный балл ставится в пользу ребенка.
Запомнить
Попробуем выяснить, как выставляется оценка за год в школе. Для школьников младшего и среднего звена используют четвертные отметки, которые учитывают при выведении годовой. В старшей школе учитывают оценки за полугодия, на их основе путем вычисления среднего арифметического числа получают конечный результат.
Если получается нецелое число, то в таком случае оценка за год выставляется в пользу ученика. При возникновении спорных ситуаций берутся во внимание все контрольные и проверочные работы. У родителей есть право в письменном виде выразить свое несогласие с отметкой, поставленной его ребенку. В таком случае в образовательном учреждении по приказу директора создается специальная комиссия, которая проверяет правильность действий учителя.
Если педагогом были соблюдены все требования инструкции, принятой в данном образовательном учреждении, родители получают мотивированный письменный ответ, а готовая оценка не меняется. При выявлении комиссией нарушений при выставлении отметки, осуществляется ее корректировка, о чем также уведомляются родители или законные представители школьника.
Законодательные принципы выставления оценок
Каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу, определяет порядок контроля за успеваемостью и промежуточной аттестацией.
Так, в школе № 1 им. А. В. Суворова города Усть-Лабинск Краснодарского края все текущие отметки за четверть суммируют и делят на их количество. Средним баллом для округления четвертной оценки считают 0,7. Например, при балле в четверти ставят тройку, при балле — четверку, а при балле выше 4,7 — пятерку.
Исключение — русский язык и математика. Когда учитель выставляет четвертные отметки по этим предметам, то особое внимание обращает на результаты письменных проверочных работ.
В гимназии № 4 им. А. С. Пушкина города Йошкар-Ола требования чуть ниже: пятерку в четверти ставят начиная со среднего балла 4,6, четверку — с 3,6, тройку — с 2,6.
Найти подобное положение можно на сайте школы или запросить его у администрации учебного заведения.
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Суворова. Ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в суворовской школе за год пятерку
Таблица из положения о выставлении оценок школы им. Пушкина. Можно заметить, что ученику, который окончил год с четвертными оценками 4, 5, 4, 5, в пушкинской школе за год поставят четверку. И это не единственное различие
Когда можно оспорить оценку
Если ученик или родители не согласны с оценкой, ее можно оспорить. Для этого нужно обратиться к директору школы или в местный департамент образования.
В письменном заявлении надо рассказать, за что именно была поставлена оценка, попросить оценить действия педагога и пересмотреть оценку, с которой не согласны.
В свою защиту учитель может сослаться на академические права на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Но так или иначе на жалобу должны отреагировать и провести проверку. Скорее всего, знания ученика предложат проверить еще раз в присутствии его родителей. Решение должно быть оформлено письменно и обязательно к исполнению, но его можно обжаловать.
Впрочем, обычно все заканчивается обращением к директору, а единичные попытки оспорить оценку в вышестоящих инстанциях широко освещаются в СМИ. Так, в 2011 году прокуратура Бурятии обязала повысить выпускнице итоговую оценку по информатике с тройки на четверку, поставленную еще в 2008 году. Тогда СМИ сообщали, что директор намерена оспорить решение в суде, но история не получила продолжения.
Так может выглядеть заявление от родителя, который не согласен с оценкой своего ребенка. Строгого образца нет, можно писать в свободной форме
Локальные акты
В каждом образовательном учреждении принимается свое Положение, согласно которому ставятся итоговые оценки за год, за четверть. В нем содержится подробная инструкция, которую и используют в своей работе учителя.
Помимо общего Положения, существуют и специальные дополнения и пояснения, по которых выставляются итоговые оценки за год в начальной школе, среднем звене, на старшей ступени обучения.
Инструкция является обязательной для исполнения всеми учителями, которые преподают определенную учебную дисциплину.
За четверть ставятся отметки со второго полугодия во 2 классе по 9 класс включительно. Оценивание школьников на старшей ступени (10-11 класс) проводится только по полугодиям.
Текущее оценивание
Как выставляются оценки за год по полугодиям? Рассмотрим подробно алгоритм действий учителя.
Педагог в процессе проведения учебного занятия осуществляет проверку знаний и навыков у своих воспитанников, выставляет в электронный журнал текущие отметки.
Для каждого вида работы: устного рассказа, письменной контрольной работы, практических опытов, защиты рефератов, в электронном дневнике предусматривается отдельная графа. Еженедельный контроль за текущими отметками осуществляет классный руководитель и родители обучающихся. На итоговые оценки за год не должно влиять поведение детей во время учебных занятий и внеклассных мероприятий.
Важные моменты
В первых классах российских школ по новым федеральным стандартам используется безотметочное обучение.
При проведении факультативных и элективных курсов в среднем и старшем звене выбирают зачетную систему.
Вариант оценивания указывается в программе курса и доводится до сведения школьников, их родителей. Также он предварительно утверждается на педагогическом совете.
Если учебная дисциплина не имеет специального пособия, то в качестве зачетной работы учитель может предлагать ребятам творческие задания. Такая система подходит для таких предметов и курсов, где сложно выразить результат обученности с помощью классической пятибалльной шкалы.
Какие еще оценки бывают в школе
В первом классе оценок нет — их ставят с 2 по 11 класс. Вот какими бывают оценки.
Текущие. Это основные оценки, которые ученик получает в школе. Учитель может выставлять их за ответ у доски, проверочную работу или домашнее задание. Единого подхода к оцениванию знаний нет, принцип определяется учебной программой: в одних школах пятерку ставят при полном отсутствии ошибок, в других допустимо совершить одну.
Оценки за четверть и триместр. Чтобы их выставить, учитель обычно суммирует текущие оценки ученика и делит на их количество.
Еще на оценки за четверть и триместр влияют результаты промежуточной аттестации — ее форму и порядок проведения устанавливает школа. Обычно это контрольные, которые проводят в конце четверти.
Двойку за промежуточную аттестацию по предмету можно пересдать. Но если результат снова окажется неудовлетворительным, к итоговой аттестации не допустят. Ученика оставят на второй год, переведут на обучение по адаптированным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному учебному плану — на усмотрение родителей.
В выпускных классах промежуточная аттестация часто становится допуском к итоговой. То есть если у школьника будут долги в четверти — к экзамену могут не допустить.
Полугодовые — оценки, которые выставляют по итогам учебного полугодия, обычно в Их также выводят из текущих оценок и результатов промежуточной аттестации.
Система оценивания
Многие родители пытаются понять, как выставляются оценки за год. 2 класс предполагает оценивание только со второго полугодия. Освоение учебных дисциплин сопровождается промежуточным контролем, итоговыми аттестациями.
Промежуточная проверка знаний является отдельным элементом оценивания достижений школьников, она не связана с текущей успеваемостью.
Текущий контроль является системной проверкой учебных достижений школьников. Педагог использует его в ходе ведения образовательной деятельности согласно тематическому планированию.
Основным предназначением подобной проверки знаний является контроль уровня образовательных достижений школьников, которые предусмотрены программой по данной учебной дисциплине, анализ соответствия результатов нормативам образовательных стандартов, осуществление учениками самооценки. По полученным результатам педагог планирует корректировку знаний и навыков, выстраивает индивидуальные траектории развития для каждого школьника.
Осуществляется фиксация итогов текущего контроля по пятибалльной шкале. В некоторых учебных заведениях педагогическим советом принимается решение об оценивании текущих знаний в виде «зачета» или «незачета».
Оценивание за полугодие
Отметки, которые выставляет учитель по своему предмету старшеклассникам, должны быть обоснованными и своевременными. За отчетный период у ребенка должно быть выставлено не менее трех оценок для дисциплин, преподаваемых один раз в неделю, и не меньше пяти – по предметам, учебная нагрузка по которым составляет 2 часа в неделю.
Примерно за две недели до завершения полугодия учитель доводит информацию о предварительных отметках до классного руководителя. Выставляются отметки согласно тем срокам, которые указываются в приказе по школе, составляемом руководителем образовательного учреждения.
После введения электронного дневника, педагогу не нужно больше искать средний арифметический показатель, суммируя все отметки ученика, а затем деля полученную цифру на число оценок. В российских школах стал использоваться электронный журнал, в котором эти действия выполняются автоматически. В зависимости от того, за какой вариант ответа была поставлена отметка, она по-разному влияет на суммарный балл. Например, при получении неудовлетворительной отметки за итоговую контрольную работу автоматически снижается средний взвешенный балл за полугодие. И школьник не сможет рассчитывать на выставление «отлично».
Как выставляется оценка за год, если спорная отметка получается по итогам двух полугодий? Этот вопрос подробно объясняется в новых образовательных стандартах.
Если после проведения математических операций получается отметка «3,4», то в таком случае учитель выставляет «удовлетворительно». При получении балла «3,6» ребенок получает отметку «хорошо». Ф ГОС указывает на округление отметки в сторону ученика, независимо от ступени обучения.
Как выставляют итоговые оценки
В 9 классе. По русскому языку, математике и двум предметам, которые ученик сдает по выбору, итоговые оценки выводят как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок. Их выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления.
Если в учебном плане школы есть предметы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика», то в графе «Наименование учебных предметов» аттестата указывают предмет «Математика». Итоговую оценку по этому предмету определяют как среднее арифметическое годовых отметок по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и результатов экзамена.
Итоговые оценки по другим предметам выставляют на основе годовых. Например, если годовой оценкой по физике была пятерка, а экзамен по этому предмету ученик не сдавал, итоговой будет тоже пятерка. Эта оценка пойдет в аттестат.
В 11 классе. Итоговые оценки рассчитывают как среднее арифметическое полугодовых, четвертных или триместровых и годовых отметок за каждый год обучения. Их тоже выставляют в аттестат в соответствии с правилами математического округления. Результаты ЕГЭ или ГВЭ не влияют на итоговые оценки в аттестате. Однако чтобы его получить, надо набрать минимальные баллы по обязательным предметам — так ученик подтвердит, что освоил школьную программу. А еще количество набранных баллов важно для поступления в вуз.
В обоих выпускных классах допускается ставить «зачтено» по изобразительному искусству и музыке. Если выпускнику присвоена специальная медицинская группа и на физкультуре он занимается по отдельной программе, то учитель может сделать запись и по этому предмету.
Оценки из электронного дневника одиннадцатиклассника. Отметки за 10 класс выставлены на основе полугодовых — в 10 и 11 классах их ставят не за четверти, а за полугодия. За 11 класс оценки стоят пока лишь за первое полугодие — учебный год еще не закончился
Что такое итоговая оценка
Оценки нужны, чтобы поддерживать единой всю систему образования. Учителям они дают понять, насколько хорошо ученик усвоил материал. Школьникам служат сигналом, какие темы надо подтянуть. А родителям подсказывают, ребенку помощь в обучении.
Итоговая оценка помогает увидеть результат, которого достиг ученик в течение всего учебного года.
Чем итоговая оценка отличается от годовой. Итоговая и годовая оценка — не одно и . Годовую оценку считают как среднее арифметическое за прошлые четверти, триместры, полугодия. Итоговая оценка учитывает отметку за год, а также за экзамен, если таковой был.
Какие экзамены сдают в выпускных классах
Общее название экзаменов для выпускных классов — государственная итоговая аттестация, ГИА. У нее три формы:
Итоговая аттестация обязательна для выпускных классов: без сдачи экзаменов получить аттестат о школьном образовании не получится.
В заключение
Несмотря на те инновационные преобразования, которые коснулись российского образования за последние годы, система оценивания по-прежнему является действенным инструментом в работе педагогов. На уроке учитель проводит фронтальный, индивидуальный опрос, а отметки ставит в электронный журнал.
В случае проведения зачетной тестовой работы первоначально до сведения всех школьников доводятся те критерии, по которым будет выставляться «зачет». Кроме того, учащимся могут быть предложены тестовые вопросы, правильные ответы на которые дадут им право на получение «зачета» по оцениваемому курсу.
В настоящее время идут бурные дебаты между сторонниками и противниками пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников. Некоторые педагоги предлагают полностью отказаться от оценочной системы в старшей школе, заменив ее тестовыми заданиями. Несмотря на такие заманчивые предложения, пока в российском образовании используется пятибалльный вариант оценивания учебных достижений школьников.
Итоговые отметки
Помимо четвертных, полугодовых оценок, в выпускных классах выставляются еще и итоговые отметки. Что при этом следует учитывать? Если ребенок не выбирает итоговую аттестацию в девятом классе (единый государственный экзамен в 11-м классе) по данной учебной дисциплине, итоговая отметка дублирует годовую оценку.
При выводе итогового результата у ребят, которые сдавали экзамен по предмету, полученная оценка суммируется с годовым баллом, выводится средняя арифметическая величина. Как правильно выставляются оценки за год, а также отметки в аттестат?
Если полученное число имеет нецелое значение, округление осуществляется в пользу ученика.
В спорных ситуациях назначается устная или письменная проверка качества знаний школьника по тому предмету, который стал предметом конфликта. Решение учебной комиссии оформляется в виде специального протокола и является окончательным.