нравственные установки и ценностиКак на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)?
Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока ? Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ООО в работе учителя Материалы к выступлению на педсовете подготовлены Мосенковой Л. А., учителем МБОУ СШ №2 Г. Вязьма 13.04.2022 г.
Основные проектируемые компоненты современного учебного занятия: определение цели; отбор содержания; проектирование системы учебных задач(заданий); выбор форм организации учебной деятельности на каждом этапе занятия.
ШАГ 1: определить цель учебного занятия Цель определяется в контексте 1) целей изучения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету) и 2) планируемых результатов освоения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)
Планирование предметных результатов Предметные результаты обозначаются в соответствии с разделом «Предметные результаты» Примерной рабочей программы (раскрываются по годам обучения), предметным содержанием учебного занятия.
Планирование метапредметных результатов Метапредметные результаты в Примерной рабочей программе представлены суммарно (то есть не разделены по годам)
Планирование личностных результатов Личностные результаты в Примерной рабочей программе представлены суммарно (то есть не разделены по годам)
ШАГ 2: отобрать содержание учебного занятия на основании примерной рабочей программы Используются разделы: «Содержание учебного предмета», «Предметные результаты освоения программы», «Тематическое планирование» (основные виды деятельности обучающихся).
ШАГ 3: Проектируем систему учебных задач (заданий)
ШАГ 4: выбрать формы организации учебной деятельности на учебном занятии Основание выбора формы организации учебной деятельности: содержание учебного занятия, основные виды учебной деятельности (виды деятельности обучающихся)
Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока?
ФГОС стимулируют переосмыслить роль учителя при организации видов учебной
деятельности учащихся на уроке. Основная задача педагога сводится к поиску наиболее
эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал,
а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти
полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом
самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.
1) целей изучения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)
2) планируемых результатов освоения учебного предмета (представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету)
Универсальные познавательные действия (в контексте предметного содержания)
Универсальные коммуникативные действия(вне контекста предметного содержания)
Универсальные регулятивные действия (вне контекста предметного содержания)
Ценности научного познания
Ценностное отношение к жизни и здоровью
Адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды
«Предметные результаты освоения программы»Формы
През-цияВо время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников. При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок. Результаты должны объясняться: •почему поставлена именно такая оценка, •что нужно сделать, чтобы ее улучшить. При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией: •выделять главное, •читать подтекст, •пересказывать связно и без потери важных деталей, •составлять планВы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
эмоционально поддерживать друзей, оценивать свои возможности и наклонности дляопределения жизненного пути. Ниже приведены примеры видов учебной деятельности обучающихся. Таблица с примерами видов деятельности обучающихся по ФГОС, которые можноиспользовать во время проведения уроковРоль педагога при выборе видов учебной деятельностиФГОС стимулируют переосмыслить роль учителя при организации видов учебнойдеятельности учащихся на уроке. Основная задача педагога сводится к поиску наиболееэффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал,а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найтиполученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессомсамостоятельного обучения детей, вдохновляет их. Источник получения знаний, формированияумений, навыковФорма деятельностиСлово, текст, знаки Слушание учителяСлушание и анализ докладов соклассниковСамостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературеОтбор материала из нескольких источниковНаписание докладов, рефератовВывод формулДоказательство, анализ формул и теоремПрограммированиеВыполнение упражнений по разграничению понятийСистематизацияРедактирование программЭлементы действительности Просмотр познавательных фильмовАнализ таблиц, графиков, схемПоиск объяснения наблюдаемым событиямОпределение свойств приборов по чертежам и моделямАнализ возникающих проблемных ситуацийОпыт и исследовательская деятельность Работа с кинематическими схемамиАнализ раздаточных материаловРешение различных экспериментальных задачСбор и сортировка коллекционных материаловСборка электроцепейИспользование измерительных приборовПостановка опытовВыполнение лабораторных и практических работСборка приборов и конструкцийДиагностика и устранение неисправностей приборовУсовершенствование приборовВыстраивание гипотез на основании имеющихся данныхРазработка методики экспериментаКонструирование и моделирование
Тема 2.4. Обобщение: требования обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО к работе учителя.1. Каковы ключевые особенности обновлённых ФГОС?
-Новые стандарты ООО требуют, чтобы содержание ООП ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
-В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП ООО – личностные, метапредметные, предметные.
-В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
2. Каким образом обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО решают задачу формирования единого образовательного пространства?3. Как в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО реализована методология системно-деятельностного подхода?
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными “приемниками” информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основной педагогической задачей – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
4. Каким образом в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО фиксируется направленность на развитие soft skills?
в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание); в требованиях к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание)
5. Для каких предметов в обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО предметные результаты определены на базовом и углубленном уровнях?6. Как можно объяснить тезис «Примерные рабочие программы – методический ориентир для работы учителя».
Сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и работать по ней. Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе, – это календарный план-график, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться выверенными документами. Ну и третья составляющая конструкции – это универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными организациями измерительных материалов.
7. Как на основе примерной рабочей программы сделать рабочую программу? основой для составления рабочих программ
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
8. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?9. Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать виды учебной деятельности при изучении темы урока?
• Предметные образовательные результаты.
• Метапредметные образовательные результаты.
• Личностные образовательные результаты.
• Тематическое планирование (в части – основные виды деятельности обучающихся).
10. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)? Приведите примеры таких заданий.
Необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Деятельность учителя.1. Демонстрация рисунка. Плод яблоко.
– Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
– Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
– Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
– Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
3. Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру.
– Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?
– Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
– Где найти эти знания?
– Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.
11. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие метапредметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий.
Метапредметные результаты изучения предмета «Биология» в основной школе проявляются в:
Задание № 1
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Познавательные УУД: умение обобщать
Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение.
Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.
1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.
2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.
3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.
4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает.
5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.
6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.
8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах. Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
12. Как на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие предметные результаты обучения? Приведите примеры таких заданий
Чтобы при изучении темы, раздела достичь требуемых образовательных результатов, необходимо конструировать не отдельные учебные задачи, а систему учебных задач. Система учебных задач должна обеспечивать достижение не только ближайших целей (например, конкретного урока), но и всего курса. Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы в процессе ее решения, формировались искомые результаты обучения. (предметные).
Из предложенного текста выберите характеристики класса и характеристики семейства, распредели эти признаки в 2 колонки
Листья простые сидячие, очередные, с сетчатым жилкованием
Цветок актиноморфный, с двойным околоцветником, состоящим из чашечки и венчика. Чашечка пятираздельная из пяти чашелистиков, Венчик спайнолепестный, воронкообразный, из пяти лепестков, звездчатой или правильной формы. Трубка длинная или короткая, узкая или широкая, сидит свободно на чашечке. Тычинок четыре-пять, которые до половины срослись с трубкой.
Плод петунии — двустворчатая коробочка, растрескивающаяся при созревании семян. Семена петунии очень мелкие с двумя семядолями в зародыше
Разработка рабочей программы по предмету на основе примерной программы.
Рабочая программа учителя Нормативно – управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.
Разработка рабочей программы на основе материала федерального государственного стандарта общего образования примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.
Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсов: Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа учителя нормативный документ; индивидуальный инструмент педагогического работника; средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов.
Основная цель рабочей программы расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); изменения логики освоения содержания материала; уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Задачи учебной рабочей программы: Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся. Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Функции Рабочей программы Нормативная функция Информационно-методическая функция Организационно-планирующая функция
Функции программы определяют следующие требования к ней: – Наличие признаков нормативного документа. – Учет основных положений образовательной программы школы. – Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. – Системность и целостность содержания образования. – Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования
К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе: примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Рабочая программа согласовывается школьным методическим объединением и утверждается руководителем образовательного учреждения ежегодно.
8 основных структурных элементов рабочей программы учителя: Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Основное содержание учебного предмета. Требования к уровню подготовки учащихся. Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний. Учебно-методические средства обучения. Приложения к программе (календарно – тематическое планирование, тексты контрольных работ и др.)
Титульный лист содержит: наименование общеобразовательного учреждения; грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы; название учебного предмета, для изучения которого написана программа; указание класса, параллели, на которой изучается программа; год составления программы.
Пояснительная записка Назначение пояснительной записки: кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения
Текст пояснительной записки к Рабочей программе содержит: -название, автора и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; -обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки Рабочей программы, внесенных изменений; -цели и задачи реализации учебного предмета; -характеристику места учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования; -характеристику учебного процесса в целом: формы, методы, средства и технологии обучения; -характеристику особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей; -учебно-методический комплект согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения; -обоснование возможностей учебного предмета в формировании и развитии универсальных учебных действия; решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Пояснительная записка
Текст пояснительной записки к Рабочей программе содержит: -количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа; -механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся; -особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля; -планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения; -инструментарий для оценивания результатов; -используемую в тексте программы систему условных обозначений. Пояснительная записка
Учебно-тематический план -отражает последовательность изучения разделов и тем программы; – показывает распределение учебных часов по разделам и темам; -определяет проведение зачетов, контрольных и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
Сроки (примерные) Тема программы Кол-во часов по программе Кол-во лабораторных работ Кол-во Контрольн. работ Введение 4 1 – Первоначальные сведения о строении вещества 6 1 – Взаимодействие тел 21 4 2 Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 2 1 Работа, мощность, энергия 12 3 1 Повторение 2 ч. 1 Всего 68 ч. 10 5 Учебно-тематический план 2 часа в неделю, всего – 68 ч., в том числе резерв-2 часа
Основное содержание учебного предмета Принципы формирования содержания учебного предмета : -единство содержания обучения на разных его уровнях; -отражение в содержании обучения задач развития личности; -научность и практическая значимость содержания обучения; -доступность обучения; -соблюдение преемственности.
Основное содержание учебного предмета При разработке раздела необходимо руководствоваться следующим: -номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану; -требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть обучающиеся после изучения темы и предмета целиком, указанных в пояснительной записке программы; -в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.
Основное содержание учебного предмета Порядок записи в разделе: 1) название темы; 2) необходимое количества часов для её изучение; 3) содержание учебной темы: а)основные изучаемые вопросы; б) практические работы, творческие задания, другие формы занятий, используемые при обучении; в) требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме в соответствии с ФГОС и целями и задачами общеобразовательного учреждения; г) формы и вопросы контроля; д) возможные виды самостоятельной работы обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания.
Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся: раздел включает систему контролирующих материалов (тестовых заданий, контрольных работ) , позволяющих оценить уровень и качество знаний; критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению задач, тестированию, контрольной работе, зачету и пр.; количество контролирующих материалов определяется тематическим планом. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.
Учебно-методические средства обучения включают : – основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии); -справочные пособия (словари, справочники); -наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); -оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы; -цифровые образовательные ресурсы.
Календарно-тематическое планирование Наименование раздела программы и количество часов на раздел. Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана. Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала. Тип урока. Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности. Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.). Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Домашнее задание. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем. Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
Рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям: отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления; иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения; обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета; обеспечивать полноту раскрытия целей обучения с включением всех элементов содержания.
Рассматриваются на заседаниях методического объединения учителей на предмет их соответствия требованиям ФГОС. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы (слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям ФГОС. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по учебной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата. После согласования Рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения , ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ
Шаг 1. Изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного учреждения (см. http://www.standart.edu.ru ) Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (см. Ф ГОС начального общего образования, http://www.standart.edu.ru ) Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся Этапы составления рабочей программы
Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы . Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 8) Этапы составления рабочей программы
Шаг 10. Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу , необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы Шаг 12. Создать контролирующие материалы : выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса Шаг 13. Составить Рабочую программу : оформить материалы согласно структуре Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы: -рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения; -согласование рабочей программы зам. директора по учебной работе; -утверждение рабочей программы директором общеобразовательного учреждения. Этапы составления рабочей программы
– участие в проектах
рисунками цветников своего города
Типовые задания, нацеленные на личностные результаты
предлагают не только найти решениеКак на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)? рассматриваемом курсе большого числа уроковсформированного как команда единомышленниковКак на основе примерной рабочей программы проектировать учебные задания, формирующие личностные результаты обучения (в одной из сфер воспитания)?