Человек, переживший несколько войн. Его имя знает каждый школьник. Какой была жизнь великого писателя Константина Симонова? Откуда он брал вдохновение и какое творческое наследие оставил?
Биография и личная жизнь Константина Симонова
Кто такой Константин Симонов? Это известный писатель, журналист, сценарист, драматург и общественный деятель. Одна из ключевых фигур советской литературы.
Детство и юность писателя
Константин Симонов — это писательский псевдоним. Настоящее имя — Кирилл Симонов. Он родился 28 ноября в далеком 1915 году.
Это было сложное время. Детство маленького Симонова проходило на фоне войн, восстаний и революций. А взрослому Симонову было суждено окунуться в бедствия Великой Отечественной войны. Весь XX век стал для писателя огромной «кровавой» книгой, в которую он вписал свою историю.
Детство писателя сложно назвать легким:
Мальчик сильно картавил и у него плохо получалось выговаривать свое имя. Поэтому он начал представляться Константином. Маме новое имя пришлось не по душе, она продолжала называть его Кирюшей. Но имя Константин так прочно закрепилось за сыном, что очень скоро весь мир узнал о нем именно как о Константине Симонове.
Будущий писатель окончил семилетку и увлекся идеями социализма. Тогда он решил, что его призвание – работа на заводе. Константин поступил в ФЗУ по специальности токаря по металлу.
Вскоре он устроился работать на Саратовский завод, а после на Московский. Параллельно с этим поступил в Литературный институт им. Горького. После стал аспирантом Московского института философии им. Чернышевского, где остался работать.
Война в жизни писателя
Константин Симонов: YouTube/Информ TV
Константин Симонов взрослел и понимал, что его будущее в литературе. В 1939 году писателя призвали в армию в качестве военного корреспондента. Он уехал в Халхин-Гол освещать военный конфликт с Японией.
После возвращения домой Константин вступил в РККА в качестве военного корреспондента. Начал сотрудничать с такими известными газетами, как «Красная звезда» и «Известия».
Военным корреспондентом он прошел всю Великую Отечественную войну. Этот период навсегда запечатлелся в памяти писателя и оставил огромный след в его творчестве. За свой героизм Симонов получил множество медалей и наград. Он начинал как старший комиссар батальона, а ушел в запас полковником.
Муза любви сопровождала Константина на протяжении всей жизни. Однако ни одна женщина так и не смогла остаться единственной в сердце писателя. У Симонова было несколько браков, и в каждом из них писатель черпал вдохновение для творчества:
Валентина Серова — третья жена писателя: YouTube/Информ TV
Роман с талантливой актрисой стал, пожалуй, самым ярким и трагичным в жизни Константина. Валентина принимала ухаживания писателя, но не была готова к серьезным отношениям. Слепо влюбленный Симонов был готов ждать.
Все изменила война. Константин уехал на фронт, откуда часто писал Валентине. А когда вернулся, они поженились. Супруги недолго жили счастливо. Актриса не справилась со своими душевными переживаниями и начала спиваться на глазах у мужа.
В 1950 году в распадающемся на глазах союзе родилась дочь Мария. Валентина продолжала терять роли. Симонов ушел от нее к другой женщине в 1956-м.
Последней женой Симонова стала искусствовед Лариса Жадова. У нее был сильный характер и добрая душа. У них родился один общий ребенок, дочь Александра. Супруги прожили вместе более двадцати лет, вплоть до смерти писателя от рака легких в 1979 году.
Творческий путь Константина Симонова
О Константине Симонове можно сказать словами его же героя: «Всю жизнь любил он рисовать войну». Только немного изменить эти строки: «Всю жизнь он рисовал войну и любовь». Именно эти две темы красной линией проходят через все творчество Симонова.
Какие произведения написал Константин Симонов? У писателя был редкий дар. Ему одинаково прекрасно удавались стихи, пьесы и поэмы, рассказы, повести и романы. Среди самых известных работ стоит отметить стихотворение «Жди меня» и роман «Живые и мертвые».
Чем известен Константин Симонов? Несмотря на многочисленные таланты и большое количество сфер деятельности, Симонов остался в истории в первую очередь великим поэтом и прозаиком, автором строк «Жди меня, и я вернусь».
Творческий путь Константина начался, когда он был студентом. В журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия» были опубликованы его первые стихотворения в 1936 году.
Годы войны оставили сильный отпечаток в памяти писателя. В тот период он создал множество лирических стихотворений:
«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали.
Мать придет и увидит конвертов клочки:
“Все ли есть у него, все ли зимнее дали?” —
И, на счастье твое, позабудет очки.»
Стихотворения объединены в две книги:
Вторая книга посвящена Валентине Серовой. Достать этт сборник было практически невозможно. Стихи переписывали вручную, отправляли на фронт и учили наизусть, чтобы не потерять. Ни у одного поэта того времени не было такого грандиозного успеха, как у Симонова после выхода этого сборника.
Бессмертным стихотворением из сборника стало «Жди меня». Оно словно пропитано надеждой на то, что возлюбленная дождется писателя с войны:
«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло».
Писатель часто посвящал стихотворения своим женам. Например, первой жене он посвятил поэму «Пять страниц». Написал он это произведение, уже будучи женатым второй раз. В нем ощущается тоска и переживания от разрыва:
«Что ж такое случилось,
что больше не можем мы вместе?
Где не так мы сказали,
ступили не так и пошли,
И в котором часу,
на каком трижды проклятом месте
Мы ошиблись с тобой
и поправить уже не смогли?»
В 1952 году мир увидел первый роман Симонова «Товарищи по оружию». В 1959-м написан самый известный роман «Живые и мертвые», ставший впоследствии трилогией. В этом произведении писатель отразил переживания войны: «Он думал о своей бригаде и ни о чем другом, потому что ничего другого у него не было». Режиссер Александр Столлер снял фильм по роману с одноименным названием.
Симонов писал о вечном — о войне и любви. Его произведения бессмертны, как и эти темы. Он является символом своей эпохи. Голосом людей, которые изо всех сил хотели жить и любить, даже во время войны.
ТЕМА: ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. К ОНСТАНТИН СИМОНОВ. Ж ИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, писателя-фронтовика, участника ВОВ К. М. Симонова; воспитание любви и патриотизма к своей Родине и народу; развитие интереса к истории героического прошлого России; развитие образного мышления, творческого воображения путём воздействием на эмоции и чувства учащихся; развитие речи учащихся и выразительного чтения; коррекция памяти и мышления учвщихся.
Человек, о котором пойдёт речь, был удивительным, необыкновенным поэтом и писателем, драматургом и журналистом. Его судьба складывалась непросто, Она преподнесла ему немало сложных испытаний, но он выдержал их достойным образом и ушёл из жизни настоящим бойцом, до конца выполнивший свой гражданский и военный долг. В наследство потомкам он оставил свою память о войне, выраженную в многочисленных стихах, очерках, пьесах и романах. Его имя – Константин Михайлович Симонов. Биография этого человека, поистине, заслуживает особого внимания. (Слайды №1,2)
Симонов Кирилл (это настоящее имя писателя) родился в Петрограде 15 (28) ноября 1915 года. Отца своего он совсем не помнил. Отец ушёл воевать в Первую мировую войну и пропал без вести. ( Слайд №3).
Когда Симонову было четыре года, он с мамой – Оболенской Александрой Леонидовной переехал жить в Рязань. Там у Кирилла появился отчим – Иванишев Александр Григорьевич. Это был кадровый офицер, полковник Красной армии. Жизнь всей семьи проходила в постоянных переездах по гарнизонам и командирских общежитиях. Военный быт. Строгая дисциплина, почти военная. Всё это повлияло на формирование характера будущего поэта и писателя. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванишеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отец». ( Слайд №4).
Потом был Саратов. В Саратове Симонов окончил семь классов и поступил в фабрично-заводское училище. Некоторое время работал токарем в Саратове, а потом в Москве, куда в 1931 году переехала семья. в Эти годы он начал сочинять свои первые стихи. В 1934 году юноша поступает в Литературный институт имени М. Горького. В 1936 году Симонов впервые опубликовал свои стихи в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». ( Слайд №5).
Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя, хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено было стать судьбой его поколения.
Судьба возложила на его плечи нелёгкий солдатский труд ещё до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне в Монголии, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». В Монголии он знакомится с маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. С Халхин-Гола он привёз книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям: (Слайды №6,7).
Когда бы монумент велели мне Воздвигнуть всем погибшим здесь в пустыне, Я б на гранитной тёсаной стене Поставил танк с глазницами пустыни; Я вкопал его бы, как он есть, В пробоинах, в листах железа рваных, – Невянущая воинская честь Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах. На постамент взобравшись высоко, Пусть, как свидетель, подтвердит по праву: Да, нам далась победа нелегко. Да, враг был храбр. Тем больше наша слава.
Эту книгу стихов Симонов подписывает новым именем. Он меняет своё имя Кирилл на имя Константин. С этого момента он – Константин Симонов. По возвращении из Монголии в 1940 году Константин Симонов поступает на курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
Симонову 25 лет. Он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола идёт его пьеса «История одной любви», готовится к постановке новая пьеса «Парень из нашего города». Симонов полон творческих планов. ( Слайд №8).
(Звучит музыка А. Александрова «Священная война»).
Началась Великая Отечественная. Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств, главной темой его творчества, делом, судьбой. В своей автобиографии Симонов пишет: «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны». ( Слайд №9).
С 1941 года – Симонов, военный корреспондент газеты «Красная звезда», едет на фронт. В своих военных работах Симонов одним из первых обратился к теме русского человека на войне. ( Слайд №10).
): Многие поэты писали о войне. Но особенно достоверно описывал бои и сражения, передавал чувства и переживания бойцов К. М. Симонов. Поэт знал, что было на сердце у фронтовика тяжким летом 41-го, он пишет стихотворение «Родина»: (Слайд №11).
: Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспомнишь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспомнишь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам, Далёкую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
): В июле 1941 Симонов в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда» прибыл в 388-ой стрелковый полк, который находился в 6-ти километрах от белорусского города Могилёв. Задачей подразделения была оборона города. Бой шёл 14 часов на Буйническом поле. Несмотря на колоссальные потери немецкой армии полк попадает в окружение. ( Слайд №12).
): Пробираясь вместе с бойцами из окружения по просёлкам Могилёвщины и Смоленщины, молодой корреспондент впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей в беде и горе. Погибшие однополчане Симонова навсегда остались у него в памяти и стали образцом мужества и настоящего героизма.
: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный больше, чем вёрстами, Шёл трак, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, всё-таки родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на просёлках свела.
Ты помнишь, Алёша, изба под Борисовом, По мёртвому, плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьём, Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые, Покуда идите, мы вас подождём».
Мы вас подождём! – говорили нам пажити. Мы вас подождём! – говорили леса. Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища По русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока ещё милуют, Но, трижды проверив, что жизнь уже вся, Я всё-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Война коснулась не только взрослых, но и детей. В 1941-ом поэт был потрясён седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет об этом стихотворение:
: Майор привёз мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надёжней моста Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал.
Здесь это горе знают понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть соей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, еде отнят у мальчишки он.
: Война несла горе и страдания в каждый дом. В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер.» (Слайд №14).
: Если дорог тебе твой дом, Где ты русским выкормлен был, Под бревенчатым потолком, Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том Тебе стены, печь и углы, Дедом, прадедом и отцом В нём исхоженныё полы;
Если мать тебе дорога – Тебя выкормившая грудь, Где давно уже нет молока, Только можно щекой прильнуть,
Если вынести нету сил, Чтоб фашист , к ней постоем став, По щекам морщинистым бил, Косы на руку намотав;
Если ты отца не забыл, Что качал тебя на руках, Что хорошим солдатом был И пропал в карпатских снегах,
Если ты фашисту с ружьём Не желаешь навек отдать Дом, где жил ты, жену и мать, Всё, что родиной мы зовём, –
Знай: никто не спасёт её, Если ты её не спасёшь; Знай: никто его не убьёт, Если ты его не убьёшь;
: Как никогда с первых дней войны проявилось единство и братство народа, вставшего на защиту своего Отечества, своего дома. Это единение и братство звучит в стихотворении К. Симонова «Дом в Вязьме». Бойцы идут ночью в атаку, не зная останутся ли они живыми. Дом становится символом морального единства.
: Я помню в Вязьме старый дом. Одну лишь ночь мы жили в нём.
Мы ели то, что бог послал, Мы пили, что шофёр достал.
Мы уезжали в бой чуть свет. Кто был в ту ночь, иных уж нет.
Но знаю я, что в смертный час За тем столом он вспомнил нас.
В ту ночь, готовясь умирать, Навек забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым, Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кровь пополам – Так жизнь в ту ночь открылась нам.
(Звучит музыка Н. Богословского «Тёмная ночь»).
Война, как вор, подкралась в каждый дом, оторвала людей от родной земли, разрушила домашний очаг, разделила семьи, разлучила с любимыми.
: Когда на выжженном плато Лежал я под стеной огня, Я думал: слава богу, что Ты так далёко от меня, Что ты не слышишь этот гром, Что ты не видишь этот ад, Что где-то в городе другом Есть тихий дом и тихий сад, Что вместо камня – там вода, А вместо грома – клёнов тень, И что со мною никогда Ты не разделишь этот день;
: Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и артистами фронтовых бригад с эстрады. Его переписывали друг у друга, посылали своим любимым, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт. (Слайды №15,16).
: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт;
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: – Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, – Просто ты умела ждать, Как никто другой;
: Это стихотворение поднимало бойцов в атаку, вселяло надежду и веру в победу. И долгожданная победа пришла.
(Звучит музыка Д. Тухманова «День Победы»).
Отгремели бои. Пришла долгожданная победа. Но для миллионов матерей эта война принесла невосполнимую утрату. Об этом стихотворение Симонова. (Слайд №18).
: Все годы войны Константин Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству поэта Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боёв, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное».
: За четыре года войны около 30-ти раз Симонов ездил в короткие и длительные командировки на фронт как военный корреспондент. ( Слайд №17).
: Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, рыбачий полуостров, снова на Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвёртый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная Германия.
(Звучит музыка М. Блантера «Корреспондентская застольная»).
Многим знакомы эти строчки. Обычно её называют «Песенка военных корреспондентов. Эти стихи написал военный корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов, а музыку известный композитор Матвей Блантер, ранее написавший знаменитую «Катюшу».
: В лёгкой, непринуждённой, а местами и шутливой форме, песня рассказывает нам о повседневной работе – подвиге военных журналистов, благодаря которым современники и потомки узнали о страшных и героических событиях Великой Отечественной войны.
Жив ты или помер – главное, чтоб в номер Материал успел ты передать. И чтоб, между прочим, был фитиль всем прочим, А на остальное – наплевать!
: Константин Симонов начал войну в звании лейтенанта, к концу войны ему было присвоено звание полковника. За время Великой Отечественной войны Симонов был награждён орденом Знак почёта, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I-ой степени, медалями За взятие Берлина, За победу над Германией и многими другими медалями.
: После окончания войны Симонов возвращается к мирной жизни. Он становится главным редактором журнала «Новый мир», возглавляет редакцию «Литературной газеты». Его избирают секретарём Союза писателей СССР. Он пишет очерки, статьи. ( Слайды 19,20).
: Но главной темой его творчества остаётся тема – война. По его сценариям были поставлены фильмы «Бессмертный гарнизон», «Нормандия-Неман», «Двадцать лет без войны».
: Об истинном лице войны К. Симонов вновь заговорил в конце 50-х годов. Открытием и откровением стал его роман – трилогия «Живые и мертвые», в котором автор рассказывает о пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне. В 1964 году режиссёр Александр Столпер снял филим «Живыё и мёртвые» по дноимённому роману К. М. Симонова. ( Слайд № 21,22).
Поэт Николай Тихонов назвал Симонова «голосом своего поколения».
Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя – Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал — с живыми и мертвыми.
С тыльной стороны камня – литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». ( Слайд №23).
Здесь недалеко сохранились остатки рва, чтобы остановить танки, но их остановил не ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было. Помнил об этом всю свою жизнь и однажды обмолвился, что хотел бы, чтоб его прах был развеян на Буйническом поле боя под Могилевом.
В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит:
Каждая эпоха рождает поэтов, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу. Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи. Вот таким поразительно современным поэтом был Константин Михайлович Симонов.
Завершая рассказ о поэте, писателе-фронтовике Константине Михайловиче Симонове, хочу предложить вам посмотреть фрагмент из документального фильма «Константин Симонов», где прозвучит его живой голос, где он делится своими воспоминаниями о тех далёких днях Великой Отечественной войны, участником которой он был сам. ( Фрагмент документального фильма).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№382 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Константин Симонов. Подвиг слова
Выполнила: Боброва Вероника, 6 «А» кл.
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Кириллова Ольга Владимировна
Все дальше отдаляясь от памятной даты победы в Великой Отечественной войне, мы все реже вспоминаем о подвигах, совершенных людьми во имя свободы и мира у нас на земле. За каждым бойцом, сражавшимся в те страшные годы, стоит целая история, за каждым событием – личность. Нашему поколению просто необходимо помнить все это, чтобы не повторять ошибки прошлого. Люди, защищавшие нашу Родину живы, пока живут в нашей памяти. Симонов был одним из тех людей, которые испытал на себе все ужасы войны. Его, как и сотни других мужчин, отправили на фронт. Проходя свой нелегкий фронтовой путь, он все годы войны вел дневник, и потом по этим воспоминаниям писал свои произведения. Интересно именно то, что легло в основу каждого из них, какие события тех страшных дней могли найти отражение в творчестве великого писателя. Все это и стало основной целью моей работы. Мне бы хотелось больше узнать о жизни самого писателя, проследить его фронтовой путь, познакомиться с еще неизвестными мне произведениями писателя. Я узнала, что дневниковые записи Константина Симонова были опубликованы в неизменном виде под названием «Сто суток войны». С этого произведения и начался мой путь исследования.
Отчим был приверженцем строгой дисциплины, для него всё имело своё время и место. Но в то же время, влияние Оболенских влекло Кирилла в другую сторону. В ленинградском доме своей тёти Софьи Оболенской, работницы библиотеки, он написал первое стихотворение.
Симонов рос в Советском Союзе тридцатых годов, казалось, что расцветает новая жизнь и вокруг появляются новые возможности. Ребёнком и подростком Кирилл всем сердцем верил в новое советское общество, однако, скорее всего, он осознавал, что вследствие своего происхождения полностью этому обществу не принадлежит. Возможно, именно поэтому после получения семилетнего образования Симонов оставил школу и начал учиться на токаря.
Его оптимистический взгляд на новую Россию вскоре подвергся суровому испытанию. Почти сразу после ухода Кирилла из школы его отчим был арестован, а он сам и его мать были выселены из квартиры. Найдя работу в Москве, Симонов сумел опубликовать несколько стихотворений. По совету издателя, он поступил в Литературный Институт имени Горького.
К 1940 году, будучи в возрасте 25 лет и уже сменив своё имя на Константина (имя особенно распространённое в семье Оболенских), он утвердился как поэт и драматург. Однако та Россия, которая поддерживала поэта и была созвучна его таланту, в те годы проходила сквозь ужас репрессий.
Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда». За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны. Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.
Умер писатель 28 августа 1979 года в Москве, а прах его был развеян, согласно завещанию, над Буйничским полем (Белоруссия). Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.
Германия напала на Советский Союз. Об этом становиться известно из сообщения Молотова в полдень этого же дня. Советские войска были застигнуты врасплох. Организации мощных контрударов по противнику препятствовало то, что они относительно равномерно были распределены по всему фронту вдоль всей границы и рассредоточены на большую глубину. При таком построении трудно было противостоять противнику.
Ему всего двадцать пять лет, когда из звонка по телефону он узнает о нападении гитлеровской германии на Советский Союз.
Дальше движение он будет продолжать на машине. Симонов, двигаясь на восток, пересекает реку Березину. Здесь он впервые попадает под обстрел, с воздуха непрерывно скидывают гранаты и стреляют по редкому лесочку, где находятся солдаты, вокруг твориться неразбериха. Люди не готовы к войне, в панике разбегаясь, они падают замертво.
Неожиданное нападение врага прекращает все внутренние колебания Симонова. Поэт, наконец, с полной уверенностью осознает, по какому жизненному пути должен идти дальше, и чувствует полное единение с обществом, к которому принадлежит.
Уже в первый год войны Симонов стремительно взлетел на небывалую высоту как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами, фильмами и прозой он внёс значительный вклад в восстановление боевого духа советского народа, потрясенного вторжением немецких захватчиков.
Как выражение собственных чувств поэта, наиболее знаменитое его стихотворение , для бессчётного числа русских солдат и их близких оно выражало то, во что хотелось верить. И именно как выражение веры народа это стихотворение имело чрезвычайное значение.
В первые годы войны Симонов казался непоколебимым. Стихотворение «Если бог нас своим могуществом» было написано в осаждённой Одессе, где смерть смотрела ему в глаза. На её взгляд поэт ответил смехом, смиряясь с ней как с неизбежностью. Что бы он хотел взять с собой на небеса? Всё, что пережил или мог пережить на земле, даже смерть:
Даже смерть, если б было мыслимо, Я б на землю не отпустил, Всё, что к нам на земле причислено, В рай с собою бы захватил.
И за эти земные корысти, Удивлённо меня кляня, Я уверен, что бог бы вскорости Вновь на землю столкнул меня.
«Мы, пройдя через кровь и страдания,
Снова к прошлому взглядом приблизимся,
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
Слишком много друзей не докличется
Повидавшее смерть поколение,
И обратно не все увеличится
В нашем горем испытанном зрении».
Напишет он в одном из более поздних своих стихотворений.
Этим человеком был полковник Кутепов, чей полк окопался на ржаном поле близ Могилева и ценой своих жизней сдерживал натиск врага, пока другие части отступали. Кутепов после тяжелого боя с мальчишеским задором рассказывал Симонову, как они били танки врага:
В дневнике он пишет: «В правом углу была божница, а на широкой лавке сидел старик, одетый во все белое — в белую рубаху и белые порты, — с седою бородой и кирпичной морщинистой шеей.
Бабка, маленькая старушка с быстрыми движениями, усадила нас рядом со стариком на лавку и стала поить молоком. Сначала вытащила одну крынку, потом — другую.
Зашла соседка. Бабка спросила:
— А Дунька все голосит?
— Голосит, — сказала соседка.
— У ней парня убили, — объяснила нам старуха.
Потом вдруг открылась дверь в сени, и мы услышали, как близко, должно быть в соседнем дворе, пронзительно кричит женщина. Бабка, сев рядом с нами на лавку, спокойно следила, как мы жадно пьем молоко.
— Все у нас на войне, — сказала она. — Все сыны на войне и внуки на войне. А сюда скоро немец придет, а?
— Не знаем, — сказали мы, хотя чувствовали, что скоро.
— Должно, скоро, — сказала бабка. — Уже стада все погнали. Молочко последнее пьем. Корову-то с колхозным стадом тоже отдали, пусть гонят. Даст бог, когда и обратно пригонят. Народу мало в деревне. Все уходят.
— А вы? — спросил один из нас.
— А мы куда ж пойдем? Мы тут будем. И немцы придут — тут будем, и наши вспять придут — тут будем. Дождемся со стариком, коли живы будем.
Она говорила, а старик все сидел и молчал. И мне казалось, что ему было все равно. Все — все равно. Что он очень стар и если бы он мог, то он умер бы вот сейчас, глядя на нас, людей, одетых в красноармейскую форму, и не дожидаясь, пока в его избу придут немцы. А что они придут сюда — мне по его лицу казалось, что он уверен.
Потом по этим воспоминаниям Симонов напишет стихотворение, которое посвятит Алеше Суркову, там будут такие строки:
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны поэзия была необходима не только на фронте, в местах боевых действий, но и для тех, кто остался в тылу, – матерям и любимым, женам и детям.
«Твой голос поймал я в Смоленске,
Но мне, как всегда, не везло –
Из тысячи слов твоих женских
Валентина в возрасте 21 года уже была восходящей звездой сцены и экрана. Недолгое время она была замужем за Анатолием Серовым, истребителем-асом, героем гражданской войны в Испании и сталинским любимцем, вскоре погибшим в авиационной катастрофе. Впоследствии у неё было несколько любовников, но никого она не любила так сильно, как Серова, и всю жизнь носила его фамилию.
Стихотворения 1941-1945 годов, в особенности те, что были адресованы Валентине, впоследствии включённые в сборник «С тобой и без тебя», скорее всего и явились основой поэтической славы Симонова. Лучшие из них выражают конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к Валентине и воинским долгом перед Россией; кроме того, в них скрыто и упоение той целеустремлённостью, что была дарована ему обстоятельствами, и страх перед тем, какой будет жизнь без этих двух направляющих его стихий.
«Симонов сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда и тем помог им в трудную пору войны».
В дневниках Симонова есть одна очень важная самооценка – он относит себя к тем литераторам, которые вполне сознательно стремятся «написать войну правдиво и буднично, как великий и страшный труд.
Война стала для Симонова временем, когда его лирические произведения достигли абсолютной вершины. Книгу «С тобой и без тебя» невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым.
Он призывало вопреки всему – надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. « Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин.
«Поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело”.
Проследить военный и творческий путь Константина Симонова в соответствие с целью моей работы, я смогла по его дневниковым записям, большинство из которых в неизменном виде были собраны и опубликованы под названием «Сто суток войны». Опираясь на этот материал, я постаралась проследить за его творческой деятельностью, попыталась проникнуть в саму суть произведений, которые с такой достоверностью отразили эти страшные первые годы войны.
Я сделала вывод, что главной задачей Симонова было показать дух Армии, конкретного человека в условиях фронта, показать жизнь, условия, сформировавшие характер героя. Изучая некоторые дневниковые записи К. Симонова, я отметила, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа. В основе каждого произведения, нашли отражение события тех страшных дней. Из его творчества мы узнаем не только о жизни и военном пути самого автора, но и о судьбах других людей, с которыми он встречается на фронте. В героях его произведений мы видим образы людей, с которыми Симонову пришлось сражаться бок о бок с врагом. Эти люди, поражая его своим героизмом, бесстрашием и отвагой, навсегда были запечатлены на страницах произведений писателя. Подвиг этих героев не
Симонов настойчиво стремился к тому, чтобы раскрыть героизм солдата без всяких прикрас и преувеличений, во всей его подлинности.
Симонов был бесстрашным солдатом, посвятившим себя изгнанию противника и достижению победы в войне. К тому же, Симонову повезло в том, что оружием, доверенным ему для борьбы с Гитлером, поэт владел в совершенстве. Этим оружием было его перо. Поэт, с первых дней войны надевший военную форму, понимал могучую силу слова, пройдя весь фронтовой путь от начала и до конца войны, он мог не стыдиться, он совершил свой подвиг, подвиг слова!
1) Симонов Константин. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 01. Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы
2) Симонов Константин. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 09. Разные дни войны: дневник писателя. Том 2: 1942-1945 годы
3) Симонов Константин. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 04. Живые и мертвые: Книга 1