КАК НАПИСАТЬ ТРЕНИНГ

Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения — играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.

Вступительное слово ведущего тренинга: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»

Игра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»

Тайминг игры: 4 минуты

Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:

Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре:

ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)

Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.

Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.

Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?

Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает — садятся вместе (по парам).

Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:

Правила игры вывешиваются на видном месте:

Ход работы (этапы игры):

Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).

Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы — ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.

Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!

Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.

Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!

Тайминг: 2 минуты (время ограничено).

Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.

Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.

Тайминг: 4 минуты (увеличенный).

Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.

короткая игра-передышка “Поймай ритм”

Описание:вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.

Игра “Шесть шляп мышления”

Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.

На доске вывешивается перечень шляп:

Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» видят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет» – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

Заключительный этап тренинга

1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:

Психологические упражнения для тренингов

Цель: разработанного нами варианта тренинга личностного самоопределения состоит, в отличие от социально-психологического тренинга коммуникативной компетентности, не в навязывании определенных образцов и стереотипов поведения, а в формировании потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Задачи: тренинга личностного самоопределения заключаются в:

Содержание тренинга делится на последовательные этапы:

Роль тренера в нашей программе имеет определенную специфику. Результаты исследований показывают, что женщины более чем мужчины склонны к самораскрытию на групповых занятиях. В этой ситуации и от женщины-тренера требуется оптимальное самораскрытие, личностная открытость, которая усиливает эффект обучения. В тоже время женщина-тренер должна проявлять психологическую бдительность и уметь противостоять попыткам манипуляции со стороны участниц тренингового процесса, использующих эту открытость и способность к эмпатическому переживанию в неконструктивных формах.

Первый день. « Каковы сами, таковы и с вами» (Русская пословица).

Участницы, как правило, впервые встречаются с тренинговой формой обучения. Ведущая начинает встречу с рассказа об основных целях и задачах тренинга, знакомит участников с основными правилами тренинговых занятий и нормами поведения в группе. При этом ведущая обращает особое внимание на проблемы, имеющие практическую направленность, высказывает свои ожидания и пожелания группе.

Группе предлагаются следующие основные принципы работы:

Создание в группе атмосферы доброжелательности, непринужденности выступает не только как самостоятельная цель тренинговых занятий, но и облегчает процесс адаптации к учебной ситуации в целом. На это стоит обратить особое внимание в связи с тем, что группы состоят из женщин, оставшихся без работы и имеющих зачастую весьма длительный перерыв в обучении.

Создание благоприятного психологического климата достигается с помощью специальных процедур знакомства.

Важной задачей тренера на этом этапе является снижение уровня психологической защиты участников, создание атмосферы безопасности. Для увеличения глубины контактов в группе, усвоения норм активности, искренности, обратной связи тренер поощряет членов группы к описанию возникающих у них чувств и состояний.

Знакомство начинается с представления участниц и выбора формы обращения к друг другу.

После того, как имена названы, проводится несколько упражнений, направляющих внимание участников к имени, которое они носят. Цель ведущей в этом эпизоде – начальное знакомство с «Я-концепцией» через выявление отношения к имени. Задачи ведущей – найти членов группы с негативным отношением к собственному имени и способствовать повышению терпимости к нему, сформировать норму живого соучастия со стороны всех окружающих.

Примеры процедуры знакомства. Упражнение «Мое имя». Инструкция: «Чтобы мы лучше запомнили имена друг друга, расскажите о своем отношении к своему имени. Может быть, вы знаете, как ваши родители выбирали имя вам – новорожденной девочке, и можете вспомнить семейную историю или легенду, связанную с вашим именем?». После круга высказываний вводится дополнительная инструкция: «Мне хотелось бы, чтобы мы не только запомнили имена друг друга, но и то лучшее, что есть в каждом имени. Для этого придумайте глагол позитивного, оптимистического, не минорного действия или комплиментарное прилагательное, которые бы начиналось на одну букву с вашим именем и отражали ваше отношение к своему имени». Когда все выскажутся, делается следующее дополнение к инструкции: «Теперь попробуйте повторить свое имя с этим словом – глаголом или прилагательным и сопроводите их каким-то иллюстрирующим жестом, движением». Следующий круг в этом эпизоде продолжает инструкция: «Прекрасно, пожалуйста, повторите это еще раз, но после того как кто-нибудь из участниц скажет и покажет нам свое имя, мы повторим за ней это все вместе, стараясь точно воспроизвести интонацию и жесты. Когда группа начнет работать с вашим именем, постарайтесь найти участниц, которые вносят в ваше имя какие-то другие чувства и поправьте, чтобы получилось именно так, как вы задумывали и чувствуете». В заключение эпизода традиционные вопросы участницам: «Что вы чувствовали, когда группа повторяла ваше имя? Что нового вы узнали о своем имени? Что вам дали эти упражнения? Что вы переживали, выполняя эти задания?».

Упражнение «Имя группы». Цель – формирование нормы на сотрудничество и сплочение, проба группового взаимодействия. Инструкция: «Как мы назовем нашу группу, что нас всех объединяет, что есть общего, какое имя нам более всего подходит?» Задача ведущей: помочь группе выбрать символическое, «поднимающее» имя.

Видеопробы. Этот эпизод включает в себя две-три ролевые игры, цель которых – уточнение специфики «Я-концепции» через оценку поведения в партнерском взаимодействии. Задачи ведущей: выявить членов группы с недостаточно развитым чувством ответственности за поступки и сформировать представления о влиянии ответственного поведения на меру напряжения у партнеров в конфликтной ситуации.

Ролевая игра «Невыполненные обязательства». Группа разбивается на пары. Инструкция: «Чтобы нам познакомиться с эпизодами, когда каждая из нас может сама решать сложные ситуации сыграем небольшую ролевую игру: один из вас сообщает своему партнеру по общению (инспектору в комитете занятости, начальнику, библиотекарю, члену семьи, соседке) о том, что вы не выполнили то, что обещали этому человеку сделать к условленному сроку. Например, не принесли вовремя нужный документ инспектору на бирже труда, не проконтролировали прохождение денег по счету, потеряли библиотечную книгу, забыли передать приятельнице по группе об изменениях в расписании или не купили обещанную дочери куклу Барби». Перед просмотром записи с помощью группы создается алгоритм желательного, ответственного поведения в такой ситуации. Перед просмотром желательно положительное формулирование. Во время просмотра сравнивается поведение участниц в ролевой игре с групповым алгоритмом. Вопросы участникам: «Насколько было эффективным ваше поведение в этой ситуации, насколько оно соответствует тому алгоритму продуктивного поведения, который принят группой? Кто в вашей паре взял, и кто должен был взять на себя ответственность за ситуацию?».

После разбора ситуаций, участницам предлагается проиграть продуктивный стереотип поведения в подобной ситуации. Все работают одновременно, после этого проводится групповое обсуждение.

Элен (продавец с 20-летним стажем): Когда мы проигрывали эту ситуацию, то я выбрала себе роль инспектора на бирже труда и, несмотря на то, что Марина повела себя грамотно и ответственно, я не без удовольствия сделала ей замечание, совершенно неуместное по контексту. Я поймала себя на том, что прекрасно себя чувствую в роли, когда необходимо отчитывать человека.

Ведущая: То есть ты сыграла роль, которая хорошо знакома тебе по жизни?

Элен: Да, я всю жизнь выбирала себе работу именно с такой возможностью – общаться с людьми, которые в чем-то зависят от меня. Я всегда торговала дефицитными товарами и люди зависели от меня, мне это нравилось.

Ведущая: Ты хорошо и комфортно себя чувствуешь только в такой роли?

Элен: В других ролях я просто теряюсь и не знаю как себя вести.

Члены группы внимательно слушали диалог, демонстрировали понимание проблемы, близость ее многим женщинам. Ирина сказала: «Возможно, такая позиция мешает найти себе место в новой жизни, смириться с тем, что ты зависишь от кого-то». Ольга заметила: «А ведь это способ снять с себя ответственность за решение проблемы, перенести ее на других.». В группе возникла пауза, кто-то тихо сказал: «А откуда берется такая позиция?».

Следующий эпизод посвящен определению актуального состояния участниц. Задача ведущей: помочь участницам провести анализ своих ощущений, чувств, субъективного состояния.

Примеры. Ролевая игра «Интервью-презентация». Группа разбивается на пары. Инструкция: «Представьте себе, что одна из вас – журналистка популярной телевизионной программы. Возьмите интервью у вашей партнерши, постарайтесь узнать о ней как можно больше» После взаимного знакомства каждая пара выступает перед группой. « Журналистка» становится за спиной своей партнерши и представляет ее группе. Затем меняются ролями. Вопросы группе: «Как вы себя чувствовали, когда рассказывали о себе малознакомой женщине? Что вы чувствовали, когда вас представляли? Как расставлены акценты в рассказе о вас? Что оказалось в центре вынимания: вы – как мать, как профессионал, как друг, как жена, как личность, как человек? Что вы чувствовали, когда рассказывали о своей партнерше? Что оказалось самым значимым для вас в ее рассказе?»

Типичные высказывания участниц после упражнения с презентацией.

Таня: «Когда я услышала, какое обо мне складывается мнение и как меня представили, я поняла, что до сих пор считала работу единственной меркой своей ценности, помнит е- была песня «Мерилом работы считают усталость»? То, как я относилась к работе, было просто желанием удержаться во что бы то ни стало. Ведь меня последней сократили, когда уже совсем все развалилось. А мне так льстило и было приятно, что нас было двести человек, потом восемьдесят, потом двенадцать, остались вокруг работать только мужчины. С ними работала одна женщина – я. Они признавали во мне профессионала, а я-то работала как лошадь, а они пользовались этим моим страхом остаться без работы и желанием ничего не менять».

Света: «Да, да, согласна с тобой, у меня то же самое, эта упорная работа – просто путь спрятаться от проблем».

Работа в тройках. Каждая участница по две минуты отвечает на вопрос: «Что я больше всего ценю в себе?». По окончании упражнения участницам предлагаются вопросы: «Как вы себя чувствовали, когда должны были себя охарактеризовать, рассказать о себе? Что было легче найти: положительные или отрицательные качества?»

Анкета «Взгляд на себя»

Задача ведущей: провести обсуждение, вербализуя высказывания участниц, направленные на более глубокое самоопределение.

Примеры отзывов на это упражнение:

Евгения: заполнение этой анкеты и обсуждение ее дали мне возможность задуматься над вопросами, которые я себе давно не ставила. Я как-то совсем забыла, что я женщина, и что это может приносить радость.

Марина: «В этой анкете были вопросы, которые я вообще никогда себе не задавала – почему я долго поддерживаю неинтересные мне телефонные разговоры? На них уходит так много времени. И в нашей тройке так у всех, что с этим делать?»

Сбор проблем участниц производится одним из традиционных способов. Цель – разрушение представления об уникальности жизненных проблем, формулирование проблем участниц для дальнейшей проработки. Например, инструкция: «На листке бумаги опишите свою самую большую проблему, существующую в вашей теперешней жизни. Подписывать не надо». Листки с проблемами собираются и возвращаются участницам в случайном порядке. Вопросы группе «Что бы вы чувствовали, если бы у вас была эта проблема?» Задача ведущей – создать атмосферу бережного отношения к проблемам участниц, подчеркнуть в обобщении сходство проблем и переживаний.

Примеры проблем, предъявляемых участницами:

Татьяна: «Я попробовала начать свое дело, занялась торговлей, совершенно не справилась, очень тяжелые отношения в женском коллективе, нет доверия, пришлось все отдать. Сейчас надо найти нормальную, устраивающую меня работу, но старая специальность – инженер – системотехник, никому не нужна. Я снова, как в юности выбираю «Кем быть»».

Лена: «Мне сложно отказывать, всегда чувствую себя виноватой и обязанной другим людям, знаю, что мной пользуются и ничего не могу с этим поделать, везде суюсь, всем помогаю, совершенно не хватает времени на себя и свою жизнь».

Валентина: «Последнее время – растет раздражительность на близких, кричу на них, злюсь, понимаю что не права, они прощают мне, а через день то же самое».

Ирина: «Я потерпела фиаско в нескольких собеседованиях при приеме на работу подряд, мне сложно представлять себя и говорить о себе хорошее».

Евгения: «Моя проблема – мой возраст, все объявления о найме на работу для женщин до 35 лет. Диспетчеры не разговаривают, а просто бросают трубку после того, как называешь возраст. Ощущение, что надо живой в гроб ложиться, никому не нужна. Последнее интервью вел молодой мальчик, он мне в сыновья годится – думаю, он не взял меня потому, что просто боится руководить женщиной старше него по возрасту – а я здорова, мои дети уже выросли, я хороший исполнитель, как это ему объяснить?»

Лида: «У меня тоже проблема возраста, но с другой стороны – я ни одного дня после окончания института не работала – ушла в декрет, и у меня нет опыта, училась с удовольствием, а работу не найти, никто не хочет брать, как только узнают, что маленький ребенок».

Света: «Проблема одна – как устроиться на работу?»

Раиса: «Как выжить и накормить семью?»

Марина: «Я шесть лет работала звукооператором. Мне очень нравилась работа. Сейчас нас всех сократили. Такой работы я больше не найду – работать по специальности сейчас негде. Мне надо менять профессию, я вынуждена, хотя и не хочу, но надо на что-то жить. Не знаю ни что могу, ни чего хочу, полная неопределенность».

Лена: «Мне то же по специальности ничего не найти. Я – художник по росписи фарфора, работала на Ломоносовском заводе и любила то, что делала. На бирже – ничего нет, предложили работать на фаянсовом заводе, выпускающем унитазы. Закончу МИЖУ, может быть, куда-нибудь возьмут секретарем».

Анкета «Представление о работе»

Отзывы после этого обсуждения:

В конце дня выполняется несколько психотехнических игр, цель которых – сплочение группы.

Примеры. Участницы делятся на пары, в которых происходит обмен рассказами о внешности, чертах характера, особенностях детства партнера. Упражнение «Падение в центре круга»: группа поддерживает человека, падающего в центре круга. « Слепой и поводырь»: группа делится на «слепых» и «поводырей». Зрячие поводыри помогают членам группы с закрытыми глазами преодолеть препятствия.

Участницам предлагается домашнее задание: «Подготовить лаконичный рассказ о себе, о своем профессиональном опыте для интервью у работодателя».

День завершается традиционным опросом, цель которого – помочь участницам обобщить опыт, полученный в течение дня.

Второй день. « Мы с тобой одной крови – ты и я» (Р. Киплинг, «Маугли»).

Главная цель данного дня: помочь участницам осознать, что они принадлежат к обществу, имеющему многовековую культуру, которая с одной стороны регламентирует поведение женщины, предписывая ей определенные социальные роли, с другой – отводит ей весьма важное место в социальной структуре и признает различные варианты ее приспособительной активности. Самая важная задача – разрушение представления участниц группы о фатальной предопределенности стиля пассивного подчинения внешним обстоятельствам, осознание ими собственного психологического потенциала и социальной роли.

Групповая дискуссия на тему «Сказочные героини». Цель: актуализация представлений о культурально заданных позитивных нормативах поведения. Задача ведущей: провести осуждение мнений по поводу представленных фрагментов русского фольклора, сообщить необходимые сведения об исторических особенностях кризисных периодов, пережитых предыдущими поколениями, провести аналогии с нашим временем. Способствовать созданию атмосферы причастности каждой из участниц группы к историческому процессу, ответственности за судьбу этноса. Дать представление о фольклоре, как о хранилище образцов народной психологии, слепков коллективного бессознательного, содержащем общечеловеческую основу и специфику национальной культуры. Подчеркнуть объединяющую роль фольклора для представителей одной этнической общности вне зависимости от их социальной принадлежности.

Основные вопросы для дискуссии: Почему народ сохранил эти сказки и для чего они создавались? Какими чертами обладали героини? Какие поступки совершали? Каков подтекст русских сказок, относящийся к особенностям русской психологической культуры?

Во время дискуссии возник спор. Одна из участниц – Тамара – активная, бойкая, разговаривающая громко и авторитарным тоном женщина – выразила свое возмущение тем, что была поставлена под сомнение эффективность сценария Невинно Гонимой Падчерицы (Золушки).

Тамара: Не понимаю, чем вам не нравится Золушка? Она милая, трудолюбивая, многое терпит и работает! Она заслужила счастье!

Елена: А ты что, ее выбрала? Ты ведь на нее совсем не похожа! Уж ты-то все берешь от жизни своими руками!

Тамара: Вы хотите сказать, что идеал у меня один, а поведение – другое? Я об этом не задумывалась.

Елена: Боюсь, что это свойственно не только тебе, во всяком случае – мне тоже.

Прослушивание музыкальных произведений – духовных распевов позволяет удержать и развить погруженность в проблемы экзистенциального плана.

Дискуссия на тему «Женщины – идеалы в реальной жизни». Цель: выявить современные примеры, характеризующие образцы поведения «истинных женщин».

Рисунок «Портрет». Цель: в процессе выполнения проективного теста выявить и уточнить характерные, существующие в неосознанной форме представления о собственном «Я» и отношение к себе каждого участника группы. Уточнение и интерпретация представлений об образе идеального «Я». Содержание. На листе, разделенном вертикальной чертой пополам, члены группы рисуют последовательно два портрета: каким я себя вижу и каким я хочу быть. Затем рисунки коллективно обсуждаются: каждый участник рассказывает о своем восприятии и что может сказать об особенностях характера и отношении к себе автора.

Инструкция. Разделите лист вертикальной чертой пополам. Слева попытайтесь изобразить ваше представление о себе: это может быть подробный рисунок, портрет, символ – все, что Вам угодно (пауза на зарисовку) Теперь в правой части листа попытайтесь изобразить Ваше представление о своем идеальном «Я» – каким бы вы хотели быть.

Медитация «Взгляд из будущего» Цель: позволить участницам ощутить временную преемственность и ценность текущего «здесь и сейчас» момента. Возможная инструкция: «Как-то Виктория Токарева сказала, что «50 лет отличный возраст для женщины, но поняла это только в 60» . Представьте себя в 2015 году. Вы в чем-то изменились, выросли ваши дети, у вас появились внуки? Изменились ваши заботы и возможности, опыт и здоровье. Вы остались той же и стали другой. Из 2015 года вы смотрите на себя сюда в 1999 и видите женщину, которая на пятнадцать лет вас моложе, здоровее, неопытней. Вы хотите предостеречь ее от ошибок, вы хотите защитить ее от неудач? Вы что-то хотите ей сказать, посоветовать?»

В этот день несколько упражнений посвящаются работе с отношением ко времени. Цель этого эпизода: формирование представления о том, что временем можно управлять, а его хронический дефицит в некоторых случаях имеет субъективный, а не объективный характер.

Упражнение «Схема времени». Цель: позволить участницам найти резервы времени для самосовершенствования. Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте большой круг. Представьте, что это время ваше обычной, традиционной недели. Обозначьте на этом круге сегментами время, которое вы уделяете разным делам. Какая доля вашего времени уходит на транспорт, на телевизор, телефонные разговоры, заботу о близких? (После паузы на рисование) Посмотрите на круг своего времени и решите какие сегменты доставляют вам самую большую радость в жизни, какие вы хотели бы сократить? Теперь достаньте список желаний (помните домашнее задание?) Из этих двадцати выберите десять, которые зависят только от вас в настоящее время. ( Пауза на выбор.) Теперь посмотрите еще раз на свой круг времени. Обсудите результаты в тройках».

Примеры отзывов об этом эпизоде:

Галина: «Как много времени уходит в никуда, явно могу достичь большего. Попробую дома с мужем и детьми, я ведь, не обязана так их опекать так тщательно: с утра до ночи, у меня же не будет другой жизни»

Вера: «Посмотрев на свое время, я поняла, что у меня не все так плохо, в общем даже хорошо, и я много времени если не счастлива, то радостна и спокойна».

Марина: «А в нашей тройке все работоголики, и две трети жизни уходят в работу».

Таня: «Главное желание у меня сейчас – найти хорошую работу. Обнаружила, что совершенно не уделяю времени самому поиску. Я нахожу время и на вязание, и на Санта Барбару по утрам, а работу просто хочу, будто она придет сама».

Дискуссия в малых группа по 4-5 человек «В чем разница между делами срочными и делами важными?» Как вы распределяете время между ними? Сколько времени вы уделяете важным делам (важным для вас, для вашего благополучия, покоя, ваших достижений)? Сколько времени вы уделяете делам срочным?

В конце дня участницы получают методическое пособие по созданию своей рабочей автобиографии, им предлагается выполнить домашнее задание – написать резюме о своей трудовой деятельности.

День завершается обобщающим опросом о состояниях, вынесенном опыте.

Третий день. « Всяк человек у дела познается» (Русская пословица)

Цель этого дня – проследить формирование образа «Я» в ходе жизни.

15-минтуная медитация: «Путешествие в страну детства к маленькой девочке». Цель ведущей: обратить слушательниц к воспоминаниям приятных событий детства, создать им атмосферу защищенности, поддержки, внимания.

Рисунок: «Мир моего детства». Обсуждение рисунка в подгруппах по 4-5 человек.

Марина: после рисунка и обсуждения я поняла, что воспитывая свою дочь, я повторяю те ошибки, по которым воспитывали меня. А мне это не принесло радости, я все должна была делать только на пятерку, воспитывая дочь тоже, все время требую от нее, как требовали от меня и, если что-то не так, то раздражаюсь, наказываю и унижаю ее.

Таня: ты растишь Золушку?

Марина: да, получается что ращу Золушку и она очень рано должна разделять со мной хлопоты по уходу за младшим братиком, я требую от нее больше, чем она может по возрасту.

Таня: думаю, что могу тебя понять, так спокойно себя чувствуешь, когда все проконтролировано, а послушный и удобный ребенок вдруг взбрыкивает и начинает хамить.

Марина: Нет, моя дочь не будет никогда хамить, я подавляю это страхом, совершенно не предоставляя ей свободы. И меня так воспитывала бабушка – но разве это оправдание, я должна бы что-то изменить в отношениях с дочерью? (К ведущей) – как мне это сделать?

Ведущая: Разве я могу дать взрослой и зрелой женщине совет, который она не может дать себе сама ?Мы можем вместе думать и обсуждать, ты сама что-то решишь для себя.

Групповая дискуссия на тему «Что такое любовь к себе?»

Упражнение: «Создайте список – 20 бесплатных, легкодоступных вам радостей». После того, как участницы создают индивидуальные списки, ведущая предлагает обсудить их в тройках и пополнить собственный список.

Список одной из участниц: «Наугад открыть книгу стихов любимого автора и прочитать хотя бы четверостишие; сварить душистый кофе и выпить его из чашечки костяного фарфора; полить цветы и полюбоваться ими; принять горячую ванну; пройти пешком по Невскому от Лавры до Садовой; поиграть 5 минут с кошкой в мячик; хорошо расчесать волосы; выкинуть что-то из надоевшей одежды; 10 минут послушать любимую музыку, насыпать пшена в кормушку синичкам и понаблюдать за ними; приготовить что-то вкусненькое; решить интегральное уравнение, посмотреть последний журнал по вязанью; спеть хорошую песню; перед сном 15 минут «посекретничать» с дочкой, погладить ее шелковые волосы и пожелать спокойной ночи; летом – прокатиться на велосипеде, зимой – на лыжах, осенью – погулять в Летнем саду, весной – сходить на Неву, посмотреть на ледоход и, обязательно, на Марсово поле, когда цветет сирень».

Цель четвертого дня: позволить участницам создать положительный образ собственного «Я», осознать свой потенциал как зрелой, сильной женщины.

В начале дня проводится несколько психотехнических упражнений на сплочение группы.

Высказывания после упражнения:

Анна: «Я поняла, как много знаю, но так плохо уверена в своих знаниях, мне кажется, они не очень качественные и я должна еще немного поучиться компьютеру, английскому. Вот опять на курсах учусь здесь в МИЖУ, всю жизнь учусь, дома коллекция дипломов. Будто я жду разрешения применять свои знания в жизни. Все учусь, учусь, вечная ученица».

Таня: «У меня то же самое, я вдруг осознала, что снова получаю новую специальность, а я профессиональный режиссер, я сняла несколько успешных учебных фильмов, это специфическая профессия и у меня это лучше всего получается. Я это люблю, знаю, умею хорошо делать. Мне не надо менять специальность и учиться чему-то, к чему душа не лежит».

Примеры отзывов участниц тренинга:

Нэлли: В первый день после объявления целей тренинга отнеслась к ним со скептицизмом и настороженностью. В конце скепсиса не стало. Никогда не думала так о себе, такое впечатление, что я всю жизнь думала о себе вширь, а в эти дни думала о себе вглубь».

Анна: «Я чувствую себя очень взъерошено: прошлое, будущее, во мне что-то бродит. Я должна определить меру ответственности в отношениях с окружающими».

Лена: «Это были очень длительные дни, каждый жила долго-долго, благодарна всем, что приняли меня. Я увидела свою жизнь со стороны, ощутила связь и поняла, что у меня много сил, направленных в жизнь».

Татьяна: «Большое спасибо психологу, никогда не думала, что незнакомых людей можно так хорошо познакомить за такое короткое время, было очень интересно и много полезного».

Маша: «У меня каждый день росло чувство смелости. Вы отнеслись ко мне лучше, чем я относилась к себе. Вопрос – как это сохранить? Спасибо всем».

Света: « Много для себя получила, о конкретном говорить не хочу».

Ирина: «Все, что происходило со мной, было очень искренно. Самое ценное – наша открытость, доброта и общение, не помню, когда я получала столько похвал и комплиментов, этого так давно не было и согрело меня. Очень сильное воспоминание оставило упражнение об успехе – как слушали, теплели глаза и восхищались, мне было так приятно пережить с вами вместе мой успех. Спасибо вам».

Катя: «Я вынесла знакомство с окружающими людьми. Больше ничего нового. Упражнения с устройством на работу были очень скучными и затянутыми, они совершенно мне не помогут. Если нет знакомств – то и на работу сейчас не устроиться».

Софья: «Я давно хотела поучаствовать в таких занятиях. Очень полезно себя преодолевать (если трудно). Замечательные знакомства».

Нина: «Впредь буду работать над собой и над изменением внешности».

Валентина: «Приятно удивлена тем, что мне ничего не надо менять. Меня восприняли такой, какой я себя представляю. Было очень интересно видеть как все мы, за такое короткое время, стали более раскованы, хорошо узнали друг друга».

Наташа: «Что я вынесла из этих занятий? – То, о чем забыла – я личность».

Литература

Практикум по социально-психологическому тренингу. Ред. Б.Д. Парыгина. Изд. Михайлова В. А., 2000, с. 283-311

Федора

достаточно хорошо продуманная и осмысленная работа. Спасибо, девчат.

Александр Якушенко

Спасибо. Хорошая, профессиональная работа. Радует, что легко делитесь своими наработками.

Витта Волна

Колоссальный труд вы проделали, и на результат. Спасибо, что охотно делитесь наработками) Успехов Вам!)

Евгения СК

Замечательный тренинг! много нового и интересного!

Виктория

Большое спасибо. Очень интересно. Спасибо за щедрость.

Эльмира

Замечательный, глубокий тренинг! Благодарю!

Ксения

Спасибо огромное за ваш труд! Работаю по вашим разработкам.

Ирина

Благодарю! Очень интересно и полезно!

Надежда

Спасибо что делитесь! Как коллега хочу отметить очень хороший уровень, все по делу, глубоко без лишней “Воды” и фраз. Искренне
желаю вам успеха!!

Тамара

Благодарю! Здоровья Вам и благодарных клиентов!

Елена

БлагоДарю! Это семена которые обязательно дадут ростки! Успехов Вам!!!

Спасибо большое! Обязательно что-то возьму для своего будущего тренинга!

Это просто находка!Спасибо за щедрость!Веду индивидуальный прием,очень вписываются эти упражнения в консультацию!

DmitryOO

Ты не понимаешь, почему у тебя что-то снова и снова не получается в отношениях с мужчинами?

Ты боишься начинать новые отношения, потому что прежние принесли тебе много разочарования?

Жизнь вынуждает быть сильной, но ты устала от вечных “Я сама”. Ты хочешь ощутить заботу, поддержку и защиту любимого мужчины?

Светлана

круто Очень профессиональная работа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *