1. Образование
Древнерусского государства.
2. Правовое положение
населения Древней Руси.
3. Государственный механизм.
1.
Великое переселение народов и проблема
этногенеза восточных славян.
2. Образование
Древнерусского государства
3. Политический и
экономический строй Киевской Руси.
1. Культура славян.
2. Особенности
славянской общины.
3. Медицинская
практика в Киевской Руси.
- Гумилев, Л. Древняя
Русь и Великая степь. – М., 1989 - История России.
Учебник для вузов (под ред. Зуева М. и
Чернобая А.) – М., 2003. - Семеникова, Л.
Россия в мировом сообществе цивилизаций.
– М., 1994.
5. Снегирева, Л.,
Агибалова, М. Отечественная история.
Курс Лекций. – Томск, 2006
1. Арцибашева, Т.
Славяне, русы, варяги – кто они? //Вопросы
истории. – 2004. – № 4.
2. Заичкин, И.,
Толкаев, И. Русская история. Популярный
очерк. – М., 1992.
- История России.
Россия в мировой цивилизации. Курс
лекций. – М., 2002. - Кондаков, И.
Введение в историю русской культуры.
– М., 1997.
6. Культура России:
смысл, символы, ценности. Учебное пособие
– Томск, 1996.
7. Левин, И. Двоеверие
и народная религия в истории России. –
М., 2004.
8. Лихачев, Д.
Культура Руси. – Киев, 1990.
9. Рыбаков, Б.
Язычество древних славян. – М., 1994.
10. Сахаров, А. Древняя
Русь на путях к «Третьему Риму». – М.,
2006.
12. Соловьев
С. История России с древнейших времен.
– М., 2001. – Т.1.








































































































Образование Древнерусского государства.
Летописная
версия возникновения Древнерусского
государства: призвание варягов «из
племени русского» легла в основу
норманнской теории. Суть норманнской
теории – оказание помощи извне в создании
древнерусской государственности.
Современная
наука отвергает норманнскую теорию.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко в работах,
посвященных созданию новой математической
хронологии древности, доказали, что
лист о призвании варягов является,
во-первых, фальсификацией, и, во-вторых,
он был вставлен в «Повесть временных
лет» (другое название «Радзивиловская
летопись») в начале XVIII
века. Для этого была использована
Смоленская летопись XV
века, которую в Кенигсберге «творчески»
переработали и скрыли то обстоятельство,
что призванные братья были не иностранцы,
а славяне. Поэтому Радзивиловская
летопись тщательно скрывалась, она была
опубликована в Полном собрании русских
летописей только в 1989 году. А в 1995 году
издали прекрасную цветную фотографию
Радзивиловской летописи. Таким образом,
специалисты получили к ней доступ лишь
после того, как норманнская теория была
объявлена антинаучной.
Современная
наука говорит о раннеклассовом
государстве (т.е. госу-
дарстве,
где имущественная дифференциация
выражена слабо, классы только зарождаются,
но существует деление на свободных и
рабов), как предшественнике государства
феодального (или рабовладельческого).
Борьба внутри социальных групп,
претендующих на управление обществом
(военная и родовая знать), привела к
образованию государственного аппарата.
Победа той или иной группы отразилась
на ходе развития различных территорий
(княжеств) будущего Древнерусского
государства (Новгородская земля –
сильное боярство, потомки родо-племенной
знати, Киев – более сильная власть
князей, военной аристократии).
Особенности формирования Древнерусского
государства обусловлены:
а)
географическим фактором – огромные
слабонаселенные (низкая плотность
населения) пространства, не имеющие
четких природных границ, которые могли
бы стать государственными границами
(горные хребты, моря), обусловили
возможность возникновения огромной
(по западно-европейским меркам) страны;
б) этническими
особенностями – на территории
Восточно-Европей
ской
равнины проживали восточно-славянские,
финноугорские, балтийские племена.
Общность условий обитания, занятий
(оседлое скотоводство, земледелие,
рыболовство, охота), языческих верований,
отсутствие территориальных притязаний,
обусловили возможность образования
государства с полиэтническим составом
населения;
в)
экономическим фактором – прохождение
через территорию, населенную
восточно-славянскими племенами, пути
«из варяг в греки», выгоды сосредоточения
которого в одних руках были очевидны
(централизованная охрана, отсутствие
таможенных пошлин), ускорили объединение
Новгородской и Киевской земли в единое
Древнерусское государство с центром в
Киеве (882 г.);
г)
религиозным фактором – господство
сходных языческих верований в момент
возникновения государства не
противопоставляло одни племена другим,
а принятие православия не обострило
противоречий между различными этносами,
поскольку оно постепенно, при очень
терпимом отношении к язычникам (сравни:
крестовые походы) приобщало народ к
христианству.
Возникновение
в IX
в. Древнерусского государства как
единого политического целого не
ликвидировало экономической обособленности
его частей.