КАК НАПИСАТЬ РАССКАЗ О СЛОВЕ ВЕТЕР ПО ПЛАНУ

Татьяна Писарева Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Публикация «Учебный проект „Рассказ о слове“, 3 класс» размещена в разделах

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.

Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Произносим до/шть/, пишем дождь.

1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.

4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.

5. « Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».

6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.

7. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. ( Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

Загадка. Приложение №2.

С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Произносим слово жара, пишем – жара.

1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.

2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.

3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.

4. Антонимы: жара – мороз, холод.

5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». ( Пользоваться результатами чужого труда).

6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).

7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.

Из стихотворения Роберта Рождественского:

Жарко паутине. Жарко полю.

Против жары и камень треснет. ( Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Произносим дружба, пишем дружба.

1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.

3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.

4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.

5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». ( Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).

6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).

7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Где нет дружбы, там нет успеха. ( У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Рождается в беде, а закаляется в труде. ( Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. ( Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

1. « Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.

2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. « Русский язык». Учебник. 3 класс. « Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.

3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,

4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.

5. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове»
Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.

Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.

Проект «Театр — как много в этом слове!»
Проект “Театр-как много в этом слове”. Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.

Рассказ о бабушке.
Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».

Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.

Разбитый стаканчик. Рассказ
Дзинь! Скользкий мыльный стаканчик внезапно выскользнул из рук и разлетелся на мелкие осколки. На шум в кухню вбежали внуки. – Бабушка,.

Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.)
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. « МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.

Муниципальная научно-практическая конференция « Горизонты открытий»-2021 Выполнила Сёмченкова Дарья,3а класс Научный руководитель: Тимофеева Л. В., учитель начальных классов МОУ « Жарковская СОШ №1» Исследовательский проект ,,Рассказ о слове ”

Актуальность На уроке русского языка мы с учителем делали проект «Рассказ о слове ». Меня заинтересовала эта тема и я решила проанализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами произносим с раннего детства и храним в памяти до глубокой старости. Это слово «Мама».

Цель проекта: П роанализировать слово « мама » с точки зрения русского языка, создать лепбук .

Для достижения цели я поставила перед собой задачи: 1 . Рассмотреть происхождение слова. 2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова. 3.Выяснить лексическое значение слова «мама» в толковом словаре. 4.Подобрать однокоренные слова. 5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову. 6.Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами, составить синквейн 7 . Подготовиться к защите проекта

Происхождение слова «мама» Чтобы выяснить происхождение этого слова я обратилась к толковым словарям Ушакова , Даля и Ожегова.

Происхождение слова «мама» В них даётся следующее толкование слова: Мама- мать, родительница. Мама – слово датского языка. Мать – одно из самых древних индоевропейских слов . В славянских языках древняя основа – м а т е р – была усечена и получилось м а т и, которое потом изменилось в «мать» под воздействием существительных типа: кость, мышь.

Происхождение слова «мама» Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Это слово происходит из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. Образовано повторением слога – ма

Лексическое значение слова и строение. Обратилась к толковому словарю С. И. Ожегова. Мать- это женщина по отношению к своим детям, а «мама» означает тоже самое. Говорим и пишем слово «мама» одинаково

Родственные слова Опираясь на свои знания об однокоренных словах, мне удалось подобрать пятнадцать однокоренных слов: маманя, мамаша, маменька, маменькин, мамин, мамка,мамочка , мамочкин, мамуля, материнский, материнство, матушка, матушкин, мать, по-маминому

А нтонимы На уроках русского языка мы узнали, что антонимы , это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрала их самостоятельно. мачеха (не родная мама) Частично: отец, сын, дочь Я нашла только четыре, а их всего 13.

Синонимы Я уже знаю что синонимы, это слова одной и той же части речи,которые звучат и пишутся по-разному, но имеют похожее лексическое значение. Стала подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте решила обратиться за помощью к интернету. Мама, родительница, матушка, мать . Оказалось, что у слова мама 56 синонимов, а я подобрала только четыре .

Фразеологизмы С уроков русского языка мы знаем ,что фразеологизмы –это устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл. Мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов. Найти фразеологизмы к слову мама помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много.

Фразеологизмы Кузькина мать — выражение угрозы. Например: Он тебе покажет кузькину мать! Матушки (мои)! — восклицание изумления или испуга; то же, что батюшки (мои). Мать честная — восклицание, выражающее какую-нибудь сильную эмоцию (удивление, испуг, радость, злость)Например: Мать честная! и здорово же он играет! Правда-матка — говорить правду, истина. Например: Всегда правду-матку режет.

Пословицы Мы знаем что пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом. Вот такие пословицы помогла найти Ира. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха. Птица рада весне, а младенец – матери. Нет милее дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матушке добро. Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Стихотворения,частушки,песни Это задание было самым интересным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, частушки ,песни, где встречается слово мама. Мама — теплые ладони, Мама — глазки доброты , В этом мире всех прекрасней, Мама, всех любимей ты! Мама — нежная улыбка, Мама — солнышко с небес, Мама — светлый ангелочек, Лучшее из всех чудес

Частушки Мама лаской и добром Помогает мне во всем, Я её благодарю, Послушание дарю!

ПЕСНИ Песен со словом мама очень много, но нам знакомы: Ах,какая мама! Веснушки для мамы. Вот она какая наша мама! Добрая милая мама!

Праздники День 8 Марта День Матери

День Матери Учительница напомнила ,что День матери в 2021 отмечается 28 ноября, в воскресенье. Это рассчитываемый праздник. Принцип расчета: последнее воскресенье ноября . Поздравляем всех матерей с этим замечательным праздником . Здоровья ,тепла и нежности.

Сочетаемость слов молодая мама будущая мама заботливая мама р одная мама мамина мама милая мама дорогая мама папина мама любимая мама

Синквейн Прежде чем составить синквейн , мы выяснили что это прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Этапы выполнения проекта Берём листы формата А- 3, скотч, ножницы, листы с сообщениями, приготовленными дома.

Решаем проблему Лариса Витальевна предложила оформить всё в виде лэпбука . А что это такое? Лэпбук ? Лэпбук ?

Лэпбук Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Лэпбук переводится с английского как «наколенная» или «складная книга». Это популярное, интересное наглядное пособие, а также способ хранения всей собранной по определённой теме информации, игр, загадок . Это всевозможные кармашки, книжки-гармошки, вращающиеся детали, окошки.

Мы собрали много готовых шаблонов

Арина ищет загадки. Ира пишет пословицы.

Вот что получилось!

Спасибо за внимание!

Литература 1. Загадки. Скороговорки. З АО «Компания «АСТ-ПРЕСС» 2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В. П. Канакина , В. Г. Горецкий . – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил .-(Школа России). 3.Ожегов С. И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр .-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель », 2011-1360 с. 4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров . – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с. 5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk Источники информации

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

: учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

:  воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

обобщающий  урок – проект.

информационный;  по профилю знаний – предметный; по форме проведения – групповой; по продолжительности – краткосрочный.

: технология сотрудничества.

: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач,  осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.

: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

( Проект – шаг вперёд).

– Прочитайте высказывание на слайде. ( Слайд 2)

– Как вы его понимаете?

Определить тему проекта поможет стихотворение А. Барто «Сильное кино».

– Почему девочка ничего не поняла?

– Что такое слово?

– С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III   Предпроектная подготовка

– Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь.  Что между ними общего? (Слайд 4)

– Речь пойдёт о слове

IV  Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

– Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

– Как  можно  точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. ( Переносное значение)

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

– Что подсказывает словарь?

– Прочитайте их значения.

– Каким является первое слова свет?

– Какие это слова по отношению друг к другу?

– Стоит ли оставлять последний рисунок?

– Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное.  .     (Слайд 7)

– Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами.     (Слайд 8)

– Из какой сказки отрывок? Кто автор?

– Нет ли здесь нужных нам слов?

– Что такое светлица?

– устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов.  Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом.

– Что значит  ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте словосочетания.  Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

– Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите   словосочетания. ( Слайд 10)

– Прочитайте, что выписали.

– Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

– Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц.           (Слайд 12)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

– Справилась ученица со своей задачей?

– Достаточно ли полно изложен материал?

– Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

– Удалось узнать что-то новое?

– Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Подобрать несколько загадок с ответом свет или  сочинить свою.

Пословица говорит:  Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет  всегда.

Равзанат Усачёва Проект для учащихся начальной школы «Рассказ о слове»

Цели: Обогащение. уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.

Планируемый результат: учащиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении.

Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы.

Ход урока.

1). Организационный момент.

2). Самоопределение к деятельности.

– Послушайте песню и предположите, о чем она?

– Почему мнения о содержании разделились? Чего не хватает? (слов)

– Для чего нужны слова?

Публикация «Проект для учащихся начальной школы „Рассказ о слове“» размещена в разделах

– Что вы знаете о словах?

3). В классе выполняется работа со словами : “солнце” и “собака”.

– произносим “солнц (э)”

– записываем “солнце”

Лексическое значение: Солнце – раскаленное тело шарообразной формы. Солнце – звезда.

Однокоренные слова : солнышко. солнечный.

Синонимы: свет, светило, тепло.

Антонимы: мрак, тьма.

Фразеологизм: Место под солнцем (право на жизнь, на существование)

Сочетаемость слова – яркое, желтое, жаркое, раскаленное.

4). Учащиеся выступили с проектами, выполненными самостоятельно.

5). Стихотворение В. А. Солоухина “Слово о словах”.

Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.


КАК НАПИСАТЬ РАССКАЗ О СЛОВЕ ВЕТЕР ПО ПЛАНУ

Руководитель Абдулганиева Г. А.

Бекеева Лачина 3класс

1. Лексческое значение слова:

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

лживый, лгун, лгать.

неправда, обман, фальш.

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.

8. Предложение с этим словом:

Солгав однажды, будь кому,

Мы навсегда ушли во тьму.

Где ложь, там рядом клевета,

Там зависть, ревность, суета,

Там чувства искренности нет,

Там ложь царит, там суета сует.

Пусть незначительна та ложь,

Но ты уже во тьме живешь.

Ты лжец, преступник перед миром

Избравши ложь своим кумиром.

Нуракаева Самира 3 класс

1. Лексическое значение слова:

Световая окраска .

Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.

Заря, озарять, озарение, зарево.

Ни свет, ни заря. ( Очень рано, до рассвета)

Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.

Какова вечерняя заря – таков и следующий день.

Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.

Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.

В дымных тучах пурпур розы,       И лобзания, и слёзы,

Кочекаева Айнабад 3класс

Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.

ветренный, поветрие, ветренно.

вихрь, буран,шторм, ураган.

Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло

Ветер кликать – зря голос срывать

Бежит по снегу, а следу нет.

Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!

Джанибекова Эмина 3класс

высокая температура воздуха, более 40 градусов.

жар, жаркий, жарища, жарить.

тепло, пекло, зной.

мороз, холод, стужа.

Ни жарко, ни холодно.

С пылу, с жару.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

На сучках висят шары, посинели от (жары)

8. Предложения с этим словом:

Все лето стояла сильная жара.

Жара, июль, макушка лета,

Лишь только выхожу во двор,

Так тут же от потоков света

В моей душе звучит минор.