КАК ПРИМЕНЯТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ

Наталья Алыкова Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся

создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.

Каюмова Анна Михайловна Приемы персонально-личностного подхода

Персонально – личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы, таких, как: «Гейша», «Расклад», «Эмоциональное поглаживание», «Заражение», «Отвлечение», «Научи меня, пожалуйста», «Вместе», «Подарки», «Помоги», «Гордость», «День прошел», «Эмоциональное обволакивание», «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь» и другие.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ КАК ПРИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Н. Н. Мироненкова, канд. пед. наук, доцент О. Э. Бессарабова, аспирант

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени

(Россия, г. Новочеркасск)

Аннотация. В статье рассматривается прием эффективного педагогического общения между субъектами учебного процесса – эмоциональное поглаживание. Отмечено, что использование данного приема может служить для психолого-педагогического создания ситуации успеха. Авторами выделены как позитивное (комплименты, расположение к общению, поддержка, ценность мнения, одобряющий взгляд), так и негативное содержание эмоционального поглаживания (критика, обсуждение, нагнетание негатива, игнорирование, порицающий взгляд).

Ключевые слова: эмоциональное поглаживание, ситуация успеха, позитивные эмоциональные поглаживания, негативные (отрицательные) эмоциональные поглаживания.

Актуальность данной темы, обусловлена тем, что в процессе своей работы педагоги зачастую сталкиваются с нежеланием учащихся выполнять требования учителя, участвовать в учебном процессе, да и в конечном итоге с нежеланием ребенка идти в школу. Может ли учитель при помощи приемов педагогического общения повлиять на отношение учащихся к учебному процессу. Вовлечь их в познание окружающего мира, создать для каждого отдельно взятого ученика комфортные (эмоциональные?) условия?

На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет, как отечественные, так и зарубежные.

Термин «эмоциональное поглаживание» был введен в научную практику в 1969 году психологом Гарри Харлоу (Harry Harlow), который изучал отношения меж-

В педагогической практике, этот метод помогает развивать у детей и подростков эмоциональную привязанность к педагогу, навыки самоконтроля и управления эмоциями, улучшает коммуникативные навыки, учит детей быть более внимательными и заботливыми с друг другом и, тем самым, создать благоприятную атмосферу в классе. Так же этот метод помогает развивать эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Основывается на идее того, что эмоции играют важную роль в жизни че-

ловека. Как положительные, так и отрицательные. Они помогают нам ориентироваться во внешнем мире, определять наши нужды и желания, обеспечивают мотивацию и помогают взаимодействовать с другими людьми. Эмоциональное поглаживание – это способ помочь людям осознать и управлять своими эмоциями.

Эмоциональное поглаживание как прием педагогического общения может иметь,

Таблица. Эмоциональные поглаживания

В контексте данной статьи, хочется уделить внимание болезненному вопросу, который волнует всех педагогов – это вызывающее поведение, отдельно взятых учеников в классе. Каждый может вспомнить из истории своей школьной жизни, одного, а может и больше, задиру в классе. Который постоянно пытался привлечь к себе внимание всеми доступными способами.

как позитивное, так и негативное содержание. Так как это проявления поддержки или критики, выраженные в форме слов и действий.

Мы подошли к пониманию необходимости использования педагогом специальных приемов педагогического общения, некоторые из них приведены в данной таблице.

ствии внимания к его персоне. Другого такая гиперопека, может просто раздражать. Ведь у каждого из нас свой темперамент, свой эмоциональный статус, и свой объем поглаживаний.

Таким образом, мы относим эмоциональное поглаживание как психологический прием манипулятивного воздействия

Комплименты, которыми педагог может поднять настроение и подчеркнуть достоинства ученика. Критика от учителя, которая может быть слишком жестокой и уязвлять ученика.

Расположение к общению, как знак того, что учителю приятно выслушать мнение ученика. Обсуждение одного из учеников за его спиной и без его разрешения, что порождает ощущение недостаточности и хуже того – предательства. Здесь речь идет об отношениях между детьми в классе.

Поддержка, когда учитель помогает ученику в грудной ситуации, например, слушает его проблемы и дает советы. Нагнетание негатива, когда учащемуся систематически напоминают о его недостатках, создавая чувство неудачи и отвержения. Пример: «Да что с него взять, он же двоечник!»

Ценность мнения, когда ученик слышит учителя, и восприятие его в качестве источника ценной информации. Игнорирование мнения ребенка, что может породить чувство неважности и отсутствия уважения.

Одобряющий взгляд учителя в сторону ученика. Порицающий взгляд учителя в сторону ученика.

3. Harlow H. F. The nature of love // American Psychologist. – 1958. – №13. – С. 673-685.

4. Бажук, О. В., Пузеп Л. Г. Психолого-педагогические приёмы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 2(139). – С. 92-98. – DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.012.

5. Berne Eric. Games people play: The psychology of human relation-ships. Penguin UK, 1968. V. 2768.

6. Мироненкова Н. Н., Абакумова И. В. Рефрейминг как дидактическая технология инициации смыслового выбора // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 82-106. – DOI 10.15293/2658-6762.2103.05.

EMOTIONAL STROKING AS A METHOD OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

N. N. Mironenkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor O. E. Bessarabova, Postgraduate Student Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (Russia, Novocherkassk)

Abstract. The article discusses the method of effective pedagogical communication between the subjects of the educational process – emotional stroking. It is noted that the use of this technique can serve for the psychological and pedagogical creation of a situation of success. The authors highlighted both the positive (compliments, disposition to communicate, support, value of opinion, approving look) and the negative content of emotional ironing (criticism, discussion, whipping up negativity, ignoring, blinking look).

Keywords: emotional stroking, success situation, positive emotional stroking, negative (negative) emotional stroking.

Эмоциональное поглаживание – это важный метод педагогической практики, который помогает обучающемуся или взрослому осознать и управлять своими эмоциями. При применении этого метода, развивается эмоциональная привязанность, навыки самоконтроля, также улучшается общение и коммуникативные навыки общения.

Эмоциональное поглаживание также может быть использовано в других сферах устройства человеческой жизни, например, в медицине или социальной помощи.

Публикация «„Приемы создания ситуации успеха у дошкольников,“» размещена в разделах

С психологической точки зрения успех –это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. При этом, ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её по-своему переживают дети, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Создание ситуаций успеха у дошкольников оказывает влияние не только на настроение, но и на качество обучения.

Существуют достаточно много приемов создания ситуации успеха.

В своей работе мы применяем наиболее эффективные.

Прием «Положительный эмоциональный настрой», через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь воспитателя:

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Приём «Эмоциональный всплеск». Существует много способов поддержать ребёнка на занятии. И для ребят гораздо ценнее слышать не просто стандартные фразы: «Хорошо!», «Молодец!», а эмоционально окрашенные высказывания. Слова воспитателя –конечно экспромт, но чтобы он состоялся, педагог должен иметь достаточный запас таких фраз.

Прием «Умышленная ошибка». На занятии по ФЭМП умышленно допускается ошибка. Цель детей не просто заметить допущенную ошибку, но и доказать свою правоту. Это позволяет держать группу в тонусе, не просто смотреть на доску и слушать воспитателя, но и следить за ходом мысли, проверять каждое действие. Когда дошкольники доказывают правильность своего суждения, то на самом деле они испытывают радость успеха.

Прием «Обмен ролями». Этот прием используется с целью вовлечения детей в определенную социальную роль, это может быть роль педагога по физической культуре. Ребенок, который не очень любит занятия по физической культуре, взяв на себя роль педагога, будет стремиться правильно выполнять все упражнения. Таким образом у ребенка формируется уверенность в себе, интерес к занятию.

Прием : «Эмоциональное поглаживание». На занятии воспитатель, обращаясь ко всем детям, хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.

По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее адаптироваться в нем. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в любой деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления любых трудностей. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в преодолении трудностей – завтрашний успех в жизни.

Публикация «Приемы персонально-личностного подхода» размещена в разделах

Применяя на практике технологию развития общения старших дошкольников, воспитатели могут использовать именно те приемы, которые наиболее эффективно способствуют реализации заявленных задач.

Цель: помочь воспитателю в осуществлении гуманизации общения с детьми.

Цель: помогает осознать необходимость воспитателем знать положительные и отрицательные качества ребенка.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ»

Цель: помогает создать положительное эмоциональное состояние по отношению к ребенку.

Цель: коррекция эмоционального состояния детей.

Цель: помочь ребенку отвлечься от переживаний, которые его тревожат.

ПРИЕМ «НАУЧИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Цель: помочь достичь педагогу и ребенку единого осмысления целей.

Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приема строится следующим образом:

1. Начать разговор с ребенком, когда он закончит какую-то работу.

2. Отметить, как хорошо это у него получилось.

3. Попросить научить делать так же.

4. Прилежно учиться, если ребенок согласился стать наставником воспитателя.

ПРИЕМ «ВСЕ ВМЕСТЕ»

Цель: помочь детям осознать свою значимость в своей деятельности.

Прием построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условии помощи взрослому.

1. Сообщаем детям, что собираемся заняться каким-то делом, коротко излагаем суть, говорим, что в одиночку будет сложно или неинтересно, и предлагаем всем желающим принять участие.

2. Даем каждому желающему посильное занятие, показываем или объясняем, как его выполнить, выражаем признательность каждому участнику.

3. Подчеркиваем, что достигнутый результат – практический или интеллектуальный – был получен путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Цель: воспитать желание у ребенка чувствовать себя умеющим, гордым за достигнутое.

Прием основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности. Тот факт, что он сделал игрушку сам, является очень значительным и очень приятным для ребенка. Дети искренне гордятся своими произведениями и охотно ими пользуются.

1. Показываем детям какой-либо предмет и спрашиваем, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, говорим, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи.

3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Создаем условия для того, чтобы все получилось достаточно привлекательно и ребенок имел основание гордиться своим трудом.

Цель: создать в группе атмосферу равных прав.

ПРИЕМ «ДЕНЬ ПРОШЕЛ»

Цель: помочь осознать детям значимость каждого дня в их жизни.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБВОЛАКИВАНИЕ»

Цель: помочь ребенку устанавливать положительные эмоциональные контакты с окружающими.

ПРИЕМ «ДАЮ ШАНС»

Цель: помочь ребенку реализовать свои возможности.

(или когда педагог плачет)

Цель: развивать у детей гуманные чувства.

Цель: коррекция настроения и эмоционального состояния детей.

Прием работает на создание «неожиданной радости». Неожиданной она должна быть у ребенка, для педагога же она запрограммирована.

Шаг первый. « Психологическая атака».

Суть его в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг второй. « Эмоциональная блокировка».

Суть его состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Важно переориентировать ребенка с пессимистической оценки событий на оптимистическую: «неуспех – случаен, успех – закономерен».

Шаг третий. « Выбор главного направления»

Смысл педагогического воздействия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

Шаг четвертый. « Выбор равных возможностей».

Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению со сверстниками.

Деловая игра для педагогов среднего звена

Цель: создание ситуации успеха ученика на
уроке как одно из условий создания
здоровьесберегающей среды.

1. Систематизировать приемы и методы создания
ситуации успеха учащихся на уроке.

2. Разработать с педагогами банк данных
«Ситуации успеха учащихся на уроке» для
правильного формирования личности школьника.

1. Оформить плакат с результатом опроса
учащихся на тему «Закончи следующее
высказывание».

2. Подготовить эпиграфы к деловой игре.

3. Подготовить парты, на которых заранее
устанавливаются таблички с названиями групп
(определенного цвета):

«учителя-предметники» – зеленого цвета,

«классные руководители» – синего цвета,

«педагоги дополнительного образования» –
желтого цвета,

«специалисты Центра здоровья» – красного
цвета.

4. Подобрать музыкальное сопровождение к
деловой игре.

Длительность игры: 60 минут.

1-й ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги!

Поскольку наш ученик все свое школьное время
проводит в школе, напрашиваются вопросы: как
сохранить здоровье ребенка на протяжении этого
времени? Здоровьесберегающий урок – каков он?

Мы считаем, что одним из условий сохранения
психического здоровья ребенка является создание
ситуации успеха в школе и приглашаем вас принять
участие в деловой игре «Педагогические
приемы создания ситуации успеха ученика в школе».

Мы проанализируем влияние успеха на различные
аспекты деятельности учащихся, попытаемся
систематизировать приемы и методы создания на
уроке и в школе ситуации успеха, а также создать
педагогический «банк данных ситуаций успеха».

2-й ведущий. Мы поделили вас на группы:
учителя-предметники, классные руководители,
педагоги дополнительного образования,
специалисты Центра здоровья. Группы отличаются
не только названием, но и цветом. Каждой даны свои
вопросы, но последний вопрос для всех групп
одинаковый: «Предложите приемы создания
ситуации успеха детей в школе».

1-й ведущий. Каждая группа выбирает спикера,
который после 15 минут обсуждения представит
результаты своей работы группы. Итоги
записываются на листочках и оформляются в виде
стенда под названием «Банк ситуации успеха».

Те, кто не участвует в игре, должны будут по ее
окончании отдать предпочтение наиболее
активной, творческой группе с помощью жетонов,
положив их в коробочку того цвета, который имеет
каждая группа. Группа, получившая наибольшее
количество жетонов, является победителем.

2-й ведущий. Для того чтобы вы смогли лучше
сориентироваться, в игре, мы предлагаем
ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они
дописывали неоконченные предложения.

1-й ведущий. Успех имеет огромное значение в
жизни людей. Об этом говорят следующие
высказывания. Какое из них более удачно подойдет
в качестве эпиграфа к нашей игре?

«Все, что перестает удаваться, перестает и
привлекать» (Франсуа де Ларошфуко).

Участники выбирают эпиграф.

2-й ведущий. Главный смысл деятельности
учителя состоит в том, чтобы создать каждому
ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему
возможность пережить радость достижения,
осознать свои способности, поверить в себя.

Что же такое успех? Что по этому поводу думает
группа «Учителя-предметники»? Какие вы
используете способы, приемы и методы, чтобы
организовать ситуацию успеха на различных
этапах урока?

Умение создавать ситуации успеха в
учебно-воспитательном процессе имеет большое
значение. Учитель:

– подготавливает учащихся к правильному
восприятию нового материала, настраивает на
правильное выполнение примеров, задач, написание
диктантов: «Я уверена, что все вы напишите
правильно!»;

– подбадривает, если у них что-то не получается
или они допускают ошибки;

– использует на уроке игровые ситуации,
загадки, творческие задания, оказывает влияние
на формирование интереса к учебным предметам;

– формирует у учащихся положительную
«Я-концепцию».

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе
и другим, я многое могу) способствует успеху,
отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не
способен) мешает успеху, ухудшает результаты,
способствует изменению личности в отрицательную
сторону.

Для того чтобы формировать положительную
«Я-концепцию» у ученика, необходимо:

– видеть в каждом уникальную личность, уважать
ее, понимать, принимать, верить в нее («Все
дети талантливы»);

– создавать личности ситуации успеха,
одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы
школьная жизнедеятельность, учеба приносили
ребенку радость;

– понимать причины детского незнания и
неправильного поведения, устранять их, не нанося
ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок
хорош, плох его поступок»);

– помогать детям реализовывать себя в
деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай
его»).

1-й ведущий. Известен афоризм: «Счастливого
человека может воспитать только счастливый».
Можно сказать и так: «Успех школьнику создает
учитель, который сам переживает радость успеха».

Большая роль в воспитании отведена не только
учителю, но и классному руководителю. Мы
предлагаем использовать следующие приемы
создания ситуации успеха:

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков
преобладающий тон школьных отношений. Ребенок
часто слышит из уст учителя «тупица»,
«разгильдяй» и тому подобные определения. Они
ложатся на сознание и душу ребенка чугунной
гирей, унижая его человеческое достоинство.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к
его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для
добра и сочувствия, — в этом залог успешного
воспитания.

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее
предупреждает школьника о самостоятельной или
контрольной работе, о предстоящей проверке
знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот
прием можно было бы обозначить как упреждающий
контроль.

Смысл анонсирования в предварительном
обсуждении того, что должен будет ребенок
сделать: посмотреть план сочинения, прослушать
первый вариант предстоящего ответа, вместе с
учителем подобрать литературу к выступлению и
т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего
действия. Сомневающимся в себе такая подготовка
создает психологическую установку на успех, дает
уверенность в силах.

3. « Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать,
что периоды подъема, взлета могут сменяться
расслаблением; добросовестное отношение к своим
обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие
ученики очень эмоциональны, активно реагируют на
успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как
правило, семьи у них хорошие, заботливые.
Отношение коллектива благожелательное. Они
пользуются симпатиями одноклассников, учителей.
Ахиллесова пята этих школьников – быстрое
привыкание к успеху, девальвация радости,
превращение уверенности в самоуверенность. Для
таких учеников педагогический прием «Холодный
душ» может быть полезен.

Суть этого педагогического приема состоит в
том, чтобы создать условия, при которых ребенок,
выполняя учебное задание, неожиданно для себя
пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные
для него ранее возможности. Он должен получить
интересный результат, открывший перспективу
познания. Заслуга учителя будет состоять в том,
чтобы не только заметить это личное открытие, но
и всячески поддержать ребенка, поставить перед
ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на
их решение.

Данный прием можно увидеть в следующем примере
из практики.

Во время частых встреч я обращал внимание
мальчика на множество задач, которые люди решают
в процессе труда. И вот пришел день, в который я
твердо верил: Петя решил задачу совершенно
самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он
стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его
объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед
ребенком наконец раскрылось то, что ранее было
покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с
облегчением: наконец-то! «Я сам решил задачу», –
радостно сказал дедушке Петя. Он гордился своим
успехом.

2-й ведущий. Всегда ли успех имеет
позитивные последствия? А что по этому поводу
думает группа педагогов дополнительного
образования?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется,
если отбросить в сторону диалектику
воспитательного процесса. Существует известное
выражение: «Знание – сила!» Есть даже журнал с
таким названием. Ну хорошо, знание действительно
сила. А незнание? Разве оно не сила? Может быть,
еще большая, чем знание? Над этим стоит подумать.

Оценка любого педагогического явления всегда
предусматривает рассмотрение в паре: успех —
неуспех, знание — незнание, удача —
неудача. Стремление к успеху есть способ
преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть
способ преодоления незнания. Эти ряды можно было
бы продолжить, но ясно одно – неуспех
(собственный, разумеется) любить нельзя, радости
он не приносит, но уважать его следует. Он всегда
возможен, он даже неизбежен, без него успех
теряет свою привлекательность. Лишь глубина
неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику
в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно
без другого не существует.

Если разговор пошел о неуспехе, то стоит
задуматься и вот еще о чем: всякий ли успех можно
считать успехом? Всякий ли успех нужен,
целесообразен? Всякого ли успеха нужно
добиваться? Для педагогов – это вопрос вопросов.
Это принципиальнейшее положение, в котором важно
не только хорошо разобраться, но и четко
определить позицию.

Казалось бы, над чем тут особенно размышлять:
успех есть успех, радость есть радость, поражение
— поражение. Если ребенок радуется своим
достижениям, не успокаивается на них, стремится к
новым высотам, другим доставляет этими успехами
радость, — стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. И стоит прежде всего потому,
что любой успех никак нельзя оторвать от двух
главных вопросов: во имя чего? какими
средствами?

В педагогическую копилку мы предлагаем:

Педагогический прием «Эмоциональное
поглаживание»

Учитель с легкостью раздает комплименты. За
один урок говорит раз двадцать «молодец»,
тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я
горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией
похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому
потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их
замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно
заслужить. Так подсказывает здравый житейский
смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда
совпадают. Давайте разберемся: «молодец»,
«умница» – это что: только похвала? А может быть,
это констатация факта? Может быть, ребенок потому
и старается, что поверил учителю и стал принимать
его реплики как само собой разумеющуюся оценку?
Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти
слова и все время буду доказывать, что я
«молодец»! Может быть, такова логика школьника,
которому именно этих слов в жизни и не хватает?
Думаю, это вполне допустимо.

1-й ведущий. Мы выслушали мнения всех
участников деловой игры. Попросим
присутствующих с помощью жетона отдать
предпочтение наиболее активной, оригинальной в
определении ситуации успеха группе.

(Ведущие проводят голосование.)

А группе специалистов Центра здоровья мы
предлагаем подвести итоги работы групп.

2-й ведущий. Ребенок приходит в школу
преисполненным желания учиться. Если ребенок
теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не
только семью, бедность, но и школу и ее методы
обучения.

По мере того как наше общество становится более
сложным, детям все труднее уловить связь школы с
жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно
адаптироваться к жизни. Одним из условий
успешной адаптации в обществе является успех в
учебной деятельности. Успех является источником
внутренних сил ребенка, рождающим энергию для
преодоления трудностей. Дети испытывают
уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого можно сделать вывод:
успех в учебе – завтрашний успех в жизни! И это
сегодня попытались доказать участники деловой
игры.

«Дети счастливых родителей, как правило, бывают
счастливы в браке»; «Счастливого человека может
воспитать только счастливый» – эти афоризмы
хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом,
думается, они правильно отражают жизненные
закономерности. Если продолжить мысли, можно
сказать так: «Успех школьнику может создать
учитель, который сам переживает радость успеха».
Верно ли это? Школьная жизнь подсказывает, что
чаще всего это именно так, что сегодня и
попытались доказать участники деловой игры.

Мы благодарим всех за активное участие в нашей
игре.

Звучит песня «Давайте говорить друг другу
комплименты».

МИХАЙЛОВА,
директор МОУ «Гимназия № 11»
Т. С АФОНОВА,
Е. Т ЮПКИНА,
Е. Н ЕМОЛОТ,
педагоги-психологи Центра здоровья,
г. Анжеро-Судженск,
Кемеровская обл.

перестает и привлекать.

Создание ситуации успеха для детей любого возраста было актуально во все времена. Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Уилльям Глассер, Август Соломонович Белкин и многие другие выдающиеся педагоги делали вывод о том, что переживание успеха необходимо каждому ребенку.

«Бархатное поглаживание»

Релаксационый тренинг для педагогов
Модификация известной технологии В. Венгер,
Р. Поу

Каждый человек, будь то
взрослый или ребенок, по-своему реагирует на
трудности адаптации, однако есть общие черты:
беспокойство, страх, повышенная возбудимость,
раздражительность. Одним из превосходных
методов для преодоления этого является игра
«Бархатное поглаживание».

Цель: развитие рефлексивных навыков
педагогов.

Задачи: формировать умение управлять
вниманием, концентрировать его на желаемом,
«суживать» его круг; обучить релаксационному
навыку посредством техники саморегуляции.

Релаксационные приемы: «бархатное
поглаживание», медитация, визуализация образов
через изотерапию и логотерапию.

Ожидаемые результаты: хорошее
настроение, создаваемое эмоциональным
состоянием: на фоне расслабления при помощи
мысленно обращенных к себе слов формировать
состояние психического покоя или психической
мобилизации; использование данного метода в
повседневной деятельности педагога.

Продолжительность тренинга: 60 минут.

Оборудование и материалы: удобные
стулья и кусочки качественного плотного бархата
приятных цветов или игрушки приятной фактуры по
количеству участников, ароматические масла
(грейпфрут, мандарин, роза); магнитофон с приятной
и спокойной музыкой; для каждого участника
цветные карандаши (красный, желтый, зеленый,
синий, коричневый, черный) и 1/2 листа формата А4,
разделенные с одной стороны на две части
вертикальной линией.

Проводится в начале встречи с целью создания
более дружеской и комфортной обстановки. По
кругу каждый называет свое имя, фразу (или слово)
и действие, характеризующее его как личность.

Участники тренинга располагаются на стульях,
создавая общий круг. Затем делятся на пары и
играют в ладошки, опираясь на свои детские
воспоминания об этой игре.

Потом игра продолжается в общем кругу: вначале
участники хлопают в ладоши перед собой, затем об
колени, а потом, разводя руки в стороны, хлопают в
ладоши находящихся рядом участников. Так не
менее пяти раз. Затем игру можно усложнить.

Мини-лекция в образах

ОБРАЗ № 1. Саженец в горшке, рядом вырыта
лунка для посадки (см. приложение).

Дерево при пересадке на новое место испытывает
стресс, и для того чтобы снизить его и ускорить
процесс приживания, садоводы-профессионалы
используют свои секретные приемы. Так же и
Ычеловек, взрослый или ребенок, чувствует себя
неуютно в сменившейся обстановке и среди
незнакомых людей, испытывает стресс либо
эмоциональное напряжение. И человеку, как и
растению, необходима помощь.

ОБРАЗ № 2. Береза с обломанной веткой и ладонь с
горстью земли (см. приложение).

Когда у дерева обламывают ветку, случайно или
намеренно, оно получает травму и испытывает
стресс. Для того чтобы снизить негативные
последствия этого, садовник может замазать это
место землей или обработать известью. Благодаря
этому приему у дерева быстро заживает трещина, и
оно будет расти дальше.

Мы — образованные люди и знаем, что сроки и
успешность адаптации человека в незнакомом для
него обществе зависит от адаптационных
возможностей организма человека и
своевременности психопрофилактики и
психореабилитации. Для того чтобы повысить
успешность адаптации, предупредить или
преодолеть чрезмерное эмоциональное напряжение
и в результате оптимизировать функциональное
состояние, повысить работоспособность,
предлагаю опробовать один из несложных
релаксационных приемов — игру «Бархатные
ручки».

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта “lovage.net”. На сайте Вы найдёте информацию о народных методах лечения, рецепты здоровья, список лекарственных растений – любисток, лен обыкновенный, боярышник кроваво-красный, топинамбур полезные свойства и др. А также лечение травами, что такое фитотерапия, рецепты от бессонницы, народные средства от изжоги и многое другое. Всё это Вы найдёте на сайте, который располагается по адресу: http://lovage.net/.

Ведущий. Прежде чем вы опробуете этот
метод на себе, прошу в левой половине листа
нарисовать на выбор одну из трех геометрических
фигур (круг, треугольник, квадрат) и раскрасить ее
в тот цвет, на котором остановился ваш взгляд (отражение
своего настроения).

Для того чтобы еще больше пробудить
воспоминания о том, какими вы были в детстве,
предлагаю следующий прием. ( Включается
спокойная музыка.)

Релаксация «Погружение в детство»

Примечание. В этом сюжете актуализировано
чувство привязанности и переживание потери, хотя
и мгновенной, близкого человека. Ситуация может
пробудить в участниках как теплые, так и
тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком
и осознать, что значит присутствие надежного
взрослого в этом возрасте, какова его величайшая
роль в формировании уверенности в дальнейшей
жизни.

Ведущий предлагает рассказать о тех ощущениях,
которые участники испытали при погружении в
воспоминания детства. Затем участники делятся на
пары: один играет роль взрослого, другой —
ребенка.

Инструкция (для участника, играющего
роль взрослого). Возьмите любую игрушку с
приятной фактурой, желательно приятного цвета.
Дайте ребенку (взрослому, играющему роль
ребенка) потрогать, восхититься и насладиться
приятным ощущением мягкой ткани (игрушки).

Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы
минуту-другую глубоко и спокойно дышите,
наслаждаясь процессом. « Все мое тело ощущает
прикосновение бархата. А ты, малыш, можешь дышать
так, чтобы прочувствовать то же самое?» —
говорите вы.

Ваша конечная цель — добиться, чтобы ребенок
испытал приятное чувство во всем теле. Спросите
его: «Ну а теперь ты ощущаешь эту бархатистость?»
Возможно, он скажет «да».

Для работы парам дается 10 минут, потом они
меняются ролями.

В тех ситуациях, когда ребенку-педагогу не
удалось испытать приятные ощущения либо такое
ощущение он испытывал, но не во всем теле,
попросите его описать, что он чувствует в той
части тела, которая не испытала комфортных
ощущений. В случае удачи он может даже вспомнить
ситуацию в прошлом или настоящем, которая
явилась причиной боли или дискомфорта в этой
части тела.

Если вы в ходе беседы выяснили, что
ребенка-педагога действительно что-то беспокоит,
постарайтесь, чтобы он еще несколько раз
повторил дыхательные упражнения и добился
ощущения бархатного поглаживания, тогда
неприятные воспоминания сгладятся.

Если все идет хорошо и ребенок-педагог
сохраняет интерес к игре, попросите его
вспомнить, когда он в первый раз почувствовал
боль или другие неприятные ощущения. Не
исключено, что вы будете удивлены, как давно это
было! Но не стоит акцентировать на этом внимание.
Продолжайте только в том случае, если педагог
готов дальше выполнять упражнение.

Способы усиления приятных ощущений

1. Чтобы усилить эффект от этого приема,
необходимо зарисовать ощущения участников в
виде какого-то предмета, животного или явления.

2. Также хороший способ усилить ощущение —
использовать в игре приятные ароматы, например,
ароматическое масло мандарина, грейпфрута или
розы. После того как ребенок-педагог преодолеет
свое беспокойство или проблему и снова
возвратится к состоянию бархатного
поглаживания, дайте ему понюхать одно из
выбранных ароматических масел. Это
дополнительное впечатление усилит приятное
ощущение.

3. Если при этом ребенок-педагог сможет
видеть свое отражение в зеркале, то бархатное
поглаживание будет ассоциироваться у него с
собственным образом. И каждый раз при взгляде в
зеркало к нему рефлекторно будут приходить
умиротворенность и хорошее самочувствие,
которые вы заложили в его памяти.

Ведущий. А теперь прошу поднять: синюю
полоску — если вам удалось ощутить
бархатистость и почувствовать внутри медленные,
ласковые, успокаивающие поглаживания в роли
взрослого и в роли ребенка, и красную — если не
удалось. Зеленую полоску поднимите, если вы
испытали эти ощущения только в одной роли. Сейчас
прошу вас в правой половине листа нарисовать на
выбор одну из трех геометрических фигур (круг,
треугольник, квадрат) и раскрасить ее в цвет
своего настроения.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру
по сравнению с началом упражнения и другой цвет,
то это говорит о том, что данный прием повлиял на
вас положительно в том случае, если синий, черный,
коричневый цвет поменялся на красный, зеленый,
желтый. Если вы сейчас изобразили круг, значит, вы
испытываете подъем в коммуникативной сфере и
легко можете общаться с детьми и взрослыми; если
квадрат — вы испытываете подъем в
интеллектуальной сфере и можете эффективно
заниматься самообразованием; если треугольник —
вы испытываете подъем в сфере преподавания и
воспитания.

Итог: подводится совместно всеми
участниками игры.

Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? — СПб.:
Питер, 1997.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия
родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *