КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

для индивидуальной работы с учащимися в 1 классе

по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

1. Спишите. Подчеркните в начале каждого слова звонкие и глухие согласные.

Бочка – почка, Веня – Феня, дочка – точка, жар – шар, зуб – суп.

Спишите. Подчеркните в середине каждого слова звонкие и глухие согласные.

Игра – икра, коса – коза, удочка – уточка, тушить – тужить.

Спишите. Подчеркните на конце слов согласные, которые пишутся не так, как слышатся.

зубы – зуб                     заводы – завод

сады – сад                     этажи – этаж

морозы – мороз            флаги – флаг

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

5. Составьте из слов предложения так, чтобы выделенные слова были первыми. Напишите

1). большой, дворе,

2). прорубь. прорубили, рыбаки, , нашей, речке.

Спишите. Изменяйте по смыслу слова, данные в скобках.

(города) красивый. В нём есть большая (площади). Городской (сады) выходит на высокий (берега)

7. Измените слова по образцу. Напишите.

За нашим городом большой (рвы), а дальше крутой (обрывы). Девочка поставила обувь в (шкафы). Ваня Глазов всегда (вежливы).

Напишите сначала слова со звонкой согласной на конце, потом – слова со глухой согласной на конце.

Ду-,   фла-,   су-,  гла-,  но-,  вра-,   лё-,   чи-,   шка-,  шар-,   де-,   гря-ь,   се-ь,   клю-,   мос-.

Проверочная работа  по теме: «Согласные звонкие и глухие».

1. Выбери звонкий согласный.

1) л               2) т                  3) ы

2. Выбери слово, в котором первый согласный звук мягкий.

1) лампа       2) линия         3)алмаз

3. Найди слово-перевёртыш.

1) каток        2) краски        3) комок

4. Какая буква показывает, что согласный надо читать твердо?

1) е                2) о                 3) м

5. Какое слово начинается с глухого согласного?     1) калач        2) домик        3) опрос

слова с парными звонкими и глухими согласными, которые нужно проверить. Рядом со словом е проверочное слово.

Вот луг. На лугу мак. Мак красив.

Около луга пруд. Гладь воды как зеркало. Как хорош наш пруд!

Левый берег крут. Там много ив.

Ветви ивы смотрят вниз.

буквы, которыми обозначены глухие согласные звуки.

линиями слова, которые начинаются с парных по глухости-звонкости согласных звуков.

жар                            весть                   заяц                          порт

гость                            шар                     работа                     слон

лист                             флаг                    дрозд                        торт

ваза                             кость                   брат                          школа

предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Река вышла из берегов.

Только зайка залёг на пенёк.

Вода залила опушку леса.

Он промок и дрожит.

Животные ушли далеко в лес.

в конце предложения нужный знак.

ЧЕЙ СЛЕД ПОХОЖ НА ВЕТОЧКУ

Время выполнения  задания – 40 минут

Максимальный балл –  14

Достигнут повышенный уровень:     12-14 баллов

Достигнут базовый уровень:    7 –  11  баллов

Не  достигнут базовый уровень:    0 – 6 балла

Что такое согласные звуки

Чтобы различить гласные и согласные, нужно обратить внимание на то, как звук образуется.

Когда человек произносит гласный звук, воздух выходит свободно. Поэтому в звуке нет шума. Друг от друга гласные отличаются положением губ при произношении. Всего в русском языке 6 гласных звуков.

Когда говорящий произносит согласный, выходящий воздух встречает преграду. Потенциальных преград в речевом аппарате много: язык, зубы, мягкое нёбо и т.д. Поэтому согласных звуков гораздо больше, чем гласных — 36.

Они делятся на твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Расскажем, как отличать глухие согласные от звонких.

Глухие согласные состоят только из шума. Когда человек произносит глухой звук, голосовые связки не двигаются. Если положить ладонь на горло спереди и произнести глухой звук, вибрации не будет.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса. Голос добавляется потому, что голосовые связки колеблются. Если положить ладонь на горло и произнести звонкий согласный, можно почувствовать вибрацию.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Среди согласных звуков есть парные по глухости — звонкости.

Звуки в парах похожи всем кроме присутствия голоса. Если произнести по очереди парные звуки, то язык, губы и другие части речевого аппарата останутся в том же положении. Разница будет только в работе голосовых связок: при произношении звонкого звука они будут колебаться.

Пары по звонкости образуют как твёрдые, так и мягкие согласные.

Таблица парных по глухости — звонкости согласных

Обозначение

На письме парные по звонкости звуки часто обозначаются буквами своих пар. Это может происходить, когда звук находится в слабой позиции.

Если звук стоит в конце слова или перед другим согласным, то в устной речи он может заменяться парным по звонкости.

Чтобы не допускать ошибок в написании парных звуков, нужно опираться на правила.

Непарные звонкие и глухие согласные звуки

Кроме парных согласных есть непарные. Из названия понятно, что у таких звуков пары по звонкости нет.

Если при определённом положении органов речи можно произнести только глухой или только звонкий звук, значит он непарный.

Особенность непарных согласных в том, что они всегда звучат так, как пишутся.

Правила глухих и звонких согласных звуков

В русском языке слова часто звучат не так, как пишутся.

Парные звонкие согласные оглушаются:

Парный по звонкости согласный в слабой позиции — это орфограмма, на которую нужно обращать внимание.

Чтобы проверить его написание, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный.

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ
ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Спишите
словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные
слова. Выделите орфограммы.

Тёплая шубка
(шубы), новая шапка (шапочка), быстрый
самолёт (летать).

Исправьте ошибки.
Запишите словосочетания верно. Выделите орфограммы. В скобках запишите
проверочные слова.

Маленькая лошадка
(лошади), весёлый рассказ (рассказывать),
обувная коробка (коробочка).

Глубокая канафка,
рыбачья лотка, белая голупка, картофельные грятки, тёплая безрукафка, командный
спорд, современный вездехот, дружеская улыпка, куриная голофка, вкусный обет.

Пара серёг
(серьги), семь уток (утки).

Закончите
предложения подходящими по смыслу словами с парными согласными на конце.
Запишите полученные предложения. В скобках запишите проверочные слова. Выделите
орфограммы.

Садовник сорвал с
яблони спелый плод (плоды).

Ребята ели спелый,
сладкий _____.

Целый день идёт
моросящий _____.

Девочки пошли в
сосновый _____.

По рельсам мчится
скорый _____.

Речку покрыл
толстый _____.

Бабушка испекла
вкусный _____.

Машину поставили в
_____.

Ребята пришли
загорать на _____.

В вагон погрузили
_____.

На корабле дружный
_____.

На опушке рос
развесистый _____.

Низкий (низенький)
шкафчик (шкафы), узкая (узенькая)
лента.

Сливовый компод,
интересная скаска, зелёная лягужка, трудная загатка, длинные нокти, английская
булафка, русский нарот, громкий звуг, первый снек, собачья бутка.

Спелые яготки,
крепкие зупки, дедская лопадка, тонкие рошки, пирошки с капустой, зоркие
гласки, извилистая дорошка, острые когодки, кислый винограт, новый самокад.

Дружные ребятки
(ребята) работают на грядке (грядочка).

Парные звонкие и глухие согласные.

Формирование и развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные и формирование ценностного отношения к русскому языку,  друг другу.

Учатся договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Учатся оценивать правильность выполнения действий.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. « Хочу, потому что могу»

Добрые пожелания детям:

С добрым утром дети!

Есть такая китайская мудрость:

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Я хочу пожелать вам удачи, чтобы вы сами добывали знания, и вам было интересно на уроке.

2) Пожелания детей друг другу.

Потрите свои ладошки так, чтобы стало жарко

Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с его ладошками. Пожелайте удачи друг другу.

– Скажите, что пригодится нам на уроке для успешной работы?

– Наш девиз: «С малой удачи начинается большой успех»

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

1) Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала:

– Ребята, чтобы приступить к изучению нового знания, что необходимо нам сделать: (повторить, то, что мы знаем)

2) Приготовим пальчики для письма.

– Разделите слова на 2 группы: в 1-ю слова, в которых все согласные звуки глухие, во-2-ю слова, в которых все согласные звонкие. Запишите в 2 столбика.

Лимон, шишка, малина, щука.

-Зачитайте слова, где все звонкие согласные звуки, затем , где все глухие согласные звуки.

– Оцените себя на полях, посигнальте мне.

Замечательно вы хорошо сгруппировали слова и меня очень порадовали.

-Какие задания еще можно составить к этим словам? (ударение, подчеркнуть гласные и согласные, разделить на слоги, для переноса, отметить сколько звуков и букв в словах, значение слов). Давайте разделим слова на слоги, поставим ударение и найдём опасные места. ( Повторение орфограмм)

-Хорошо мне понравилось, как вы справились с заданием, молодцы!

На доске слова: гора-кора, жар-шар.

-Запишите эти слова.

-Чем похожи эти слова?

-Какие звуки в словах разные? (в первых словах г-к, во вторых словах ж – ш). Подчеркните буквы, которыми отличаются пары слов.

-Оцените себя, посигнальте, как вы нашли, чем похожи и чем отличаются эти слова.

-Все, о чем вы сказали правильно, назовите тему урока!

5) Четкое проговаривание темы урока.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы писали, мы писалиНаши глазки так устали. Вместе сделаем зарядку. Будет всё у нас в порядке. Быстро, быстро поморгаем. И, моргая, отдыхаем,Поворачиваем шею. Отдохнет она скорееРаз, два, раз, дваПродолжается игра.

3. Открытие нового материала.

организация самостоятельной исследовательской деятельности, побуждающий диалог, подводящий к открытию нового знания. Выведение алгоритма.

Давайте посмотрим на ленту букв.

– Назовем вот эти согласные звуки?

-Какие они? (звонкие непарные)

-Какие это согласные? (парные звонкие и глухие)

– А дальше? (непарные глухие)

2) Практическая работа.

-Посмотрите на карточки на партах.

Почему звонкие и глухие согласные объединились в такие пары?

-Проведем опыт: Произноси звук Ж все громче и громче.

-Какой он звонкий или глухой? (звонкий согласный звук)

-А теперь произносим звук ж все тише и тише, почти шепотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум?

И ты уже произносишь глухой согласный звук ш.

– так же произнесем з и с

Вот почему они объединились в такие пары.

3) Работа в группах.

Не забывайте правила дружной работы.

-Вставьте нужную букву (карточки).

Посигнальте, как вы сделали.

-Командиры групп прочитайте слова, четко выделяйте голосом букву, которую вы вставили.

– Почему возникли затруднения?

-Что мы должны еще знать?

Вы затруднялись, какую букву надо вставить. Да мы должны поставить перед собой задачу: Научиться проверять слова с парной звонкой и глухой согласной на конце слов.

Слово, в котором надо проверить написание буквы называется – проверяемым; проверочное слово – это слово в котором проверяемая буква, находится перед гласным звуком.

-Давайте выучим правило: Парный звук ты проверяй! Рядом гласный подставляй!

– Давайте хором скажем.

– 5-6 человек повторяют.

– Как проверим   сосед – соседи

Крот – кроты

Ледоход – ледоходы

Гараж – гаражи

Новые знания дети получили в результате самостоятельного исследования, проводимого под моим руководством. Новое правило, ребята пытались выразить своими словами. В завершении проводится итог обсуждения и дается общепринятая формулировка нового алгоритма.

На болоте две подружки.

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

1)Работа в парах (карточки)

Найди для каждого проверяемого слова проверочное. Соедините линиями. Подпишите пропущенную букву.

– Каждая пара читает по 1 слову, а вы сигналами покажите согласны ли вы с ответом.

5. Самостоятельная работа по эталону.

каждый ребенок должен сделать вывод, о том он уже умеет.

-1) Откройте учебник на стр.99. Найдите упр.12.

– Я покажу вам образец выполнения на доске

Дуб – дубы

-затем круг, медведь – (пишут дети на доске)

-Последние два слова сделайте самостоятельно.

Мороз – морозы, ёж –ежи.

-Легко находили проверочные слова?

-Посигнальте, кто находил легко проверочные слова.

При проведении самостоятельной работы каждый ребенок проговаривал новое правило про себя. При проверке работы каждый проверил, все ли он понял, запомнил ли новое правило. Здесь была создана для каждого ребенка ситуация успеха.

6. Включение нового знания в систему знаний.

выполнить задание, в котором новое знание используется в игровых ситуациях (соревнование, кроссворды, сказки и т.д.)

– Какой ряд быстрее напишет пропущенную букву слова.

– Встретились ли слова на новые правила?

– (Эта работа создает положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам)

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Какую задачу ставили?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом? (правило)

– Кто запомнил правило и может повторить?

– Где можно применить новые знания?


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Если у вашего школьника есть вопросы, как отличить мягкий согласный от твёрдого, а глухой — от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи наших простых упражнений.

Звуки в русском языке

В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:

Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.

Согласные звуки и их классификация


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Все 36 согласных звуков русского языка делятся на несколько классов.

По способу образования:

По степени мягкости произношения:

Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет.

Как отличить глухой согласный от звонкого?


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Глядя на транскрипцию слова в учебнике, ребёнок не сможет определить, какие согласные в этом слове звучат звонко, а какие — глухо. Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.

Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.

Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.

Чтобы научиться отличать глухие и звонкие согласные, приложите руку к шее и произнесите звук. Если вибрация есть — звук звонкий, если нет — глухой.

Давайте потренируемся. Приложите ладонь к шее:

Мягкие и твёрдые согласные


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Одна и та же согласная буква в разных словах может звучать по-разному:

Большинство согласных звуков образуют пары по мягкости и твёрдости, но есть и исключения — звуки, которые могут быть только мягкими, либо только твёрдыми:

Звонкие согласные


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Pavel L Photo and Video/Shutterstock.com

Все звонкие согласные, в образовании которых участвует голос, можно разделить на две группы:

Отличительной особенностью парных звонких согласных является то, что в середине слова перед глухими согласными и в конце слова они оглушаются — произносятся как парные им глухие звуки:


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

В образовании глухих согласных не участвуют голосовые связки: мы слышим только шум, когда воздух проходит сквозь сжатые губы, зубы или язык с нёбом. Глухие согласные также могут быть парными (образовывать пару со звонким согласным) или непарными.

Не переживайте за своего младшеклассника, когда он находится в школе или передвигается без вас — установите приложение «Где мои дети» и смотрите, где он находится сейчас, каким маршрутом следует, а также узнайте, что происходит вокруг него.


КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТЕТРАДИ ДЛЯ 1 КЛАССА И ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок понял различия между согласными звонкими и глухими:

Ответы

В начальной школе изучению фонетики неслучайно уделяется много времени: поняв особенности звукового строения языка, ребёнок легко сможет отличать схожие по звучанию слова, а также будет правильно говорить и грамотно писать.

Помогите вашему первокласснику научиться отличать гласные звуки от согласных, а звонкие — от глухих, и проверьте полученные знания при помощи наших упражнений!

Источник фото обложки: lev.studio/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик

Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»

систематизировать знания учащихся о согласных звуках, об их      классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

формировать умение различать их;

составление транскрипции слов.

расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

через планируемые результаты:

создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

урок изучения нового материала.

Основные методы обучения:

Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ;

1 этап. ОрганизационныйМотивирование к учебной деятельности.

создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Пожалуйста, поприветствуйте их.

Отгадайте такую загадку:

-Ребята, этой загадкой я хочу настроить Вас на хорошую, доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.

Запишите в тетрадь дату.

2 этап. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы с вами приступим к новой теме урока, нам необходимо повторить ранее изученное.

– Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Фонетика)

– на какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

– назовите гласные звуки (а, о, и, ы, э, у).

– какие   согласные  всегда твёрдые ? (ж, ш ,ц)

-какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)

-какие сигналы мягкости вы знаете? (и, е, ё, ю, я , ь

– назовите парные согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

– какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?(слабая в безударном положении)

(Дети передают мяч друг другу и задают вопросы)

– Итак, мы с вами изучаем раздел, в котором живут наши любимые звуки. Первое наше задание  – выбрать жителей страны Фонетика. (карточка №1). Вы должны  подчеркнуть слова, которые относятся к разделу

, приставка, ударный, подлежащее, суффикс, синонимы,  )   Проверка.

3 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы.

– Ребята, а что  произойдёт, если жители страны Фонетика звуки заблудятся?

– Посмотрите внимательно на доску, на доске написана фраза. Прочитайте её.

Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие  звуки заблудились?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

– Прочитаем, как нужно.

– Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

– Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие. (запишите её в рабочую тетрадь)

4 этап. Целеполагание и мотивация

– Ребята, как вам кажется, что сегодня на уроке вы должны открыть для себя, что бы вы хотели узнать?

– Посмотрите на доске написаны термины, может они помогут вам, станут подсказкой.

Термины: звонкие согласные, глухие согласные, озвончение, оглушение, сомнительные согласные, непроизносимые согласные, аллитерация, артикуляция.

– Ребята, теперь мы знаем, что есть звуки звонкие и глухие.

– А кто же так решил, что одни звуки звонкие, а другие глухие?

– Кто принял такое решение?

– Кто сказал?

– Интересный вопрос?

– Вряд ли этот выбор, эта классификация была случайной?

– Скорее всего есть некие скрытые законы?

– Ребята, дело в том что разделение звуков на  звонкие и глухие связано с нашей

– Интересное слово?!

– Ребята, как вы думаете, что означает слово артикуляция?

Артикуляция – это как мы произносим звуки речи, как работают наши органы речи.

Сейчас мы с вами произведём эксперимент, для этого нам понадобится рука и наше замечательное горлышко.

Я буду произносить звуки. Вы повторяйте за мной. Ваша задача заключается в том, что нужно будет понаблюдать что происходит с горлышком- вы это, будете чувствовать кончиками пальцев. И сделать вывод: так всё же почему получается так, что существуют звуки звонкие и глухие?

(Учитель называет звонкие и глухие согласные)

Д, Р, Л, Г, Т, С, Ш, Ф

– Ребята, что вы почувствовали?

(когда мы произносим звонкие согласные, наше горло вибрирует)

– А что же это вибрирует?

(голосовые связки) – потому что кроме шума сквозь них проходит и голос

– А когда мы произносим глухие согласные?

(тогда мы пользуемся только воздухом и голосовые связки спокойны)

– Замечательно! Так какое открытие мы можем с вами сделать? По какому принципу разделяются звуки на звонкие и глухие?

(по нашей артикуляции)

5 этап. Первичная проверка понимания.

– А теперь давайте сверим выводы, которые вы сделали сами с тем что написано в учебнике, откроем учебники параграф  страница 130 и прочитаем    определение.

5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

Получение новой информации происходит из

материала параграфа 56.

1. Выполните упражнение 284 ( доказательство смыслоразличительной  роли звонких и глухих согласных.

итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости.

2. Ребята на карточке № 2 у вас есть таблица, перепишите следующие слова в таком порядке:  первый столбик- слова, в которых есть только глухие согласные,  во второй- слова, в которых только звонкие согласные,  в третий- слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные. Петушок1, гребешок3, травинка3,   голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,     сосиска1, домовой2, огороды2,   куёт3.

Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой –  в стороны; гласный – руки вверх буквой О

Р, С, О, Л, Ц, У, В, Ш, А

А теперь проведём

Перед вами лежат листочки (карточка №3) с названием «Лабораторная работа».

Наша цель: проанализировать слова и выявить фонетический процесс, происходящий в них.

Ваша задача: обнаружить, что произошло с согласным звуком.

какой вывод мы можем сделать после выполнения лабораторной работы-наблюдения? Я начну, а вы продолжите фразу:

Согласные звуки могут быть  ______________ (происходит озвончение или оглушение),

(при слиянии родственных или одинаковых звуков или выпадении звука)

Запишите   предложение

Бегут по дороке борода и ро(Повест., невоск., распрост., однородные члены)

В слове 5 букв и 5 звуков.

Ученики делятся на группы по парам. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно.  ( как проверить? Нужно изменить слово, чтобы после сомнительных или непроизносимых стоял  гласный или сонорный звук).

Ястреб                                         косьба                                             отбой

Хрустнуть                                    властный                                       сердце

Клад                                             пастбище                                       ошибка

Площадь                                      уловка                                            пароход

подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие пары

Ребят, а теперь я вам прочитаю интересное стихотворение Владимира Орлова. Оно будет чем-то необычным, я вас прошу внимательно его послушать и сказать какие звуки там чаще всего будут повторятся. Стихотворение «Ворона»

—Кра! —кричит ворона.

Караул! Грабёж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

И красивую коробку!

— Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

И моргнула удивлённо. —

—Что ж вы раньше не сказали?!

– Какие же звуки повторялись чаще всего?

(повторялись чаще всего звуки к и р)

– А какие это звуки?

– Мы с вами уже изучили похожий приём.

– Как он называется? (ассонанс) (повторение одних и тех же гласных звуков)

Запишите в грамматические тетради определение аллитерации.

Ребята, чуть не забыла! Перед уроком на своём столе нашла вот такое письмо. Честно признаюсь: ничего не поняла. Помогите! Попробуйте прочитать странное письмо. Для этого вам надо знать парные звонкие и глухие согласные.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть под корой. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

7 этап. Подведение итога урока

– Ребят, а теперь давайте с вами подведём итоги урока.

Те цели, которые вы ставили перед собой в начале урока. Которые озвучивали. Достигли вы их?  Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали?

Хорошо! Большое спасибо! Ребят мне хочется сказать о том, что вы сегодня очень хорошо поработали, мы с вами успели много чего сделать. Я считаю, что мы достигли поставленных целей. И я хочу оценить вашу работу

8 этап. Рефлексия.

4. Если бы я нашёл(ла) волшебную палочку, я попросил(а) её чтобы она помогла мне научиться ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9 этап. Домашнее задание.

Упражнение 285 (устно)

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.

«Звуки перепутались».  Надо поставить другой звук, чтобы было правильно.

Ой! – кричат вокруг хозяйки – в огород забрались майки.

Тоску на кору везём, будем строить новый ком.

Между кор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали – тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко – протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.

В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь   Б) земля   В) уголь   Г) пояс

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной   Б) шесть   В) широко     Г) час

В каком слове все согласные звуки глухие?

А) вскачь     Б) мышь   В) плащ   Г) стон

Написание какого слова не расходится с произношением?

А) счёт   Б) ряд   В) стать  Г) сдать

Задание 7. Стихотворение В. Приходько «Пешком шагали мышки». Учащиеся должны ответить: сколько звуков  в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке от деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щёлкали орешки – От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, а на пушистой киске и мягко, и приятно. Если кошке по пути — отчего не подвезти?!

Задание 8. Создайте кроссворд, чтобы в нём присутствовали слова-жители раздела

Для всех уровней – выучить теоретический материал учебника стр.130

Корень,   звонкий, транскрипция, приставка, ударный, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный, глухой.

Петушок, гребешок, травинка,   голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто,    сосиска, домовой, огороды,   куёт.

Слова для справки:

слияние родственных звуков,

слияние одинаковых звуков,

Карточка № 4

установите трудный согласный и проверьте его на письме

подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие парыЦелый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

подчеркните в словах согласные звуки, не имеющие пары  Целый день лежит тюлень,

— Как?! —

Русский язык в 5 классе – это учебный курс, целью которого является познавательно-практическая направленность. Программа даёт учащимся знания о русском языке и формирует у них языковые и речевые, орфографические и пунктуационные умения и навыки, общеучебные умения (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.).

Учащиеся занимаются по учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова в 2-х частях.

Тип урока – урок освоения новых знаний.

В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:

, предполагающий использование наглядных материалов не только как средств, улучшающих восприятие учебного материала, но и как способов представления ученического результата. Для того чтобы заинтересовать учащихся, работа на уроке сопровождалась с использованием презентации, содержащей слайды – поддержки.

Принцип систематичности и последовательности, главным в котором является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов учебного занятия.

Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней. Для логичности и последовательности переходов от этапа к этапу на уроке была применена такая форма обучения как эвристическая беседа.

Во время учебного занятия я использовала чередование различных видов деятельности  учащихся.

определяет, что усвоение материала и развитие личностных качеств ученика на уроке зависят как от внешних факторов, так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Поэтому начальной и основной целью своей работы с учениками я всегда ставлю обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету через создание интриги, занимательного факта. Поэтому, в урок я   ввела эксперимент с

Моей основной целью в данном учебном занятии было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Согласные звонкие и глухие».

Учащиеся включались в процесс целеполагания.

Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитывающая).

: расширить знания учащихся в области фонетики, научить различать согласные звонкие и глухие.

: развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память.

: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

состояло из этапов:

– получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика для правильной организации деятельности на уроке;

– актуализация имеющихся у детей знаний и умений по теме «Фонетика»;

– установление личностного контакта с классом, через приветствие в стихотворной форме (загадке).

– целеполагание и ориентировка в предстоящих действиях на учебном занятии.

На основном этапе учащиеся, выполняя различные задания, анализируя их результаты, получали знания о согласных звуках речи. Знания не давались в готовом виде, а были получены учащимися в процессе решения системы заданий. На этом этапе был проведен лингвистический эксперимент со звуками речи. Кроме того, была создана  «Как образуются согласные звонкие и глухие».

Урок проводился с учетом требований к уроку с позиций здоровьесбережения:

Количество видов учебной деятельности было разнообразно: слушание, письмо, чтение, работа с таблицей, ответы на вопросы, выполнение упражнений.   Виды учебной деятельности чередовались.

Использовались различные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

На уроке была создана атмосфера, в которой учащиеся могли высказать свое мнение, проявить самостоятельность суждений.

Проводилась лингвофизминутка, которая позволила, снять физическую и эмоциональную напряжённость учащихся, так как включала в себя и общеукрепляющие движения.

Был создан благоприятный психологический микроклимат на уроке, характер общения с учащимися доброжелательный.

Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ стихотворения Владимира Орлова «Ворона»).

Нужно отметить, что данный урок является интегрированным с предметом «литература» (разгадывание загадки, анализ стихотворения, в домашнем задании персонаж сказки Николая Николаевича Носова «Незнайка»).

– содержательной рефлексии – как оценки собственных действий учащихся

– получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика по результатам деятельности на уроке.

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны в учебно-познавательной деятельности. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по- своему успешен.

Степень результативности занятия на

Условия (познавательные, социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, здоровьесберегающие) созданы.

Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности проблемное обучение и ИКТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *