КАК УСТРОЕНО ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не попадающих под правовое регулирование.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Правовое регулирование имеет определённые стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридических средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Правовое государство, его основные признаки

Потребность
– это осознанное переживание человеком
нужды в том, что необходимо для поддержания
жизни его организма и развития его
личности.

а)
по
субъектам или носителям потребностей:

б)
по объекту
т.е. предмету, на который они направлены):

□ физиологические
– необходимые для поддержания
жизнедеятельности организма (питание,
вода, движение и т.д.). Каждый человек
вступает с другими в многообразные
человеческие отношения – продавец,
покупатель и т.д. Экономические связи
и отношения, получение материальных
благ в виде зарплаты или прибыли позволяют
человеку реализовать потребность в
продуктах питания, одежде, обуви и т.д.;

□ материальные

для создания необходимых условий
существования.
Важной
потребностью является трудовая, через
нее человек реализует себя в труде,
может быть собственником земельного
участка, жилого дома, денежных средств,
акций, облигаций, других ценных бумаг,
может заниматься предпринимательской
деятельностью, ведением своего хозяйства,
приобретать имущество и т.д. Человек
заботится и приумножает свою собственность;

□ социальные
– для успешного взаимодействия с членами
общества. Потребность
в общении: любовь к человеку, дружба,
товарищество, моральная и психологическая
поддержка, внимание друг к другу,
сочувствие, сопереживание, обмен идеями,
совместное творчество;

□ –
духовные
– для саморазвития и самоутверждения.
Важнейшая духовная потребность –
эстетическая. Стремление
осваивать мир по законам красоты, видеть
гармонию в природе, в людях, глубоко
чувствовать музыку, живопись, поэзию,
совершенствовать человеческие отношения
– все это грани единой эстетической
потребности.

в)
по сферам деятельности:

❖ рекреации
(восстановления работоспособности:
отдых, лечение и т.п.)

Материальное
и духовное производство – деятельность
людей по созданию материальных и духовных
ценностей, назначение которых —
удовлетворять потребности человека,
воздействовать на его сознание,
материальное и духовное благополучие.
Следствием
этого воздействия является рост
жизненного уровня, духовной культуры.
Процесс удовлетворения материальных
и духовных потребностей людей называется
потреблением. Материальные и духовные
потребности определяются общественными
условиями (качество жизни связано с
темпами и эффективностью экономического
развития общества), запросами человека
(что он любит, предпочитает и т.д.)

Материальная
и духовная жизнь общества немыслима
без соединения материального и духовного
производства с потребностями, которые
представляют собой неразрывное единство.

Правовое государство, его основные признаки.

В
последней трети XX века во многих странах
мира сложилось государство с особыми
признаками, которые в совокупности
характеризуют его как правовое. На
первом месте в нем -право, на втором –
государство.

Основополагающий
принцип правового государства
-верховенство права во всех сферах
общества. Право
– совокупность устанавливаемых и
охраняемых государственной властью
норм и правил, регулирующих общественные
отношения (реализуется через закон —
нормативные документы, обязательные
для всего населения).

Нерушимость
права закрепляется в Конституции страны
и распространяется на прочие законы и
нормативные акты. На
страже неукоснительного соблюдения
конституционных предписаний стоит
Конституционный суд и вся система судов
правового государства.

Принцип
подчинения закону и самого государства,
и
его органов, и должностных лиц, других
организаций, граждан предполагает
верховенство права (закона).

Правовое
государство отличается и качеством
законов: они должны быть гуманными,
справедливыми, закреплять неотъемлемые
права каждого человека – право на жизнь,
на достойное существование и т.д. Правовое
государство провозглашает и конституционно
закрепляет свободу людей и их равенство
в правах как прирожденные качества
каждого человека. Тем самым государство
признает автономию личности по отношению
к себе, рассматривает его как равноправного
партнера. Законы и другие нормативные
акты, исходящие от государства, согласуются
с правами человека, подчинены принципу
их нерушимости. Поэтому незыблемость
прав человека, его чести и достоинства,
его интересов, их охрана и гарантирован-ность
составляет еще один принцип правового
государства.

В
правовом государстве устанавливается
принцип
взаимной ответственности
государства и личности, поэтому
государству не могут быть чужды социальные
программы. Правовое государство
осуществляет управление обществом в
нормативном порядке, т.е. через законы,
которые закрепляют естественно
складывающиеся отношения в обществе.

Чтобы
законы были справедливыми, осуществлялись
гуманными средствами и защищались,
необходим эффективный кон­троль за
правотворчеством, и правозащи­той.
Этому служит принцип
разделения властей между законо­дательными,
исполнительными, судебными органами
государ­ства. Данный
принцип означает, что ни одному из
государствен­ных органов не принадлежит
вся государственная власть в пол­ном
объеме.

Каждый
из них осуществляет только свою, прису­щую
ему функцию и не имеет права подменять
деятельность другого органа. Такое
разграничение направлено на то, чтобы
удержать власть от возможных
злоупотреблений. В правовом государстве
верховное положение занимает
законодательная ветвь, т.к, она облекает
в закон основные направления внутрен­ней
и внешней политики, обеспечивает
верховенство закона в обществе.


охрана прав и свобод граждан;
обеспечение равноправия граждан,

3.
экономическое сотрудничество с др.
странами в интересах общества,

4.
охрана окружающей среды в мировом
масштабе,

5.
соблюдение международных нормативно-правовых
актов, соглашения и договоров

Правовое
государство

это движение человечества к свободе,
осознанное стремление создать государство,
заставив его уважать и защищать права,
честь, достоинство личности как высшую
ценность.

Признаки правового государства,
которые присутствуют в ПМР.

ПМР – президентская республика
согласно поправок внесенных в Конституцию
в 2000 г. ( т.е вся полнота власти принадлежит
президенту)

Правовое государство – такая
организация социально – политической
жизни общества, при которой осуществляется
верховенство права во всех сферах
жизни.

Признаки правового государства:

1. верховенство права в обществе, во
всех его сферах ; которому не должно
противоречить другие нормативные акты.
Подчинение закону самого государства,
его органов и должностных лиц, других
организаций, граждан. ( в нашем гос-
ве существует Конституция, правовые
законы, правовая система, государственные
институты власти)

2. принцип разделения властей на
законодательную, исполнительную,
судебную, независимые друг от друга;
(ст. №6 Конституции ПМР)

3. реальная гарантия и защита прав и
свобод личности, закрепленные в
Конституции ;

4. взаимная ответственность государства
и личности. (зависит от политической
активности граждан ПМР)

Трактовка правового государства во многом зависит от понимания природы права. Идея правового государства принципиально не совместима с ранними теориями правового позитивизма, где закон рассматривается как лишь один из инструментов политической власти для осуществления воли руководства.

Критика и ценность правового государства

Одним из распространённых аргументов против правового государства было утверждение, что если власть принадлежит «правильным» людям, то нет нужды их ограничивать или к чему-то обязывать. Такой точки зрения придерживался, в частности, один из основателей утилитаризма Иеремия Бентам.

Анархисты отрицают способность каких-либо государственных институтов сколько-нибудь значительно ограничивать власть лиц, которые ей обладают.

Сторонники технократии, начиная с сенсимонизма, считают, что правление должно осуществляться наиболее компетентными в своей области специалистами, которые не диктуют свою волю или подчиняются вышестоящей воле, а руководствуются научными принципами. С исчезновением произвола власти также исчезает необходимость в верховенстве права, место которого занимает верховенство знания.

В либерализме правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, свободы вероисповедания и свободы слова.

Некоторые конституции не только описывают устройство государства, но и формулируют общественные идеалы. Несоответствие между формальными предписаниями конституции и практическими возможностями правительства может поставить под сомнение авторитет высших законов страны.

Предмет и пределы правового регулирования

Сфера и пределы правового регулирования

Пределы правового регулирования подразделяются на:

Классические типы правового регулирования

Российская модель правового государства

Здание Конституционного суда РФ

Древнейшим из известных кодексов, регулирующих государство, является вавилонский свод законов Хаммурапи (около 1750 года до н. э.). Этот кодекс примечателен тем, что основан на опубликованных правилах, что чиновники были обязаны исполнять эти правила и что привилегия толковать эти правила возлагалась на судей.

Римское право создавалось прежде всего для защиты интересов землевладельцев, однако, по сравнению с афинской демократией, идея ограничения произвола исполнительной и законодательной власти была более выраженной. В период республики была создана сильная и независимая судебная власть, и обеспечивалось равенство граждан перед законом, хотя правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан. Сведения о законах и судебных процедурах были доступны общественности. Законы менялись согласно эволюции обычаев. После перехода от республики к империи, главой государства стал император с фактически неограниченной властью. В то же время, содержащий множество процедур и правил свод Юстиниана отражал взгляд, что именно право, а не произвольная воля императора, является должным способом разрешения конфликтов.

Схожие процессы проходили и в других регионах. Так, в Арабском халифате исходящие из требований ислама правовые нормы стали частью шариата, и в ряде мусульманских стран шариатские суды до сих пор сосуществуют со светскими. Однако, по мнению многих современных правоведов, церковные суды недостаточно эффективны в обеспечении законности и защите граждан от произвола власти. Их зависимость от интерпретации религиозных текстов и от политических интересов церкви приводит к злоупотреблениям, когда суды наказывают за нелояльность властям, не обеспечивают равенство перед законом, узаконивают дискриминацию религиозных меньшинств, не дают подсудимым адекватную возможность защитить себя в суде.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут также разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

После Ренессанса и Реформации роль церкви снизилась, и выросла значимость рациональных обоснований принципов организации государства. Важную историческую роль сыграли аргументы, которые заложили основы естественного права.

Согласно Томасу Гоббсу, страх людей перед другими людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны перед законом, исчезает основа для страха перед согражданами. Однако, как указал Джон Локк, государство само по себе тоже может вызывать страх. Следовательно, необходимо, чтобы государство не только обладало властью, но держало её в определённых рамках, с тем чтобы не допускать произвол. Известным Локку решением этой задачи было требование, чтобы правители руководили с помощью выполнимых законов и сами их соблюдали. Согласно этому аргументу, в отсутствие верховенства закона граждане не защищены от насилия с применением оружия, а соперники внутри правящего класса не имеют рычагов взаимного контроля. Локк также полагал, что справедливые законы должны признавать естественные права человека и что они должны не ограничивать, а защищать свободу.

Размышляя о способах реализации законности, Монтескьё в своей книге «О духе законов» пришёл к выводу о необходимости разделения властей, без которого невозможно гарантировать беспристрастность судов, и есть высокий риск узаконивания тирании.

Развивая теорию Канта, в 1832—1833 годах Роберт фон Моль популяризовал термин «правовое государство» (нем. ). В числе других видных представителей этого направления были Карл Велькер, Отто Бэр, Фридрих Шталь, Рудольф Гнейст, Христоф фон Зигварт, Лоренц фон Штейн, Георг Еллинек.

Во второй половине XX века повысилась значимость международного, трудового и других отраслей права. Концепция социального государства нашла отражение в послевоенных конституциях многих стран. Принятые в 1948 году Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него впервые сформулировали международные принципы правового государства, к числу которых относятся обязанность правительств соблюдать общие для всего мира нормы и право международного сообщества на вмешательство во внутренние дела государства для предотвращения геноцида. Впоследствии, для обеспечения правосудия в этой области был создан ряд международных судов, такие как Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека.

На теоретическом уровне, в XX веке концепцию правового государства разрабатывали позитивисты (Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие). Значительный вклад внесли либеральные философы Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек. При этом влияние естественно-правовых теорий усилилось. Нюрнбергский трибунал признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки тому, что они формально действовали по закону, поскольку эти законы были неправомерны и противоречили неписаным нормам справедливости, морали, равенства и человеческого достоинства. Махатма Ганди в Индии под британским протекторатом и Мартин Лютер Кинг в США получили широкую известность как сторонники мирного сопротивления несправедливым законам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *