КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА НА УРОКЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий

энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений

Начать мне хотелось бы с описания ситуации, о которой рассказывает в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы про­вести исследование умственных способностей детей. После соответ­ствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно со­вершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более по­ловины в действительности обладали средними или невысокими ум­ственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являют­ся лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

связан с чувством радости, эмоционального подъе­ма, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. По­мня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.

— это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Условия, способствующие созданию ситуации успеха

Соответствие материала по сложности и типу класса;

Применение уровневого деления учащихся;

Учет психофизического развития каждого ученика

Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития каждого ученика;

Оптимальный темп урока;

Опора на знания учащихся;

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому обучающему возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Как же создать на уроке и воспитательном занятии ситуацию успеха? Ведь ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Игра «Ситуация успеха».  Я предлагаю вам принять участие в одной интересной игре. Давайте попробуем честно и откровенно закончить предложения в упражнении

Вопросы для обсуждения:  • Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?  • Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Нам, взрослым людям, очень сложно откровенно говорить о самих себе, а каково нашим ученикам слышать от окружающих нелестные отзывы о своей учебе, поведении и нравах? Именно ситуации успеха, создаваемые педагогами на занятиях, позволят детям раскрыться со своих лучших, скрытых сторон.

Задание: № 1-й.  Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя.

Задание: № 2.  Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке и занятии. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Предлагаю привести несколько возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

“Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха”.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “ Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

И в конце нашей встречи предлагаю Вам протестировать себя:

1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?  2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося? 3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?  4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?  5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?  6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?  7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?  8. Вам самим интересны ваши уроки?

Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении и воспитании ребят. Ведь закон успешности гласит:  *Счастливого человека может воспитать только счастливый.  * Успех школьнику может создать педагог, который сам переживает радость успеха.

Желаю себе и всем Вам:  МУЖЕСТВА – изменить то, что можно изменить в себе.  СМИРЕНИЯ – принять то, что изменить в себе невозможно.  РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя      общеобразовательная школа № 582  углубленным

изучением английского и финского языков Приморского района

Смирнова Татьяна Ивановна учитель математики.

«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке.»

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому

воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия

– это сочетание условий, которые обеспечивают

успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное,

скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,

позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность,

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Типы ситуаций успеха

Неожиданная радость – чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя , формирующего радость познания.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые

осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения.

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании

благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной  перед ним задачей.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из

последовательности следующих операций

Ни один ребенок не приходит в школу

двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Только успех поддерживает интерес

ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания  К. Д. Ушинский  считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости –радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Приемы создания ситуации успеха.

1 “Эмоциональное поглаживание”.

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит

“молодец”, “умница “, “Ребятки, я горжусь вами!”. Мы с вами знаем, каков

преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст

учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на

сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое

достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу,

отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог

2 «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема,

взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим

обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны,

активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как

правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива

благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.

Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация

радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников

педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3 «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки.

Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой

гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на

известном учащимся материале, который используется в доказательстве в

качестве опорного знания.

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при

которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к

выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен

получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга

учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие,

но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более

серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . « Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по

ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает

возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот

момент не упустит, сумеет его материализовать.

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда

есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в

каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его

энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством

слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется

на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется

вера в себя.

9 «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и

стимулом познания, и результатом усилий

10 «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал

интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы

создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные

самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры

в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем

ярче личность, тем ярче коллектив».

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха

других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной

микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного

целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп

школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп.

Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели

результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость

поддержки, радость состояния «своего среди своих».

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь

с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное

отношение к возможностям человеческого разума.

13 «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь

тогда, когда ребенок заслуживает либо

положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с

оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она

нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж

е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими

отметками, ребенку нужно дать шанс!

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия

для переживания учащимися ситуации успеха.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

Известно, что успех – это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тянется к знаниям тогда, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Следовательно, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Здесь важно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; а сам успех – это результат подобной ситуации.

О такой ситуации рассказал в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы психолог  провёл исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов  он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, психолог обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, стали лучшими учениками в классе. Следовательно, репутация умников и умниц создала у слабых иной «Я-образ», побудила их с интересом и старанием относиться к учёбе».

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как же создать такой рассол? Что взять за его основу?

За основу берётсясоздания ситуации успеха. Она состоит из трёх этапов:

Опираясь на информацию таблицы, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,

– на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,

– на организационном – создаёт условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,

– на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.

Технологически ситуация успеха обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ними задачей.

У каждой операции своё назначение и речевая парадигма.

Структура и технологические операции – это общие правила создания ситуации успеха.

Кроме соблюдения этих правил деятельность учителя по созданию ситуации успеха строится на основе системы методов и приёмов.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Использование коллективных форм обучения

В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение  в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески –воспроизводящих методов обучения

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные  связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно – воспитательного процесса

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

Приёмы создания ситуации успеха

1. ” Эмоциональное поглаживание”

Учитель  с  легкостью  раздает  комплименты.  На  уроке  много  раз  говорит “молодец”, “умница “, “Ребятки, я горжусь вами!”. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъёма, взлёта могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический приём «Холодный душ» может быть полезен.

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Приём «умышленная ошибка» можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребёнка, поставить перед ним новые, более серьёзные задачи, вдохновить на их решение.

Учитель ведёт ученика поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий

Обмен ролями даёт возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический приём создания ситуации успеха. Девиз этого приёма: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастёт в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Её осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребёнок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребёнок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперёд, о достижении ребёнка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребёнку нужно дать шанс!

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передаёт их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их        приобретать, обогащают        интеллектуальный        фонд        педагога.        Итак,        у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса. Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

Этот  приём  можно применять в        тех        случаях,        когда        есть        надежда,        что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта,  интуиции  и культуры педагога.        Здесь        надо                всё        точно        просчитать,        правильно спрогнозировать возможные реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *