В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.
Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z — унитарное государство?
Пройти тестирование по этим заданиямВернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества представляет собой страна Z? Как относятся к природе в таком обществе? Какой основной фактор производства в таком обществе? Как такой тип общества влияет на требования к кадрам (работникам)? Укажите два требования.
В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.
В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?
Премьер-министр страны Х объявил о начале масштабной реформы образования. С этой целью для оснащения мультимедийным оборудованием школ увеличивается целевое финансирование, создаются региональные
платформы для ведения электронных дневников и журналов. Какая тенденция образования реализуется в ходе данной реформы? Укажите два признака, по которым вы определили эту тенденцию. Приведите две любые другие тенденции современного образования. Какой тип общества существует в стране Х?
Экономика государства Z основана на промышленности, производящей стандартную продукцию. Для нее характерны частная собственность и свобода хозяйственной инициативы, высокий уровень конкуренции. Доля государственного сектора в экономике незначительна.
Появилась массовая культура, наблюдается бурное развитие средств средств массовой коммуникации, растет урбанизация.
В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а так же гарантии их защиты. Периодически проводятся свободные выборы. Законодательную власть осуществляют парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика государства Z? какой политический режим установился в государстве Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z — президентская республика?
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Итоговый тест по Социологии
Существуют
три основных формата задаваемых вопросов:
открытые вопросы, закрытые вопросы и
вопросы со шкалой ответов.
Открытый
вопрос
– вопрос анкеты, с помощью которого
собирается первичная маркетинговая
информация; он дает возможность
опрашиваемому отвечать своими словами,
что позволяет последнему чувствовать
себя при ответе достаточно свободно,
приводить примеры. Открытые вопросы
часто даются в начале анкеты для
«разминки» респондентов. Однако следует
иметь в виду, что они сложны для обработки.
Выделяются
пять вариантов открытых вопросов:
В
таких вопросах отсутствует предвзятость,
стремление навязать определенный ответ.
Однако ответы на данный тип вопросов
требуют достаточно больших затрат
времени, так как обычно вызывают новые,
дополнительные вопросы. Кроме того,
полученные ответы могут быть
интерпретированы по-разному. Поэтому
их не часто используют при анкетировании.
Закрытый
вопрос –
вопрос анкеты, с помощью которого
собирается первичная маркетинговая
информация; он включает все возможные
варианты ответов, из которых опрашиваемый
выбирает свой. Существует три типа
закрытых вопросов:
Вопросы
со шкалой ответов,
предполагающие проведение измерений
изучаемых свойств и параметров, были
рассмотрены в разделе об измерениях.
Рассмотрим
факторы, которые следует учитывать при
выборе формата вопросов.
При
выборе формата вопросов целесообразно
учитывать:
1)
природу измеряемого свойства;
2)
результаты предыдущих исследований:
3)
метод сбора данных;
4)
желаемый уровень шкалы измерений;
Природа
измеряемого свойства учитывается при
определении, нужен ли ответ типа «да»,
«нет», «не помню» (вопрос: «Покупали ли
вы в течение последнего месяца сигареты
«Мальборо?») или нуже^ шкалированный
ответ на вопрос типа: «Вам нравятся
сигареты “Мальборо”?»
В
ряде случаев исследование основано на
результатах, полученных ранее. В этом
случае используется ранее применявшийся
вопросник. В любом случае целесообразно
использовать ранее апробированные
форматы вопросов, чем изобретать новые.
Что
касается метола сбора данных, то очевидно,
что, скажем, телефонное интервью
предполагает использование относительно
простых вопросников по
сравнениюс,опросами,проводимымипопочте.
С
позиций получения конечных результатов
исследования может быть достаточным
использование шкалы наименований; в
ряде случаев не обходимо ранжирование
измеряемых свойств, а может быть,
проведение статистического анализа,
для чего потребуется использование
шкалы интервалов или шкалы отношений.
Необходимость
учета способностей респондентов при
выборе формата вопросов подтверждают
следующие примеры. Предположим,
исследователь чувствует, что один из
респондентов плохо умеет излагать свои
мысли, неохотно излагает их на бумаге.
Врятли целесообразно в данном случае
использовать открытые вопросы.
Зачастую
анкеты содержат вопросы всех трех
форматов. В этом случае желательно
каждый вопрос оценить с позиций
вышеизложенных требований.
Содержание
вопросов определяется тем, что мы желаем
узнать в результате ответов на поставленные
вопросы. Данная задача облегчается,
если мы имеем ясно очерченную гипотезу,
которую собираемся испытать, или имеем
простую модель, облегчающую наше
понимание исследуемой ситуации.
Определяя
содержание вопросов, необходимо учесть
следующие обстоятельства.
Вопрос
должен быть сфокусирован на единственной
проблеме или теме. Например, не
рекомендуется задавать вопросы типа:
«В каком отеле вы обычно останавливаетесь,
когда вы осушестштяете поездки?»
Сфокусированный вопрос в данном случае
звучит как: «Когда вы находитесь с семьей
на отдыхе и останавливаетесь в отеле в
месте отдыха, какой тип отеля вы обычно
используете?»
Вопрос
должен быть кратким. Следует избегать
неопределенности и многословности
формулировок, особенно когда вопросы
излагаются устно. Сложные, длинные
вопросы рассредоточивают внимание
респондентов на отдельных частях
вопроса, и вместо ответа на весь вопрос
он может дать ответ только на одну его
часть.
Все
респонденты должны понимать заданный
вопрос одинаковым образом и отвечать
на один и тот же вопрос, а не на свои
варианты его домысливания. Для этого
следует использовать четкую терминологию
и очень конкретно формулировать вопросы.
Надо
избегать формулирования в одном
предложении двух вопросов. Например:
«Вы знаете, что фирма «Намбо» продает
электронные игрушки и является
единственным их продавцом в нашем
регионе?» Данный вопрос следует разбить
на два вопроса.
Следует
использовать повседневный язык
респондентов, термины, понятные каждому
потенциальному респонденту, исключая
жаргон.
Кроме
того, следует помнить, что если даже
респондент готов и желает ответить на
вопросы, он может испытывать при этом
определенные проблемы. Ответы на ряд
вопросов предполагают выработку
определенных оценок, а следовательно,
использование неких критериев. Однако
иногда такие критерии не являются
очевидными, и поэтому респондент может
использовать другие критерии, нежели
предполагал исследователь. Вопрос не
должен выходить за рамки опыта
респондентов. Наверное, бессмысленно
спрашивать подростков о том, какой тип
семейного автомобиля они приобретут
когда женятся. Если вопрос касается
прошлого, помните, что далеко не все
обладают хорошей памятью. Например,
далеко не все помнят, что они купили еще
вчера. Если вопросы касаются будущего,
то следует помнить,что человек часто
меняет свое мнение в зависимости от
обстоятельств. Так результаты будущих
выборов зачастую определяются не
голосами тех, кто четко сделал свой
выбор в пользу той или иной партии, а
скорее всего теми кто изменит свое
мнение.
Следует
относиться очень внимательно к включению
в вопрос каких-то примеров, поскольку
респондент может сосредоточить свое
внимание только на них. Например, вопрос:
«Можете ли вы вспомнить какую-нибудь
рекламу «Панасоник», распространенную
в течение последней недели, скажем в
виде вкладыша в вашей газете?» — может
сосредоточить внимание респондента
только на рекламе в газетных вкладышах.
Не
следует склонять респондента делать
обобщения, выходящие за рамки его опыта.
Например, вопрос: «Беспокоитесь ли вы
о свежести молока, покупая молоко в
магазине?» побуждает респондента
отвечать утвердительно, выходить за
рамки его личного опыта. Более правильно
по данной проблеме задать следующий
вопрос: «Сколько раз во время пяти
последних покупок молока вы беспокоились
о его свежести?»
Вопросы
следует формулировать в нейтральной
тональности бес некоей положительной
или отрицательной оценки рассматриваемой
проблемы. Например, на вопрос: «Сколько
бы вы заплатили за солнцезащитные очки,
предохраняющие ваши глаза от вредных
ультрафиолетовых лучей, приводящих к
потере зрения?» — респондент, скорее,
будет отвечать, сколько он заплатил бы
за что-то, что предохранит его от потери
зрения. Более правильной является
следующая формулировка: «Сколько бы вы
заплатили за солнцезащитные очки,
предохраняющие глаза от ультрафиолета?»
Формулировка
вопроса не должна склонять респондента
к ответу желаемому для исследователя.
Например, при проведении опроса
относительно воздушных мешков для
автомобиля был задан вопрос: «Не будете
ли вы беспокоиться о безопасности
автомобиля до тех пор пока воздушные
мешки не станут элементом его стандартного
оборудования?» Формулировка данного
вопроса предполагает положительный
ответ. Более корректной является
следующая формулировка: «Должны ли
производители автомобилей включать
воздушные мешки в стандартное оборудование
автомобиля?»
Нельзя
в закрытом вопросе излагать неполный
перечень возможных ответов, один из
которых для большинства респондентов
заведомо является неприемлемым. Так,
незадолго до прекращения войны в Чечне
одна социологическая служба провела
опрос. На вопрос: «Что вы предпочитаете:»
1.
Мир в Чечне.
2.
Отделение Чечни от России?
Разумеется
большинство респондентов выбрало первый
вариант ответа. Но здесь существуют и
другие варианты ответов, например: «За
мир в Чечне ; ее вхождение в состав
России».
Надо
противостоять «синдрому жадности» и
не ставить лишних вопросов, без которых
можно обойтись. В то же время переупрошение
проблемы постановка ограниченного
числа вопросов дает возможность
интерпретировать полученные результаты
в желаемом направлении. Особенно этим
грешат социологические опросы по
политическим проблемам. Так в начале
апреля 1997 г. при проведении опроса по
выяснению мнения относительно объединения
России с Белоруссией одна ведущая
телевизионная компания данную сложную
проблему свела к ответам на два вопроса,
главным из которых был: «Как изменится
ваше экономическое положение после
оссоединения с Белоруссией?» Неясно, о
каком периоде времени идет разговор: о
годе, двух и более годах? Опрос был
проведен среди жителей Москвы (об этом
в конце передачи было вскользь сказано).
Очевидно, что полу- енные данные на всю
Россию обобщены быть не могут. Далее,
для получения объективной оценки данной
проблемы необходимо учесть также
политические, военные, нравственные и
другие факторы как в текущей, так и в
стратегической перспективе.
(Здесь
приходит на ум следующий афоризм,
касающийся изучения бщественного
мнения: «Общественное мнение хорошо
тем, что даже
Постоянно
задавайте себе вопрос: «Имеет ли
респондент данные, необходимые для
ответа на поставленные вопросы?»
При
определении числа вопросов следует
руководствоваться тезисом: чем их
меньше, тем больше шансов получить на
них ответы.
Желательно,
чтобы вопросы излагались в определенной
логической последовательности, которая
скорее определяется психологией
восприятия респондента, нежели программой
исследования.
Вначале
следует задать вопросы, с помощью которых
можно определить уровень компетентности
респондентов в области проводимого
исследования. Например, если проводится
исследование мнения потребителей
относительно определенных добавок к
тесту, то прежде сего следует
поинтересоваться, занимается ли
опрашиваемая домашен выпечкой.
Наиболее
трудные вопросы, требующие для ответа
использования специальных шкал и
достаточных затрат умственных усилий,
рекомендуется запрятать в середине или
ближе к концу анкеты.
Обычно
респондент, если дошел до данной части
вопросника, как правило, отвечает и на
оставшиеся вопросы. Опытные интервьюеры
при проведении устного опроса в этом
месте обычно говорят, что интервью
вступило в завершающую стадию.
В
конце вопросника приводятся
классификационные вопросы, постановка
которых в его начале, вследствие их
персонального характера, может вызвать
у респондента желание прекратить ответы
на вопросы. Сюда относятся демографические
вопросы о возрасте, образовании,
национальности, уровне дохода и т.п.
Вопросы,
носящие чрезмерно личностный характер
(«Чистите ли зубы каждый день?», «Часто
ли вы на своем автомобиле превышаем
допустимую скорость?»), обычно помешаются
среди «безвинных» вопросов.
В
ряде случаев в анкету целесообразно
включить так называемые контрольные
вопросы, с помошью которых уточняют,
дополняют сведения, полученные в основных
вопросах. Например, вопрос: «В какой
мере довольны купленной моделью
автомобиля?» — (пятичленная шкала
ответов) дополняется двумя контрольными:
«Хотели бы вы купить в дальнейшем другую
модель автомобиля?» («да»; «нет»; «не
думал») и «Если бы
вы вернулись
в начало покупочной ситуации и могли
бы выбирать новые модели, купили бы вы
ту же модель автомобиля?» («да»; «нет»;
не знаю»).
В
опросном листе основной и контрольные
вопросы должны быть размещены так, чтобы
респондент не улавливал прямой связи
между ними. Поэтому они перемешиваются
другими темами, не относящимися к данной.
Иногда
разработчики опросных листов в качестве
контрольного – закрытому вопросу
используют открытый вопрос и наоборот.
Так, вот вопрос о положительных и
отрицательных сторонах какого-то товара
(закрытый) контролируется открытым
вариантом: «Напишите, пожалуйста, каким
путем можно повысить качество данного
товара?» И наоборот, открытый вопрос:
«Какие характеристики данного товара
вы считаете наиболее важными?» —
контролируется закрытой формой: «Оцените
характеристики данного товара» ( в шкале
от «является весьма важно;: до «является
несущественной».).
Контроль
правильности ответов может также
осуществляться путем помещения в анкету
косвенных вопросов, которые контролируют
ответы на прямой. В этом случае косвенный
вопрос предшествует прямому (основному).
При
разработке вопросника следует помнить,
что одни и те же вопросы, расположенные
в разной последовательности, дадут
разную информацию. Например, если сначала
поставить вопрос об уровне удовлетворенности
деятельностью какой-то организации
(например, банка), а затем — вопросы по
оценке частных особенностей деятельности
данной организации (уровень сервиса,
отношение сотрудников к клиентам,
удобство месторасположения и часов
работы и т.п.), то общая оценка будет
влиять на частные, снижая (или, напротив,
повышая) их независимо от специфики
того или иного аспекта общей ситуации.
Наблюдается, с одной стороны, стремление
респондента психологически оправдать
общую оценку и, с другой стороны, усиленное
действие эффекта «эха» (галло-эффект),
т.е. многократного повторения одной и
той же оценки, отнесенной к общей группе
проблем.
В
таком случае частные вопросы следует
ставить первыми, обобщающие — в конце
соответствующего блока вопросов,
предваряя фразой: «А теперь просим вас
оценить в целом, в какой мере вы
удовлетворены.?»
Выше
рассмотренное носит характер общих
рекомендаций. Однако существует, по
крайней мере, два специальных подхода
к проектированию вопросников:
туннельныйисекционный.
При
использовании
туннельного подхода
имеет место постепенный переход от
широких, общих вопросов к узким, частным
вопросам. Обшие зопросы служат целям
«разминки», а также, если это требуется,
могут носить переходной характер.
Секционный
подход
заключается в том, что последовательно
рассматриваются вопросы по отдельным
темам (блокам вопросов), до их полного
исчерпания. Переход к следующей теме
часто начинается с некоторой вступительной
фразы. Смысловые блоки опросного листа
должны быть примерно одного объема.
Доминирование какого-то блока неизбежно
оказывается на качестве ответов по
другим смысловым блокам, которые
респондент рассматривает как менее
важные.
На
практике зачастую используется комбинация
рассмотренных подходов.
Финальной
стадией разработки вопросника является
кодирование зопросов с целью облегчения
задачи ввода данных в компьютер после
их сбора. Обычно используются числовые
коды, характеризующие разные варианты
ответов.
За
последнее время разработаны специальные
компьютерные программы, которые
осуществляют кодирование вопросов в
вопроснике.
Необходимы
выявление и устранение недостатков
вопросника до начала его широкого
использования, т.е. осуществление
предварительного тестирования вопросника.
Вначале возможно привлечение для этого
своих коллег или товарищей, которые
могут глубоко не разбираться в сути
проводимого исследования, но которые
помогут выявить главные огрехи вопросника.
Затем с целью проверки реакции на
проводимое исследование, используемые
терминологию и последовательность
задаваемых вопросов, содержание
инструкции по выполнению анкеты и т.п.
можно апробировать анкету на единичных
респондентах. В завершение процесса
проверки целесообразно пронести пилотное
испытание анкеты на малом числе
респондентов (пять-десять человек). При
этом применяются те же процедуры отбора
респондентов и их опроса, которые
предполагается использовать при
проведении полномасштабного анкетирования.
Можно
сформулировать следующие вопросы,
ответы на которые служат частным целям
пилотного исследования:
1.
Выдержаны ли требования к языку
опрашиваемого, не получилось ли так,
что для части респондентов язык слишком
труден, для другой, наоборот, примитивен?
2.
Все ли вопросы и варианты ответов
понятны?
3.
Понятны ли респонденту единицы измерения,
имеющихся в анкете?
4.
Компетентны ли опрашиваемые для ответов
на вопросы, не следует ли включать
«фильтры» на компетентность?
5.
Нет ли опасностей получения «угодных»
или стереотипных ответов?
6.
Не слишком ли многочисленны варианты
ответов на вопросы, смогут ли респонденты
справиться с обилием вариантов, как
сократить их число или как расчленить
их по блокам?