Екатерина Шустерова Классный час для 2 класса «Что такое дружба?»
Классный час на тему : «Что такое дружба?»
Цель: сплочение классного коллектива младших школьников.
1. Осмысление школьниками понятий «настоящая дружба», «верный друг» с помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок, (загадок) и литературных образов (притча о дружбе).
Публикация «Классный час для 2 класса „Что такое дружба?“» размещена в разделах
2. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе совместной деятельности: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
3. Воспитание дружеских отношений, доброжелательности, уважения друг к другу.
Форма проведения: классный час
Продолжительность: 40 минут.
Участники: младшие школьники 2-го класса.
Оборудование: пословицы о дружбе, загадки и картинки про сказочных героев, солнышки с буквами Д Р У Ж Б А, яблочки с секретами дружбы, дерево Дружбы, карточки с качествами, памятка «Законы дружбы»).
Емашева Классный час для учащихся 1–4 классов «Что такое дружба»
Тема: «Что такое дружба».
Тип программы: личностно-ориентированная.
Форма проведения: занятие – практикум.
Участники: учащиеся 1- 4 классов.
Цель: формирование психологической культуры личности младшего школьника.
1. Повторить понятие «дружба», «друг/подруга».
2. Выявить положительные и отрицательные качества человека.
3. Выявить основные черты друга.
4. Сформировать правильное представление об отношениях друзей.
5. Показать, что важно не только иметь друга, но и быть другом.
Публикация «Классный час для учащихся 1–4 классов „Что такое дружба“» размещена в разделах
6. Ознакомить детей с высказываниями знаменитых людей о дружбе.
7. Учить младших школьников внимательно относиться к себе, к окружающим, уважать и принимать законы дружбы.
8. Формировать позитивное отношение к другим людям.
9. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
10. Развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование для учителя:
Компьютер со звуковыми колонками, проктор, презентация, видеоролик «Дружба» (исполнители «Барбарики», плакат «Дерево Сотрудничества», высказывания о дружбе, пословицы о дружбе, листы цветной бумаги красного и синего цвета, мяч, шкатулка со слова (положительные и отрицательные качества человека).
Оборудование для обучающихся:
Листы цветной бумаги красного и синего цвета, мяч, шкатулка со словами (положительные и отрицательные качества человека, цветные ручки, клей, ножницы.
Занятие проводится в классе или в кабинете психолога.
Беседа о дружбе.
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. 3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
показать важность истинных друзей в жизни человека;
2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;
3) научить разделять радости и печали друзей.
Учитель. Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. ( На доске – буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)
Учитель. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово «дружба».
Учитель. Наш классный час называется: «Дружба – какое чудесное слово».
(Название вывешивается на доску.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей.)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, одним словом, длительные отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга, помогают друг другу .
– А как вы думаете , с чего начинается дружба?( с улыбки -давайте улыбнёмся друг другу)
-А ещё с чего начинается дружба? (игры, совместные дела, общение, общие интересы)
-Послушайте пожалуйста стихотворение:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-А кто такой друг? (это тот человек ,который помогает, волнуется , переживает и радуется за своего друга .)Дружбу надо ценить.
– А у кого из вас есть друзья? (поднимают руки)
-Вижу много таких детей.
-А с кем вы дружите? (ответы детей)
-Расскажите, какие они – ваши друзья?
-Для чего нужны друзья?( с ними весело, они готовы оказать помощь в трудную минуту) А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
Ученики. Добрые, веселые, умные и т. д.
А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
Человек счастлив по – настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях. И очень важно – уметь сохранить дружбу.
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. ( Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Вот и подходит к концу наша беседа о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче? – Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и не обижаться.
Тема: Этическая беседа для детей «О дружбе и друзьях».
упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний о дружбе и друзьях.
Воспитывающая: – воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.
Развивающие: – развивать монологическую речь и связные высказывания детей;
– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательные: – формировать представления детей о дружбе;
– учить детей составлять описательные рассказы о друзьях, используя план-схему.
– учить детей придумывать прилагательные к слову «друг».
-Умение самостоятельно делать в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
-Умение организовывать свою деятельность
-Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире
-Умение общаться, взаимодействовать с людьми
Доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.
план-схема описания друга, аудиозапись В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», карандаши, фломастеры, листы А5.
Орг. момент: Звучит песенка В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Учитель: – Вам понравилась эта песенка?
-О ком она?
– У вас есть друзья?
Вступительная беседа: – Расскажите о своем друге
(рассказы нескольких детей о своих друзьях) .
Учитель: – Постарайтесь придерживаться такого плана:
1. Как зовут друга?
2. Где он живет?
3. Где и когда вы с ним встречаетесь?
4. В какие игры любите играть?
Похвалить детей за полные и интересные рассказы.
Учитель: Кто же так такой друг?
Учитель: Кого можно назвать своим другом?
Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в строительные и другие игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть.
Учитель: – Сделайте вывод «кто такой друг? »
Дети: Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.
Учитель: – А вы как должны относиться к своему другу?
Дети: Доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать.
Учитель: Послушайте отрывок из рассказа о мальчиках, которые считают себя друзьям, оцените их поступки.
Учитель читает отрывок из рассказа
Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.
— Это Андрейка виноват! — сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.
— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитательница мальчика.
— Я, — ответил Андрейка и отвернулся от Саши.
— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, — сказала Ольга
Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.
— Тоже мне друг еще называется, — пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.
Учитель: – Вам понравился история?
– Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку?
– Почему вздохнула?
-Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом?
Физминутка: Этюд «Две подружки» (формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами мимики, жестов)
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки,
Сели и заплакали.
Учитель: Можно ли девочек назвать настоящими подружками? Почему? (ответы детей)
Учитель: Послушайте еще одну историю.
«У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля – самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику. »
Учитель: – Как вы думаете, что ответил девочке Юра? (ответы детей)
– Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок».
Учитель: – Как вы думаете, правильно ли поступил Юра?
– Можно ли его считать настоящим другом?
Учитель: – Вспомните и повторите слова, которыми Юра утешил Олю
-Я тоже считаю Юру настоящим другом Оли.
Учитель: А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову – друзья – какие они должны быть? (дети придумывают прилагательные) .
– Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом?
– Того, кто спешит тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не перекладывает на тебя свою вину.
Учитель: Вспомните пословицы о друзьях и дружбе.
«Нет друга – ищи, а нашел – береги»
«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».
«Старый друг лучше новых двух».
«Дружба в огне не горит и в воде не тонет»
Практическая деятельность в малых группах (4-5 человек)
Учитель: – А в заключение нашего занятия я предлагаю вам сделать «Правила дружбы в рисунках», представить эти правила в рисунках, моделях, пиктограммах.
Итог занятия: – О чем же мы сегодня говорили?
– Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? (ответы детей)
Беседа с игровыми элементами.
«Вот что значит – настоящий друг».
– раскрыть сущность понятия «дружба», показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни, воспитывать стремление дружить с одноклассниками.
пословицы о дружбе, друзьях, стихи, музыкальное сопровождение: песня «Если с другом вышел в путь», ручки, фломастеры, карандаши, листочки бумаги.
1. Орг. момент. Звучит песня «Если с другом вышел в путь».
2. Сообщение целей.
Сегодня нам с вами предстоит выяснить, кто такой друг и какими качествами должен обладать настоящий друг, для чего нужны друзья.
Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово “дружба” – и сразу вспоминаешь героев кинофильмов, книг. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
3. Работа с пословицами.
Много пословиц и поговорок сложено о дружбе и друзьях. Вот некоторые из них. Как вы понимаете их смысл? (Приложение 1).
4. Игра «Дерево дружбы».
Сейчас мы поиграем в игру «Дерево дружбы». Прочитаем пословицу : « Дерево сильно корнями, а человек – друзьями ». Ребята! На столе у вас изображения деревьев. Нужно подрисовать столько корней, сколько друзей вы имеете, и закрепить дерево на доске. Как чувствует себя дерево, у которого мало корней? Да плохо, оно неустойчиво, при непогоде может упасть. Как чувствует себя человек, у которого нет друзей? Правильно, ему одиноко и грустно.
5. Определение нравственных качеств настоящего друга.
Прочитайте на доске слова. Можно ли сказать, что речь идёт об одном и том же человеке?
ПРИЯТЕЛЬ ТОВАРИЩ ДРУГ
Я прочитаю определения, а вы догадайтесь о ком идёт речь:
– близкий знакомый
– человек, близкий кому-нибудь по интересам, общей работе
– это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает
А сейчас мы выясним, какими же качествами должен обладать настоящий друг. У вас на столах лепестки с качествами. Вам нужно выбрать лепесток с тем качеством, которым должен обладать настоящий друг: верность, честность, злость, надёжность, вредность, преданность, лживость, чуткость, доброжелательность, зависть, отзывчивость.
Каким должен быть настоящий друг?
Где проявляются эти качества? (В поступках).
6. Инсценировка «Ссора друзей».
Посмотрите сценку, что можно сказать о ребятах?
– Прости уж! Сердишься?
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему миритьсяИ говорю ему: – Ну что ж!Я не сержусь: чего сердиться?Я так и знал, что ты придёшь!
Хотели бы вы дружить с ребятами похожими на героев этого стихотворения? Почему?
7. Составление правил дружбы.
А сейчас попробуем составить правила дружбы. ( Приложение 2).
Ребята! Как вы думаете наш класс дружный? Я согласна, потому что случаются иногда ссоры, конфликты. Вы нарушаете правила дружбы? Да, иногда некоторые учащиеся нарушают правила. Какое правило чаще всего нарушаете?Если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей.
8. Анализ стихотворения.
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте на вопрос: смогли бы вы дружить с такими людьми, как герои этих стихов и почему?
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
А у вас была такая ситуация? Как правильно нужно выйти из такой ситуации?
9. Игра «Я и мой друг»
Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно погулять, повеселиться, погрустить, поиграть. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Вот и мы сейчас с вами немного поиграем и проверим насколько у вас с вашим товарищем крепкая дружба. Играем парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара, у которой совпадает больше ответов, станет победителем в нашей игре.
Вопросы к игре.
Я желаю, чтобы в вашей жизни встречались всегда только настоящие, верные и преданные друзья.
Настоящий друг вездеВерен в счастье и в беде;Грусть твоя его тревожит,Ты не спишь,- он спать не может,И во всем без дальних словОн помочь тебе готов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В. С. Иванченко»
Гайского городского округа Оренбургской области
«Лучшее слово о дружбе»
Маключенко Татьяна Александровна
с. Новониколаевка, 2021 г.
Лучшее слово о дружбе.
Цель: формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Задачи: учить критически осмысливать и анализировать собственные поступки и поступки сверстников и одноклассников; развитие умения учащихся вести рассуждение; формирование умения аргументировать свою точку зрения; воспитывать у учащихся желание быть настоящим другом
Стихотворение А. Барто «Требуется друг».
– «Настоящий друг» (Б. Савельев – М. Пляцковский)
– «Когда мои друзья со мной» (В. Шаинский – М. Пляцковский)
– «От улыбки» (В. Шаинский – М. Пляцковский)
Напечатанные слова: друг, приятель, товарищ.
Цветок ромашки, лепестки на каждого ученика, фломастеры.
Конверты с заданиями для работы в группах.
Рисунок – набросок «Портрет моего друга».
Сочинение «Мой лучший друг».
8. Оформление стенда. Рисунки о дружбе.
9. Оформление газеты «Лучшее слово о дружбе».
10. Сборник пословиц и поговорок.
11. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов
Работа над стихотворением А. Барто «Требуется друг».
Беседа «Кого мы называем другом, товарищем, приятелем».
Рассказ учеников «Мой лучший друг».
Работа в группах. Обсуждение проблемных ситуаций.
Беседа «Почему распадается дружба?»
Работа в группах. Правила дружбы.
Итог классного часа
Оформление газеты «Лучшее слово о дружбе».
Звучит песня « От улыбки»
I. Вступительное слово классного руководителя.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем
II. Вступительная беседа.
Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, и кого они называют своими друзьями.
III. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки, а характер кроткий.
Как сестрички мы почти, мы как две голубки из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
– Почему же с девочкой никто не хотел дружить?
Вывод: Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто-то прикидывает: «А что я с этого буду иметь?», то это не дружба. Она всегда бескорыстна.
Корысть – выгода, материальная польза.
Свита – лица, сопровождающие какую-нибудь важную особу. Свита короля.
Кроткий – незлобный, покорный, смирный.
– Любого ли знакомого вам человека можно назвать другом? Помогите мне разобраться, кого можно назвать приятелем, товарищем и другом.
На доске слова «приятель», «товарищ», «друг». Ребята анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга. Читают точное определение слов из толкового словаря.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, т. е. близкими
отношениями, основанными на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг детства.
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый. Старинный мой приятель.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности,
по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Товарищ по школе.
Вывод: Эти слова близки по значению, но у каждого есть свой оттенок.
У каждого человека есть много приятелей, товарищей, но друзей могут быть единицы, а настоящий друг только один.
V. Ребята обсуждают вопрос: Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Учащиеся получают огромный цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества в тайне, а затем прикрепляют эти качества к цветку.
Умный (человек) – обладающий умом.
Мудрый (старец) – обладающий большим умом, основанный на больших знаниях, опыте.
Сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева исполнение песни «Настоящий друг»
VI. Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет моего друга).
Дети дома готовят сочинение-миниатюру «Мой лучший друг».
VII. Работа в группах
Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, которые запечатаны в конвертах.
– В жизни бывают такие ситуации, когда дружба проверяется на прочность.
Нравственные ситуации могут быть такими:
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.
Собери пословицу и объясни её смысл:
– Друзья познаются в несчастье.
– Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
– Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
VIII. Вопрос классу:
– Всегда ли в дружбе всё безоблачно? Вы ссоритесь со своими друзьями?
– Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего.
IX. Работа в группах
Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дружбы.
– Помогай другу во всём.
– Не требуй от друга того, чего не можешь дать сам. – В дружбе все равны. – В спорах с другом всегда находи компромисс. ( Компромисс – соглашение
на основе взаимных уступок). Учись отстаивать свою точку зрения,
не обижая других.
– Умей уступать другу.
– Будь другом и в горе, и в радости.
X. Итог классного часа
Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни всегда был рядом настоящий друг. Чтобы о вас другие люди могли сказать: «Он настоящий друг!»
По результатам классного часа оформляется газета о дружбе.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада всех вас видеть.
– Садитесь, пожалуйста.
– Сегодня классный час у вас проведу я. Зовут меня Екатерина Сергеевна.
– Сегодня на улице светит солнышко. Оно всех нас любит и греет. Так пусть же его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и добавит хорошего настроения. А для этого нужно сесть ровно, улыбнуться соседу по парте, улыбнуться учителю и с улыбкой начать классный час.
II. Вводная часть
-Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.
– У вас на парте лежат солнышки. Переверните их.
– У кого солнышко досталось с буквой возьмите его и подойдите ко мне.
– Назовите ваши буквы.
– Посовещайтесь друг с другом и постарайтесь из этих букв составить слово. ( Дети составляют слово «Дружба».)
– Какое слово получилось?
– Правильно, это дружба.
– Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.
– Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.
-Наш классный час так и называется «Что такое дружба?»
-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг)
-А как по вашему, что такое дружба?
(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание).
– А теперь послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» В. Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?
-А кого можно назвать другом? (Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)
– Поднимите руку у кого уже есть друг.
-А кто еще не имеет друга?
-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
– На доске изображена картинка мальчика и девочки, давайте поможем им подружиться.
– У меня подготовлены для вас карточки, на которых написаны качества дружбы, ваша задача выбрать те качества, которые помогут ребятам дружить. А плохие качества убрать в сторону.
(Дети выходят, выбирают карточку и вешают ее на доску, если она подходит, не подходящие карточки убирают, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)
– Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др. ?
-А какими качествами обладаете вы?
– Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.
IV. Работа с пословицами.
-Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.
– Сейчас мы поиграем с вами в пословицы.
– У некоторых из вас на парте лежат разноцветные листочки со словами.
-Подойдите ко мне те, у кого оранжевые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. ( Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)
– Подойдите те, у кого синие листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. ( Нет друга – ищи, а нашёл – береги).
– Подойдите те, у кого зеленые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. ( Человек без друзей, как сокол без крыльев)
– По моему сигналу, вы должны будете составить из слов, написанных на ваших листочках, пословицу и встать по порядку.
Как только вы составили, встали по порядку, командир поднимает руку вверх.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Молодцы, садитесь. Вы очень дружно работаете в команде.
-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными)
-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.
-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?
– Скажите, благодаря чему они выдернули репку?
-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.
Игра «Кто с кем дружит?»
-Но есть ведь и другие сказки и мультфильмы, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга.
– А сейчас, давайте поможем героям наших любимых мультфильмов найти друг друга.
– Я буду загадывать вам загадки, а вы должны отгадать о ком идет речь.
– Тот, кто отгадал загадку, должен выйти к доске и взять картинку, с загаданным героем.
Он сыграет на гармошке
У прохожих на дорожке.
Не возьму я как-то в толк,
Заяц это или.
Ответ: Крокодил Гена Была она актрисой,
Прекрасной как звезда.
От злого Карабаса
Взяв для подкрепления
Отправляется в полет
Ответ: Карлсон Раньше был он – безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это – друг Гены.
Кожа белая как снег,
Губки как кораллы.
Что она красивей всех,
Гномам в доме помогала,
Но колдунья разузнала,
С ядом яблоко дала,
И принцесса умерла.
Только принца поцелуй
К жизни вновь её вернул.
Ответ: Белоснежка Он носит вместо шапки
И ростом он всего лишь
С ребячий бошмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: – Это.
У отца есть мальчик странный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?
Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода» :
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки —.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Мишка решил стать похожим на тучку:
С шариком мишки, ну, очень летучи.
Мёда отведать толстяк захотел,
Только он пчёл обмануть не сумел.
Это весёлый медведь
-А теперь наши герои должны встать в пары и обнять друг друга.
V. Чтение притчи.
– А сейчас я хочу прочитать вам одну притчу о настоящей дружбе. Послушайте.
Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. Он снова заплакал. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
– О чем говориться в притче?
– Просил ли хозяин помощи у своих друзей?
– Почему хозяин плакал?
VI. Дерево Дружбы.
-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.
-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы :
-Посмотрите, у нас в классе есть чудо-дерево, а давайте мы подарим ему секреты дружбы и назовём Дерево Дружбы. Вы согласны?
(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют яблоко к дереву.)
1. Доверять другу;
2. Делиться новостями, успехами или неудачами;
3. Уметь хранить чужие тайны;
4. Радоваться с другом его успехам;
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;
7. Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
10. Всегда выполнять свои обещания.
– Какие из этих правил вы уже выполняете?
-А каким бы вы хотели научиться?
-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?
-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно).
-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)
-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться.
-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. ( Ответы детей)
– Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». ( Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)
VII. Подведение итогов (Рефлексия).
А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам раскраску сказочных друзей и памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах.
-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.
I. Вводное слово учителя:
Учитель: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас! Мы с вами поговорим о понятии «Дружба», выясним, можно ли научиться дружить, выведем основные правила дружбы, посмотрим интересный фрагмент о дружбе и попробуем разобраться в том, кто такой друг.
II. Актуализация внимания и установление контакта:
«Приветствие». Задача: налаживание персонального взаимодействия, настрой на работу в группе.
Ребята, образуйте, пожалуйста, круг. Передавая мяч по кругу, вы называете свое имя и свое качество, которое характеризует вас.
«Поменяйтесь местами». Задачи: снятие напряженности, невротических состояний, развитие коммуникативных навыков.
Ребята, продолжаем играть в круге. По моей команде поменяйтесь местами:
– те, кто знает как себя вести в общественном месте,
– те, кто никогда не капризничает,
– те, кто помогает дома старшим,
– те, кто пришел в школу с хорошим настроением,
– те, кому нравится учиться,
– те, кто сегодня никого не обидел,
– те, кто любит животных,
– те, кто не боится говорить правду,
– те, у кого есть друг.
Учитель: ребята, а сейчас разделитесь на пары, возьмитесь за руки и мы с вами продолжаем играть.
«Молекулы». Задача: сближение детей, стимулирование эмоционального тепла между детьми.
Играет музыка, вы в паре, музыка остановилась – вы должны поменяться, те, кто не сменил пару, выходят из игры.
III. Основная часть занятия.
Беседа на тему «Что такое дружба?»
Певец С. Адамо считал: «Дружба – это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно : если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас и уйти, исчезнуть на время».
– Как вы понимаете выражение «дополнение одного человека другим»?
– Почему душа и ум по-разному «понимают» одну и ту же ситуацию?
– Как научиться дружить и надо ли этому учиться?
– Какая бывает дружба?
– Какого друга вы бы хотели иметь?
Лётчик и писатель А. Экзюпери писал: «Если человек уважает только того, кто с ним схож, он уважает лишь себя одного».
– У кого из вас другое мнение?
– Кого можно считать своим другом?
– Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
Работа с пословицами прочитайте и объясните их смысл:
С кем поведешься, от того и наберешься.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
Без беды друга не узнаешь.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Друг познается в беде.
С добрым дружи, а от лукавого беги.
Нечего с теми дружить, кто любит других судить.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
1. В небе солнышко сияет,
На траве дрожит роса,
Мы друзей своих встречаем,
Значит, будут чудеса.
2. Ветер яблони качает,
Люди ценят мастерство.
Друг сегодня приезжает,
Значит, будет волшебство.
3. Белым цветом сад сияет,
И в горах бежит ручей,
Друг своим теплом согреет,
Значит, будет веселей.
4. Все травинки разволнуются,
Звезда с неба упадет,
Если все вокруг обнимутся,
То природа расцветет.
5. Мы природу уважаем,
Не нужна нам суета.
Никого не обижаем,
В мире будет красота.
Люди, звери и леса,
Хороводы дружбы кружат,
Значит, будет доброта.
Учитель: давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашем классе или в нашей школе, если все подружатся?
Беседа: «Хорошо ли быть одному?» Задачи: повышение уверенности в себе, нейтрализация негативных переживаний, снижение напряженности.
Учитель читает стихотворение А. Барто «Одиночество».
Нет, уйду я на совсем!
То я папе надоем –
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем, то «не спорь со взрослыми»!
Буду жить один в лесу,
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется.
– Хотелось ли вам когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?
– Что чувствует человек, оставшись один?
– Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?
Буду слушать птичий свист
Утром, в перелеске,
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем!
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Маме с папой напишу
Разошлю открытки всем –
Приходите на совсем!
– Долго ли мальчик смог быть один?
– Что он чувствовал?
Учитель обобщает суждения детей: человек не может прожить в полном одиночестве, он может просто погибнуть. Но у каждого человека бывают случаи, когда ему хочется побыть одному и он имеет на это право. Познакомимся с советами по этому поводу:
Совет 1. Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чем-то приятном.
Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни маме, ни папе, можно своему надежному другу – животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним – и станет легче.
Совет 3. Если ты ссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то не откладывай, поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, помогут в трудную минуту.
Совет 4. Если же тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже еще лучше нарисовать свое желание – и поверь, станет легче.
IV. Практическая часть занятия.
«Дерево сотрудничества». Задачи: показать на практике важность умения сотрудничать, развивать коммуникативные навыки.
Сегодня мы с вами сделаем одну большую работу за очень короткое время. Это будет «Дерево сотрудничества». Чтобы оно всех радовало, каждому необходимо выполнить свою часть работы правильно и аккуратно. Разделитесь на три группы (на доске закрепляется приготовленный лист ватмана с нарисованным стволом дерева, время работы: 8 – 12 минут.
Работа в группах:
1 группа – вырезает по контуры листья и цветы,
2 группа – вырезает по контуру птиц,
3 группа – приклеивает листья, цветы и птиц на ватманский лист.
После выполнения работы:
– Посмотрите на наше дерево, какое оно у нас получилось? Какие мысли у вас появляются?
– Было ли трудно проявлять сотрудничество (в чем?
– Когда надо помогать? Надо ли ждать просьбы о помощи?
– Как мы можем предложить свою помощь?
– Может ли один человек за такое же время выполнить такую же работу?
– А всегда ли надо сотрудничать, могут быть такие ситуации, когда лучше не сотрудничать?
Просмотр видеоролика «Дружба» (исп. « Барбарики»).
– О чем очень важном пели в песенке герои?
– Как вы это объясните?
V. Заключительная беседа:
– Какими качествами обладает человек?
– На какие две группы можно разделить эти качества?
Откройте шкатулочки на ваших столах, на цветные листы разделите карточки со словами (названиями качеств человека).
– На какие группы вы разделили слова?
– Какого цвета листик вы выбрали для отрицательных качеств человека?
– Если бы это было сердце сказочного героя: синего цвета, злое, нетерпеливое, грубое, невоспитанное, недисциплинированное, жадное. Кто этот сказочный герой?
– Если бы это было сердце сказочного героя: красное, доброе, вежливое, понимающее, терпеливое, приходящее на помощь, сочувствующее и отзывчивое. Кто этот сказочный герой?
– Так кого же мы может считать другом?
– Что такое дружба?
Учитель: друг это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает, радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
VI. Рефлексия занятия:
Дети отвечают на вопросы:
– С чем мы знакомились на занятии?
– Что вам понравилось?
– Что вам не понравилось?
– В какие игры мы играли и для чего?
Здравствуйте. Меня зовут Карина Маратовна. Сегодня я у вас проведу классный час.
– Ребята, возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь. Пусть от улыбки нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
Дети настраиваются на урок.
2. Введение в тему
Дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с просмотра видеоролика. Он поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор.
1. Л. А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», 1-4 классы, Москва «ВАКО», 2007 г. -287 с.
2. Т. В. Лаврентьева «Как обеспечить полноценное развитие детей», Москва. : Эксмо, 2010 г. -176 с.
3. Л. Н. Седова «Теория и методика воспитания:», Электронная книга на сайте «Либрусек», ссылка: .
4. Разработка программы «Я среди людей» из интернет источников.