220104, г. Минск, ул. Глебки, 88
Приемная: тел. +375 17 357 45 72
Ректорат
Полное наименование: Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования»
Банковские реквизиты: р/с BY49 AKBB 3632 6327 6000 1540 0000
ЦБУ № 527 ОАО «АСБ Беларусбанк» BIC AKBBBY2Х, ул. Воронянского, 7аУНП 101077412 ОКПО 37396062В квитанции об оплате в графе «назначение платежа» указать наименование платной услуги и Ф. И. О. плательщика
В каталоге сиcтемы ”Расчет“ услуги ГУО «Минский областной институт развития образования» находятся в разделе:
Для проведения платежа необходимо:
Исполняющий обязанности заведующего кафедрой
(017) 367 44 02
Цель работы кафедры – обеспечение качества психолого-педагогического сопровождения руководящих работников и специалистов образования Минской области
Кафедра выполняет следующие функции, определенные в Положении о кафедре психолого-педагогического сопровождения и управления от 03.01.2022 № 22:
для воспитателей общежитий
КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Феноменология конфликта. Определение понятия «конфликт». Признаки конфликта: биполярность; активное противодействие, направленное на устранение противоречия; наличие субъекта или субъектов как инициаторов конфликта. Негативные и позитивные стороны конфликта. Формула конфликта. Общая схема принятия интегративного решения. Моделирование разрешения конфликтной ситуации на основе стратегии компромисса. Стратегии поведения участников конфликта. Сотрудничество как наиболее конструктивная стратегия взаимодействия конфликтующих сторон.
Список использованных источников
Семинар-практикум – 1,5 час.
План проведения семинара
Материалы и оборудование:
I. В СТУПЛЕНИЕ (слайд 1)
1.1. Приветствие и самопрезентация ведущих семинара.
– Добрый день уважаемы коллеги!
Мы, педагоги-психологи, рады приветствовать вас на семинаре-практикуме для воспитателей общежитий БНТУ «Конфликты и пути их решения».
1.2. Представление гостей семинара.
– Сегодня на нашем мероприятии присутствуют и уважаемые гости, поприветствуем их.
1.3. Ознакомление участников семинара с содержанием работы семинара.
– Уважаемые коллеги, сегодня с помощью работы над упражнениями, заданиями, актуализации ваших знаний по конфликтологии, нашей с вами обоюдной активности будем разрешать конфликтные ситуации и размышлять в рамках обозначенного проблемного поля.
II. Практический блок
2.1. Актуализация знаний участников семинара в отношении понятия «конфликт».
– В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «конфликт», какой смысл мы вкладываем в содержание данного понятия? Сейчас мы с вами это проясним с помощью упражнения, которое проведет Ирина Станиславовна.
2.2. Упражнение-разминка «Ассоциации».
Цель: актуализаций знаний участников семинара о понятии конфликт.
Психолог первому участнику группы говорит слово «конфликт», далее по цепочке каждый участник называет свое слово-ассоциацию.
какими разными могу быть итоги конфликта, как мы по-разному воспринимаем одно и тоже понятие «конфликт».
III. Теоретический блок
3.1. Определение понятия конфликт (слайд 2)
Слово «конфликт» используется нами в самых разных ситуациях: когда возникает семейная ссора, когда обостряются отношения между государствами, когда два человека излишне эмоционально и негативно выражают свое мнение, когда у нас самих возникают сильные противоречия, например, между долгом и желанием.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия. Причем конфликт возникает тогда, когда противоречия между людьми осознаются ими настолько острыми, что нуждаются в разрешении. Конфликты – нормальное явление в нашей жизни.
А по словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, тем с большим числом ситуаций противоречий в интересах приходится сталкиваться.
Конфликты могут возникнуть при любых жизненных обстоятельствах, и на какой бы уровень сложности они не выходили, для конфликтующих сторон это всегда повышенные переживания, расстройства, огорчения, сопровождаемые стрессами, озлобленностью, чувством вины или боли и т.п.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.
3.2. Негативные и позитивные стороны конфликта (слайд 3)
– Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, альтернатив или проблем, дает дополнительную информацию.
– Как вы думаете, всегда ли конфликтные ситуации несут в себе только лишь негатив, либо в них можно найти и положительные стороны? Как Вам кажется, что отрицательное (положительное) несет в себе конфликт?
– Эту таблицу можете не запоминать, т.к. памятку с позитивными и негативными сторонами конфликта вы сможете найти в папке с методическими материалами, которую для вас подготовили педагоги-психологи и вручат вам ее в конце семинара.
Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликт ведет к развитию, стимулирует поиск решения проблем и т.д.
Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия.
При всех плюсах и минусах конфликты – неизбежны, более того зачастую необходимы, иногда помимо них проблемы так и не разрешаются.
3.3. Типология конфликтов (слайд 4)
– Рассматривая проблематику конфликта, стоит обозначить типологию конфликтов. Таким образом, по составу участников конфликта, конфликты бывают:
(пришел уставший, раздраженный с работы)
(ссора в комнате общежития по поводу неубранных вещей на обеденном столе между двумя студентами)
(между неформальными малыми группами в составе одной общности)
Конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы – коллективы подразделений организации)
Конфликты в больших социальных группах (социальные, политические, межкультурные и т.п.)
Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа.
3.4. Структура конфликта (слайд 5)
– Уважаемые коллеги, сегодня в процессе семинара мы в своей речи употребляем понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация». Как вы думаете, есть ли различия в содержании понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация»?
Мы понимаем, что разница есть, но нам сложно говорить, поэтому на презентации вы можете видеть определения обсуждаемых понятий.
– Какое понятие мы ассоциируем со словом «столкновение», а какое – со словом «противоречия»? («Столкновение» – конфликт, «противоречия» – конфликтная ситуация) (Слайд 5).
– противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; противоположные цели или средства их достижения; несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
– случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
– это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
IV. П РАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
– Чтобы принимать решения в конфликтной ситуации, необходимо разобраться в их структуре, чем мы сейчас и займемся с Яниной Анатольевной.
4.1. Упражнение «Формула конфликта» (Слад 5)
Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.
Участники делятся на подгруппы, каждая подгруппа получает набор карточек: «конфликт», «инцидент», «конфликтная ситуация». Психолог зачитывает определенные ситуации, участники, поднятием карточки, определяют к какой из структурных частей конфликта они относятся.
4.2. Формула конфликта. (слайд 6)
– Таким образом, конфликт представляет собой накладывание инцидента на конфликтную ситуацию. Инцидент здесь еще можно заменить словом катализатор, активизирующим, запускающим механизмом конфликта.
КОНФЛИКТНАЯ + ИНЦИДЕНТ == КОНФЛИКТ
– Эту формулу и все ее составляющие с интерпретацией их содержания вы сможете также найти в папке с методическими материалами, которую подготовили для вас ваши психологи.
IV. С ТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (слайд 7)
– Вы сказали, что для того, чтобы конфликтная ситуация не переросла в конфликт, нужно исключить инцидент, а каким образом можно выстроить свое поведение в конфликтной ситуации, чтобы не произошел конфликт, сейчас мы с вами это обсудим.
Американские психологи Р. Томас и Р. Х. Киллмен разработали систему классификации стилей поведения индивида в конфликтной ситуации. В эту систему включены пять основных стилей, в основе которых лежит несовпадение интересов двух или более сторон.
Поведение в конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить: а) собственные интересы (действуя пассивно или активно),
в) интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально)
ориентация на цели другого
– Уважаемые коллеги, подумайте, пожалуйста, какую бы стратегию реагирования в конфликтной ситуации вы выбрали, если бы знали, что ваш оппонент более компетентен, чем вы, либо обладает большей властью, чем Вы?
Чтобы ты выиграл, я должен проиграть», «Другой более компетентен»
Предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему на встречу.
может быть признана рациональной, когда
– предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной,
– необходимо восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
– когда чувствуйте, что у вас недостаточно шансов или власти победить.
– Какую бы тактику поведения, как воспитатель общежития применили для этих студентов? (Развели бы по разным этажам общежития, устранили бы их друг от друга, дали время, чтобы эмоции утихли. На эмоциональном уроне конфликт решить невозможно, необходимо перевести с эмоций в рациональное русло, тогда проблема может быть решена, но для этого надо время).
(уклонение, уход, игнорирование) («Конфликт? Какой конфликт?» Не стоит делать из мухи слона»)
Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится, уйти от конфликта.
Такое поведение может быть уместным
– если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности,
– если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает),
– если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.
(конкуренция, доминирование, борьба) «Чтобы я победил – ты должен проиграть», «Выигрывает тот, кто сильнее»
– этот стиль может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточной властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы.
Этот стиль эффективен, когда:
– исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;
– вы обладаете достаточной властью, авторитетом и для вас очевидно, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
– вы чувствуйте, что у вас нет иного решения и вам нечего терять;
Однако, это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, т.к. кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать.
Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то поводу расходиться с точкой зрения какого-то значимого лица.
Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.
«Ты – мне, я – тебе»
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность или одно и тоже помещение).
Является наиболее эффективным в ситуациях, когда:
– обе стороны имеют одинаковые убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
– удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
– вас может устроить временное решение, т.к. нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны;
– компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять.
– Таким образом, наиболее считается активный стиль —
Избегание и приспособление
Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы
Конфликтологи отмечают, что хорошо адаптированный к социальной среде человек обычно пользуется большей частью рассмотренных стилей поведения в зависимости от конкретного содержания внешнего конфликта.
– А сейчас с Ириной Станиславовной на практике будем вырабатывать эффективные и неэффективные способы реагирования в конфликтной ситуации
5.1. Упражнение «Компромисс»
Для выполнения упражнения группу необходимо разделить на 2 подгруппы.
Инструкция для участников: «каждой подгруппе необходимо выработать эффективные и неэффектвные способы реагирования в конфликте».
– ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая неуместные, на ваш взгляд, вопросы.
– один студент в комнате готовится к экзамену, другой включил громко музыку и мешает готовиться.
– Уважаемые коллеги, Вам нравится фоновое сопровождение нашего мероприятия? Поблагодарим за подбор музыки нашего психолога социально-педагогической и психологической службы центра Анастасию Сергеевну, а педагога-психолога Ирину Анатольевну за фотографии, которые мы будем иметь удовольствие просматривать в память о семинаре!
– А мы идем дальше и рассмотрим оставшийся нерассмотренным стиль сотрудничество.
Кратко установку на сотрудничество обычно формируют так: «Не ты против меня, а мы – против проблемы»
– интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой. Этот стиль наиболее труден, т.к. требует более продолжительной работы. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Такой стиль требует умения объяснить свои желания, выслушать друг друга, сдерживать эмоции.
Этот стиль эффективен в ситуациях, когда:
– необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений;
– у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной;
– стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения.
Сотрудничество – характеризуется как наиболее эффективный и трудный способ. Ни одна из сторон не стремиться добиться цели за счет другой.
Из перечисленных стилей только один – сотрудничество – является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации.
В профессиональной среде наиболее эффективными являются сотрудничество и соперничество. В семейных отношениях одним из наиболее удачных способов разрешения сложных жизненный ситуаций может быть компромисс, используемый в сочетании с сотрудничеством.
– Какие же качества необходимы личности, чтобы быть эффективной в процессе сотрудничества? Сейчас мы с вами это проанализируем в упражнении, которое проведет Янина Анатольевна.
5.2. Упражнение «Качества».
упражнения: дать возможность проанализировать свои личностные качества и соотнести их с качествами «неконфликтной личности», т.е. личности, способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях.
Инструкция: перед вами стоит задача выработать сообща перечень качеств личности, необходимых для эффективного сотрудничества, в том числе в конфликтных ситуациях. Для этого в микрогруппах по 5 6 человек необходимо обсудить и предложить перечень не более 10 качеств личности, являющихся важными для эффективного межличностного общения. После выполнения задания, представители микрогрупп зачитывают свои перечни, при этом каждое предлагаемое качество обосновывается и обсуждается группой. В результате общей работы группой должен быть составлен список качеств в количестве не более 10.
Возможные варианты ответа:
– Таким образом, стиль разрешения конфликта, поведения в конфликте связан с индивидуально-психологическими особенностями человека, жизненным опытом и конфликтным содержанием ситуации, которая привела к конфликту.
«На мультимедийном экране вам предложены незаконченные фразы. Необходимо выбрать любую фразу и завершить ее».
VI. З АВЕРШЕНИЕ СЕМИНАРА
6.1. Заключительное слово приглашенных гостей. Завершение семинара.
– Большое спасибо, уважаемые гости, за теплые слова в наш адрес!
6.2. Финальная песня.
– А в завершение нашего мероприятия наш психолог от лица всех психологов нашего центра подарит вам музыкальную композицию.
6.1. Вручение методических материалов. Фотографирование.
– Уважаемые коллеги, в нашем с вами сотрудничестве мы учтем все Ваши пожелания. А еще мы Вам приготовили больше, чем можем рассказать в силу временного регламента нашего мероприятия.
– Вы наверно, обратили внимание, что на стенде размещена подборка литературы по конфликтологии, это достаточно представительная и по объему, и по содержанию область знания и книги, которые мы предлагаем вашему вниманию, довольно внушительные. Также на стенде размещены учебно-методические материалы, брошюры по конфликтной проблематике, методические материалы и разработки психологов, педагогов социальных нашей службы. Вы можете с ними ознакомиться, возможно вас что-то заинтересует.
– На столе размещены буклеты по проблеме нашего семинара-практикума, каждый воспитатель может взять себе для образца в общежитие по одному буклету.
– А еще каждый психолог подготовил своему воспитателю папку с методическими материалами, которые Вы можете использовать в своей работе. Папка содержит рекомендации, памятки, тест К. Томаса «Стиль поведения в конфликтной ситуации», который Вы сможете легко сделать сами, определив свой доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации.
Навигация
«Век живи – век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, scio me nihil scire (ничего не знаешь)», – утверждал Козьма Прутков. Что ж, им, мудрецам, виднее, и трудно с ними не согласиться. Ведь чем больше человек знает, тем больше его размеры незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё. Познать непознанное и совершенствовать свои знания – это те цели, ради которых стоит жить, а для этого нужно не созерцать, а действовать. Добро пожаловать на мой мини-сайт. Надеюсь, мои материалы будут вам полезны и интересны. Буду рада вашим комментариям. Давайте вместе двигаться вперёд, ибо non progredi est regredi. А «природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи).
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Эрих Фромм “Искусство любить”
Виктор Франкл “Человек в поисках смысла”
Мой взгляд на мир
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
Моё портфолио
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы
Чтобы расположить здесь слайд-шоу из ваших фотографий, перейдите по ссылке Редактировать слайд-шоу и добавьте свои фотографии.
гендерная психология, педагогическая психология
музыка, чтение, путешествия.
ГБОУ Лицей 554 Приморского района Санкт-Петербурга
Звание, ученая степень: магистр психологических наук
О себе
Живу и работаю в г. Санкт-Петербурге