Kristina Александровна Papoyan
Эксперт по предмету «Психология»
Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.
Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.
В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:
Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.
Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.
Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.
Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:
«Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности» 👇
Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.
Ценностные
ориентации личности как динамическая
система
1.1. Общая характеристика
о ценностях и ценностных
ориентациях личности
Аристотель, рассматривая
в «Большой этике» отдельные виды благ,
впервые вводит термин «ценимое»
(«тимиа»). Он выделяет
На смену описанной
философской традиции, оказавшей влияние
и на религиозное мировоззрение
средневековья с его представлением
об идеальном характере ценностей, в
новое время приходит период формирования
научных основ знания, ставящий под
сомнение саму возможность использования
ценностных категорий.
В отечественной социологии проблема
принятия личностью ценностей различных
социальных групп также активно
разрабатывалась в работах ряда
авторов, среди которых можно выделить
прежде всего исследования В. Я. Ядова,
И. С. Кона, Н. И. Лапина, С. Г. Климовой, В.
П. Вардомацкого и др.
Таким образом, в развитии представлений
о личности в приведенных «биологизаторских»
теориях выявляется определенная общая
закономерность, которая заключается в
постепенном принятии идеи о социальной
обусловленности поведения человека и,
соответственно, обращении к проблеме
ценностных ориентации. Однако наибольшее
значение ценностные ориентации личности
имеют в гуманистической и экзистенциальной
психологии.
Г. Оллпорт, полагая, что источником
большинства ценностей личности является
мораль общества, выделяет также ряд
ценностных ориентации, не продиктованных
моральными нормами, -например,
любознательность, эрудиция, общение и
т. д. Моральные нормы и ценности
формируются и поддерживаются посредством
внешнего подкрепления. Они выступают
скорее в качестве средств, условий
достижения внутренних ценностей,
являющихся целями личности. Преобразование
средств в цели,
Таким образом, теоретические концепции
второй половины XX века
и, прежде всего, отечественная традиция
раскрывают психологическую природу
ценностей через введение практически
тождественных понятий «ценностные
ориентации личности» и «личностные
ценности», которые различаются, по
существу, лишь отнесением ценностей
скорее к мотивационной либо смысловой
сферам. Ценностные образования,
рассматриваемые как важнейший
функциональный компонент структуры
личности, становятся, тем самым, предметом
анализа общей психологии.
Предметом исследования в статье является проблема ценностных ориентаций и ее место в структуре личности, определение понятия ценностных ориентаций и их сущности в философии, социологии и психологии.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.
The subject of researching in this article is the problem of value orientations and its place in the structure of personality definition of concept, of value orientations and their essence in philosophy, sociology, psychology.
Key words: values, value orientations, philosophy, sociology, psychology.
Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук — философии ценностей, аксиологии — теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:
В социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).
По мнению автора, ценности, ставшие внутренними побудителями субъекта, и есть ценностные ориентации, которые являются регуляторами его поведения.
Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, социальная психология, ценностная ориентация, ценность, группа личностей, компонент структуры личности, окружающий мир, отношение, поведение, установка личности.
Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, «хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений»1.
Хотя было бы явно неверным сводить ценности даже малой группы к механической «сумме ценностей» ее членов, тем не менее система индивидуальных ценностей каждого из них в известной (а если речь идет о высокозначимых, с точки зрения идеальной представленности в сознании других членов сообщества, то и в достаточно существенной) степени проявляется как на уровне собственно ценностных ориентаций, так и динамических процессов в группе.
Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.
На основе анализа поведенческих стратегий, избираемых испытуемыми, участвовавшими в многочисленных экспериментах, построенных на играх с ненулевой суммой, таких как «Дилемма заключенного» и «Дальнобойщики», Мак-Клинток и Либранд пришли к выводу о том, что «индивиды, как правило, демонстрируют одну из трех ценностных ориентаций, или стратегий во взаимодействии с другими людьми.
Сотрудничающие индивиды заинтересованы в максимизации совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером.
Соперничающие индивиды ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей в сравнении с выигрышами партнера. Они стремятся превзойти своего партнера.
Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера»1.
Понятно, что если гипотеза о трех типах ценностных ориентаций, связанных с социальным взаимодействием, и верна, то как собственно личностные ценностные ориентации, так и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. При этом в группах низкого уровня развития будут наиболее часто и отчетливо проявляться доминантные поведенческие стратегии, обусловленные индивидуальными ценностными ориентациями членов, в то время как в группах высокого уровня развития на первый план в этом отношении выходят именно групповые ценности и нормы.
С точки зрения социально-психологической практики, ценностные ориентации каждой конкретной группы представляют бесспорный интерес в собственно содержательном плане, прежде всего, для определения просоциальной либо асоциальной направленности данного сообщества. И все же наиболее значима проблема групповых ценностных ориентаций именно при определении уровня развития группы и, в частности, такого его показателя, как уровень групповой сплоченности.
Следующий принципиальный шаг в изучении ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы связан с концепцией деятельностного опосредования А. В. Петровского. По мнению Г. М. Андреевой, «существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т. е. переход от установления единства ценностных ориентаций к еще более высокому уровню единства — единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности»1.
Практический социальный психолог при решении вопроса об уровне социально-психологического развития конкретной группы или организации должен помнить, что степень межличностной сплоченности является одним из определяющих показателей того, с каким типом общности он имеет дело.
* * * – особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития.
Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной действительности и мотивы поведения по их значимости для нее и выступают в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения.
* * * идеологические, Политические, моральные и другие основания для оценки человеком окружающей действительности.
* * * основания оценок индивидом окружающей действительности и ориентации в ней. Ср. личностный смысл.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
.
В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.
Ключевые слова:
ценностные ориентации, система ценностей, направленность личности, развитие личности, ценность.
Интерес к ценностной сфере отдельной личности и также групповой системе ценностей общества на различных исторических этапах развития общества обусловлен многоаспектностью роли формирования ценностей в различных процессах, таких как целеполагание, осознание смысла жизни, построение жизненного пути личности и т. д.
Исторические события, которые обусловили перестроение многих аспектов жизнедеятельности общества в период новейшей истории, обусловили необходимость переоценки системы ценностей, как индивидуальных, так и групповых.
Ценностные ориентации личности представляют собой важную характеристику личности, так как система ценностных ориентаций человека обусловливает его поведение и выстраиваемые взаимоотношения с другими представителями социума.
По степени сформированности ценностных ориентаций личности можно сделать вывод о стадии развития личности, именно данный факт обуславливает то, что в психологической науке ценностные ориентации принято считать одним из важных компонентов структуры личности. Если у личности развитые ценностные ориентации, данный факт свидетельствует о зрелости личности, ее сформированности, противоречивость ценностных ориентаций является показателем проявления инфантилизма, такая личность является незрелой.
В психологической науке существует множество подходов к рассмотрению ценностных ориентаций в структуре личности, однако исследователи признают, что особенности строения ценностных ориентаций обуславливают направленность личности, и определяют субъективное отношение личности к реальной действительности.
Определение понятия «ценность» многоаспектно и рассматривается в рамках многих гуманитарных наук, таких как философия, социология, культурология, психология и многих других.
Наиболее общепринятое определение понятия «ценность» можно рассмотреть как представленное синтезированное определение из элементов нескольких определений. Ценность представляет собой субъективное отношение человека к предмету (значимость предмета для человека) в процессе его познавательной и преобразующей деятельности.
В литературе, посвященной описанию психологических исследований, часто встречается отождествление смысла понятий «ценностные представления» и «ценности». В отличие от других гуманитарных наук в психологии акцентируется внимание исследователей на субъективной природе формирования ценностей, как индивидуальных, так и групповых.
Ценности рассматривают как сформированные впоследствии конкретных исторических условий явления, которые имеют определенное общественное значение.
Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах:
– как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.);
– как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.
Ценностные ориентации представляют собой сложное структурированное явление, которое состоит из трех элементов:
1) когнитивный — знания человека;
2) эмоциональный — эмоциональная реакция человека;
3) поведенческий — проявляется в поведении человека, которое обусловлено системой ценностных ориентаций.
Исследователи в рамках психологических наук рассматривают ценностные ориентации с точки зрения различных подходов.
А. В. Петровский рассматривает формирование личности как ее развитие, процесс и результат. Особо подчеркивается важность оценки человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Как определенную категорию установок ценностные ориентации рассматриваются И. Н. Истоминым. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида складывается определенное отношение к конкретному предмету или явлению, существенно определяющее его дальнейшее поведение.
Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительные установки не на осознание наличия предметов и явлений, а на их реализацию, то есть проявления показывают направленность личности на достижение целей (приобретение ценностей).
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках исследований ценностных ориентаций в психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению явления.
Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах: — как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.); — как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.
Ценностные ориентации способствуют формированию концепции жизненного пути личности, формирует ядро мотивации жизнедеятельности, а также обуславливает формирование смысложизненных ориентаций личности в процессе ее жизнедеятельности, также принято считать, что система ценностей человека обуславливает построение им жизненной стратегии.
- Бакланов Г. И., Ткаченко А. В. Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе // Актуальные проблемы социологического сопровождения образования, 2019.
- Дубровина И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. — М.: «АПН», 1983.
- Истомин И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. — М., 1979.
- Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, жизненный путь личности, направленность личности, психологическая наука, детерминант поведения человека, система ценностей, ценностная ориентация личности, жизненная стратегия, реальная действительность, социальная психология.
В
житеской психологии под словом «ценности»,
подразумевается культурологические
ценности, выработанные человечеством
за историю его существования и вознесения
на пиг современной культуры. Понятно,
что один человек в число своих ценностей
включает еду, деньги, вещи и иных не
признает, а другой считает еду, вещи,
деньги условиями существования, а
ценностями избирает любовь, труд,
прекрасное, природу, познание.
Смысловые
образования предельного обобщения
превращаются в ценности, и человек
сознает собственные ценности, только
относясь к миру как целому. Поэтому
когда говорят о человеке, то естественно
приходят к понятию «ценность». Это
понятие рассматривается в разных науках:
аксиология, философии, социологии,
биологии, психологии. В ценностях
сконцентрированы опыт и результата
познания прошлых поколений людей,
воплощающие устремленность культуры
в будущие ценности рассматриваются как
важнейшие элементы культуры, придающие
ей единство и целостность.
Ценности
охватывают жизнь человека и человечества
в целом во всех его проявлениях и
сторонах, а это значит, что они охватывают
познавательную сферу человека, его
поведение и эмоционально-чувственную
сферу.
Следует
отметить, что многие авторы разделяли
все обозначенные и подходы, само выделение
этих подходов, достаточно условно и
отражает различные стороны феномена
ценностей. Все многочисленные определения,
на наш взгляд, образуют совокупность
трех базовых подходов, а именно:
1)
Ценность как значимость;
2)
Ценность как выбор;
3)Ценность
как феномен, характеризующийся
определенными признаками.
Кроме
того, можно выделить особенности
исследования ценностей в рамках различных
наук. Так для философского исследования
характерны: глобальность, а также
рассмотрение ценностей в различных
контекстах: историческом, культурном;
в то время как для социального и особенно
социально-психологического исследования
характерным можно назвать: стремление
строго развести понятия “ценность”,
“потребность”, “цель”, “норма”,
“ценностные ориентации” и т.п., попытки
классификации ценностей по различным
основаниям, выделение структуры ценностей
личности.
В
отечественной литературе понятие
ценностных ориентаций было введено в
послевоенной социальной психологии
как аналог философского понятия
ценностей, однако четкое концептуальное
разграничение между этими понятиями
отсутствует.
Ценностные
ориентации, являются одним из центральных
личностных новообразований, выражают
сознательное отношение человека к
социальной действительности и в этом
своем качестве определяют широкую
мотивацию его поведения и оказывают
существенное влияние на все стороны
его действительности. Система ценностных
ориентаций определяет содержательную
сторону направленности личности и
составляет основу ее взглядов на
окружающий мир, к другим людям, к себе
самой, основу мировоззрения, ядро
мотивации и «философию жизни». Ценностные
ориентации – способ дифференциации
объектов действительности по их
значимости (положительной или
отрицательной).
Ценности
существуют как многоуровневая система,
в которой есть высшие ценности –
ценности-цели и второстепенные –
ценности-средства. Ценности личности
образуют систему ее ценностных ориентаций,
т.е. систему важнейших качеств личности.
Эти ценностные ориентации определяют
некоторую основу сознания и поведения
личности, они обуславливают ее развитие
и формирование.
Система
нравственных ценностных ориентаций
как идеал воспитания представляет собой
интегративное личностное образование,
выражающееся в направленности личности
на идею гуманизма, раскрывающуюся через
категории достоинство, ответственность,
доброта, уважение, сочувствие, содействие,
и характеризующееся переходом от
эмоционально-положительной оценки к
оценочному суждению, побуждающему
активность человека по ее присвоению.
Осознавая
собственные ценностные ориентации,
человек имеет свое место в мире, размышляет
над смыслом и целью жизнедеятельности.
Существует
также понятие «ценностных отношений».
Персональная иерархия ценностей
невоспроизводима и строго индивидуальна.
Комбинация сочетания взаимоотношений
субъекта и объекта и взаимосвязей
ценностных выборов бесконечна.
Прослеживание социального развития
личности производится через динамику
его конкретных и частных отношений к
общечеловеческим ценностям, аккумулирующим
в себе достижения культуры.
Первый
параметр – степень сформированности
иерархической структуры ценностных
ориентаций, очень важен для оценки
уровня личностной зрелости женщины.
Дело в том, что интериоризация ценностей
как осознанный процесс происходит лишь
при условии наличия способности выделить
из множества явлений те, которые
представляют для него некоторую ценность
(удовлетворяют его потребности и
интересы), а затем превратить их в
определенную структуру в зависимости
от условий, близких и далеких целей всей
своей жизни, возможности их реализации
и тому подобное.
Не
трудно заметить, что такая способность
может осуществиться лишь при высоком
уровне личностного развития, включающего
определенную степень сформированности
высших психических функций сознания и
социально-психологической зрелости.
Второй
параметр – содержание ценностных
ориентаций (их направленность),
характеризующий особенности
функционирования ценностных ориентаций,
дает возможность квалифицировать
содержательную сторону направленности
личности находящейся на том или ином
уровне развития. В зависимости от того,
какие конкретные ценности входят в
структуру ценностных ориентаций
личности, каковы сочетание этих ценностей
и степень большего или меньшего
предпочтения их относительно других и
тому подобное, можно определить, на
какие цели жизни направлена деятельность
человека. Анализ содержательной стороны
иерархической структуры ценностных
ориентаций может также показать, в какой
степени выявленные ценностные ориентации
беременных соответствуют общественному
эталону, насколько они адекватны цели
воспитания.
Можно
утверждать, что определение ценностных
ориентаций начинается с попытки их
соотнесения с другими понятиями. Тем
не менее, в каждом теоретическом подходе
можно наблюдать определенный, фиксированный
набор ценностей, который структурируется
путем предпочтения индивидом каждой
их них.
– смысложизненную
систему, объединяющую ценности
человеческой жизни, определяющую цели
бытия, человеческой сущности, ценности
свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие
ценности;
– витальную
систему – это ценности сохранения и
поддержания повседневной жизни, здоровья,
безопасности, комфорта;
– интеракционистскую
систему – это ценности и суждения важные
в межличностном и групповом общении:
хорошие отношения, спокойная совесть,
власть, взаимопомощь и т.д.;
– социализационную
систему – ценности, которые определяют
процесс формирования личности: социально
одобряемые и наоборот.
Ценности
включают пять необходимых черт:
а)
они всегда есть представления или
верования;
б)
знания о состояниях, которых желательно
достичь;
в)
следы специфических ситуаций;
г)
содержат возможность селекции каких-то
событий в жизни человека или в эволюции
его поведения;
д)
имеют некоторую степень важности.
Выделение
этих характерных черт ценностей весьма
продуктивно для понимания их роли в
социальном познании: во-первых, потому
что сами ценности трактованы как
когнитивные элементы («знания»,
«представления»), а во-вторых, потому
что обозначен механизм их воздействия
на сам процесс познания.
Индивид
осознает мир через призму ценностей;
социальный мир, естественно, рассматривается
через призму социальных ценностей. Они
могут быть разного уровня: глобальные
– добро, красота, свобода и пр. и приближенные
к обыденной жизни – хорошая семья,
благополучие, дети и т.п. Для каждого
конкретного человека существует проблема
соотнесения ценностей общества, культуры
с его собственными ценностями.
Так,
В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов метафорически
называют ценности «осью сознания»,
полагая, что вокруг этой оси организуется
восприятие человеком мира. Такой контекст
рассмотрения проблемы ценностей
достаточно приближен к психологическому
подходу, В психологии ценности
рассматриваются как абстрактные цели,
которые нужны человеку для того, чтобы
иметь некоторую «точку отсчета» для
конкретного оценивания тех или иных
событий. Ценности выступают как регуляторы
социального поведения личности и группы.
Однако они не действуют непосредственно:
ценности реализуются в системе ценностных
ориентации человека как важнейшего
элемента общей структуры диспозиций
личности. Таким образом, в психологической
традиции при анализе ценностей
высвечивается их значение для личности,
прежде всего в качестве регулятора
поведения и деятельности, основы для
мотивации. Это, впрочем, не означает
сведения всей проблематики ценностей
только к ее психологическому аспекту.
Некоторая
неоднозначность в трактовке ценностей
в психологии приводила к попыткам
упорядочить эту проблематику. Самую
существенную попытку предприняли Н.
Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория
универсального содержания и структуры
ценностей, где ценности трактуются как
представления людей о целях, которые
служат руководящими принципами в жизни.
Такой постановкой вопроса ценности
неизбежно связываются с проблемами
социального познания: они есть некоторые
представления, т.е. категории, при помощи
которых человек обозначает те или иные
явления мира.
Итак,
мы
пришли
к следующим выводам:
–
В
современной науке понятие «ценностных
ориентаций» соотнесено с ценностными
стандартами группы, класса, нации,
социальной системы, с другой стороны с
мотивационными ориентациями личности;
–
Ценностные ориентации – важнейшие
элементы внутренней структуры личности,
закрепленные жизненным опытом индивида,
всей совокупностью его переживаний и
отграничивающие значимое, существенное
для данного человека от незначимого
несущественного;
–
Ценностные ориентации – сложный
социально-психологический феномен,
характеризующий направленность и
содержание активности личности,
являющийся составной частью системы
отношений личности, определяющий общий
подход человека к миру, к себе, придающий
смысл и направление личностным позициям,
поведению, поступкам;
–
Ценности не являются неизменными, раз
и навсегда упорядоченными, их перестройка
возможна;
–
Система ценностных ориентаций выражает
внутреннюю основу отношений личности
с действительностью;
–
Система ценностных ориентаций определяет
содержательную сторону направленности
личности и составляет основу ее взглядов
на окружающий мир, к другим людям, к себе
самой, основу мировоззрения, ядро
мотивации и «философию жизни».
Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности
Ценности и ценностные ориентации имеют большое значение в развитии личности каждого человека. Это связано с тем, что любая деятельности человека связана с ними напрямую. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят от его ценностных ориентаций, которые выступают в виде своеобразной модели их становления.
Особо необходимо отметить роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы представляют собой фундамент не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.
Жизненные планы – это планы, которые диалектически сочетают в себе ближайшие цели человека с его отдаленным будущим и реальным настоящим, имеющимися условиями существования.
От уровня жизненных планов зависит развитие индивидуального сознания, успешности общественных взаимоотношений и специфика положения в социуме. Все эти компоненты являются крайне важными для развития всей жизненной программы индивида.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности
Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.
Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:
Особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций играет зрелость личность. То есть, процесс «созревания» личности оказывает прямое воздействие на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Именно поэтому они рассматриваются как важнейшая характеристика зрелой и сформировавшейся личности.
Ценностные ориентации
— в , признаваемых им в качестве стратегических жизненных и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя Ц. о. рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и Ц. о. различались либо по параметру «общее—индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в . Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта , а Ц. о. — как субъективных концепций ценностей или разновидностей (социальных ), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции личности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
.
.
(англ. value orientations) — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). Син. система ценностей. Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернализации) т. н. социальных ценностей. В социологических концепциях Ц. о. нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С др. стороны, именно формирование Ц. о. нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения. ( Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
.