КАК ВВОДИТСЯ НОВЫЙ ФГОС НОО ФСА

Что такое ФГОС

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Их основная задача — создание единого образовательного пространства по всей России. Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, например, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также делают возможной преемственность образовательных программ. Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в 5-й класс, не владея знаниями и умениями, которым обучают в начальной школе.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под это требование подпадают не только государственные, но и частные учебные заведения, ведь все они подчиняются Федеральному закону «Об образовании».

Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

1. Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите один верный ответ):

2. Требования к результатам освоения программ основного общего образования представлены в (выберите один верный ответ)

3. Целевыми группами ФГОС 2021 НОО, ООО являются (выберите все верные ответы):

4. Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это (выберите один верный ответ)

5. Какие результаты обучения сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода (выберите все верные ответы)?

6. Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся

7. Во ФГОС 2021 на углубленном уровнях не определены требования к учебному предмету (выберите один верный ответ):

8. Требования ФГОС 2021 детализированы в методическом документе (выберите один верный ответ)

9. Задача по формированию функциональной грамотности школьников впервые поставлена во (выберите один верный ответ)

10. Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы (выберите один верный ответ)

2. Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это (выберите один верный ответ)

3. Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:

4. Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы (выберите один верный ответ)

5. Методологической основой ФГОС 2021 является (выберите верный ответ)

6. Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить (выберите все верные ответы):

7. С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся (выберите все верные ответы)

с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является (выберите верный ответ)

9. Расставьте этапы комбинированного урока в правильной последовательности

10.  Единица учебной деятельности – это (выберите один верный ответ)

11. Найдите соответствие между формами организации учебной

деятельности и их особенностями

А) 1,4,5    В)2,3

12. Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие (выберите все верные ответы)

13. Особенностью проектной деятельности является ее направленность на (выберите один верный ответ)

14. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в  (выберите один верный ответ)

примерных рабочих программах

4)        примерных основных образовательных программах

15. По годам обучения в примерных рабочих программах представлены (выберите все верные ответы)

16. Основные виды деятельности обучающихся в примерной рабочей программе представлены (выберите один верный ответ)

в разделе «Тематическое планирование»

3)        в пояснительной записке

4)        в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета»

17. Примерная рабочая программа является методическим ориентиром для учителя, поскольку она позволяет (выберите все верные ответы)

18. Расставьте этапы проектирования учебного занятия в правильной последовательности:

19. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с (выберите все правильные ответы):

1)содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»

2) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»

предметным содержанием учебного занятия

4) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»

Формирование универсальных учебных познавательных действий планируется по отношению к (выберите все верные ответы)

21. На уроке проверки и оценки знаний целесообразно применять форму организации учебной деятельности (выберите один верный ответ)

22. На уроке организации проектной деятельности целесообразно применять формы (выберите один верный ответ)

23. Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы (выберите все верные ответы):

24. Из представленного ниже перечня требований к учебным задачам выберите то, которое НЕ связано с учетом психологических компонентов (выберите один верный ответ)

Учебная задача должна

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

вариативность сроков реализации программ

наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ

конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения

представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения

способность к организации разных видов учебной деятельности

умение разрабатывать рабочую программу по предмету

умение разрабатывать задания по функциональной грамотности

владение предметным содержанием на углубленном уровне

Правильный ответ: способность к организации разных видов учебной деятельности

Работа с информацией

Базовые логические действия

Базовые исследовательские действия

Правильные ответы: Базовые логические действия, Работа с информацией, Базовые исследовательские действия

навыков XXI века

все ответы верны

Правильный ответ: все ответы верны

Правильный ответ: системно-деятельностный подход

дифференциацию требований к учащимся

ориентацию на среднего ученика

предъявление учебных заданий для формирование умений

организацию групповой и индивидуальной форм работы

Правильные ответы: трансляцию знаний, ориентацию на среднего ученика

умений, необходимых для жизни в современном обществе

навыков учебной деятельности

Правильные ответы: навыков учебной деятельности, умений, необходимых для жизни в современном обществе

В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является (выберите верный ответ)

развитие умений по преобразованию и применению знаний

организация фронтальной работы на уроке

передача готовых знаний

осуществление лекционно-семинарской системы обучения

Правильный ответ: развитие умений по преобразованию и применению знаний

Баллов: 0,50 из 1,00

Ваш ответ частично правильный.

Вы выбрали правильных вариантов: 2.

Правильный ответ: Учебная задача

Баллов: 0,00 из 1,00

Найдите соответствие между формами организации учебной деятельности и их особенностями

Ваш ответ неправильный.

Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить

Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными

Учитель организует деятельность по созданию кластеров

Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста

Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта

Правильные ответы: Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить, Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными

обоснование и защиту идеи

подтверждение выдвинутой гипотезы

получение конкретного результата – продукта

Правильный ответ: получение конкретного результата – продукта

Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в  (выберите один верный ответ)

Правильный ответ: примерных рабочих программах

Правильные ответы: Предметные результаты, Содержание образования

Правильный ответ: в разделе «Тематическое планирование»

разрабатывать календарно-тематическое планирование

проектировать систему учебных задач для освоения учебного материала

реализовывать подходы к достижению личностных, метапредметных, предметных результатов

разрабатывать контрольно-измерительные материалы для независимых диагностик

Правильные ответы: реализовывать подходы к достижению личностных, метапредметных, предметных результатов, разрабатывать календарно-тематическое планирование, проектировать систему учебных задач для освоения учебного материала

Правильные ответы: содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты», предметным содержанием учебного занятия

базовым исследовательским действиям

осуществлению совместной деятельности

базовым логическим действиям

работе с информацией

Правильные ответы: базовым логическим действиям, базовым исследовательским действиям, работе с информацией

Правильный ответ: Индивидуальную

Правильный ответ: Групповую

Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы (выберите все верные ответы):

Метапредметные образовательные результаты

Личностные образовательные результаты

Правильные ответы: Предметные образовательные результаты, Метапредметные образовательные результаты, Личностные образовательные результаты, Тематическое планирование

иметь эмоциональную окраску

быть направлена на формирование предметных результатов обучения

затрагивать интересы учащихся

находиться в зоне ближайшего развития учащихся

соответствовать возрастным возможностям учащихся

Правильный ответ: быть направлена на формирование предметных результатов обучения

Резюме

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы к преподаванию. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны, а педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Сейчас ФГОС продолжают разрабатывать и совершенствовать, а главными отличиями от предыдущих стандартов станут конкретизация и чёткость.

Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок игры в шахматы. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались Государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Подробно описывалось содержание предметов: темы, дидактические единицы. Из-за того что основной целью был не личностный, а предметный результат, ФГОС быстро устарели.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009-го по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по Федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты — третьего поколения — произошёл в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018-го, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020-го обновились все школьные программы. Окончательный переход на новые ФГОС произошёл в сентябре 2021 года.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе следует изучать, поэтому образовательные программы разных школ различались, а результаты обучения не были детализированы. Ф ГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны». Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.

Сделан акцент на развитие софт-скилов — метапредметных и личностных.

Приведен подробный перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Например, уметь доказать что-то, интерпретировать информацию, оперировать понятиями, решать задачи.

Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.

Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, например сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно.

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами, хотя ранее это допускалось.

Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят для этого дополнительную подготовку.

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.

ЕГЭ по иностранному языку

По новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

ФГОС-2022

В августе 2022 года во ФГОС третьего поколения внесли правки.

Общие изменения для 1–9 классов:

— по успеваемости;

— образовательным потребностям и интересам;

— особым общественным и профессиональным целям. Исключены такие основания, как психическое и физическое здоровье. Предполагается, что такой подход позволит сделать образование более инклюзивным.

Основное общее образование — с 5 по 9 класс:

Среднее общее образование — с 10 по 11 класс:

— логики, исследовательской деятельности, работы с информацией;

— коммуникации — общения детей, их совместной деятельности;

— самоорганизации, самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей. Ранее во ФГОС навыки этой группы не учитывались.

ФГОС-2023

С 1 сентября 2023 года во ФГОС третьего поколения внесли ещё несколько изменений.

Обзор и детали всех изменений есть в документе.

Какие бывают школьные ФГОС

На каждой ступени образования свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

ФГОС начального общего образования (1–4-е классы);

ФГОС основного общего образования (5–9-е классы);

ФГОС среднего общего образования (10–11-е классы);

ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *