КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВХОДЯТ В ПОНЯТИЕ ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Ю. П.
Азаров утверждал, что, во-первых, развитая
педагогическая техника помогает
преподавателю глубже и ярче выразить
себя в педагогической деятельности,
раскрыть во взаимодействии с учащимися
все лучшее, профессионально значимое
в его личности. Совершенная педагогическая
техника освобождает время и силы педагога
для творческой работы, позволяет в
процессе педагогического взаимодействия
не отвлекаться от общения с детьми на
поиски нужного слова или объяснение
неудачной интонации.

Овладение
педагогической техникой, позволяя
быстро и точно найти нужное слово,
интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя
спокойствие и способность к ясному
мышлению, анализу в самых острых и
неожиданных педагогических ситуациях,
приводит к росту удовлетворенности
педагога своей профессиональной
деятельностью.

Во-вторых,
педагогическая техника оказывает
развивающее воздействие и на качества
личности. Важная особенность педагогических
техник состоит в том, что все они носят
выраженный индивидуально-личностный
характер, т.е. формируются на основе
индивидуальных психофизиологических
особенностей педагога. Индивидуальная
педагогическая техника существенно
зависит от возраста, пола, темперамента,
характера педагога, состояния здоровья,
анатомо-физиологических особенностей.

Так,
работа над выразительностью, чистотой,
грамотностью дисциплинирует мышление.
Овладение приемами саморегуляции
психической деятельности ведет к
развитию эмоциональной уравновешенности
как черты характера и т.п. Кроме того, в
реальном педагогическом взаимодействии
все умения учителя в области педагогической
техники проявляются одновременно. А
самонаблюдение дает возможность успешно
корректировать отбор выразительных
средств.

В-третьих,
в процессе овладения педагогической
техникой наиболее полно раскрываются
нравственные и эстетические позиции
педагога, отражающие уровень общей и
профессиональной культуры, потенциал
его личности.

Все
сказанное подчеркивает, что педагогическая
техника важнейший инструмент педагога.

В
понятие «педагогическая техника»
принято включать две группы компонентов.

Первая
группа компонентов связана с умением
педагога управлять своим поведением:


владение своим организмом (мимика,
пантомимика);


управление эмоциями, настроением (снятие
излишнего психического напряжения,
создание творческого самочувствия);


социально – перцептивные способности
(внимание, наблюдательность, воображение);


техника речи (дыхание, постановка голоса,
дикция, темп речи).

Вторая
группа компонентов педагогической
техники связана с умением воздействовать
на личность и коллектив, и раскрывает
технологическую сторону процесса
воспитания и обучения:


дидактические, организаторские,
конструктивные, коммуникативные умения;


технологические приемы предъявления
требований, управления педагогическим
общением и пр.

Мимика
– это искусство выражать свои мысли,
чувства, настроения, состояния движением
мускулов лица. Нередко выражение лица
и взгляда оказывает на обучающихся
более сильное воздействие, чем слова.
Жесты и мимика, повышая эмоциональную
значимость информации, способствуют
лучшему ее усвоению.

Слушатели
«читают» лицо педагога, угадывая его
отношение, настроение, поэтому оно
должно не только выражать, но и скрывать
чувства. Наиболее выразительны на лице
человека глаза – зеркало души. Учителю
следует внимательно изучить возможности
своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом. Взгляд учителя
должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт.

Пантомимика
– это движение тела, рук, ног. Она помогает
выделить главное, рисует образ.

Педагогу
необходимо выработать манеру правильно
стоять перед обучающимися на занятии.
Все движения и позы должны привлекать
слушателей своим изяществом и простотой.
Эстетика позы не терпит плохих привычек:
переминания с ноги на ногу, опоры на
спинку стула, верчения в руках посторонних
предметов, почесывания головы и т.д.

Жест
педагога должен быть органичным и
сдержанным, без резких широких взмахов
и открытых углов.

Чтобы
общение было активным, следует иметь
открытую позу, не скрещивать руки,
повернуться лицом к аудитории, уменьшить
дистанцию, что создает эффект доверия.
Рекомендуется движение вперед и назад
по классу, а не в стороны. Шаг вперед
усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории.
Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.

Управление
эмоциональным состоянием предполагает
овладение способами саморегуляции, к
которым можно отнести: воспитание
доброжелательности и оптимизма; контроль
своего поведения (регуляция мышечного
напряжения, темпа движений, речи,
дыхания); самовнушение и др.

Техника
речи. Процесс восприятия и понимания
речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания,
на которое, по подсчетам ученых, приходится
приблизительно ј – Ѕ всего учебного
времени. Поэтому процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала
зависит от совершенства речи учителя.

Как
бы ни была интересна и познавательна
речь, считает И. Р. Калмыкова, она не будет
воспринята слушателями, если выступающий
произнесет ее нечленораздельно, хриплым,
слабым, невыразительным голосом. Голос
при выступлении так же важен, как и
содержание речи, внешность, манеры
оратора. С помощью голоса он доносит
свое сообщение до аудитории. Человеческий
голос – могущественное средство
воздействия на публику. Благодаря
красивому, звучному голосу оратор может
с первых минут привлечь внимание
слушателей, завоевать их симпатию и
доверие.

Кроме
того, голос может способствовать
профессиональной карьере человека, а
может препятствовать ей.

Голос
способен выражать мысли и чувства
человека. В педагогической деятельности
чрезвычайно важно говорить выразительно
и просто, выступая с лекцией, докладом,
декламируя стихи и прозу; владеть
интонацией и силой голоса, продумывая
каждую фразу, предложение, акцентируя
значимые слова и выражения грамотно
пользуясь ими в различных ситуациях.
Голос — основное выразительное средство
устной речи педагога,которым он должен
уметь пользоваться в совершенстве. П.
Сопер считает, что «ничто так не влияет
на отношение кнам людей, как впечатление
от нашего голоса. Но ничем так не
пренебрегают, и ничто так не нуждается
в постоянном внимании. Владение голосом
связано непосредственно с развитием
фона-ционного (звукового), так называемого
речевого дыхания. Это в свою очередь,
дает возможность передавать эстетическое
и эмоциональное богатство речи педагога,
не только помогая в общении, но и
воздействуя на чувства, мысли, поведение
и поступки учеников.

Овладеть
техникой речи — значит обладать речевым
дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию
и орфоэпическое произно-шение. Педагогу
нужно постоянно работать над дикцией,
дыханием и голосом.

Дыхание
обеспечивает жизнедеятельность
организма, физиологическую функцию.
Одновременно оно выступает и энергетической
базой речи. Речевое дыхание называется
фонационным (от греч. phono — звук). В
повседневной жизни, когда наша речь
преимущественно диалогична, дыхание
не вызывает трудностей. Отличие
фонационного дыхания от физиологического
заключается в том, что вдох и выдох
обычного дыхания осуществляются через
нос, они короткие и равны по времени.
Последовательность обычного
физиологического дыхания – вдох, выдох,
пауза. Для речи обычного физиологического
дыхания не хватает. Речь и чтение требуют
большего количества воздуха, экономного
его расходования и своевременного его
возобновления. Иная и последовательность
дыхания. После короткого вдоха – пауза,
а затем длинный звуковой выдох.

Существуют
специальные упражнения, направленные
на развитие дыхания. Цель упражнений
по дыханию – не выработка умения вдыхать
максимальное количество воздуха, а
тренировка в умении рационально
расходовать нормальный запас воздуха.
Поскольку звуки создаются при выдохе,
то его организация является основой
постановки дыхания, которое должно быть
полным, спокойным и незаметным.

Дикция
— это отчетливость и правильность
произнесения, дельных звуков, которые
обеспечиваются правильной работой
органов речи. Артикуляционный аппарат
должен работать активно, без лишнего
напряжения. Все звуки и их сочетания
нужно произносить четко, легко и свободно
в любом темпе.

Все
дикционные нарушения речи и голоса
делятся на органические (их исправлением
занимаются логопеды) и неорганические
(они поддаются исправлению путем
упражнений), связанные с вялостью
артикуляционного аппарата (губ, языка,
челюсти), нечетким произнесением
согласных («каша во рту»).

Среди
преподавателей встречаются люди, у
которых голос ставлен самой природой,
но это случается нечасто. Да и xopoший
голос при отсутствии специальной
тренировки с годами изнашивается.

Тренировать
голос помогут скороговорки и упражнения,
цель которых — отработка четкости и
правильности произнесения звуков,
активизация артикуляционного аппарата.

Несколько
слов о гигиене голоса педагога. Как
показывают, специальные исследования,
заболеваемость голосового аппарата у
лиц «голосовых профессий» очень высокая.

Перенапряжение
голосового аппарата, вызывающее нарушение
голоса, обусловлено тем, что около 50 %
рабочего времени педагог говорит, причем
во время занятия громче обычного.

Каждый
человек наделен голосом, который может
стать сильным, четким, звучным. Работая
над голосом, следует обратить внимание
прежде всего на освобождение его от
напряжения, совершенствование его
лучших качеств. Существует глубинная
связь между голосом и телом, поэтому в
основе работы над голосом должно лежать
речевое общение.

Таким
образом, подводя итог всему вышесказанному,
можно сделать вывод о том, что педагогическая
техника, представляющая комплекс умений,
навыков и знаний, позволяющих преподавателю
видеть, слышать и чувствовать своих
воспитанников, является необходимым
компонентом профессионального
педагогического мастерства.

19.
Мастерство педагогического общения

Трудно
себе представить общение, которое бы
совсем не несло познавательного или
воспитательного заряда. Тем не менее в
литературе и практике все больше и шире
используется сравнительно “молодое”
словосочетание: педагогическое общение.
Это – профессиональное общение
преподавателя с учащимися в процессе
обучения и воспитания, имеющее определенные
педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на
создание благоприятного психологического
климата, оптимизацию учебной деятельности
и отношений между педагогом и учащимся
внутри коллектива. Другими словами,
педагогическое общение – это общение
педагога с воспитанниками в педагогических
целях.

В
зависимости от стиля педагогического
общения американские психологи выявили
три типа педагогов. ” Проактивный”
педагог инициативен в организации
общения в группе, причем общения как
группового, так и парного (учитель-ученик).
Он четко индивидуализирует свои контакты
со студентами. Но его установки меняются
в соответствии с опытом, т.е. такой
педагог не ищет обязательного подтверждения
раз сложившейся установки. Он знает,
что хочет, и понимает, что в его собственном
поведении или поведении студентов
способствует достижению этой цели.

“Реактивный”
педагог тоже гибок в своих установках,
но он внутренне слаб, подчинен “стихии
общения”. Различие в его установках
на отдельных студентов – не различие в
его стратегии, а различие в поведении
самих студентов. Другими словами, не он
сам, а студенты диктуют характер его
общения с группой. У него расплывчатые
цели, он приспосабливается и подстраивается
к студентам.

“Сверхреактивный”
педагог, замечая индивидуальные различия,
тут же строит совершенно нереальную
модель, преувеличивающую эти различия
во много раз и считает, что эта модель
и есть действительность. Если студент
чуть активнее других – в его глазах он
бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее
– лодырь и кретин. Такой педагог имеет
дело не с реальными, а с выдуманными им
студентами и ведет себя соответствующим
образом. А выдумывает он на самом деле
стереотипы, подгоняя под них реальных,
совершенно нестереотипных студентов.
Студенты при этом – его личные враги, а
его поведение – род защитного
психологического механизма.

Каковы
же основные принципы новой модели
педагогики? Из всего многообразия
подходов можно выделить три основополагающих
установки:

1.
Человек находится в активно-деятельном
отношении к миру и самому себе.

2.
Активность субъекта выступает в высшем
своем творческом проявлении, когда
субъект поднимается до становления
самого себя.

3.
Рассмотренная позиция подводит к идее
деятельного становления призвания
человека.

Педагогическое
общение должно быть не тяжким долгом,
а естественным и даже радостным процессом
взаимодействия. Каковы слагаемые
оптимального педагогического общения?

Во-первых,
это высокий авторитет педагога. Второе
условие успешности педагогического
общения – владение психикой и приемами
общения, т.е. педагог должен быть хорошо
подготовлен как практический психолог.
И, наконец, третье составляющее успеха
– это накопленный опыт, это то, что в
обыденной практике и называется “сначала
умение, а потом мастерство”.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра начального и дошкольного образования

Студентки педагогического факультета

заочной формы обучения

напр. подготовки Педагогическое образование

профиль «Начальное образование»

группа Нач 2 курс

Седова Майя Викторовна

Перекальский Сергей Александрович

1. Понятие «педагогическая техника»

2. Специфика педагогической техники в деятельности учителя

3. Педагогическая техника, ее компоненты

Список использованной литературы

Важное место в профессиональной деятельности учителя, в становлении его педагогической культуры, мастерства, занимает такой педагогический модуль, как педагогическая техника.

Профессионализм определяется тем, насколько умело он применяет фундаментальные теоретические знания в практике обучения и воспитания учащихся, насколько чутко реагирует на те изменения, которые происходят в образовательной системе, каковы результаты творческого поиска в учебно-воспитательной и организационной работе. Профессионализм в первую очередь – это педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогическая культура и педагогический такт преподавателя.

Педагогическое мастерство преподавателя — это синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых средств, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Непосредственное воздействие на учащихся преподаватель осуществляет с помощью различных умений, в частности владением педагогической техникой. Педагогическая техника — это использование преподавателем личностных качеств в осуществлении педагогического процесса, умение говорить и слушать, использовать логические приемы, эмпатию, вовлеченность в процесс общения с обучающимися. Важной составляющей педагогической техники является техника использования информационных и коммуникационных технологий.

Известно, что эффективность каждой из них во многом зависит от способов и методов применения. Особое значение педагогическая техника имеет в процессе общения. Умение изложить содержание учебного материала на уровне, соответствующем уровню подготовленности учащихся к его восприятию и учет личных особенностей обучающихся в процессе общения, — важнейшие показатели владения учителя не только знаниями, но и основами педагогической техники.

Изучение педагогической техники как одной из важнейших элементов педагогического мастерства»

Задачи данной работы:

1. Изучить понятие «педагогическая техника»

2. Раскрыть специфику педагогической техники

3. Рассмотреть педагогическую технику и ее компоненты

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В. А. Кан-Калик, Ю. И. Турчанинова, А. А. Крупенин, И. М. Крохина, Н. Д. Никандров, А. А. Леонтьев, Л. И. Рувинский, А. В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том  числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, – распоряжений, требований к воспитанникам, – служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это – умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием – чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре. В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой – условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А. С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает.

Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой.

Искусство общения с учащимися среди важнейших умений, составляющих педагогическую технику, можно поставить на первое место. Верный стиль и тон общения определяются положением учителя в классе.

Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для применения методов педагогического воздействия. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять вниманием, темпом деятельности, а также навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.

Кроме названных, к умениям педагогической техники относятся следующие умения:

Педагогическая техника может быть представлена также следующими умениями и навыками:

Важной составляющей педагогического мастерства учителя является его методическое мастерство, оно проявляется в знаниях и умениях:

Показатель методического мастерства преподавателя – правильное определение дидактических и воспитательных целей учебного занятия, планирование уровней усвоения знаний учебного материала на основе целей и задач обучения.

Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения, основанных на выполнении требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий, вызывающих интерес к обучению.

Для повышения интереса студентов к учебным занятиям в методике обучения используется такая форма их организации, как дискуссия. В процессе дискуссии преподаватель  учит рассуждать, выстраивать аргументы.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Все сказанное подчеркивает, что педагогическая техника важнейший инструмент педагога.

Компоненты педагогической техники.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

– владение своим организмом (мимика, пантомимика);

– управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

– социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

– техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

– дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

– технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза – зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к классу. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание учащихся. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И. Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до класса. Человеческий голос – могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей.

Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос – основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фонационного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Овладеть техникой речи – значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха – пауза, а затем длинный звуковой выдох.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию – тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция – это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений).

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

1. Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой,)

педагогической техники в деятельности учителя состоит из комплекса умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

3. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

а) первая группа связана с управлением своим поведением — мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией;

б) вторая, группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).

Ю. П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педа­гогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

– социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза – зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј – Ѕ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И. Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос – могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос — основное выразительное средство устной речи педагога,которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение кнам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фона­ционного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Овладеть техникой речи — значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произно­шение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха – пауза, а затем длинный звуковой выдох.

Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию – не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»).

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.

Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых — отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50 % рабочего времени педагог говорит, причем во время занятия громче обычного.

Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое общение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *