КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ

В русском языке согласные буквы имеют несколько классификаций. Разберем их отдельно.

Тест по русскому языку Шипящие согласные звуки 1 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 4 задания, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

А1. Укажи слово, в котором есть шипящий согласный звук.

1) шутка
2) дорога
3) книга
4) магазин

А2. Какая скороговорка учит произносить шипящий звук?

1) Проворонила ворона воронёнка.
2) От топота копыт пыль по полю летит.
3) Человек часто смотрел на часы, часы показывали час.
4) По семеро в сани уселись сами.

А3. Укажи непарный твёрдый шипящий со­гласный звук.

А4. Укажи непарный мягкий шипящий согласный звук.

В1. Укажи слова с твердыми шипящими звуками.

1) чайник
2) пружина
3) щи
4) шапка

В2. В каких строках во всех словах пропу­щена буква, обозначающая шипящий соглас­ный звук?

1) .апка, могу.ий, ло.адь
2) у.еник, кры.а, по.ар
3) су.ой, ла.тик, дево. ка
4) .илин, скворе., ча.а

С1. Подчеркни все мягкие шипящие соглас­ные звуки.

Крошечный щенок был похож на чёр­ный живой комочек.

2 вариант

1) щавель
2) крот
3) улитка
4) друг

1) Рано утром два барана барабанят в барабаны.
2) У Бори винт, у Вити бинт.
3) Шесть мышат в шалаше шуршат.
4) Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

А4. Укажи непарный мягкий шипящий со­гласный звук.

В1. Укажи слова с мягкими шипящими зву­ками.

1) челка
2) снежинка
3) шорты
4) овощи

1) кури.а, возду., ску.ой
2) хоро.о, приле.ный, горя.ий
3) шо.ер, коле.о, уда.а
4) клю.ик, буду.ий, .ёлудь

С1. Подчеркни все твёрдые шипящие соглас­ные звуки.

Шустрая мышь юркнула в щель, за ней бежал кот Черныш.

Ответы на тест по русскому языку Шипящие согласные звуки 1 класс
1 вариант
А1-1
А2-3
А3-4
А4-3
В1-24
В2-12
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-1
А4-4
В1-14
В2-24

Непарные согласные звуки


КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ

Всего получено оценок: 148.

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1007

ЗАО г. Москвы

(Урок  русского языка во 2 классе)

Составила и провела

учитель начальных  классов

Кутлунина Вера Анатольевна.

Урок русского языка  во 2  классе.

Учитель Кутлунина Вера Анатольевна

: Мягкие шипящие звуки, запись этих звуков в сочетании с

2. Развитие логического мышления, речи,орфографической зоркости

3. Воспитание  интереса к русскому языку.

Т. Г. Рамзаева «Русский язык» учебник для 2 кл ч.1,

Учитель:- Прозвенел звонок.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадки?

Сегодня у нас необычный урок.

Выяснить надо, кто в классе знаток?

А для этого нам предстоит совершить путешествие по станциям русского языка. Но сначала оформим тетради.

(Дети оформляют тетради)

В путь отправимся на весёлом паровозике. Сначала приведём в движение колёса. Для этого согните руки в локтях произнесите «Тук-тук-тук». Теперь поднимите правую руку и дайте сигнал отправления: «У-у-у!»

Итак наш паровозик отправился в путь. А вот и первая станция «Начальная»

СЛАЙД №2   Станция «Начальная»

II   Работа над  пословицей «Век живи – век учись»

Учитель: – Прочитаем хором пословицу.

Учитель:  – Объясните её смысл.

Учитель: -В каком слове есть знакомое вам сочетание, и какое?

Дети: – Сочетание ЖИ в слове живи.

Учитель: – Что вы знаете о написании сочетаний ЖИ-ШИ?

Дети: – Сочетания ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

Учитель:– Как называются согласные звуки в этих сочетаниях.

Учитель: – Что вы про них знаете?

Дети: –  Они всегда твёрдые.

Учитель: – А какие ещё знаете шипящие звуки?

Учитель: – А что вы знаете о них?

Дети: – Они всегда мягкие.

Учитель: – Какими буквами мы их обозначаем?

Дети: – Буквами

СЛАЙД № 3. Станция «Чистописание»

Учитель: – Наш поезд прибыл на станцию «Чистописание»

Учитель:- Красиво напишите записанные буквы.

ч  щ ч щ ч щ

Напишите пословицу по памяти «Век живи – век учись.» и подчеркните изученную орфограмму.

IV  Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД №4 Станция «Сказочная2

Учитель: – Следующая станция «Сказочная»

Сейчас я расскажу вам сказку. И вы узнаете, что мы будем делать сегодня на уроке. « Когда – то давным – давно жили буквы ч и щ. Жили не тужили, сладко ели, крепко спали, между собой дружили. Но вот однажды им стало скучно и они решили поискать себе друзей и отправились в путь. Шли они шли и пришли на опушку леса. Видят  стоит на полянке  указатель. А на указателе буквы Я – Ю, А – У и написано: «В одну сторону пойдёшь – пропадёшь». « В другую пойдёшь, друзей приобретёшь». Остановились они в раздумье, куда же идти? Где их ждёт гибель? А где их ждут друзья? Стоят и не знают».

Давайте дети поможем буквам выбрать правильный путь.

Дети: – Там где написаны буквы А и У.

Учитель: – Почему?

Дети: – (отвечают).

Учитель: – Молодцы, что помогли буквам и теперь они вам благодарны.

А мы приехали на новую станцию.

СЛАЙД № 5  Станция «Новая»

ча – ща, чу – щу.

– Чем же мы будем заниматься на уроке?

Дети: – Мы будем учиться писать сочетания ЧА, ЩА,ЧУ,ЩУ.

Учитель: – Правильно. А ещё мы будем учиться писать слова с этими сочетаниями.

V  Изучение нового.

а) Работа с учебником.

Учитель: – Прочитайте правило в учебнике на стр.40.

Учитель: – Нас ждёт остановка на следующей станции.

СЛАЙД №6  Станция «Загадочная»

б) Письмо  слов с сочетаниями ча –ща, чу – щу.

Учитель: – Проверим все ли знают как писать сочетания ча – ща, чу – щу.

Прочитайте чистоговорки, доскажите и допишите недостающие слова вместо точек.

в) Проверка написанных слов.

Учитель: – Какие написали слова? Какие в них орфограммы?

СЛАЙД № 7 Станция «Спортивная»

VII Закрепление нового материала.

СЛАЙД № 8 Станция «Картинная»

Учитель: – Мы на станции «Картинной».

Напишите названия предметов, которые изображены на рисунках.

(Часы, щука, чайник, чашка,свеча, чулки.)

Учитель: – Мы немного отдохнём на следующей станции.

СЛАЙД № 9 Станция «Игровая»

Учитель: – Поиграем в игру  «Слог потерялся»

Разделимся на 2 команды. 1 команда «Всезнайки». 2 команда «Умейки». Чья команда быстрее допишет потерявшийся слог, та и победитель.

(Запись на доске)

(Дети из каждой команды подходят и дописывают слог.)

(Учитель подводит итог игры)

СЛАЙД № 10 Станция «Исправляйка»

Учитель: -А сейчас поработаем в группах. Вы  «учитель» и  должны найти, исправить  и объяснить ошибки. Затем каждая группа отчитается о проделанной работе.

Задание для 1 группы .

1). сегодня чюдесный денёк. мы отправились в рощю.

Задание для 2 группы.

2)Бабушка поставила чюгун в печку. внучка пошла за щявелем

Задание для 3 группы.

3).трещат сучья. Замолчяли птицы. началась гроза.

Задание для 4 группы.

4) Кричят иволги. Скачют сороки. В гнёздах пищят птенцы

(Учитель подводит итог задания)

Учитель: – Наше путешествие подходит к концу. Весёлый паровозик замедляет ход. И вот мы на конечной станции.

СЛАЙД № 11 Станция «Итоговая»

VIII  Итог урока.

Учитель:- Чему мы учились на уроке? Что вы узнали? Как будете писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу?

В сочетаньях ЧА и ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаньях ЧУ и ЩУ

Пишем только букву У.

Учитель: -Молодцы, ребята. Спасибо за урок.

IX Домашнее задание.

Учитель: – Запишите задание на дом

«Обобщение правил правописания слов с шипящими согласными звуками»

Подготовила  учитель нач кл. М ОУ “Шульгинская оош”

«Обобщение по теме « Правописание слов с шипящими согласными звуками»

репродукция картины И. Левитана « Золотая осень», карточки в виде листочков деревьев, кроссворд, макет корзины с овощами, запись мелодии П. И. Чайковского.

Эй! Послушай – ка , дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Каждый должен получать лишь оценку « пять»!

2. Постановка учебной задачи:

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года».

– Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

– Сегодня на уроке мы повторим правила правописания слов с вочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и поговорим о приметах осени.

3. Подготовительная беседа.

– Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень»

– Какие приметы осени мы здесь наблюдаем? ( Плывут облака. Листья на деревьях пожелтели. Они облетают. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. В реке потемнела вода. )

– Осень в своих стихах воспевали такие поэты, как Пушкин, Фет, Тютчев, Лермонтов.

ч щ ж ш

-Какие звуки обозначают эти буквы? Какие они по звонкости-глухости, по твёрдости- мягкости.

Жи ши жили шили

Чу щу чулок щука

Щуку я тащу, тащу, вытащить её хочу!

– Объясните написание этих слов и соединений.

Запись сочетаний, слов и предложений.

5. Словарная работа.

Знакомство с написанием словарного слова берёза.

а) знакомство с лексическим значением слова,

б) запись слова в словарик,

в) постановка ударения и выделения безударной буквы,

г)составление предложения со словом берёза.

6. Самостоятельная работа – упражнение в написании слов с сочетаниями жи , ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

– Ребята, мы с вами говорим о том, листья с деревьев облетают. Вот , облетая, они залетели к нам в тетради. ( Карточки с заданиями в виде кленовых и берёзовых листьев)

– На листочках написаны задания и вы должны их выполнить аккуратно и правильно.( Задания на листочках трёх уровней сложности)

– Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание? ( Проверка по уровням)

– Какие правила правописания мы вспомнили при выполнении этих заданий?

– Ещё одна примета осени – перелётные птицы. А вот синички не улетают в тёплые края, они остаются зимовать с нами.

Выполнение упражнений и проговаривание считалки.

К нам синички прилетали

Быстро крыльями махали ,

Мы их сытно накормили

И обратно отпустили.

– Ребята, наша с вами задача – помогать птицам, которые зимуют вместе с нами.

7. Закрепление. Работа с кроссвордом.

– Ребята на доске нарисован кроссворд. Давайте отгадаем задания кроссворда, слова – отгадки запишем в тетрадь и вновь повторим правила правописания слов с шипящими согласными звуками.

1. Молочный водоём с кисельными берегами.

2. Птичка, которая спасла Дюймовочку.

3. Самоходный аппарат, на котором ездил Емеля.

4. Девочка, которая помогала деду тянуть репку.

5. Рыжая героиня сказок, которая отличается особой хитростью.

6. Сосуд, в который посадили мать и сына и пустили в «окиян».

7. Зелёная красавица, без которой не бывает Нового года.

8. Домашняя птица, которая в русской народной сказке несла золотые яйца.

8. Запись слов в тетрадь.

– Скажите, пожалуйста, на какие правила все эти загадки из сказок?

– Подчеркните эти сочетания.

9. Работа с деформированным предложением:

– Ребята, а что же происходит в жизни животных осенью?

( Медведь готовится к спячке, насекомые забираются под кору деревьев, белка делает запасы на зиму)

– Вот и наш старый знакомый Ёжик пришёл к нам, чтобы проститься до весны.( На магнитной доске изображение Ёжика. На иголках у него карточки со словами.)

– Он принёс для нас задание – составить из слов предложение и записать его. Но все слова Ёжик перепутал. Наша задача – поставить слова в нужном порядке, вспомнить правила о предложении и правильно и аккуратно записать его.

– А что такое предложение?

– Как выделяется предложение в устной речи и на письме?

Миши, у, жил, ёжик, ручной.

Запись предложения, выделение орфограмм.

10. Письмо с комментированием.

– Осенью в селе убирают урожай. И я принесла сегодня в класс корзину с овощами и фруктами.

Здесь в корзине помидор, огурец, капуста, морковь, яблоко.

– Какие это слова? (словарные)

– Запишем эти слова с комментированием. Поставим ударение в этих словах, обозначим безударные гласные.

11. Итог урока:

– Какие правила правописания мы повторили сегодня на уроке?

– Что нового мы узнали об осенних изменениях в природе?

Оценки за работу на уроке.

12. Домашнее задание: упражнение № 87, повторить правила

Цель: – организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы по теме урока.

. Образуйте и запишите слова (работа в парах)

– Подчеркни орфограмму.

. Работа по теме урока.

а) Отгадать загадки и написать отгадки.

Все черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (режим)

Зубаста, а не лает. (щука)

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдем сейчас с Алёшей,

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось? (чудо)

Центр – свободное пространство,

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Как место называется,

Кто же догадается? (площадь)

Урок русского языка во 2-м классе по теме “Шипящие согласные ж, ш, ч, щ”

Преподавание в начальной школе

– А сейчас у нас урок русского языка. Вы готовы со мной работать?

II. Введение материала по теме урока

Посмотрите на доску (экран). Назовите буквы, которые вы заметили.

П, Т, К, Х, Ж, Ш, Ч, Щ, Д, Г (радуется за вас человечек)

У вас на партах такие же буквы.

Работа по рядам (в парах).

деление на группы по заданному основанию.

– Вспомним правила работы в парах. (Дети называют их: не шуми; выслушай мнение товарища; обоснуй ответ).

Расставьте их так:

1-й ряд – буквы, которые обозначают парные звуки по звонкости–глухости2-й ряд – буквы, которые обозначают только твердый звук3-й ряд – буквы, которые обозначают только мягкий звук.

– А теперь проверим:

1-й ряд: дети произносят2-й ряд: дети прикрепляют на доску Ж-Ш (синий магнит))3ий ряд: (прикрепляют на доску Ч-Щ (зеленый магнит))

– Что вы можете о них сказать? Д. – Согласные, не образуют слога.– Как они произносятся? Почему? Что им мешает? Д. – Шипящие.– Чем отличаются? Д. – Твердые и мягкие.

– А сейчас минутка чистописания. Послушайте стихотворение, постарайтесь ответить, какую букву мы будем писать.

Посмотрите: буква этаНа жука похожа,Потому что у нееШесть жучиных ножек.

– Какой звук часто встречается в стихотворении?– Какая буква обозначает этот звук на письме?

(обращаю внимание на написание, учащийся объясняет, веду указкой; дети прописывают в воздухе, затем в тетради).

Физминутка для рук

– Вернемся к нашей букве и повторим алфавитную скороговорку:

Поглядите, поглядитеПять соседок в алфавите: Г Д Е Ё Ж

– О ком говорят «буквы». Не знаете почему?

– Где ёж? – Сколько слов в нем? Какое оно по интонации? Вспомним, как начинаем писать предложение. Запишем это предложение.

Проведем фонетический анализ слова в тетради.

Учащийся у доски. Ёж – 1 слог, 2 буквы, 3 звука.

Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки (2 раза)

Чи-чи-чи (3 хлопка)Черные грачи (руки в стороны, махи руками)Чок-чок-чок (3 хлопка)Черный каблучок (руки на пояс, топанье)Ща-ща-ща (3 хлопка)Щиплем мы щавель на щи.

IV. Работа по теме урока

– Эти шипящие приносят нам только хлопоты. Вспомните и назовите правила правописания гласных с шипящими (быстро повторяем, фронтально прикрепляю на доску жи-ши, ща-ча, чу-щу).

почему же они твердые и мягкие?

Работа с учебником: У. Б1 с.33

Сколько слов в предложении?

: У Шуры жил черный щенок. ( Каждый учащийся произносит первый звук, даю кубики з., к., с.)

Проверим: сверка с доской (самопроверка)

– В. уровень (на полях в тетради)С. уровень (нужна помощь)– Н. уровень (не справился)с. 33 Сведения, которые нужно прочитать.

1. « Говорящая буква» Пусть буквы заговорят (ротик з., с.)

– Чем отличаются? (мягкие – твердые)

2. Философское дерево (дифференцированное)

VI. Домашнее задание:

1. Выполнить упр.522.* Разработать подсказки, которые могли бы нам помочь на следующем  уроке. Например: Пекарь в пекарне испек печенье.

Конспект урока по русскому языку

в 1 классе

Тема урока «Шипящие согласные»

Познакомить с шипящими согласными.

Сформировать у учащихся умения распознавать шипящие согласные звуки, различать твердые и мягкие шипящие, научить обозначать их на письме соответствующими буквами.

Развивать навыки грамотного письма, речь, наблюдательность.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление к познанию нового, чувство взаимопомощи.

карточки для групповой работы,  карточки- слоги,  ключевые слова определения темы урока.

Ла    ля    ру    рю    ца    че

-На какие две группы можно разделить слоги?

(С твердыми согласными: ла   ру   ца. С мягкими согласными ля   рю   че)

Зубаста, но не лает. ( Щука)

Длинным клювом тонким

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (Цапля)

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

По мере отгадывания загадок на доске прикрепляются карточки- слоги: ши  пя  щие, ключевое слово темы урока)

-Для чего нужно изучать шипящие согласные?

–Найдите шипящие в словах отгадках. ( Ц,Ч,Щ)

-Что мы о них знаем? Как они произносятся?

Запишем то, что знаем в таблице.

– Что хотели бы еще узнать? Фиксирование в таблице вопросов учащихся по данной теме.

-Все ли это шипящие? Какие еще есть в русском языке?

-Какой шипящий звук много раз слышится в словах первой строчки?

-В словах второй строчки?

Составление краткой записи  шипящих.

Ж   Ш   Ц   Ч   Щ- шипящие согласные

Найдите в словаре учебника слова, которые начинаются с шипящих согласных.

Желток человек честный четверг шарф шофер щенок

Составление предложений со словарными словами учащимися, запись одного из них с комментированием. Найти основу. Шипящие согласные подчеркнуть.

Письмо по памяти.

Щеткой чищу я щенка.

Щекочу ему бока. ( Взаимопроверка)

– В этих словах есть шипящие или нет? Подчеркните их.

– Сравните произношение шипящих?

– Твердо или мягко они произносятся?

Если в словах есть шипящие, то делать хлопок в ладоши, если нет, то тишина.

Работа по группам.

Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными.

– Что изучали на уроке? Что узнали нового?

Если согласны с моим утверждением, ставим +, если нет, то -.

Ответ: +,  -,  –

Щавелевой Елены Аркадьевны

Тема  урока: “Шипящие согласные звуки. Слова  с сочетаниями

создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

урок усвоения новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, картинки.

Средства обучения для учащихся: учебник, карточки.

1. Организация внимания учащихся.                                                                                      2. Гимнастика для пальцев. 3. Чистописание.4. Развитие учебной мотивации.                                                                                     5. Стимулирование реакций обучающихся.

6. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

7. Обеспечение обратной связи.8.  Выводы и обобщения.

1. Организация внимания учащихся

Девочки и мальчики.                                                                                                       (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» – 2 раза)

Мы закончили считать .                                                                                             (Хлопки руками – 4 раза)

Начинаем мы писать .                                                                                             (Хлопки руками – 4 раза)

– Посмотрите  фрагмент (слайд) и определите, какой звук произносится?(змея шипит, жук жужжит)

– Давайте все вместе дружно пошипим и пожужжим.

– Какими буквами на письме обозначаются звуки (ш), (ж)?

Запись в тетрадь:

Жж  Шш  Жж  Шш и т.д.

– Можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.

-Сделайте вывод! (ш ж всегда твердые)

-Что это за плакат висит на дереве?(Слайд )

– Дождем смыло последние слоги в словах.  Восстановите предложения.

По полям бегут ручьи,

На дорогах – лу

Скоро выйдут муравьи

После зимней сту

Мы         – малы

Постараемся определить тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (слайд )

-Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем учиться ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ орфограмму в словах, ПРИМЕНЯТЬ правило при написании слов.

-Какие буквы нужно писать после ж и ш!

-Вот ведь как интересно получается: Звуки ж,ш- всегда твердые, но в буквосочетаниях жи, ши пишется буква и. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить.

(слайд) В сочетаниях жи- ши

Только И всегда пиши!

-А чтобы лучше запомнилось это правило, ребята вам прочтут веселые запоминалки.

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ежики, чижи.

Жи да ши, жи да ши

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, шипеть, смешить и шить.

Все сочетанья жи и ши-

-Письмо по памяти четверостишия.????????

-Еще раз это правило прочтите в учебнике на стр. 66 в упр. 96.

5. Стимулирование реакций учащихся

–  Ребята, давайте проверим, правильным ли маршрутом мы идем? А для этого вам нужно выполнить задание Муравьишки (Приложение1) . На карточках  вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом  обведите только сочетания ЖИ и ШИ.

– Сколько сочетаний ШИ вы обвели?  

– Сколько сочетаний ЖИ вы обвели?

– Прочитайте слова из оставшихся букв. (правильный маршрут)

В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит.  (Шаги на месте.)

Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по полу шуршит.  (Наклоны туловища.)

– Ты куда?

–  К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу.                       (Наклоны головы.)                            Шу-шу-шу  да  ши-ши-ши.                                                                                                    Тихо,  Шорох, не шурши.                                           (Приседания.)                              Навостри-ка уши –

Тишину послушай.                                                      (Потянулись и сели на место)

Гусеницы объели часть листиков. Восстановите слова.

каранда.                         ма .   на                            стри.

ё   .  к                                мы.                                      чи.

лы.                                                            повник

Жыли мыши,  не тужыли,                                                                                              Шышки на зиму сушыли,

Из шыповника с малиной                                                                                                         Чай варили витаминный.

– Прочитайте стихотворение, и вы узнаете, к кому в гости мы пришли.

-Правильно, к мышатам. Помогите им исправить ошибки.

– Спишите первую часть стихотворения, вставьте нужные буквы. Правило!!!

– Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.

(Проверка – слайд).

8. Выводы и обобщения .

– Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?

– Звуки Ж и Ш всегда твердые, – Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмма, которую нужно запомнить.

-Вот и закончилось наше путешествие.

У домика мышек растет яблоня.

-Если урок прошёл отлично и вы остались довольны, сорвите с дерева красное яблоко.

-Если – хорошо, но могло быть лучше, – желтое яблоко.

-Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – зелёное яблоко.

Благодарю за урок, всем спасибо.

В славянских языках

Итак, рассмотрим каким образом эти звуки проявляют себя в словах. Произведем звукобуквенный разбор.

Например, «Петя ожёг руку». В данном контексте имеется в виду, действие. « Ожёг» – это глагол, поэтому пишется «ё». « У отца был сильный ожог». Тут слово «ожог» – это существительное и пишется оно с «о».

Еще одно правило: «жи-ши всегда пишем через И». Имеется в виду, что после «ж» и «ш» не может писаться «ы». А в целом исключения составляют:

Твердые и мягкие, парные, непарные

Все буквы русского алфавита, кроме гласных (а, о ,у, э, ы, е, ю, я, ё, и),  а также твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков являются согласными. Только согласные звуки могут делиться на мягкие и твердые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *