КАК НАЗЫВАЮТ СЛОВО И О ЧЕМ ОНО ГОВОРИТ

Сообщение цели и задач проекта, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте. Коллективное создание словарной статьи для слова «мороз».

2этап. Этап конкретной реализации содержания проекта.

Цель: сбор и уточнение информации по теме проекта.

Необходимо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении и оформить собранную словарную статью.

Ученики самостоятельно или  совместно с учителем, родителями  работают с информацией, анализируют материал, оформляют свои работы.

Методические рекомендации  к проекту по русскому языку

на тему  «Рассказ о слове»

УМК «Школа России»

данного проекта заключается в том, что: он направлен на расширение кругозора, обогащение словарного запаса детей, любознательности, совместную работу с одноклассниками, родителями и учителем.

формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества информации главное и представлять свой проект; развивать творческие способности учащихся; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

научить определять лексическое значение слова при помощи словаря; подбирать к слову омонимы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, используя словари; составлять с данным словом словосочетания, предложения

: русский язык, литературное чтение.

урочно – внеурочный.

Руководитель Абдулганиева Г. А.

Бекеева Лачина 3класс

1. Лексческое значение слова:

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

лживый, лгун, лгать.

неправда, обман, фальш.

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.

8. Предложение с этим словом:

Солгав однажды, будь кому,

Мы навсегда ушли во тьму.

Где ложь, там рядом клевета,

Там зависть, ревность, суета,

Там чувства искренности нет,

Там ложь царит, там суета сует.

Пусть незначительна та ложь,

Но ты уже во тьме живешь.

Ты лжец, преступник перед миром

Избравши ложь своим кумиром.

Нуракаева Самира 3 класс

1. Лексическое значение слова:

Световая окраска .

Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.

Заря, озарять, озарение, зарево.

Ни свет, ни заря. ( Очень рано, до рассвета)

Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.

Какова вечерняя заря – таков и следующий день.

Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.

Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.

В дымных тучах пурпур розы,       И лобзания, и слёзы,

Кочекаева Айнабад 3класс

Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.

ветренный, поветрие, ветренно.

вихрь, буран,шторм, ураган.

Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло

Ветер кликать – зря голос срывать

Бежит по снегу, а следу нет.

Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!

Джанибекова Эмина 3класс

высокая температура воздуха, более 40 градусов.

жар, жаркий, жарища, жарить.

тепло, пекло, зной.

мороз, холод, стужа.

Ни жарко, ни холодно.

С пылу, с жару.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

Против жары и камень треснет

На сучках висят шары, посинели от (жары)

8. Предложения с этим словом:

Все лето стояла сильная жара.

Жара, июль, макушка лета,

Лишь только выхожу во двор,

Так тут же от потоков света

В моей душе звучит минор.

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

: учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

:  воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

обобщающий  урок – проект.

информационный;  по профилю знаний – предметный; по форме проведения – групповой; по продолжительности – краткосрочный.

: технология сотрудничества.

: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.

: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

( Проект – шаг вперёд).

– Прочитайте высказывание на слайде. ( Слайд 2)

– Как вы его понимаете?

Определить тему проекта поможет стихотворение А. Барто «Сильное кино».

– Почему девочка ничего не поняла?

– Что такое слово?

– С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III   Предпроектная подготовка

– Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь.  Что между ними общего? (Слайд 4)

– Речь пойдёт о слове

IV  Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

– Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

– Как  можно  точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. ( Переносное значение)

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

– Что подсказывает словарь?

– Прочитайте их значения.

– Каким является первое слова свет?

– Какие это слова по отношению друг к другу?

– Стоит ли оставлять последний рисунок?

– Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное.  .     (Слайд 7)

– Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами.     (Слайд 8)

– Из какой сказки отрывок? Кто автор?

– Нет ли здесь нужных нам слов?

– Что такое светлица?

– устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов.  Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом.

– Что значит  ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте словосочетания.  Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

– Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите   словосочетания. ( Слайд 10)

– Прочитайте, что выписали.

– Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

– Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.           (Слайд 12)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

– Справилась ученица со своей задачей?

– Достаточно ли полно изложен материал?

– Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

– Удалось узнать что-то новое?

– Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Подобрать несколько загадок с ответом свет или  сочинить свою.

Пословица говорит:  Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет  всегда.

Продолжительность работы над проектом

: групповая, индивидуальная.

Объектом данного проекта  является – слово.

словарная статья о слове, созданная детьми.

Проблемный вопрос: Что можно рассказать  о слове?

Учебные вопросы (или план, по которому необходимо работать над данным проектом):

1. Как произносится и пишется слово?

2. Каково его лексическое значение?

3. Какие  однокоренные слова можно подобрать к слову?

4. Есть ли у него антонимы?

5. Есть ли у него синонимы?

6. Можно подобрать фразеологизмы?

7. С какими словами сочетается слово?

10. Составь предложение с этим словом (можно найти строки из стихотворения, песни)

в ходе работы над проектом учащиеся будут  учиться:

ГДЗ Русский язык 4 класс (часть 2) Климанова, Бабушкина. Наши проекты (стр. 138). Номер №1

Рекомендации для учащихся по работе над проектом:

и  по плану выполнить  работать над проектом :

4. Есть ли у него синонимы?

5. Есть ли у него антонимы?

10. Составь предложение с этим словом ( можно найти строки из стихотворения, песни)

Ваши обязанности по проекту: найти подходящий  материал и оформить словарную статью (см. образец таблице ниже),  Если самостоятельно справиться с проектом  не сможете, то обратитесь за помощью к родителям или учителю. Способы оформления результатов: лист-информация по теме ( лист А 4).

Напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным. План Вашего выступления на презентации проекта:1) Рассказать о слове.2) Сделать вывод и поблагодарить присутствующих людей. Как Вы оцениваете свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, была ли работа успешной)?В помощь ученику

Проект «Рассказ о слове»

записываем             _________________

3 «А» класса