Позитивное влияние родителей на формирование личности детей
Чаще всего конфликты возникают в тех семьях, где родители игнорируют поведение и особенности своих детей. Где проявляются жесткий контроль, диктатура в воспитании, не учитываются желания и потребности ребенка. В таких случаях о доверительных отношениях можно не говорить. С другой стороны, и гиперопека, когда мать проявляет чрезмерную заботу, может повлиять на дальнейшую социализацию ребенка. У него будет наблюдаться страх перед неизвестностью, повышенная тревожность, неспособность принимать решения. Обычно такие дети вырастают застенчивыми и осторожными.
Приведем несколько принципов того, как должны вести себя родители, чтобы их взаимоотношения с детьми не имели проблем:
3 способа изменить негативные программы:
Любые насильственные методы негативно сказываются на каждом человеке. Тем более на ребенке. Детская психика очень восприимчива, и такие действия обязательно скажутся на отношениях с родителями в дальнейшем. Ребенку нужна любовь и принятие — это залог доверия, а значит, взрослые всегда будут для него авторитетом.
Воспитатель или деспот
– Если отец в семье безвольный и безынициативный, как это скажется на характере детей?
– Как правило, безвольного мужчину в буквальном смысле берут очень волевые женщины, которым нужна власть. Если у подростка подавляющая авторитарная мать, то он либо выберет себе такую же партнёршу, либо в его жизни всегда будет присутствовать мать. Очень властные женщины часто жестоки. На консультативных приёмах я часто слышу: мать меня била и наказывала, а отец ей не перечил, не защищал. Такой отец не в состоянии быть защитником, а это одна из важных функций. В результате из мальчика, живущего в такой семье, может вырасти личность, не умеющая себя защищать, отстаивать своё мнение, не умеющая говорить: «Нет, мне так не нравится». Потому что папа не отстаивал его перед обществом и не научил, как защищаться. А девочка может вырасти в такой семье либо с представлением о себе как о ничтожестве, либо стать такой же властной женщиной, как мама.
– А если один из родителей тиран?
– Это очень распространённый случай. Все мы вышли из созависимых систем. Здоровая семья, где оба родителя имеют право голоса на равных, редкий случай.
Тиранический отец, так же, как и тираническая мать, – личность очень тревожная. Это человек, который боится потерять контроль и живёт по принципу: есть моё мнение, а есть неправильное. И когда ребёнок в три года говорит: «Уйди, я сам», тиранический отец «даст ему леща» – морально или физически. Любое проявление собственных эмоций, собственного мнения, будет пресекаться. Результат – задавленная личность и неумение говорить нет. Дети, выросшие с родителем-тираном, очень часто становятся жертвами насилия. Психопаты тянутся к таким людям. И дело не в том, что жертва в чём-то виновата. Проблема в том, что она не в состоянии дать отпор. У неё просто нет голоса. Девочку, у которой в семье было право на мнение, всегда слышно, независимо от тембра. А та, которую задавили в детстве, будет тихой, незаметной, скромной. Когда ко мне приходят родители, гордые тем, что у них ребёнок тихо сидит в уголке, я думаю: «Боже, какие вы ужасные родители». Если ребёнок не интроверт по натуре и не имеет какую-то особую организацию нервной системы, он должен быть громким, активным и как-то проявлять себя.
– Чем тиранический родитель отличается от заботливого родственника, который просто хочет уберечь своего ребёнка?
– У тиранического родителя категорически нельзя всё, что не вписывается в его идеальную картину мира. И если из-под контроля выходит какой-то элемент его жизни, он выходит из себя. В его мозгу люди – это объекты, как, например, шкафчик в прихожей. Если у шкафчика перекосило дверь, это вызовет агрессию.
– Выходит, родители должны сдерживать себя в стремлении воспитывать?
– Нет. Рассказывать детям про нормы и правила – это нормально. Когда мой ребёнок был маленьким и его нужно было ввести в мир, где есть опасности, у нас было три градации: категорическое «нельзя» (засунуть пальцы в розетку, одному выходить на дорогу), «нет» (если мне не нравится, что он делает, или я не готова дать ему то, что он сейчас просит) и «иногда» (то, что можно позволить, но не всегда – одну конфетку можно, а двадцать – нет). Каждому родителю важно для себя проработать эти вещи и понимать, как и когда можно и нужно ребёнку отказывать.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.
Публикация «Семинар „Влияние родителей на формирование личности ребенка“» размещена в разделах
Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, сто и общество. Сегодня большинство вступающих в брак – это люди со средним и высшем образованием. Почему же у многих родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей.
Повышение ответственности родителей детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения.
«Каждой семье – педагогическую культуру» – этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребенка.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольных учреждений в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего содержания, важность дальнейшего содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии личности ребенка.
Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.
Совместная работа детского сада и семьи – необходимое условие успешного развития личности ребенка.
Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином воздействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитание качества бывают обычно прочными, устойчивыми.
Если же в детском саду ребенку предъявляют одни требования, а дома другие, или между членами семьи нет согласованности в воспитании, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется: в организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей – все это требует большого напряжения нервной системы ребенка, отрицательно влияет на его состояние, поведение.
Важная задача дошкольных учреждений – оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.
В. А. Сухомлинский отмечал, что родителям необходима педагогическая культура.
«Каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто».
Великий русский врач, анатом, педагог П. Ф. Лесгафт указывал: «При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.
Нельзя не вспомнить высказывания М. Горького. Он писал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и критикой доказательств истинности обобщения, анализом процесса мышления.
Формирование характера, развитие воли только при условии широкой самостоятельности детей в труде, занятиях, играх.
Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь».
Процесс воспитания носит комплексный характер, так как мы формируем личность в целом, а не отдельные ее свойства и качества. Развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.
Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю, например, лишь тогда, когда его учат, ему объясняют, советуют, разговаривают с ним или отвечают на его вопросы.
Формирование личности – процесс многоплановый и длительный. Воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организация полноценного питания, сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе и т. п. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно – волевых качеств смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинирующие, а также с подготовкой к участию в труде, к обучению в школе».
Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоявших перед детским садом, является педагогическое просвещение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания. Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей; родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношению ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.
Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни в семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.
Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально – нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок белее податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Будет ли первоначальный опыт ребенка с взрослыми в системе отношений «взрослый – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.
Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любые желания, любой каприз ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важнейших социальных задач воспитания будущего гражданина Родины.
Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания, подчеркнув при этом, что для того, чтобы воспитывать детей, надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и, конкретно, то, что можно наблюдать только у своего ребенка.
Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка – дошкольника. Но и задержка в развитии также не допустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показания развития детей.
Дошкольный период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга, и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности.
У ребенка повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка. Все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.
Подчеркивание важности роли взрослых в жизни детей не является недооценкой того, как сами дети могут значить друг для друга.
Ребенок может радоваться обществу других детей, изучать, а иногда и тренировать их. Но главное для малыша – считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями.
Активное участие – это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка – чуткий и готовый приспособиться человек. Взрослые должны видеть в себе людей, чье поведение и отношение имеют большое значение для ребенка. Это означает, что иногда взрослые должны приходить к выводу, что им, а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. Порой, как это ни тяжело, требуется выжидание, когда малыш совершает ошибку. Иногда же нужно спешить ему на помощь. Это так же означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. А в общем, это значит считать, что скорее нам, а не, как повелось ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. У взрослых с их более гибкой самооценкой гораздо больше радостей в жизни с детьми.
Еще в 70-х годах специалистами в различных областях стало очевидно, что они не добьются заметных результатов в воспитании детей, если будут использовать лишь редкие занятия и не станут привлекать родителей к продолжению этой работы дома. Как только педагоги попытались провести несколько экспериментов по вовлечению родителей ребенка, они обнаружили, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а, наоборот, могут способствовать быстрым успехам. При этом необязательно видеть в родителях часть проблемы, скорее, они способны стать частью ее решения – родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям. Большое значение имеет готовность воспринимать детей как личность. Это значит стараться искренне реагировать на детские чувства, реакции и проблемы, так как принято в человеческом обществе. Дети – личности, взрослые – тоже. Нереально и бесполезно взрослым игнорировать свои собственные чувства или принимать в расчет собственное поведение как элемент общения с детьми. Принимая и исследуя то, что мы, взрослые, приносим в наше времяпровождение с детьми, мы должны быть гибкими в методах, открытыми идеями других и желать продолжать учиться. Самая лучшая подготовка все же не дает всех возможных знаний, навыков и понимания, необходимых в различных ситуациях с детьми. Детям помимо прочего, нужно уважение и внимание старших, чтобы они в ответ научились быть такими же внимательными. Дети заслуживают этого внимания и будут учиться по примеру взрослых серьезно слушать их и отдавать им свое время.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери и отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Современное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь; повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психологическими и педагогическими знаниями, умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается успешно воспитывать дошкольников.
Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей, ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.
Родители, обращаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.
Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.
Стремление родителей категорично определить психологический тип своего ребенка может привести к ошибочным выводам, к неправильным оценкам его индивидуальности и в результате к применению недостаточно продуманных воспитательных методов.
Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.
Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь.
Полное единство требований в семейном воспитании ребенка и общественная согласованность в направлении обоюдных усилий могут обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Для ребенка дошкольного возраста семья, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.
Семья во многом определяет отношения ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении и развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что во многом создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству.
Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже раньше говорилось, является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.
Родители должны знать психологические и индивидуальные особенности ребенка, свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, чтобы направить процесс воспитания в нужное русло. Для этого необходимо как можно больше вовлекать родителей в жизнь детского сада. Следовательно, гипотеза исследования, если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка и будут точно знать свои функции, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающаяся личность.
6 форм влияния родителей на личность ребенка
Поведенческие паттерны, перенятые у родителей, проявляются у ребенка на протяжении всей его жизни. Опыт малыша увеличивается с каждым подражанием и реакцией на действия взрослых, тем самым формируется его индивидуальная модель поведения. Существует понятие эйдетизм — способность памяти человека к запоминанию и воспроизведению. Эйдетическая психология изучает влияние родителей на воспитание детей, на то, как формируется их личность. Специалисты данной области выявили 6 форм влияния:
Влияние родителей на ребенка происходит каждый день при общении. Чтобы понять, является это оно положительным или отрицательным, нужно анализировать свои действия: быть самокритичным, терпеливым, уметь выстраивать отношения с другими людьми, спокойно реагировать на жизненные ситуации.
Влияние родителей на личность ребенка
Недаром говорят: дети — зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?
Пятилетний Саша, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа: сказать «здравствуйте» — значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.
Встретившись возле лифта с взрослыми, Саша старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.
Но, к сожалению, дети видят и другие примеры.
— Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.
— Ты уже большой,— добавил другой.
— Ничего, я постою,— сказала пожилая женщина,— Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет.
Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:
— Сиди, сиди, всем не науступаешься!
Поглаживает его по спине, затем бросает в пространство:
— Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!
Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами ее проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний мир.
Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.
Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди — члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку.
И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей — отец.
Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина — отец.
Быть папой — дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание, прежде всего, начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, — мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец — идеал мужества.
Очень полезно для мальчика, когда у него — помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей — есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе. Неплохо также вместе с сыном смастерить скамейку для бабушки, чтобы у нее не отекали ноги.
Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому взрослому миру людей.
В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Эти благие пожелания стали формальностью — для кого-то Дежурные улыбки и любезности даже составная часть профессии. И детей мы учим хорошим манерам также поверхностно, как пользуемся ими сами. Ну, кому же не хочется продемонстрировать знакомым своего развитого трехлетку, освоившего весь набор традиционных «вежливостей»? Между тем Бенджамин Спок, чьи книги есть в каждом доме, но чьи идеи, к сожалению, так и не овладели массами, пишет: «Обучение ребенка таким словам как «здравствуйте» и «спасибо» должно быть не первым шагом, а последним. Главное — это научить его любить людей».
Конечно, далеко не все люди на свете вписываются в эту идиллию и вызывают расположение к себе. И все же в окружении ребенка люди, как правило, «положительные». Пусть со своими недостатками, но ведь не отпетые негодяи, каких обычно подразумевают под людьми, не заслуживающими искренних симпатий. Когда-нибудь, возможно, ваш ребенок столкнется и с такими. И может быть, даже будет вынужден с ними «расшаркиваться», поняв, что не всегда вежливые слова приходится говорить по велению сердца. Но пусть это станет для него исключением, а не правилом.
Публикация «Влияние родителей на формирование личности ребенка» размещена в разделах
Когда ребенок рождается, он не еще не понимает, где он находится и зачем. Он ничего не знает об окружающем его мире, который первоначально ограничивается для малыша его семьей. Именно от отношения родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, его будущее восприятие мира.
Почти каждый родитель думает, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только методы воспитания, но и то, кем является родитель как личность. Личностные качества родителей, собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя.
Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность.
Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.
Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры.
Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.
Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.
В заключении необходимо отметить что сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания. Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности. Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.
Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.
Лишь бы был
– В некоторых семьях отец пьёт, бьёт жену. Женщины живут с такими мужчинами до последнего, по принципу лишь бы был. Но иногда такой отец – явная угроза не только психике, но и жизни ребёнка. Нужен ли такой папа? Или лучше расстаться?
– Папа в жизни ребёнка важен. Но на первом месте для него всегда будет мама. Родная мать, какой бы она ни была, играет для ребёнка огромное значение. Папу же, если жизнь с отцом не сложилась, может заменить отчим, тренер, педагог. Плохо, если отец деструктивен. Ребёнок, растущий в таких условиях, как правило, имеет детскую психологическую травму. У него появляется страх близости, он может повторить сценарий своих родителей во взрослой жизни. Даже если проблемный папа очень обеспечен, но в семье жестокое обращение, пьянство, насилие, садизм, такого родителя нужно держать на удалении.
– Есть мнение, что в семье ругать сына должен только папа, а дочь – мама. Дескать, наказание от родителя другого пола очень сильно подавляет самооценку детей. Правда ли это?
– Я не сторонник радикальных мер. А в таком подходе есть радикализм, какая-то однобокость. Любой родитель должен быть и тёплым, и не очень. А наказание должно быть справедливым, без рукоприкладства и морального унижения. Наказывать нужно чем-то, что вызовет дискомфорт у ребёнка, но не уничтожит его как личность.
– Все мы проводим много времени на работе. А для кого-то работа становится главным в жизни. Как на развитии ребёнка скажется, если один из родителей трудоголик и его никогда не бывает дома?
– Трудоголик – это история про зависимость. В данном случае – от работы. Уходя в работу, трудоголики, как правило, убегают от чего-то. Либо им сложно оставаться с самим собой. Это способ уйти от реальности. Можно схватиться за бутылку, а можно уйти в работу. Для ребёнка такой родитель – отсутствующий или мерцающий, то есть появляющийся время от времени. А жизнь с отсутствующим родителем приводит к дефициту внимания, дети вырастают с каким-то перекосом, потому что все функции в семье берёт на себя другой родитель.
До идеала подать рукой
Наталья Стерледева, «АиФ-Коми»: Все мы понимаем, что в воспитании очень важно подавать пример. Но как это делать? Нужно ли самому быть идеальным?
Мария Давыдова: Подавать пример ребёнку нужно так, чтобы он мог его взять. Иными словами, не нужно ставить недостижимые рамки. Вы никогда не замечали, как дети говорят про своих знаменитых отцов? Как правило, с придыханием и небольшим сожалением. Это сожаление о том, что стать таким, как отец (или мать) ему никогда не удастся. Важно показывать детям своё человеческое лицо. Дети должны знать, что родители – такие же смертные, что все их успехи в жизни – это нормально, что ты можешь не захотеть и не делать то, что делают они, а можешь захотеть и добиться результата.
– Сегодня довольно часто папы работают вахтовым методом. Во время долгих командировок ребёнок отвыкает от отца. Известны случаи, когда он даже ждёт папиного отъезда – настолько сильно отвыкает от него за время его отсутствия. Как облегчить для ребёнка эту ситуацию?
– Тут вопрос не в том, насколько долго отсутствует отец, а в том, как он ведёт себя, когда приезжает домой. Ощущение ребёнка «быстрее бы он уехал», скорее всего, говорит о том, что, когда папа приезжает, с ним не очень хорошо. Либо маме плохо с папой – и ребёнку передалось это ощущение. Дистантные варианты работы человек чаще всего выбирает не просто так. Как правило, в таких семьях есть проблемы с близостью, со становлением крепких связей. И для кого-то работа вахтовым методом – выход. Когда папа возвращается, он – человек-праздник. Муж вернулся, жизнь началась. Если с приездом отца всё хорошо, ребёнок воспринимает его отсутствие как вынужденную меру. А вот если он вернулся – и стало плохо или становится плохо через какое-то время, тогда у ребёнка появляются мысли: когда он уже уедет. Вывод: дело не в том, сколько времени проводишь с родными, важно, как ты это делаешь.
Последствия негативного влияния родителей на детей
Негативное влияние может быть даже от самых любящих и заботливых родителей. Приведем самые распространенные примеры, когда такое возможно:
Личностные проблемы родителей отражаются на взаимоотношениях с детьми. Они могут быть как явные, так и скрытные. В этом проявляется влияние родителей на психическое развитие ребенка, когда эмоциональная неустойчивость взрослых находит отражение в сознании детей.
Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов
для жизни в Потоке
Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 14 октября 10:00
Введи e-mail, на который придет приглашение:
Нужно учитывать, что реакция ребенка может быть разной и выходить за рамки привычного. Психологическая коррекция требуется, если проявляются такие симптомы:
Детские психологические травмы оказывают огромное воздействие на ребенка. Для возвращения к нормальному состоянию требует длительный реабилитационный период, который может составлять 2-3 года.
Поведение детей — это проявление действий взрослых. Поэтому, если вас что-то не устраивает в своем ребенке, вначале нужно обратить внимание на себя. Как вы реагируете на те или иные ситуации, что говорите, в каком тоне, прислушиваетесь ли к просьбам и желаниям детей. Хотите, чтобы ребенок вам доверял и его поведение стало лучше? Найдите время для полноценного общения, гуляйте вместе, играйте, придумайте общие занятия и семейные традиции. Начните с себя: счастливые родители — счастливые дети. Покажите на своем примере, что такое теплые и любящие отношения, вежливость, добрые дела. Дети же будут это копировать и проецировать на свою дальнейшую жизнь.