«Зачем законы соблюдаем мы?»
(направление «Правовое воспитание»)
познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества;
объяснить учащимся особенности юридической ответственности несовершеннолетних;
научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей;
воспитать чувство ответственности за свои поступки;
воспитать уважительное отношение к закону.
Форма: лекционно-информационный семинар с элементами ситуативного практикума.
формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье.
систематическая информационно-просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную стену (Гераклит).
Никто не должен быть умнее закона (Аристотель).
Нравы – это люди, законы – разум страны (Оноре де Бальзак).
Чтоб в мире не было войны,
Чтоб человек свободен был,
Чтоб жизнь свою и ближнего ценил!
В одном древнем мифе говорится, что, создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к материнству и искусству. Каждый был наделен каким–либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал делать красивые вещи, строить жилища, но научить людей добиваться между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для кого–нибудь большого дела – строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а не редко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой. И над родом людским нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел в жизнь людей ввести Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: «Как распределить стыд и правду среди людей?» Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способность строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил: «К стыду и правде должны быть причастны все люди, иначе не будит на земле ни городов, ни государств, ни самих людей».
Чему учит это мудрое сказание?
Первый главный урок – всем людям необходимо овладеть умением добиваться согласия. То есть нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человеком гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.
Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.
Есть и третий. Вместе с объяснением главного условия принес нам из глубины веков предупреждение: без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.
Когда говорят о стыде и правде, мы полагаем, что речь идет о совести и ответственности, о порядке и справедливости и еще о многом таком, что составляет содержание морали и права
Человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас должен постоянно обдумывать те или иные решения. Но свобода не отделена от ответственности. Моральная ответственность – это ответственность перед своей, собственной совестью и мнением окружающих.
«правовая (юридическая) ответственность» употребляется в двух смыслах. Во-первых, это замечательное, ценнейшее внутреннее качество гражданина, черта его правовой культуры, особенно когда правовая ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Тогда она проявляется в глубоком уважении человека к праву и правовому закону, в созидательном и добровольном соблюдении всех требований прав и законов, для поддержания порядка и справедливости в обществе.
И, конечно же, он способен предвидеть все неприятные (а порой и ужасные) последствия нарушения права и закона. Именно юридическая ответственность – уважение к праву и закону, сознательное и добровольное их соблюдение – служит главным определением, критерием правовой культуры любого гражданина.
«» имеет строго юридический смысл – это применение мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.
И если моральная ответственность – это ответственность перед окружающими и перед собственной совестью, то юридическая ответственность – это ответственность пред законом, пред судом. Разница существенная, хотя юридическая ответственность, конечно, не исключает стыда перед людьми и мук собственной совести того человека, который совершает правонарушения.
Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.
Ваше чувство ответственности
Выберите варианты ответов на предложенные вопросы, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам.
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
А) одолжить у друзей; Б) идти в том, что имеется; В) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
А) помочь своим; Б) остановить драку; В) остаться не замеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в подъезде:
А) игра в карты; Б) чтение и кроссворды; В) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
А) перезаняли бы у друзей; Б) попросили бы у родителей, объяснив причину;
В) попросили бы у родителей, скрыв причину, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определенном месте, то Вы:
А) согласились; Б) отказались; В) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
А) забираете его себе;
Б) показываете родителям, другим взрослым, звоните в милицию;
В) проходите мимо, ничего не делая.
7. Если Вы видите на ком-то или у кого-то красивую или интересную вещь, то Вы:
А) чувствуете желание иметь такую же;
Б) чувствуете интерес или удовольствие;
В) стараетесь показать свое равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
А) чувствуете желание уничтожить « »;
Б) ведете себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
В) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант «», это означает, что над Вами нависла серьезная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас почти отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в большую проблему.
читесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваши решения чревато неприятными последствиями, и Вы все равно его примите что ж, по крайней мере, Вы ни кого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г. Спенир писал для таких, как Вы: «Самообладание, как все качества, развивается через упражнения. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности».
Если в Ваших ответах преобладает вариант «», то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы можете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саида: «Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, что бы владеть собой и быть справедливее».
Если в Ваших ответах «», то чувство ответственности в Вас только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желании всех перехитрить и т. д. Это означает, что в определенных ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что-либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть
. Встряхнитесь, одерните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде «лучше не высовываться», «все так делают» и т. д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский ученый А. Жювье: «несчастье находит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу».
Виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность.
Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная.
Это ответственность за преступления, и заключается она в применении – таких мер, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении преступления, и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.
Наряду с понятием юридической ответственности существует, как Вы уже поняли, понятие правонарушения. Внимательно вслушавшись в звучание этого слова, можно легко понять его значение.
– это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений. Выражаясь языком юристов, правонарушение – это противоправное поведение (действие) гражданина или учреждения, организации, предприятия.
Правонарушение всегда связанно с антиобщественным поведением, всегда кому – нибудь приносит вред. Оскорбить кого–нибудь, оклеветать, угрожать – это, значит, совершить правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждения чужого имущества, обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком правонарушения является антиобщественное поведение, наносящие кому–либо вред. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения. Правонарушения принято разделять на два вида:
– опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
– это тоже правонарушение, хотя в отличие от преступления он характеризуется меньшей степенью вредности. Однако следует знать, что проступок – это тоже посягательство на правопорядок. Пьянство и дебош в общественных местах, мелкие хищения, повреждение телефонов–автоматов, незаконные сделки, прогул и т. д. Все эти действия наносят вред другим людям, обществу.
За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.
Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань – в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием. Задумайтесь над этим.
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
с 16 лет, а за особо тяжкие преступления – с 14 лет.
2. Добровольный отказ от совершения преступления:
– исключает уголовную ответственность;
– не учитывается уголовным правом.
исключает уголовную ответственность.
3. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок
А) не более 8 лет; Б) не более 10 лет; В) не более 15 лет.
не более 10 лет.
4. Трое подростков 14-15 лет в пьяном виде бродили по улицам города, зашли «» в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязано. На замечания окружающих, реагировали отрицательно на замечания. Есть ли в действиях подростков правонарушения? Какое наказание предусмотрено за подобные наказания?
Действия подростков охватываются ст. 162 Ко АПРФ «Появление подростков в возрасте до 16 лет на улицах или других общественных местах в пьяном виде» (ч.3 ст. 162). Наказание: штраф на родителей или лиц, их замещающих, в размере половины минимальной заработной платы. На самих подростков воздействие должны оказывать сами родители, после уплаты штрафа.
5. Четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьем отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвел выстрел. В результате он тяжело ранил своего товарища, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся.
четырнадцатилетний Саша будет нести уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Его отец – за ненадлежащее выполнение обязанности по охране оружия.
6. Поздней ночью гражданин Иванов, взломав замок, забрался на склад, который в тот момент оказался пустым. При выходе со склада он был задержан охраной. Объяснить, что он делает на складе в столь поздний час, да еще с набором отмычек в руках, Иванов не смог. Можно ли гражданина Иванова привлечь к уголовной ответственности ведь склад оказался пустым?
да, поскольку гражданин Иванов совершил покушение на преступление, которое не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.
7. Время 23 часа, подростки одни на улице без сопровождения родителей. Какую ответственность несут родители?
Родители должны исполнять обязанности по воспитанию детей, строго контролировать поведение несовершеннолетних, иначе они могут заплатить штраф.
8. Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, ранее судимого, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Позже они испугались и принесли в милицию товар. Что с ними будет?
Смягчающие обстоятельства – несовершеннолетние впервые совершили преступление, явились с повинной; отягчающее обстоятельство – совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних лицом ранее судимым.
Родители заплатят за лечение потерпевшего и возможную операцию.
10. Несколько школьников залезли в гараж, но испугавшись, что же они наделали, ничего не взяли и ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции. Будут ли ребята наказаны?
Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления – Ст. 31.
На улице к тебе подошли парни и отняли твой любимый телефон. Что будешь делать? Это преступление! И раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий: Скорее позвони по телефону «02». 2. Внятно объясни, где и когда совершено преступление. Сообщи приметы хулиганов. Поставь в известность родителей. В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию В школе заложена бомба!После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? Какая ответственность предусмотрена за такой поступок? Ответ:это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе. За подобные человек отвечает по всей строгости закона с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет.
В любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон. Именно, правые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людямИ помни слова немецкого философа И. Канта: «Поступай по отношению к другим так, как бы Вы хотели, чтобы другие поступали по отношению к Вам».
воспитание гражданской ответственности; развитие представлений о правах и о своих обязанностях; развитие навыка уважать чужие права.
познакомить учащихся с Конституцией РФ;
развивать познавательный интерес к своей Родине;
-помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
– воспитывать уважение к правам других;
-развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
учащиеся начальных классов
учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с правами и обязанностями граждан страны.
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 3.99 Мб
Ход классного часа:
-Ребята, сегодняшний классный час будет посвящен очень важной дате, которую наша страна отмечает 12 декабря. Что это за дата, вы узнаете чуть позднее.
-А сейчас я расскажу вам сказку. На одной планете было образовано два государства. Одно называлось Можно, а другое – Нельзя. У каждого из государств были свои законы и правила. В государстве Можно не было никаких запретов, разрешено было всё: оскорблять, воровать, не ходить в школу. В государстве Нельзя было все по-другому: там нельзя было грабить, убивать, унижать и оскорблять другого человека.
-В каком из этих государств вам бы хотелось проживать? Почему? Что произойдет в государстве, если не будет ни каких запретов?
-Послушайте продолжение сказки.
Жители государств Можно и Нельзя постоянно враждовали. И вот однажды ночью государство Можно неожиданно напало на государство Нельзя, захватило его половину и установило свои порядки. Что тут началось, страшно себе даже представить!
Со временем государство Можно пришло в упадок: ничего не строилось, не производилось. Жителям страны негде было жить, нечего было кушать, на улицу они практически перестали выходить. А государство Нельзя процветало.
Тогда жители государства Можно обратились к жителям государства Нельзя с просьбой о помощи. Долго вели переговоры правители стран, в итоге пришли к решению: объединиться и создать государство Законию. В новом государстве издали разные законы, которые разъясняли жителям что можно, а что нельзя. Постепенно в государстве был установлен порядок, все жители обрели покой, были довольны и счастливы.
– Все мы с детства знаем строки из известной сказки Пушкина: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Они говорят нам о том, что из любой сказки можно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно.
-Чему учит нас сказка о государствах Можно и Нельзя?
-Если жители государств будут жить по законам и сплочённо, то во всем будет порядок, люди будут жить счастливо и спокойно.
-А есть ли в нашей стране какие-то законы или правила? Если да, то где их можно прочитать?
-Основным законом нашего государства является Конституция. В ней записаны основные правила, по которым живут жители России.
-Чтобы подробнее узнать о Конституции, предлагаю отправиться на сайт «Президент России гражданам младшего школьного возраста».
-В ходе виртуальной экскурсии мы получим ответы на вопросы: Что такое Конституция Российской Федерации? Когда и как была принята Конституция РФ? Что сказано в нашей Конституции? Что гражданам России можно, а что нельзя?
-Что же такое Конституция РФ?
-Почему День Конституции отмечается 12 декабря?
-Получили ли вы подробный ответ на вопрос: Что можно, а что нельзя гражданам России?
-Попытаемся найти ответы на данный вопрос. Для этого более подробно остановимся на некоторых статьях Конституции.
-Всего в Конституции 9 глав. Вторая глава называется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе записаны права и обязанности граждан РФ.
-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности? (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
-Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в Конституции.
(Карточки с названиями прав и обязанностей размещаются на доске)
КАРТОЧКИDOCX / 20.27 Кб
-Это только некоторые из прав, записанных в Конституции РФ.
– Какими правами вы пользуетесь? Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей? (Свободные высказывания учащихся).
-Мы сегодня уже говорили о том, что сказки на примере положительных и отрицательных героев помогают нам понять, что правильно и неправильно, что такое добро, а что такое зло. Попробуйте выяснить, какие права литературных героев нарушены, либо какими правами воспользовались герои в известных вам сказках.
(Формируется 6 групп. Организуется двигательная активность учащихся.)
-Выполнять задание будете в группах. Каждая группа получает 2 набора карточек. В первом наборе иллюстрации к сказкам, во втором записаны права. Проанализируйте сказку и определите, какие права литературных героев были в ней нарушены, либо каким правом воспользовались персонажи.
(Если учащиеся затруднятся по картинке определить, какое право нарушено, на обратной стороне карточки можно посмотреть подсказку)
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛDOCX / 1.99 Мб
Х. К. Андерсен «Гадкий утенок».
Вспомните, как относились к Гадкому утенку на птичьем дворе. Какое право было нарушено в этой сказке?
(Ответ: Достоинство личности охраняется государством. Нельзя унижать людей, жестоко с ними обращаться).
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Мачеха настолько завидовала красоте своей падчерицы, что решила отравить красавицу. Она пропитала яблоко ядом и в виде старухи преподнесла царевне за ее доброту. Какое право нарушила мачеха?
(Ответ: Каждый имеет право на жизнь).
А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
(Ответ: Каждый имеет право на образование.)
Шарль Перро “Золушка, иои хрустальная туфелька”.
Злая мачеха заставляла свою падчерицу делать всю домашнюю работу. Какое право Золушки постоянно нарушала мачеха?
(Отчет: Труд свободен. Человек сам выбирает профессию по душе. Принудительный труд запрещен).
Каким правом воспользовалис ь звери в сказке К. Чуковского «Айболит»?
(Ответ: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)
Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Вспомните, в каких избушках жили герои. Кто из героев и какое право нарушил?
(Ответ: Жилище неприкосновенно. Без разрешения хозяев нельзя заходить к нему в дом).
-Давайте проверим, как вы справились с заданием.
(Ответы учащихся комментируются, уточняются).
-У людей есть много прав, но часто происходят ситуации, когда эти права нарушаются. Такое случается не только в сказках, но и в реальной жизни. Права придумали люди, и мы с вами уже говорили о том, что с правами лучше жить, но эти права должны быть одинаковыми для всех и никто не должен их нарушать.
-Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте.
-Ребята, законы существуют не только у каждой страны, но и в каждой семье тоже устанавливаются свои законы и правила. У каждого члена семьи есть свои права и обязанности, которые необходимо выполнять. В качестве домашнего задания предлагаю каждому совместно со своей семьей составить чек-лист «Мои обязанности в семье». На одном из следующих классных часов вы расскажите о реализации своих чек-листов.
Классный час “Закон в нашей жизни”
Сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе серьезной и может быть даже вы скажите мне взрослой игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Начнем с большого (то есть с государства),а закончим маленьким (где мы с вами находимся большую часть времени, нашим классом. И как результат нашей с вами работы сегодня будет создание своих законов класса, которые каждый из вас должен соблюдать и выполнять.
Классный час «Закон в нашей жизни»
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
– Жители стали жить по законам.
– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. А что такое закон?
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
– Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». А назовите главный документ образовательного учреждения.
Давайте разберемся что такое право и что такое обязанность?
Какие права вы имеете, так а какие обязанности?
Сейчас я вам раздам конверты, в которых будут права и обязанности наши с вами и вы должны будете распределить в 2 колонки
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
Учитель. Вам дано три понятия
Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
– Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Он находится в вестибюле школы).
– Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
– Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
– Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
– Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление,
– Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
– За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать.
Один из представителей команд возьмет лист, на котором написан устав, затем,я раздаю вам шифровочку, где я зашифровала некое слово, вы должны сложить и отгадать, что же это такое.
А теперь я хочу, чтобы вы побывали в роли законодателей и издали свои законы, которые пусть не в большом государстве будут соблюдаться, а в нашем маленьком мирке, под названием устав класса. Я раздам вам несколько утверждений- законов, которые будут в нашем уставе 6 «Е» класса. Некоторые вы можете добавить сами.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
P. S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Презентация в папке классного руководителя
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/268685-klassnyj-chas-zakon-v-nashej-zhizni
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
МОУ «СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»
Классный час на тему:
«Что такое закон и зачем он нужен?»
Подготовила: социальный педагог Синева А. О.
Ребята, здравствуйте! Сегодняшний классный час я хочу начать с небольшой притчи.
«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Вместе с ними появились и важные вопросы: «Что человек может делать, а чего не может? Имеет ли право на это или не имеет?» Что обязан делать, а что нет?»
Очень давно существовало два государства. Они назывались: «Можно» и «Нельзя». У них были разные законы. В государстве «Можно» всё разрешалось – всё что захочешь: и обманывать, и воровать, и убивать. А в государстве «Нельзя» были совершенно другие законы: в нём запрещалось и обманывать, и воровать, и убивать.
Эти два государства все время были в ссоре. В один день государство «Можно» захватило государство «Нельзя» и стало устанавливать свои законы. Начался хаос: люди стали воровать, убивать, всё рушить. И везде был беспорядок. Посмотрев на эту ситуацию, правители обоих государств стали совещаться и приняли решение объединиться и создать одно новое государство под названием «Закон». И тогда уже в новом государстве установился порядок, все жители стали жить спокойно и счастливо.»
Ребята, как вы думаете, почему страна стала процветающей, стали счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (ответы учащихся: жители стали жить по законам)
В конце концов, людям удалось решить важные вопросы, появился закон, и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».
Ребята, как вы понимаете слово «закон»? (ответы учащихся)
ЗАКОН – документ, нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Ребята, а есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (ответы учащихся)
Конечно, в каждом государстве существует закон, и не один. Какие вы знаете книги, в которых прописаны эти законы? (ответы учащихся).
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. ( Демонстрация книги)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». ( Демонстрация книг)
– В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности, и что есть что. Ребята, предлагаю вам отметить на доске, где записаны права, а где обязанности. (таблички с правами и обязанностями заранее приготовлены на доске в хаотичном порядке) (приложение 1).
Распределите таблички правильно. (учащиеся по очереди выходят к доске и работают)
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Молодцы, ребята. Как мы видим, у каждого человека есть не только права, но и обязанности. И за каждое нарушение закона человеку необходимо несть ответственность. Как вы понимаете слово «ответственность»? (ответы учащихся)
Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Далее рассмотрим виды нарушений.
Я предлагаю Вам, ребята, соотнести понятия и определения. У вас на столах с левой стороны разложены понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление», а с правой – определения. (приложение 2) Соотнесите их между собой. (учащихся работают индивидуально или по два человека за партой, при необходимости учитель помогает)
Молодцы, ребята, с заданием Вы справились и теперь вы знаете, чем различаются эти три, казалось бы, похожих понятия. Давайте разберем с вами конкретные ситуации.
Ситуация 1. Ученик 6 класса Саша Н. не пришёл в школу на занятия после каникул, объясняя это нежеланием посещать уроки. Ребята, как вы думаете, это – проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это проступок, так как нарушил правила поведения. Согласно Уставу образовательной организации, учащиеся обязаны учиться, не пропускать занятия без уважительной причины, не опаздывать на занятия и т.д.)
Дополнительный вопрос: есть ли ответственность за проступок? Если да, то какая? (ответы учащихся: вызов родителей на школьный Совет, постановка на внутришкольный учёт, обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних с целью постановки на учёт)
Ученику 10 класса Мише К. 17 лет и он хочет удивить своих друзей, садится за руль папиного автомобиля и говорит: «Да ладно, кто узнает-то? И вообще, мне через 3 месяца 18 будет!» Ребята, как вы думаете, это – проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это правонарушение, так как Миша не имеет права управлять транспортным средством по причине отсутствия водительского удостоверения. * Чтобы его получить, необходимо достичь совершеннолетнего возраста и сдать необходимые экзамены.)
Ученики 11 класса – Саша, Коля и Витя, караулят пятиклассников после школы с целью отобрать у них карманные деньги. Старшие мальчики пугают пятиклассников: «Если кому-нибудь пожалуетесь, вам же будет хуже!» Ребята, как вы думаете, это – проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это преступление, так как вымогательство описано как преступление в статье 163 Уголовного кодекса РФ.)
Ребята, предлагаю Вам подытожить вышесказанное и посмотреть видеоролик об ответственности «Решать только тебе». (просмотр видеоролика – ссылка:
Обсуждение после просмотра. Посмотрите, ребята, во что переросло и чем закончилось безобидное мелкое хулиганство.
Хочу вам раздать памятки «Права и обязанности несовершеннолетних», в которых даны рекомендации несовершеннолетним.
Ребята, у кого есть вопросы по прошедшему классному часу? (
Что вам запомнилось?
Что вам понравилось и не понравилось?
Ребята, спасибо вам. Я желаю вам быть послушными и дружными! До новых встреч!
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом-школа»
«ЗАКОНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Выявить значение законов в жизни человеческого общества. Закрепить понятия «Конституция», «равенство перед законом».
Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеют законы в жизни человека.
Ученик читает стихотворение.
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять!»
– Вы, ребята, согласны с таким жизненным девизом? (конечно, нет).
Почему важно соблюдать законы?
Дети отвечают, что без законов нет порядка, люди не чувствуют себя защищенными, они живут в постоянной тревоге за свое будущее, может наступить хаос, неразбериха.
Рассмотрим такую ситуацию. Не стало основного закона дороги – правил дорожного движения: ни одного знака, ни одного светофора, ни одного работника ГИБДД. Хотели бы вы пройтись или проехать по такой дороге? Почему следует выполнять законы дороги?
Ответы детей: если нет светофора на перекрестке, то обязательно создается аварийная ситуация или с участием автомобилей, или – пешеходов.
А если вы пассажиры автобуса? Какие правила должны соблюдать пассажиры?
Если опоздаешь с выходом из автобуса или троллейбуса, замешкаешься, то тебя может прижать дверью, или же ты упадешь и окажешься под колесами транспорта.
Еще какие правила действуют в общественном транспорте?
Ответы детей: нельзя провозить огнеопасные, легковоспламеняющиеся предметы, строго запрещено курить, передвигаться по автобусу взад-вперед, надо уступать место пожилым людям, инвалидам, женщинам с маленькими детьми, оплачивать проезд и багаж.
То есть мы разобрали ситуацию, что если не выполнять законы дороги, то это может привести к трагическим последствиям, даже гибели людей.
Тема сегодняшнего занятия – «Законы в нашей жизни».
А что же такое закон?
«Закон – это правило, выполнение которого обязательно для всех».
На примере законов о дороге мы поняли, что законы нужны.
Но давайте порассуждаем, а в других областях нашей жизни можно ли обходиться без законов? Какие законы существуют в школе? Какие правила обязаны выполнять учащиеся?
Ответы детей: добросовестно учиться, трудиться, помогать старшим, оберегать младших, соблюдать режим детского дома-школы, не портить школьное имущество, быть дисциплинированным.
Также дети в школе должны соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены, бережно относиться к зеленым насаждениям, беречь электроэнергию, возмещать самостоятельно(или с помощью родителей) причиненный ущерб учреждению. В каком документе все это закреплено? В Уставе детского дома-школы.
А существуют ли законы в семье? То есть такие правила, придерживаться которых обязаны все семьи.
Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Родители и дети должны проживать совместно. Родители не имеют права причинять вред здоровью своим детям, оставлять их на длительное время без присмотра, еды и воды. Но случаются ситуации, когда родители не могут воспитывать своих детей, заботиться о них и дети попадают в детские дома, реабилитационные центры(родители умирают, их лишают родительских прав или они признаются безвестно отсутствующими, их местожительство не установлено). В таких случаях о детях заботится государство, они находятся на полном государственном обеспечении.
А сейчас давайте подумаем, в каких еще сферах нашей жизни надо придерживаться правил, законов? Можем ли мы обменять некачественный товар в магазине? Как правильно это сделать? Всегда ли необходимо предъявлять чек?
А если в ателье сошьют костюм, который будет мал? В химчистке почистят пальто и испортят ткань?
В сфере торговли и бытовых услуг существуют свои законы, а мы с вами будем руководствоваться «Законом о защите прав потребителя(покупателя)», где сказано, то за оказание населению(гражданам) некачественных услуг несет ответственность магазин, ателье, химчистка и т.д.
Из вышесказанного следует, что граждане должны неукоснительно соблюдать законы государства, в котором они живут, и что закон стоит на страже человека, он охраняет нас от дурных посягательств на нашу жизнь.
По закону преследуются преступления, совершенные в отношении человека: кражи, вымогательство, нанесение тяжких телесных повреждений, причинение вреда здоровью. Начиная с 14 лет ребенок(подросток) несет уголовную ответственность за ряд преступлений(грабеж, разбой, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вымогательство, угон транспортных средств, заведомо ложное сообщение о теракте). Отбывает наказание по решению суда в колонии для несовершеннолетних. С 11 лет, в случае совершения тяжких преступлений, ребенок по решению суда помещается в специальное воспитательное учреждение.
Подведем итоги занятия.
Ответьте мне, пожалуйста, ребята на несколько вопросов.
В завершении нашего разговора еще раз отметим, что весь мир и мы с вами в том числе, живем по определенным
(самым главным) в нашем государстве является Конституция Российской Федерации, где прописаны права и обязанности граждан.
Но мы уже сказали, что в каждой области нашей жизни существуют законы, обязательные для исполнения. Давайте посмотрим, в каких документах Российской Федерации их можно найти (показать детям на выставке книг или слайдах):
– Закон РФ об Образовании;
– Семейный Кодекс РФ;
– Правила дорожного движения;
– Уголовный Кодекс РФ;
– Гражданский Кодекс РФ;
– Жилищный Кодекс;
– Трудовой Кодекс РФ;
– Кодекс РФ об Административных правонарушениях;
– Закон РФ о защите прав потребителей.
Новое для вас слово «КОДЕКС». Это свод, набор, перечень правил, законов.
Пусть, ребята, изречение «Закон один для всех и все равны перед законом» станет девизом вашей жизни!