КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

Изучение и преподавание истории как предмета началось только в конце XVIII века.

До этого момента никто не думал о том, что историю нужно изучать в обязательном порядке. Соответственно, учебники тоже отсутствовали. А первое пособие, которое можно отнести к учебному, появилось в 1674 году. Это был «Синопсис», сборник литературно обработанных летописей и сказаний, составленный Иннокентием Гизелем. И говорить о научной составляющей «Синопсиса» не приходится.

«Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, — это во-первых, — и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, — это во-вторых».

15 мая 1934 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР». Фактически это означало возвращение преподавания истории в наших школах, прерванное более чем на 10 лет

Методика преподавания истории

Покотило, Николай Петрович (1864-1916). Практическое руководство для начинающего преподавателя истории. С.-Петербург : типография А. С. Суворина – “Новое время”, 1914.

Подведение итогов первой интерактивной олимпиады Президентской библиотеки “Россия в электронном мире”. Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011.

Журавлев, Сергей Владимирович (1960-). О результатах обсуждения проекта историко-культурного стандарта применительно к использованию электронных ресурсов. Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2013.

Добряков, Александр Васильевич (1841-1908). О преподавании отечественной истории. Санкт-Петербург : типография Министерства путей сообщения, 1888.

Уваров, Сергей Семенович (1786-1855). О преподавании истории относительно к народному воспитанию. Санктпетербург : В типографии Ф. Дрехслера, 1813.

Фарфоровский, Сергей Васильевич (1878-1938). О лабораторном преподавании истории в старших классах среднеучебных заведений. Казань : Центральная типография, 1915.

Кареев, Николай Иванович (1850-1931). Заметки о преподавании истории в средней школе. С.-Петербург : журн. ” Рус. шк.”, 1900.

Панкратова, Анна Михайловна (1897 – 1957). За большевистское преподавание истории. Москва : Цопкадр НКПС, 1935.

Веденеева, Галина Ивановна. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края. Москва, 2018.

Эмирова, Лилия Дестебеговна. Государственная политика и практика школьного исторического образования в России в 1930-х – начале 1950-х годов. Астрахань, 2009.

Страницы

В данном разделе представлены издания по методике преподавания истории, создававшиеся на протяжении двух веков существования в России систематического курса истории. Они позволяют проследить цели и задачи, которые ставились перед преподавателями истории, познакомиться с учебными планами и программами, основными методами обучения и воспитания.

Цых, Владимир Францевич (1805-1837). Решение вопроса: по причине беспрестанного умножения массы исторических сведений и распространение объема истории, не оказывается ли нужным изменить обыкновенный способ преподавания сей науки и какой он должен быть именно, как вообще, так и особенно в университетах?. Харьков : Унив. тип., 1833.

Устрялов, Николай Герасимович (1805-1870). О системе прагматической русской истории. Санкт-Петербург : тип. Л. Снегирева и К°, 1836.

Язвинский, Александр Феликсович. Метода преподавания хронологии истории г. Язвинского, изъясненная самим же изобретателем. Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1837.

Соловьевы. Рукопись Сергея Михайловича Соловьева “О преподавании истории”.

Федеральное казенное учреждение “Российский государственный исторический архив”

Катаев, Иван Матвеевич (1875-). К вопросу о типе учебника русской истории для средней школы. Москва : тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911.

Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения. Дело о преподавании русской истории в финляндских школах.

До начала 20-х годов специализированные советские учебники истории не создавались. Можно выделить только учебное пособие Екатерины Замысловской – «Учебник Истории» 1923 года. Остальные авторы продолжали брать за основу дореволюционные пособия. Но в это же время в СССР побеждает историческая школа Михаила Покровского, который декларировал принципиальный отказ от структурированного и поэтапного изучения истории. Покровский говорил, что «История – есть политика, опрокинутая в прошлое», и историю заменило обществознание с небольшими, самыми сжатыми вкраплениями исторических нарративов. Например, Покровский дошел до того, что пытался объяснить восстание декабристов исключительно экономически, колебанием цен на зерно, при этом, конечно, не указывал никаких имен. Таким образом, свыше 10 лет в СССР изучение истории в школах было если и не забыто, то отодвинуто на второй план.

Тем не менее перед страной стояли объективные внешние и внутренние вызовы, и руководство СССР не могло их не видеть. Приближалась новая большая война, страна активно модернизировалась и индустриализировалась. Общее образование внедрялось везде, по сути, первое поколение массово образованных граждан начало формироваться именно в конце 20-х – начале 30-х годов. Более того, советская пропаганда и идеология тоже прошла немалый путь, от идей мировой революции она стала двигаться к национально-патриотической направленности. Всё это требовало не просто вернуть историю в школу, но и качественно изменить содержание курса, чтобы воспитать поколение патриотов.

Сталин, Жданов, Киров

В 1934 году, находясь в отпуске эти три члена ЦК решили действовать и вернуть преподавание истории в школы. Однако после столь долгого перерыва в методической и научно-педагогической работе создать учебник истории с нуля было не так просто.

Для этого в СССР был объявлен конкурс. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР» от 1934 года, вопрос считался решенным. Это постановление надолго, фактически до начала 90-х годов, определило структуру и содержание исторического образования в младших и средних классах школы. Добавим, что во многом именно эта структура сохраняется и сейчас: сначала элементарная история отечества, затем история Древнего мира в 5 классе, затем в следующих классах история Средних веков, новая и новейшая истории. Но предстояло определить нужные учебники и наметить план, по которому предполагалось претворять эти реформы в жизнь. Сталин, Киров и Жданов лично написали краткие тезисы, по которым предстояло создавать новый учебник. Это единственный раз в истории нашей страны, когда учебным пособием занимался лично глава государства.

Однако по конкурсу на учебник истории, проводимому в 1936-1937 годах, победителя выявлено не было. Все работы не устроили Сталина, а их было свыше 40 вариантов. Чуть позже была выбрана работа коллектива авторов Московского педагогического института под руководством Алексея Шестакова. Сталин и Жданов лично просмотрели новый «Краткий курс истории СССР» и повторно внесли правки. Любопытно, что Сталин вычеркивал целые главы, посвященные лично ему. А Жданов добавил в учебник ставшие знакомыми нам всем фразы о польской интервенции в 1612 года, первобытно-общинном строе славян и влиянии византийского христианства.

Автором школьного курса стала Анна Панкратова, глава института истории АН СССР, которой удалось создать простой и достаточно взвешенный курс школьной истории.

Учебник Шестакова переиздавался 25 раз, Панкратовой – 22 раза. Пережив и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, эти учебники с небольшими изменениями дожили до 90-х годов. Во многом именно эти учебники стали культурно-историческим стержнем, сформировавшим несколько поколений советских людей, помогли выиграть войну, заново отстроить страну, а затем добиться и новых прорывов. И пусть сейчас господствуют совсем другие образовательные подходы и книги, нам не следует забывать того урока, который всегда дает наша общая история. А главное – не следует забывать её саму.

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Персоналии внутри категорий расположены в алфавитном порядке.

Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.

Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.

Перечень «трудных вопросов истории России» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, предлагающих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России.

Задачи учебно-методического комплекса:

– создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян.

Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

– обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;- применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;- исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;- обеспечить доступность изложения, образность языка.

Подготовка нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей истории. Кроме того, особую актуальность приобретает необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Внедрение новых линеек потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.

Многоуровневое представление истории

Многоаспектный (многофакторный) характер истории

Человек в истории

Историко-культурологический подход: пространство диалога

Общие рекомендации к подготовке новых учебно-методических комплексов по отечественной истории

Учебно-методический комплекс по истории России: информационное пространство и познавательная модель

Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII веках: от царства к империи

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг.

Раздел VI. Советский союз в 1920-1930-е гг.

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

Примерный перечень «трудных вопросов истории России»

История в молодом советском государстве

Наступил революционный 1917 год. После прихода к власти большевиков отношение к образованию изменили. Первым делом была разрушена старая система, а на её месте начали возводить новую.

Вначале история России до Октябрьской революции была отменена. Главным идеологом этоговыступил Михаил Покровский. Его историческая школа основывалась на отрицании всей дореволюционной жизни страны. Царская Россия была представлена в образе жестокого колонизатора и «тюрьмы народов». Соответственно, всё население, по мнению Покровского, являлось «поработителями». Эта концепция не подразумевала поэтапного (то есть структурированного) подхода к изучению истории. Покровский объяснил это тем, что «История – есть политика, опрокинутая в прошлое». В итоге в начале существования советского государства история как предмет была убрана из средней школы и высших учебных заведений.


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

Подход Покровского был логичен, поскольку в то время советская власть собиралась писать историю с нуля, рассматривая Россию как площадку для дальнейшего распространения мировой революции. Соответственно, новое поколение должно было впитывать «пролетарский интернационализм», а не забивать голову национальной историей. Она просто не играла роли, поскольку впереди ждали великие свершения.

Однако прошло несколько лет, мировая революция захлебнулась. И в середине 1920-х годов стало понятно: идеология Покровского уже не работает. Советская власть приняла решение сконцентрироваться на одной стране и в ней строить социализм.

Началась кропотливая работа по созданию новой идеологии. В 1930-х годах, отказавшись от революционных идей, власть повернулась в сторону национально-патриотического воспитания. Что было логично, поскольку в Европе уже начал назревать новый вооружённый конфликт. Партия понимала: добиться поставленных целей без изучения истории не получится. С другой стороны, вернуть предмет в школы и вузы в прежнем виде тоже нельзя.

Сначала под резкую критику попала идеология Покровского. После чего в 1934 году история вернула себе статус предмета. Это узаконило постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании Отечественной истории в школах СССР». Тогда же появилась и структура преподавания: начиная с древнего мира и заканчивая новейшей историей. Следом предмет вернулся и в высшие учебные заведения. А спустя всего 2 года появился Институт истории АН СССР.


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

За возвращением истории как науки стояли 3 человека: Иосиф Сталин, Андрей Жданов и Сергей Киров. Они же принялись решать и проблему с отсутствием необходимого учебника.

Первым делом объявили соответствующий конкурс. Сталин, Жданов и Киров лично разработали тезисы, которым должен был соответствовать новый учебник. Киров до завершения конкурса не дожил, он погиб 1 декабря 1934 года. Все работы проверяли Сталин и Жданов. Но сначала их ничего не устроило. Только спустя время в победители записали сотрудников Московского педагогического института, возглавляемых Алексеем Шестаковым. Их «Краткий курс истории СССР» подвергся жёсткой редактуре сверху. Например, Жданов дополнил учебник главами, посвящёнными первобытно-общинному строю славян, влиянию Византии на Русь, а также истории событий 1612 года.

В 1938 году появилось постановление ЦК ВКП(Б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском “Краткого курса истории ВКП(б)”». Оно объявило уже настоящую войну исторической школе Покровского. Её разгромили, обвинив в «извращённом толковании исторических фактов». Следом было выпущено несколько статей, подготовленных историками, которые продолжили «бомбить» Покровского.

Параллельно в СССР всё сильнее популяризировали историю. Сначала появился Бородинский исторический музей, затем в Эрмитаже состоялась выставка «Военное прошлое русского народа — в памяти искусства и предметах вооружения». Не осталась в стороне и Красная армия. Для солдат и командиров были проведены лекции о «Борьбе русского народа за свою независимость». А ВМФ СССР стал преемником «славных дел и боевых традиций русского флота».


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

Однако вскоре наметился перекос в идеологии. Чрезмерное восхваление дореволюционной России могло плохо сказаться на восприятии истории новым поколением. Поэтому советские историки продолжили развивать тему колониального прошлого страны. К этому подключились сотрудники АН СССР. В 1939 году появились работы, касавшиеся проблем Казахстана и Кавказа.

Большую роль в новой идеологии отвели учителям. На них возлагали обязанности воспитания патриотических чувств через преподавание истории. Сложный процесс формирования нового советского человека требовал длительного времени. И завершить его не удалось, поскольку началась Великая Отечественная война.

История во время Великой Отечественной войны

Первые годы война складывалась для Советского Союза неудачно. Несмотря на локальные успехи и проявление героизма, Красная армия вынужденно отступала. И солдатам, как и простому народу, нужны были примеры для повышения боевого духа. И тогда вновь вернулись к историческим примерам из дореволюционной революции: Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Александру Суворову и другим.

Спустя несколько лет исторических героев заменили герои настоящего. Во фронтовых газетах стали писать статьи, посвящённые красноармейцам, совершившим подвиги.

Роль учителя в военные годы стала ещё более значимой. Во-первых, педагоги должны были взращивать не только «подлинных патриотов, безгранично любящих нашу Родину», но «воспитывать в учащихся чувство священной ненависти к фашистским захватчикам».

В те времена существовало 3 типа школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы). С началом войны Наркомат просвещения изменил учебные программы и планы. Например, пропали рисование, пение, черчение и некоторые другие предметы. Зато изучение истории как самостоятельного предмета началось уже в 4 классе. И основной упор стал делаться на борьбу советских народов с иноземными захватчиками. Учителя рассказывали и об обязательной победе над фашизмом. Изменились подходы к изучению знаковых сражений. Например, Ледовое побоище рассматривалось с точки зрения тактики и стратегии, заострялось внимание на военных приёмах Александра Невского. Пересмотрена была тема Брестского мира, в которой теперь большое внимание уделялось тяжёлым условиям, навязанным немцами.


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

В 1942 году для десятиклассников увеличили количество часов, отведённых на изучение истории. Вместо 82 часов в довоенное время стало 130. Появилась новая тема для изучения – «Борьба с оккупантами в национальных районах». Её посвятили сопротивлению на захваченных территориях и последующему их освобождению.

С 1944 года история пополнила список предметов, необходимых к сдаче при окончании средней школы.

История в послевоенное время

После окончания войны роль истории в советском государстве вновь переосмыслили. В 1950-1960-х годах начался процесс демократизации в образовании.

Появился новый учебник, охватывавший отечественную историю от первобытного строя и заканчивая концом XVIII столетия.

Затем появился учебник с темами XIX века. В нём рассматривались истории народов СССР, общественные движения, развитие и классовая борьба рабочих, подъём революционных настроений. Добавились главы о Владимире Ленине и становлении большевистской партии.

Учебники истории, появившиеся в 1970-х годах, отличались от предыдущих тем, что в них большое внимание уделялось историческому анализу самых разнообразных событий. Но поскольку и учебные пособия, и программа находились под контролем соответствующего отдела, то всё рассматривалось в соответствии с линией партии. Отступать от неё было нельзя. Всё, что цензорам казалось неуместным, вычёркивалось. В итоге в учебниках была представлена лишь одна версия без альтернатив. Зато в стране появились исторические спецкурсы, факультативы и профильные учебные заведения.


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

Что же касается учебников 1990-х годов, то в них история вновь была пересмотрена. Началось формирование новой системы исторического образования – уже без коммунистического оттенка. Появилось большое количество учебных пособий, в которых одни и те же события могли интерпретироваться по-разному. Чёткой линии не было. Зато появилась свобода выбора.

В 2013 году возникла идея создания единого учебника истории. Но инициатива пока нереализована. Сейчас одобрено 3 линейки учебников истории от разных авторов и издательств. Кроме этого, ведётся работа над новым учебным пособием. Этот учебник должен стать дебютным в единой линейке для всех школ России.

История в Российской империи

Ситуация с изучением истории начала меняться только в XVIII веке при Петре I. В 1705 году её начали изучать в московской гимназии пастора Эрнста Глюка. Затем история как предмет появилась в петербургской школе Феофана Прокоповича.

Свою лепту внёс историограф Василий Татищев. Определённую роль сыграли и иностранные учёные: Байер, Миллер, Шлёцер. Однако это были единичные явления, о массовом изучении речи не шло. И только в 1786 году история стала частью образовательной программы. При этом утверждённый учебник так и не появился. А всё обучение сводилось к рассказу о каких-либо событиях или людях. Учителя проверяли знания своих учеников по схеме «вопрос — ответ».


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

Попыток создать учебное пособие было несколько, но они не увенчались успехом. Затем Екатерина II распорядилась перевести на русский язык иностранные учебники истории, а потом дополнить их значимыми фактами, касавшимися России. В 1793 году императрица получила образец учебника. Изучила его, внесла правки по своему усмотрению.

Но первое полноценное учебное пособие Екатерина Великая не увидела. Она умерла за 3 года до появления «Краткой Российской истории, изданной в пользу народных училищ». И этот учебник на несколько десятилетий «поселился» в образовательных учреждениях.

То пособие запустило процесс работы над новыми учебниками. В качестве составителей привлекались Николай Карамзин, Пётр Захарьин, Сергей Глинка. А когда появилась концепция Семёна Уварова «Православие, самодержавие, народность», она стала стержнем учебника Николая Устрялова «Начертание русской истории для средних учебных заведений». Это учебное пособие увидело свет в 1839 году.


КАК НАМ ВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ

В 1860 году вышли «Краткие очерки русской истории», написанные профессором Дмитрием Иловайским. И на протяжении последующих десятилетий эта книга стал главным пособием в средних учебных заведениях. « Очерки» переиздавались свыше сорока раз и практически не менялись.

Как отказались от истории

Изучение и преподавание истории в мире началось сравнительно недавно. Многие считают рубежом конец XVIII века, когда в России, впервые в уставе народных училищ было выделено отдельной строкой – «Российская история». Безусловно, неакадемические попытки изучения истории были и ранее, например, их предпринимал знаменитый историограф – Василий Татищев. Привлекались и иностранцы, такие как Байер, Шлёцер и Миллер, к слову, их теории до сих пор вызывают дискуссии в научном сообществе. Но как часть программы образования история появилась впервые именно тогда, в 1786 году.

Изучение истории в образовательных учреждениях Российской империи было важной частью государственной политики. На это тратились деньги, а для составления пособий привлекались лучшие умы империи. Так в числе составителей были Николай Карамзин, Сергей Глинка, Петр Захарьин. Чуть позже знаменитая концепция графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность», станет и идеологической концепцией школьного курса истории, воплощенной в пособиях Михаила Погодина.

Подлинным воплощением этой концепции станет учебник Николая Устрялова – «Начертание русской истории для средних учебных заведений» 1839 года.

Последним значимым учебником империи для средних учебных заведений можно считать «Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского от 1860 года. Пособие известного профессора переиздавалось 44 раза и свыше 50 лет было основным в России. Кстати, большинство будущих революционеров, марксистов и тех, кто принимал непосредственное участие в событиях 1917 года, а позже руководил Советским Союзом, учились именно по нему. Учебник считался «либеральным», хотя вся его либеральность состояла лишь в сокращении нравоучений (как у Устрялова) и более современном языке изложения.