КАК ЧУВСТВО РИТМА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Наталья Квитка Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях

Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».

Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Участники исследовательской деятельности: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Рамиля Мазитова Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства

«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».

Мазитова Рамиля Юнировна

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Библиографическое описание

Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78073/ (дата обращения: 08.10.2023).

Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. В частности, это касается чувства ритма у ребенка. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Считалось, что чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит, но это далеко не так.

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени.

Можно понаблюдать, что некоторые дети, начиная чуть ли не с рождения, ритмично двигаются и чувствуют музыку. Дети, которые данной способностью обделены могут развить это чувство через ритмические игры, танцевальную деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, шумовой оркестр.

По поводу подбора движений в программе А. И. Бурениной трактуется: «В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

Поскольку у большинства детей страдает чувство ритма, нужно развивать его в игровой форме, чтобы детям было интереснее. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Это могут быть различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки и т. д.). Наряду с музыкально-ритмическими играми используем музыкально-ритмические танцевальные движения.

Цель: научить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью ладошек, стаканчиков и др. муз. инструментов; вовремя реагировать на смену музыки и менять движение.

Задачи:

развитие

чувства ритма, эмоционального отклика на музыку, общей музыкальности ребенка и развития личности в целом;

воспитание

эстетического вкуса детей, коммуникативных качеств;

закрепить умение

выполнять движения под музыку; знание «право-лево».

Первая игра называется «Добрый круг». Музыку условно делим на куплеты и припевы. Дети садятся на стульчики по кругу и выполняют хлопки в ладоши и по коленкам во время припева, затем, на куплете поворачиваются к правому соседу и гладят его по голове, затем к левому. Музыка припева повторяется, и первая манипуляция с хлопками повторяется. На каждом куплете движения меняются, а на припеве повторяются. Данная игра была апробирована с детьми группы компенсирующей направленности. В данной группе есть очень агрессивные дети со всевозможными нарушениями психики и речи. Психолог, наблюдая за детьми на музыкальных занятиях отметила положительное влияние игры на детей. Подобные игры направлены не только на развитие чувства ритма, но и являются помощниками в воспитании коммуникативных качеств. Это создает благоприятную, дружную обстановку среди воспитанников, в отношении педагога и детей, учит работать в коллективе.


КАК ЧУВСТВО РИТМА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Вторая игра со стаканчиками. Так же детки сидят по кругу, но на коленках и выполняют движения под музыку. Так же делим музыку на куплет и припев. На куплете дети делают различные движения, повторяя за педагогом. Когда начинается припев, дети передают свои стаканчики правому соседу. На сильную долю происходит передача стаканчиков, а на слабую руки возвращаются обратно и захватывают стаканчики, переданные левым соседом, а на сильную опять передаем. Получается такой так называемый хоровод. В конечной цели должна произойти автоматизация действий в игре, что разгрузит сознание ребенка и позволит усложнять задачи игры, что приведет к еще большему развитию. К данным приемам планируется добавить еще слова, стишки, песенки, потешки, то есть, возможно, заменить музыку словами. Это будет способствовать развитию речи и ритма вместе. Ритм будет передаваться через стихотворный размер.


КАК ЧУВСТВО РИТМА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Итак, что мы получим в итоге? Мы получаем:

По наблюдениям ритм улучшился, реакция на музыку тоже, дети стали более сосредоточены, атмосфера на занятии стала спокойней, доброжелательней, детям стало легче слышать музыку во время танцев. Иногда дети сами предлагают усложнить игру и уже предлагают новые движения к первой игре. Заинтересованность детей и желание что-то добавить — это уже результат. Перенеся опыт музыкально-ритмических игр на музыкально-ритмическую деятельность, можно смело сказать, что дети стали лучше танцевать. Большинство детей быстро запоминают движения, вовремя их меняют в процессе танца, двигаются с характером и чувством, умеют различать музыку по ритму, темпу и т. д.

Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание. А ритм ему в этом поможет.

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: ЛОИРО, 2000.- 220 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь / https://gufo.me/dict/ozhegov

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, чувство ритма, игра, движение, развитие чувства ритма, ритм, большинство детей, правый сосед, развитие личности.

Баландина, К. В. Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности / К. В. Баландина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6

. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5270/ (дата обращения: 08.10.2023).

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, восприятие, деятельность, игра, музыкальное-ритмическое движение.

Музыкально-ритмическое развитие воздействует на эмоционально-образную сферу ребенка, на мышление, на развитие опорно-двигательного аппарата. Кроме того, ребенок становится более эмпатильным к окружающему миру, миру искусства, обществу.

Можно сформулировать шесть задач музыкально-ритмического развития дошкольников:

1) формировать красивую осанку, обучать выразительным, пластичным движениям;

2) способствовать развитию восприятия музыкальных образов, способности выражать музыкальные образы в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;

4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

5) укреплять овладение техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

Музыкальная деятельность состоит из множества действий, ребенок, усваивая музыкально-ритмические навыки воспринимает музыку, стремиться к правильной передаче эмоционально-образного содержания музыкального произведения, стремиться начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой, чувствовать метроритм музыки. Действия, повторяющееся многократно, постепенно переходят в навыки. Приобретенные навыки, в последствии, позволяют ребенку справиться с более сложными действиями.

Благодаря музыкально-ритмической деятельности дети дошкольного возраста знакомятся с разными видами движений и способами их воспроизведения: о слиянии эмоционального содержания музыки и движений, об экспрессии игрового образа музыки, о средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, пауза). Дети получают знания о разновидностях танцевальных шагов, танцев, хороводов. Большое значение при музыкально-ритмической деятельности, уделяется умения импровизировать под музыку: осуществлять разнообразные перестроения, запомнить последовательность движений танца, сымпровизировать свой танец, применяя известные движения.

Формирование восприятия музыкально-ритмического содержания и экспрессии движения следует проводить, придерживаясь общепедагогических принципов:

Принцип воспитывающего обучения осуществляется через привитие любви к красоте в окружающем мире и искусстве, развитие духовного мира ребёнка, формирование внимания, воображения, мышления, речи.

Принцип доступности содержит в себе объём знаний о музыке, методов и приёмов обучения и восприятия их детьми уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в последовательном переходе от имеющихся знаний ребенка к новым. Этот принцип дает возможность более легкого усвоения знаний и приобретения навыков, придаёт детям уверенность в своих силах и повышает интереса к музыкально-ритмической деятельности.

Принцип наглядности заключается в соединении слухового и зрительного восприятия. Основной приём — это образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в процессе музыкально-ритмической деятельности формирует у детей интерес к музыке, способствует более легкому восприятию музыкального материала.

Принцип закрепления. Консолидация знаний о музыкально-ритмической деятельности должна происходить не только через повторение, а осознанным, желаемым его воссозданием. От осознанного воссоздания знакомого материала зависит прочность восприятия.

Принцип адаптивности, гибкости. Данные принципы упрощают планирование дальнейшей деятельности, способствуют последовательному усложнению репертуара, отбору и смене возрастных границ репертуара на свое усмотрение, вариативно и креативно применять разработанные ранее конспекты.

Цели педагогов в музыкально-ритмическом развитии детей дошкольного возраста: помощь в становлении музыкально-эстетического понимания и обучения в движении передавать эмоционально-образное содержание музыкального произведения; развивать музыкальный вкус; способствовать развитию музыкально-культурного интереса личности. Данные цели развивают креативные способности детей дошкольного возраста, совершенствуя изящность движений, их ритмичность, экспрессивность в музыке, инициативу, самостоятельность при компилировании танцевальных комбинаций, варьирование музыкальных игр и упражнений, инсценирование песен.

Таким образом, музыкально-ритмическое развитие будет успешным при учёте возрастных особенностей детей дошкольного возраста, использовании педагогических принципов, выверенном составлении музыкального репертуара.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальное произведение, ребенок, движение, музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмическое развитие детей, музыкальная выразительность, музыкальная деятельность, музыкальное искусство.

Публикация «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях» размещена в разделах

Актуальность. Современное ДОО — это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка. Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально-эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки. Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей, прописанное в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития, так и для физического. Для развития музыкальных способностей необходимо не только пение или слушание музыки, но и музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, – являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А. Д. Артоболевская, в книге “Первая встреча с музыкой” утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.

Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка.

Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

1. обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

2. развивают познавательные способности;

Таким образом, тема музыкально-ритмического развития детей в музыкально-ритмических движениях является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.

Цель исследования: отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Предмет исследования: чувство музыкального ритма и его развитие у детей младшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях.

Гипотеза исследования: если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать диагностику исследования развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста;

3. Разработать методику развития чувства музыкального ритма.

4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.

1. Анализ научно-методической, педагогической литературы.

3. Педагогический эксперимент в три этапа.

База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» Люберецкий муниципальный район Московской области.

Проект рассчитан на 3 месяца.

Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня.

Продолжительность занятия –15-20 минут

1 этап – подготовительный (1неделя)

Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

Б. М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» дал определение понятию «чувство ритма». Музыкально-ритмическое чувство – восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально – ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.

Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) – это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, прививать им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Развитие чувства ритма – это основная задача ритмики.

Работа с родителями

Одними усилиями воспитателя на занятиях без поддержки родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.

Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий,

которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка» :

Вывод: большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей, не знают их любимых музыкальных произведений, не видят их музыкальных способностей.

Решение проблемы: правильно организовать работу по музыкальному

воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества.

Составляется план работы с родителями, успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ДОУ.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы; Досуги и развлечения;

Оформление наглядного материала, дидактических игр;

Родительские собрания и консультации;

Дни открытых дверей;

Ведение блога на сайте МДОУ.

2 этап – исследовательский этап (2,5 месяца)

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы МДОУ №2 д/с «Звездочка». Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития чувства музыкального ритма у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений.

Выявление уровня развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

Цель: Определение начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.

1. Разработать диагностические задачи;

2. Провести диагностику уровня развития музыкально-ритмического чувства;

3. Составить критерии оценки уровня развития чувства ритма;

4. Обработать полученный результат.

Чтобы выявить уровень развития чувства музыкального ритма мы использовали методику диагностики О. П. Радыновой и провели два диагностических задания: первое – на исполнение ритмического рисунка с помощью хлопков, и второе – танец под музыку.

Диагностика чувства ритма

1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» (аудиозапись).

Педагог предлагает детям прослушать мелодию русской народной песни «Ах вы сени», затем прохлопывает ритмическую последовательность. После этого педагог предлагает детям самим прохлопать ритм мелодии.

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :

3 балла – точное выполнение ритмического рисунка.

2 балла – допускает небольшие неточности.

1 балл – ритмический рисунок не соответствует мелодии.

2 задание. Соответствие движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.

Звучат фрагменты из трех произведений.

1) Т. Ломова «Мелодия»,

2) М. Журбин «Марш»,

3) А. Гречанинов «Моя лошадка».

Ребенку предлагается задание – потанцевать под музыку. Дети должны передать в движениях характер музыки, ритм.

3 балла – выразительные движения, смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом.

2 балла – есть желание двигаться под музыку, но движения не всегда соответствуют характеру музыки.

1 балл – ребенок начинает делать движения под музыку, но они не передают характер и ритм музыки.

В соответствии с критериями нами было выделено три уровня развития чувства ритма : высокий, средний и ниже среднего.

Высокий – 6 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 3-1 балл

Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.

Результаты диагностики в процентном соотношении представлены на диаграмме Рисунок 1.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 9 детей (56%) находятся на среднем уровне, 7 детей (44%) на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.

Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвало первое задание. Ритмический рисунок, хотя и с небольшими неточностями, исполнили 9 детей (56%, а у остальных 44% ритмический рисунок не соответствовал ритму заданной мелодии.

С удовольствием и желанием потанцевали под музыку 15 детей, но у них не было смены движений в зависимости от характера музыкального произведения, его ритма. Один ребенок не смог воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии и выполнить движения, соответствующие характеру музыки.

Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию чувства музыкального ритма.

Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 8 человек в каждой (экспериментальную и контрольную).

В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать задания для развития чувства музыкального ритма.

2. Провести экспериментальное исследование.

Важную роль в развитии чувства ритма, прежде всего, выполняют музыкально – ритмические упражнения, а так же музыкальные игры. В них дети отражают и передают в движении ритмический рисунок звучащей музыки. Так же в музыкальных играх развивается быстрота двигательной реакции, способность к быстрой смене движений в соответствии с характером музыки.

В своей работе мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма :

«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

Использовалась аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

Методика проведения: Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами». Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками». После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. ( Текст песни: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».) Когда дети освоят движения под пение, упражнение проводится только под инструментальную музыку.

«Ножки весело стучат» муз. Г. Ф. Вихаревой.

Использовалась аудиозапись песни «Ножки весело стучат» музыка Г. Ф. Вихаревой.

Методика проведения: педагог дает детям прослушать новую песню, которая называется «Ножки весело стучат», вместе с детьми определяет, что песня веселая. Затем предлагает детям потанцевать. Педагог показывает движения в соответствии с текстом песни, а дети повторяют. Обращает внимание детей на ритмичность музыки, говоря, что выполнять движения нужно дружно, всем вместе. В первом куплете («Как у наших у ребят ножки весело стучат») – они топают одной ногой; во втором («А устали ножки, хлопают в ладошки») – хлопают в ладоши; в третьем («А потом в присядочку пляшут дети рядышком») – выполняют «пружинку»; а в четвертом («А как пустятся бежать – никому их не догнать») – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся «топотушкой». В конце танца педагог хвалит всех детей.

«Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой.

Использовалась аудиозапись песни «Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой, кукла – неваляшка.

Методика проведения: Педагог говорит детям, что к нам в гости пришла кукла – неваляшка. Дети смотрят, как она качается. Затем педагог просит детей покачаться также, как куколка. Дети выполняют движения, поочерёдно отрывая ноги от пола (передают метрическую пульсацию). После этого педагог предлагает детям потанцевать под музыку. Дети танцуют по показу педагога, ритмично выполняя движения, в соответствии с текстом песни: «Мы матрешки, вот какие крошки, и у нас, и у нас чистые ладошки»– показывают ладошки; «Мы матрешки, вот какие крошки, И у нас, и у нас новые сапожки» – выставляют ногу на пятку; «Мы матрешки, вот какие крошки, Поплясать, поплясать мы хотим немножко» – выполняют «пружинку»; «Ох устали мы плясать, теперь будем отдыхать» – качают головой. В начале каждого куплета дети покачиваются с ножки на ножку, изображая матрёшек.

«Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой

Использовалась аудиозапись песни «Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой.

Методика проведения: педагог предлагает детям прослушать песню «Розовые щечки» и определить характер музыки. Мелодия очень веселая. Затем педагог приглашает детей потанцевать. Дети ритмично выполняют движения в соответствии с текстом песни по показу педагога. В первом куплете ( текст песни: «Малыши, малыши – розовые щечки. А у нас, а у нас – звонкие ладошки») – дети ритмично хлопают в ладоши, во втором ( текст: «Малыши, малыши – розовые щечки. А у нас кулачки – словно молоточки») – ритмично ударяют кулачком по кулачку, в третьем ( текст: «Малыши, малыши – розовые щечки. А у нас, а у нас – весело в садочке!») – выполняют «пружинку», а в четвертом куплете ( текст: «Малыши, малыши – розовые щечки. А у нас, а у нас – ротик на замочке!») – указательный палец ритмично прикладывают к губам.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Использовалась аудиозапись мелодии «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Методика проведения: Педагог проводит беседу о том, что делают дети на прогулке, когда светит солнышко (гуляют, играют). Что они будут делать, если вдруг пойдёт дождик (будут прятаться под зонтик или под крышу). Затем, дети слушают музыку «Солнышко и дождик». После этого, педагог приглашает детей погулять. Музыка звучит спокойно, напевно. Педагог поё т: смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, а дети спокойно ходят в разном направлении, передавая шагами метрическую пульсацию. Далее педагог поет: мы похлопаем в ладошки, очень рады солнышку. Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши, передавая ритм мелодии. Под звуки металлофона педагог раскрывает зонтик, подпевая «дождь идет», и все дети прячутся под зонтик. А педагог спрашивает: «Никого дождь не замочил, все успели спрятаться?» В последствие, эту игру можно использовать на прогулке.

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)

С целью определения эффективности разработанной методики по развитию чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

Задачи контрольного эксперимента:

1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.

2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях.

На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.

Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на диаграмме рисунок 2 и на диаграмме рисунок 3.

Рисунок 2. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.

Рисунок 3. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы.

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих детей. По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла. У остальных детей результат улучшился на один бал.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе, можно заключить, что изменений в результатах на контрольном этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.

Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням развития чувства музыкального ритма можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.

В экспериментальной группе двое детей переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.

В контрольной группе у детей не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма.

Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на диаграмме рисунок 4.

Рисунок 4. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития чувства музыкального ритма.

Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

3 этап – заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта

В процессе опытно – исследовательской работы мы наблюдали за детьми, проводили беседу о характере прослушанной музыки и провели педагогический эксперимент в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили уровень развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста. Для диагностики использовались два диагностических задания. Первое задание на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени», и второе – соответствие движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.

В итоге мы выявили, что 56% детей находятся на среднем уровне, 44% детей на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.

В ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели целенаправленную работу по развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмических движений. На этом этапе осуществлялась проверка гипотезы «Если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма».

Цель контрольного эксперимента – выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.

Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что использование музыкально-ритмических движений в музыкальных играх способствуют развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста.

В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально-ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста» достигнута. Доказана гипотеза исследования: если использовать музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма. Поставленные задачи решены.

Публикация «Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства» размещена в разделах

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами : палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками). Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!

Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят:

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)

1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.

Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».

2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *