КАКИЕ ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Юлия Альбиновна Хмельницкая

Эксперт по предмету «Педагогика»

Среди родителей и им сочувствующих стало привычкой ругать ЕГЭ и бесконечные тесты, но Единый экзамен — лишь верхушка айсберга, а не главное зло современного образования. О сложностях российской школы и о том, что и как в ней можно исправить, рассказывает главный редактор медиа про образование и воспитание детей «Мел» Надежда Папудогло

Исследованием актуальных проблем современного образования в России системно занимается достаточно большое число институций — это Высшая школа экономики (ВШЭ), РАНХиГС, Институт стратегии развития образования РАО и многие другие, в том числе негосударственные структуры. Темы варьируются от узких до масштабных, изучающих глобальные проблемы качества школьной подготовки, состояния российских школ, социальных проблем и другие недостатки сферы образования.

Помимо этого, Россия участвует в TIMSS (мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования), PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста) и PISA (международная программа по оценке учебных достижений, рассматривающая в том числе функциональный уровень, адаптивность полученных знаний к реалиям жизни). Среди проблем современного школьного образования можно выделить четыре основные.

Проблема с подготовкой и мотивацией учителей

В России есть несколько вузов, которые прекрасно готовят будущих педагогов, их выпускники достаточно востребованы на рынке. Другое дело, что школа — это очень специфическая карьерная траектория. У учителя сложные перспективы профессионального роста: зачастую бывает так, что ты приходишь работать педагогом начальной школы и через 40 лет уходишь на пенсию в том же статусе. Если ты не берешь постоянную дополнительную нагрузку и не повышаешь квалификацию, ты не можешь вырасти как специалист, получить новую категорию. И даже если это делать, часто ригидность системы разочаровывает молодых специалистов — и они уходят из школы.

Система текущих категорий не вполне отвечает тому, что на самом деле от нее требуется, очень слабо отражает как раз развитие педагога, а не просто его переход от одной категории к другой. Слово «сертификат» стало синонимом повышения квалификации педагогов. Переобучение превратилось в формальность, в рынок этих самых сертификатов, а вот качество реальных знаний, полученных на разнообразных курсах, очень часто под большим вопросом.

Отдельная строка — это постоянная уязвимость учителя и его беззащитность (при постоянных публичных словах об уважении к профессии), причем педагог находится под прицелом не только чиновников и руководства, но и родителей. За что ты можешь быть наказан? Творчески подошел к подготовке урока? Запросто. Дал много домашних заданий? Запросто. Не дал? Еще проще. Риск постоянного «а что нам за это будет» — это ни разу не пространство для творчества, поэтому проще идти по накатанной программе, где твои риски автоматически снижаются.

Понятно, что при таком раскладе у учителей возникают проблемы с мотивацией и профессиональным выгоранием. В университете будущему педагогу ставят одни цели в жизни и карьере, но все это подменяется совершенно другими при столкновении с системой на первом же рабочем месте. Так умирает внутренняя мотивация, а внешняя, в том числе выраженная в заработной плате, зачастую отсутствует изначально.

Есть законодательное регулирование, согласно которому зарплата не может быть ниже определенного порога, но в ряде регионов ставки идут по самой нижней планке. Мы привыкли думать, что у учителя большой отпуск, но по факту он очень короткий, и он не может провести его так, как хотел бы. Он занят на ЕГЭ и ОГЭ половину лета, а потом начинает готовить школу к сентябрю. Пока зимой дети и родители куда-то уезжают, педагоги уже готовятся к третьей четверти.

Во многих российских школах все еще нет беспроводного интернета. Бывает так, что в школе может быть один компьютер

Часто учителей обвиняют в том, что они  сопротивляются новым технологиям. Но нет, мониторинги показывают, что они готовы и хотят их использовать, только не всегда имеют такую возможность. Ни для кого не секрет, что во многих российских школах все еще нет беспроводного интернета. Бывает так, что в школе может быть один компьютер, подключенный к интернету по кабелю, он стоит в учительской, соответственно, использовать технологии на уроках невозможно в принципе.

Сводных данных, как решается эта проблема, пока недостаточно, чтобы понять, как быстро она будет ликвидирована, чаще мы просто видим формальные разрозненные новости в стиле «7447 образовательных организаций обеспечены современным компьютерным оборудованием». Цель технологического обновления заложена в нацпроект «Образование», по его отчетам мы и можем следить, как в целом развивается наша система.

Отчасти решить проблему мотивации учителей, их зарплат, их внутренней свободы может грамотный директор. Нас все время уверяют, что школа – это серийный продукт, все школы одинаковы, система для всех одна. Но на практике все очень зависит от сильного харизматичного лидера. Вопрос: как таким лидером стать? У нас принято считать, что хороший директор — это хороший педагог. Но решение организаторских, материальных, менеджерских и даже «бюрократических» вопросов — это задачи, которые не в состоянии решить даже самый опытный педагог. Да, часто директоры сосредоточены на повышении качественных и количественных показателей, но у них не хватает ни времени, ни навыков для управления финансовым выживанием школы.

В последние годы появилась система подготовки директоров, где их учат менеджменту и культуре управления школой как хозяйственным субъектом, но говорить об общей практике вряд ли возможно.

Современные проблемы систем образования в России

Алина Ганзенко

Характеристика и причины проблем российских систем образования

Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом.

На сегодняшний день существующая система образования переживает довольно сложные времена. Созданная в советское время система образования практически разрушена, ей на смену пришли европейские стандарты и тенденции. Однако достаточно часто эти стандарты и тенденции отвергаются, так как внедряются на неподготовленную почву и не адаптированы под особенности российского менталитета.

В связи с чем, наблюдается достаточное количество проблем, стоящих перед системой российского образования:

«Современные проблемы систем образования в России» 👇

Возможные пути решения проблем систем образования в России

Решение современных проблем систем образования в России видится в следующем:

Современная система образования является одним из ведущих показателей социально-экономического развития государства, именно поэтому необходимо обратить пристальное внимание на решение проблем, стоящих перед ней. Непосредственно для российских систем образования большое значение имеет проблема формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики, сегодня уже не гуманитарная задача, а основной вопрос обеспечения национальной безопасности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.01.2023

Библиографическое описание

Даргевичене, Л. И. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри / Л. И. Даргевичене, Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 08.10.2023).

На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.

Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».

Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.    В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.

Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.

Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.

Полученные данные свидетельствует о том, что большинство ответивших учеников осознают, что школа помогла им в приобретении знаний и друзей, но, к сожалению, не смогла подготовить учащихся к преодолению трудностей и решению бытовых проблем, а также не помогла познать себя, что может помешать правильному выбору будущей профессии.

Ответы свидетельствуют, что сегодня для ученика идеальным является педагог, который умеет интересно и доступно преподавать свой предмет, имеет знание по психологии учеников, способен увидеть индивидуальные способности учащихся и помогать им в их развитии, а также приходить на помощь в решении трудных проблем. Неожиданным оказался тот факт, что такие качества педагога, как знание предмета, уважительное отношение к ученикам, справедливость для учащихся играют второстепенную роль, а эрудиция, требовательность и умение продуктивно и интересно организовать поурочную жизнь представляют наименьшую значимость по мнению большинства учащихся.

Анализируя ответы выпускников, можно сделать вывод о том, что многие ученики оценивают преподавание предметов как поверхностное. При этом больше чем половина опрошенных отмечают, что они не знают, как применить в реальной жизни полученные в школе знания. Также, более половины опрошенных (63 %) отмечают, что учителя часто не старались понять своих учеников и между ними так и не сложились отношения понимания и доверия.

Не трудно заметить, что выпускники видят весь спектр трудностей, с которыми сталкивается сегодня учитель. Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников.

Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются:

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, содержание ответа, взрослая жизнь, проблема, учащийся, учитель, школа, известный психолог, моя жизнь, общеобразовательная школа.

Новая реальность в образовании. Проблемы школьника и родителей

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

Проблемы современной общеобразовательной школы

Концепция современного образования задается вопросами ценностной ориентации образовательной деятельности: что закладывать в основу обучения, каким образом реализовывать содержание обучения, каково целевое назначение образования и к чему оно должно привести?

В настоящее время обществу нужен человек способный к самостоятельному мышлению, принятию решений и несению ответственности за них, стремящийся к созиданию своего внутреннего Я и преобразованию окружающего мира. Достичь этого можно посредством построения эффективного образовательного процесса, дающего учащемуся систему знаний и навыков, опыт поколений и навыки его практического использования для решения текущих практических задач и ведущих к самоутверждению и самореализации личности.

Однако, современное образование, в частности, школьное обучение, сталкивается с рядом проблем, затрудняющих достижение его целей и задач и усложняющих личностное развитие учащихся. К ним относятся:

«Новая реальность в образовании. Проблемы школьника и родителей» 👇


КАКИЕ ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Рисунок 1. Проблемы школы, волнующие учителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Недостатки современного образования по мнению учащихся

Чтобы рассмотреть взгляд учащихся на современное образование, а также их родителей, проводятся специальные исследования в форме заполнения анкет и опросников. Данные проведенных исследований демонстрируют оценку учащимися современного школьного обучения и выявляют его недостатки.

Насколько школа повлияла на жизнь учащихся, их профессиональную подготовку и построение карьеры можно говорить только через определенный временной промежуток – как минимум, десятилетие после завершения школьного обучения. В ходе взрослой жизни, оценивания своих достижений и неудач формируется взгляд человека на систему образования и ее продуктивность.

По мнению учащихся современное школьное образование обладает следующими недостатками:

Дата последнего обновления статьи: 01.01.2023

Психологическое состояние учителей и школьников

Если продолжать тему выгорания и проблемы внутренней мотивации школьных учителей, ее сущность во многом связана с их социальным статусом. В нашей стране есть определенная сакрализация профессии учителя: школа — храм, а учитель — служитель храма. Он как будто не имеет права позволить себе ничего лишнего в жизни, обязан принять аскезу и жить согласно ей. Мы знаем, что будет, если учительница станцует танец живота, пойдет в бар или сфотографируется в купальнике. Есть ли еще хоть одна профессия, которая запрещает светскому человеку отдохнуть на пляже и выложить фотографию в купальнике в соцсеть?

В условиях постоянного давления возникает не только выгорание, но и срывы. Мы видим кучу новостей, как учителя орут на детей, но нельзя говорить, что педагог, который накричал, — априори плохой. Каждый такой случай нужно разбирать отдельно, а не записывать всех учителей в негодные кадры. Вполне возможно, что мы имеем дело с человеком, который по всем вышеуказанным причинам прошел точку невозврата. На словах в школах существует система психологической поддержки, по факту же она, к сожалению, если и есть, то часто не работает ни в какой степени в пользу педагогов. Да и не всегда в пользу детей, потому что часто уровень подготовки и качества работы школьных психологов также очень низкий, далеко не все здесь – энтузиасты профессии.

Часто мы говорим об одном специалисте на огромный комплекс зданий, часто это человек, который никак не был готов работать с детским коллективом в современных условиях, то есть разрешать сложные нетиповые ситуации. Мы видим примеры, когда школьные психологи не в состоянии вовремя определить и начать работу с ситуацией буллинга, не понимают технологии и каналы кибербуллинга (а с ним дети впервые сталкиваются сейчас уже в начальной школе) — у них нет инструментов для решения подобных ситуаций, которые приобретают космические масштабы.

Несмотря на то, что проблема кажется нерешаемой, есть масса энтузиастов (частных лиц, фондов, других организаций), которые работают в этой сфере. Например, у БФ «Журавлик» уже несколько лет идет проект социальной профилактики буллинга. Проект «Травли нет» подготовил большую антибуллинговую программу как для родителей, так и для учителей, поддержанную видеокурсами, сделанными совместно со Сбербанком. Предпринимает со своей стороны усилия и Министерство просвещения РФ — это и планы по переподготовке педагогов-психологов, и специальные программы по профилактическим действиям. Но при этом, например, у нас нет качественных измерений показателя комфортности социального климата российских школ.

Но если мы говорим о том же буллинге, суть не только в школе — его допустимость формируют и сами родители. Здесь возникает отдельный вопрос: что делать с людьми, которые считают агрессию здоровой формой существования в обществе.

Российское учительство стареет. Возникает серьезный поколенческий разрыв, который влияет на отношения учеников и учителей

Поколение учителей часто не успевает за поколением детей. Казалось бы, что это нормальная история, но здесь скрывается еще одна проблема: российское учительство стареет. Возникает серьезный поколенческий разрыв, который, естественно, влияет на отношения учеников и учителей. Опять же, здесь сложно говорить о глобальном тренде (тем более, что его никто не анализировал), но мы видим конкретные примеры, когда учителя, работающие с младшими детьми, начинают все неуспехи оправдывать тем, что дети сейчас приходят в школы очень слабо подготовленные, слабо читающие, «они не умеют концентрироваться и сосредотачиваться, так как испорчены компьютерными играм». Окей. И что вы предлагаете? Готовить детей к школе? Не давать им телефоны? Такого не будет. Значит, нужно учиться работать с этими детьми (если мы предположим существование такой проблемы в реальности).

Формализация школьных знаний

Международные мониторинги показывают: сущность проблемы образования в том, что наша школа сильна в формальных знаниях, но совершенно не сильна в практических. То есть наполнение школьной программы формально находится на высоком уровне, но школьники часто не умеют интегрировать знания из разных областей (особенно ярко это видно на примерах PISA). Они запоминают пройденную программу, но не могут извлечь из этого реальные возможности в будущем, детям сложно дается метапредметность и комбинаторика знаний из разных отраслей относительно нетривиальных задач.

В этом смысле справедлив упрек системе ОГЭ и ЕГЭ, которая готовит ребенка к прохождению тестов, то есть настраивает его на решение конкретных задач конкретного формата (особенно, если ребенок и школа не ставят для себя задачу «результат выше базы»). Здесь надо уточнить, что «злом» являются не сами экзамены (подобные системы есть и в других странах), а то, как часто бывает организована подготовка к экзаменам, где два последних года обучения программно «подминаются» под перспективу сдачи ЕГЭ.

Школы находятся в сильной зависимости от результатов, которые они покажут в ходе проверок и аттестации, поэтому многие педагоги сознательно уделяют больше внимания не содержательному преподаванию, а подготовке детей к успешному тестированию и аттестации. Эта проблема видна уже с последнего класса начальной школы, где функцию «контроля, проверки и оценки» выполняют ВПР, призванные лишь показывать проблемы в качестве образования.

В прошлом году это активно проявилось и в медийном поле: Министерство просвещения заявляло, что снижает количество контрольных в школе, а также в очередной раз призывало помнить об истинной цели ВПР, не подменяя сути зубрежкой и натаскиванием на типовые тесты, миллионы которых размещены в интернете. Однако эта попытка немного улучшить ситуацию пока не очень успешна, потому что школа формально отчитывается, что контрольных и тестов стало меньше, но в реальности продолжает их проводить.

Есть и старые боли: в школьных пособиях до сих пор есть задачи про Машу, которая покупает банку варенья за три копейки

Отдельный вопрос — содержание учебников. Есть и старые боли: в школьных пособиях до сих пор есть задачи про Машу, которая покупает банку варенья за три копейки; испокон веку дети пишут диктанты со словами вроде «облучок». Большинство педагогов объясняют эту проблему низким качеством работы коллективов авторов и методистов, которые составляют учебники. Кроме того, очевиден вектор на выхолащивание содержания. Например, от первоначального учебника чтения Ефросининой для начальной школы мы сейчас видим жалкое подобие: популярные произведения, включая те же отрывки из «Гарри Поттера», исчезли, но зато есть масса патриотических стихов. Естественно, интерес современного ребенка к этому учебнику снижен. Отдельно можно оценить иллюстративные ряды, сопровождающие содержание.

Можно ли решить эту проблему? Мы всегда помним, что есть учебник, есть дети и есть педагог. Да, учителей принуждают ходить по струнке, но внутренне свободный педагог всегда найдет способ сделать свой предмет таким, что дети с удовольствием будут заниматься им (вне зависимости от того, какое пособие лежит на парте). Как и всегда, мы видим, что успехи каждого класса зависят от педагогов, их силы воли и внутренней свободы. У учителей до сих пор осталось право на выбор из списка рекомендованных учебников линейки ФГОС, они до сих пор могут рекомендовать пособия не из линейки ФГОС как дополнительные (разумеется, без требования «обязательно приобрести» и без права проводить аттестации по дополнительным пособиям). Но это не массовая практика, у многих учителей нет ресурсов, возможностей, даже достаточной подготовки, чтобы работать в подобной развернутой схеме.

Взаимоотношение школы и родителей

Хорошо, что у нас все больше осознанных родителей, которые заботятся как о психологическом комфорте детей, так и о качестве образования, искренне интересуются тем, как ребенок чувствует себя в школе и что он там получает, которые видят в школе не только «подготовку к ЕГЭ» и готовы к здоровой коллаборации со школой, а не только к равнодушию и протестам. Но они сталкиваются еще с одной проблемой: у нас нет устоявшейся системы взаимоотношений родителей и школы. Школа — невероятно закрытая структура, которая ничего не рассказывает о себе.

Возможно, именно с закрытостью школ связано давление, которое оказывают на нее родители, превращаясь иногда в сильный репрессивный орган. С одной стороны, это хорошо, что нынешние родители научились бороться за права своих детей, а не стоять молча в стороне и наблюдать, как твоего ребенка, например, физически и психологически унижают или занижают ему оценки. С другой стороны, родители стали вмешиваться абсолютно во все, что происходит в школе, вплоть до оспаривания педагогических технологий.

Например, мы разбирали кейс давления на педагога по английскому языку: родители считали, что он учит детей «неправильному английскому», и несколько человек объединились в группу, требуя замены учителя, пустив в ход все ресурсы, включая письма в департамент. Все проверки показали, что учитель прекрасный, дети довольны, а родители просто решили, что лучше знают, как и по каким учебникам учить.

Это обоюдоострая проблема: родитель перестал доверять школе, потому что она часто показывает себя не с лучшей стороны. И опыт решения проблем образования показывает, что хорошими становятся в том числе те школы, которые открыты родителям. Такое часто происходит в частных школах, но есть примеры и общеобразовательных бесплатных школ, которые способны на диалог.

Мы, конечно, называем все происходящее «системой» образования, но важно, чтобы она перестала быть такой жесткой системой. Важна свобода творчества учителя, и это нужно понимать и родителям, и руководству, потому что образование — это в том числе и умение смотреть на мир не только с формальных позиций.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Перспективы образования в РФ

Уровень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет.

Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры которыми должна и может обладать образовательная система России:

Исходя из вышеперечисленных исходных данных, можно сформулировать более широко цели, к которым должно идти образование в процессе развития:

Если связывать будущее Российской Федерации с инновационным путем развития, то переход к опережающему образованию неизбежен. Уже сегодня необходимо готовить специалистов, которые потребуются завтра.
Движение в сторону развития образовательной системы началось. Введение ФГОС – это большой шаг вперед (рис.2). Следует обратить внимание на то, как эти стандарты будут реализовываться на практике.

В процессе введения ФГОС особенно остро стоят вопросы методического сопровождения практической части образования. В период перехода на новые стандарты образования необходима методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Проблемы российской образовательной системы

Развитие российской образовательной системы происходит в сложной ситуации. На образовательные учреждения воздействие оказывают различные неблагоприятные факторы (Рис.1). Основными из них являются:


КАКИЕ ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Недостаточное финансирование – одна из основных причин возникновения кризисных ситуаций в области образования.

Не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти. Это создает сложности в исполнении определенных положений.

Особая проблема заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования.

Достижение современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, направленность на развитие личности, формирование морально-нравственных ценностей, социальных норм и прочих констант культуры являются наиболее важными проблемами.

Наблюдается нарушение единства образовательного пространства в части изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин наблюдаются еще достаточно часто.

Сегодня отсутствует преемственность между этапами образования. Многопредметность в начальной школе осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается количество выпускников средней школы, которые могут пройти ЕГЭ без дополнительной подготовки и репетиторов.

«Проблемы и перспективы развития образования в России» 👇

Говоря о недостаточности финансирования, нельзя не сказать о том, что многие образовательные учреждения не способны экономить, мобилизировать внутренние резервы, максимально использовать имеющейся потенциал.

Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, часто низкого качества, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня.

Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне. Особое внимание следует уделять содержанию учебников истории, обществознания и литературы. Эти дисциплины призваны отвечать за нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

В целом по стране остается проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Наблюдается устойчивое старение педагогов образовательных учреждений всех типов и видов. Ухудшается ситуация с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в селе, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят, нуждающихся в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не достаточно для обеспечения потребности в их содержании и обучении.

Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Это было ценностным достоянием советского образования. Важно определение нравственных ориентиров нового поколения, формирующих прочную духовную опору и подлинные жизненные ценности.

Нарушено взаимодействие высших учебных заведений с промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Это привело к снижению качества процесса обучения, прежде всего свертыванию практической подготовки специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *