Тема урока: « Деньги и их функции».
1. Знакомство с историей денег.
2. Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.
3. Раскрыть основные функции денег.
4. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.
5. Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
6. Продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя синквейн
На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология
проектор презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л. Н.; наглядный материал; карточки-задания.
деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.
1. История денег
2. Как деньги стали деньгами?
4. Функции денег
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Спросите вы у школьника, Что значит экономика? Ответит он, что правит бал. Там биржа, банк и капитал. Нам знанья эти всем нужны. И этим знаньям нет цены.
• Вспомните, что мы называем ценой? (это стоимость товара на рынке, выраженная в денежной форме или сумма денег, которой уплачивают при покупке товаров или услуг).
2. Каким бы словом вы назвали процесс, описанный мною в считалочке?
1, 2, 3, 4, 5 – начинаю я менять. Гимнастическую палку Поменяю на скакалку, А скакалку на машинку, А машинку на картинку, А картинку на стекляшку, А стекляшку на бумажку, Ну а с нею, так и быть, Полагается водить. (Бартер).
III. Изучение нового материала.
Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат. ( Деньги)
– Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).
Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей). А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы будем много путешествовать.
В начале урока наш путь лежит в Москву XVII века, в кожевенную слободу, где расположились ремесленные мастерские.
Продав на рынке свой товар, сапожник вернулся домой. Подсчитал выручку
(чистая прибыль от продажи сапог составила 69 коп. или 6 гривен, 3 алтына по московскому счету), внимательно пересмотрел свое богатство: не попалась ли фальшивая. Вся выручка оказалась подлинной, и ремесленник решил спрятать свое богатство подальше.
Скажите, что являлось богатством для ремесленника? (деньги)
• Когда вы впервые узнали, что такое деньги?
• Что бы вы хотели узнать нового о деньгах?
• Сколько денег вам нужно для относительного счастья
• Мы употребляем термин деньги в качестве удобного средства платежа при покупке.
• А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?
Продолжим наше путешествие и отправимся в историю на много лет назад
Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер.
4. История появления денег. Как деньги стали деньгами.
• Ученые считают, что первые деньги появились примерно 2700 лет назад, и внешний вид денег претерпел серьезные изменения.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.
Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины – победители – своих пленников.
Но обмениваться очень сложно, ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да ещё найти охотника на такой обмен!
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность-это способность к реализации).
Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгметаллы и т.п. Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента.
Качества, присущие золоту, такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, труднодобываемый, способствовали выбору именно этого металла.
Товар, обладавший максимальной ликвидностью, стал деньгами.
Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
Историческая справка:Само слово «деньги» возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский – «моне»; от этого слова произошло английское слово «мани»- деньги.
Слово «Монета» – латинское слово. В Древнем Риме оно употреблялось в сочетании Juno Moneta как один из эпитетов к имени богини Юноны.«Монета» означает «предупреждаю, предостерегаю». Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли на вершине Капитолия храм и посвятили его Юноне Монете, то есть Юноне Предвозвестительнице.
У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.
Когда люди начали делать деньги из драгоценных металлов, их изготовлением могли заниматься все, кто обладал техническими возможностями для выплавки золота и серебра. И желающих делать деньги было немало, потому что уже давно замечено, что изготовление денег дает большие преимущества. Ведь деньги – особый товар, который нужен всем, поэтому и прибыль от него выше, чем от других товаров, и авторитет у изготовителя денег выше, чем у производителей зерна или кожи.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции. Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа.
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки
Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
• Какие валюты можно считать мировыми?
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)
– А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. ( Слайд12)
Единственное их занятие – торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку
. (
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей
какому-то мальчишке. (
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.
. (
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево
. (
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль
. (
– В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные
Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наукаот лат. «» – монета). Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
– устойчивая композиция изображаемых элементов,
– лицевая сторона монеты,
– оборотная сторона монеты,
– надпись на монете.
– официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
– боковая поверхность монеты.
– В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Б) Работа с пластиковыми карточками
– А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
12. Решим задачи:
Учитель: Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?
Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.
Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.
Тема: Деньги, их функции
познакомить учащихся с деньгами, их свойствами и функциями.
: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег, приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.
продолжить работу по развитию умений; использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы
научиться объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, мировые деньги, средство платежа; характеризовать функции и роль денег в жизни человека; проследить историю возникновения денег; анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы их решения; систематизировать информацию и представлять её в схематичном виде.
Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
Номинал – один из обязательных реквизитов банкнот, монет и ценных бумаг, устанавливаемый эмитентом и отражающий их нарицательную стоимость. Номинал нанесен непосредственно на денежный знак или ценную бумагу.
Бартер – меновая торговля, натуральный обмен.
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Ассигнация – бумажный денежный знак в России (с 1769 г. по 1843 г.).
Банкнота – денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными (эмиссионными) банками.
Валюта – Денежная единица какой-н. страны, а также тип денежной системы.
индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
учебник «Обществознание» 7 класс, под ред. Боголюбова Л. Н., схемы к уроку, презентация, пакет с раздаточным материалом для работы в группах.
открытие нового знания.
Ⅰ. Организационный момент.
– Здравствуйте! Прежде, чем мы начнём урок, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков (раздаточный материал)
1. Укажите верные суждения.
Любой товар обладает стоимостью.
б) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продается и не покупается.
Общественное разделение труда способствует обмену.
) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительной.
2. Установите соответствие между понятием и его определением.
3. Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи:
4. Вид торговли, осуществляемый в пределах одной страны:
А) Межнациональная Б) Региональная В)
(Проверка выполнения заданий)
Тема урока: Деньги, их функции
ⅠⅠ. Изучение нового материала
Самостоятельная работа учащихся в парах «Мозговой штурм».
Заполнить карточки, продолжая фразы и отвечая на вопросы:
– Можно ли прожить без денег?
2. Составление схемы на доске из ответов учащихся и сравнение со схемой в учебнике (стр.107).
1. Как деньги стали деньгами
Деньги – одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий таких не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление об этих законах денежного мира необходимо знать каждому.
– Чтобы бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей). – Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.
– Запишите тему урока: «Деньги их функции». – Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:
2. Функции денег
3. Как изменялись деньги.
– Ребята, сейчас предлагаю вам сыграть игру « Почему и как появились деньги». Представьте, что вы жители одной страны, в которой пока не изобрели деньги. Как вы будете получать то, что вам нужно? (обменивать одни товары на другие).
У половины жителей нет линейки, ручки, карандаши. Все вещи нужные, ведь вы учитесь. Но есть и другие предметы (например, бисер, конфета, тетрадь). Один из этих товаров вам надо обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручки. И в игре, попытайтесь обменять то, что вам нужно. ( Ученики обмениваются указанными предметами.)
Вопросы к классу:
– На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш?
– Почему менялись на бисер? Что вы с ним будете делать?
– Легко ли будет в следующий раз обменять на бисер на необходимый вам товар?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уже потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, пушнина, соль, рисовые зерна, керамика, соль, раковины и т.д. Но постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, серебру и золоту. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке.
Запишите новое понятие в тетрадь:
– нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
– Какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске.
(На доске вывешивается слово «Деньги», а учащиеся подходят и записывают к нему свои чувства. Ответы детей: торговля, копилка, магазин, богатство)
– Так что же означает термин «деньги»? – Деньги металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Запишите в тетрадях определение термина «Деньги»:
(Выполнение заданий в рабочей тетради № 1-2, стр.64-65)
– А теперь давайте посмотрим, какие же функции выполняют деньги!
Делимся на 2 группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представите результаты своей работы.
Задание для первой группы: работая с п.2 § 13 учебника, различными информационными источниками, заполните таблицу «Функции денег».
Задание для второй группы: работая с п.2 § 13 учебника, различными информационными источниками, составьте схему «Функции денег». ( Проверка выполнения задания)
3. Как изменялись деньги
– Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотри на вашу выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали?
– Деньги в виде монет появились в ⅤⅠⅠ веке до н.э. Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы) при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета.
работая с п.3 § 13, рубрикой «Путешествие в прошлое» (стр.109) и дополнительным материалом, ответьте на вопросы:
– Когда и как появились деньги?
– Какой путь они прошли? (Ответы учеников)
Работа с дополнительным материалом «Из истории денег».
Изучите текст рубрики «Жил на свете человек», на стр. 108 учебника и ответьте на вопросы после него.
Вопрос к классу:
Составьте синквейн со словом «деньги». – Вспомните, как составляется синквейн.
ⅠⅤ. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами.
– Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:
После урока всех приглашаю в наш школьный музей, посмотреть экспозицию «Советские монеты».
Урок обществознания по теме “Деньги, их функции”. 7-й класс
формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.
урок – исследование.
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат. (Деньги)
Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
– Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. ( Слайд 1)
– Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания.
1. История денег.
3. Деньги меняют обличье.
4. Функции денег.
2. Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один – составляет на доске).
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).
– Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. ( Слайд №3). Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
– Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: – Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. (слайд №4). Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли . ( Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
Так что же означает термин «деньги»? (). Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”. ( Слайд №6).
Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? на обратной стороне доски)
– Спасибо за ваши оригинальные и красивые рисунки. А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному? (Слайд №7)
– Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета (слайд №8).
– Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги» (слайд №9). Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра) (слайд № 10).
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем (слайд №11).
Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание – прочитать текст параграфа стр138 -140 и составить кластер: «Функции денег».
– Пожалуйста, покажите на доске, как вы выполнили задание, а теперь проверьте. (слайд №12 ). Все выполнили правильно, молодцы!
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (
– В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд №13 ; обобщение ответов детей
11. Практическая работа в парах
А) Работа с наличными деньгами
– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
– официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями и у доски. (
12. Решим задачи: Учитель: – кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. ( Слайд № 14). Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?
– Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. (слайд № 15) Прислушайтесь, как кричат зазывалы:
1. « Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек
2. (слайд №16). Лимон – «заморский товар», стоил 1,5 копейки. Сколько монет и каких могли заплатить покупатели? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите подсказку.
13. Составление синквейна. Учитель:
– Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. (слайд №17)
Бумажные, металлическиеОбменивают, покупают, торгуютВсеобщий эквивалент обменаОбмен
Металлические, древниеНакапливают, платят, стоятСредство товарного обменаТорговля
III. Закрепление изученного на уроке:
Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя. Ответы отметьте на рисунке, соединив их линией. Если вы правильно ответите на вопросы теста, то у вас получится привлекательное изображение.
Выберите только один правильный ответ.
А) денежного обмена Б) бартера
В) натурального обмена Г) товара на товар.
2. Приобретая товар в Древнем Китае, покупатель расплачивался слитками
серебра, от которого отрубались кусочки металла. Серебро играло роль:
А) верно 1, 2 Б) верно 2, 3
В) верно 1, 3 Г) все ответы верны.
3. Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег:
А) способность денег обмениваться на любой другой товар
Б) способность денег стать богатством
В) способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент
Г) способность денег служить мировой валютой.
4. Наличие большого количества банковских пластиковых карточек у граждан
США говорит, скорее всего, о том, что:
А) верно 1 Б) верно 2
В) верно и 1, и 2 Г) нет верного ответа.
5. Что такое «номинал»?
А) официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег
Б) продукт труда, произведенный для обмена
В) надпись на монете
Г) оборотная сторона монеты.
– А теперь поднимите свои листочки и покажите, что у вас получилось. Сверьте изображение с доской. (слайд №18). Улыбающееся личико говорит о том, что вы справились с заданием. Молодцы!
IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.
Учитель: – Ребята, я предлагаю вам опять вернуться в прошлое и представить, что сегодняшний день провели на ярмарке (слайд №19). Ответьте на вопросы:
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. ( Слайд №20 ). Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.
План урока История возникновения денег Функции денег Как изменялись деньги
1. История возникновения денег Натуральный обмен (товар обменивается на товар). В современном мире называется «бартер» Деньги Эквивалент стоимости. В этой роли выступали : ракушки, скот, шкурки животных, кожи и т.п. Позже роль такого эквивалента стали выполнять слитки металла.
1. История возникновения денег Первоначально роль денег стали выполнять слитки из драгоценных металлов (серебро, золото) При торговых сделках слитки часто рубили на части (так и возникли монеты)
2. Функции денег 1. Мера стоимости Цена – сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. Ц ЕНА 2. Средство обращения Играют роль посредника при обмене. Металлические деньги могут быть заменены бумажными или кредитными (используются банковские чеки или банковская кредитная карта)
2. Функции денег 3. Средство платежа Выплата заработной платы работникам, продажа товаров в кредит, оплата штрафов и т.д. 4. Средство накопления 5. Мировые деньги Оплачиваются поставки товаров между странами, международные кредиты. Могут быть в виде золотых слитков или в твердой валюте (доллар, евро, фунт, йена и т.д.)
3. Как изменялись деньги Первые металлические деньги появились в Китае в 12 веке до н.э. В Европу металлические деньги проникли от лидийцев (Малая Азия) в 6 веке до н.э.
3. Как изменялись деньги Первые бумажные деньги появились в Китае в 12 в. Во Франции бумажные деньги появились в 1571 г. В России бумажные деньги (ассигнации) ввели при Екатерине II
3. Как изменялись деньги Заменителем бумажных денег может быть банковский чек (приказ банку от имени клиента выплатить указанную в чеке сумму предъявителю чека)
3. Как изменялись деньги В 21 веке все большее распространение получают электронные карточки
Домашнее задание 1. Изучить параграф 13 2. Ответить на вопросы («Проверим себя») на стр.111 устно 3. Сделать задания № 1 и №2 на стр.111 («В классе и дома») ПИСЬМЕННО