КАК ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ В ТЕАТРЕ В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ УЧИТЬСЯ ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Методы театральной педагогики в начальной школе.

Каждый вид искусства имеет свой выразительный язык. Нельзя представить себе произведения литературы без слов, произведения музыки без звуков и ритма, произведения живописи без цвета. Так и театр не существует без действующего в нём актёра.

Театральное искусство доступно и школе.

Сейчас каждый учитель пытается заинтересовать учеников в обучении, используя для этого все возможные и невозможные методы работы.

Театральные методы работы я использую  во внеклассной работе и на уроках. Это может быть обучение грамоте, математика, природоведение, чтение.

Например, на уроке чтения при изучении темы «Устное народное творчество» дети угадывают различные виды народного фольклора. Одни ребята поют частушки, другие инсценируют отрывок сказки, третьи рассказывают небылицы, загадки, былины, пословицы, поговорки. Дети одеты в национальные русские костюмы, на основе которых рассказывается об одежде того времени, о быте и обычаях русского народа.

Работая в школе, я не сразу пришла к выводу об использовании методов театральной педагогики. Получилось так, что 3 года назад, когда набирала 1 класс, у меня подобрался очень сложный контингент учащихся. В классе на 30 человек оказалось 23 мальчика и 7 девочек. В классе были сироты, три второгодника, много детей из малообеспеченных семей. Половина учащихся требовала логопедического внимания. Не всегда получалось организовать ребят, научить слышать, что говорит учитель. Я пыталась заинтересовать детей, рассказывая им что-либо интересное, но внимание детей сосредотачивалось на 10-12 минут, а потом мои мальчики начинали шуметь. Долго думая, как заинтересовать детей, решила использовать нестандартные формы обучения. Это и использование методов театральной педагогики.

Давно известно, что на уроках чтения читаются по ролям басни, отрывки из детской художественной прозы, заучиваются поэтические произведения. Эти виды работы постоянно встречаются на уроках в начальной школе. Но я стараюсь внести элементы новизны в эти работы. Например, изучая басню «Стрекоза и муравей» И. А. Крылова, мы с учениками, при помощи театральных методов, немного осовременили эту басню, сделав из неё супербоевик, но при этом, не теряя главной мысли и морали басни. Мои мальчишки до этого, ни за что не хотели слушать басню, а тем более учить наизусть. Но рассказав ребятам свою идею про супербоевик, доходило даже до слез, так все хотели получить слова и роли.

Басня начиналась словами из-за кадра :«  Парамаунд            пикчерз

представляет учеников второго класса в занимательном и увлекательном супербоевике по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Это нестандартное начало сразу насторожило и увлекало внимание детей. Роли для ребят также были подобраны соответственно их характеру. Стрекозу играла девочка симпатичная, артистически смелая, но ленивая, которая и учится так себе, перебиваясь с двойки на тройку. А Муравья играл серьёзный мальчик, вдумчивый, трудолюбивый.

С каким увлеченьем, интересом дети участвовали в басне. Все хотели получить какую-нибудь роль, даже самую маленькую. Как они раскрыли себя, свои таланты.

Говоря об уроках чтения, не могу не затронуть народные обряды и праздники. Нужно ли детям давать дополнительную информацию о различных праздниках, обрядах, традициях народов, которые проживают в Крыму? Рассказывая детям о народных обрядах и праздниках, решила свои рассказы подтверждать наглядно, используя элементы традиции. Ведь что такое праздник? Это и взгляд на мир, и духовное воспитание. Праздник дает ощущение свободы, обеспечивает поддержку духовного наследия.

Такие уроки, конкурсы, постановки проводить необходимо. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам предшествует большая и кропотливая работа. Как лучше, интереснее, познавательнее провести урок? Какими должны быть сценарий, оформление сцены или класса? Над этими вопросами работаю постоянно.

Просматривая телепередачи, читая литературу, слушая радио, замечая ту или иную ситуацию между людьми, я уже думаю, как это воплотить в урок, сценарий?

Сначала составляю сценарий определенного урока или праздника. Затем распределяю роли соответственно характеру ребёнка. Затем работаю индивидуально с каждым ребёнком или с группой. Но так, чтобы дети не знали, каким я задумала урок или праздник. Никогда не репетирую заранее весь урок.

Театральные методы работы я использовала также при проведении внеклассного мероприятия «Осенний бал».

Перед праздником были расклеены афиши, рекламы, разнесены пригласительные билеты. Праздник начинался торжественным маршем, под звуки которого в зал были внесены дары осени: многочисленные овощи и фрукты. И, как знак плодородия и богатства осенних полей, был внесён каравай. Участвовал весь класс. Дети читали стихи A. C. Пушкина, Плещеева, Н. Заболоцкого. Все, девочки класса, исполняли танец осенних листьев, (танец, сценическая пластика – это тоже методы театральной педагогики ). На утреннике была фея Осени. Ребят очень поразил «осенний» музыкальный инструмент – саксофон.

Работая с детьми, над методами театральной педагогики, я заметила, как дети стали ориентироваться в окружающей обстановке, проявлять чуткость по отношению друг к другу. У детей развивается смелость, выразительность речи, движений во время выступлений, восприимчивость к произведениям литературы, кино, живописи.

Выпустила я свой «трудный» класс, своих мальчишек. Но именно им я благодарна за то, что они направили меня на путь поиска, на путь решения многих проблем. Именно они натолкнули меня на путь поиска, на путь решения многих проблем. Именно они натолкнули меня на мысль о поступлении на режиссёрское отделение училища культуры, чтобы более профессионально заниматься методами театральной педагогики. И сейчас, закончив училище культуры, по специальности «Режиссер театрализованных представлений» ( а также до этого Ялтинское педагогическое училище и Симферопольский государственный университет – исторический факультет ) смотрю на новый свой набор. На широко открытые глаза новых ребятишек, которые глядят на меня удивлённо, радостно и немного с недоверием. Какие они? Какие у них интересы, увлечения? Захотят ли они пройти вместе со мной путь к знаниям?

Недавно, я провела театральное сказочное представление «Знакомые незнакомцы». Участвовал весь класс. Я постаралась найти в ребёнке хоть малейшие достоинства и раскрыть их через формы театрализации. Если ребёнок умел играть на фортепиано, то он играл, если ребёнок ходит на танцевальный кружок – то он танцевал. Потом, после праздника, я услышала фразу: «Какие талантливые дети в этом классе». Да, я была согласна с этой фразой. Но, дети то у меня самые обыкновенные, просто нужно увлечь и заинтересовать детей, и они раскроются Вам навстречу.

Библиографическое описание

Никитин, С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С. В. Никитин, Е. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 08.10.2023).

Основные принципы театральной педагогики как одной из самых
творческих по своей природе совпадают с культуротворческими
принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и
сформировать развитую гармоническую личность ученика,
театральный педагог стремится сконструировать систему
взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством
погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и
неизвестных граней современности. Театральное искусство дает
возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в
практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой,
перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней,
духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в
общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего
народа.

На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в
школьном образовании – это драматический кружок, который
существует не по законам образовательного стандарта, а как
самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем
учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети.
Доминирующим результатом занятий театральным искусством является:
уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные
занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность –
возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно
важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может
проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая
театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и
эстетические потребности.

Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:

– уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;

– приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в
последующей взрослой жизни;

– воспитание в себе чувство ответственности и
самостоятельности;

-приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных
способностей каждого;

– соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности,
переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго
оставляют след в его памяти;

– развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту
реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение,
пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;

– приучение детей к дисциплине и самодисциплине;

– формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности
анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а
также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и
своему труду;

– расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о
жизни.

Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное
направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и
образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере»
формируется личностное становление самосознания, формируется культура
чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом,
пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и
вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой
сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности,
личностных способностей человека является именно
театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в
образовательный процесс.

Каково же содержание понятия «Школьная театральная педагогика»?
Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она
преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является
профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная
театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами
театрального искусства. Школьный театр предстает как форма
художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир,
познаваемый формирующейся личностью.

Педагог-режиссер – это особая проблема
современной школы. Театр – это единственный вид искусства в
школе, который в последнее время был лишен профессиональных
специалистов. С появлением театральных классов, факультативов,
внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы,
стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет
обойтись без профессионала умеющего работать с детьми в области
театрального искусства. Деятельность педагога-режиссера определяется
его позицией, которая постепенно развивается от позиции
педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более
высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент,
определенный синтез разных позиций. В постоянных спорах, кем должен
быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как
правило, нет антитезы.

Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту –
это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не
количественные, а качественные показатели должны быть мерилом
педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего,
оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому,
насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его
дипломированные специалисты и бакалавры.

Таким образом, актер нового тысячелетия должен быть неповторимой,
уникальной личностью в совершенстве владеющий технологическими
навыками своего искусства.

Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает
возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное
воспитание – это богатый духовный пласт. В начале
века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее
предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом
свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования
в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много
привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет,
но живое общение друг с другом посредством сценического слова,
театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки
способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем
автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело
применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей
памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал
самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания.

Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени.
Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не
обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих
силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку
зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована
в обществе нового времени

Основные термины (генерируются автоматически): Театральное искусство, театральная педагогика, театр, школьная театральная педагогика, школьный театр, актер нового тысячелетия, личность, самое дело.

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Ключевые слова: школьная театральная педагогика, мотивация, элементы творчества, образовательная среда урока, ситуация реального общения, активность обучающихся

Дидактика в современном мире уделяет большое внимание организации активной деятельности самих обучающихся. От степени их активности зависит эффективность овладения иностранным языком, вовлечение их во все виды речевой деятельности, чтобы они как можно больше слушали, говорили, читали и писали на английском языке.

В ситуации искусственной иноязычной среды, потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком для общения вызывает трудности как для учителя, так и для учеников. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы она была не только интересной и вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую активность на уроке, но и сохраняла бы свое воздействие во внеурочное время.

Поиски педагогов-практиков и теоретиков (А. В. Брушлинский, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин), занимающихся теорией проблемного обучения, привели к пониманию необходимости применения театральной педагогики, которая охватывает основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса. На помощь учителю, в формировании положительной мотивации обучаемых, приходят разработанные и апробированные приемы и методы театральной педагогики. Применение средств театральной педагогики на занятиях по иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации следующих целей:

− формирование навыков общения на иностранном языке;

− воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;

Под понятием школьная театральная педагогика мы понимаем многообразие форм и методов театральной работы с детьми. Школьная театральная педагогика решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.

Театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки иностранного языка, внеурочная деятельность; театрализации, игровые тренинги на изучаемом языке; постановки спектаклей, инсценировок, миниатюр; участие в фестивалях — все это является основной формой театральной педагогики в школе.

В ходе использования творческого подхода, каким является школьная театральная педагогика, представляется возможным удовлетворение основных потребностей детей в начальной школе: в движении, ощущении безопасности, потребности в похвале, рисовании, мимике, конструировании и т. д.

Современной театральной педагогикой предлагаются эффективные приемы обучения групповому взаимодействию. Групповая форма организации учебного процесса способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, учит объективной оценки себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, делает занятие насыщенным, интересным. У детей появляется возможность помогать друг другу, успешно корректировать высказывания, а также важнейший аспект воспитания- умение понимать другого человека.

В обучении общению на английском языке, как и на любом другом иностранном языке, мы должны учитывать внутреннюю мотивацию ученика. Нужно вызвать потребность, желание говорить. Вот здесь и необходимо использовать в качестве стимулов театральную деятельность, которая бы вызывала у ребенка потребность «выразить себя», приобщиться к обучению на изучаемом языке путем использования реальных ситуаций. В использовании театрализации учитель всегда будет развивать говорение как вид речевой деятельности. А также все три части составляющие его структуру:

− мотивационно-побудительную (потребность выразить мысль);

− аналитико-синтетическую (формирование мысли);

В театральной постановке на начальном этапе, когда требуется работа над сценарием, нужно отобрать материал вызывающий интерес, учесть качество литературного источника. Сложность постановки должна отражать возраст учащихся. В противном случае, работа над сценарием может осложниться равнодушным отношением к нему.

В качестве положительного примера, приведем отбор литературных героев и постановку спектаклей на английском языке на собственном опыте работы в начальной школе.

В рамках программы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в 2015–2016 учебном году были отобраны и проведены следующие мероприятия:

Процесс работы над выбором героев, а в последствии и над спектаклями, помог ребятам раскрепоститься, избавиться от страха как коммуникативного барьера, улучшил способность к рефлексии. Во время рабочих встреч на репетициях нам удалось создать атмосферу доверия друг другу, кабинет английского языка превратился из просто объединением дополнительного образования, а местом встречи друзей по интересам. В прошедшем учебном году с постановкой спектакля «Питер Пен» на английском языке мы приняли участие в Региональном фестивале «Английского языка», который прошел в городе Апрелевка. Важно подчеркнуть, что в процессе подготовки к фестивалю родители невольно стали соучастниками образовательного процесса, что положительно отразилось на общении родителей и детей.

В работе над материалом постановки, сценарием, нужно помнить, что важную роль играет учитель. Ему необходимо обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказывания. Очень важно, чтобы такая тренировка не носила формальный характер. Во время проведения тренировки, нужно чтобы каждый принял в ней участие и был активен в этой форме деятельности по выработке произносительных навыков на английском языке. Необходимо научить слышать и точно имитировать услышанное.

Стоит заметить, что помимо говорения как средства речевой деятельности в подготовке и работе над сценарием, чтение вслух служит средством совершенствования произносительных навыков учащихся и прежде всего обучения интонации. Как правило, в подготовке к театральному действию, инсценировке, фестивалю всегда возможность отработать основные коммуникативные типы высказываний (вопросов, приказаний, просьб, восклицаний и др.)

Для лучшего овладения лексикой можно подобрать или составить диалоги мини-спектакля, миниатюры с определенной тематикой, где обучающийся многократно встретит изучаемое слово в разных сочетаниях и, таким образом лучше закрепит его звуковую и графическую формы. С учениками 2-ых классов выполнение игровых заданий в образе животных и сказочных героев помогает детям лучше овладеть изучаемой лексикой по теме «Животные», активно участвовать в процессе обучения.

Еще один приемом школьной театральной педагогики является театральная игра на уроках английского как средством самореализации ребенка. Если на уроках в начальной школе использовать этот прием, то учителю будет легче сформировать готовность к творчеству, к более легкой адаптации в современном мире. К такому виду игр можно отнести игру «Первое знакомство», «Издание журнала мод. Демонстрация моделей (по теме «Одежда»). Любой показ моделей и первая презентация журнала это всегда мини-спектакль. Источником инноваций здесь выступают сами дети. Подобные задания позволяют детям развить творческое мышление, креативные способности, побудят их к большей самостоятельности в ряде задач театральной педагогики в качестве импровизации.

Конечно важно помнить, что при всей привлекательности и эффективности приемов и методов театральной педагогики, только чувство меры всегда будет удерживать свежесть эмоционального воздействия на учеников.

Приемы и методы театральной педагогики, все без исключения, относятся к активным формам обучения. Они могут быть использованы учителем в различных учебных ситуациях: в процессе обучения идет вовлечение в тематику урока, повышается мотивация к изучению английского языка, активизация творческого потенциала учащихся.

  • Беляев Г. А. К диалектике творческих элементов в деятельности педагога. // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Ярославль, 1983.
  • Булатова О. С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Диссертация канд. пед. наук, Тюмень, 1999.
  • Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, театральная педагогика, английский язык, начальная школа, школьная театральная педагогика, ребенок, речевая деятельность, ученик, учитель, внеурочная деятельность.

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о использовании приемов театральной педагогики на уроках литературного чтения. Автор делится опытом использования активных методов обучения на уроках. Особое внимание уделяется методу разыгрывания ролей. Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей. Дети с удовольствием работают на уроках литературного чтения, проявляют интерес к чтению книг. У ребят хорошо развиваются артистизм, способность к самовыражению, творческое мышление.

Ключевые слова: активные методы обучения, театрализация, метод разыгрывание ролей, инсценировка, этюд, театрализованные игры

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Существенно изменилась роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.

Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.

При работе с детьми я столкнулась с такими проблемами:

− у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность;

− не развита речь;

− дети равнодушны к изучаемому материалу, не проявляют интерес.

− стесняются самовыражаться, проявлять активность на уроках. ( Активность проявляется на переменах).

Я поставила перед собой цель — создать такие условия, чтобы ребёнок стал не пассивным слушателем на уроке, а активным участником.

Для достижения своей цели я стала часто использовать на своих уроках методы активного обучения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А МО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

Я решила объединить учебно-воспитательный процесс с игрой. Эффективней всего это получилось сделать на уроках литературного чтения. Я использовала метод разыгрывания ролей.

РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ — игровой метод активного обучения. Чаще всего применяется на уроках литературного чтения, где используются приемы театральной педагогики.

На своих уроках я применяю следующие приёмы:

− этюд, выразительное чтение;

− театральная игра;

− кукольные постановки.

Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд.

Этюд — сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства. Существует несколько видов этюдов:

− одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; (Например, А. Л. Барто «Игрушки» Дети читали стихи, показывая дикцией, жестами и мимикой эмоциональное и физическое состояние героев.)

− одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами;

− групповые этюды.

Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа «читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)» занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его.

Рис. 1. Инсценировка русской народной сказки «Рукавичка», сказки А. С. Пушкина и т. д.

Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.

Урок литературы — всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему.

Театрализованные игры — это маленькие пьесы, разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.


КАК ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ В ТЕАТРЕ В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ УЧИТЬСЯ ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Одно из самых эффективных заданий — инсценирование текста. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Не всегда удаётся задействовать всех детей в инсценировке. Чем же заняты во время работы остальные дети? Они не просто зрители, ребята перевоплощаются в справедливых членов жюри. Оценивать работу артистов им помогают сигнальные карточки.

Благодаря театрализации дети получают возможность «прочувствовать» произведение. Ученики не только понимают, что хотел сказать автор, но и показывают своё отношение к прочитанному.

Все ли произведения программы можно инсценировать? При желании можно. Самое главное — чтобы желание работать с текстом возникло у детей. Как ни странно, есть произведения, которые не вдохновляют учеников на творчество, как и наоборот — огромное желание взяться за работу и воплотить прочитанное в мини спектакль.

В конце учебного года мы проводим праздник-концерт для родителей. Ребята самостоятельно выбирают произведение, которое не входит в программу, и инсценируют его. Я как учитель помогаю подготовиться, но во время театрального представления являюсь лишь зрителем.

Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей.

Систематически применяя эту методику, мы добились огромных успехов. Проблемы, с которыми мы столкнулись в первом классе благодаря использованию театральной педагогики, удалось преодолеть. Дети полюбили уроки литературного чтения, стали проявлять интерес к чтению книг.

У ребят хорошо развитыартистизм, способность к самовыражению, творческое мышление.

Дети участвуют в различные рода мероприятиях:

− самостоятельно организовывают и проводят «Капустники» среди учеников параллельных классов;

− принимают участие в городских конкурсах чтецов, вокальных и хореографических конкурсах;

− не только помогают вести школьные праздники, но и самостоятельно организовывают их.

Одним из наиболее ярких результатов является проект Новогодней сказки. Ученики 4 класса самостоятельно организовали Новогодний праздник для начальной школы. Сценаристы, режиссёры, костюмеры, постановщики хореографических и вокальных номеров — всё это мои любимые, талантливые и артистичные ученики. Они подарили детям незабываемые 30 минут восторга. Роль учителя сводилась к минимуму: направлять, подсказывать и поддерживать юных артистов.


КАК ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ В ТЕАТРЕ В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ УЧИТЬСЯ ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Однако самым ярким результатом моей педагогической деятельности стали съёмки моих учеников в короткометражном художественном фильме «Сладкие олимпийские игры». Дети без проблем прошли кастинг и были отобраны на главные роли. Огромное спасибо кинокомпании «Самара фильм» за то, что они предоставили возможность нашим детям почувствовать себя настоящими киноактёрами. За хорошую работу дети были награждены медалями и статуэтками «Ника».


КАК ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ В ТЕАТРЕ В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ УЧИТЬСЯ ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин // Исследования разных лет. — М. — 1975.
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. — М. — 1991.
  • Ершов П. М. Технология актёрского искусства. / П. М. Ершов. – М.: ВТО. — 1969.
  • Кнебель М. О. Поэзия педагогики / М. О. Кнебель. — М. — 1976.
  • Любинский И. Л. Театр для детей / И. Л. Любинский. — М.: Детская литература. — 1965.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театральная педагогика, литературное чтение, урок литературы, АКТИВНЫй МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, ненавязчивая форма работы, роль, урок, ученик, активное обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *