Т. С. Ситнер
Нестандартные формы уроков в рамках ФГОС
Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи учителя.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.
Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время ученикам предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между учителем и учениками и изменения позиции ученика в учебно-познавательной деятельности. не на среднестатистического, а на конкретного ученикасодержания работы, ориентированного на каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. актуально тем, что они:
По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
Ю. К. Бабанский предложил интересную модель выбора методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:
– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся
– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Михайлова Наталья Сергеевна доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук
В настоящее время цель школьного обучения – это не только накопление знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как субъекта его образовательной деятельности.
Чтобы достигнуть эффективной познавательной деятельности учащихся, необходимо проводить уроки разнообразно и увлекательно, тем самым мотивируя учеников к обучению. Нестандартные уроки способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению материала.
Основной формой организации обучения в современной школе является урок.
Традиционное обучение – это классно-урочная система, основанная на принципах дидактики Я. А. Коменского.
Отличительные черты традиционной классно-урочной системы:
— класс состоит из учеников одного возраста и уровня подготовки;
— класс сохраняет постоянный состав на весь период обучения;
— основная единица занятия – урок;
— урок посвящен одному учебному предмету (теме), следовательно, все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
— учебной деятельностью руководит учитель, он осуществляет контроль и оценку деятельности.
Основные элементы традиционного урока:
Предназначена для подготовки учащихся к работе (психологический настрой, проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся, организация внимания), определения целей и задач урока.
Необходимо для установления правильности и осознанности выполнения учениками домашнего задания.
Сообщение учителем новых знаний, самостоятельная работа с учебниками. Данный этап урока необходим для приобретения учениками новых знаний, формирования разнообразных умений и навыков.
Этап предназначен для установления прочной связи между новыми приобретенными знаниями и усвоенными ранее и выработки умения применять новые знания на практике.
Домашнее задание подбирается таким образом, чтобы каждый ученик смог его выполнить.
Рефлексия необходимо для того, чтобы учащиеся понимали, для чего они изучают данную тему. Также на этом этапе урока ученики оценивают свою работу и работу одноклассников.
Традиционное обучение ориентировано на запоминание учебного материала учащимися. При выборе традиционного урока проще организовать работу: все нормы четко расписаны и легко выполняются, организация урока привычна и проста. Традиционные уроки приучают учащихся к дисциплине и порядку.
Нетрадиционный урок характеризуется нестандартным подходом к:
Нетрадиционные уроки бывают разных типов: например, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-концерт, КВН, урок-сказка и так далее. Такие уроки вызывают большой интерес у учащихся, особенно у младших школьников. Это позволяет повысить познавательную активность и интерес к учебным занятиям. Кроме того развивается творческий потенциал личности ученика. Нетрадиционные уроки позволяют создать условия для формирования положительных качеств характера (взаимопомощь, воля, трудолюбие, умение работать в команде и др.) и создать установку на творческую деятельность.
Перед учителем открывается широкий выбор методом работы. К примеру, на уроках русского языка и литературы учащиеся с большим интересом разгадывают предложенные учителем кроссворды, ребусы, загадки, шарады и так далее. На традиционных уроках задания такого типа используются нечасто в связи с нехваткой учебного времени. За счет нестандартных заданий урок заметно оживляется, расширяется кругозор учеников, их речь обогащается.
Некоторым ученикам обычные задания малопонятны, трудны, а иногда и вовсе не интересны. Принуждение к их выполнению угнетает ребенка, а словесные просьбы и убеждения не всегда эффективны. Одним из главных достоинств нетрадиционного урока является то, что можно использовать игры. Грамотно подобранная игра может многому научить детей и активизировать его мыслительную деятельность.
Первый этап — постановка проблем, выяснение степени готовности учащихся к их решению, достижению целей урока, определение ситуаций, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие, воспитательные задачи.
Второй этап — сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.
Третий этап — формирование умений и навыков.
Четвертый этап — оценивание итогов обучения, воспитания, развития; оценивание деятельности учащихся, выставление оценки (учителем, учеником, капитаном и т.д).
Таблица 1. Сравнительный анализ традиционного и нетрадиционного уроков
Список использованных источников
УРОК С ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО. Т РАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА
В настоящее время российская образовательная система в целом и начальной школы, в частности, постоянно претерпевает изменения, которые, прежде всего, связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе начального общего образования. Эти изменения указывают на то, что современная система образования явно отличается от традиционной, в которой главной задачей было дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. Приоритетными задачами современного образования являются развитие личности, формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Модернизация образовательной системы не могла не повлиять на организацию урока в начальной школе. Сейчас урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса, но наблюдаются изменения требований к проведению урока и его структуре, предлагается другая классификация уроков и форм его проведения.
Для полного понимания сущности феномена «современный урок» рассмотрим основные дефиниции этого термина, а именно «современный» и «урок». Для этого обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, в котором предлагаются следующие толкования этих понятий:
Исходя из анализа основных дефиниций понятия «современный урок», представляет собой приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа. А также современный урок – это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, которое соответствует уровню своего времени и позволяет сделать вывод для будущего.
Говоря о современном уроке, очень важно понимать отличия традиционной и нетрадиционной формы урока.
Традиционные формы уроков включают структурные компоненты, предложенные методистом А. А. Вагиным:
I. Организационный момент, который включает проверку наличия учащихся с отметкой отсутствующих в классном журнале, подготовку оборудования урока, организацию рабочего места учащихся, психологический настрой учащихся к предстоящей работе.
II. Проверка домашнего задания (исключая вводный урок).
III. Переход к новому материалу (мотивация деятельности).
IV. Сообщение нового материала.
V. Разбор нового материала (осмысление).
VII. Применение новых знаний, умений и навыков.
VIII. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению).
Существует два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход под нетрадиционной формой урока подразумевает отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. Здесь основной формой учебного процесса остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Второй подход трактует нетрадиционные формы урока как инновационные, современные формы урока, появляющиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе.
По форме проведения можно выделить группы нестандартных форм уроков:
На наш взгляд использование нетрадиционных форм урока является одним из способов повышения качества обучения в соответствии с ФГОС НОО. Поэтому считаем целесообразным в качестве примера рассмотреть фрагмент нетрадиционной формы урока. Мы предлагаем проведение урока по окружающему миру в 4 классе в форме телепередачи «Пусть говорят».
Тема урока «Мир глазами эколога. Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды». Цель: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
Для проведения урока-телепередачи необходима предварительная работа с учащимися, которая предполагает распределение ролей: телеведущий, гости в студии, специальные гости и приходящие гости – местные жители, которые жалуются на мусор во дворе, грязные родники, тяжелый воздух из-за выхлопов газов и т.д., а также экологи, которые предлагают пути решения этих проблем; подготовку ведущего, в качестве которого предложен ученик; сценария и вопросов для обсуждения; домашнее задание как чтение статей про экологию. Эту форму урока целесообразно использовать для закрепления знаний, как уже второй или третий урок, на которых учащиеся уже ознакомлены с некоторой информацией по данной теме.
Приведем фрагмент урока. Звучит музыка из программы «Пусть говорят», перед всеми учениками, в центре располагается ведущий.
Ведущий начинает урок: Добрый день, уважаемые зрители, гости и все присутствующие! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить очень важную тему «Современная экология». А для этого мы послушаем ряд проблем, с которыми сталкиваются изо дня в день местные жители. Первым гостем нашей программы является местная жительница Анна Петровна, которая жалуется на неприятные запах, исходящий постоянно из мусорных баков. Здравствуйте, Анна Петровна, расскажите нам свою историю.
Анна Петровна: Добрый день! Живу уже много лет здесь и в последнее время стало там невыносимо жить, потому что постоянный запах из мусорных баков не позволяет открыть окна в доме, прогуляться во дворе, там постоянно собаки бродячие. Жить невозможно и никто ничего не делает!
Так выступает каждый из приглашенных гостей по определенной теме. Потом приглашают 1-2 экологов, которые рассказывают, как бороться с проблемами.
Эколог: Здравствуйте студия, гости и ведущий. Я как представитель экологического движения нашей области знаком с вашими проблемами, мы стараемся следить за всем, решать эти проблемы, но не всегда получается так быстро, потому что их объем огромный. Многое зависит от самого человека, если бы правильно выбрасывали мусор – не было бы такого запаха, или вовремя вывозили его.
Следует отметить, что подобные уроки не только активизируют и повышают мотивированность младших школьников в учебе, но и невольно способствуют усвоению и закреплению знаний, которые должен получить младший школьник.
Таким образом, урок является основополагающей организационной формой процесса познания мира учащимися, особенно в начальной школе. В соответствии с государственным стандартом нового поколения начальной школы, образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и направлено, прежде всего, на освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. Поэтому при организации образовательного процесса учителю необходимо формировать такие условия, при которых у детей возникнет мотивация к учебе, что определяет актуальность использования нетрадиционных форм уроков, которые являются эффективным способом повышения качества обучения.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения учебе. Единственной формой обучения в школе является урок.
– это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика. Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества к школе, породили новый термин в методике обучения – «современный урок», который противопоставляют традиционному уроку. Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.
Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего Современное образование должно , когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути самореализации.
Главное на уроке (и самое сложное) – соблюсти разумный баланс между “увлекательными элементами” и кропотливым трудом. Применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят
Создавая условия для получения каждым человеком информации, нельзя допускать беспорядочного поглощения информации. Необходимо развивать у школьников способность критически анализировать и продуктивно использовать эту информацию, научить их понимать, какая информация обогащает возможности человека, а какая больше отвлекает от работы, чем помогает.
Информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Понятие “новая грамотность” включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети Интернет.
Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Что отличает современный урок
1. Обучение происходит через открытие нового.
2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.
5. Развитие личности.
6. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность.
7. Осознание учениками деятельности, того как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.
8. Поиск новых путей решения.
9. Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.
10. Использование прогрессивных методик и технологий.
Методические требования к современному уроку:
Основные дидактические требования к уроку современного типа
1. Тему формулируют сами учащиеся.
2. Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
3. Обучающиеcя сами планируют способы достижения намеченной цели.
4. В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.
5. Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.
6. Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
8. Домашнее задание на выбор обучающихся.
Зачастую при подготовке во время аттестации педагогических работников вам уважаемые коллеги хотелось бы показать что-то новое и интересное, но в тоже время продуктивное. В этом поможет нетрадиционные уроки
Нетрадиционные уроки – это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
4. Определение форм и методов работы.
Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя интерактивные формы и методы организации учебного процесса.
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А. Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.
Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.
К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя, иногда, кажется, что обучение проходит успешно».
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется всё теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».
Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
– это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
(схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается
(схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят , однако, несмотря на общность, они имеют различия. методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
(схема 3). Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.
“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.” В. А. Караковский
Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ
5. Нестандартные формы уроков Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации. Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);необычные условия работы;
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”, творческой. Есть и другие признаки:
– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;
– нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу “кто быстрее? больше? лучше?”) и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, “расследования”).
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Многие учащиеся с интересом участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков о своей природе и потому способны даже самую сухую информацию и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать – метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. томительным. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения
Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и др
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями. целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки. «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной и/или отношение участников к определенному связи.
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.
- Смирнова Н. А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. – Псков: ПГПИ, 2004.