КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Независимо от того, преподаватель вы со стажем, готовитесь начать свою первую преподавательскую работу или только мечтаете о ней, тема методов обучения — одна из ключевых для педагога. Из этой статьи вы узнаете, какие бывают основные методы и приёмы обучения и как выбрать подходящий.

Любая образовательная деятельность строится в соответствии с методами обучения учителя. От них зависит эффективность и усвояемость получения знаний учеником. Есть традиционные и современные методы, однако не все понимают в чем состоят их принципы и какие они решают задачи.

Методы обучения – что это

В чем разница: метод, методология, методика, приемы

Методы обучения – классификация и виды

Современные методы обучения

Как выбирать методы обучения

Профессия методиста образовательных программ

Давайте поговорим о том, что же такое методы обучения, как выбрать самый эффективный и кто такой методист образовательных программ.

Методы обучения – что это

Существует множество определений понятия «Метод обучения», но в главном оно определяется как способ взаимодействия учителя с учениками, чтобы достигнуть цели обучения.

Есть образное, философское, но и более точное определение:

«Это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия, путь продвижения к истине».

История методов обучения уходит глубоко в древность, когда младшие члены сообщества обучались на примере старших, и условно проходит 4 революционные стадии:

Как выбирать методы обучения

Огромное количество методов и приемов обучения не редко ставит в тупик начинающих педагогов при выборе. Чтобы определиться, придерживайтесь следующих принципов:

Методы обучения – классификация и виды

Классифицировать методы обучения можно по-разному: со стороны учителя и ученика, по применяемым приемам.

В современной дидактике выделяют следующие методы обучения:

Методы обучения часто классифицируют по характеру познавательной деятельности:

По достигаемой цели:

В каждом конкретном случае педагог сам определяет, какой метод обучения выбрать. При выборе форм работы педагогу важно помнить, что ни один метод не универсален и необходимо использовать разные методы, чтобы достигнуть целей обучения.

Также, выбирая методы обучения, учитель должен держать в уме все имеющиеся ресурсы и, конечно, возможности своих учеников. Специалисты обязательно учитывают, чтобы методы соответствовали:

К примеру, диспут будет уместно провести на уроке литературы, обсуждая противоположные точки зрения на персонажа. А викторина станет удачным завершением серии уроков по изучению истории России XVIII века.

Последние несколько лет в связи со стремительным ростом рынка онлайн-образования сильно выросла потребность в специалистах, которые ориентируются в современных методах обучения, могут сформировать концепцию онлайн-курса и оформить учебно-методические материалы. Методисты онлайн-курсов не только знают, какие есть методы обучения, но и помогают авторам выходить на рынок с увлекательными и полезными курсами, а вузам, школам и бизнесу создавать образовательные продукты. Кстати, современные методисты могут работать удалённо. предложение-подводка к курсам ниже

36 716 ₽

68 100 ₽

37 800 ₽

3 290 ₽

Преподавателям доступны множество методов и стратегий обучения. Часть из них может быть более или менее эффективными в каждом конкретном случае. Крайне редко какой-то метод обучения используют в «дистиллированном» виде, чаще всего преподаватели сочетают их на своё усмотрение. Если вы будете знать о разных методах, то сможете легко жонглировать ими в зависимости от материала, учеников и ситуации.

Что такое метод обучения

За долгую историю развития педагогики у термина «метод обучения» появилось множество определений. Если коротко, метод обучения — это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении. Цели чаще всего следующие:

Российские педагоги часто опираются на определение известного советского педагога Юрия Бабанского: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». В любом случае термин метод обучения описывает многообразие стратегий, которые педагог применяет в классе.

Эти стратегии должны помогать вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.


КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения

Чтобы не запутаться, разберёмся в педагогической терминологии. Мы уже упомянули, что метод обучения — это комплекс приёмов, направленных на решение задач обучения.

Автор популярного вузовского учебника по педагогике И. П. Подласый пишет, что приём — «это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму или простой по структуре». То есть приёмы означают конкретные шаги, которые передают знания, формируют навыки и стимулируют учеников продолжать работу. Например, обучение через наглядные средства — это метод, а приём — это конкретное действие: показать ученикам слайды с фотографиями.

Один и тот же метод обучения может состоять из разных приёмов, а одни и те же приёмы могут составлять различные методы.

Методика, в отличие от метода, имеет автора или группу авторов. Кроме того, если метод понятие гибкое и может состоять из разных приёмов, то методика — конкретный комплекс методов и приёмов для выполнения определённой работы. Методология более широкий термин, чем метод и методика, это целая система методов, применяемых в какой-то сфере.


КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Иерархия терминов, используемых в обучении

Метод

способ взаимодействия педагогов и
учащихся, направленный на решение задач
образования и воспитания, исследование,
способ, путь к достижению цели. Метод
обучения включает в себя обучающую
работу учителя (изложение, объяснение
нового материала) и организацию активной
учебно-познавательной деятельности
учащихся. Методы
обучения
– это способы обучающей работы учителя
и организации учебно-познавательной
деятельности учащихся по решению
различных дидактических задач,
направленных на овладение изучаемым
материалом.

Прием
обучения

составная часть или отдельная сторона
метода обучения (в методе упражнения
выделяются следующие приемы: показ
учителя, как нужно применять изучаемый
материал на практике, воспроизведение
учащимися показанных учителем действий
и последующая тренировка по совершенствованию
отрабатываемых умений и навыков ).
Одинаковые приемы обучения могут быть
использованы в разных методах, один и
тот же метод у разных учителей может
включать различные приемы. Метод
включ. приемы, но не является совокупностью
приемов обучения.

Средство
– независимый источник получения
знаний, формирований, умений и навыков.
Ср-ва
обучения: 1)
идеальные (картина, реальный голос
учителя, звук соловья), материальные;
2) основные (то, что несет информацию),
вспомогательные; 3) простые и сложные.
Простые – словесные (словари, справочники),
наглядные. Сложные – 1) аудиальные
(радио), 2) визуальные (микроскопы,
телескопы), 3) аудио-визуальные (говорят
и показывают, телевизор); 4) ср-ва,
автоматизирующие процесс обучения
(компьютер, интернет).

Классификация
методов обучения
– это
упорядоченная по определенному признаку
их система. В качестве общего признака
выделяемых методов берется источник
знаний. В данной классификации выделяются
следующие методы: словесный,
наглядный, практический.
К словесному
методу обучения относятся рассказ,
беседа, лекция, учебная дискуссия.
Рассказ.
Ведущая функция
данного метода – обучающая.
Рассказ – это монологическое изложение
учебного материала, применяемое для
последовательного, систематизированного,
доходчивого и эмоционального преподнесения
знаний. Этот метод применяется прежде
всего в младших классах. Беседа.
Ведущая функция

побуждающая.
Цель беседы состоит в том, чтобы с помощью
целенаправленных и умело поставленных
вопросов побудить учащихся к припоминанию
уже известных им знаний и достичь
усвоения новых знаний путем самостоятельных
размышлений, выводов, обобщений. Лекция.
От других методов словесного изложения
она отличается более строгой структурой,
логикой изложения учебного материала,
объемом сообщаемой информации, системным
характером освещения знаний. Учебная
дискуссия.
Функция – стимулирование познавательного
интереса.
Важное условие эффективности учебной
дискуссии – предварительная подготовка
к ней учащихся.

К
наглядному методу отн.
демонстрация, иллюстрация, видеометод.
Демонстрация.
Этот метод заключается в наглядно-чувственном
ознакомлении учащихся с явлениями,
процессами, объектами в их натуральном
виде. Иллюстрация.
Предполагает показ и восприятие
предметов, процессов и явлений в их
символьном изображении с помощью
плакатов, карт, портретов, фотографий,
рисунков, схем, репродукций и т.п.
Видеометод.
Предполагает наглядное восприятие
информации.

К
практическому методу относятся:
1) упражнение.
Этот метод обучения, представ. собой
планомерное, организованное повторное
выпол. действий с целью овладения ими
или повышения их качества; 2) лабораторная
работа.
Этот метод основан на самостоятельном
проведении экспериментов, исследований
уч-ся; 3) работа
с учебником.
Сущность этого метода заключается в
том, что овладение новыми знаниями
осуществляется самостоятельно каждым
учеником путем изучения материала по
учебнику и осмысления содержащихся в
нем теоретических обобщений (правил,
выводов, законов).

Популярные современные методы обучения

Мы рассмотрели традиционные методы, которые учителя уже не одно десятилетие применяют в работе. Но в последние годы вузы, школы и онлайн-платформы всё чаще запускают дистанционные курсы, появляются всё новые программы и инструменты. Так что перед педагогикой встают новые задачи и специалисты вырабатывают новые методы. Остановимся подробнее на некоторых современных методах обучения.

Кейс-стади или разбор кейса

Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.

Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.

Ролевые и деловые игры

Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.

Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.

Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.

Перевёрнутые классы

Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают в школе. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на уроке, а задания выполняют дома.

В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:

В учебном же классе они вместе с педагогом:

Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.

Проектный метод


КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.

Проектное обучение может проводиться в различных форматах:

Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:

Проектный метод предполагает обучение через разработку проекта. Педагог предлагает ученикам сформулировать проблему и поэтапно её решить так, чтобы в итоге получился какой-то конкретный результат. Например, школьники заметили, что в соседнем со школой парке люди часто кормят белок едой, которая для них вредна. Они решили сделать проект, целью которого стало повысить осведомлённость гуляющих в парке о полезной для белок еде. В ходе проекта они собрали информацию, оформили её в виде яркого плаката и разместили его на стенде у входа в парк.

Какие существуют современные методы обучения:

Давайте разберем основные.

Тренинги

Тренинг – это групповое занятие в аудитории, на котором ученики получают практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы. Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции.

Тренинг считается одним из лучших способов разбора проблем, налаживания психологического климата, прохождения периода адаптации.

При проектном методе ученики сами ставят цель и определяют пути достижения. Они должны самостоятельно искать, отбирать, обобщать и анализировать данные. Задача преподавателя помогать учащимся, отвечать на вопросы, консультировать.

Какие задачи решает проектный метод:

Работа над проектом может быть индивидуальной или групповой, второй вариант предполагает также развитие коммуникационных навыков.

Метод изучения и анализа реальных ситуаций, которые могут иметь место в изучаемом направлении. В процессе ученики учатся применять полученные теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, заявлять и аргументировать свою позицию. Для решения кейса нужно произвести анализ предложенной ситуации и оптимальное решение.

Метод предполагает, что учитель должен обладать высокой квалификацией, а ученики должны быть достаточно компетентны в заданной области.

Коучинг

Коучинг – это наставничество. Коучами могут быть и сами педагоги, и более компетентные учащиеся, молодые специалисты. Коучинг сфокусирован не на общем развитии, а на достижении четко определенных целей.

Задачей коуча является оказание помощи учащемуся в поиске наиболее подходящего способа решения задачи. Он должен помочь подопечному найти и осознать свои зоны роста и научить его продвигаться в них.

Мозговой штурм

Метод предполагает коллективное обсуждение поставленной задачи. Здесь ученики свободно высказывают свои мнения и идеи. Задача учителя поставить цель, объяснить цели и правила. Ученикам нужно записывать возникающие идеи, которые затем подлежат совместному обсуждению.

Какие задачи помогает решать метод:

Деловая игра

Метод состоит в моделировании всевозможных ситуаций и сторон выбранного направления деятельности. Она используется для перевода полученных теоретических знаний в практическую область.

Какие задачи решает Деловая игра:

Интеллект-карта

Интеллект-карта – это схема, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от нее расходятся связанные идеи. Способ позволяет наглядно увидеть связь между центральной задачей и ее составляющими. Он помогает быстрее и осмысленнее запоминать информацию, проще воспринимать сложные концепции. Интеллект-карты помогают придумывать идеи, запускать проекты, учить языки, планировать отпуск и т. д.

Мифологемы

При использовании метода мифологем производится поиск необычных способов решения поставленной задачи, которая может возникнуть в реальных условиях. Метод основывается на разработке несуществующего сценария, который похож на возможный реальный. У учащихся вырабатывается творческих подход к решению задач. Развивается креативное мышление, снимается уровень стресса при проблемах в реальной жизни.

Однако рационально просчитанные действия в реальных условиях могут сказаться отрицательно.

Какие бывают методы обучения по разным классификациям

Современным педагогам известны десятки классификаций методов обучения. За многие годы специалисты не выработали какого-то единственно верного подхода. Это неудивительно, ведь обучение — сложный, многосоставной процесс, на который сильно влияют изменения в окружающем мире.

Специалисты-педагоги в своё время предлагали систематизировать методы и приёмы обучения на основе различных критериев. Рассмотрим некоторые классификации и изучим, какие есть методы обучения. А после этого поговорим о том, какие современные методы сейчас популярны.

По характеру познавательной деятельности (М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер)

Эта классификация по задумке создателей должна отражать уровень активности мышления и самостоятельности учеников. В ней описаны следующие методы.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его используют, чтобы учитель мог изложить, а ученики усвоить уже известные факты, подходы, оценки и выводы. Этим методом часто пользуются, чтобы передать большое количество информации. Например, преподаватель читает студентам лекцию о русской культуре XIX века и показывает на экране слайды с произведениями того времени.

Репродуктивный метод. Ученики выполняют какое-то действие по инструкции учителя или по его примеру. Таким методом могут часто пользоваться на уроках прикладных занятий, курсах рисования, когда нужно что-то повторять, чтобы набить руку. Например, учитель показывает, как смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок. Как и в объяснительно-иллюстративном методе, здесь знания передаются ученикам в готовом виде.


КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В фильме «‎Ещё по одной» (Drunk, 2020) учитель истории использует метод проблемного изложения, когда предлагает ученикам выбрать правителя государства только по описанию, без имён. Источник кадра: bbc.com

Метод проблемного изложения. Педагог перед объяснением темы ставит проблему, формулирует задачу, а потом демонстрирует способ её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией или задания «на подумать». Например, учитель обществознания описывает ученикам случай, когда в маленьком городе строят завод по производству тракторов, и предлагает ученикам посмотреть на ситуацию глазами местных жителей, экологов и чиновников.

Частично-поисковый метод. Учитель ставит какой-то вопрос, а учащиеся самостоятельно ищут на него ответ. Например на языковых курсах преподаватель предлагает студентам порассуждать на тему «Кем я буду через 10 лет». Студенты используют уже известные им словосочетания и конструкции, чтобы построить текст на новую тему, к которой они не готовились, а преподаватель подсказывает и направляет.

Исследовательский метод. Учащиеся сами изучают информацию по теме или ведут наблюдения. По сути, это имитация научного исследования. Например, преподаватель курсов маркетинга даёт студентам задание подготовить анализ рынка онлайн-обучения по информации из открытых источников и самостоятельно сделать выводы.

По источникам передачи знаний (А. А, Вагин, П. Гора)

По источникам передачи знаний выделяют три группы методов:

В последнее время к этим источникам добавляют ещё два: книги и компьютерные технологии.


КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

По компонентам деятельности (Ю. Бабанский)

Известный советский педагог Ю. К. Бабанский собрал и систематизировал уже имеющиеся на тот момент теории. Он поделил все методы обучения на три большие группы.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (нужны для проверки знаний):

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

В педагогике выделяют ещё ряд классификаций, каждая из которых отражает те или иные аспекты процесса обучения.

Какие бы методы ни использовал преподаватель, важно адаптировать их под тему занятия, возраст учеников, а также особенности группы или класса.

Что такое приёмы обучения и какими они бывают

Разбираем, как соотносятся между собой приёмы и методы обучения — и какие приёмы помогают сделать обучение эффективнее и интереснее.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

Советские педагоги Николай Верзилин и Вера Корсунская ещё в шестидесятых предложили такое определение приёмов обучения в своём пособии «Общая методика преподавания биологии»:

«Методические приёмы — элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения».

А в учебнике «Современная дидактика» Андрея Хуторского отмечается, что приёмы обучения — это «элементы, которые позволяют составленному из них методу обучения происходить уникально».

Но чтобы не запутаться, для начала стоит определить, что такое метод обучения. Определения, сформулированные разными учёными, сходятся в том, что метод — это способ организованной деятельности учителя и учащегося для достижения целей обучения. Лекция, самостоятельная работа, разбор кейса, деловая игра — это методы обучения, и их существует много.

И как уже упоминалось выше, методы состоят из элементов — методических или дидактических, как их ещё называют, приёмов. Например, метод мозгового штурма составляют такие приёмы: придумывание идей за определённое время, их анализ и выбор самой подходящей под заданные критерии.

В пособии «Педагогика» под редакцией Виталия Сластёнина авторы отмечают, что если метод решает определённую образовательную задачу, то отдельный приём отвечает лишь за часть или этап этого решения. Также авторы учебника добавляют, что один и тот же способ деятельности в разных учебных контекстах может быть как приёмом, так и методом. Например, беседа способна играть роль самостоятельного эвристического метода — учитель, задавая ученику определённые вопросы, помогает ему самостоятельно добыть знание. Но также беседа может быть одним из приёмов в кейс-методе, деловой игре и так далее.

Как отмечают авторы «Российской педагогической энциклопедии» под редакцией Виктора Панова, одни приёмы могут входить в самые разные методы, а другие — быть специфичными для конкретного метода. Вообще, наборы приёмов очень вариативны — они зависят от предмета, содержания учебного материала, предполагаемого уровня его усвоения и так далее. Например, приёмы, составляющие методы обучения иностранному языку, могут быть совсем не похожими на те, с помощью которых преподают физику.

Верзилин и Корсунская рассматривали в первую очередь методику обучения биологии, однако предложенная ими классификация приёмов обучения выглядит цельной и достаточно универсальной. Так, педагоги разделили все методические приёмы на три группы:

Творческий подход к работе помогает учителям, преподавателям и методистам создавать и применять самые разнообразные и уникальные приёмы, способствующие решению образовательных задач.

Андрей Хуторской в своём пособии «Современная дидактика» собрал перечень полезных практических приёмов — с пометкой, что часть из них предложили педагоги Вячеслав Букатов, Анатолий Гин и Александр Колеченко. Приведём для примера некоторые из них.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


КАК ВЫБРАТЬ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КАК С НИМ РАБОТАТЬ ГЛАВНАЯ МЕТОДЫ ПРИЁМНИКИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Структура метода обучения

Каждый отдельно взятый
метод обучения имеет определенную
логическую структуру – индуктивную,
дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Об
этом свидетельствуют результаты
фундаментальных исследований И. Я.
Лернера в этой области. Логическая
структура метода обучения зависит от
построения содержания учебного материала
и учебной деятельности учащихся.

FAQ

Методолог теоретик, он определяет, каким будет образование завтра, проектирует методики и модели обучения на основе трендов EdTech-рынка и потребностей целевой аудитории. Это человек с фундаментальным академическим подходом, потому что он разрабатывает новые модели, форматы обучения. Методист больше занимается практикой, он использует разработанные методологами инструменты и внедряет их в конкретные образовательные программы.

Какие есть приемы обучения?

Методист – это профессионал, занимающийся составлением обучающих программ для курсов.

Какие задачи в целом он решает:

Конкретные функции методиста определяются в соответствии с проектом обучения.

Метод, методология, методика, приемы

Метод, методология, методика, приемы – все это понятия способов и порядка обучения, но у них есть разница.

Методы реализуются в педагогической
действительности в различных формах:
в конкретных действиях, приемах,
организационных формах и т.п. При этом
методы и приемы жестко не привязаны
друг к другу. Например, в таких приемах,
как беседа или работа с книгой, могут
найти воплощение разные методы обучения.
Беседа может быть эвристической и
проводить в жизнь частично-поисковый
метод, а может носить репродуктивный
характер, реализовать соответствующий
метод и быть нацеленной на запоминание
и закрепление. То же можно сказать и о
работе с книгой, и об экскурсии, и т.д.
Необходимо оговорить, что по логике,
заложенной в разных классификациях
методов (о них речь пойдет дальше), одни
и те же виды деятельности могут быть
отнесены к разным дидактическим
категориям. Например, те же беседа или
работа с книгой могут быть отнесены по
одной классификации к приемам, по другой
— к методам. При этом число приемов
обучения может бесконечно увеличиваться
в зависимости от содержания учебного
материала, новых целей и, конечно, от
творчества учителя, его педагогического
мастерства и тем самым придавать
индивидуальность манере его педагогической
деятельности. Многообразие сочетания
приемов составляют методики преподавания.

В реальной педагогической
действительности методы обучения, так
же как и приемы, осуществляются различными
средствами обучения, к которым относятся
как материальные, так и идеальные
объекты, помещаемые между учителем и
учащимся и используемые для эффективной
организации учебной деятельности
школьников. Этими средствами являются
различные виды деятельности (учебная,
игровая, трудовая), предметы произведений
материальной и духовной культуры, слово,
речь и др.

Классификация методов обучения

Одной из острых проблем современной
Дидактики является проблема классификации
методов обучения. В настоящее время нет
единой точки зрения по этому вопросу.
В связи с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на
группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией
является деление методов обучения на
методы работы учителя (рассказ, объяснение,
беседа) и методы работы учащихся
(упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация
методов обучения по источнику получения
знаний. В соответствии с таким подходом
выделяют:

а) словесные методы (источником
знания является устное или печатное
слово);

б) наглядные методы (источником
знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия);

в) практические
методы (учащиеся
получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия).

Что почитать по теме

Тема очень обширна и многообразна, современные методы воспитания и технологии обучения быстро модернизуются, появляются новые, делающие процесс более результативным и интересным. Наряду с новыми, базовые методы не перестают доказывать свою эффективность. Поэтому учителям любого уровня и направления, а также родителям, всем активным гражданам, необходимо постоянно обучаться и развиваться. Мы собрали источники информации, благодаря которым вы сможете лучше разобраться в теме.

Форумы на тематических порталах объединяют специалистов, связанных с обучением. Здесь придут на помощь, дадут рекомендации и непременно поделятся своим опытом, словом и вниманием.

Конференции предполагают «живое» участие, личный опыт и переживания без записей, трансляций и повторов. Например, в сентябре текущего года состоятся:

Узнавать об актуальных конференциях следует на сайтах организаторов.