Урок-соревнование
Урок-соревнование относится к одной из форм организации образовательного процесса, которая основана на состязании команд – учеников, объединенных в несколько групп.
Цель и задачи урока-соревнования
Целью урока-соревнования является создание условий для развития интеллекта и проявления способности к творчеству. В соответствии с ней можно назвать и задачи:
Урок-соревнование отличается от «традиционного» урока тем, что он учит:
Есть следующие виды урока-соревнования:
Это урок-соревнование, на котором выбирается лучший ученик по каким-либо критериям.
Это урок-соревнование, на котором устанавливается качество усвоения теории и есть ли умение применять ее практике. Его цель – выявить наиболее талантливого ученика.
На уроке-соревновании «Олимпиада» участники выбывают после первого проигрыша. Поэтому на таком уроке будет царить сильное напряжение.
Это урок-соревнование чаще всего с круговой системой, т.е. все участники встречаются друг с другом один или несколько раз. Однако бывает и олимпийская система – участники выбывают после первого проигрыша, и кубковая – участники выбывают после проигрыша в еще одном туре.
Имеют место несколько форм урока-соревнования:
В организации урока-соревнования выделяются три «классических» этапа:
Их детализация зависит от двух факторов – сюжета и учебной литературы.
Правила организации и проведения урока-соревнования
Правилами организации и проведения урока-соревнования являются:
Приведем примеры урока-соревнования:
Есть и другие уроки-соревнования – урок-соревнование «пословицы и поговорки», (также, как и на уроке-соревновании «Кроссворд», материал можно подбирать как на уроке, так и до него), урок-соревнование «найдите ошибки» и др.
В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются, и
регулируется множеством усилий других играющих.
Во всякую задачу-игру входит, как непременное
условие умение координировать своё поведение с
поведением других, становиться в активное
отношение к другим, нападать и защищаться,
вредить и помогать, рассчитывать наперёд
результат своего хода в общей совокупности всех
играющих. Такая игра есть живой, социальный,
коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она
представляет из себя совершенно незаменимое
орудие воспитания социальных навыков и умений.
Особенность игры – подчиняя всё поведение
известных условным правилам, она первая учит
разумному и сознательному поведению. Она
является первой школой мысли для ребёнка. Всякое
мышление возникает как ответ на известное
затруднение вследствие нового или трудного
столкновения элементов среды. Там где, этого
затруднения нет, там, где среда известна до конца
и наше поведение, как процесс соотнесения с ней,
протекает легко и без всяких задержек, там нет
мышления, там всюду работают автоматические
аппараты. Но как только среда представляет нам
какие-либо неожиданные и новые комбинации,
требующие и от нашего поведения новых комбинаций
и реакций, быстрой перестройки деятельности, там
возникает мышление как некоторая
предварительная стадия поведения, внутренняя
организация более сложных форм опыта,
психологическая сущность которых сводится, в
конечном счете, к известному отбору из множества
представляющихся возможными, единственно нужных
в соответствии с основной целью, которую должно
решить поведение. Мышление возникает от
столкновения множества реакций и отбора одних из
них под влиянием предварительных реакций. Но
именно это и даёт нам возможность, вводя в игру
известные правила и тем самым, ограничивая
возможности поведения, ставя перед поведением
ребёнка задачу достижения определённой цели,
напрягая все инстинктивные способности и
интерес ребёнка до высшей точки, заставить его
организовать своё поведение так, чтобы оно
подчинялось известным правилам, чтобы оно
направлялось к единой цели, чтобы оно
сознательно решало известные задачи. Иными
словами, игра есть разумная и целесообразная,
планомерная, социально – координированная,
подчинённая известным правилам система
поведения или затрата энергии. Этим она
обнаруживает свою полную аналогию с трудовой
затратой энергии взрослым человеком, признаки
которой всецело совпадают с признаками игры, за
исключением только результатов. Таким образом,
при всей объективной разнице, существующей между
игрой и трудом, которая позволяла даже считать их
полярно-противоположными к друг другу,
психологическая природа их совершенно
совпадает. Это указывает на то, что игра является
естественной формой труда ребёнка, присущей ему
формой деятельности, приготовлением к будущей
жизни.
Интересное дело, интересный урок способны
захватить подростка, и он с увлечением работает
весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Активная познавательная деятельность – вот что
делает урок интересным для подростка, вот что
само по себе способствует организации его
внимания”. Этого, я думаю, достаточно, чтобы
понять, насколько серьёзны научные рассуждения о
роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого
человека тоже). Вывод таков: игра учит.
Следовательно, стоит поговорить об игре как
средстве обучения.
В 1989 году в издательстве “Русский язык” вышла
книга П. М. Баева “Играем на уроках русского языка:
Пособие для преподавателей зарубежных школ”.
Автор даёт основное понятие игры как средства
обучения и делает такие выводы: 1) игра –
эффективное средство воспитания познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся; 2)
– правильно организованная с учётом специфики
материала игра тренирует память, помогает
учащимся выработать речевые умения и навыки; 3)
игра стимулирует умственную деятельность
учащихся, развивает внимание и познавательный
интерес к предмету; 4) игра – один из приёмов
преодоления пассивности учеников; 5) в составе
команды каждый ученик несёт ответственность за
весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем
результате своей команды, каждый
стремится как можно быстрее и успешнее
справиться с заданием. Таким образом,
соревнование способствует усилению
работоспособности всех учащихся.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной
практике? Здесь великое множество вариантов, но
обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих
условий:
1) соответствие игры учебно – воспитательным
целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие
виды уроков:
1) ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с
использованием игровых заданий (урок –
соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие,
урок – КВН);
3) игровая организация учебного процесса с
использованием заданий, которые обычно
предлагаются на традиционном уроке (найди
орфограмму, произведи один из видов разбора и
т.д.);
4) использование игры на определённом этапе
урока (начало, середина, конец);
5) различные виды внеклассной работы по
русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии,
вечера, олимпиады и т.п.), которые могут
проводиться между учащимися разных классов
одной параллели.
Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему
именно этот год обучения? Пятый класс –
переходный этап в жизни детей: из начальной школы
– в среднюю, в мир новых учителей, новой программы,
новых предметов. Задача учителей в это время –
сделать так, чтобы встреча с незнакомым не
испугала, не разочаровала, а, наоборот,
способствовала возникновению интереса к учению,
к открытию. Учителям русского языка и литературы
приходится решать такую задачу почти каждый
день. Программа предусматривает 6 часов русского
языка в неделю (больше, чем отводится на другие
дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же
сделать почти ежедневные встречи с фонетикой,
морфологией, синтаксисом не скучными и
обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь
на помощь учителю придут уроки – игры, уроки –
путешествия в страну Русского Языка. Разумно и
уместно используя подобного рода уроки наряду с
традиционными формами, учитель увлекает детей и
тем самым создает почву для лучшего восприятия
большого и сложного материала.
Тема. Синтаксис. Пунктуация. ( Фрагмент урока с
элементами инсценирования)
Слайд: Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из
греческого языка. Буквально значит – построение,
сочетание, порядок. Раздел грамматики, который
изучает строение и значение словосочетаний,
предложений, текста.
Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста,
что означает слово синтаксис. Это название
раздела, который мы начинаем изучать. Как вы
поняли, нам с вами придется что-то сочетать и
выстраивать в определённом порядке.
Берёт в руки мел и делает вид, что собирается
писать. В это время в класс вбегают ученики
(работа с ними была проведена заранее). У каждого
на груди висит табличка(ватман) с определённым
словом. То есть, каждый ученик представляет собой
Слово.
Учитель (делает вид, что удивился). Вы
кто?
Слова. Мы – Слова.
Учитель. Вы чем-то расстроены?
Слово (один из учеников). Да. Зачем
нужны слова людям?
Ученики. Чтобы общаться.
Слово. Но, наверное, недостаточно
знать, что обозначает каждое слово в отдельности.
Нужно уметь ещё кое-что. Что?
Ученики (с помощью учителя). Соединять
слова.
Слово. Правильно. Но вот беда! Мы
забыли не только, как предложение строится, но
даже словосочетание образовать не можем.
Помогите нам!
Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?
Ученики. Сочетание слов. Учитель.
Верно.
Слайд определение словосочетания. Затем
обращается к Словам.
Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и
Листва. Выбранные слова выступают вперёд.
Учитель. Ребята, листва может быть
яркой?
Учитель. Значит, по смыслу эти слова
связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не
хватает?
Ученики (с помощью учителя). Наверное,
того, что называется грамматической связью.
Учитель. Как сказать правильно?
Ученики. Яркая листва.
Учитель. Правильно. Меняет окончание
-ий на -ая (слайд с написанным окончанием).
Учитель. А почему окончание -ая?
Ученики. Потому что слово листва имеет женский
род.
Учитель записывает на доске: какая? Слайд
:Яркая листва (ж.р.; им.п.)
Учитель ещё раз объясняет смысловую и
грамматическую связь в словосочетании.
Учитель. А что же делать с остальными
Словами?
Слова. Составьте из нас предложение.
Ученики составляют предложение. Слова
выстраиваются в нужном порядке.
Учитель меняет, где необходимо,
окончания. Получилось:
Слайд. На яркой листве деревьев блестит роса.
Далее учитель объясняет, что словосочетание и
предложение – единицы синтаксиса. Приступают к
работе над словосочетанием.
Тема. Диалог. ( Фрагмент урока)
Учитель. Ребята, определите тему
урока, просмотрев сценку. ( Здесь можно, например,
разыграть отрывок из рассказа Н. Носова
“Бенгальские огни”).
“На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а
он сидит и толчёт бенгальские огни в ступе.
– Что клеишь ты, – говорю, – не мог раньше
сделать? Ехать пора, а ты возишься!
– Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы
клал. Они шипят, дымят, а гореть не хотят.
Ну и брось, всё равно ничего не выйдет.
Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только
побольше серы класть. Дайка мне алюминиевую
кастрюлю, вон на подоконнике.
Где эта кастрюля ? Тут только сковородка, –
говорю я.
Сковородка? Эх, ты! Да это и есть бывшая
кастрюля. Давай её сюда. Я передал ему сковородку,
и он принялся скоблить её по краям напильником.
Это у тебя, значит, кастрюля в сковородку
превратилась? – спрашиваю я.
Ну да, – говорит Мишка. – Я её пилил напильником,
пилил, вот она и сделалась сковородкой. Ну,
ничего, сковородка тоже нужна в хозяйстве.
Что же тебе мама сказала?
Ничего не сказала. Она ещё не видела.
А когда увидит?
Учитель. Ребята, сколько человек
принимали участие в разговоре? Ученики. Двое.
Учитель. Как называется такая беседа?
Учитель объясняет, что если к
участникам беседы присоединится третий,
четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже
будет называться диалогом.
Игра – одно из важнейших средств
умственного и нравственного воспитания.
Школьники с огромным интересом включаются в
игру, даже не замечая, что они занимаются
изучением общеобразовательных предметов. Для
проведения уроков русского языка кроме игровых
фрагментов, можно включать в учебную
деятельность проведение нестандартных уроков.
Предлагаю порядок работы по некоторым видам
нестандартных уроков:
Уроки в форме соревнований и игр.
Уроки, основанные на нетрадиционной
организации учебного материала.
Игровые формы уроков русского языка – одно из
важных средств обучения, так как они формируют у
обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают
напряжение, скованность, которые свойственны
многим школьникам, помогают формировать навыки
учебной работы, учебной деятельности. Такие
уроки оказывают глубокое эмоциональное
воздействие на детей, благодаря чему у них
формируются более прочные, глубокие знания. А.
Макаренко писал: “Каков ребенок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание происходит прежде всего в игре”.
Чтобы
завладеть
вниманием
современных
детей,
надо
их,
прежде
всего,
удивить,
заинтересовать.
Как
сделать
урок
таким,
чтобы
ученик
ждал
новой
встречи
с
учителем?
И
возможно
ли
это?
Здесь
на
помощь
приходят
так
называемые
нетрадиционные
или
нестандартные
уроки.
Опираясь
на
обычные
ценности,
традиционная
дидактика
предписывает
обучать,
используя
прямые
методы
передачи
знаний,
где
основным
средством
является
монологическое
объяснение
при
помощи
рассказа,
беседы,
лекции.
От
учащихся
требуется
воспроизвести
сказанное
учителем
в
форме
монологического
или
диалогического
ответа,
привести
пример
на
применение
полученного
знания,
использовать
информацию
для
решения
учебных
задач,
выполнения
заданий
и
т.д.
Не
совсем
обычным
для
традиционной
дидактики
становится
введение
так
называемых
«увлекательных
добавок»:
проблемного
обучения,
поисковых,
исследовательских,
эвристических
и
других
методов
обучения,
которые
могут
быть
представлены
и
как
фрагменты
урока,
и
как
урок,
полностью
посвященный
реализации
одного
из
методов.
Уроку,
как
авторскому
произведению,
должны
быть
присущи
системность
и
целостность,
единая
логика
совместной
деятельности
педагога
и
учеников,
подчиненная
общим
целям
и
дидактическим
задачам,
определяющим
содержание
учебного
материала,
выбор
средств
и
методов
обучения.
Только
при
этих
условиях
процесс
познавательной
деятельности
имеет
развивающую
направленность.
Творчество
педагога
создает
интересные
примеры
нестандартных
форм
обучения,
что
позволяет
учителю
вернуть
утраченный
интерес
к
изучению
предметов
школьной
программы.
Ни
программа,
ни
учебник,
ни
методическое
пособие
не
могут
предоставить
педагогу
готовую
схему
урока.
Он
должен
сам
сконструировать
его,
учитывая
учебное
пространство
кабинета,
состав
обучающихся,
уровень
подготовленности
класса.
При
создании
нетрадиционного
урока
или
отдельных
его
элементов,
педагогу
следует
отойти
от
шаблона
стандартного
урока,
придумать
и
предложить
некие
новые
варианты
получения
знаний,
которые
заинтересовали
бы
детей,
привлекли
бы
их
внимание,
активизировали
деятельность,
заставили
мыслить,
искать,
действовать,
принимать
важные
решения.
Нетрадиционный
урок
–
это
иногда
импровизированное
учебное
занятие,
имеющее
нетрадиционную
(строго
не
установленную)
структуру.
Нетрадиционный
урок
включает
в
себя
приемы
и
методы
различных
форм
обучения.
Он
основан
на
совместной
деятельности
педагога
и
обучающихся,
совместном
поиске,
отработке
новых
форм
деятельности,
что
в
итоге
влияет
на
активизацию
познавательной
активности
учащихся
на
уроках
и
повышение
эффективности
преподавания.
В
соответствии
с
ФГОС
приоритетная
роль
на
учебном
занятии
отводится
деятельности
учащихся.
Происходит
отступление
от
традиционных
уроков
и
предлагаются
варианты
нетрадиционных
уроков.
ФГОС
предлагает
новую
классификацию
типов
уроков.
Формы
их
проведения
выбираются
свободно.
Это
такие
уроки
как:
В
методической
литературе
можно
встретить
принципы
построения
нестандартных
уроков.
Это
отношения
взаимопонимания
с
обучающимися;
учение
без
принуждения;
постановка
трудной
цели;
принцип
опоры
для
ученика,
в
качестве
которой
может
быть
путеводная
нить
рассказа,
правила,
способа
решения
задачи;
принцип
оценки,
как
уважительного
отношения
не
только
к
детскому
знанию,
но
и
незнанию,
поощрения
чувства
долга
и
ответственности;
принципы
самоанализа,
соответствия
формы
содержанию,
принцип
интеллектуального
фона
класса
и
личностного
подхода.
При
организации
и
проведении
нестандартного
урока
педагогу
необходимо
соблюдать
следующие
условия:
Принципы
и
условия
организации
и
проведения
нетрадиционных
уроков
задают
общее
направление
педагогическому
творчеству,
ориентируют
на
конкретную
деятельность
обучения,
что
способствует
созданию
ситуации
успеха
и
развитию
универсальных
учебных
действий
учащихся.
Чем
же
нетрадиционный
урок
отличается
от
стандартного?
Для
учителя
нетрадиционный
урок,
с
одной
стороны,
–
возможность
лучше
узнать
и
понять
учеников,
использовать
активную
оценку,
решить
внутриклассные
проблемы
(например,
общения);
с
другой
стороны,
это
возможность
для
самореализации,
творческого
подхода
к
работе,
осуществления
собственных
идей.
Подготовка
и
проведение
урока
в
любой
нетрадиционной
форме
состоит
из
четырех
этапов:
Замысел
является
самым
сложным
и
ответственным
этапом.
Он
включает
следующие
составляющие:
При
определении
временных
рамок
следует
обозначить:
Во-первых,
будет
ли
это
отдельный
урок
(45
минут),
спаренный
(1,5
часа)
Или,
возможно,
это
будет
серия
уроков,
проходящих
в
течение
нескольких
дней.
Во-вторых,
время
подготовки
может
занимать
от
нескольких
дней
до
месяца.
Это
зависит
от:
При
определении
темы
урока
выбор
учителя
не
ограничен.
Это
может
быть
введение
в
новую
учебную
тему,
обзорная,
«промежуточная»
(второстепенная
по
значимости)
тема,
урок
обобщения
и
систематизации
знаний,
применение
знаний
и
умений,
проверки
и
коррекции
знаний
и
умений
или
одна
из
основных
тем
курса.
Однако
для
начала
необходимо
определить:
выгодно
ли
тратить
достаточно
много
сил
и
времени
на
подготовку
нетрадиционного
урока
по
теме,
носящей
прикладной
характер,
не
имеющей
особой
практической
ценности
и
не
играющей
большой
роли
при
изучении
курса.
Нетрадиционные
формы
проведения
урока
применимы
ко
всем
типам
урока.
Более
интересной
является
проблема
влияния
типа
урока
на
выбор
конкретной
нетрадиционной
формы.
Выбор
класса,
в
котором
будет
проведен
нетрадиционный
урок,
определяется
его
способностями:
профилем,
уровнем
обучаемости,
работоспособностью,
организованностью
и
др.
В
одном
классе
учителю
легче
и
интереснее
работать,
реализуя
собственные
возможности,
апробируя
новые
идеи
и
задумки,
творчески
подходя
к
своему
труду.
В
таком
классе
можно
проводить
уроки
в
любой
нетрадиционной
форме.
В
другом
(по
уровню
подготовленности
и
обучаемости)
классе
использование
нетрадиционных
форм
урока
не
только
будет
способствовать
поднятию
у
учащихся
интереса
к
предмету,
но
и
позволит
учителю
успешно
решать
ряд
учебных
и
воспитательных
задач.
Выбор
нетрадиционной
формы
урока
зависит
от
нескольких
факторов,
основными
из
которых
являются:
На
практике
целесообразно
поступать
следующим
образом:
сначала
определить
тему
и
тип
урока,
выбрать
класс,
в
котором
он
пройдет,
а
затем,
опираясь
на
перечисленные
факторы,
выбрать
конкретную
нетрадиционную
форму.
При
выборе
форм
учебной
работы
на
уроке
следует
учитывать
два
главных
фактора:
На
многих
нетрадиционных
уроках
целесообразно
использовать
коллективные
формы
работы
(в
частности,
групповую
и
ролевую),
которыми
школьники
особенно
не
избалованы.
Они
имеют
определенные
преимущества
перед
индивидуальной
и
фронтальной
формами
и
решают
не
только
учебные,
но
и
воспитательные
задачи
урока.
Этап
организации
нетрадиционного
урока
включает
следующие
составляющие:
Написание
сценария
–
самый
ответственный
и
трудный
этап
при
подготовке
нетрадиционного
урока.
Его
могут
писать
учитель
(группа
учителей)
либо
учитель
совместно
с
группой
учащихся.
Сценарий
должен
отражать
следующие
моменты:
Задания
для
нетрадиционного
урока
(если
выбранная
форма
урока
предусматривает
их
выполнение)
учитель
может
подбирать
как
самостоятельно,
так
и
совместно
с
учащимися
(например,
когда
они
готовят
задания
друг
для
друга).
Задания
должны
иметь
различный
уровень
сложности,
быть
занимательными,
поучительными,
иметь
практическую
значимость
и
межпредметное
содержание.
Критерии
оценки
работы
учащихся
на
нетрадиционном
уроке
разрабатываются
учителем
(возможно,
вместе
с
учениками)
заранее
и
объявляются
до
урока
или
в
начале
урока;
оцениваться
могут
все
ученики
или
только
некоторые
из
них
(это
зависит
от
активности
на
уроке,
целей
урока,
специфики
выбранной
нетрадиционной
формы);
критерии
оценки
могут
быть
различны
при
разных
видах
работы,
формах
учебной
работы;
итоговая
отметка
обычно
включает
оценку
работы
на
подготовительном
этапе
(если
таковая
проводилась)
и
оценку
работы
непосредственно
на
уроке.
Стоит
отметить,
что
выставить
отметку
могут
учитель
или
сами
учащиеся.
Критерии
оценки
устных
выступлений
и
письменных
работ
различны.
Например,
при
устном
ответе
обязательно
оценивается
речь,
логика,
умение
формулировать
проблему
и
др.,
а
при
письменном
ответе
основное
внимание
обращается
на
правильность
решения
и
оформление
задачи.
Заключительным
этапом
проведения
нетрадиционного
урока
является
его
анализ.
Анализ
–
это
оценка
прошедшего
урока,
ответы
на
вопросы:
–
Что
получилось,
а
что
нет?
–
В
чем
причины
неудач?
При
осуществлении
анализа
необходимо
обратить
внимание
на
следующие
важные
моменты:
На
любом
уроке
сохраняется
роль
учителя
–
человека,
руководящего
учебным
процессом,
несущим
ответственность
за
результат.
Но
если
на
обычном
уроке
роль
учителя
центральная,
то
на
нетрадиционном
уроке
учитель
–
консультант,
соучастник
процесса.
Конечно,
не
с
каждым
классом
такая
работа
получается,
и
даже
не
с
каждым
учеником
в
классе.
Есть
дети
пассивные,
со
сниженной
мотивацией
к
учебе,
ленивые,
безответственные
в
обычной
жизни.
Но
даже
такие
дети
рано
или
поздно
загораются
желанием
сделать
что-то
для
своей
группы,
поучаствовать
в
чем-либо,
проявить
себя
хоть
чуть-чуть.
И
обычные,
и
традиционные
уроки
не
всегда
проходят
гладко
и
успешно,
не
всегда
дают
высокий
результат.
Данная
форма
уроков
–
это
поиск
путей
повышения
качества
процесса
обучения,
формирования
универсальных
учебных
действий,
а
также
один
из
способов
повышения
самооценки
у
учащихся.
Использованные
источники
- Акулова
О. В.,
Писарева
С. А.,
Пискунова
Е. В.,
Тряпицына
А. П.
Современная
школа:
опыт
модернизации:
Книга
для
учителя
/
Под
общ.
ред.
А. П. Тряпицыной.
–
СПб.:
Изд-во
РГПУ
им.
А. И. Герцена,
2005. - Столяренко
Л. Д.
Психология
и
педагогика:
учебник.
М.,
2010. - Смирнова
Н. А.
Развитие
форм
организации
обучения
в
педагогической
теории
и
практике.
–
Псков:
ПГПИ,
2004.
Типы уроков в зависимости от формы их проведения
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок – “дублер начинает действовать” и т.п.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, “живая газета”, устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок-сюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: “следствие ведут знатоки”, спектакль, “брейн-ринг”, диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.
Уроки основных типов в рамках традиционного обучения
– Урок ознакомления с новым материалом
– Урок закрепления изученного
– Урок применения знаний и умений
– Урок обобщения и систематизации знаний
– Урок проверки и коррекции знаний и умений
– Комбинированный урок
Уроки основных типов по форме организации взаимодействия
– Урок с дидактической игрой
– Урок – деловая игра
– Урок – ролевая игра
– Интегрированный урок
При выборе типа урока учитель ориентируется на его строение
Строение уроков основных типов
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.
Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Многие специалисты и педагоги-практики отмечают, что существующие в настоящее время учебно-методические разработки на базе средств ИКТ, в том числе достаточно многочисленные электронные образовательные ресурсы, несмотря на их высокий образовательный потенциал используются редко, бессистемно, преимеущественно с целью контроля знаний и формирования репродуктивных навыков. Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития умений и навыков сопоставления, синтеза и анализа, выявления связей и закономерностей в изучаемом материале, нахождения путей и планирования этапов решения познавательных задач. В этой связи необходимо формирование у обучающихся умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представления полученного результата.
В данном контексте совокупнось знаний, умений и навыков обучающегося по использованию средств ИКТ в процессе освоения умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развития и совершенствования при выполнении практических учебных заданий; самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование электронных образовательных ресурсов; выполнения творческих заданий, ориентированных на регистрацию, сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, а также представление полученного результата будем называть информационно-технологической культурой.
Нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволяет выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от сказочного героя.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и, в первую очередь, разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
7. На уроке возможно использование внепрограммного материала, углубленное рассмотрение выбранной темы.
8. Для организации и проведения урока возможно привлечение людей разных профессий.
9. Стремиться к созданию эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.
10. При подготовке к уроку возможно создание временной инициативной группы из числа учащихся.
11. Необходим самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
Критерии оценивания нестандартного урока
1. Конспект урока
1. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих целей и их многоплановость (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить и т.п.)
2. Соответствие содержания урока его типу.
3. Структура урока (насколько она отвечает содержанию урока, согласованность его отдельных частей и элементов, рациональное использование времени).
4. Активизация познавательной деятельности учащихся (чередование видов деятельности, постановка проблемных вопросов, обращение к разным источникам информации, использование заданий репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, творческого характера).
5. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
6. Обеспечение оперативной обратной связи на каждом этапе урока.
7. Направленность урока на создание ситуации успеха и комфортных психологических условий для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.
8. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
9. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
10. Соблюдение коммуникативной культуры учителя и учеников.
11. Домашнее задание: логичность, умелый подбор заданий с комментированием и дифференциацией.
12. Подбор дидактического материала.
13. Эффективность использования средств обучения на уроке.
13. Результаты урока: воспитательный и образовательный эффект.
14. Грамотность изложения и качество оформления разработки.
15. Грамотность включения использования средств ИКТ в этапы урока
1. Обосновать выбора нестандартной формы проведения данного урока, его место в системе других уроков.
2. Соотнести поставленные цели урока с его результатом, выявить возможные причины успеха или неудачи.
3. Обосновать выбор структуры и типа урока.
4. Оценить соответствие уровня трудности, содержания материала, методов обучения специфике урока.
5. Охарактеризовать возможности учебного кабинета и целесообразность использования средств обучения на уроке.
6. Оценить уровень информационно-технологической культуры учителя и ученика.
7. Обосновать выбор дидактического материала.
8. Оценить результаты урока, сделать выводы.